Мирьем, дочь заимодавца-еврея, жаждала достойной жизни для своей семьи, и не представляла, к чему приведет невинное заявление о том, что она «обращает серебро в золото».
Ванда, дочь бедняка-крестьянина, всего лишь хотела наесться вдоволь, и избежать непременной пьяной отцовской трепки.
Ирина, дочь герцога, ничего особо не желала, прекрасно понимая, что ее удел быть пешкой в отцовской игре, и выйти замуж за того, на кого укажут. Но не за колдуна же, заключившего следку с огненным демоном?!
Обычные девушки с не совсем обычными судьбами. Девушки, чьи решения могут оказать влияние не только на жителей заснеженного Литваса, но и на не волшебное королевство таинственных Зимояров.
Наоми Новик, автор вкусного цикла «Отчаянный» (жаль переведено лишь две книги), о наполеоновских войнах с участием разумных драконов (рецензия уже готова и ждет своего часа), не ограничивается лишь романами о милашке Отчаянном. Кроме драконьего цикла на ее счету «Чаща» и наш сегодняшний герой, номинированный на Хьюго, Небьюлу, и взявший-таки премии "Алекс", "Локус" и Мифопоэтическую премию за произведение для взрослых.
Роман интересный женскими образами и сказочной атмосферой. Но не сказок для несмышленышей от 2 до 14, а мрачноватых сказаний на грани серьезного, прям-таки хтонического мифа или легенды.
Атмосфера книги таинственная, долгое время жесткая и не дающая особых поводов для оптимизма. Напряжение повисает над персонажами и читателем почти с дебюта, с каждой главой сгущаясь все больше и больше. Книга очень зимняя, причем не той новогодней, приятной зимностью, когда легкий морозец и пушистый снежок лишь создают атмосферу праздника, выступая его непременным атрибутом между чашкой глинтвейна, нарезкой салатов и многочисленными фейерверками.
А утробным исконным холодом, когда Мороз и те, кто его олицетворяют, были одними из самых опасных противников не только для путника, но и для человека, живущего в крепком деревянном доме. Зима была чертовски сложным периодом, требующим для преодоления массу усилий. Особенно для людей бедных.
Именно эту позабытую современным читателем атмосферу и передает «Зимнее серебро».
Также обращаешь на частое в романе противостояние и контраст между теплым золотом и холодным серебром, зимояром (лед) и огненным демоном-поэтом (пламя), миром стужи и миром солнца.
Рассказ идет от первого лица наших главных героинь, перемежаясь их воспоминаниями об услышанных в детстве историях и сказках. Три протагонистки стали откровенной удачей Новик. Каждая шикарно проработана и прописана, обладает шлейфом роли, определенным опытом, жизненной позицией. А изложение от первого лица, знакомство с их размышлениями и подоплеками действий позволяет нам с вами буквально залезть в девчачьи души.
Еврейка Мирьем – классический представитель богоизбранного народа, рано открывшая в себе талант «делать деньги». Превратившая «сердце в лед» ради достойной жизни себя и семьи. Она наиболее активная из троицы, и та, что допустила больше всех тьмы в свою душу. У нее твердый характер и с самого начала проскальзывают нотки безжалостности, зачатков подлости и зависти к чужому счастью.
Ирина — дурнушка с роскошными волосами, в которой течет малая доля зимоярской крови. Умная, сообразительная, расчетливая, разбирающаяся в политике и интригах. Девушка, четко видящая разницу между собственной настоящей внешностью и волшебством. Стремящаяся к своей зимоярской частице.
Ванда: дитя бедняка-пьяницы, немногословная, чуть заторможеная, мастерица на все руки, по-крестьянски надежная и обстоятельная.
Заметьте, классических фентезийных женских образов, типа воительницы, ученицы магической школы, задорной ведьмы или феминистической бой-бабы у Новик нет и в помине. Приятно.
Повествование льется от лица разных девушек, перетекает от одной к другой гармонично и почти незаметно, создавая непрерывное завораживающее полотно. Плюс Наоми сводит героинь вместе аккуратно и красиво, сплетая случайности и создавая обстоятельства. Прям как в жизни, которая порой устраивает такое, что и не снилось никакому романисту.
Вдобавок после экватора к главам основной троицы Новик добавляет подглавки от лица других персонажей, типа брата Ванды, няни Ирины и даже царя Мирнатиуса.
К сожалению, мужские образы, вышли у писательницы похуже и потусклее. Запоминается разве что брат Ванды Стефан, но он скорее ребенок, чем мужчина. Да король зимояров, но тот раскрывается слишком поздно.
Здешний мир очень похож на наш, за исключением серьезного отличия. Тут кроме смертных, обитают загадочные и безжалостные Зимояры, повелители стужи, хозяева вьюги, снега и всего белого в округе (нет, не Белые Ходоки). Это откровенные пугала для окрестного люда, особенно сельского, хотя и городские стены от них не особо защищают.
Интересно развитие образа Зимояров. Сперва это фактически стихийное бедствие, непредставимое и абсолютно непонятное. Известно одно: они жутко любят золото. Настолько, что готовы ограбить монастырь ради церковной утвари, уничтожив всех подвернувшихся под руку. Но даже если ты беден, как церковная мышь, это не дает тебе иммунитета. Ведь Зимоярам ничего не стоит убить человека просто из каприза. Есть откровенные аллюзии на противостояние городов и степей, оседлых и кочевников, к примеру, той же Киевской Руси и Великой Степи (западнославянское происхождение автора сказывается?), в то же лыко – персонаж из славянской мифологии. Хотя, что забавно, Зимояры обитатели и хозяева не степей, а как раз лесов, которые считаются их исконным царством и владением.
Со временем, мы знакомимся с этими существами поближе, и начинаем их понимать гораздо лучше.
Мир Зимояров стал одним из удачнейших идей романа. Страна вечной Зимы (Снежная королева нервно курит в уголке), бриллиантовая/хрустальная гора, виноградники и фруктовые сады, стойкие к морозу, любопытное социальное устройство, отношения меж сословиями.
За Зимояров Новик однозначное «спасибо».
Но зимоярами здешняя мистика не исчерпывается. Имеются тут ведьмы и огненный демон, играющий немалую роль в повествовании.
Отдельная благодарность за игры с промежуточным финалом, после которого расслабившиеся герои (и читатель) получают новую порцию серьезнейших перипетий. И конечно, за эмоциональный настрой книги. Порой пробивает чуть ли не до слез.
Не останется читатель «Серебра» и без морали. Ничего супероригинального, но если учитывать, что роман позиционируется как young adult, идейный багаж книги вполне уместен.
Семья – это важно, говорит автор, но далеко не всякая. Есть алкаши-папаши, а есть сестра с братьями, которые становятся друг другу не разлей вода (причем далеко не сразу, мы видим осознанный выбор всех троих, и не абстрактный зов крови).
Перед нами проходят размышления о том, кто на самом деле является близкими людьми. О жадности, а также о необходимости отдавать долги. О меньшем зле, чудесах и воздаянии. Новик не осуждает и не поощряет своих героинь, оставляя читателю самому делать выводы о правоте и неправоте каждой из них.
Заботьтесь о тех, кому не повезло, и они вам отплатят добром – уверена Наоми. И как же хочется, чтобы она была права.
А вопросы внутреннего холода и зимы в сердце и вовсе становятся одними из основных в книге. А ведь интересная тема, не поспоришь.
Эрго. До мурашек антуражный сказ о времени, когда зима была настоящей стихией, а в зимнем лесу таились неведомые и таинственные существа. Эмоциональный, атмосферный, наполненный, завораживающий, с шикарными женскими образами. Разве что мужские персонажи не дотягивают до общего уровня, но они тут далеко не на первых ролях.
К вопросу о героизме супергероев, или Темная сторона сверхлюдей
Хьюи Кэмпбелл (Куэйд) хорошо относился к супергероям. Как и практически все жители Америки. Ровно до того момента, пока один из них, супербыстрый Поезд-А (Ашер), случайно не убил на улице девушку Хьюи, просто пробежав сквозь нее. Казалось бы, всяко бывает, и от несчастных случаев никто не застрахован. Да и что может сделать обычный человек одному из мощнейших супергероев Земли?
Так и списали бы дело со смертью Робин в архив, если б не появившийся на пороге у Хьюи Билли Бучер (Урбан). Крепкий мужик, стремящийся положить конец безнаказанности суперов, и готовый пойти ради этого на самые крутые меры.
Но хватит ли этого, чтобы отомстить Поезду-А, призвать к ответу суперов и стоящую за ними корпорацию?
Экранизация комиксов уже давно не сводится к банальной борьбе супергероев с суперзлодеями, порой даря нам довольно неожиданные, фантасмагорические или брутальные проекты, особенно на телеэкране (доказано «Проповедником» или тем же «Легионом»). Но в формате историй о классических героях в костюмах уже давненько не попадалось ничего интереснее «Хранителей». Теперь у работы Снайдера появился весомый конкурент.
В мире The Boys людей со способностями хватает. Среди них даже проводят конкурсы и состязания за попадание в Семерку – группу лучших из лучших. У сверхлюдей имеется рейтинг, который оказывает изрядное влияние на продвижение и доходы, есть фолловеры, аккаунты в соцсетях, их чертовски заботит репутация (добро пожаловать в современный мир). Суперегеройский бизнес переживает рассвет. Пристальное внимание к каждому шагу любимцев нации. Миллионы фанатов, готовых на все ради селфи с кумиром, автографа или свеженькой статуэтки героя. Агрессивная реклама на каждом углу, с каждого билборда, каждой пачки чипсов и каждой бутылки колы. Огромные сборы кинокартин про супергероев, в которых участвуют реальные сверхлюди (Марвел нервно курит в углу) и мерчендайзинга. Состязания между членами Семерки и претендентами на их места. Глобальная индустрия, приносящая миллиарды и миллиарды долларов. Корпорация Воут, вкладывающая деньги в супергероев, благодаря отдаче от них выходящая на новый уровень. На уровень структуры, управляющей судьбами страны и мира.
Ведь суперы – это успешная борьба с преступностью, решение задач, которые раньше были не по плечу правоохранительным органам. Когда за городом приглядывает супергерой, криминалу в нем приходится не сладко. А ведь можно замахнуться и на международную политику.
Казалось бы, идиллия — живи и радуйся. Если бы не ряд пустяков. Пустяков для большинства, но жизненно важных вещей для героев сериала. Тех самых «Пацанов».
Ведь, как уже неоднократно отмечалось возмущенной общественностью, к примеру в том же Бэтмене, супергерои «работают» грязно. Но, как показывают нам The Boys, даже без космической угрозы побочных потерь во время действий сверхлюдей хватает. Будем честными, концепция весьма спорная. «Сотни людей случайно гибнут от рук сверхлюдей» — говорит Бучер. Пусть так. А сколько спасено благодаря их действиям? Что за передергивание. Где цифры? Есть жертвы, давайте уж и тех, кто благодаря сверхам таковыми не стал. Не дают. Другое дело, когда эти потери коснулись лично тебя, тут не до цифр. Но тогда надо честно признавать, что ты не о благе ближних заботишься, а просто напросто мстишь. Причем почему-то всем без разбору (Прозрачный то за что отгреб?).
Второй негативный момент, касающийся супергероев – они, по мнению протагонистов, плохие, аморальные, лживые типы. И попервой кажется, что Бучер с компанией правы.
Сверхлюди действительно не являются святыми и примерами для подражания. Они лгут, пьют, не чураются наркоты и беспорядочных половых связей. Они циничны и горделивы. Но при всех своих недостатках они отнюдь не заслуживают смерти. Не являются злодеями и преступниками. Тот же Прозрачный откровенный извращенец, пардон «не уважает личное пространство», но это разве повод стараться извести его всеми возможными способами? Он даже Робин не убивал! А! Он опасен лично для вас, Пацаны, потому что вы накосячили, и теперь не можете допустить, чтобы об этом узнали. Ну так это вопрос не злодейскости суперов а всего лишь вопрос выживания, и не нужно подводить под него идейную базу.
Ход мысли постановщиков понятен. Нам в очередной раз обыгрывают концепцию «большая власть развращает». Нам вновь говорят о гордыне и ее тлетворном влиянии. О том, что те, кто чувствует себя лучше, сильнее, могущественнее, рано или поздно начнут относиться к остальным с пренебрежением. Нам говорят об обычной людской психологии. Ее темных сторонах.
Вдобавок с каждой новой серией мы выясняем, что члены Семерки во многих моментах вполне адекватные ребята, способные на сочувствие, им не чужды правильные, хорошие людские черты и поступки. А есть среди них и попросту приятные во всех отношениях гомо сапиенсы. За одним исключением, о котором позднее.
Сериал снят по серии комиксов Гарта Энниса и Дэрика Робертсона выходившей (2006 по 2012).
Как видите, с идейной точки зрения у «Пацанов» имеются спорные моменты. А вот со стороны оттяга, нестандартного подхода к теме и драйва у проекта все в порядке. Драки, спецэффекты в процессе использования сверхспособностей, неаппетитные подробности типа кишок наружу, черный юмор на грани с трэшачком (вспомним бедного дельфина, бордель для суперов или лучеметного младенца). А есть и вполне забавные моменты, как то обсуждение Жана-Поля Сартра и его философии большими грубыми мужиками-убийцами. Или подготовка к отлову криминальных элементов (« вдруг ты схватишь не того человека»). Хватает в проекте и злого сарказма («люди поверят в любую чушь, если их как следует напугать»). Не соскучишься.
Сериал местами напоминает книжный цикл Б. Сандерсона «Мстители», но если у Брендона сверхлюди правили миром, то здесь они в подчиненном состоянии и работают курицами, несущими золотые яйца для корпорации Воут. Правда, не сказать, чтобы им это нравилось. Особенно Хоумлендеру.
Энтони Старр (шериф из ураганного «Банши») создал лучший, пожалуй, образ всего проекта. Безоговорочный лидер Семерки, почти что Бог, соединивший в себе способности Супермена с элементами прикида Капитана Америка. Тот, кто вроде Иисуса. Человек, которого даже Бучер выделяет среди прочих. Трезвенник, не обращающий внимания на столь желанные для собратьев развлечения. Тот, кто считает себя и некоторых коллег лучше, чем остальные люди. Считает себя другим. Эдакий идеальный расист с конкретно двинутыми мозгами, парящий высоко над обычной людской моралью. Скрытный, двуличный, жестокий, с вечной улыбкой, отлично работающий с толпой. При всем этом спасший немереное количество людей. Одинокий ребенок, искренне верящий в собственную миссию. Хоумлендер аж никак не является однозначным и банальным злодеем, пускай даже скрытым. Это сильный, сомневающийся персонаж, полный недостатков и достоинств, мыслей и идей, отлично сыгранный все больше меня радующим Старром.
Ему противопоставляется юная Старлайт (Мориарти) изображающая почти что ангела. Высокоморальное, изрядно наивное юное создание, с устоями и воспитанием, отвечающее в сериале также за линию сильной женщины в мужском мире. Именно этот образ должен показать, как даме тяжело в окружении самцов оглашенных, даже если она сильнее них по всем физическим параметрам. И как ей нужен тот, кто не будет комплексовать по этому поводу.
Также можно отметить местную Чудо-Женщину и Аквамена, которые постепенно раскрываются как нормальные люди. Аллюзий, пародий и откровенного стеба над известными нам супергероями в сериале выше крыши.
Их противникам в сериале уделяется больше времени, но смотрятся они несколько бледнее.
Бучер (Урбан) – крутой мужик, работавший и на ФБР и на ЦРУ, искренне ненавидящий суперов и считающий, что их надо полностью убрать с лица земли. Имеющий для этого жирную причину. Нагловатый, самоуверенный, безжалостный, использующий людей направо и налево. При этом мощный и непоколебимый как танк. А еще он показывает зрителю один из самых неверных, но очень удобных подходов к людям. Навешивание ярлыков и подстройка задачи под ответ. Если суперчеловек – значит плохой и достоин смерти. Если негр – значит баскетболист. Если еврей – мальчик со скрипкой. Один взгляд – ты измерил, взвесил, нашел легким и относишься к объекту соответственно. Ах, какие ошибки и неожиданности ждут людей, живущих по такому принципу. Закачаешься.
У юного Хьюи (Куэйд) тоже интересный образ. «Ботан»-технарь, нерешительный, слабый духом и телом решается отомстить за гибель девушки. Он нормальный парень, не злодей и не свихнувшийся убийца, и путь который ему предстоит пройти, будет кровавым и нелегким. А тут еще и чувства, рвущие его надвое. Не позавидуешь пацану.
Стоит отметить, что сериал не обошелся и без детективной линии. Тема с препаратом Ви, попытки отыскать неуловимое зелье, разобраться, как оно работает, и вывести тех, кто им пользуется на чистую воду, добавляет «Пацанам» изрядно энергии.
И религию постановщики зацепили. Жестко, нелицеприятно, даже зло. Наверное, американские церковники заслужили. Да и не только американские. Прошлись по вопросу проявления суперспособностей: от Господа они или от людишек. Вот тут с Бучером не соглашусь, а какая собственно разница? Главное как их использовать. Хотя то, как появляются здешние супергерои, оказывает мощное влияние на развитие событий в сериале.
И без популярной нынче темы сексуальных скандалов зритель не останется. Остросоциальный получился проект. Порой даже слишком.
Эрго. Приятный телепроект глядящий на тему супергероев с не очень раскрученной точки зрения. Также в наличии шикарный Хоумлендер и масса черного, порой даже слишком, юмора. А вот идейная основа сериала, мягко говоря, небеспорная.
Режиссер: Филип Сгриккиа, Дэниэл Эттиэс, Дженнифер Фанг
Геоманты губернского города, или Весь мир театр/ Режиссерский роман
19 век. Российская империя. Фабрикант и актер-любитель Константин Алексеев, отправляясь в губернский город Х, не думал, что поездка станет для него судьбоносной. Даже учитывая причину путешествия: неожиданное наследство от актрисы-гадалки, которую он ни разу в жизни не видел.
Залетный грабитель Миша Клест тоже не планировал задерживаться в гостеприимном городе, где он совершил удачный (за одним обстоятельством) налет на банк.
А уж тем более эти двое слыхом не слыхивали друг о друге и аж никак не собирались встречаться на заснеженных улицах. Вот только их никто не спрашивал. Ведь, как обычно, дьявол прячется в мелочах. В нюансах, которые создают людские судьбы.
Новый роман харьковского дуэта Олега Ладыженского и Дмитрия Громова, они же Г. Л. Олди вышел несколько неожиданным. После глобальных, космических напевов Ойкумены нам рассказали скромную, камерную, людскую историю. Историю, до мозга костей театральную и режиссерскую. Вдобавок ретроспективную.
Ведь перед нами легендарный Харьков конца 19 века, город получивший уважительный оммаж от Олдей, похоже, искренне любящих этот самый город.
Да-да, тот самый благословенный 19 век, известный ностальгирующим потомкам по котлетам de volaille, осетрине la russе, супу из рябчиков, коням, проносящимся к «Яру», галантным корнетам и поручикам, богатым фабрикантам, ухоженным господам с тросточками, дамам в пышных платьях, угодливым приказчикам и могучей Российской империи. Большинство этих моментов имеются в «Нюансерах» в лучшем виде. Шикарные обеды и огромные квартиры, смешные для сегодняшнего читателя цены на продукты и театральный ажиотаж, колоритные извозчики, благообразные вальяжные богатеи и импозантные сумасбродные аристократы.
Однако Громов с Ладыженским прекрасно знают, что над просторами Империи стоял не только «хруст французской булки», а и другие, гораздо менее приятные звуки. Мы увидим не только благостный фасад государства, но и некоторую часть его изнанки.
Темные улицы практически без освещения и, естественно, без привычного нам асфальта. Зимой покрытые льдом и заваленные сугробами, весной — грязью по колено. Ватерклозет, электричество и паровое отопление не как обыденность, а как роскошь. Жуткое сословное неравенство. Есть господа, баре, дворяне, «их превосходительства», а есть все остальные – недолюди, холопы, слуги, быдло, мужичье, «человеки». Бедность и отсутствие перспектив у обычного люда. Многочисленный и наглый криминалитет. И это мы практически не касаемся социальных противоречий, копившихся столетиями. «В раю революций не бывает» — лучше не скажешь.
Книга вышла антуражной и атмосферной. Причем, что гораздо важнее, всеобъемлюще атмосферной. Да, это аж никак не энциклопедия харьковской жизни того времени, в частности нижних классов маловато, но мы увидим срез многих слоев общества.
Что интересно, два главных героя находятся на разных полюсах сословной лестницы.
Константин Алексеев – бизнесмен и служитель Муз. Шикарно прописанный персонаж. Человек застывший как буриданов осел меж трех морковок: театра, бизнеса и семьи. Чувствующий ответственность за семейное дело перед недавно умершим отцом. Искренне и нежно относящийся к жене и к больному сыну. И всей душой стремящийся на театральные подмостки. «Гул затих…» Хороший мужик, представитель того самого торгового сословия, способного аккуратно и относительно безболезненно заменить выхолощенное и выродившееся дворянство у руля страны. И, что характерно, заменившее в большинстве стран. Человек, привыкший к деньгам, но адекватно относящийся к тем, кто беднее и ниже его по положению. А еще он полностью и окончательно увлечен легкомысленным танцем Мельпомены и Талии. Не буду излишне спойлерить, тем более авторы не делают на этом акцента, но Алексеева без малейших преувеличений можно назвать любимцем муз. Людей, столько сделавших для театра (и кино) можно пересчитать по пальцам. Как вы уже, наверное, догадались, Константин Сергеевич –абсолютно реальная личность, правда, известен он большинству из нас под другой фамилией.
Миша Клест вряд ли может похвастаться прототипом (хотя я могу ошибаться), но проработан этот персонаж не намного хуже Алексеева. Ребенок, переживший жуткую трагедию, сломавшую ему жизнь. Подавшийся в криминал и достигший там немалых высот. Сполна ощутивший власть, которую дает оружие и пренебрежение к людской жизни. Начавший терять человечность и превращаться в ничего не чувствующего робота. Фактически Миша исполняет в романе роль антагониста, но лишь условно. Ведь ненавидеть его, желать поражения и смерти не выходит, хоть ты тресни. Невзирая на все смерти, что висят на руках этого человека. На все зло, что он причинил людям. Отдельное спасибо за завершение линии персонажа. В наш жестокий век редко встретишь такие финалы.
Криминальный мир империи в романе предоставлен широко и подробно (мы еще по «Магу в законе» помним воровскую атмосферу того времени, тщательную воссозданную авторами). Причем за нее отвечают не только Миша, но и остальные жиганы, в частности Костя Филин.
Стоит отметить, что герои как всегда у Олди на высоте. Практически каждый из встреченных нами в романе людей яркий, живой и стилизован под эпоху. Почти все из важных для повествования получили свою долю флеш-беков, написанных в разных стилистической обертке и хороший шлейф роли. Даже безымянных персонажей писатели умудряются врезать в память читателю. Парой фраз, характерной привычкой, действием или жестом. Что уж говорить о тех, кому авторы уделяют чуть больше внимания.
Еще одним полноправным героем романа выступает театр. А точнее театралы и дух подмосток. Люди, воспринимающие жизнь как игру, умеющие владеть своим телом, голосом и актерским талантом. Режиссеры, выстраивающие мизансцены, случайности, управляющие артистами, декорациями и прочими мелочами, формирующими волшебный театральный мир. Люди, обладающие магическим даром создавать реальность, в которую веришь. Нас ждет куча театральных сравнений, подходов, способов работы на сцене и не только. Книга очень театральная, режиссерская по своему духу.
О фантастическом допущении романа много говорить не буду, похожие подходы уже встречались (некий Вадим подтвердит), но у Олди они поданы гармонично, проработано и по-режиссерски.
Интригу в «Нюансерах» авторы выдерживают как ту самую знаменитую театральную паузу. Когда долгое время (возможно даже слишком долгое) общая картина не складывается, но все равно читатель боится перевести дух. Ведь перед ним возникает история, дышащая напряжением и жизненной силой. История, постепенно подбрасывающая детали головоломки. История, обещающая серьезный катарсис. И держащая обещание.
Имеются в романе и юморные моменты, как те же «стригу, брею», или «как в романах Жюля Верна».
Да, размаха, как я уже сказал, не хватает. Отвыкли мы от скромного масштаба событий, разбаловались на космических просторах Ойкумены. Но, это аж никак не портит отличного скромного рассказа о людях и их музах. И конечно, о нюансах, из которых и состоит наша жизнь.
Эрго. Камерная, завораживающая, режиссерская история о людских жизнях и мелочах составляющих их, пронизанная театральной атмосферой, уважением к старому Харькову и одному неординарному человеку.
Солдатские будни под палящим солнцем, или Колониальная эпопея/Песчаные ходоки, обласканные материнским словом
Временный командир Колониального полка, капитан Маркус д’Ивор с огромным облегчением встретил известие о прибытии в далекий Хандар нового полковника Януса бет Вхалниха. Казалось бы с чего вдруг? Мало когда капитану выпадет шанс покомандовать целым полком, пускай далеко не лучшего качества. Если бы не обстоятельства. А точнее полноценный мятеж Искупителей, вынудивший полк убраться аж на дальнее побережье Хандара.
Рядовой Колониального полка Винтер Игергласс, который на самом деле был не мужчиной, а сбежавшей в армию девицей, аж никак не хотел выделяться из общей массы. Однако пришлось. И теперь, после прибытия пополнения, Винтер уже старший сержант. Выше звание – больше ответственности. И ненужного внимания.
И все ближе время, когда полк столкнется в битве с многотысячными, пускай и слабо обученными ордами Искупителей. Тем более что и сам полк не может похвастать отличной выучкой и несокрушимыми обстрелянными ветеранами.
Но что если дело не только в Искупителях? И в происходящем замешана могущественная и древняя магия?
Книга Векслера вызвала жаркие споры среди любителей фантастики. Одни радовались приятной свеженькой военной фентези. Другие плевались, утверждая, что работа Джанго (имя-то какое тарантиновское))) не идет ни в какое сравнение с монстрами типа Сандерсона, Мартина, Аберкромби, Эриксона и Сапковского. Что забавно, правы и те и другие.
Перед нами действительно увлекательное боевое фентези. И книга Векслера действительно не дотягивает до работ мэтров (а с чего бы вдруг? мощные новички не такое уж частое явление). Что абсолютно не лишает ее привлекательности и положительных моментов.
«Тысяча имен» сверстана по лекалам классиков приключенческой литературы, типа Сесила Форестера (кстати один из героев носит ту же фамилию, не думаю, что случайно) с его Хорнблауэром, или Бернарда Корнуэлла. При этом Джанго творчески развил заветы великих и не забыл про магию.
Векслер посвящает изрядную часть книги будням одного конкретно взятого колониального полка, сражающегося с восставшими туземцами. Магия долгое время (за исключением пары сцен) остается лишь слухом, легендой, ожиданием. Лишь ближе к развязке автор начинает потихоньку это ожидание оправдывать, завершая его ударным колдунским финалом.
А пока волшебство где-то за горизонтом, читатель сможет вплотную познакомиться с жизнью (и смертью) солдат Вордана, защищающих честь короля в жарком заморском Хандаре. На дворе у Векслера примерно конец 17-первая половина 18 веков (по нашим меркам), и картина местами напоминает жизнь англичан в Индии, французов в Египте/Индокитае и прочих колонизаторов среди «подопечных» народов. Имеется местная власть в лице развращенного принца, которому его союзник король Фарус 8 подогнал экспедиционные силы. Силы будем честными, так себе. Ведь в Колониальный полк отправляли как в ссылку: неудачников, пьяниц, лентяев, нарушителей, трусов. Весь балласт из королевской армии.
Правда, встречались исключения. Именно они стали главными героями романа.
Приятно, что автор дарит нам двух основных протагонистов из полка, дополняющих друг друга. И соответственно две сюжетных линии, которые частенько сплетаются и пересекаются, создавая максимально полную картину боевых будней колониальных вояк.
Первый – Маркус д’Ивор. Он отвечает за линию старшего командования. Один из двух офицеров полка, добровольно вызвавшийся служить в Хандаре. Ответственный, приятный человек, хорошо относящийся к товарищам и подчиненным. А за некоторых друзей готовый стоять горой, даже если это идет ему во вред. Не блещет интеллектом, чуток ограничен, лишен особых амбиций, осторожен, но прекрасно понимает солдатский долг. Такие офицеры — становой хребет любой регулярной армии.
Второй (ая) – Винтер. В ее ведении линия младшего офицерского состава. Барышня сбежавшая в армию, и уже несколько лет выдающая себя за мужчину (в вооруженных силах Вордана женщины могут пребывать исключительно в утилитарных качествах, а отнюдь не в качестве солдат). Оставим на совести автора идею женщины, столько долгое время в армии 18 века выдающей себя за мужчину. Причем не в папском дворце, или офицерской палатке, а в самом что ни на есть полевом лагере, в роли солдата, которому отнюдь не полагалось ни отдельных хором, ни уединения в сортире. Вечно на глазах, вечно бок о бок с «товарищем». Так у Векслера такой случай не единственный! Но если отбросить в сторону условности, персонаж вышел хорош. Та, кто аж никак не желала брать на себя ответственность за чужие жизни. Но поставленная перед необходимостью — взялась за дело всерьез. Винтер – неглупа, способна делать выводы и быстро учиться. Обнаруживает недюжинный талант к командованию и харизму. А еще она попросту хороший и чуткий человек. Что касается пресловутых лесбийских грез/воспоминаний: а чего вы хотели от барышни, выросшей в закрытом девичьем приюте? Да и служба вряд ли добавила ей любви к мужскому полу.
Также нельзя забывать нового полковника графа Янус бет Вальних-Миеран. Умнейший человек, почти что гений. Весьма продвинутый командир и тактик. Слуга царю, отец солдатам, таящий в себе немало сюрпризов. Образ явно вдохновлен небезызвестным низкорослым корсиканцем.
Прошлое героев раскрывается в час по чайной ложке, и ко второй половине книги любопытство читателя по поводу былого полюбившихся персонажей достигает высочайшей отметки.
Плюс имеется в «Тысяче имен» и линия восставших, пускай ей уделяется на порядки меньше внимания, взгляд с другой стороны конфликта добавляет роману изрядно вистов. А типажи среди жителей Хандара встречаются любопытные.
На английском в цикле The Shadow Campaigns уже вышло 5 книг.
Откровенным украшением романа стала его боевая (и подготовительная к боевой) часть. Начинается все, как и положено, с обучения, причем происходит оно не в комфортных условиях стационарного лагеря, а прямо по пути на смертельную битву. Нам во всех подробностях покажут и расскажут о нюансах боевой работы армии 17-18 века. О сложностях заряжания мушкета и стрельбы шеренгами. Марш-бросках и перестроениях на ходу. Тренировках по созданию каре. В общем, проведут полноценный курс молодого бойца. Сделают это посредством главных героев, и так, что у читателя почти нет шансов заскучать.
А потом дело, наконец, доходит до драки. Военные действия тоже описаны на удивление не занудно. Сперва нам покажут столкновение условно европейской армии с восточными ордами: многочисленными, но нестойкими и неподготовленными. Следом Колониальный полк встретится с почти равным противником. А затем — с неуловимыми и смертоносными пустынными кочевниками. Мы увидим сражение полка в полном составе, битвы отделившихся подразделений в разных топографических и стратегических условиях. Поглядим на психологию солдата, почувствуем тонкость грани меж победой и поражением. Понаблюдаем за тактическими изысками ворданайских командиров. Ужаснемся шалостям победителей. В очередной раз подивимся тогдашнему способу воевать, шествуя строем во весь рост на пушки («Сомкнуть ряды!» Бо, иначе разбегутся как тараканы). Отправимся походом в самое сердце раскаленной пустыни. Попадем в засаду (и не одну) безжалостных десолтаев. И даже столкнемся с мятежом.
Глобального размаха от первого романа цикла ожидать не стоит. Перед нами локальная операция на краю света, которая меж тем может оказать влияние на тысячи людей и оставляет приятный задел на будущие тома. Которые, по-видимому, и будут отвечать за глобальность.
Мир почти не раскрыт. Где-то за морем лежит континент, несущий на своих плечах королевство Вордан, его северного соседа Мурнск, Борель и некий Союз Шести Городов.
Информации о Вордане (чьи аристократы очень любят чай, а король изгоняет из страны священников, вмешивающихся в политику, и организовывает собственную церковь) немного, но по тому, что мы знаем, перед нами вполне «европейское» государство 17-18 века. Тут имеются министерства, промышленность, регулярная армия, флот, герцоги с графьями, Свободная монотеистическая церковь и политические баталии. Хандар и Два Десола – откровенный восток, с пустынями, медленными грязными реками, скорпионами и убийственной жарой.
Некоторые аллюзии автора по поводу стран и народностей вполне понятны, но хотелось бы побольше фактажа о локации. Скорее всего, в следующих книгах читатель без нее не останется.
Эрго. В сумме «Имена» вполне себе увлекают. Вот только ждать от них глубины и таланта признанных фантастов не стоит. Перед нами жанровое приключенческое военное фентези, не претендующее на особые вершины, способное подарить меж тем пару нескучных вечеров. И возможно даже заставить с нетерпением ожидать продолжения.
26 век. Когда доктор Дайсон Идо (Вальц), занимающийся созданием и ремонтом киборгов, нашел на свалке остатки одного из них, он и не думал, что этим даст толчок воистину судьбоносным событиям.
Восстановленный киборг с огромными глазами и лицом прекрасной девушки, получивший от доктора имя Алита (Салазар) не помнила ничего из своего прошлого. Но, как оказалось, отменно владела боевыми искусствами, причем их редкой и давно забытой разновидностью.
Вскоре Алита обзаводится не только друзьями, но и смертельными врагами. А главное, привлекает к себе пристальный интерес кое-кого из небесного города Залема. Города населенного высокомерными снобами, считающими всех живущих внизу скотом и быдлом. Города, похоже, имеющего прямое отношение к ее прошлому.
Я абсолютно спокойно отношусь к японской манге и прочему аниме, сталкиваясь с ней исключительно на больших экранах, в вариантах типа «Призрака в доспехах». Посему мне не нужно было сравнивать Alita с оригиналом и заниматься прочими японоведческими глупостями. Можно было просто посмотреть фантастику. А точнее яркую подростковую антиутопию, густо смешанную с киберпанком.
В первую очередь «Алита» вышла попросту красивой, на все свои 170 лимонов, в этом походя на юношеские «Первого игрока» , «Хроники хищных городов» или «Валериана». Висящий в небесах гигантский мегаполис. Чахнущий в его тени, жутко депрессивный Железный город, где киборгов и существ с имплантами, больше чем обычных людей. Разрушенные 300 лет назад и упорно не ремонтируемые небоскребы. Охотники за головами, заменившие полицию. Одноколесные мотоциклы (тоже верно, чего ресурсы переводить). Запрет на огнестрельное оружие, соответствующий подъем спроса на «холодняк» и разные «приблуды», типа стрелометов со стрелками на цепях. К оружию, используемому при моторболе, постановщики подошли с особым вдохновением, чем тут только не пытаются извести соперника своего! Крышесрывные и кровавые спортивные состязания, см. тот же моторбол. Забавные приколы типа трехрукого гитариста, играющего на двух грифах и 18 струнах сразу. Огромное количество различного вида, формата и способа сборки киборгов и вовсе стало одной из фишек картины. У некоторых кроме головы или лица, не осталось ни одной людской части тела. У некоторых изменения минимальны. У некоторых заменена рука, нога или сразу все конечности. В статике или плавном движении смотрится «на ура». А вот во время экшен-сцен недоработки совмещения людского лица и рисованного тела порой вылазят боком.
Да, картинка откровенно «мультяшная», что ни капли не удивительно. Ведь перед нами и есть мультфильм с вкраплениями настоящих человеческих лиц. Имеются персонажи без имплантов, полностью остающиеся в выделенных богом человеческих телах, но они воспринимаются исключением в этом анимационном, нарисованном, киборгизированном мире.
Фильм снят на манге «Gunnm» («Сны оружия») Юкито Кисиро (1990-1995).
Особенно если учесть, что главная героиня создана с помощью технологии захвата движения актрисой Розой Салазар. Алита стала еще одним приятным моментом картины. Перед нами образ, типичный для аниме. Огромные глаза чуть ли не на пол-лица, небольшой рот, субтильное сложение. Но у Розы и компьютерщиков получилось сотворить яркий образ, в который попросту влюбляешься. Открытый всему миру, наивный ребенок в начале, едва осознающий себя и свое тело, ведущий себя как маленький щенок, не ожидающий ни от кого подлости. Полный восторга, счастья и воспринимающий окружающее с неподдельным интересом и восхищением. Та, о ком так и тянет позаботиться.
Открывающая свое боевое прошлое и столкнувшаяся с темными сторонами Железного Города и людей. Впервые переживающая основополагающие человеческие эмоции: любовь, ненависть, жажду боя.
Пережившая падение, гибель и воскрешение (не слишком тонкие намеки на Мессию скрещенного со Светоносным?). Полностью осознавшая тезис «Никогда не сдавайся». Познающая себя и растущая над собой. Восставшая против небес. Если бы такого персонажа создала лицедейка без помощи компьютерных технологий, это была бы серьезная заявка на Оскар. А так перед нами еще одно доказательство того, что Motion capture активно наступает на позиции живых актеров, а компьютерная графика творит чудеса.
По остальным актерам.
Кристоф Вальц сыграл в «Алите» не очень типичную для себя последних годов роль. Не подлеца-маньяка, а приличного доктора и заботливого отца. Не шедевр.
Махершала Али, наоборот, тут предстает в злодейской ипостаси. Опять же ничего особенного, разве что переключение личностей сделано неплохо, особенно в финале.
Впрочем, картина аж никак не актерская, так что и выкладываться там по полной явно никто не намеревался.
А вот боевка порадовала. Она абсолютно нереальная, сказочная, фантастмагорическая, когда худенькая барышня расшвыривает огромных металлических киборгов, напрошь отшибая им конечности («сила не тела, но разума»). При этом завораживает и заставляет следить за экшеном, затаив дыхание.
Сценарий откровенно уступает визуалу. Если отвлечься на секунду от пиршества для глаз, мы видим, что история стандартна, вторична, наивна и снисходительно-пубертатна. Впрочем, я бы не сказал, что имело смысл ожидать чего-то другого.
С финалом также не сложилось. Этого самого финала попросту нет. Постановщики понадеялись на продолжение, и оборвали рассказ на полуслове. А с продолжением практически наверняка не сложится. 400 лимонов сборов при 170 бюджета об этом прям- таки орут. Ну когда, они наконец, запомнят, что не надо безбожно раздувать бюджеты. Сколько уже раз на этом молоке обжигались. А на воду так до сих пор и не дуют.
Эрго. Красивый киберпанковско-антиутопический мульт.. пардон фильм, радующий визуалом и главной анимешной героиней. А вот сценарий вообще и банальность в частности к сильным сторонам не отнесешь. Как и открытый (а точнее оборванный в ожидании сиквела, которого, скорее всего не будет) финал.