В гостях у кельтов, или Ответ на загадку: «Ни дитя, ни мужчина, ни жив, ни мертв»
Примерно 6 век до нашей эры. Места, которые через множество лет будут известны как Западная Европа. Пока здесь никто не слыхал о гордых квиритах, бал правят разнообразные кельтские племена.
Белловез, племянник Верховного короля битуригов был одним из многих знатных кельтских юношей. Сын потерпевшего поражение короля, изгнанник, живущий лишь милостью коварного дядюшки. Обычный отрок, еще даже не постриженный в мужи.
До той поры, пока во время первого же для юнца настоящего боя, Белловез получает смертельную рану. Несмотря на это, напрочь отказываясь умирать. Ситуация, вызвавшая натуральный скандал в суеверном кельтском обществе.
Чтобы понять, как поступить с дерзким феноменом, Верховный друид решает подвергнуть Белловеза испытанию. Требуя совершить невозможное. Отправиться на остров Старух, где обитают девять бессмертных пророчиц, и переговорить с ними. Остров, на который не должна ступать нога человека. А тех, кто нарушает запрет, ждет неминуемая смерть.
Но что если судьба хранит Белловеза для других свершений?
«Неумерший» по подаче материала совершает явный оммаж Ветру и вышел почти столь же завораживающе-атмосферным. Завязка, как и у Квоута, ретроспективна. Старик, проживший до ежиков насыщенную жизнь, готовясь через три зимы уйти к предкам (стратегическое планирование — великая вещь), рассказывает о себе иноземному ионийскому купцу. Изложение нелинейное, идет в обратно-хронологическом порядке с вариациями. Сперва вступление в настоящем – велеречивое, полное размышлений, философствований. Затем нас переносят в юность героя, его путешествие на таинственный остров. После – поведают о роковом походе Белловеза. Следом – более глубокое погружение в бездну времени: окунут читателя в детство протагониста, занимающее добрую половину романа. А вот и время после общения с пророчицами. Добавляют перчику смешение хронологических потоков во время галлюцинаций и видений героя. О комментариях из настоящего автор не забывает.
Прием с рассказом о жизни, как я уже неоднократно писал (Сайкс, Райан , Лайонс ) двойственный. С одной стороны отлично поддерживает любопытство, вставки из настоящего объединяют куски былого в единое роскошное полотно. С другой – изрядно снижается сопереживание и волнение а ГГ, если уж он лично рассказывает о прожитом, все перипетии прошлого уж как-нибудь да преодолеет. Правда, могут ждать сюрпризы в сегодняшнем дне.
Повествование неторопливое, обстоятельное, с отступлениями, подробностями быта, внутреннего мира протагониста. Добавляет погружения изложение от первого лица главгероя. Будто в голове у него побывал. Что самое приятное, мастерства автора хватает, чтобы держать читательское внимание даже при таком при неспешном рассказе с кучей подробностей, не увлекаясь излишним экшеном.
Роман вышел чертовски атмосферным. Мы с головой заныриваем в быт кельтских племен «до нашей эры». Нас проведут практически от рождения и до могилы этих бравых парней. Детство сорванцов, принадлежащих к знатному роду, но лишенных привилегий. Отношение с челядью и редкими гостями. Проказы и забавы, помощь по хозяйству. Обучение воинскому искусству. Приобщение к мистическому миру большого леса. Опасное знакомство с лесными «хранителями» (и неважно насколько добрые у тебя намерения, доказано Уйдгу). Появление в большом мире. Служба пажами (да, некоторые переводческие решения откровенно режут слух) у известных воинов. Непременные торквесы. Подготовка к войне. Большой пир перед ее началом с пьянками, бахвальством, поединками. Врастание в воинское братство. Особенности похода воинов, откликнувшихся на соседский призыв к оружию: последнему, добравшемуся до места сбора – несдобровать. Курс «молодого бойца». Первая стычка в кругу. Татуировки. Жидкое мыло, придающее волосам огненное сияние (о роли мочи промолчим). Головы врагов, тщательно сберегаемые в виде трофеев.
Масса кельтских топонимов, имен богов и земель. Манера подходить к незнакомцам выставляя правый бок в знак мира. Трепетное отношение к богам и духам: лучшее оружие в дар, обращение к силам реки при переправе. «Кусок героя», за который порой разражалось соперничество вплоть до смертоубийства. Отсутствие боязни смерти. Поединки богатырей, с обильным поношением друг друга, перечислением подвигов и убитых врагов. Постоянные войны меж племенами («Покорить мир? что за выдумки, кельты слишком заняты разрывая друг друга в междуусобицах»). Зацикленность кельтов на собственных делах (космополитизм явно не их конек, при том, что они знают о наличии и особенностях окружающих их народов, чужаки кельтов практически не интересуют). Галлы 6-го века выходят у автора натуральными домоседами. Информации о том времени минимум миниморум, может так оно и было, а вот к 4-му столетию кельты с удовольствием «ходили в гости» и в Страну Телят, и не только.
Влияние пресловутых друидов. Особенно роль бардов – весьма уважаемых товарищей, считающихся у кельтов священными. Служащих не только источником развлечения и фельдъегерями, переносящими сообщения. Но обладающих заклинаниями, способными при сложении «сатиры» на человека принести тому неисчислимые беды и сделать реальным изгоем. А восхвалением, напротив, преумножить достаток и благоденствие. Обширные элементы мифа и сказки (для нас сказки, а для них обыденности), живущие рядом с людьми в те былинные времена: ведьмы, волшбари, лесные чудища, великан.
Весьма круто заверчена интрига: как именно сложиться судьба Белловеза, с помощью чего ГГ станет крутым вождем.
Активного действия не густо: операция «ниндзя» во время штурма крепости, да пара поединков.
А вот напряженных сцен поболе, вспомним хотя бы почти любое пересечение с мистическими персонажами, или выматывающую гонку к месту сбора.
Язык на уровне: чуток не дотягивает по завораживающей завлекательтности до Ротфусса, но уступает ненамного.
Но главным все же становится погружение в легендарную историю, позволяющее прожить с далекими европейскими предками несколько захватывающих часов. Ощутить особенности той
эпохи. Познать мифологичность далекого прошлого. Вырасти вместе с героем. Превратиться из мальца в мужа…
И ждать перевода продолжения (в оригинале оно вроде как имеется, неясно правда, до конца ли дописан цикл). С надеждой, что возьмем его в руки пораньше, чем третьего Ротфусса.
Эрго. Отличное погружение в легендарное прошлое, созданное в духе «Имени ветра».
Детектив полиции Томас Деггет хотел связать свою жизнь отнюдь не с поиском преступников. А со служением Господу в роли священника.
Однако сводящие с ума видения не способствовали сохранению веры и получению сана.
Время шло, казалось, религиозные терзания остались для Томаса в далеком прошлом. Так казалось до того момента, когда его посетил крайне необычный визитер. А позднее на улице обнаружили не менее странный труп.
Нет, не вышло у Деггета оставить за порогом религиозные мотивы. Ведь ангелы существуют на самом деле. Ангелы, начавшие вторую войну на Небесах.
И некоторые из них уже спускаются на землю в поисках того, от чего может зависеть судьба всего человечества.
Культовое в определенных кругах кино, одна из первых увиденных мной ласточек, повествующих о том, что на Небесах не все так ладно, как могло бы показаться слушателям воскресных проповедей. Открывшая дорогу ангельской теме в Суперах, Доминионе, Легионе и прочих фильмах и сериалах на эту скользкую тему. Да, Знамения появились на пяток лет раньше, но их ироничная стилистика кардинально отличается от трагических Prophecy.
Пророчество – мрачноватый, депрессивный триллер со стильной работой щеголеватого-завораживающего Уокена и немаловажными духовными вопросами.
Задавший моду на определенные ТТХ ангелов, стиль повествования и нюансы отношений в Небесном воинстве. Видите франтоватых молодцев, обливающих презрением людской род, плюющих на физические законы, обожающих восседать в птичьих позах на неудобных поверхностях, умирающих особо заковыристым способом (сердца прочь, или особое оружие). Это отсюда.
Напомнивший, что ветхозаветные ангелы это не просто вестники и добрые покровители, но и безжалостные исполнители господней воли, проливающие по Его слову кровь как водицу (а отчего только по Его?).
Подаривший нам пару хрестоматийных образов воплощения высших (и низших) сил.
Гавриил (Уокен). Ангел смерти. Лидер тех из небесного воинства, кто не смирился с появлением людей. Жутко ревнующий Господа к его новым чадам. Готовый перевернуть Небо и Землю, чтобы возвратить старые добрые времена до появления гомо сапиенсов. Тоскующий по вниманию Отца. В эгоистичном стремлении вернуть себе все внимание Родителя теряющий благодать, поддающийся злу.
Стиляга, воплощение высокомерия, надменности и пренебрежения. Автор бессмертного определения: «говорящие мартышки», обращенного к «царям природы». Регулярно выдающий чеканные фразы, типа «С этим справятся даже говорящие мартышки», «запах кладбища я чувствую всегда», «учите математику, в ней ключ к пониманию вселенной».
Кстати, Симон в исполнении Штольца/Столца тоже весьма недурен.
Ангелы в «Пророчестве» до одури тактильные существа. Их главное чувство – нюх, на втором месте – осязание, желательно вкусовое. Обожают восседать на жердочках и верхотуре (равновесие 88 левела), напоминая о своей крылатой природе (в эльфах Панкеевой эти ангельские привычки цветут и пахнут). Отличаются неординарными физическими особенностями, слабоубиваемы, невообразимо сильны, способны погружать людей в сон одним прикосновением.
Вторым шикарным персонажем стал Первый из ангелов в исполнении Мортенсена. Одна из наиболее запомнившихся версий этого образа в мировом кинематографе. Соединение ангельской надменности, высочайшего интеллекта, лукавой хитрости, цепенящего коварства, мощного лидерства, звериной силы и непосредственности с излишней самоуверенностью и ощущением незаполняемой пустоты, оставшегося после падения. Ух! До печенок пробирает.
Значимых людских персонажей в ленте ровно два, и они откровенно проигрывают своим мистическим оппонентам.
Деггет (Котеас). Полицейский, вынужденный оставить стезю служителя Господа. Утративший веру, но сохранивший человечность. Проходящий непростой путь ее нового обретения. Сумевший сохранить себя, под весом вновь открывшихся обстоятельств, ломающих привычную мировоззренческую картину.
Кэтрин (Мэдсен). Женское начало, столь редкое в этом царстве мускулинности и бесполого чванства. Женщина не в варианте трепетной лани, а в версии подруги покорителя Дикого Запада. Способная и прикрыть спину, и защитить слабого, и послужить мотиватором, и вломить недругу так, что мало не покажется.
Обратите внимание на знакомство зрителя с Джерри. Когда парой-тройкой кадров нам показали чуть ли не всю жизнь этого человека и его теперешнее состояние.
Запоминается саунд, вовсю использующий религиозные мотивы, церковную музыку, работающий как подводка к персонажам.
Пустынные панорамы Аризоны и индейский колорит части ее жителей.
И, безусловно, морально-этические размышления постановщиков. Об ужасающем воздействии ревности – чувства, способного довести до цугундера практически идеальное существо. Тлетворном влиянии высокомерия, снобизма, пренебрежения к другим, даже казалось бы вполне обоснованного.
И о месте веры в людской жизни. Тут создатели ленты несколько «загнались», порицая право выбора – основополагающую штуку, дарованную людям Господом. То, что во многом и делает нас Людьми.
Эрго. Знаковый мистический триллер, один из «пионеров» (по крайней мере для меня) ангельской темы.
Режиссер: Грегори Уайден
В ролях: Кристофер Уокен, Элиас Котеас, Вирджиния Мэдсен, Эрик Столц, Вигго Мортенсен, Аманда Пламмер, Адам Голдберг, Стив Хитнер, Дж. К. Куин, Альберт Нельсон, Шоун Нельсон, Сандра Эллис Лэфферти, Уильям ’Бак’ Харт, Кристина Холмс, Ник Гомес
Под покаянными крестами, или На фоне гуситских свершений/ Обыденность исторического времени /Фанатизм везде одинаков
Середина 1420-х годов. В Европе творится черт знает что. Гуситские еретики повергают в прах уже не первый крестовый поход, должный притащить их обратно в лоно святой матери-церкви. Волками глядят на крестоносцев польские и литовские рыцари, недаром ожидающие от них очередной подлости, и точащие мечи для новой скорой схватки. Множатся и цветут буйным цветом прочие ереси, тонко намекая на необходимость реформации церковных укладов. Продолжаются кровавые династические дрязги во Франции.
Исторические, прямо скажем, пришли времена.
Юному медикусу Рейневану фон Беляу не было дела до судьбоносных событий, разрывающих старушку Европу. Все его внимание занимала любовная связь с Аделью фон Стерчей, супругой отбывшего в антигуситский крестовый поход Гельфрада. Вот только кроме рогоносца-муженька в роду Стерчей хватало гневливых мужчин, готовых постоять за честь семьи.
Рейневан пускается в бега, вследствие роковой случайности оказываясь объектом кровной мести, впутываясь в липкую паутину пророчеств.
Помимо разгневанных родичей и нанятых ими головорезов, на след Рейневана встают могущественные личности, обладающие силами, выходящими за грань понимания.
И, похоже, юному Беляу все же придется оказаться причастным к тем самым событиям, до которых совсем недавно ему не было никакого дела.
Анджей Сапковский — автор шикарного Ведьмака, считает своим magnup opus отнюдь не приключения Геральта со товарищи. А вовсе даже нашего сегодняшнего героя.
Трилогию чертовски атмосферную и историчную, сравнимую с лучшими образцами, типа Имени, Ртути или Мага.
С первых страниц мы будто с головой погружаемся в мрачные деньки начала 15 века (Конец света говорите? Историческое время? Какое-то оно у вас обыденно-безотрадное). Времена, когда многие в Европе чуяли приближение серьезных перемен. Когда одна из стран бросила вызов всем остальным чадам Старушки. Когда словно вернулись времена Альбигойских войн, и Крестовые походы устремлялись не к Гробу Господнему, а к соседям-христианам. Когда необходимость реформы церкви стала понятной всем более-менее адекватно мыслящим гомо сапиенсам (пускай тогда, впрочем, как и сейчас, таковых были не сады). Когда вот-вот в мир придет изобретение, перевернувшее социум. В общем, времена вокруг веселые. Тем паче, за бортом царило привычное средневековое зверство, Officium Sanctum Inquisitionis пребывала в самом соку, а ценность человеческой жизни упорно стремилась к нулю.
Автор окутывает нас антуражными подробностями и нюансами тех времен, активно смешивая высокую политику с приземленным бытом обычного народонаселения. Создавая насыщенный, полный вкусов, ароматов (не всегда приятных) и оттенков коктейль, отлично передающий жизнь людей 15 столетия. Мы услышим переговоры на высоком уровне, прочувствуем мотивацию и аргументы аристократии, понаблюдаем за организацией крестового похода. Посетим несколько известных городов Восточной Европы. Отведаем излюбленной в здешних краях капусты. Познакомимся с бандитами, маргиналами и изгоями общества, еще раз ощутим отношение к евреям. Станем свидетелями покраски тканей и работы ксилографов. Обряда экзорцизма, узнаем много нового об изгнании демонов/дьяволов. Вдохнем вонь горящих тел людей, сжигаемых на кострах аутодафе. Побываем в пунктах доносительства и подвалах инквизиции, включая саму пыточную. В стане раубриттеров – рыцарей-разбойников, и на их тинге. В монастыре — доме демеритов, где несут долгое покаяние проштрафившиеся священники. Местной психбольнице. Лагере гуситов, где познакомимся поближе со многими представителями этой «ереси», с кривой усмешкой узнав, что их методы ничуть не отличаются от методов противников. Дотронемся до силезских каменных крестов. Вскользь приобщимся к субкультуре водных поляков – плотогонов, рыбаков, водителей малых речных судов, о которых было бы интересно прочесть отдельную повесть, а то и роман. И богатых коноводов. Увидим привет из будущего — дуэль на ручном огнестрельном оружии. И взаправдашний рыцарский турнир с его неаппетитно пахнущим окружением. Встретим по дороге известных личностей от Завиши Черного до Гутенберга и Коперника.
По книгам, подобным «Башне» изучать историю гораздо интереснее, чем по сухим учебникам.
«Башня» стилизована под старинные романы с непременным кратким изложением-эпиграфом того, что нас ждет в будущей главе.
Практически в каждом разделе мы услышим диспут, беседу, рассказ или событие, несущее свою стержневую идею: историческую, религиозную, моральную либо философскую.
Об управлении массами, отношению к колдовству. О европейской политике, «терках» между Восточной и Западной Европой, рыцарской чести. О ересях (снова и снова, больно животрепещущая тема), гуситах и не только, борьбе с ними самими разными способами: от проповеди до крестового похода и костра. О морально-этических чеснотах: обмане, махровом эгоизме (все лишь для личного блага), ограниченном доверии. О мести и ее правильном исполнении.
О книгопечатании, воздействии книг на людей. О благородстве, его вреде, ошибочном понимании, применении. О войне, против которой активно возражал самолично основатель христианства. Дружбе – основополагающем достоинстве, позволяющем людям выживать в самые непростые времена. Преступлениях, их уместности. Фанатизме – свойстве, нивелирующем самые благие начинания и идеи. Борьбе за правое и святое дело, проходящей, как и положено, по шею в крови. И, безусловно, о Любви – куда ж без нее. Всех тем, коими автор хочет поделиться с читателем, не перечесть.
Структура книги не особо сложна: квест-поход, в процессе которого собирается традиционная для Сапковского колоритная компания.
Рейнмар Беляу он же Рейневан (Пижма) де Беляу. Молодой (23 года) дворянин пястовских кровей (пускай незаконнорожденный), учившийся в пражском универе на медика и травника. Наивный красавчик-юнец, бабник, полный любовного томления и детских представлений о морали и этике. Регулярно и с удовольствием ошибающийся, постоянно бродящий по краю могилы. А еще он адепт магических искусств. При этом Рейневан скорее свидетель эпохи, чем активный протагонист и двигатель сюжета. Да, что-то от Лютика имеет место быть.
Циник и эгоист Шарлей с богатым и неизвестным нам прошлым. Выдающийся боец и опора героя.
Таинственный Странник могучий Самсон-Медок. Полный знаний и загадок.
В процессе из попутчиков троица превращается в настоящих друзей, готовых ради товарища на что угодно.
Антагонист романа — рыцарь-оборотень Стенолаз, чьи цели непонятны долгое время. Живущий под девизом «Аdsumus — Мы здесь» представитель непременного для той эпохи мистического братства-ордена.
С магией ситуация любопытная. Попервой складывается впечатление, что колдовство тут далеко не на первом плане, несмотря на то, что ГГ обучался и практикует чернокнижье. Мази, травы, лечение, указания дороги, попытки поговорить с мертвецом, левитация на пару сантиметров, даже полет (!). Не на первом, однако мы встречаем людей и существ, связанных с колдовским искусством. Они не решают судьбы мира, используя свои скромные знания для решения бытовых, повседневных вопросов. В такую волшбу верится гораздо больше, чем в метание файерболов и сотрясание сфер. Вдобавок со временем автор «Башни» все чаще сталкивает нас с мистическим пластом, казалось бы, сугубо исторического романа, однажды даже позволяя ему исполнить роль Deus ex machina. Напоминая, что в средневековье мистика была гораздо ближе, чем в наше «научное» время, и встретить ее представителей можно было в самом неожиданном месте. В наличии и откровенно «фентезийные» товарищи, о рыцаре-оборотне я уже говорил.
Не обойдется без юмора. Как-то кот по имени Лютер, фигурирующий при разговоре о необходимости реформации церкви. Фразы типа «над колонной висел смрад и дух предпринимательства». Или «самодвижущееся, не смердящее и не отравляющее среду? Сдается мне изобретатели разгрызут эту проблему лишь частично».
А вот перебор с латынью, когда автор цитирует библию или поэзию целыми абзацами на языке Вергилия (в «Сезоне Гроз» эта напасть еще усилится) придется по нутру не всем (эти «простыни» чаще всего пропускаются не глядя). Как и чрезмерное употребление терминологии и названий вещей того времени. С одной стороны – плюс к погружению, с другой – щелкать на сноски полдесятка раз за страницу несколько надоедает. Или обилие разговоров, с небольшим количеством активного действия. Впрочем, знакомые с творчеством Сапковского к этому готовы.
Эрго. Атмосферное погружение в 15 век в духе старых романов. Неторопливое, подробное, доскональное, с массой подробностей и разговоров.
Прогулка по вотчине сына Урана, или Борьба с предначертанным
Жизнь Алекса де ла Фуэнте, испанского композитора, живущего в Англии, в последнее время пошла вразнос.
Травма руки, от которой пришлось восстанавливаться долгое время, развод с женой, а тут еще и муза начинает фигвамы рисовать.
Алекс перебирается в маленький городок на побережье, где собирается в тиши выяснить отношения с непокорной музой.
Однако не все оказалось так просто. Ведь однажды после грозы у Алекса начинаются странные и пугающие видения. Теперь парню нужно разобраться, что происходит: у него открылись сверхъестественные способности, или накрыла наследственная шизофрения (одно вовсе не исключает другого)?
Скажу сразу, начинать знакомство с творчеством Паоло с этого проекта не стоит. Похоже, сериальный формат постановщика изрядно расслабляет, потакая возможности растектись мыслею (или мысью?) по древу. Это было заметно уже в «Невиновном», который вышел чрезмерно затянутым, а в «Треморе» проявилось в полной мере. Если в «Теле» или «Госте» Ориола для рассказа завораживающей истории с кучей нежданчиков хватало пары часов, то в «Ночи» он с трудом умещается в восемь с лишним, повторяя, расширяя одни и те же сцены, вскрывая карты раньше времени, разворачивая флеш-беки размером с серию.
В основе сценария фильма лежит роман Микеля Сантьяго «Последняя ночь на Тремор-Бич».
Чуток поругались, теперь о приятном. Хотя основная канва событий открывается слишком рано, нюансы остаются в тайне долгое время, заставляя теряться в догадках. И потирая лапки ожидать непременный финальный твист, переворачивающий происходящее с ног на голову. Также в «тумане войны» находится личность антагониста, таинственного «монстра в лыжной маске».
Напряжение на уровне. Сперва ГГ начинает озабочиваться проблемами соседей, со временем понимая, что в опасности он сам и его близкие. Благо, к последним сериям вальяжный темпоритм сериала наконец-то повышается.
Любопытен подход постановщиков к распределению внимания. Главным героем попервой выглядит наш композитор. Постепенно фокус переводится на милую соседскую пару, позднее на девушку Алекса. Затем снова возвращаясь к подробному рассказу о жизни де ла Фуэнте. Создавая эдакий мини-социум из четырех человек, каждый из которых время от времени претендует на первенство в сюжете. Как развяжется сплетаемый клубок четырех судеб, неясно до финала.
Погружениями в прошлое, как на меня создатели сериала злоупотребляют. Да флеши красиво дополняют картину, возвращая к тому, что мы уже видели мельком во вспышках воспоминаний протагониста, воссоздают всю жизнь ГГ, начиная еще до рождения. Но как то их слишком уж много.
Алекс (Рей) понравился. Ребенок, которого деспотичная мать с младых ногтей готовила к карьере пианиста. Юноша, стремящийся вырваться из-под удушающего гнета родительницы, бунтующий супротив навязанного занятия музыкой. Познающий первую любовь и первую огромную трагедию. Мужчина, сменивший обстановку, сбежавший от классической музыки в написание саунд-треков для кинематографа. Закрутивший новый роман, обзаведшийся спиногрызами, осознавший, что все эти эрзац-конструкты не приносят счастья. В очередной раз решившийся на крутые перемены. Неаккуратный затворник, мучимый чувством вины, гнилостной ненавистью к матери, потерявший путь, находящийся на раздорожье.
Алекс активно рефлексирует, поддается эмоциям, выглядит натуральным «потеряшкой», сомневается в собственном разуме и психическом здоровье (c плаксивым, растерянным видом актер местами перебирает). Делает глупости, слишком долго раздумывает, не предпринимая очевидных вещей (парабеллум купи, или телохранов найми, в конце концов!).
Джуди (Польвороса) – хозяйка местного «гостевого дома» и любовница Алекса. Экс-медсестра из Франции, резко сменившая род занятий и место жизни. Как вы догадываетесь, не просто так.
Лео (Толедо) и Мария (Кастро) – богатые соседи Алекса, живущие неподалеку в хайтек-доме. Лео – мастер на все руки и бывший адвокат (и такое бывает), фонтанирующий цитатами великих на все случаи жизни. Его супруга-художница. Парочка тоже не без скелетов в шкафах.
Жаль, часть ходов читается (привет поездке Эстреллы), что не есть «гуд». Включая «главную тайну», которая перестает быть таковой для внимательного зрителя за две серии до финала (поза!), да и до этого намеки были. Насчет оммажа работе Рамиса, даже не знаю, отнести ее к преимуществам или неудачам проекта. Как-то слишком топтание по плечам великих с использованием шаблонных ходов напоминает.
Порадовала морально-этическая основа проекта и умеренный оптимизм создателей ленты. Постановщики поговорят со зрителем о том, как разобраться в себе, склеить разбитую жизнь, отыскать внутреннюю силу. О времени, прошлом и будущем. Зададутся вопросом: наша жизнь предопределена, или мы вольны выбирать свою судьбу? Можно ли предсказать будущее, существуют ли пророческие сны или все это игры мозга, забавы подсознания, не несущие в себе ничего паранормального. Легко ли видеть грядущее (особенно если не можешь предотвратить трагедии), или это груз, способный сломать любого гомо сапиенса. Подумают о роли случайности, выборе, определяющем жизнь и смерть, попытках играть с судьбой, вариантах будущего, возникающего вследствие таких игр. Поразмышляют об отношении отцов и детей. О том, стоит ли воплощать посредством ребенка собственную мечту, творить из малыша идеал в своем представлении. Ломая ему жизнь, оставляя без радостей детства и отрочества. И могут ли такие действия привести к чему-либо доброму.
Отдельное спасибо за великолепную природу (съемки проходили где-то в Астурии в районе Бискайского залива). Красивенное побережье с горными стенами, обрывающимися к морю. Фигурные клыки скал, дома на отвесных утесах, уютная гавань. Панорамы пасторальных домиков Тремора. Грозы и шторма приходящие из владений Посейдона. Внушительные пещеры, в которых так уютно играть в морских разбойников. Лепота.
Эрго. Не лучшая работа Паоло: любопытный, но слишком затянутый триллер с фантэлементом и некоторой предсказуемостью. Несмотря на это, послевкусие от ленты на диво приятное.
Режиссер Ориола Паоло
В ролях: Хавьер Рей, Ана Мария Польвороса, Гильермо Толедо, Пилар Кастро
Сила, формирующая реальность, или Миф-сознание в действии
1913 год. Ирландия. Юная Эмили Десмонд – переполненная романтическим томлениями и желанием странного, начинает видеть в лесу, окружающем поместье отца, самых натуральных фэйри самых различных видов и форм. Родители заняты своими делами, и Эмили самой приходится выяснять, что представляют собой ее видения: галлюцинацию или реальность.
1934 год. Мысли 18-летней Джессики Колдуэлл были далеки от волшебных существ. Не самая приятная работа официантки, отсутствие парня, а тут еще и отец отправляет к психологу: мол, пора, доча, разобраться в твоем стремлении к ругани, лжи и нарочитой вульгарности. Кто же знал, что гипноз доктора приведет к столь неожиданным последствиям.
Конец 80-х годов. Энья Макколл была бы рада в глаза не видеть эти самые магические сущности, но не получается – ведь ее призвание — борьба с потусторонними тварями.
Что связывает этих трех девушек из разных времен? Ничего? Или напротив, эта связь определит облик и судьбу Вселенной?
Любопытный роман от писателя, известного больше киберпанком и лунным циклом ("Река богов", "Новая Луна"), полный ирландских особенностей (привет Детям), играющий с формой подачи материала и пространно размышляющий о возникновении мифических существ.
Первыми бросаются в глаза те самые забавы с формой. Первая часть полностью написана в эпистолярном жанре. С использованием дневников, писем, отчетов о заседаниях, докладов, записей интервью – все через бумагу, прямой речью, зачастую от 1-го лица. Третья – позволяет себе вольности в обращении со стариной Хроносом.
Стоит также отметить небольшую эмоциональную главу-«коду», написанную одним бесконечным предложением. За форму подачи – зачет.
Как и за ирландский дух книги. Особенностей Изумрудного острова нам отсыплют выше крыши. Исторические события самых разных лет. Вечное стремление к свободе и кровавые революционные волнения. Герои Ирландии, персонажи местных и британских книг, песен, пьес, национальный колорит блюд, действий, мест, традиций. Погодные нюансы и природные изюминки. Сущность блошиного рынка и восприятие городов разными существами, от птицы до бродяги. Погружение в атмосферу родины «Джеймесона» происходит по полной.
Третий интересный аспект романа – разговор о происхождении мифических созданий из людского бестиария, как положительно настроенных к гомо сапиенсам, так и напротив.
Фэйри, имеющих тут общее наименование «фагусов». Сущностей, сотворенных (или воплощенных /призванных) женщинами (сильный пол в таком не замечен), обладающими талантом миф-сознания (определяющая роль людского сознания, все как полагается). Правда, зачастую фагусы результат не осознанного действия, а плоды подсознания. Как прекрасные, так и ужасные. Некоторые из которых хотят вернуться обратно, а некоторые напротив становятся угрозой для жителей нашего мира.
Сюда же примыкает концепция родины фагусов — Потустороннего мира-Мигуса (бесконечные миры — безграничные возможности, которые не только место, но и состояние — привет квантовой физике) с нелинейным временем и фантасмагорическим сопровождением.
А теперь взглянем подробнее на наших героинь. Прописаны они с тщательностью, доходящей до дотошности. Рефлексии, мысли, чувства, ощущения, сомнения, развитие характеров. Как я уже говорил, Йен не лодырничал.
Эмили Десмонд. Девочка, на пороге пубертата, превращающаяся в женщину. Романтическая натура, полная томления, ожидания чудес, подавленной сексуальности, жаждущая любви красавца-фэйри. Фанатка стихов Йейтса, подбивающая подруг на различные шалости. Имеющая чрезмерно увлеченного папашу — астронома-любителя (его линия напомнила о шикарном романе Флинна) и мать-поэтессу (некогда избравшую путь реальности вместо заныривания в опасные воды мифического сознания). Родители, кстати, в воспитании Эмили изрядно накосячили. Не надо так себя вести со столь увлекающимися девицами.
Джессика Колдуэлл. Барышня 17-18 годочков. Шикарная лгунья («врешь — как дышишь» — это про нее), бунтарка и матерщинница. Имеющая талант к рисованию, но работающая официанткой (прокол недурного во всех прочих отношениях отца). Узнающая тайну, связанную с ее происхождением, бросающаяся во все тяжкие в попытке смириться с неожиданным открытием.
В этой арке нужно также отметить пару колоритных бродяг, вводящих героиню и читателя в мир мифотворчества. И доктора-психолога, ставшего позднее мостиком к третьему разделу романа.
Энья Макколл. «Интригующая» женщина 25 лет. Днем – сотрудница рекламного агентства, ночью – воитель с двумя мечами, сражающийся с тварями из Потустороннего мира. С младых ногтей увлекшаяся японской культурой, а позднее кендо. Познакомившаяся с шокирующими Детьми Полуночи, ставшими ее проводниками в мире, открывшем новые, неведомые ранее грани. Пытающаяся осознать свалившиеся на нее откровения и принять роль «спасительницы». В качестве бонуса нелинейное повествование (не уровня Ведьмака, не переживайте), особенности и приколы тусовки рекламщиков и велокурьеров.
Состоит роман, как вы уже поняли, из трех временных линий (фактически трех отдельных романов с общей линией, которая проявляется далеко не сразу, и великолепно закольцовывается в финале). В первой, которая служит эдаким вступлением, мы лишь начинаем знакомство с мифологической стороной бытия. Тут нам не дают четкой уверенности в том, что фэйри существуют. Галлюцинации и подростковый романтизм соперничают с «твердой» реальностью. И почти все, за редчайшими исключениями, можно объяснить с рациональной точки зрения. Вторая часть оставляет все меньше сомнений в реальности нереального. Мы узнаем о миф-линиях и Потустороннем мире, знакомимся с авторскими теориями (пускай в целом оригинальными их не назовешь, над нюансами Макдональд поработал от души). Третья, самая продолжительная часть, погружает героиню, и нас с вами в бытие тех, кто обладает мифотворческим сознанием, выдает все больше информации о Мигмусе и фагусах. Поговорит с читателем о реальности, времени и хаосе. А также о роли средств, расширяющих сознание.
Роман обладает недетским размером, наполнен кучей подробностей, внутренних размышлений разнличных героев, культурных аллюзий и отсылок. Стоит настроиться на продолжительное, медитативное чтение. Хорошо рисует образы, навеваемые мистическим сознанием.
Завораживает подобно истории, услышанной от хорошего рассказчика возле костра под бутылочку-другую насыщенного глинтвейна. Редко (особенно в первых двух частях) радует нас активным действием, но недурно держит напряжение. Невзирая на акцент на прекрасном поле, подарит нескольких вменяемых мужских персонажей.
Эрго. «Вкусное» размышление о мифологии и мифотворчестве. Под ирландским небом, со стопкой-другой «Джеймесона» в руке.