Каден, наследник императора Аннура, до сих пор не понимал, зачем отец еще в детстве отослал его в отдаленный монастырь Пустого Бога. Жизнь тут была не сахар, а впереди оставалось еще два года послушничества.
Его брат Валин те же 8 лет провел с большей пользой, изучая способы убийства ближних своих в школе кеттрал – элитных императорских убийц.
Их старшая сестра Адер – единственная оставалась рядом с папой и даже достигла должности министра финансов.
А затем император умер. Точнее был убит. Заговор. И даже его недремлющая охрана – эдолийская гвардия не помешала убийцам.
Теперь под угрозой не только жизни последних из династии Малкенианов. Но и целостность самой империи, похоже, встретившейся со старыми, жутко опасными врагами. Империи, а может и всего человеческого рода.
Фентези с подростковым уклоном редко когда может порадовать читателя чем-либо сверхоригинальным. Юный протагонист, становление героя, избранность, непременное чувство (в последнее время не редкость любовный треугольник), верные друзья и коварные враги. Многие из этих составляющих в наличии и в романе Стейвли. Но Брайану удалось, смешав эти ингредиенты с другими интересными продуктами, получить весьма вкусное блюдо.
Во-первых, протагонистов у нас три штуки. А это (доказано Симмонсом в «Гиперионе») приятный прием, который дает возможность читателю выбирать себе героя по нраву и сопереживать ему в полной мере. Хочешь «болеть» за бойца-спецназовца-ниндзю? Пожалуйста. За наследника-мистика-монаха? Не вопрос. За девицу-финансистку? Да ради бога!
Герои молоды и попадают в старшую группу young adult литературы, уделяющей массу времени становлению персонажей. Однако при этом самом становлении Стейвли ни капли не жалеет протагонистов, подвергая их нешуточным испытаниям и перипетиям. Их регулярно избивают до полусмерти (разве что Адер без членовредительства обходится), на них обрушиваются психологические проблемы и терзания, они допускают ошибки, пытаются определиться с дальнейшим путем, обрести себя как наследников покойного императора. В наличии жесткие (порой даже слишком) наставники и злокозненные, подлые сверстники.
Валин позволяет нам побывать в школе юных ниндзя-десантников, или морских (точнее летающих) котиков. Людей, празднующих первое убийство, совершенное своими кадетами, как нормальные люди отмечают день рождения.
Каден перебрасывает нас в монастырь дзен-мистиков, таящих судьбоносные для человечества тайны.
Аден в паучью банку императорской столицы, где как раз происходит возвышение одного из религиозных орденов.
У всех серьезные неурядицы, с которыми справится не каждый взрослый мужик. Кстати, идея о том, что сыновья повелителя империи должны не нежиться на пуховых перинах, лениво изучая управление, а почти с самого детства отдаваться «в жесткую науку» на сторону, хороша. Управлять научатся, чай не совсем дураки, а вот умение подчиняться, дисциплину, могут преподать прынцам лишь хмурые солдаты-убийцы, да «дзенствующие» монахи (эдакий умиротворенный Шаолинь) – уверен автор. Причем вдалеке от подхалимствующего двора. И вы знаете, есть в его уверенности некая сермяжная правда.
Перчику в котел романа добавляет детективная линия, связанная с убийством императора. Больше всего эта карта разыгрывается на Киринских островах. В Гнезде кеттрал, где проходит обучение Валин. Именно он первым испытывает на себе последствия смерти отца (до Кадена далеко, сестра наследовать не может). Мало парню выматывающих тренировок, брутальных наставников и мерзких однокашников. Вдобавок оказывается, что подготовка суперубийцы отнюдь не гарантирует безопасности, и даже в гнезде грозных кеттрал имеются паршивые овцы. Юный Валин даже предпринимает некое вялое расследование, в попытке вычислить иуду, правда, как не сложно догадаться, лавры Шерлока Холмса ему не светят. А вот напряжение в результате создается нешуточное. Читатель, испереживавшись за Валина, уже сам начинает строить догадки насчет злодея. Затем, помимо убийцы, на его голову обрушивается САМОЕ ГЛАВНОЕ ИСПЫТАНИЕ, и за героя становится совсем волнительно. В общем, как вы поняли, с саспенсом в линии Валина все в порядке.
Описание будней Кадена уступает брательниковым в экшене, зато через него мы познаем глобальные, стратегические особенности мира, а также прошлое монахов хин, слуг Пустого Бога. История возникновения здешнего человечества и его борьба за существование. И еще некоторое количество информации, придающей миру глубину и объем. А главное – этот герой изрядно отличается от обычных протагонистов юношеского (да и взрослого) фентези. Он не маг, не воитель, не управленец, не жрец и не паладин. Он мистик, точнее, ученик мистиков. Юноша, познающий Пустоту-Ваниат. Редко когда в фантастике нам показывают людей, занимающихся духовными практиками. Монахи-хин как раз из таких. Классический «восточный» монастырь с безответными послушниками и строгими наставниками, палками вдалбливающими в дубовые головы отроков нехитрые истины. А заодно преподающих им весьма полезные умения, типа сама-ан: техники гравированного ума и прочих, служащих ступеньками на пути к познанию Ваниат.
Адер пока в книге уделяется немного времени, и она изрядно уступает братьям по проработанности, но все еще может измениться.
Порадовали пара-тройка нежданчиков, не сказать что супер-неожиданных, но все равно изрядно подстегивающих интригу и напряжение происходящего.
Да, без непременных романтических терзаний Брайан не обошелся. Вот только они затрагивают лишь одного из троицы, плюс поданы походя и неакцентировано. И то верно, не до любовей сейчас – отечество в опасности! После победы жениться будем.
Да, герои не отличаются особым интеллектом, и порой изрядно «тупят». И нелогичностей в действиях персонажей хватает.
Да, эпичности роману остро недостает. До «Меекхана», с которым иногда сравнивают «Клинки», по этому параметру работе Брайана далеко. Хотя не забываем это лишь первая книга трилогии, может дальше ситуация поправится. Перед нами скорее детективно-приключенческое фентези, балансирующее на грани подростковой и взрослой литературы и жестко концентрирующееся на последних Малкенианах. География почти неведома – «империя занимает два континента», да пару слов о некоторых соседях – вот и вся информация, которая пока имеется у читателя. История мира подается схематично, дозировано и остается на заднем плане, хотя уже сейчас можно оценить некоторые находки автора.
В первую очередь – кшештрим. Прародители и смертельные враги человечества. Бессмертная древняя раса, сравнимая по силам с богами, имеющая кроме могущества еще одну крайне любопытную фишку. Им неведомы эмоции – лишь логика. Эдакие роботы-гитаристы, обходящиеся с человеками по эпохальному завету Тараса Бульбы.
Имеются у мира, созданного Стейвли и другие приятные изюминки.
Личи. Те немногие из людей, которые способны проявлять способности, которые так и тянет назвать магическими. Своими сородичами личи мягко говоря не приветствуются. Причем настолько, что каждый законопослушный гражданин обязан уконтрапупить лича на месте. Оставляем за скобками то, что лич обычно обладает могуществом намного превосходящим физическую силу человека, а то и группы людей (хотя есть нюансы, связанные в основном с «колодцами» — источниками их силы). Единственное место – где личей не казнят на месте – это Гнездо кеттарал. Тут любой людской материал идет в дело.
Огромные птицы-кеттралы (привет от орлов Манве), способные переносить на себе (точнее на упряжи, крепящейся на когтях) 5-6 бойцов кеттарал. По-видимому, водятся они только на Киринских островах, и каким-то неведомым образом были приручены первыми имперскими убийцами. Может личи поспособствовали?
Гробовые дубы. Милые деревца, обычно выступающие святилищами и не нуждающиеся в солнечном свете. Их «фотосинтез» построен на крови, приносимой хищными летучими мышами, живущими на этих деревьях, или жертвуемой адептами.
Зубасто-ядовитые сларны с непростыми яйцами.
Милая тварюшка (-ки) из Красной книги, весьма полюбляющая коз.
Таких нюансов у мира, созданного Стейвли, хватает. Что добавляет этой локации жизненности и изрядно способствует погружению.
Эрго. Приятный и увлекательный роман (точнее начало трилогии), совмещающий детектив с приемами юношеского приключенческого фентези и весьма взрослыми мотивами и подходами к жизни. Герои интересны, напряжение на высоте, продолжение ожидается с неподдельным интересом.
Не верь мертвецам, или Зомби-парад на индейской земле
Доктор Луис Крид (Кларк), переезжая с семейством из Бостона в большой дом в городке Ладлоу, был преисполнен самых радужных ожиданий. Пасторальная, практически сельская жизнь, больше времени для общения с супругой Рейчел, 9-летней Элли и малышом Гейджем.
Однако все оказалось далеко не так благостно. Сперва выясняется, что рядом с домом находится местное кладбище для домашних питомцев. А потом, что за ним таится древний могильник индейцев, по слухам возвращающий умерших к жизни.
И когда под колесами грузовика погибает кот Кридов Черч, Луис, похоронивший животное в могильнике, убеждается, что эти слухи полностью правдивы.
Вот только воскресший Черч меняется, причем не в лучшую сторону.
Пугающий роман — называемый ни много ни мало «страшнейшей книгой всех времён» и «самой страшной из написанных Кингом». Даже сам Король ужасов и психологии считал эту книгу «самым жутким из того, что он написал». Вещь действительно мощная. И уже гостившая на киноэкранах в 1989 году. Та экранизация была снята относительно близко к тексту, по сценарию, написанному самим Стивеном. Однако время шло, и Paramount Pictures, явно вдохновленная успехом «Оно», решила осчастливить поклонников Кинга новой версией жуткого романа. Причем на этот раз, серьезно изменив некоторые моменты и особенно концовку.
Не скажу, что эти изменения оказались к лучшему. Роман поражал до глубины души препарированием одной из самых неоднозначных людских черт – безумной, безнадежной надежды на чудо. Надежды, которую не может убить ничто – ни доводы разума, ни неоднократное подтверждение того, что ничего хорошего из твоей затеи не выйдет, и это, к сожалению «так не работает». Лента 2019 этот аспект романа показывает смазано и вскользь. Взамен устроив из серьезной психологической проблемы какой-то зомби-карнавал (интересно в Бостон они скоро соберутся? К родным в гости?).
Зато вторая магистральная идея книги — из Смерти прежними не возвращаются, и ее вариация: даже если нечто похоже на ваших умерших близких, это уже не они – на месте.
Плюс создатели ленты активно играются с темой смерти, вопросом, что нас ждет после прихода Костлявой, и как стоит говорить с детьми о неизбежной кончине. И конечно, с одним из самых больших людских ужасов – детской смертностью. Все по заветам дядьки Кинга.
Передать напряжение постановщикам, в принципе, удалось. Хотя не совсем понятно, это полностью их заслуга, или эффект от знания сюжета. Плюс для тех, кто самоуверенно решил было, что знает все наперед, создатели ленты подготовили парочку сюрпризов. Как я уже говорил, зрителей, знакомых с романом и первой экранизацией (а таких я думаю большинство), ждет парочка нежданчиков.
А вот длительность экспозиции несколько утомила. Роковой грузовик появляется практически по истечении часа фильма (из 1.40 всего). Подзатянули ребятушки с вступлением. Хотя атмосферности у этого вступления не отнять. Но все же тумана с затемненными сценами можно было бы дать поменьше.
Актерские работы неплохи.
Джейсон Кларк довольно адекватно передает изменение состояния: от удовлетворенного переездом отца семейства, через непонимающего, недоверчивого, к убитому горем, маниакально увлеченному безумной идеей человека.
Порадовала и его супруга Рейчел (Эми Саймец). Женщина, пережившая в детстве жуткую психотравму, и до сих пор не избавившаяся от ее последствий. Воспоминаниям и глюкам Рейчел в картине отводится довольно много места.
Также спасибо за характерного лицедея Джона Литгоу. Изрядно постаревшего, но не утратившего своего рокового обаяния.
За котика тоже, вышел он прям инфернальным зверем и сюжетообразующим персонажем.
И за карьерой Жете Лоранс надо будет последить – девочка произвела сильное впечатление.
Эрго. Необязательная, но, наверное, неизбежная экранизация (неизбежная в струе пересъемок классики 80-х, в частности того же Кинга), стремящаяся озадачить зрителя парой неожиданных финтов. Это ей скорее удается, чем нет. А вот затянутое вступление и спорный финал к удачам фильма отнести сложновато.
Режиссер: Кевин Колш, Деннис Уидмайер
В ролях: Джейсон Кларк, Эми Саймец, Джон Литгоу, Жете Лоранс, Хьюго Лавуа, Лукас Лавуа, Обсса Ахмед, Алисса Брук Ливайн, Мария Херрера, Фрэнк Скорпион
Терпенье и труд все перетрут, или Дискриминационная евгеника
У Винсента Фримэна (Хоук) была мечта. Полететь в космос. Казалось бы, ничего сверхъестественного, непросто, но вполне реально. Вот только не в случае с Винсентом. Ведь он был не нормальным человеком, рожденным в строгом соответствии с законами великой науки евгеники, с почищенным геномом, устраненными наследственными заболеваниями и дурными предрасположенностями.
А исключением — «божьим ребенком», естественно рожденным, негодным – презираемым существом, и помыслить не способным о престижной работе, а уж тем более о космосе, куда летают лучшие из лучших. Плюс – слабое зрение, проблемы с сердцем, и максимум 30 лет жизни.
Но у Винсента была мечта.
Ради нее он был готов пойти на все. На болезненную операцию, подлог, нарушение всех законов в попытке выдать себя за другого. Генетически безупречного Джерома Морроу (Лоу), идеально пригодного для полета на Юпитер.
Дело жутко сложное и смертельно опасное. Тем более, когда в аэрокосмической корпорации Гаттака, куда устраивается на работу лже-Джером, происходит убийство, привлекшее к себе внимание кучи роющих землю полицейских.
Самый достоверный и точный с научной точки зрения фильм за всю историю кинематографа, по мнению специалистов НАСА. Молодые Джуд Лоу, Ума Турман и Итэн Хоук. Чем не повод посмотреть, наконец, Гаттаку, уже ставшую классикой умного фантастического кино.
Оказалось, фильм действительно достойный, хотя и не без пары логических дыр и спорных сентенций.
Сперва о приятном.
Лента вышла весьма стильной. Классические признаки антиутопии, такие как одинаковые костюмы, слабая эмоциональность населения, полицейский произвол по отношению к «негодным». Все это на фоне строгих линий помещений Гаттаки, звучащего тут же языка эсперанто, игр оператора со светофильтрами, чуть закамуфлированных машин 50-60-х. Вы будто на самом деле погружаетесь в футуристически-ностальгическое будущее, в мир победившей евгеники.
Лента вышла очень профессионально и качественно поставленной с точки зрения драматургии.
Плавное, спокойное вступление с размеренным закадровым голосом протагониста. Знакомство с обстановкой, главными героями, их проблемами. Постепенно растущее напряжение, когда Винсент-Джером постоянно ходит по краю, и любая ошибка может стоить ему головы. Повышение градуса происходящего и ставок после убийства и пристального интереса копов. Постоянные проверки и облавы. Стоит лишь герою, а с ним и зрителю немного расслабиться в романтической обстановке, как почти тут же на него обрушивается очередная перипетия, и ему приходится прилагать массу усилий для выживания. И так практически до самых финальных титров.
Лента вышла по хорошему позитивной и утверждающей, что человек может преодолеть любые преграды на пути к своей мечте.
Лента может похвалиться хорошей актерской командой, и хотя никто из главных героев не показывает особых лицедейских чудес, вся троица смотрится гармонично, и между ними чувствуется та самая пресловутая химия. Особенно между Хоук и Турман, которые через год после съемок уже жили счастливой семейной парой.
Теперь о спорных моментах.
Посыл фильма прост, незамысловат и абсолютно понятен. Беспрестанное генетическое совершенствование, вмешательство в ДНК, попытки примерить на себя костюм и шляпу бога, по мнению постановщиков – приведут к очередной жесточайшей дискриминации человека человеком и новому возрождению аналога фашизма. Не поспоришь, особенно если учитывать, что гомо сапиенс способен из любой мелочи устроить повод записать хоть кого-то в низшие существа. Еврей? Негр? Голубой? Здоровый белый гетеросексуальный мужчина в современной Америке? В резервации!
К этим поводам ничтоже сумняшеся создатели картины отнесли и работу с геномом. Но как быть с тем, что человечество медленно, но уверенно вырождается? С раком, ставшим одной из главных угроз населению Земли? С вирусами, приспособившимися ко всем антибиотикам? К общему ослаблению организма и иммунитета, развивающимся под воздействием жуткой экологии и паршивой пищи?
Возможно выход как раз в евгенике? Нет, утверждают постановщики, это зло похлеще продажных политиков, паршивых дорог и людской тупости. Посему не нужно ничего делать, с достоинством принимая все то, что соблаговолили передать тебе предки. Дискуссионное утверждение.
Дальше, что касается логических дыр в самой ленте. Оставим за кадром метания родителей Винсента, хотя если уж вы решили заводить ребенка естественным путем (а это было осознанное и обдуманный выбор), странновато резко передумывать, и через пару лет бежать к генетикам.
Интереснее другое. Все, чем занимались ученные в Gattaka, это убирали наследственные болезни и паршивые генетические предрасположенности. Они не создавали суперлюдей, не добавляли им непонятно откуда взявшихся умений, не рисовали их судьбу, лишь оставляя в ребенке «лучшую половину» из того, что он мог получить от цепочки предков. Откуда появились эти безэмоциональные «белокурые бестии», совершенные существа, которых нам показывают в ленте? И почему они все такие отмороженные?
И когда вообще начался проект? С одной стороны не так давно, ведь 30 лет назад, когда рождался Винсент, генные изменения еще не были суперпопулярными. С другой — директору Джозефу (Видаль) уже далеко не тридцать, а он похоже уже был рожден в рамках программы улучшения.
Кстати, большинство тех самых «дурных предрасположенностей» вполне устранимы, или по меньшей мере купируемы уже в наше время. Спорт, правильное питание, витамины, отсутствие наркоты и алколголя – и даже слабое сердечко будет работать как швейцарские часы. Родительская любовь, правильное воспитание, хороший психолог – и склонность к насилию или маниакально-депрессивный психоз останутся для вас лишь ничего не значащими словами.
По поводу одного из троицы главных героев тоже не все понятно. Джером, в исполнении Джуда Лоу, позиционируется как не просто спортсмен с головой «а еще я туда ем», а как человек, обладающий выдающимся интеллектом. И вот этот гений мысли не может, потеряв возможность заниматься одним любимым делом, найти себе другое? Да у него талантов должно быть как у барбоски блох! А ведь умный человек в частности тем и отличается от дурака, что не зацикливается на одной профессии. Скучно ему все время заниматься одним и тем же.
Да и финальное поведение Джерома выглядит абсолютно необоснованным. «Ты подарил мне цель», и тут такое нелогичное действие. Отлично распорядился подарком, ничего не скажешь.
Но вот с чем в «Гаттаке» спорить не хочется совершенно, так это с тем, что к любому серьезному делу по изменению человека нужно подходить обдуманно, пытаясь свести к минимуму негативные последствия. И не делать из него панацею.
Эрго. Стильная и позитивная научная антиутопия, следующая всем законам драматургии, о дороге, устланной благими намерениями. Тем не менее, даже здесь у сюжета хватает нелогичностей и недоработок.
Режиссер: Эндрю Никкол
В ролях: Джуд Лоу, Итэн Хоук, Ума Турман, Гор Видал, Ксандер Беркли, Джейн Брук, Элиас Котеас, Майя Рудольф, Элизабет Деннехи, Блэр Андервуд, Мэйсон Гэмбл, Уильям Ли Скотт, Кларенс Грэхэм, Эрнест Боргнайн, Тони Шэлоуб
Фентезийный коктейль, или Узнаваемая история от хорошего рассказчика
Герцог Канарна Эктор хотел для своих людей лучшей доли. А еще выбраться из-под удушающего гнета церкви королевства Тор Фунвейра. Хотел. Но дождался лишь карательной экспедиции Рыцарей Красного ордена, захвативших столицу герцогства и перебивших кучу народу.
Отныне дети герцога, Бромви и Бронвин – изгои, за которыми идет охота. Изгои, не собирающиеся мириться с таким положением вещей и напряженно ищущие союзников.
Но дело не только в наследниках убитого Эвана. Ведь именно судьба Канарна становится толчком для нового витка Долгой Войны. Войны, начатой давным-давно самим богами. Но что если в этой тысячелетней кровавой забаве появился новый, точнее давно забытый игрок. Игрок, отыскавший себе весьма любопытных союзников.
Сказать новое слово в фентези на сегодняшний день довольно сложно. Зато можно попробовать создать нечто интересное из старых наработок, разбавив их некоторыми особенностями свеженького мира. Двинул по этому пути и Э. Дж. Смит. Желаете приключенческой и авантюрной фентези? Держите. Героической? Не вопрос. Эпика? Да, пожалуйста. Элементов темной? Имеется! Порой Страж напоминает «Меекхан» Вегнера. Порой Линча с его «Подонками». Порой Мартина и «Игру престолов». Порой повеет Аберкомби. А порой «Сагой о копье».
Как вы уж поняли особой оригинальности от «Долгой Войны» ожидать не нужно. Но приятное времяпрепровождение она вполне способна обеспечить.
Автор постоянно тасует поджанры, перемежая героику — приключением, элементы темной фентези — играми богов, квест – эпиком, путешествие — этнографией. Каждая глава подана от имени другого героя (потом по кругу), посему отличается по настроению и подходу к жизни. Наивность оруженосца сменяется цинизмом наемного убийцы. Твердость духа северянина изворотливостью его южного друга. Благородство рыцарей политическими играми вождей.
Долгое время Смит тщательно расставляет фигуры на доске, намечает будущие контакты и конфликты, обрисовывает связи, раскидывает крючки и развешивает ружья, пардон арбалеты. Повествование в это время движется неторопливо, и показывается с разных точек зрения. И лишь когда начинаются повторные главы от уже знакомых читателю героев, сюжет потихоньку, но неотвратимо ускоряет ход.
В мире Смита имеются вполне приятные особенности, вроде церкви народа ро, разделенной на ордена, отвечающие за разные стороны сущности их божества – Одного Бога. Одни за богатство и алчность, другие за милосердие и заботу о неимущих. Третьи за знание, четвертые за силовые акции, пятые за все, что связано со смертью, шестые за исцеление и мир.
Рассово-национальное деление, наоборот слишком шаблонно. В наличии северяне, чересчур напоминающие викингов, южане – привет от арабов, и некая серединка, явно имеющая корни в средневековой центральной Европе, с ее рыцарством и диктатом церкви. Плюс местные мулато-метисы, отношение к которым почти везде ниже плинтуса. Единственные кто может постоять за честь Смита как оригинального творца – это таинственные доккальфары – всеобщее местное пугало.
Картина мира, созданного Смитом, раскрывается перед нами постепенно и неторопливо. Он знакомит читателя с обычаями, укладами и традициями народа ро, затем северян-раненов, после – южан-каресианцев. Злачные кварталы и аристократические районы столицы Тор Фунвейра. Суровые, заснеженные и холодные просторы родины честных и суровых мужей, поклоняющихся Ледяному Гиганту. Кессия с ее классовыми подходами, паранойей, помпезными зданиями и восточной любовью к роскоши.
Приманивает любопытными «фишками», ведь тут водятся не только огромные пауки, практически неуязвимые тролли, или «восставшие из мертвых», но и гигантские кракены – слепые безумные боги. Потихоньку вводит в дело магию, которая в его мире практически полностью является даром богов, действующих через своих отдаленных потомков с кровью Гигантов и смертные воплощения. Волшебства у Смита немного. Исцеление, боевая ярость, жесткий гипноз, влияние на разум и психику да камни-передатчики. Пожалуй, все. Дальше, будьте любезны, мечами. И языком.
Часть информации об особенностях мира подается нам в виде прямого описания. Часть – во времени обучения юного Рэндалла – открытие мира одним из героев наравне с читателем прием опять же не новый, но до сих пор действенный. Третья во время диалогов и споров. В общем, автор всеми силами старается не дать читателю заскучать.
Персонажи небезынтересны, но почти всегда одноцветны, однозначны и практически не меняются. Умный, храбрый, импульсивный Бромви, любящий путешествия, приключения и простые радости жизни поболе аристократических забав. Его юная сестра Бронвин, считающая себя воительницей, но никогда не сталкивавшаяся с настоящим боем. Наивный как эльфийский воин оруженосец Рэндалл (практически единственный кто хоть чуть-чуть меняется). Добродетельный и высоконравственный воин-священник Пурпурной церкви брат Ториан. Его черный коллега циник и альбинос Ута Призрак. Прямодушный и честный раненский жрец Магнус Вилобородый. Его старший брат Алдженон Слеза – вождь всех раненов, таящий за душой огромный секрет. Южанин Аль-Хасим – одинаково искусный как в сплетении словес, так в соблазнении дам или рубке на ятаганах. Наемный убийца Рам Джас Рами – неостановимый, безжалостный и беспринципный, но ценящий настоящую дружбу. Благородный Красный рыцарь сэр Уильям из Вереллиана, которому не по душе пытки, и расправы с мирными жителями. Коварные и могущественные Семь Сестер. Протагонистов много, они хорошо описаны и порой вызывают искреннее сопереживание. Но вот ожидать от них серьезного изменения или развития характеров, внутренних борений, неожиданных решений или тем паче смены убеждений не стоит. За этим к другой сказке. Какими автор их родил, такими и помрут. Причем некоторые задолго до конца книги. Не Мартин, конечно, но потери в рядах будут.
Написано достаточно увлекательно, реальная картина происходящего проявляется далеко не сразу. Сперва кажется, что перед нами частная история мести за отца и родное герцогство. Но уже к концу первой трети романа мы понимаем, что видим проекцию глобальной войны Гигантов, длящейся тысячелетиями. Ведь, несмотря на то, что боги давным-давно покинули сию скорбную обитель, все отношения людей до сих пор напрямую завязаны на старые конфликты небожителей. Поклонники Одного считают себя вправе диктовать условия всему миру. Северяне думают в первую очередь о свободе своей прохладной родины, но ради кодекса чести готовы на многое. Южане активно участвуют в жизни всех королевств как торговцы и не прочь урвать кусочек пожирнее. И все активно не любят друг друга. За редкими исключениями. Отношения между расами неоригинальны, но хорошо продуманы, имеют долгое прошлое, знавали войну и мир, схватки и дипломатию, завоевания и освобождения.
Действия в романе не очень много, за первые две трети книги мы увидим десяток схваток с участием небольшого количества человек. Описываются напряженно, но без излишних подробностей, видно, что «боевка» не самая интересующая автора часть его мира. Ну и ладно, все равно следить за происходящим интересно. Благо к финалу Смит немного расходится, даря читателю парочку более менее крупных битв.
Да хватает архаизмов типа «крестоносцев», или «террора», забавных приколов, как то, маленькие суденышки с катапультами, стреляющими на огромные расстояния, или бронебойных лошадей, выносящих головами ворота королевского дворца, но в целом перед нами приличное фентезийное чтение на вечер без особых претензий.
Эрго. Приятная смесь из большинства возможных поджанров фентези, не способная похвастаться оригинальностью и неоднозначными героями, но радующая хорошей проработкой мира и интересно рассказанной историей.
Апокалипсис подождет, или Двое против предопределения
Ангел Азирафель (Шин) и демон Кроули (Теннант) обитали на Земле столько лет, что уже потеряли им счет. Ангел делал добрые дела (по большей части), демон соответственно злые (как правило). И за эти тысячелетия слежки и противостояния изрядно прикипели друг к другу. А заодно к земной жизни. Блинчики там, ролы от шеф-повара, букинистика, музыка, шикарные винтажные машины. Ну, вы понимаете.
Посему, когда Кроули получил распоряжение от начальства подкинуть американскому послу юного Антихриста, демон приказ конечно исполнил. Но крепко задумался, как справится с Апокалипсисом, до которого осталось весьма немного времени. И поделился своими размышлениями с Азирафелем.
Теперь лишь эти двое могут остановить Конец Света. А точнее не дать Сыну Сатаны по имени Адам, уже достигшему 11-летия, и вот-вот откроющему свою полную силу, запустить роковое действо, которое ждут и в Аду и на Небесах.
Роман «Благие знамения», написанный в 1990-м состоявшимся автором Терри Пратчеттом и молодым писателем Нилом Гейманом буквально сочился иронией и юмором и был чертовски позитивен. Несмотря на скользкие религиозные моменты, затрагиваемые в книге.
Об его экранизации долго раздумывал Терри Гиллиам, однако не сложилось. И не складывалось аж до 2017 года, когда Amazon Originals принялась за работу над 6-серийным мини-сериалом.
Получилось знатно.
Сперва охота сказать об атмосфере проекта, буквально пронизанной иронией и качественным юмором. Когда добрым, когда не очень, когда гротескным, когда пародийным, когда смехом сквозь слезы. Многие печальные моменты людской истории показывают в духе Монти Пайтона, только менее зло и фантасмагорично, что ли. Британцы, что с них взять.
Второй понравившийся момент – отношения главных протагонистов, ставшие откровенным украшением сериала (отдельное спасибо за иллюстрацию развития их взаимоотношений, занявшую полсерии). Ведь «Знамения» не в последнюю очередь рассказ о дружбе. О невозможной дружбе, которая не могла состояться. Не должна была состояться. Но все же случилась. О дружбе, в результате спасшей мир. Когда ни одного из нашей парочки нет на экране, с нетерпением ожидаешь появления полюбившихся персонажей.
Да, и ангел и демон слишком долго живут на Земле и в результате изрядно очеловечились. «С кем поведешься, от того и наберешься». Вот и набираются ребята чего кому не хватает. Демон – чуток хорошего. Ангел – малехо дурного. Параллельно они становятся своеобразной квинтэссенцией разных качеств людской натуры и человеческих особенностей, типа «оставьте нас в покое и не приставайте», «подальше о начальства, поближе к кухне», «главное – доложить об успехах, даже если их нет» и «не припишешь себе свершений, весь день ходишь как оплеванный» etc.
Азирафель. Добрый, мягкий, отзывчивый, наслаждающийся вкусным блюдом, очаровательным закатом и каждым моментом бытия. Да, сыграно несколько «голубовато», но у ангелов вообще с полом и его отсутствием частые недоразумения, так что не критично. «Вы…плохие ангелы!» — это «пять!»
Кроули. Змей-искуситель. Эксцентричный, эмоциональный, коварный, беспринципный. Демон, одним словом. Но демон, по полной программе наслаждающийся благами цивилизации. А кому охота их терять?
Сделано образ порой на грани переигрыша, но почти не заступая за эту грань.
Остальные персонажи, понятное дело, блекнут на фоне главгероев, но тоже имеют свои фишки, забавные отличительные черты, и важны для сюжета. Кстати, в «Знамениях» уже можно увидеть любимые Гейманом хронотступления, истории из прошлого, достигшие чуть ли не совершенства в уже упомянутых «Американских богах». Хотя, например сцена с сожжением ведьмы принадлежит перу Пратчетта. Порадовал и закадровый рассказчик (Она?), цитирующий книгу Пратчетта и Геймана, прием, считающийся в кинематографе моветоном («не рассказывай, а показывай»), но в сериале зашедший, как дети в школу.
Что приятно, в «Знамениях» поднят вопрос, который висел в воздухе со времен пресловутого «Омена». Вот отчего сын Сатаны настолько злобно-маньячный? Причем без малейший оснований, в виде тяжелой жизни, чугунных игрушек и скользких подоконников? Может у него велосипеда не было, как у Печкина? А ведь это действительно нелогично. Этот самый Антихрист имеет людские гены и вовсе не обязан быть записным злодеем.
Третий приятный момент – общий оптимизм постановки. Даже конец света не повод прекратить иронизировать над собой и ситуацией. А главное – нет такой проблемы, с которой не справиться, если взяться за нее вдумчиво и с разных сторон.
Четвертый – ее идейная подоплека.
Любовь творит чудеса. Любовь к подопечным и к равным. К Богу и людям. Старому другу и постаревшему солдату. Не поспоришь.
Человек – субстанция загадочная, но обладающая огромным потенциалом — утверждают постановщики и авторы книги. И намешано в нем от души, постаралась Создатель (кстати, не Он, а Она. Заметим, «Догма» появилась на 9 лет позднее книги). С одной стороны – человек, особенно в стае, существо не из лучших. Гордыни, подлости и черноты в нем хватает. А войны и геноцид люди устраивают самостоятельно, без вмешательства преисподней. С другой – по отдельности человеки чаще всего не плохие, а порой даже хорошие. В людской цивилизации есть масса приятных моментов: как минимум таких как хорошая кухня, крутые тачки и ночные клубы (с последним не соглашусь).
Интересны взгляды создателей на воспитание. Который гласят, что когда оно, а когда его отсутствие (не мешайте ребенку расти), способно решить массу проблем.
Интересны современные мотивы, понятные нам и абсолютно неведомые человеку древнему, времен написания Библии. Как вам Чума, ушедший на пенсию, и Загрязнение — заменившее его среди всадников Апокалипсиса?!
Ну и главный момент проекта – вопрос выбора и предопределения. У человека, даже если ему не повезло с родителем, всегда имеется выбор – уверены постановщики. Правда, тут многое зависит от друзей и домашних животных.
Да и с предопределенностью все не так просто. Пророчества, святые книги, это конечно хорошо, но у человечества всегда имеется свобода выбора, основополагающее качество гомо сапиенса. Так что даже будь вы даже архангелом Гавриилом, уверенным, что знает план досконально, это не так, ведь он непостижим, ни для кого кроме Нее. Кстати, со свободой воли у функционалов не очень (независимо от цвета, наличия рогов или нимба). Ровно до тех пор, пока плотно не свяжутся с человеками.
Эрго. Удачная экранизация книги мэтров, полная юмора, иронии, приятных персонажей и идейных посылов. Разве что местную графику мало кто назовет идеальной, но она тут и не главная.
Режиссер: Дуглас Маккиннон
В ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант, Фрэнсис МакДорманд, Шан Брук, Дэниэл Мейс, Сэм Тейлор Бак, Джон Хэмм, Адриа Архона, Пол Чахиди, Нед Деннехи