Дэвид Вебер «Космическая станция «Василиск». -- М.: Эксмо, СПб, 2003 г.
(Серия: Военная фантастика) (первая книга цикла «Вселенная Виктории Харрингтон»)
ум, Честь и совесть ихней эпохи или Правнучка Нельсона/ Боже, храни Королеву!
Садясь на борт шаттла, летящего на главную верфь Флота, Коммандер Королевского Флота Мантикоры Виктория Харрингтон пребывала в исключительно радужном настроении. Этому чертовски способствовало долгожданное назначение капитаном легкого крейсера. Она шла к этому месту 11 долгих лет. Не имея ни связей, ни влиятельных друзей или родственников. Только свои знания, умения и талант. Академия, затем служба штурманом, лейтенантское звание, капитанствование на небольшой канонерке, должность старшего артиллериста на супердредноуте, затем командование эсминцем.
И вот, наконец, в ее подчинении один из «ушей и глаз Флота». Причем в очень непростое для родной Мантикоры время.
Бог с ними с учениями, во время которых так легко наступить на мозоль одному из бесчисленных власть предержащих Звёздного Королевства и быть отправленной на окраинную станцию. Хуже другое, одна из соседних держав, Народная Республика Хевен, агрессивная и воинственная, уже переварила свои предыдущие завоевания. А Королевство Мантикора является слишком лакомым куском, чтобы не попробовать потрогать его за подбрюшье. И не совсем понятно, что за игра ведется вокруг станции «Василиск» и планеты Медуза. Возможных ключевых точек в будущем конфликте.
Точек, где единственным военным кораблем Королевства, оказывается корабль Виктории Харрингтон «Бесстрашный».
Корабль, ставший заложником борьбы между двумя школами тактической мысли на Мантикоре.
Корабль, лишенный изрядной части проверенного оружия.
Корабль с новыми системами вооружения, неприспособленными для использования на легком крейсере.
Корабль с деморализованной, неуверенной в себе, депрессивной командой.
Корабль, жизнь которого будет полностью зависеть от талантов нового капитана и ее умения воспользоваться знаменитым принципом Филеаса Фогга («используй, то что под рукою»).
Уроженец штата Огайо Дэвид Вебер опубликовал свой первый роман (написанный совместно со Стивом Уайтом) еще в далеком 1990 году. С тех пор из-под его пера вышло больше двух десятков романов (не считая приблизительно такого же количества межавторских проектов). Пишет он в основном в жанре военной фантастики, а его цикл «Хонор Харрингтон» (Виктория в английском оригинале носит имя «Хонор» – «Честь») считают одной из лучших военно-космический саг в мире. Познакомимся поближе с первым романом этого цикла.
Качественная космическая фантастика с военным уклоном просто обязана изящно лавировать между требованиями адептов сражений меж звездами, ценителей изящных, забавных фантдопущений и изысканных интриг, поклонников описаний научно-технического прогресса и любителей непрерывного движения/экшена. Не забывая о реверансах в сторону фанатов хорошо прописанных и жизнеспособных персонажей. Дело непростое, и посему зачастую писателям одновременно удается удовлетворить максимум одну-две группы читателей.
Вебер в первом романе «Хонор Харрингтон» сделал серьезную заявку на действительно качественную фантастику. Судите сами. Пускай столкновениями армад нас в первом томе не порадуют, но без космического сражения, подробного и со вкусом описанного, мы не останемся.
За забавности отвечают шестилапый древесный кот Нимиц с родной планеты Виктории Сфинкс, эмпат, умница и неотделимая часть хозяйки. А также медузиане, эдакие кряжистые богомолы, неразборчивые в принятии веселящих снадобий.
Интригами занимается с одной стороны цельный мантикорский Парламент, ведь монархия в Звёздном Королевстве вполне конституционная (кстати, сама Мантикора изрядно напоминает эдакую космическую Британию). Тут вам и либералы, и прогрессисты, и центристы и роялисты. Извините, если кого не припомнил. И каждый одеяло на себя тащит. С другой – спецслужбы и политики Народной Республики Хевен. Тоже, знаете ли, ребята не промах. Хотя и расслабленные немного.
А уж прогресса и его детищ, технологий, у Дэвида просто пруд пруди. По уровню проработанности и оригинальности научной стороны мира, цикл Вебера достоин сравнения с лучшими образцами "сайнс фикшн", безо всяких скидок на приключенческо-военную составляющую романов.
Тут вам и импеллерные двигатели, создающие тягу над и под корпусом звездолета, непробиваемую никаким оружием. И качественно проработанная идея гиперпространственных путешествий с помощью, так называемых Парусов Варшавской. И идея туннельной транспортной гиперсети со своими особенностями и законами. И пролонг – процедура, замедляющая старение. И изрядное количество разнообразного вооружения, как ручного, так и корабельного. Как вам, например, комбинированные ядерно-лазерные ракеты?
Наибольшее основание быть недовольными «Хонор Харрингтон» имеют фанаты, требующие от фантастики беспрестанного экшена. События в книге развиваются неторопливо, хватает психологии, расследований, и самая движуха начинается ближе к концу романа.
Что еще лично мне не понравилось, обилие незапоминающихся второстепенных героев, в которых страницы с двухсотой начинаешь конкретно путаться. Но то такое, возможно просто надо быть повнимательнее.
Напоследок скажем пару слов о фронтеменше цикла, Коммандере Королевского Флота Мантикоры Виктории Харрингтон. Это образ является одновременно и достоинством и недостатком романа. Причем одно плавно проистекает из другого. Виктория вышла живой, талантливой, умной, при этом сомневающейся и эмоциональной. Заботливым и знающим командиром, благородным и патриотичным человеком. Все бы хорошо, но у нее весьма сложно отыскать хоть одну негативную черту (если не считать забавного математического кретинизма). Опять же, если уж вас зовут Честь, приходится соответствовать. Как-то отвыкли мы уже от монохромных героев. Пускай хорошо прописанных, но чересчур уж безупречно-положительных. Не хватает нам внутренней борьбы, червоточинки какой завалящей, простого многогранного человеческого характера, в котором вдоволь как хорошестей, так и банального эгоизма.
Эрго. Почетное третье место среди читанной мной забугорной космической фантастики, после неподражаемого «Барраяра» Буджолд и многогранного «Пламени над Бездной» Винджа. Если б еще Викторию не такой белой и пушистой сделали….
В одном северном княжестве жили хорошие и работящие люди. Но не было у них счастья. Ведь само небо несло им смерть. Смерть в виде огромного огнедышащего змея. Чтобы избегнуть гибели города, люди отдавали дракону своих невест. И ни одна из них не вернулась к своему народу.
Пока не нашелся смельчак, бросивший вызов чудовищу. И одолевший его.
С тех пор сменилось несколько поколений. Страшный ритуал выбора жертвы превратился в свадебную традицию, а вырезанными фигурками дракона игрались дети. Все было спокойно. До дня свадьбы внука драконоборца Игоря (Романов) и младшей княжны Мирославы (Поезжаева).
Дня, должного стать самым счастливым в жизни княжества. А ставшего самым трагичным.
Дракон вернулся. Забрав Мирославу на далекий остров, затерянный посреди океана.
Там в соседстве с жутким чудищем и загадочным юношей Арманом (Лыков), Мире предстоит не только постараться выжить, узнать, что такое любовь, но и сделать выбор, изменивший судьбу княжества.
Российское кино – довольно специфический жанр, которому чаще всего удаются ленты «за жизнь», типа «Географа» и «Жизни Алексеева». С фантастикой все на порядок хуже, и даже широко пропиаренные «Дозоры» смотрятся довольно бледно (это не говоря уже о том, что делают с первоисточником то, что Содом не делал со своей Гоморрой).
Но надежда на прорыв бессмертна, и когда появился фильм по мотивам книги отличных фантастов Марины и Сергея Дяченко, я после долгих раздумий все же решился на просмотр.
Ведь даже Дяченки аж никак не являются гарантией качества кинопродукта (доказано «Темным миром-Равновесие»).
К счастью, почти полностью перерожденный «Ритуал» оказался в технических моментах весьма достойным кинопродуктом. Сохранив, к сожалению, главные детские болезни российского кино.
Сперва о приятном.
— На удивление качественная картинка.
Причем во всех аспектах.
Отличная графика, и не только в прорисовке дракона. Также достойно смотрятся обе локации, где происходит действие: его Остров, и город Мирославы (если верить продюсеру на них ушло около двух лет работы компьютерщиков).
Хорошая операторская и техническая режиссерская работа. Тщательно выстроенные кадры, уместные смены планов, вполне профессиональный монтаж.
Удачная игра с цветом, настраивающая зрителя на восприятие происходящего, создающая настроение, нагнетающая или разряжающая обстановку.
— Позитивный настрой, редкий для мирового, а особенно российского кино. Рассказ не просто об убийстве дракона, а о победе другим способом. Преодолении, надежде, человечности, силе любви.
— Сказочность в хорошем смысле этого слова. Бревенчатые заборола города, красочные наряды девиц, антуражная массовка, необычный остров дракона, тропическая атмосфера зарождения чувства. И пускай противопоставление зимы и лета, севера и юга, снега и зноя местами чересчур навязчивое. Пускай «островная» часть смахивает на рекламу Баунти, а «северная» на паблик плейсмент русского кваса, нужную атмосферу такой расклад все равно создает.
— Вменяемый сценарий (правда, с довольно корявыми диалогами), не показывающий нам ничего противоестественного, а даже наоборот адекватно раскрывающий историю одиночества, рождения привязанности и внутренней борьбы.
Интересно, славянский антураж (которого и близко не было в книге) создан постановщиками специально для дополнительных аллюзий на противостояние Леса и Степи, или просто под влиянием моды?
А теперь, Маша, о грустном.
Затянутость «островной» части. Минимум на полчаса ленту можно было сократить не просто без ущерба, а наоборот во благо, для пущей динамичности и увлеченности зрителя. Такое впечатление, что постановщики по непонятной причине упорно добивались хронометража именно в 110 минут, растягивая тропические развлечения (снятые, кстати, где-то на Черном море) насколько это возможно.
И самое печальное – актерские работы.
Постановщики подобрали неплохие типажи.
Симпатичная барышня, полная почти детской непосредственности и притягательности молодости.
Изысканный, утонченный юноша – постоянно демонстрируемого атлетического телосложения, но не квадратный «качок».
Типажи это, безусловно, хорошо, но отнюдь не все.
Еще со сцены в княжеском тереме возникает ощущение неестественности, в которое протагонисты подбрасывают дровишек с постоянством достойным лучшего применения.
Речь актеров — кромешный ужас. Буква «Ч» в исполнении главного героя — просто праздник какой-то. Похоже, что уроки сценречи нынче прогуливают все молодые лицедеи поголовно, начиная с первого курса.
Им жутко не хватает школы. Умения вживаться в образ, находить манки и ассоциации, создавать шлейф роли, верить в свои слова. То есть натягивать шкуру персонажа.
Делать все те элементарные вещи, отличающие профессионала от любителя. То, чем славилась советская актерская школа.
Недостатки и просчеты актерской работы и работы режиссера с актерами в этой ленте можно издавать в качестве учебного пособия «Как нельзя работать над ролью».
Потому то и хочется возопить с периодичностью раз в пять минут бородатую фразу классика: «Не верю!!!».
Пока ребята двигаются, таскают тяжести вверх по склону, плещутся в прибое и всяко балуются, они смотрятся «на уровне» (естественность, достигаемая лишь в движении – небольшое достижение). Стоит им замереть, сыграть в статике – все становится очень печально.
И даже приемлемые статичные моменты во второй половине ленты, скорее всего, объясняются просто напросто привыканием зрителя к образам.
О постоянных метаморфозах с одеждой героев на этом фоне говорить как-то даже неловко. По сравнению с главным недостатком ленты просто забавный пустячок.
А вот поразительно слабые песни, за исключением лишь центральной темы ритуала, рождают вопрос: ну как можно было создать настолько невнятные тексты и музыку?
Эрго. Вполне милый с технической стороны эксперимент на поле фентези с удивительно сильной как для российского кино картинкой и графикой, и cлабенькой актерской составляющей.
В принципе правильной дорогой идете товарищи. И молодежь в главных ролях у вас не пропащая. Поработать с ними нужно, актерским мастерством вплотную заняться. И будет вам счастье.
Режиссер: Индар Джендубаев
В ролях: Мария Поезжаева, Матвей Лыков, Станислав Любшин, Иева Андреевайте, Петр Романов, Андрей Лебединский, Марта Тимофеева, Иво Господинов, Егор Зубарчук, Виктория Рунцова
Симпатичная история одной жизни или Мальчик, который вырос
Тускло чадит свеча, бросая отблески на меч, висящий рядом. За окнами барабанит дождь. На деревянной столешнице пара высоких глиняных кружек. Пенится, стараясь выбраться наружу, добрый густой эль. Ночь. Тихий ровный голос. Две тени.
Одна мечется по стенам, и кажется, у нас на глазах мальчонка превращается в мужчину. Тяжело. Долго. Кроваво. Как все мы.
Другая внимательна и поглощена работой.
Скрипит перо. Ложатся на бумагу непонятые символы. Запечатлевая навек историю.
Историю о жутких чандрианах. Потерях и приобретениях. Смерти и жизни. Любви и ненависти.
Молодом эдема руэ, сыне актера, потерявшем семью, и ставшем позднее Неведомым и Убийцей Короля.
Возможно, вы слышали о нем.
Подавляющее большинство писателей выросли из заядлых читателей (опровергая анекдот о странном чукче). Патрик Ротфусс очередное подтверждение этого нехитрого правила. Несколько тысяч прочитанных романов еще до окончания школы. Плюс отсутствие в его детстве убийцы времени – телевидения. В общем, у Патрика были все шансы. И он ими воспользовался. Уже в университете. Начав работу над эпопеей, впоследствии названной издателями «Хроника убийцы короля». Сам автор писал его как «Песню огня и грома». Первый том рождался на протяжении 14 лет, а третий до сих пор не завершен. Слыхали выражение: «работа всей жизни»? Так это как раз о Kingkiller Chronicle.
И, как на меня, Ротфусс абсолютно не зря потратил свое драгоценное время.
Книга Патрика построена по принципу матрешки, истории в истории. Истории своей жизни, которую взрослый протагонист рассказывает заезжему хронисту. Такой подход имеет как несомненные плюсы. Интерес читателя поддерживается на высочайшем уровне. Чертовски любопытно, как же все-таки обычный мальчуган из бродячего театра станет тем, кем он стал? Так и понятные минусы. Мы твердо знаем, что Квоут по крайней мере доживет до момента рассказа своей истории. То бишь за его жизнь поначалу мы можем не беспокоиться. Хотя с момента завязки понятно, что дело отнюдь не ограничится мирным общением с хронистом, и у главного героя еще будут возможности залезть в пару-тройку смертельно опасных переделок.
Книга Патрика вышла потрясающе атмосферной, буквально с первых страниц завораживая и с головой затягивая в объятья созданной им истории. Истории, раскрывающейся перед читателем постепенно и неторопливо, как бутон прекрасного весеннего цветка. Как волшебная мозаика, складывающаяся кусочек за кусочком, из непонятных отдельных частей превращающаяся в нечто огромное и полное жизни. Мозаика, каждый кусочек которой занимает свое место, цепляется один за другой. А каждый брошенный намек и бит информации получает свое объяснение и развитие в дальнейшем.
Книга Патрика, как качественный кинофильм проводит перед глазами читателя жизнь героя с самого детства. Жизнь полную боли, опасностей, потерь, открытий, свершений. Как любая полноценная жизнь. Причем жизнь плотно связанная с миром. Являющаяся неотъемлемой его частью. А так как протагонист весьма способный и талантливый юноша, всегда стремящийся к большему, то и мир откроется нам отнюдь не с точки зрения недалекого свинопаса, не покидавшего родной деревни. Наоборот, мы увидим разные грани мира Квоута. Быт бродячих артистов. Дно большого города. Университет. Небольшие провинциальные поселения.
Книга Патрика по-хорошему волшебна и вкусно мифологична. Ведь магия (точнее симпатия) неотъемлемая часть мира Квоута. Причем магия неплохо продуманная и довольно интересная, основанная на принципах соответствия, сродства и сохранения. Отнюдь не файерболом в лоб. Здешним волшебникам-арканистам для достижения результата приходится хорошенько попотеть. А ведь есть еще и загадочное и могущественное «именование», магия имен, подвластная единицам. И самые натуральные фейри.
Дополнительная прелесть «Имени ветра» в том, что автор регулярно и ненавязчиво добавляет в обыденную жизнь героев мифологический пласт, используя легенды, истории, песни, поговорки. Пласт, изрядно влияющий на быт персонажей (и не только главного героя), временами грубо вторгающийся в обычную жизнь, и завязанный на нее с самого начала. Причем Ротфусс не вываливает все сразу, а подает информацию кусочками и намеками, разжигая любопытство и накапливая ожидания.
Однако есть в книге Патрика и моменты, способные отпугнуть часть читателей.
После мощнейшего начала, часть с университетом воспринимается более неровно. Автор порой чересчур углубляется в романтические переживания вьюноша, из-за чего роман начинает местами провисать.
В университетской части романа невольно приходят на ум сравнения с другим мальчиком, из шикарной эпопеи Роулинг. Оба талантливы, оба крайне неординарны. У обоих легендарные враги. Но если Гарри фактически стал знаменем, и имел неплохую поддержку (что отнюдь не умаляет его личных заслуг), то Квоут абсолютно всего добивается сам (разве что база, заложенная родителями, да учителем помогает).
Фанатам политических интриг тоже особого раздолья не предвидится. Мир Патрика, живой и полнокровный в окружающих протагониста бытовых мелочах, пока слабо раскрыт в социальном и глобальном плане. Мы почти не столкнемся тут с правящей аристократией и бравыми воителями. Лишь вскользь увидим здешних религиозных деятелей и останемся в неведении насчет стратегической карты. Хотя, безусловно, не стоит забывать, что в наших руках лишь первая часть трилогии.
Любители непрерывного экшена могут заскучать во время неторопливого развития событий, отнюдь не взрывающегося каждую главу сражением, рубкой на мечах или магическим поединком. Все эти моменты в The Name of the Wind отыскать будет сложновато.
Зато остального Ротфусс отсыплет нам с лихвой. Вкусного, объемного языка. Живых, запоминающихся персонажей. Разума и мастерства, таланта и страсти. Захватывающего сюжета. Атмосферного мира. Ощущения загадки и угрозы. Шикарно прописанного главного героя и жутких антагонистов.
Позволит насладиться сагой о взрослении и любви. Историей человека, строящего себя без чьей-либо помощи. Способного лишь с помощью собственных мозгов и талантов стать гораздо большим, чем уготовила ему злая судьба. Человека целеустремленного и умного. При этом не лишенного недостатков, и отнюдь не похожего на картонных «великих героев древности».
Позволит на несколько дней погрузиться в мир молодого Квоута, еще не ставшего Убийцей Короля.
Возможно, вы уже слышали о нем.
Эрго. Отличное атмосферное фентези, которое вряд ли подойдет тем, кто ценит «Неверлэнд» лишь за кровопролитные сражения и дворцовые интриги. Остальным – читать смело.
P. S. В 2013-м вышел второй том трилогии «Страхи мудреца», разбитый нашими сребролюбивыми издателями на две книги. Завершение цикла пока в работе.
P. S2. Интересно, синий цвет как признак опасности, Пехов спер в «Летос» сознательно, или просто идея витала в воздухе?
Астронавт Марк Уотни (Дэймон) считал это время счастливейшим в своей жизни. Еще бы! Полноправный участник экспедиции на Марс. Пускай не самой первой, но находится среди пары десятков счастливчиков, это знаете ли, тоже дорогого стоит. В это блаженном состоянии Марк пребывал ровно до того момента, пока во время бури, получив в бок кусок антенны, не потерял сознание.
Очнувшись, Уотни выяснил, что остался абсолютно один. На всем Марсе. Его коллеги, посчитавшие Марка мертвым, уже находились на пути к Земле.
И пускай ему в наследство остались жилой модуль, исправный марсоход и некоторое количество припасов, этого добра аж никак не хватит до прибытия следующей экспедиции.
А значит, единственный шанс выжить, заключается в удушении паники на корню, полной мобилизации разума, и всех своих познаний как ученого.
Слава Всевышнему, с мозгами и багажом знаний у Уотни все в порядке.
Роман Энди Вейера стал «событием 2012 года» в научной фантастике, будучи крайне тепло воспринят не только любителями этого жанра, но и самыми настоящими людьми науки. Не удивительно, ведь дебютная книга Энди рассказывала не о зубастых инопланетянах, или звездных войнах, а о торжестве человека разумного. Ученого, доказывающего что гомо сапиенс, не прогуливающего лекции в университете, и умеющего пользоваться серыми клеточками, не способна остановить даже чужая планета.
Экранизация такого позитивного произведения (нечастое явление в наше скучающее по апокалипсису время) была лишь делом времени. Возглавил проект не кто иной, как сам творец «Чужого» и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт, а главную роль практически сразу вызвался сыграть Мэтт Дэймон.
Скажу сразу, фильм, получившийся в итоге, оставляет двойственное впечатление. Его однозначным плюсом можно назвать ознакомление тысяч людей, не читающих фантастику, с позитивным настроем Вейера, его верой в человеческий разум.
Если хотя бы какой-то процент из них станет после этого больше внимания уделять развитию своего интеллекта, значит 108 лимонов долларов бюджета уже потрачены не зря. А если кто-то из способной молодежи, посмотрев ленту, выберет путь ученого, Ридли можно будет смело давать звание почетного профессора любого земного университета.
И шансы на такой выбор весьма велики, так как Ридли Скотт создал вполне приличное кино.
Эмоциональное, притягивающее внимание. Показывающее людей такими, какими их хотелось бы видеть. Профессиональными, Отзывчивыми. Умными. С яркими, красочными иорданскими пейзажами (именно пустыня Вади Рам играла в ленте Марс). Использующее выгодный прием с видеодневником взамен записей на бумаге как в романе. Не забывающее о перебивке камер, частой смене планов и стиля, от профи-съемки до «документального хоум-видео», не дающей заскучать.
Все вроде в порядке. Если бы не несколько «но».
«Но» отлично видимых тому, кто читал первоисточник. Первое. Этот сценарий подразумевал серьезнейшую психологическую работу над образом. То, что присуще не «людям кадра», коими является подавляющее большинство приличных голливудских лицедеев. А скорее актерам, самостоятельно работающим по системе Станиславского. Либо постановщику, хорошо знакомому с этой системой, и способному правильно настроить артиста.
В нашем случае Мэтт и Скотт решили обойтись без этих заморских изысков. Психологическая достоверность? Погружение в роль? Вы вообще о чем? Смотрите лучше на Мэтта, он киногеничный.
Никто не спорит, наблюдать за Дэймоном, как и за каждым «человеком кадра», интересно и почти не надоедает. Но прекрасно видно, как наравне со вполне приличными отрезками, когда он удачно попадает в канву образа, встречаются моменты, где ему не вполне веришь. Да и он сам, похоже, в те мгновения не совсем верит в то, что делает и говорит.
И пропадает тогда, как не бывало, с экрана астронавт Марк Уотни на Ацидалийской равнине, оставляя нам лишь Мэтта Дэймона в иорданской пустыне.
Все же не зря дядечка Станиславский рассказывал будущим лицедеям о внутреннем монологе и поиске состояния. Знал старик, о чем речь вел.
Причем не скажешь, что у Деймона недостаточно таланта полностью вытянуть эту роль. Как показывает тот же «Талантливый мистер Рипли», Мэтт вполне способен достоверно работать с психологией персонажа. По-видимому, это скорее просчет режиссера, не сумевшего настроить актера на постоянное и непрестанное вживание в шкуру Уотни.
Но все же назвать Деймона идеальным вариантом на роль Марка было бы преувеличением. При правильной «накачке», как на меня, лучшим выбором, был бы скорее Рассел Кроу. А какая бы «цаца» вышла из этого образа у Николсона! Либо практически у любого из золотой плеяды советских актеров 70-80-х.
Второе. При всем юморном подходе первоисточника, книга на порядок лучше передает внутреннее напряжение «робинзона», его злость на ситуацию, отчаяние, внутреннюю борьбу, и мобилизацию всех умственных ресурсов организма. А после фильма Скотта уже встречаются комментарии о гениальности Уотни, и о том, как у него все легко получилось. Что, как вы понимаете, отнюдь не добавляет картине вистов.
Третье. Почему в фильм о силе науки вошло так мало научных действий Уотни? По большому счету аж одно – плантация и связанное с ней получение воды? Испугались, что народ не оценит «много буков»? Ну так никто и не просит переносить на экран все научные подвиги Марка (тем более, что Вейер порой перегружает текст химическими терминами). Но один-единственный момент?? Как на меня, однозначный недобор.
Четвертое. По какому принципу шло «обрезание» книги? Вейер не относится к авторам, жалеющим своих героев, и перипетий, для преодоления которых Марку требовалась мобилизация всех сил в книге на порядок больше чем в фильме. Почему под нож попали гонки с бурей и ДТП на краю Скиапарелли? В результате в картине путешествие Марка к модулю выглядит приятным моционом. Открою вам страшную тайну, на самом деле все было не так просто.
Пятое. Пейзажи. Бесспорно, иорданская Вади Рам с ее каменными уступами и каньонами выглядит крайне живописно. Но представьте себе, если бы Марка Уотни окружал ДЕЙСТВИТЕЛЬНО равнинный пейзаж. Каменистая пустыня с небольшими камушками и холмиками (как и выглядит в большинстве своем Ацидалийская равнина). Вам не кажется, что атмосфера ленты изменилась бы кардинально, и переживание за судьбу героя, вынужденного выживать в таком месте скакнуло бы до небес?
И напоследок – финальное спасение. То, что перевело до этого вполне научно достоверную ленту в разряд комикса. Идея, в книге высказанная в шутку, и естественно не получившая развития в связи со своей полнейшей нереальностью, товарищем Скоттом была доблестно водружена на щит, и использована по полной программе.
Ну, скучно старику Ридли, делать все взаправду. И никакое НАСА ему не указ.
Эрго. Профессионально сверстанный голливудский фильм, рассчитанный на людей, не знакомых с романом Вейера. Они имеют все шансы остаться довольными. А вот те, кто знает, насколько продуманнее и цельнее выглядела история, вышедшая из-под пера Andy Weir, вряд ли удовлетворятся версией Ридли Скотта.
Социальные песни о главном или Гнилая справедливость антиутопии
Раньше никому бы не пришло в голову попробовать обмануть ее при расчете. Или попытаться отобрать деньги, вдобавок лишив жизни. Да и сложновато было бы проделать такое с десантным кораблем космического флота Радча «Справедливость Торена».
Причем тут корабль? Все просто. Она и есть он. Точнее была им. Еще точнее – одним из вспомогательных компонентов корабля. Телом, лишенным сознания — вместилищем для искусственного интеллекта.
Так продолжалось сотни лет.
До последней аннексии. И пять лет после нее. А потом все изменилось. «Справедливость Торена» стал прошлым. Выжил лишь один сегмент. Взявший имя «Брэк из Джерентэйта».
Сегмент, утративший почти все. Получивший взамен лишь жажду мести виновнику своей гибели. Виновнику, отомстить которому практически нереально.
Тому, кто как оказалось, способен разнести вдребезги всю империю.
В 2013-м году практически весь букет престижнейших фантастических наград собрало одно произведение — Ancillary Justice. Небюла, Хьюго, Локус. Добавляло в блюдо остроты то, что это был дебютный роман. Банк сорвала американская писательница Энн Леки, с детства любившая фантастику, и опубликовавшая ранее в различных изданиях всего десяток рассказов. Причем книга понравилась не только высоколобым интеллектуалам, но и обычным читателям (что совпадает не так чтобы и часто), потребовавшим от автора «писать исчо». Леки отказываться не стала, в 2014 и 15 годах выпустив вторую и заключительную часть трилогии «Империя Радч». На русском продолжения пока не выходили, но Ancillary Justice уже полностью в нашем распоряжении.
Проект небезынтересный, но далеко не идеальный.
Основной фишкой мира, созданного Леки, стали «изюминки» империи Радч. Тщательно выстроенной и описанной. С хорошо проработанной религией (привет из Индии, да и местный телепродукт также явно берет начало в этой певучей стране), разветвленной и многоступенчатой паутиной взаимодействий внутри разных семей и кланов. Практикой испытаний, лишь пройдя которые, можно получить хоть какую правительственную должность. Плясками вокруг гражданства и его отсутствия.
При всем этом на первый взгляд – империя, как империя. Вездесущий владыка. Безудержное расширение границ. Убойный геноцид покоренных народов. Постепенная ассимиляция выживших. Жесткая иерархическая структура. Система отношений патрон – клиент (а это уже привет из Древнего Рима). Тотальная власть над гражданами.
Все как всегда. Если бы не два нюанса.
Первый – потрясающий искусственный интеллект, используемый на боевых кораблях Радча. Интеллект, вплотную приблизившийся к человеческому разуму. Способный не просто мыслить, принимать решения и делать выводы, но и свободно чувствовать. И напрямую связанная с ИИ концепция вспомогательных компонентов. Бывших граждан порабощенных государств, превращенных в «трупосолдат», тела без памяти, личности и сознания, передвигающиеся под управлением ИИ. Причем при каждой аннексии (захвате новой планеты), в компоненты переводится до половины взрослого населения.
Приятно смотрится описание действий подразделения Один Эск, состоящего из 20 сегментов под управлением корабельного ИИ. Отсюда красивые языковые конструкты типа: «я видела себя, стоящую на площади». Пускай у Винджа в «Пламени над бездной» похожая идея обыграна ярче, Леки тоже справилась неплохо.
Уже дважды, после «Обреченного королевства» Сандерсона наталкиваюсь на концепцию укрывания верхних конечностей, как идеологии. Но если у Брендона это касалось лишь женщин, то в Радче перчатками пользуются все поголовно. Причем не там ни тут не дается никакого объяснения столь оригинальному табу.
Второй момент – идеология империи. « Цветок справедливости — мир. Цветок правильности — красота в мысли и действии. Цветок пользы — это Амаат, единый и нераздельный. Я — меч правосудия» — гласит молитва, произносимая каждым радчаайским солдатом поутру. Не просто идеологическая накачка о том, что наш строй самый передовой в мире, а наш любимый Радч — родина всех слонов. Каждый гражданин империи твердо уверен, что имперские корабли «несут исключительно распространение цивилизации, справедливости и правильности», не много ни мало «пользу для вселенной».
Почти каждый.
Да, кстати, религия, как вы уже поняли, играет в жизни Радча немаловажную роль. Ведь «Ничто не происходит случайно, но лишь по замыслу Амаата.»
Как вам такая антиутопия? Оруэлл небось обзавидовался бы.
Также хочется отметить забавные игры Леки с вопросами пола. Особенно в восприятии «Брэка из Джерентэйта», которая называет всех «она», и постоянно путается при попытке определить половую принадлежность. Интересно, Энн подразумевает гендерные отличия как что-то слабо постижимое искусственным разумом?
Но Леки не просто «нагоняет мрачняк», и ставит задачи по политологии, она ищет решения. Исследует психологию власти, ее влияние на различные психотипы, высших, средних и низших, межклановые и внутриклановые отношения имперской аристократии. Конфликты «своих» и «чужих» разных уровней. Гражданин — не гражданин, прошел испытания — не прошел, древняя семья – молодая, богатая – не очень и т.п.
Раздумывает о природе бунтарства, ведь в любом обществе неизбежно появляются те, кто сомневается в правильности избранного пути. Тем более что империи уже не одна тысяча лет, и Радч все же столкнулся с тем, с чем не в силах справиться силой.
Спрашивает себя, сможет ли эволюционировать личность под тотальным гнетом обожравшегося до невозможности уицраора Радча? А если дорогой диссидентства пойдет ИИ, тесно связанный эмоционально с пришедшимися ему по нраву офицерами-людьми? Каков путь развития личности, не имеющей души?
В общем социальная составляющая романа на высоте.
А вот к литературному воплощению имеются вопросы. Причем дело не к самой структуре книги, тут все в порядке. Одна линия – современность и попытки дотянуться до вражеского горла (горл). Вторая – прошлое 20-летней давности и рассказ о том, как протагонист дошел до жизни такой.
Но.
— Несмотря на не очень большой объем, книга кажется изрядно залитой водой. Особенно первая половина. Чересчур много болтовни. Вроде как и нужной, но слишком уж плавно добирающейся до сути вопроса.
— Не идеальные главные герои. Точнее герой, ведь протагонист тут один – экс «Справедливость Торена». Во второй половине отчасти Сеиварден. Остальные подтанцовка, не более. Брэк мыслит, чувствует, старается, нам показывают, с чего начался конфликт, и его развитие, но полного сопереживания почему-то не возникает. Скорее всего, дело в некоей функциональности образа (эдакая Немезида), и слабом «шлейфе роли».
— Маловато действия. Это далеко не всегда плохо, есть произведения, где экшен практически не нужен и об его отсутствии не задумываешься. «Слуги правосудия» наоборот подразумевают периодические всплески активности героев. Но их на удивление немного.
Эрго. Социальная антиутопия с качественно проработанной магистральной идеей и парой хороших фантдопущений. А вот героев, и чрезмерную велеречивость отнести к удачам книги аж никак не получится. Хотя не забываем перед нами лишь первая часть трилогии.
В общем мило, но чтоб произвести такой фурор… Хм, неужто был настолько неурожайный на фантастику год?