Ненаписанный роман Кинга, или Размышления о природе Тьмы
Адвокат Генри Дивер (Холланд) не собирался возвращаться в свой родной городок Касл-Рок. Однако анонимный звонок из тюрьмы Шоушенк в корне изменил его планы. Оказывается, после смерти старого начальника тюрьмы, там , в закрытом крыле обнаружили парня, уже не первый год запертого в клетке. Его отпечатков пальцев нет в базе, он отказывается говорить, единственными его словами за все время стали имя и фамилия. Генри Дивер.
Генри, приехав в Касл-Рок со всем пылом бросается на защиту неизвестного, намереваясь вскоре вытащить его на свободу и слупить с тюрьмы кругленькую сумму.
Но что если этот милый парень был заперт в клетке не просто так? Что если Генри собирается выпустить на свет то, чему лучше бы оставаться в заточении?
Королю ужасов грех жаловаться на внимание со стороны киношников. Сериалы типа «Под куполом», «Тумана» или «11/22/63». Полнометражные работы, от классического «Побега из Шоушенка», или «Сияния» до современных «Темной башни» или новенького «Оно».
Результаты выходили разными. Когда получался шедевр, когда крепкий середняк, когда откровенное фуфло. Однако все фильмы основывались на конкретных произведениях дядьки Кинга. Создатели Castle Rock поступили по-другому. Взяв за основу дух работ Стивена, но не конкретную книгу. Поместив нас в его «любимый» Касл-Рок и разбросав по тексту изрядное количество пасхалок и отсылок. При этом создав абсолютно независимую историю. О Добре и Зле. О Времени, Памяти и причудах человеческого мозга. О благих намерениях и вымощенной ими дороге. О маленьких американских городках и скелетах в шкафу. И главное — о людях и тайнах их психики.
Первая часть сериала снята в тюремной стилистике, теме, которой Кинг в свое время уделял изрядно внимания (вспомним хотя бы «Спасение из Шоушенка», «Зеленую милю»). Кстати, следующий сезон постановщики, обещают с мистическим уклоном.
С ходу хочется отметить атмосферу проекта. Депрессивный регион с заброшенными домами, редкими машинами, одним баром-фастфудом на много километров вокруг. Серые тона, уставшие люди, вымотанные охранники. И груз темного прошлого, окутывающего весь город. Где, как не в таком уютном местечке гнездиться злу.
Билл Скарсгард хорош. У него практически нет текста, и работает Билл большую часть времени одними глазами. И взгляд у него порой получается такой, что «ух»! А в другой момент перед нами растерянный, потерявшийся, доверчивый, худосочный парень.
Долгое время мы попросту не понимаем что происходит. То, что с героем Скарсгарда что-то не так, ясно и ежу. Но что? Неужто перед нами сам Повелитель Лжи? Или его наследник типа Омена? Или стихийное воплощение темных качеств гомо сапиенс? Или древний дух места? Инопланетянин? Пусковой рычаг человеческого негатива? Или обычный мальчишка с необычной хворью? Влияет ли он вообще как-то на происходящее, или это лишь совпадения? Злые случайности, рядом с ним приобретающие большую вероятность? И даже когда появляются некоторые намеки на ответы (напоминаю — сериал все-таки снят в духе Стивена Кинга), эти вопросы будут мучить нас почти все время.
Соответственно в похожем ключе будут развиваться и ваши ожидания. Что перед нами?
«Салимов удел»? «Необходимые вещи»? Сага о борьбе с Тьмой? Рассказ о том, что люди, по хорошей национальной традиции, в потустороннее Зло не верят? Продажные чиновники, отмороженные бандиты, финансовый и прочие кризисы, бешеные собаки, упадок и вымирание малых городов – это да, это настоящее зло. Инфернальные существа – нет.
Не верят и относятся к нему по-человечески. Вот и выходит неаккуратненько. Хотели как лучше… Испортить многолетнюю работу других – да пожалуйста! Поставить согорожан на край гибели — без проблем. И все исключительно с благими намерениями.
Или размышления о том, что именно так ведут себя подавляющее большинство гомо сапиенсов? Слава Богу, говорит Стивен, иногда, очень редко, встречаются и другие. Именно они и становятся главными героями его книг, написанных в следующем любимом антураже Кинга – этой самой борьбы со злом. Среди них попадаются представители старого поколения и молодые люди. Мужчины, женщины и дети. Кстати шансов выжить у активно противостоящих тьме, однозначно больше чем у неверующих или испугавшихся. По крайней мере, Стивен в этом свято уверен.
Или мы смотрим исключительно психологические этюды? О худших людских качествах, до этого тлевших под тонким покровом цивилизованности? О злобе, ненависти, нетерпимости, обиде, гордыне, комплексах, ждущих малейшего повода, чтобы вырваться наружу. Самой притянутой за уши причины, чтобы выплеснуть свою чернуху на соседей. Бури на солнце. Пожара по соседству. По самые гланды надоевших сослуживцев, ведущих себя как животные. Вусмерть утомившей супруги. Нескладного парня с перекошенной фигурой. Пришельцев. Правительства с секретными экспериментами. Гласа господа. Дьявола в чулане. Да что угодно! И понеслось!
В общем, сериал дает возможность каждому зрителю ответить на вопросы о природе Тьмы самостоятельно.
В проекте две основных линии. История с освобождением из тюрьмы неизвестного парня. И загадочного исчезновения Генри в юности, его отношениях с отцом, а также с голосом Бога. Нас периодически окунают в прошлое. В далекий 1991, время, когда Генри и Молли были подростками. Время, когда в Касл-Роке произошло одно из тех таинственно-кровавых событий, которыми так славен этот городок. Одно из последних на долгие годы.
Но строится эта линия не только на ретроспективах. Она опирается и на происходящее в наши дни. На воспоминания, напрочь утраченные Генри тогда, и начинающие постепенно возвращаться сейчас. На случайные находки и встречи. Открытия, идущие через недоверие и отрицание. Понимание и осознание мира вокруг.
Генри Дивер (Андре Холланд, изрядно похожий на молодого Дензела Вашингтона) в целом хорош. Мальчишка, усыновленный священником, переживший в детстве загадочную трагедию с собственным исчезновением и гибелью отца. Ставший для большинства горожан чужаком и даже возможным убийцей. Во взрослые годы занявшийся защитой смертников. Проигрывающий процессы один за одним и впадающий от этого в неприкрытое отчаяние. Воспринявший звонок из Шоушенка как знак свыше и отчаянно ринувшийся в бой за спасение парня.
Вторая главная протагонистка сериала Молли Стрэнд (Лински) и вовсе обладает одной крайне любопытной особенностью. Эмпатия, точнее в данном случае прямое ощущение мыслей, чувств других людей, их слов, сказанных на далеком расстоянии от Молли. Особенно это касается некоторых гомо сапиенсов. В нашем случае непосредственно Генри. Что как вы понимаете, изрядно добавляет остроты в блюдо их отношений. Это, и один поступок, совершенный в чудесные подростковые годы.
Также достанется миг славы в формате целой серии матери Генри — Рут Дивер (Сисси Спейсек – эта актриса в 1976 исполнила роль Кэрри в одноименном фильме по книге Кинга).
Практически у каждого жителя Касл-Рока свой скелет в шкафу, порой не один. Причем некоторые своих костяных жильцов не знают, подзабыли за давностью лет, некоторые сумели вроде как с ними ужиться. Но чтоб вы не сомневались, в нужный момент они бодро повыпрыгивают из-за неплотно прикрытых дверей. Это все-таки сериал по Стивену Кингу.
Эрго. Атмосферные вариации на тему ненаписанного романа Короля Ужасов. Следить за развитием сюжета весьма любопытственно.
P. S. Не скажу, что финальные пространственно-межмировые забавы постановщиков меня покорили, возможно стоило развязать ситуацию по-другому, но и эта версия вполне имеет право на жизнь. Правда тогда абсолютно непонятна фраза начальника к заключенному насчет "когда тебя найдут зови Генри Дивера". А то он не в курсе был, кого ему звать.
Режиссер: Майкл Аппендаль, Дэниэл Эттиэс, Кевин Хукс
Классическая фентези forever! Или Под покровительством Профессора
Давным-давно, после кровопролитной битвы, был повержен и заточен страшный волшебник Ракот, властелин Тьмы. Шли годы и столетия. Менялись владыки королевств, и даже повелитель светлых альвов, покинул мир, уплыв на запад. Лишь по-прежнему следили за узником пять сторожевых камней Гинсерат. Узником, с нетерпением ожидающего разрушения хотя бы одного Камня.
Пять студентов университета Торонто однажды вечером получают крайне неожиданное предложение. Посетить первый из миров – Фьонавар, побывав на полувековом юбилее начала правления короля Бреннина Айлиля.
Две недели, всего две недели, убеждал их маг Лорин. И благополучное возвращение домой.
Но все пошло абсолютно не так, как предполагалось.
Один из них потерялся уже при переходе. Двое других, завороженные обаянием наследного принца, ввязались в опасную авантюру. Третья и вовсе оказалась скрытой Ясновидящей. Четвертая…
Но самое ужасное, что, практически не таясь, поднимают голову силы Тьмы. И слава всемогущим Богам, что Камни, следящие за Ракотом, по-прежнему делают то, для чего их создали.
Или нет?
«Самый преданный ученик Толкиена» — это похвала, или порицание? Воспринимать можно по-разному. Особенно если учесть что с самим Профессором, Гай по малолетству ни разу не пересекался, хотя помогал его сыну, Кристоферу при работе над «Сильмариллионом».
Канадец Гай Гевриэл Кей с младых ногтей стремился к трем вещам: играть в хоккейной команде Торонто, стать адвокатом и писателем. Не знаю как насчет подвигов на льду, но две других мечты уже стали явью. Сперва Кей выучился на адвоката, а потом настал 1974-й, а с ним и уже упомянутая работа над «Сильмом». Казалось бы вот он бесценный опыт, вперед к вершинам! Опыт Гай, несомненно, получил, но еще десятилетие трудился над юридическими радиопередачами «Масштабы Правосудия». Параллельно работая над своим мастерством фантаста. И, наконец, в 1984-м году, мир увидел «ответ на деградацию литературной фэнтези» — роман «в толкиенских традициях». «Древо Жизни». Первую часть трилогии «Гобелены Фьонавара».
Влияние Толкиена в «Древе» бесспорно.
Самый главный «божественный» злодей, и злец-оборотень, повелитель волков. Последний союз. Битва при Барад-Ду…, пардон Старкадхе. Гордые всадники, помогающие в критический момент. Коварный изменщик. Альвы, уходящие за море. Расслабившееся королевство. Активный седобородый маг. Аналог Тропы Мертвых.
Ничего не напоминает?
С одной стороны как то не очень хорошо. Толкиеновские мотивы лучше читать у прародителя. С другой — ход мысли понятен. Дж. Р.Р.Т. создал канон классики фентези, и обойтись без него крайне непросто. Плюс «манки» для почитателей Профессора (коих миллионы) расставить. Что должны облегчить им знакомство с новой вселенной.
Ведь, слава Богине, у Гевриэла хватило таланта не утонуть в калькированном Средиземье, а оттолкнувшись от плечей великого, создать свой полностью оригинальный мир.
Мир, построенный по законам классического фентези, но с некоторыми изрядными нюансами.
Царство меча и магии. Четкое разделение на добро и зло. Чистое зло, один из приспешников которого жаждет даже не власти над миром, а его уничтожения. Жуткие цверги со своими волками. Светлые эльф… тьфу, альвы, любимые дети Богини. Благородные воители, мудрые маги.
Но!
Кроме этого непременного набора в наличии также:
«Попаданцы» из нашего мира. Жесткие языческие мотивы. Кровавые жертвы. Предопределение, играющее в этом мире большую роль. Масса богов, принимающих активное (как для себя) участие в происходящем. Гендерные разборки между кровожадными жрицами Богини и Советом магов. Романтические отношения, которым уделено немало внимания. Интересные образы некоторых героев, с четко определенным цветом, но при этом изрядными внутренними терзаниями, не забывающими соблазнить девицу, выпить и подраться.
В первую очередь Гая стоит поблагодарить за «попаданцев». Это всегда выигрышная тема, особенно если у автора достает мастерства удержаться золотой середины. Между рассказом о наших «сомирянах» и о том месте, где они очутились.
Но Кей поступил еще хитрее. Начав знакомить с новым миром с помощью канадских студентов, через привычные нам реакции, к середине книги он полностью погружает героев в атмосферу своей вселенной, постепенно растворяя их в новом мире. А заодно и нас с вами. Самый трудный период знакомства уже позади, и подготовленный читатель уже в состоянии обходиться без привычных костылей. Да и герои к экватору книги чертовски меняются. Превратившись из туристов в активных (иногда даже слишком) участников событий.
И, конечно же, за место действия. Знакомое, и неведомое. Доброжелательное и смертельно опасное. Полное прекрасных и отвратительных существ. Как всякая талантливо сотворенная вселенная.
Мир Кея более жесток, и не так идеализирован как у Толкиена. Причем проявляется это уже на уровне божеств. Древние существа (с корнями из кельтской мифологии), имеющие очень слабое понятие о милосердии, крайне полюбляющие жертвы, и символизирующие природу. Строгую, но справедливую. Да и жрецы, как никто, достойны своих небесных покровителей.
Мир Кея проявляется постепенно, в первой книге трилогии еще не раскрыт полностью, и по уровню воплощения пока не дотягивает до Средиземья (не забываем, впереди еще два тома). Он лишь начинает оформляться в читательской голове, как очертания волшебного города, возникающего из густого тумана.
И с каждой страницей уходит желание выискивать аллюзии на Толкиена. Взамен этого ты постепенно погружаешься в мир «Гобеленов», начиная по полной сопереживать героям, с напряжением следить за их непростыми приключениями, знакомиться с местными народами, с удовольствием слушая легенды о былых временах.
Временах вселенной, созданной действительно талантливым учеником, пускай лишь заочно знакомого со своим учителем.
Эрго. Весьма недурное фентези, построенное по классическим лекалам с некоторыми оригинальными вариациями. Способное, оттолкнувшись от плечей Профессора, привести нас в новый и весьма интересный мир.
«Нежданчик» для супергероев, или Титаническое решение проблемы перенаселения
Наконец-то на сцене появляется главная причина всех бед Земли (и не только) за последние годы.
Титан Танос (Бролин) лично берется за воплощение мечты всей своей жизни – охоту за Камнями Бесконечности.
Мстители нынче не в лучшем состоянии. Тор как наседка возится с остатками асгардцев. Капитан Америка и его команда до сих пор вне закона. Тони Старк больше думает о женитьбе, чем о защите человечества. Доктор Стрендж занят своими магическими делами. Стражи Галактики колесят по Вселенной в попытках зашибить бабла. Казалось бы, Таносу нужно всего лишь передавить их по одиночке, и Камни как спелые груши с дерева сами свалятся ему в перчатку.
Впрочем, перед лицом серьезной опасности (а Танос, грозящий уничтожить половину живых существ во вселенной это как раз она), супергероям свойственно объединяться.
Вот только хватит ли этого, чтобы остановить безумного титана?
После первых и вторых «Мстителей», Торов, Стражей Галактики, Пантер, Доктора Стренджа, и нового Человека паука Марвел решил, наконец, впрячь всех этих коней с трепетными ланями в одну упряжку.
Упряжка вышла знатная, почти без слабых осей и колес.
Первым порадовал уровень противника наших супергероев. С такой махиной они еще не встречались. Мало того, что Танос способен в рукопашной без особых проблем, практически не вспотев, навалять Халку. Так вдобавок каждый новоприобретенный камень (на начало картины одним он уже владеет, причем как он его достал мы не узнаем) добавляет ему магических и энергетических «плюшек». Ракеты? Снаряды? Энерголучи? Магия? Какие мелочи! Непонятно лишь, отчего он так долго откладывал личный выход под софиты. Давно бы уже все камушки собрал.
А ведь есть еще и его клевреты, способные доставить кучу проблем фактически каждому одиночному Мстителю! Да и с группой супергероев «переведывающиеся» на равных.
Второй радующий аспект ленты – практически безостановочная движуха, начинающаяся без раскачки с первых кадров. Экшеном картины Марвела славились всегда, но Infinity War выделяется даже на насыщенном марвеловском фоне. Только покончили с условной завязкой, неполный десяток минут посвятили дипломатии и любви как уже на ридну неньку грядут вражеские силы. Только с грехом пополам справились с первыми супостатами, как уже дело переносится к в космос, и герои оказываются разбросаны по всей вселенной. Чуток полюбовались на звезды с планетами и будя, труба зовет. Только вернулись на землю (причем не все), уже пора тщательно прятать всеобщую ахиллесову пяту, отбиваясь от надоедливых черных орденоносцев. Чуток понастальгировали, погоревали и опять в бой. А там уже и глобальное рубилово не за горами. В процессе для любителей выяснения кто сильнее, кит или слон, постановщики даже команду Звездного лорда с ЖЧ и Паучком стравили.
Довольно уместно смотрятся переключения между группами героев, которых, как я уже говорил, раскидало по космосу «мама не горюй». Каждая отдельная команда «наших» занимается своим делом. Кто-то пытается самолично оприходовать главзлеца. Кто-то создает супероружие. Кто-то защищает слабое место системы. Причем, что забавно без малейшего общего плана, исключительно на волне случая. Ну не стратеги они, не стратеги.
Практически каждый из героев получит свой кусочек славы, понятно, кто больше, кто меньше. Вижен (с которым все нянчатся как с писаной торбой) с Ведьмой сыграют одну из лучших эмоционально-романтических сцен всей киновселенной Марвел (причем это не та, которая в конце). Тони Старк как всегда будет старательно тянуть одеяло на себя. Стрендж мудро поснобит. Брюс Бэннер трогательно попереживает о своих внутренних неурядицах с Халком. Гамора вдоволь поиграет в дочки/папеньки. Звездный Лорд окажется чужаком в своих рядах. А Тор – самым главным оружием Мстителей. Кэп, Вдова, Пантера тоже пару-тройку раз ненадолго выскочат на первый план. Вот только куда подевался Соколиный глаз? Даже обычные человеки (точнее вакандцы) внесут свою лепту в битву с зубастыми снусмумриками.
За Динклэджа в образе 20 метрового гнома отдельное спасибо.
И, конечно нужно выделить Таноса, под покрытой шрамами мордой которого скрывается Джош Бролин. Злец действительно получился на редкость удачным. И я сейчас не о его боевых навыках.
У него есть пуская безумная, но мотивация. О перенаселении только ленивый не говорит в наше тяжелое время, а Танос к ленивым не относится. Он развивается, проявляет эмоции, и это не только дьявольский хохот или кривой оскал. Невзирая на то, что этот идейный маньяк ни в грош не ставит миллиарды жизней разумных, у него есть чувства, привязанности и даже любимые существа. Для комиксоидных злодеев это большой шаг вперед. А поскольку он все-таки антагонист, причем «двинутый» и волевой, этими самыми привязанностями он способен пожертвовать.
Плюс такой финал для комикса (если это не Нолан) практически натуральный прорыв. Понятно, что финал промежуточный, и во второй серии всем сестрам раздадут по серьгам и большинству смертей «сделают монтаж» (интересно каким именно способом, опять камень времени, или все же альтернативные реальности?). Но до того времени еще год, и на все это время зрители Infinity War так и останутся изрядно ошарашенными этим финалом.
Теперь о том, что не понравилось.
Юморок к сильным сторонам «Avengers: Infinity War» аж никак не отнесешь. На одну удачную шутку приходится одна корявая на уровне средней школы.
А уж по-детски ведут себя герои, это просто праздник какой-то! Здоровые 30,40-летние мужики, состоявшиеся, признанные, обласканные славой, обсыпанные деньгами и почитанием, петушатся друг перед другом на уровне ПТУ-шников первого года обучения. Чей бицепс больше, рельеф рельефистее, кто из капитанов капитанистее, чей снобизм махровее, и чье безразмерное эго безразмернее. Господа сценаристы, ну глаза же режет, когнитивный диссонанс бедного зрителя накрывает! Я понимаю еще такие разговоры среди слабознакомых людей после первого литра на лицо, но они же все трезвые!
Да и концепция защиты единиц, гибель которых может спасти миллионы, выглядит несколько спорной. Разве что этот подход завязан на будущую вторую часть, и будет там всячески обоснован (типа «жизнь каждого бесценна», особенно если у нас есть всесильные Камни бесконечности).
Ну а манера оставлять поверженного врага в живых это, похоже, вечная комиксовая беда. Причем когда этим страдают «хорошие» еще можно где-то понять ход их мыслей. Но когда таким альтруизмом занимаются антагонисты, это уже за гранью добра и зла.
И что все-таки случилось с Камнем времени? Почему не был использован вариант «Я пришел договориться», неужто во всех миллионах случаев это ни к чему не приводило?
Эрго. Апогей апофеоза киновселенной Марвела, квинтэссенция массового супергеройского кино, которая останется таковой минимум на год. А могла бы гораздо на дольше, но кто отважится резать курицу, миллиардами несущую золотые яйца?
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Роберт Дауни мл., Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Дон Чидл, Бенедикт Камбербэтч, Том Холланд (II), Чэдвик Боузмэн, Зои Салдана
Маленькая девочка Джейн слишком рано познакомилась с волшебством. Не с тем, о котором читаешь в сказках. А с настоящим Верхним миром. Миром эльфов, гномов, троллей и драконов. Вот только драконов собирают на заводах, гномы делают революцию, а эльфы до того высокомерны, что считают всех полными ничтожествами.
Джейн, похищенному человеческому ребенку, в этом мире довелось непросто. И даже то, что с ней заговорил самый настоящий дракон, также стремящийся освободиться, не особо облегчило ей жизнь.
Дракон жаждал крови, и относился к Джейн, как к инструменту.
Да и бесследного исчезновение такого ценного и опасного существа, как боевой дракон, никто из вышестоящих этого мира не допустит.
А значит, Джейн ждет еще масса проблем.
Майкл Суэнвик, один из основателей (вместе с Б. Стерлингом и У. Гибсоном) киберпанка, начинал как сотрудник американского Информбюро Центра по исследованию солнечной энергии. С 1980-го Майкл ушел в писательство, пробуя свои силы в короткой форме. Небезуспешно. Пара его работ номинировались на престижные премии.
Первый опыт Суэнвика в жанре романа «В зоне выброса», появился на свет в 1985-м, и был развитием и дополнением его же рассказа «Поцелуй Муммера». С тех пор на его счету семь романов и десяток повестей.
Одной из лучших работ Майкла считается наша сегодняшняя героиня — «Дочь железного дракона» (1993), по словам автора написанная в жанре «твердого» фэнтези.
И шо вам сказать: насчет «твердой», а точнее, будем честными, «грязновато-темной» фентези, автор ни капельки не соврал. Да и без панковских мотивов не обошлось.
Очень неприглядной вышла у Суэнвика Волшебная страна. Необычной, но очень мрачной. А точнее до одури похожей на наш мир. Буквально один в один. Да сперва в глаза бросаются драконостроительные заводы, металлические жеребцы, магия имен и знакомые из сказок названия, типа гномов или троллей. Но если отбросить всю эту мишуру, четко видно здешний верхний мир буквально скопирован с нашего родного нижнего. Причем за редкими исключениями взяты далеко не лучшие моменты людского общества.
Социальное неравенство, попытки борьбы с угнетением, высокомерие «элиты» по отношению к низшим, стадный инстинкт толпы, ее привязанность к низменным развлечениям типа наркоты или беспорядочного секса, жестокость, закостенелость, нежелание развития, беспощадный русский бунт, невозможность выбраться из сословного болота, обреченность и боязнь перед ликом неизведанного, необоснованное богоборчество, стремление к саморазрушению и апокалиптические мотивы.
Ход мысли автора понятен, ошарашить читателя картиной ТАКОЙ страны фэйри, и через это кривоватое зеркало попытаться достучаться до подсознания. Заставить ужаснуться, и изменить что-нибудь к лучшему в себе.
Тоже метод, не спорю, но чернухи в фантастике, как по мне, уже явный перебор. Ну не фанат я антиутопий.
При всем этом в оригинальности здешнему Авалону отказать никто не посмеет.
Ведь даже кроме пресловутых механических драконов со скверным характером, он заполнен огромным количеством как бы волшебных существ. Вроде как знакомых по названиям, но изрядно отличающихся по наполнению от привычного. Декадансная эльфийская элита, с ее патрицианскими замашками. Гномы, среди которых ширится подполье по борьбе с эльфократией. Тролли, работающие управляющими среднего звена. Гопники-вурдалаки. Самые маленькие разумные — шестиногие мерионы, далекие потомки карликовых эльфов. Химеры. Горгульи. Мавки. Грифоны. Попрыгунчики. Дергунцы. Картофельницы. Свинолюди. Шишиги. Переменщики. Черти. Лесовицы.
Фух! И это я еще далеко не всех вспомнил.
А построена здешняя индустриальная цивилизация на трех китах — алхимии, метафизике и некромантии. Плюс к этому каждый из разумных имеет настоящее имя, зная которое можно серьезно влиять на субъект. А ведь есть еще непознаваемые намерения Богини (единственной и неповторимой). И серьезные исследования первовещества и четырех главных элементов. И эзотерической, а также экзотерической алхимии. И…
В общем, за работу над Волшебной страной Суэнвику однозначный респект.
Вторым бесспорным достоинством романа является протагонистка. За шестьсот с небольшим страниц Майкл нарисует нам целую девичью жизнь, от коротких штанишек до вполне взрослого возраста. Расскажет историю взросления, обретения себя, ошибок и достижений, любви и ненависти, встреч и потерь, сексуальных эскапад и научной работы. Параллельно более глубоко знакомя нас с разнообразными частями страны фэйри, от цехов завода до высшего света.
К завершению романа Джейн становится фактически членом твоей семьи. Не всегда адекватным, местами надоедливым, но все равно до боли родным.
В принципе видно, за что роман Суэнвик был обласкан за рубежом. Оригинальность и антуражность работы Майкла сложно не отметить.
Так же понятно, почему не получилось с первой попытки завоевать постсоюзный рынок. Вокруг и так грязи море, утонуть можно, а тут предлагают фантастику, с тем же, что на улицах. Да и к антиутопиям у нас относятся настороженно. По старой памяти.
Эрго. Мрачный, грязноватый, а долгое время и вовсе безнадежный роман (хоть финал не слил, и то хлеб) с антиутопичными мотивами, крайне оригинальной Волшебной страной и качественным протагонистом.
Одна из немногих классических вещей, у которой очень мало шансов уютно разместится на моей виртуальной книжной полке.
Любителям позитивной фантастики браться не советую, поберегите нервы.
Специалист по приматам Дэвис Окойи (Джонсон) больше любил животных, чем людей. Было за что. Звери непосредственны, честны и неспособны на подлость. А таких подлостей в погоне за наживой, которые совершают гомо сапиенс, не сотворил ни один зверь. Вот и Клэр Виден (Акерман) — владелица большой корпорации, стремясь сорвать огромный куш, несколько заигралась с генетическими модификациями.
И теперь Чикаго и его жителям угрожает незавидная доля быть сметенным с лица земли если не плодами «творчества» Клэр, то военными, стремящимися их остановить.
Дэвис, конечно, больше любил животных, чем людей, но оставить на произвол судьбы тысячи ни в чем не повинных горожан не мог. Тем более что в деле оказался напрямую замешан один из его питомцев – белая горилла по имени Джордж. Горилла, после общения с мутагеном способная заставить обзавидоваться самого Кинг-Конга. И Дордж не единственная зверушка, познакомившаяся с этим коварным веществом.
Дуэйн Джонсон, некогда рестлер, а нынче вполне успешный голливудский актер, пробовал свои силы во многих жанрах. Как экшен-икона, в различных боевиках. В комедиях, благо чувство юмора и самоирония у него в наличии. В фантастике. Но в последние годы «Скале» пришлись по душе фильмы катастроф. Rampage как раз из этого ряда (а следом спешит «Небоскреб» — также представитель этого разрушительного жанра). Фильмы-катастрофы почти никогда не могут похвастаться сюжетом, да и смотрят их, будем честными, не из-за сценарных изысков. Зритель ходит на них, чтобы насладиться видом разрушающегося привычного мира и утолить свои деструктивные инстинкты. А уж если кроме разваливающихся городов, в картине есть еще какая-нибудь фишка, и вовсе хорошо. «Рэмпейдж» в этом отношении классическое дитя поджанра.
Разрушения имеются? А как же! Чикаго не поздоровилось. Полгорода раскатали по бревнышку, пардон по кирпичику. С чувством, с толком, с расстановкой. Небоскребы рушатся, люди бегают, пыль столбом. Все как в лучших домах.
Но даже это не главное, главное кто именно занимался уничтожением родины Дрездена и Аль Капоне.
Не пришельцы, не демоны их соседних измерений, и даже не злобные корейцы. А братья наши меньшие, благодаря людской жадности ставшие очень даже большими.
Смотрится красиво. И если Джорджа, спасибо Кинг-Конгу, мы уже видели не раз, то остальные зверушки откровенно порадовали. Летающий (!) и прыгучий девятиметровый волк. И огромадная махина, выросшая из скромной амфибии. Тока что ж вы ей в пасть-то не стреляли, когда она ее раззевала (а делала она это частенько).
Натуральный аттракцион, переполненный разрушением и гигантоманией.
Фильм основан на одноимённой серии аркадных игр.
Но есть в Rampage и созидательные элементы. Основной из них это главный герой. Джонсон тут полностью на своем месте. Трогательная забота о Джордже. Мужское покровительство слабым и «бодание» с сильными. Уверенность и харизма. Альтруизм и полная выкладка в экшен-сценах. Легкие юморные нотки. И редкий случай, когда Дуэйн не является самым крупным объектом в кадре. Что само по себе достойно занесения в анналы.
Также надо заметить, что Дуэйн составляет поразительно гармоничную экранную пару с Джорджем. Они даже в чем-то похожи. Большие. Опасные. Непосредственные. И со спорным чувством юмора. Диалоги Окойи с гориллой хороши.
Да и старый ковбой Рассел (Дин Морган) каши не портит. Что неудивительно, Дин Морган весьма мощный лицедей.
Юмор присутствует, правда в довольно умеренных дозах. В Rampage можно даже некий идейный посыл разобрать. Например, «Не играйтесь в бога, а если уж играетесь, не заигрывайтесь. А то плохо закончите». Хотя опять же снимают «катастрофы» не для размышлений над моралью картины.
Но все же как Гарри Дрезден допустил такую неприятность с родным городом? Непорядок!
Эрго. Незамутненный аттракцион разрушения с милыми зверушками, глупыми вояками и уместным «Скалой».
Режиссер: Брэд Пейтон
В ролях: Дуэйн Джонсон, Джеффри Дин Морган, Малин Акерман, Джо Манганьелло, Марли Шелтон, Уилл Юн Ли, Наоми Харрис, Джек Куэйд, Джейк Лэси, Бриэнн Хилл
P. S. По поводу действий американских военных как то даже ругаться не хочется. Ну не угодили они чем-то постановщикам. U.S. Armed Forces тут отважные, жертвенные, и до одури тупые. Про ракеты, предназначенные пробивать многослойную танковую броню, и кумулятивные боеприпасы они, например, напрочь позабыли, сражаясь с супостатами исключительно пулевыми стволами малого и большого калибра. Смелые парни, однозначно. Или это армейское командование естественный отбор в своих рядах устроило?