Цикл, состоящий из 15 книг и ставший программным для новейшего творчества Олди. Дарящий читателям безбрежную вселенную, как место действия. Будущее с неожиданными технологиями и вариантами развития, как время действия. Отлично прописанных, достоверных, психологически выверенных героев. Живой, богатый, «вкусный», сочный язык. Полностью захватывающую ваше внимание интригу. Всплески экшена, не позволяющие оторваться от текста. Возможность понаблюдать за взаимодействием самых разных культурных, мистических и политических образований. Поразмышлять над многими важными для человека вопросами и проблемами. Все это и многое другое – «Ойкумена».
Харьковские авторы Дмитрий Громов и Олег Ладыженский написали первую книгу своего будущего цикла в далеком 2006 году. Нынче в нем пять трилогий, каждая из которых помимо общего названия носит музыкальный подзаголовок. Как то «Космическая симфония», или «Космический марш».
Взглянем на это масштабное фантастическое полотно поближе.
Изюминки Ойкумены
-Локация, позволяющая авторам переносить действие из далеких космических просторов на любые планеты, радующие нас природными и зоологическими жемчужинками. Обжитая Ойкумена невообразимо огромна. А ведь есть еще и дальний космос, таящий серьезные сюрпризы.
-Интересная версия будущего, соединяющая различные фантдопущения, эволюцию гомо сапиенс, с вполне понятными психологическими подоплеками их действий. Люди остаются людьми.
-Разные расы, ведущие свое происхождение от народов старой Земли. Причем среди них есть те, что пошли по стандартному технологическому пути развития, а есть энергеты — избравшие иной путь, с изменениями на уровне физиологии.
-Аллюзии на земные народы. Наблюдать за тем, куда привели авторы знакомые нам нации, с их религиозными и культурными особенностями — одно удовольствие.
-Антисы. Наравне с люденами Стругацких одна из самых завораживающих возможностей развития человека. А ведь имеются еще и колланты.
-Персонажи. Они психологически достоверны, отлично проработаны (порой включая второстепенных), обладают великолепным шлейфом роли. А с некоторыми мы пребудем с самого детства, воспринимая их уже скорее как членов семьи. Частенько герои одних трилогий всплывают потом в других, объединяя повествование в завораживающую вязь.
-Напряжение. Даже когда не происходит активного внешнего действия, от текста сложно оторваться. Ведь каждый герой способен порадовать: напряженными размышлениями, внутренними монологами, рефлексией, развитием, выбором. Проблемами и их преодолением. Эмоциональным состоянием и его изменением. А уж когда дело доходит до экшена, дипломатических баталий, или противостояния спецслужб – и вовсе забываешь о времени.
-Интрига. Каждая новая трилогия показывает нам слабо раскрытый доселе кусочек Ойкумены, подбрасывая новые сложнейшие перипетии, влияющие на всех живущих и соединяющие их в один запутанный клубок.
-Идейное наполнение книг. Оно богатейшее. Олди говорят с читателями о человечности и Человеке. Его психологии и эволюции. Разных путях развития людской расы. Цивилизационном шоке. Рабстве и его тлетворном влиянии на психику, как раба, так и хозяина. Психологии хищника. Слабости сильного, и силе слабого. Неограниченности и непознанности Вселенной. Ее экологии. Ответственности и безжалостности. Малом зле. Большой политике и большой грязи. И еще массе важных вещей.
-Язык и слог. Олди прекрасные стилисты, каждая трилогия привносит новые нотки в картину мира, и мастера слова. В их повествовании можно наслаждаться каждым словосочетанием и предложением, гоняя его по языку как глоток изысканного вина. Картины, которые они рисуют словом, встают у вас перед глазами как в изысканном, профессионально снятом кино.
Мир и особенности Ойкумены
Перед нами космос, где возможно все. Планеты, с самыми разнообразными природными особенностями. Пояса астероидов и астероидные кольца с проделанными в них окнами для станций. Произвольное количество спутников. Планеты-курорты и планеты-холодильники. Планеты с уникальной атмосферой, и звезды с любопытным спектром излучения.
Есть планеты, ставящие в тупик лучшую во Вселенной ларгитасскую науку. Способные лишить энергетов их тысячелетиями пестуемых физиологических особенностей. Противостоять мощнейшему оружию. Места, где живут люди неподвластные телепатам, и места недоступные для антисов.
Фауна Ойкумены нас тоже не подведет. Один мир стал родиной драконам, василискам, мантикорам, гарпиям и химерам. Другой – тираннозаврам, махаройдам и диплодокам. В третьем – раздолье для кошачьих. Четвертый… Вы ведь помните, что Ойкумена практически безгранична?
Но и это не все. Ведь кроме первичной, в Ойкумене существует и вторичная (галюцинаторная) реальность, называемая еще Вторичным эффектом Вейса. Реальность, выходящая на первый план при действиях энергетов по накапливанию энергии. Помпилианцев при клеймении рабов. Антисов, когда им угодно. Кроме них «под шелухой» бывают телепаты, психиры и коллантарии.
Да, в Ойкумене, как вы уже поняли, имеются телепаты. Люди, способные напрямую воздействовать на мозг. Изгои и герои. Одновременно обихаживаемые властями и удерживаемые в ежовых рукавицах. Телепаты Ойкумены делятся на несколько подвидов, о которых мы узнаем немало нюансов. Одной из самых завораживающих специализаций, доступных телепатам, является работа психира (пси-хирурга), близко с которой мы познакомимся благодаря Регине ван Фрассен – героине второй трилогии.
Еще одним любопытным подвидом людей, взаимодействующих с человеческим мозгом, в Ойкумене являются невропасты-«кукольники». Специалисты, способные при согласии пациента перехватывать и управлять его моторикой или речью.
Одной из самых интересных и сюжетообразующих «фишек» Ойкумены стали флуктуации континуума. Никто не знает, что представляет собой эта величайшая опасность для космических путешественников. Одни уверены, что перед ними космические хищники-пожиратели, бездумно уничтожающие звездные корабли с их экипажами. Другие – новый виток эволюции. Ясно одно – без флуктуаций, Ойкумена была бы неполной.
Как и без антисов – вершины человеческой эволюции, существ, способных в «большом теле» летать меж звезд, носясь там с непредставимыми скоростями, уходить в волновое состояние, на равных сражаться с хищными флуктуациями. Примечательно, что в малом теле антисы остаются обычными людьми со всеми их недостатками и достоинствами.
Со временем на просторах Ойкумены появились колланты – «коллективные антисы»: группа людей соединяющихся в единый волновой организм, и способных вместе делать многое из того, что доступно природным антисам. Интересно, что для создания колланта чаще всего необходимы представители всех рас Ойкумены. Обязательным условием является наличие помпилианца и невропаста.
Расы Ойкумены
Энергия во все времена была королевой мира. Возможно поэтому, когда человечество вышло в космос и разделилось на расы, основным их отличием стали принципы работы с энергией. Некоторые из людей будущего, позднее названные техноложцами, остались верны науке и технологиям. Остальные нашли источник энергии в самих себе. И научились передавать ее механизмам и аккумуляторам.
Корни рас, описываемых Олди, легко прослеживаются в народах и племенах нашей с вами Земли. Причем сделано это явно намерено, ведь эффект узнавания весьма облегчает знакомство с миром и последующее сопереживание.
Техноложцы. С ними все ясно. Как встали на рельсы технического развития, так и не слазят с них тысячелетиями подряд. И достигли в познании немалых успехов. Особенно Ларгитас. Эдакая утопия для пытливого разума. Специфический рай для науки и ученых.
Брамайны. Аскеты-мазохисты, накапливающие энергию через страдания, истязания плоти. Их родные планеты известны по всей Ойкумене нищетой и перенаселением. Вот и пришлось ребятам превратить свои недостатки в достоинства. Тонкий намек на индуистов.
Вехдены. Повелители внутреннего огня. Они обложены, будто волк флажками, тысячами ограничений, запретов, среди которых встречаются абсолютно не понятные для остальных жителей Ойкумены (ну почему нельзя ходить босиком?!). Явно давным-давно имели отношение к зороастризму и Персии.
Вудуны. Их «фишка» — управление и подчинение духов Лоа. С последующим использованием их для работы в различных агрегатах. Самая пластичная и гибкая раса Ойкумены. Порой используют вместо оружия ручных ядовитых змей. Их пляски обладают гипнотическим действием. Добрые приятели барона Субботы и почитатели вуду.
Гематры. Гениальные математики. Живые компьютеры. В процессе эволюции потеряли эмоции, но приобрели способность создания гематриц. Эти комбинации символов могут выступать источниками энергии. А также работать вычислительными машинами. Еще одной особенностью гематров стало производство големов — искусственных слуг с весьма впечатляющими характеристиками. Идея гематриц зиждется на гематрии и каббале.
Помпилианцы. До сих пор ученые Ойкумены спорят, к какой группе рас отнести уроженцев Великой Помпилии. Те не умеют напрямую накапливать энергию. Их особенность в другом. В таланте переводить в энергию жизненные силы своих рабов. Становящихся после клеймения беспрекословным орудиям хозяина. Частью его тела. Помпилианцы — квинтэссенция современной западной цивилизации. Главный хищник Ойкумены, в котором смутно угадывается величайшая земная империя всех времен и народов. Идущие на смерть приветствуют тебя!
Астлане. Раса кошатников, живущая за пределами исследованной Ойкумены, и таящая в себе массу неожиданностей (особенно для помпилианцев).
Кроме цивилизованных рас в Ойкумене имеются также варвары – жители недавно открытых миров, не дотягивающие пока до общего технического уровня Ойкумены.
Основные конфликты Ойкумены
Конфликтов в будущем, описанном Олди, хватает. Одним из главных можно назвать противостояние техноложцев и энергетов. Причем активной стороной, насколько можно судить, в нем выступают первые. Возьмем пример Ларгитаса, наиболее влиятельного и лучше всего описанного в цикле мира техноложцев. Казалось бы, чего ж вам товарищи ларгитасцы, еще надобно? Телепатов у вас великое множество. Наука и так впереди вселенной всей. Многие тысячи патентов на самые разнообразные изобретения, от бытовых приборов до вооружения и звездолетов. Передовая медицина, лучшее в Ойкумене образование. Во всем хороши. Кроме разве что одного. Источников энергии. Лишь в этом технологии Ларгитаса уступают физиологическим особенностям энергетов. Вот и дуются наши лучшие в Ойкумене техноложцы, как дети малые. И не просто дуются, а активно пытаются энергетов загнобить. Их не берут в здешние университеты. Нет, официально все равны, а на деле… недостаточный уровень знаний для поступления, вы же понимаете. Их не пускают на Ларгитас, иначе как по служебной надобности. И главное – их даже за людей не считают. Есть настоящие гомо сапиенс, утверждают члены местного «Братства Людей», а есть ходячие батарейки. Те, кто пошел животной дорогой развития, позабыв о единственно верном пути развития разума и научного прогресса. Есть люди, а есть насекомые, компьютеры, симбионты, быдло. Как по-человечески!
Хотя энергеты в свою очередь также не являются паиньками. Доказано Террафимой и собором Святого Выбора.
Следующим конфликтом, раздирающим Ойкумену, стали противоречия между Великой Помпилией и всеми остальными. Тут как раз все понятно и естественно. Ну как можно ужиться с существами, способными почти кого угодно превратить в бессловесного раба? Соорудить из разумного существа живую батарейку? И в Спартака вы уже не поиграете. Ведь помпилианские рабы не думают о свободе, мести или побеге. Даже мысль такая им в голову не приходит. Будто быть рабом, частью тела хозяина, их изначальная цель и призвание. А там и смерть от истощения не далеко. Это ли холодящий душу ужас, преследующий любое мыслящее существо? Да, у себя на родине, в цивилизованном мире, угроза рабства вроде как не очень актуальна. Но мало ли: от сумы, тюрьмы и войны не зарекайся. А кому охота при неудачных обстоятельствах столкнуться со своих худшим кошмаром лицом к лицу?
И без классических междержавных (точнее межрасовых) конфликтов Олди нас не оставят. Будь ты хоть брайман, хоть вехден, для тебя всегда будут свои, и будут чужие. Торговые столкновения, гонки технологий, сепаратистские движения, террористы, столкновения спецслужб, игры дипломатов. И это несмотря на Совет Галактической Лиги, старающийся сгладить острые углы, «наказать невиновных и наградить непричастных». Впрочем, когда это межгосударственные образования были способны полностью сгладить противоречия меж своими членами?
К этим стержневым конфликтам авторы периодически добавляют новые — самый серьезный свежий конфликт Олдя подкидывают нам (и героям) в третьей трилогии.
Некоторые из героев Ойкумены
Лючано Борготта. Директор театра контактной имперсонации, в прошлом невропаст. Главный герой первой трилогии. С Ойкуменой мы начинаем знакомиться через него. Неглупый, хороший человек, быстро становящийся читателю близким другом. Шикарный шлейф роли, погружения в прошлое. Отдельное спасибо за оба его альтер эго, вполне достойных «жирных» собственных линий.
Давид и Джессика Шармаль-Штильнер. Близнецы-гематры (точнее полу-гематры). Именно благодаря этой парочке мы получим возможность приглядеться к самой безэмоциональной расе Ойкумены. Причем в период детства – когда все особенности психологии раскрываются наиболее ярко. А потом детишки вырастут – и покажут нам, как особенности гематров смешиваются с общечеловеческими реакциями.
Гай Октавиан Тумидус. Истинный помпилианец. Бравый военный. Кремень. Ужас Борготты (впрочем, это взаимно). Один из первых предвестников изменений для своей родины.
Юлия Руф. Помпилианка. Холодная стерва. Несчастная женщина. Счастливая жена. Ученый-исследователь. Человек, пошедший на серьезные жертвы ради Родины.
Нейрам Саманган. Антис-вехден. Белокурый красавец, переживший предательство, оказавшийся на грани потери себя, запутавшийся во времени, но все равно предотвративший раскол среди вехденов.
Папа Лусэро. Антис-вудун. «Матерщинник и крамольник», завсегдатай вудунских тюрем, аж никак не способный служить примером для подрастающего поколения. Слепой карлик, в большом теле принимающий облик гигантского паука.
Регина ван Фрассен. Телепатка с Ларгитаса. Центральный персонаж второй трилогии.
Мы познакомимся с Региной в ее шесть лет и будем вместе на протяжении почти четырех десятилетий. Такого сродства с персонажем я не припомню уже давно. С ее помощью мы ближе узнаем телепатов и общество Ларгитаса.
Герцог Оливейра-ла-Майор, уроженец варварского Эскалона. Воплощение старинного благородства, изрядно позабытого в современном мире.
Артур Зоммерфельд – юный аутист, необычный ребенок, подопечный и пасынок Регины, подтолкнувший ван Фрассен к интересным соображениям, связанным с «шелухой».
Марк Кай Тумидус. Обычный помпилианец с необычной судьбой, племянник Гая Октавиана. Протагонист третьей трилогии: волчонок, выросший в вожака. На его примере мы вплотную рассмотрим психологию хищника (и тех, кто его окружает). Причем в крайне нестандартной ситуации.
Луций Тит Тумидус. Дед Марка, экс-артист цирка, сперва наездник, позднее клоун. Автор шикарных философских сентенций, связанных с цирковым искусством и жизнью.
Н’доли Шанвури. Вудуни, дочь Папы Лусэро. Девушка, демонстрирующая читателя любопытные моральные терзания и конфликт между личными и державными устремлениями.
Диего Пераль. Маэстро фехтования, бывший мастер-сержант. Еще один уроженец средневекового Эскалона. Человек, лично переживший тот самый цивилизационный шок, познавший бездны отчаяния и утраты. Основной персонаж четвертой трилогии, показавший нам великую силу Любви.
Адольф Штильнер. Профессор космобестиологии, отец Давида и Джессики. Сибарит и пьяница, грубиян и ученый с безумными идеями, оказавшийся во многом правым.
Спурий Децим Пробус. Наладчик навигационных систем, позднее коллантарий, один из немногих помпилианцев-гражданских, фигурирующих в цикле.
Гюнтер Сандерсон – «крестник» Регины, молодой телепат, герой пятой трилогии, вернувшей нас в Ойкумену 20 лет спустя.
За кадром у нас остались таинственные участки и существа Ойкумены, ставящие в тупик лучших ученых всех рас, типа сферы Шадрувана, или аборигенов Мондонга. Патриархальный Сечень – мечта кондовых домостроевцев, тоскующих по русской старине. Откровенные до колик семилибертусы. Модификанты-киноиды, способные посрамить любого представителя собачьего рода. Истории варваров, впервые сталкивающихся с Лигой, и ошарашенных цивилизационным шоком. Визит на Сякко – шикарный культурный феномен в японском стиле. Голубая мечта кинематографистов — фильмы, созданные арт-трансерами, обеспечивающими полное погружение в происходящее. Оммаж и пикировка с азимовской Галаксией. Экологические вопросы самого что ни наесть глобального уровня (как вам влияние РПТ-маневра на саму структуру Вселенной!). Астлантида и ее обитатели: те, что хищнее хищника. Наглядные прикладные эссе по психологии и влиянии свободы.
И еще множество всего. Ведь Ойкумена — бескрайний, волшебный и завораживающий мир. С удовольствием открывающий свои просторы перед пытливым читателем.
И в двух шагах Великий Инквизитор, кадавр больного западного мозга или «Дай нам силы, дабы не прощали мы должникам нашим!»
Иисус не умер на кресте. Погибли те, кто пытался принести Ему смерть. Ведь гнев Сына Божего был ужасен.
И зазвучало над всем христианским миром:
Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, и на земле, как на небе.
– Хлеб наш насущный дай нам днесь, и дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим.
– И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползет в пыли у стоп наших. Аминь
Ориентировочно XV-XVI век. Альтернативная Европа. Молодой инквизитор Мордимер Маддердин, успешно изловивший и повесивший банду «оборотней», берется прояснить обстоятельства убийства кровной сестры главы городского совета Регенвальда.
В преступлении обвиняется Захария Клингбайл, сын богатого торговца шелком Матиаса. И пусть Святой Официум не занимается криминалом, если только не идет речь о злодеяниях против Веры, Мордимер берется за дело. Ведь Матиас предлагает весьма неплохой куш, а шлюхи и вино, столь любимые Маддердином, удовольствие не из дешевых.
Польская фантастика популярна на наших просторах благодаря незабвенному Анджею Сапковскому вместе с ведьмаком Геральтом и Станиславу Лему. А в последнее время и другим, молодым писателям. Одним из самых популярных авторов нашего восточного соседа, является как раз Яцек Пекара. Журналист, главный редактор журнала «Фэнтези», дебютировавший как писатель в 1983 году.
Цикл о Слуге божем Мордимере Маддердине (написанный как роман в новеллах, см. «Страж» Пехова) появился на свет ровно 20 лет спустя (и никаких мушкетеров!). С тех пор первая книга о Мордимере переиздавалась шесть раз.
Цикл довольно объемный. Кроме основной тетралогии существуют два приквела о матери Маддердине и его молодости. Еще два романа сейчас в работе. Что радует, по слухам автор четко представляет финал саги (в отличие от того же Мартина).
Перед нами альтернативная история. Причем точкой бифуркации выбрано не что нибудь, а распятие Иисуса Христа. Весьма смелое, провокационное решение (особенно для на всю голову католической Польши). И приведшее к интересным результатам. Ведь в этом мире существование Господа отрицать по меньшей мере глупо.
К примеру, здешние Ангелы весьма активно (как для Ангелов) вмешиваются в происходящее. Отдельные избранные индивидуумы (вроде нашего Мордимера) вполне могут рассчитывать на их помощь. Или наоборот. Все зависит от настроения небесных созданий. Дело в том, что Посланники довольно неуравновешенные существа. Непостоянные и гневливые. Возможно, что причиной этого стали как раз действия Сына Божьего, принесшего на Голгофу в буквальном смысле этого слова, не мир, но меч.
Под стать небожителям и их служители. Ведь «дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим». Главный герой книги – инквизитор. Ну, вы знаете, костры, ведьмы, колдуны, еретики. Только настоящие, а не так как у нас. Вот и приходится скромным служителям Святого Официума работать, не покладая рук. А работа то, как вы понимаете, нервная. Одна отрада, после завершения дела с блудливой девкой покувыркаться, да вина бутыль-другую приговорить.
Да-да, вы не ослышались. Инквизиторы вполне себе не дураки выпить и пройтись по бабам. А чего вы хотели, они даже не священники. Церкви, понятное дело служат, теологию, конечно же изучают, молитва и медитация непременное занятие, но к попам не имеют никакого отношения. Вполне себе отдельная спецслужба со своей внутренней безопасностью, школами, опорными точками и практически безграничными полномочиями. Напрямую подчиненная Его Преосвященству епископу Хез-хезрона, Апостольской Столицы. По-видимому, наивысший церковный чин во вселенной Яна Пекары. Есть ли тут аналог Папы, информации у читателя пока нет.
Так как в основной своей массе жители этой реальности не особо отличаются от нашей, прохлаждаться Маддердину некогда. То колдуна вычислить нужно, то языческий культ раскрыть, то безумного доктора остановить, то поклоняющихся Умертвиям к ногтю прибрать.
Тут уж не до христианского милосердия. Впрочем, о каком это я милосердии, «И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползет в пыли у стоп наших».
Фу-х, давненько не встречал настолько несимпатичного протагониста (даже Глокта по сравнению с ним добрейшей души человек). Скажу больше, во всем «Слуге божем» нет вообще ни одного полностью положительного персонажа.
Мордимер плоть от плоти и кровь от крови этого мира. Человек, твердо уверенный в своей правоте, в том, что очищающее пламя действительно принесет грешникам спасение. Знающий, что если колдуна не поймать и не сжечь (после долгих «разговоров» в застенках), вреда от него будет столько, что не разгребешь. Зачастую поступающий по совести, в некотором смысле честный, любящий Господа. Верящий, что мир является достаточно плохим местом и по-возможности не стоит делать его еще хуже. Не считающий человеческую жизнь чем-то хоть в малой степени значимым. Способный практически без сомнений отдать доверившуюся ему женщину своему прислужнику или открыть дело по поводу старой знакомой, допустившей небольшую ошибку.
Мягко говоря, с необычные характеристики для литературного персонажа (зато вполне возможный винегрет для реального человека).
Но стоит лишь вспомнить, что моральные императивы наших миров чертовски отличаются – все становится на свои места. Тут отсутствует основополагающий принцип нашей христианской цивилизации – всепрощение, завещанное Христом, умершим на Голгофе. Тут никто не будет подставлять вторую щеку, пытаюсь возлюбить своего врага. Этот мир честнее и логичнее.
Со спутниками Маддердина все на порядок проще. Хладнокровные убийцы, не преисполненные особого интеллекта, при этом обладающие некоторыми магическими способностями. Остался вопрос лишь по поводу Курноса. Как обычный купеческий сын настолько изменился. Понятно, что обстоятельства способствовали, но перемены, по-моему, чересчур глобальные.
Нельзя не отметить и своеобразное действие молитвы в этом мире. Например, она может открыть нашему герою неведомое, но при этом будет сопровождаться ужасающей болью.
Что забавно, со сверхъестественным протагонист сталкивается редко, и то по большей части с его последствиями.
В первой книге нам открывается лишь кусочек нового мира. Огромное количество всего остается за кадром, обещая увлекательное путешествие в будущем.
Эрго. Крайне неординарная альтернативка, читая которую необходимо серьезно настроится на жесткий, нарочито-неидеалистичный мир с неоднозначными героями.
Волшебные мотивы лондонского тумана, или Островная империя повелителей духов
Джинн Бартимеус за долгие тысячелетия жизни повидал столько, что удивить его чем-либо представлялось почти невозможной затеей.
Юный ученик волшебника Натаниэль за свои 12 лет не был знаком ни с чем, кроме дома учителя и пары десятков магических фолиантов.
Однако невозможное стряслось. Сакару аль-Джинни пришлось удивиться. Ведь мало кто в столь юном возрасте способен правильно провести ритуал вызова джинна. Оставшись при этом в живых. И не допустить ни одной ошибки, подчиняя демона своей воле.
Но еще больше удивления испытал бы Бартимеус, если б знал, к чему приведет сложное, но выполнимое задание по краже Амулет Самарканда.
Краже, которая столкнет с места целый девятый вал, в котором смешаются месть и ненависть молодого волшебника. Похищения артефактов, буквально захлестнувшие в последнее время Лондон. Интриги и коварство. Загадочное Сопротивление, ненавидящее магию.
И прочие события способные изменить сам ход истории Великой Британской империи.
Джонатан Энтони Страуд родился в 1970-м в провинциальном британском городке Бедфорде. Писать начал еще в детстве, когда болезненный семилетний мальчик был частым гостем местных больниц.
Со временем Энтони окреп и вырос. Но, даже окончив Йоркский университет по специальности английская литература, не позабыл о своем детском увлечении. Поспособствовала писательскому развитию Джонатана и работа редактором в издательстве Walker Books.
Уже в то время Страуд создал пару игровых книг для детей, и явно задумывался над более серьезной формой. В мае 1999 года в свет выходит дебютный роман Страуда — «Тайный огонь», подростковый ужастик о борьбе с темной магией. Затем еще пара книг для разминки руки.
И, наконец, в 2003-году грянуло. Страуд открывает нам магическую Британию.
Мир, ставший основной «фишкой» трилогии Бартимеуса. Мир, находящийся на довольно высоком уровне технического развития (автомобили, телефоны, пресса), но при этом переполненный волшебными созданиями. И волшебниками.
Волшебниками, способными на весьма ограниченное количество магических действий, основным из которых выступает призыв и подчинение существ из Иного Места. Родины духов.
Духов имя которым – легион.
Тут и мелкие бесы, использующиеся для слежки и курьерской службы. И фолиоты, способные служить подсобными рабочими или охраной. И хорлы с утукку, в основном использующиеся как стража. И джинны, разнообразных уровней, от лица одного из которых мы в основном и будем знакомиться со вселенной Страуда. И тяжелая артиллерия: мариды с афритами. И…
В общем, в Ином Месте этих существ, способных действовать на всех семи планах бытия, при этом ужасно относящихся к серебру и плохо к железу, действительно много.
Итак, волшебник устанавливает имя нужного демона, рисует пентаграмму, собирает нужные снадобья, готовит заклинания и проводит ритуал вызова.
Если все сделано правильно, маг на какое-то время становится хозяином призванного духа, и тот обязан исполнять все его повеления. А вот как раз духам и подвластна настоящая магия, включая аналоги всенародно любимых файерболов, в здешнем мире именуемыми Взрывами.
Ну а если вызывающий допустил ошибку – уже он оказывается во власти вызванного. И чаще всего о неудачливом колдуне больше никто не услышит.
Но отлично проработанная и хорошо описанная система взаимодействия демонов с людьми, а также любовно рассказанные особенности разнообразных духов, далеко не единственные изюминки мира Страуда.
Джонатан расскажет нам его долгую и богатую историю. Войны, свершения и катастрофы. Важный центр по изучению афритов в Баку. Прошлое Лондона. Дуэли, балы и политические дрязги. Величайшая магическая Священная Римская империя со столицей в Праге, не так давно уступившая свои позиции Британии. Борьба за подчинение государству враждующих группировок волшебников. Продолжающаяся «заварушка» на континенте. Рассказы о древних временах. Причем в изложении очевидца Бартимеуса.
Заявит конфликт между правящим сословием — волшебниками и простолюдинами, основной массой населения империи. Приоткроет завесу над Сопротивлением, движением людей, сражающихся с магами. Людей, обладающих крайне интересными способностями.
Побалует описанием шикарного микса из магии и технологии, ежедневно бурлящего на туманных улицах Лондона.
Вплотную познакомит читателей с одним из жителей Иного Места. Ироничным, могущественным, сообразительным, талантливым, способным, и вдобавок скромным джином. Этот образ вышел у писателя особенно ярким. А примечания от Бартимеуса местами выступают отличной приправой к основному блюду текста. Особенно если учитывать, что главы джина пишутся от первого лица, и полны самодовольного сарказма и ехидных комментариев, особенно по отношению к волшебникам.
На фоне блистательного Бартимеуса второй протагонист юный Натаниэль выглядит бледновато, но свою функцию исполняет исправно. Именно отпираясь на этот персонаж, Страуд еще глубже погружает нас в свой мир. Мир, где волшебникам запрещено иметь детей, во избежание кумовства и семейственности. Где одаренных детей, показавших хорошие результаты тестирования, выкупают у родителей в возрасте 5-6 лет и отдают в учебу к волшебникам. И лишь к 12-ти, времени официального именования, с ними начинают хоть капельку считаться.
И, конечно же, обращаясь к однолеткам Натаниэля, акцентирует внимание на моральной стороне своего романа.
На том, что чрезмерное увлечение местью не только не доводит до добра, но и способно оставить вас посреди выжженной пустыни.
Что честолюбие и стремление к карьере имеет смысл делать не целью в жизни, а всего лишь ступеньками к настоящей цели.
Что молодость вовсе не недостаток, а наоборот время, когда можно заложить шикарную базу на будущее.
Что упорство и труд все перетрут.
Что нельзя опускать руки, а нужно биться до последнего.
Нехитрые истины, но напомнить их современным недорослям лишний раз не помешает. Благо делает это Джонатан ненавязчиво, профессионально, и не превращая в нудные моральные уроки.
А взрослым читателям не стоит пугаться главного героя-тинейджера и некоторого крена The Amulet of Samarkand в подростковую струю. Поверьте, Бартимеус лично искупит этот условный недостаток сторицей.
Скорее Страуду стоит попенять за несколько прозрачную интригу, да слишком простенькую детективную линию.
И за непонятную ситуацию с точкой бифуркации. Если этот мир изначально развивался по магическому пути, количество совпадений с нашим в названиях и терминах должно стремится к нулю. А если имеет место альтернатива, интересно в какой момент произошло разделение. Судя по воспоминаниям Бартимеуса, очень давно.
Хотелось бы ясности.
Эрго. Весьма достойный проект магической альтернативы с интересным миром, хорошо проработанной системой демонов и взаимодействия с ними, отличным героем-джином и неплохим заделом на продолжение. Не бойтесь антуража подростковой литературы, у Джонатана получилась книга для всех возрастов.
Трезубец в камне, или «Послал же нам царя Посейдон»
Артур Карри (Момоа) – был сыном двух миров. Человеческого и атланского. Получив от матери в наследство недюжинную силу, крепость организма, способность дышать под водой и плавать с огромной скоростью.
Воспитывался Артур на суше, и с атлантами, народом своей матери, не желал иметь никаких дел.
До того момента, пока Орм, сводный брат Артура — государь одного из подводных царств, не возжелал возглавить все державы атлантов и напасть на жителей суши.
И лишь Артур, известный как Аквамен, может добыть древний Трезубец Атлана, объединить атлантов и остановить своего жаждущего власти братца.
Аквамен в исполнении брутального Джейсона Момоа сполна заслужил сольный фильм.
Вышла картина красочной, но невообразимо компьютерной. Никогда еще, ни в «Черной пантере», ни в «Хрониках хищных городов» , ни в «Фантастических тварях», ни даже в мультяшном «Варкрафте» компьютерная анимация не была столь неприкрыто откровенной, и даже не пытающейся маскироваться под реальность. Особенно печально, когда дело доходит до крупных планов персонажей. Мало того, что все герои изрядно омоложены и «отфотошопленны», особенно ярко это видно на Нуйдисе Вулко, которого играет 63 (!)-летний Уиллем Дефо. Да и 61-летний Дольф Лундгрен скинул в образе царя Нерея минимум 20 годков. Лица помолодевших лицедеев, в окружении футуристических доспехов и позднее дорисованных на месте зеленого экрана задников смотрятся жутко неестественно. Хромакей рулит! И это несмотря на то, что художники честно уделили особенное внимание волосам и плащам, вольно струящимся в водных толщах, а также прочим водным эффектам. Слава Посейдону, когда крупные планы исчезают из кадра и дело доходит до «общаков», наслаждаться показываемым нам мультфильмом становится гораздо проще и приятнее.
Особенно той его стороной, что касается подводного царства Атлантиды. Огромное количество морских обитателей, включая экзотических верховых дракончиков Нерея, или боевых ящеров Орма. Грузовые черепахи и киты, белые акулы под седлом, осьминог-барабанщик, фосфорецирующие медузы, многоуровневые здания, вырезанные прямо в каменных громадах скал, растущих со дна, руины прежних дворцов, огромные статуи богов и героев, сверкающий мост в Атлантиду, сотни и тысячи летательных (тьфу ты!) подводных аппаратов и батискафов всем возможных форм, видов и размеров, кровавый ринг.
Ударная смесь и симбиоз технологий в стиле «Звездных войн» и античных тем. Все вроде хорошо, но чисто морских мотивов, вроде использования рыб и подводных тварей, как на меня, можно было бы дать побольше. Ведь Star Wars у нас и без того в количестве и ассортименте, а вот океанские глубины в кино мы видим гораздо реже.
Да что это мы все о картинке? Да потому, что визуал это основное преимущество Aquaman. Визуал и динамика. Подвиги Аквамена и его борьба с пиратами. Массовое разрушение культурных ценностей Атлантиды и Сицилии. Перестрелки и погони истребителей-батискафов. Любопытная сцена поединка, с оригинальными приемами подводной рукопашной. Драки с наемниками. И, конечно же, эпохальное финальное чукалово (сколько они там атлантского народу положили, мрак!), соединившее использование лучевого оружия, зубов ездовых рыб и рукопашных схваток. Вот только зачем атланты, обладающие подводной суперскоростью, постоянно залазят на всяких ездовых акул, этим лишь тормозя себя любимых, абсолютно непонятно.
Сюжет фильма читается с самого начала и до самого конца. Для оправдания постановщиков можно заметить, что история Аквамена это уже скорее не шаблон, а самый натуральный архетип, особенно с использованием имени Артур и темы оружия в камне, точнее в каменной длани. Воцарение изгнанника, братская любовь, добыча супероружия, обретение и принятие себя, героическое самоопределение. Какие тут могут быть сюрпризы?
Главный герой жутко, прям нарочито неполиткорректен, бугристо накачан, брутален, харизматичен воистину животной, звериной молодой энергией и страдает мачизмом и маскулинностью высшей степени. Как то слишком смело для нынешних времен. Не инвалид, не гей и даже не черный. При этом добр, ответственен и заботлив. Дает массу поводов для иронических сцен и подтрунивания над собой.
С умственными способностями у него напряженка, не зря определение имбецил, данное ему доброй Мерой, долгое время сидит на нем как влитое. И лишь со временем выясняется, что он мальчик с хитринкой, не так прост, как кажется, и книжки все же почитывал, а не только мультики смотрел.
Образ Меры (Эмбер Хёрд), напротив, сверстан исключительно в жутко популярной нынче мейнстримовой струе сильных женщин, боевых единиц самих в себе.
Властолюбивого брательника Орма (Патрик Уилсон), кстати, вполне можно понять. То, какими темпами сухопутники засоряют океан, никакого подводного жителя не может оставить равнодушным.
Вот, кстати, мы даже идейную линию в ленте отыскали. Экология мирового океана весьма болезненный вопрос, пускай вскользь, но все же поднятый в Аквамене. Жаль эту тему создатели ленты дальше решили не развивать.
Кстати, заметим, что бедняге Орму, чтобы развязать войну, пришлось активно подводить под свое желание правовую базу, виляя между законами атлантов. Правовое государство у них там, однако.
Эрго. «Комикс-мультфильм-аттракцион» с красивым, нарочито компьютерным визуалом, брутальным, харизматичным, неполиткорректным протагонистом и архетипичным сюжетом. Откровенное зрелище, пиршество для глаз, не претендующее ни на что большее.
Твари без тварей, или Парни, нас ждет третья серия?! И четвертая тоже/А про финал то вы позабыли…
Прошел год после приключений Ньюта Саламандера (Редмэйн) и его фантастических тварей в Нью-Йорке. Грин-де-Вальд (Депп), что неудивительно, сбежал, и теперь лелеет, противный, зловещие планы по строительству мира, в котором будут править волшебники.
Ньют объявлен в Британии невыездным, и жутко страдает от невозможности рвануть в одно из своих безумных путешествий. Ровно до того момента, пока Альбус Дамблдор (Лоу) не убеждает его отправиться в Париж, отыскать Криденса (Миллер), который позарез нужен Грин-де-Вальду, и убедить парня не переходить на «темную сторону Силы».
Одновременно в столице Франции оказывается Тина Голдштейн, ее сестра Куинни и магл Якоб Ковальски. В том самом месте, где в самые ближайшие дни произойдут события, грозящие изменить весь мир.
Первые Fantastic Beasts, возвращающие зрителя в мир Роулинг, оказались приятным зрелищем, изрядно расширяющим вселенную Гарри Поттера, и радующим абсолютно уматовыми фантастическими тварями. Продолжение героически отказалось (а точнее изрядно преуменьшило их влияние) от обоих своих козырей, попытавшись взять картинкой, редким экшеном и нестандартным Темным волшебником. Вышло не очень.
В The Crimes of Grindelwald мало тварей. Критически мало тварей. Чуток келпи, мало-мало нюхлей, резвый китайский пекинес-переросток с большими глазами и милые сторожевые кошечки. Все! Еще раз. В Фантастических тварях почти нет фантастических тварей.
Второе. Вернувшись из США, герои чуток побыли в Британии, и отправились в Париж. Расширение мира? А вот и нет. Волшебной Франции нам опять же почти не покажут. Министерство магии, выступление цирка, да склеп Лестрейнджей. Еще одна ножка успеха первой части отправилась к праотцам.
Что же осталось? Динамика. Когда начинается движуха, от экрана не оторваться. Побег Грин-де-Вальда под блеск молний. Беготня от кошечек. Тусовка в склепе. Вот только таких сцен в картине всего три штуки. Все остальное время постановщики пытаются крайне не спешно двигать историю вперед (шаг вперед – два назад, и чуток флешбеков: повторить до готовности), явно опасаясь, что если сказать слишком много сейчас, нечего будет говорить потом — сценарного пыла не хватит на еще три фильма. В результате говорят слишком мало. Параллельно создатели ленты пытаются развивать героев, а зритель, позабывший с 2016-го кто там кому кем приходится, пытается успеть за полетом их пытливой мысли. Получается слабо. К тому же мотивация и логика персонажей хромают на обе ноги. Особенно поражает Криденс. Ну, какая тебе к монахам разница, как твоя фамилия? Тебе ж уже не 5 годочков, когда эта тема могла быть затмевающей все на свете. Для взрослого мужчины неважно кем были его родители, важно кто он сам. Или просить от инфантильных волшебников взрослых решений несколько преждевременно? Да и Куинни всеми силами наглядно иллюстрирует худшие истории про блондинок.
Хватает эмоциональных провалов. Когда после милой, довольно искренней сцены идет натянутая и фальшивая. Ну не могут люди так «тупить», не могут!
Зато магия выглядит весьма впечатляюще. Как и те фантастические твари, которых нам все же соблаговолили показать. И ностальгический Хогвартс. К работе художников-компьютерщиков не придерешься.
Эдди Редмэйн по-прежнему играет классического двинутого и несоциализированного «ботана»-юродивого не от мира сего. Хорошего, простого парня, увлеченного своим делом и искренне любящего зверушек. Нормального человека, в отличие от своих соплеменников, жаждущих власти, денег, подчинения, увенчанных комплексами и кожаными плащами.
С Грин-де-Вальдом и играющим его Джонни Деппом ситуация двойственная. Ход мысли постановщиков понятен. Никого не грело повторять Того-Кого-Нельзя-Называть в ухудшенном варианте. Соответственно Грин-де-Вальд изрядно отличается от железобетонного Волан-де-Морта. Гринни классический трепач-задушевник. Он не давит – от убалтывает. Он не заставляет – он создает вероятности. Он не убивает – он интригует (где, кстати, обещанные преступления?). Он дает подоплеку твоим действиям (то чего явно не хватало Пожирателям Смерти, движимых исключительно страхом перед хозяином и жаждой власти). У него имеется идейная база. И весьма крепкая. Ну сами посмотрите на этих маглов. Дикие варвары, разрушающие свой дом, существа, которым надо управлять, чтоб они не разнесли планету на кусочки. И где он не прав, спросите вы? Все сбылось, как предсказывал великий Грини – и вторая Мировая война, и миллионы смертей, и ядерные взрывы. А ведь этого могло не случиться. Стоило глупым волшебникам из Министерства прислушаться к словам пророка. Разве что крики о великой цели изрядно нивелируют идеи Грини – в 99 случаях из 100 те, кто вопят о великой цели – вас банально используют.
Хорошая идея образа, а вот к воплощению есть вопросы. Джонни, карьера которого в последние годы идет на спад, играет неровно. Местами буквально врастая в кожу этого неоднозначного персонажа. А местами все же переигрывая. Руками, разведенными в стороны в ожидании аплодисментов, жутко странной для тех времен прической и патетикой напоминая то рок-звезду на выгуле, то сумасшедшего постаревшего панка-философа.
Джуд Лоу и его Дамблдор практически в открытую манипулирует и играет всеми коллегами до которых дотянется. Тонко намекая, что и с Поттером все было не так благостно, как казалось юным нам.
Кстати, а возопеть «авада кедавра» здешним магам религия не позволяет? Все заклинания творятся молча. «А что так можно было?». А брата Дамблдора по поттеровскому канону звали несколько иначе. Да и с Минервой не все понятно.
Да и потерянные линии, типа непонятно зачем спасенного Грин-де-Вальдом в начале волшебника, удивили. Или они сработают позднее?
Вот вам еще один глобальный недостаток вторых Тварей. У фильма нет конца. Совсем. Условно промежуточный финал, и то с натяжкой. Да, это вечная проблема середины истории, а у нас еще даже не середина (планируется 5 частей). Слишком много линий висит в воздухе. Но при всей «серединности», любая история должна быть закончена. Тут не так. Мы даже не знаем, посадили Ньюта за его эскапады или наградили? Поцелует его Тина или по морде даст?
Перед нами будто часть долгоиграющего сериала (почему «будто»?). А следующей серии ждать через полтора года. Господа постановщики, вы уверены, что у зрителя интерес к тому времени не пропадет?
Эрго. Откровенно промежуточная серия сериала, сама по себе не являющая особой ценности. Тварей мало, магического мира мало, логики мало. Есть пара драйвовых сцен, приятная картинка да идейный, но гипертрофированный Грин-де-Вальд. Подождем, смогут ли постановщики исправиться в дальнейшем. Если, конечно, у нас хватит пороху на столь долгое ожидание.