Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя lammik

Отзывы (всего: 1400 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Борис Акунин «Москва — Синьцзин»

lammik, позавчера в 08:35

You can't teach an old dog new tricks (Старого пса новым трюкам не научишь).

Известная английская пословица

Честно говоря, думал, что на романе «Он уходя спросил», история древнего рода с характерными пятнами на лбу закончится. С той поры автор наговорил на «список террористов и экстремистов». И вот продолжение всё же вышло. Получилось он максимально ожидаемым. 1938 год. Пропал американский самолёт-амфибия с тремя миллионами долларов. Госдеп подозревает НКВД и разведку Квантунской армии, ведь деньги предназначались для Гоминьдана. Мэри Ларр отправляется в Москву, её сын Эдриан — в Синьцзин. А дальше всё по пословице, вынесенной в эпиграф. Звероподобные громилы из НКВД так и ищут кого бы репрессировать, а то и просто убить мимоходом. Мадемуазель Мэри пятидесяти шести лет от роду раскидывает их голыми руками, её помощница-мулатка по совместительству является техническим гением и полиглотом. Как с такими справиться? Ну и традиционное нытьё про недостаточно нарядную одежду, невкусные беляши, некрасивые лица, скованные ужасом, прилагается. В Манчжурии всё же поинтереснее, но Ларр-младший тоже не промах, на него не действуют алкоголь, наркотики и женские чары. У сынов микадо нет шансов.

Относительно высокая оценка обусловлена двумя моментами — про Маньчжоу-Го не так много художественной литературы, и в конце книги даётся справка о некоторых персонажах, это удобно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Константин Константинович Костин «Ксенотанское зерно»

lammik, 27 сентября 10:39

Сказка — ложь, да в ней намёк...

У крестьянина Якоба Миллера умер отец. Дом и хозяйство достались старшим братьям Якоба, а к нему по завещанию перешёл...нет, не кот, а обоз, запряжённый двумя волами. Ветер странствий подтолкнул Якоба в путь за легендарным ксенотанским зерном, дающим рекордные урожаи. Вот только в центре провинции королевства Нассберг, городе Штайнце, к нему в повозку упала сбежавшая от мужа дворянка. Так бедный крестьянин попал в оборот политических страстей.

К «Юмористической серии» издательства «Альфа-книга» я всегда относился с большой опаской. По большей части в ней издавались книги для непритязательного чтения в метро. Но иногда попадались и приятные исключения, такие вот трудности позиционирования...

В «Ксенотанском зерне» Константину Костину удалось скрестить атмосферу из сказок братьев Гримм и актуальную вот уже несколько десятилетий сатиру на «цветные революции» устраиваемые зарубежными кукловодами в разных странах. Рецепт довольно прост — чужаки находят местную нечисть, которая основательно промывает мозги «креативному классу» «с хорошими генами и лицами», а затем по сигналу «грибницы», в которой без труда опознаётся актуальная соцсеть, тысячи людей выводятся на улицы, что позволяет заявлять о «народном волеизъявлении». Если власти ведут себя пассивно и безответственно, то всё может закончится трагически вплоть до полного краха государственности.

Впрочем, сатирическая наполненность романа не отменяет и его же уместного юмора, а также общего умения автора рассказать увлекательную историю.

Идеальная книга для знакомства с творчеством Константина Костина.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Константин Константинович Костин «Табельный наган с серебряными пулями»

lammik, 21 сентября 12:41

С творчеством Константина Костина я уже был знаком по романам «Неинтересное время» и «Джип, ноутбук, прошлое...». Поэтому примерно знал чего ожидать от нового сетературного романа. Поначалу ожидания показались заниженными. Отличная идея скрестить в следователе МУРа Чеглоке напористость Глеба Жеглова и проницательность Шерлока Холмса. Первые три рассказа были хороши каждый по-своему. Затем писатель забросил цикл аж на 8 лет и решил переделать его в роман, тут уже потребовалась сквозная сюжетная линия и главный протагонист. И стало...хуже. Отдельные «дела» утратили самостоятельную ценность (есть пара исключений, но она погоды не делает). Чеглок оказался задвинут на второй план, главный же герой романа способен вызвать скорее раздражение своей общей незамутнённостью и отсутствием яркой индивидуальности.

Не помешали бы «Нагану» и вычитка с редактурой. Впрочем, это родовая черта сетературы и пишу об этом не в качестве претензии, а в качестве предупреждения.

Развлекательный роман, выросший из отличной идеи, но так и не раскрывший до конца весь её потенциал. Есть, ощущение, что автор заметно сильнее в литературном плане той аудитории, на которую пишет. Поэтому постараюсь почитать что-нибудь, выходившее у Константина Костина ещё в «бумажные» времена.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 38: Розмарин»

lammik, 20 сентября 19:20

Чеглок с Кречетовым идут по следу таинственного Нельсона, который по совместительству оказался Чёрным человеком Сергея Есенина. На этом пути они попадают в спецлабораторию ОГПУ №2, где под руководством профессора Розмарина (это уже третий профессор в книге) разрабатываются сильнейшие проклятия и инновационные способы их применения. Под угрозой жизни всего руководства СССР. Нельсон проник в ОГПУ и жаждет крови.

Вот так от милых рассказов в стиле «МУР борется с колдунами и ведьмами» роман пришёл к заговорам по свержению советской власти и к теме политических репрессий. Честно говоря, первоначальное наполнение романа, когда он ещё был несколькими самостоятельными рассказами, мне нравилось куда больше.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 37: Чёрный человек»

lammik, 20 сентября 19:13

Возвращается однажды Степан Кречетов на службу в ОБН, а там в кабинете за столом Сергей Есенин пишет заявление на Чёрного человека...

Оказывается, поэты в стихи вкладывают свою душу, а каждое стихотворение — это потенциальное заклинание. И чем больше в нём души, тем оно сильнее. Чёрный человек, понятное дело, оказался колдуном. Теперь Чеглоку с сотрудниками надо его вычислить и примерно наказать.

Начиная с этого «дела» действие понеслось прыжками к финалу. По сути дела с 37-го по 39-ое представляют собой одну историю, действие которой разворачивается на протяжении одного дня.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 31: Странный профессор»

lammik, 20 сентября 14:08

Соседи настучали на профессора Вангера. Мол таскает к себе в квартиру собак и что-то там с ними делает, колдовство не иначе. Кречетов с Григорьевым поехали разобраться с собачьей проблемой...

Полагаю, этой историей автор отдал дань уважения Александру Беляеву. Получилась она проходной сама по себе, но есть подозрение, что подарок профессора Кречетову ещё пригодится и сыграет свою роль в своё время.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 29: Куриная война»

lammik, 20 сентября 13:46

За что не люблю АТ, так это за то, что необходимость регулярно выкладывать продолжения циклов зачастую сильно не в лучшую сторону сказывается на качестве. Вот и тут магическая вариация на тему «Пищи богов» Уэллса в магической России. Куры вспомнили своё славное прошлое, когда их предки владели Землёй и начали питаться ничего не подозревающими колхозниками. Это Нельсон виноват!

Проходная в целом история, но имеет отношение к сквозному сюжету романа.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 23: Неразменный пятак»

lammik, 19 сентября 17:37

Неразменная монета — известный объект народных суеверий. Связан, понятно, с нечистой силой. Так что петрозаводским товарищам, обнаружившим у себя на рынке торговца неразменными пятаками, пришлось отрядить одного бойца в Москву для выяснения обстоятельств и наказания виновных. Степан Кречетов получил от начальника урок прикладной демонологии. Недостатком истории опять является то, что никакой работы мысли и следственной деятельности в ней нет. По сути с делом справился шаман, давший жирную наводку. Ну а тому, как известно, обо всём сообщают духи. Несколько настораживает, что сквозной сюжет романа с неуловимым гением преступного мира колдовской Москвы снова забуксовал.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 19: Попрыгунчик»

lammik, 19 сентября 17:30

Рассказ — отсылка к знаменитому делу о питерской банде разбойников-«попрыгунчиков» под руководством Ивана Бальгаузена. Те свои дела проворачивали с фантазией, используя народные суеверия. Ведь у одиноких прохожих можно было бы отбирать деньги и имущество безо всяких спецэффектов. Артисты своего дела в некотором роде. Банда широко прославлена в литературе и кинематографе. Но в данном рассказе знаменитый сюжет использован далеко не на всю катушку. Тот самый случай, когда жизнь победила фантазию.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 17: Талисман замнаркома»

lammik, 19 сентября 09:55

После убийства профессора Гриловича его вдову «уплотнили», так Степан Кречетов с женой Марусей оказались жильцами бывшей профессорской квартиры. В этот же день у замнаркома Фрунзе пропал талисман. Фрунзе обратился в ОБН с личной просьбой о помощи.

Как отдельный рассказ очень слабо. А как часть глобального сюжета о поисках неуловимого Нельсона можно будет оценить позднее.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 13: Луч смерти»

lammik, 19 сентября 09:48

Ножом в спину в собственной лаборатории убит профессор Грилович. Незадолго до смерти он работал над изобретением аппарата, испускающего лучи смерти. Чертежи прибора пропали из сейфа. Преступник сумел незаметно выскользнуть из запертой комнаты, значит без колдовства в деле не обошлось, вызвали ОБН...

Из любопытных подробностей дела — идею аппарата и его схему профессору принёс «красный граф» Алексей Толстой, который и стал одним из центральных персонажей рассказа, Буратино нарисовал, и гиперболоид. Ибо оказался Толстой не только графом, но и психографом — рукой его водили духи. Как детектив очень слабо, начиная с какого-то момента «дела» стали частями романа, не претендующими на самостоятельное звучание.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 11: Незваный гость»

lammik, 18 сентября 12:19

«Незваный гость» обошёлся вообще без Чеглока. Кречетов самостоятельно раскрыл аж два дела. Правда, в первом случае помогли агентурные сведения от шамана, которому, в свою очередь, подсказывали духи. Такая вот петрушка. Финал опять же предсказуемый, но рассказ этот момент не портит. Милый эпизод получился, авантюрно-плутовской по классификатору, юмор в тему, финал изящный.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 7: Финский нож»

lammik, 17 сентября 19:31

Похоже, что начиная с этого дела сборник рассказов окончательно превратился в роман. Расследования как такового нет. Чеглок с Кречетовым отправились по следу украденных у ювелира дивом денег. Никакого Шерлока Холмса, скорее уже Нат Пинкертон. Трупы, стрельба, волшебные артефакты... Из примечательного — в финале можно узнать как зовут преступного гения колдовского мира столицы.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 5: Шаболовский упырь»

lammik, 17 сентября 11:13

Знакомство с миром альтернативной магической России продолжается. В ОБН пришёл посетитель, представитель маленького народца чакли, живущего под землёй и разводящего зайцев в колхозе. низкорослые гости столицы докопались до заброшенного колодца, в котором и обнаружили труп, по всем признакам бывший хозяин тела где-то за неделю до того имел встречу с упырём. Дальше-больше в колодце таких тел разной степени разложения оказалось несколько десятков. ОБН приступил к расследованию.

Самое короткое пока дело в романе. Есть прямая отсылка к Конан Дойлу. Из примечательного — финал, где есть очень чёткий намёк на то, что в колдовской Москве живёт свой Мориарти.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 3: Смертная кровь»

lammik, 17 сентября 10:55

В Нескучном саду, где идёт подготовка к сельскохозяйственной выставке нашли обескровленный труп. Первая версия — упырь постарался, поэтому вызвали специалистов из ОБН. Лучше бы это был упырь...

Этот рассказ уже поживее получился, мир начал обрастать мясом подробностей. Кречетов уже достаточно освоился в МУРе и всё расследование довёл до конца практически в одиночку. Проявилось, правда, и слабое место многих фантастических детективов. Читатель не знаком с реалиями авторского мира, поэтому у него нет возможности вести своё параллельное расследование и приходится ограничиваться прочитанным. Эффект несколько сглаживается тем, что главный герой тоже дилетант и узнаёт детали вместе с читающим.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Константин Константинович Костин «Дело номер 1: Приворотное зелье»

lammik, 17 сентября 06:10

1923 год. Вернувшийся с войны с басмачеством Степан Кречетов попадает на службу в МУР под начало Ивана Николаевича Чеглока, возглавляющего ОБН (отдел по борьбе с нечистью). Первым делом Степана в ОБН стало расследование по заявлению старушки о вероятном применении приворотного зелья...

Рассказ из которого впоследствии вырос целый роман. Источники вдохновения очевидны сразу. Кречетов — это такой немного Шарапов (полон энтузиазма, вернулся с фронта, ничего не умеет), немного Уотсон (ранен в ногу, хромает). Ну а Чеглок напорист как Глеб Жеглов (да и созвучие фамилий, полагаю, неслучайно) и наблюдателен как Шерлок Холмс.

В итоге получился детективный рассказ в антураже городского фэнтези. Да, потенциал чувствуется, но о подоплёке происходящего догадаться уж слишком легко, по крайней мере тем читателям, кто детективы не обходит стороной.

Местами тексту требуется корректор, но оценку я за это не снижал.

Продолжу чтение романа с надеждой, что автор ещё сумеет приятно удивить.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Юрий Буйда «Дар речи»

lammik, 14 сентября 16:30

«Дар речи» — обладатель второй премии «Большая книга» от 2023 года. Как же шеф-повар Буйда приготовил столь премиальное блюдо? Во-первых, жанр выбран чертовски точно — «семейная сага», жанр солидный, уважаемый. Но, обычно подобные книги фундаментальны и огромны, здесь же весь текст романа можно счесть большой повестью. так жюри гораздо проще дочитать до конца и впечатлиться. События уложены очень плотно, действие скачет на протяжении сотни лет туда-сюда без остановки. Критически много литературных, в том числе библейских аллюзий, приготовьтесь гуглить. Но этот компонент выводит книгу в разряд «чтения не для всех», что опять же очень способствует получению премий и дополнительному читательскому удовольствию от отнесения себя к интеллектуальным кругам. А чтобы читатель, не дай Бог, не заскучал среди всех этих мидинеток и детей Марфы, в книгу обильно добавлены убийства (до конца доживут «не только лишь все») и секс (вот тут как раз все со всеми, но строго в рамках законодательства). И наконец, ещё одна любимая нотка, оттеняющая вкус всего блюда — сталинские репрессии. Собственно, блюдо готово, можно подавать на включение в списки. Чего в книге не наблюдается, так это нормальных людей, что называется из народа, все они разной степени отвратительности и не только потому, что не знают французского и Сартра не читали. Зато в сюжете на удивление много совпадений и неожиданных обнаружений родственников, прямо как в каком-нибудь индийском фильме. Текст сугубо литературен и фантазиен, не меньше, чем «Лев и Корица», а там вообще душу Дьяволу продавали.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Захар Прилепин «Координата Z»

lammik, 13 сентября 20:32

Новый сборник коротких эссе Захара Прилепина. Писатель пишет о том, что его волнует, преломляя через призму собственного восприятия события в стране и мире. Невероятное владение русским словом и высочайшая эрудиция позволяют ему писать о сложных вещах просто и доступно. Судьбы России и русской культуры, история литературы, вопросы войны и мира, враги и союзники нашей страны, личные впечатления от людей и событий — всё это вместе составляет прилепинскую летопись нашего времени, которую он ведёт неотступно на протяжении нескольких сборников, составивших своеобразный сериал. Нельзя не заметить, что Прилепин в своих взглядах последователен и стоек, не меняя их с годами, а вот окружающая действительность меняется очень и очень быстро.

С одной стороны книга горяча и актуальна, с другой — это те слова и строки, по которым о нашем времени будут судить наши потомки.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Вонда Макинтайр «Змея сновидений»

lammik, 12 сентября 06:57

Вторая подряд книга, прочитанная в рамках ККФ, от автора-женщины. Я за неё голосовал в числе прочих. Было весьма любопытно почитать обладателя трёх важнейших жанровых премий, да ещё выданных в прошлом веке.

В обсуждении много споров было о том, есть ли в книге феминизм или же его нет. Если считать феминизмом борьбу за равноправие женщин, то скорее второе. Но нельзя не отметить того факта, что все женские персонажи в книге от старушки Грам до девочки Мелиссы умны, смелы и весьма разумны. Главная героиня по имени Снейк так вообще сборище добродетелей — решительна, благородна, мужественна. На контрасте мужчины здесь малость туповаты, даже мэр городка, эмоциональны не в меру, а то и вообще безумны. При таком раскладе впору ставить вопрос о том, заслуживают ли мужчины равноправия.

Мир, описанный в книге, едва ли вообще жизнеспособен. Экономику его понять невозможно. Люди живут отдельными группами, но при этом существуют деньги. Кто их интересно выпускает? По пустыне бродят стада быков и лошадей. Что они пьют и чем питаются? Помимо ядерной войны в далёком прошлом, на что намекают радиоактивные почему-то до сих пор кратеры, до Земли успели добраться инопланетяне, но все их проявления ограничиваются теми самыми змеями сновидений и флорой. Неубедительно.

Как и положено в женском романе, не обошлось без любовной линии, которая воспринимается несколько чужеродной в данном случае.

Не могу также не написать про общий стиль повествования, он откровенно топорный, картинка складывается с трудом, местами приходилось напрягаться, чтобы понять, о чём вообще идёт речь. Так бывает, когда читаешь английский текст или сложную статью. Диалоги лишены жизни, люди и сейчас так не разговаривают и едва ли начнут в постапокалиптическом мире.

Женский фантастический роман из прошлого века. Историков фантастики должен заинтересовать, остальным можно смело проходить мимо.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Василий Веденеев «Игра без правил»

lammik, 4 сентября 17:24

Младший научный сотрудник одного из московских НИИ Аркадий Лыков отчаялся достичь научных высот? решил стать налётчиком, сколотил банду и начал трясти воротил столичного теневого бизнеса. У теневого бизнеса есть своя служба безопасности, мужчины там серьёзные. И, наконец, МУР в лице опергруппы под руководством Ивана Купцова борется и с теми и с другими.

Был в своё время такой жанр отечественного кинематографа — «кино про мафию», которая само собой безжалостна, бессмертна и глубоко проникла в недра государственной машины. Насмотревшись на борьбу комиссара Каттани со «Спрутом» на Сицилии, наши киноделы бросились снимать всё то же самое, только на отечественных реалиях. Много таких фильмов было — «По прозвищу Зверь», «Лох — повелитель воды», «Дураки умирают по пятницам» и так далее. Собственно говоря, по роману «Игра без правил» вполне можно было бы снять подобное кино. Сам роман к жанру детектива отношения никакого не имеет, это именно что криминальный роман. Про преступников мы узнаём всё, что можно, гораздо раньше милиции. Более того, слуги закона появляются только во второй части романа. Не было бы в нём ничего особо примечательного, да вот только оказался он профильным для Фантлаба. Ибо наш научный сотрудник планирует свои злодейства не сам по себе, а регулярно советуясь с институтской ЭВМ, та ему подсказывает необходимость приобретения оружия или же, что у противников гораздо более сложная организация, нежели можно предполагать. А ведь действие романа происходит в конце 80-х, пусть и опубликован он в 90-ом под названием «Дальше живут драконы». «Игра без правил» — это вторая, переработанная и сокращённая версия данного романа.

В финале Иван Купцов, следователь, ведущий дело банды, видит сон, и там мелькает следующая фраза: « А я вот стою, смотрю, слушаю и никак не могу понять: отчего композитор Альфред Шнитке в кантате «Легенда о докторе Фаусте» поручил роль дьявола Алле Пугачевой?»

Не жанровый шедевр, но весьма достойно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Юрий Буйда «Лев и Корица»

lammik, 29 августа 18:49

Однажды Лев Полусветов нашёл в парке Царицыно женщину без признаков сознания, отнёс её к себе в квартиру, раздел, вымыл, спать уложил. Незадолго до этого происшествия Лев заключил сделку о продаже души с самим Дьяволом, на женщину у Льва были далекоидущие планы.

Фантасмагорическая книга в гоголевско-булгаковской традиции. Читается быстро, написана увлекательно и динамично, действие скачет из Москвы в Париж, а затем на север Италии. Застенчивым и впечатлительным лучше не читать. Ощущения от прочтения остались смешанные. Могу лишь сказать, что книга из тех, при чтении которых чувствуешь нехватку собственного культурного гуманитарного багажа. Со временем попробую ещё раз подступиться к автору.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Анна Макина «Стрелы степных владык»

lammik, 25 августа 11:48

Новеллизация китайских хроник, все маловероятные моменты их которых объясняются вмешательством лисы-оборотня (хули-цзин). Не обошлось и без любовной линии с «колыханием полных грудей». Необычен стиль повествования, он такой отстранённо-холодный, события перечисляются, но нет эмоционального захвата, по крайней мере в моём случае. Главным героем действительно является Гийюй, ибо именно он в романе развивается. Именно он из послушной части Орды стал человеком, принимающим собственные решения. Именно он решил, где поставить в романе точку.

Да, хунну победили китайцев. Но где сейчас те хунну? А где китайцы? Пусть в Китае сплошные землепашцы, а в Орде сплошные воины, но Созидание как философия жизни в конце концов превозмогает Разрушение.

Любопытный читательский опыт, не в последнюю очередь благодаря выбранному автором стилю и небанальным локации и времени описываемых событий.

Оценка: 7
– [  17  ] +

К.А. Терина «Все мои птицы»

lammik, 19 августа 20:43

Сборники рассказов я обычно читаю выборочно, не припомню такого, чтобы весь сборник был выдержан на одном высочайшем уровне, но в рамках Книжного клуба Фантлаба ничего пропускать нельзя. Сборник «Все мои птицы» не произвёл впечатления, что рассказы и повести в него тщательно отбирались и компоновались в соответствии с некоей заложенной изначально идеей. Просто сборник рассказов и повестей разных лет, разбитый на три части — «Люди», «Чудовища» и «Боги». Забегая вперёд, скажу, что именно третья часть произвела на меня наиболее благоприятное впечатление. Но есть всё же у произведений под обложкой с кружащимися птицами и общие черты и особенности. Во-первых, это женская проза. И это не хорошо и не плохо. Просто красивые узоры из слов, затейливые орнаменты сюжетов, впечатляющие завихрения идей и управление читательскими эмоциями явно преобладают над холодными линиями кристальной логики развития сюжета, объяснимостью поступков персонажей, да и просто чёткой последовательностью событий. Во-вторых, многие вещи в сборнике обрывочно-фрагментарны, нам не показывают с чего всё начиналось, да и финал, зачастую, отсутствует. В-третьих, здесь настоящее раздолье для любителей поискать глубинный смысл в нескольких вариантах, большинство из которых в авторскую голову едва ли приходили. Каждый читает немного своё. В-четвёртых, по большей части все произведения сборника печально-тоскливы. Смерть, разрушение, увядание, страх потери, боль утраты. Не для развлечения, короче.

Положа руку на сердце, рекомендовать для прочтения могу следующие вещи:

«Бес названия». Идея управления другим человеком с помощью текста, написанного с намеренными ошибками, слишком необычна и красива, надо признать.

«Песни снежного кита». Поэтично, экзотично и романтично. Западает в душу.

«Ыттыгыргын». Необычная идея, отличный финал, наконец-то оптимистичный, да и просто красиво написано.

Активно не понравилась только «Элегия Канта». В духе «Ехал зомби через зомби. Видит зомби — в зомби зомби...»

Рекомендовать сборник не буду. Всё же чтение довольно специфичное, но о потраченном времени не жалею.

Оценка: 7
– [  4  ] +

К.А. Терина «Ыттыгыргын»

lammik, 19 августа 17:34

Любопытная попытка скрестить стимпанк и чукотскую мифологию. Впрочем, местные луораветланы (в переводе с чукотского «настоящие люди») вообще не люди, а очень даже инопланетяне. Но инопланетяне эти традиционно выведены как «благородные дикари», мудрые дети Природы. Противопоставляются им британцы — суетливые дети Прогресса. Ну а спасти Галактику (не больше, но и не меньше) можно только в том случае, если и те и другие станут сотрудничать, отринув предрассудки.

Написано красиво, но слегка депрессивно, видимо, это устойчивые особенности авторского стиля. За финал добавил балл. Единственное замечание — Наукан не чукотское, а бывшее эскимосское село на мысе Дежнева. Уместнее было бы назвать планету Уэленом.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Андрей Ангелов «Лаборатория «русского мира»

lammik, 18 августа 07:12

Человек явно нездоров. Любое внимание к нему только усугубляет недуг. Понимаю, что сайт библиографический, но не до такой же степени.

Оценка: нет
– [  4  ] +

К.А. Терина «Фарбрика»

lammik, 17 августа 11:05

Очередной депрессивный рассказ. Бах потерял свою Барбару, вокруг картонная реальность, бродят тени, шорхи и полосаты, с горя можно накатить стакан какого-нибудь цвета в ближайшей таверне, расплатившись смыслом. Раздолье для искателей глубинного, опять же, смысла. Полагаю, до конца месяца на суд публики будет представлено несколько вариантов. Выбирай — не хочу. Если не залезать в дебри, то суть отражает знаменитая фраза героя Абдулова из «Формулы любви»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В общем, все умерли».

Оценка: 6
– [  2  ] +

К.А. Терина «Элегия Канта»

lammik, 15 августа 17:31

Как ни странно это одновременно очень женский рассказ и при этом безумно-мрачный. Причём «безумно» в прямом смысле слова. Романтика с привкусом некрофилии. Бессмысленное подземное предприятие, я так и не понял того, как подземные орфеи и эвридики приносят прибыль воротилам с поверхности.

По форме же «Элегия Канта» — детективная история про потерю памяти, где двигаясь за уликами, герой пытается понять, что же такое он забыл, а главное — зачем? Ответ ему ожидаемо не понравился. Ещё бы понять, что его так изменило, что он не стал идти по однажды проторенной дорожке, а решил круто развернуться.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Шамиль Идиатуллин «Смех лисы»

lammik, 14 августа 19:20

1987 год. В дальневосточном городке Михайловске начинается эпидемия загадочной болезни, порождённая японским боевым вирусом. В эпицентре событий оказываются мальчик Серёжа двенадцати лет, капитан Сабитов и кладовщик местной воинской части, известный как Гордый.

Сюжет весьма чувствителен к спойлерам, поэтому буду краток — развлекательное чтение с элементами темпоральной фантастики. Обращена книга скорее не к той аудитории, которая те времена застала, а к подростковой. Именно для них рассказывается как страдали советские люди без хумуса, фалафеля и кетчупа в своей неудобной синтетической одежде. И хоть автор заранее предупреждает, что всё выдумал от начала до конца, хочу отметить, что японцев на советском Дальнем Востоке не было, по крайней мере столь долгое время, чтобы развернуть работы по созданию биологического оружия. К нему, оружию, также есть вопросы. Вирусы действуют медленно, им, чтобы убить человека необходимо размножиться, а на это нужно время. Не бывает такого, чтобы утром заразился, а к вечеру помер. Никакая «сыворотка» за двадцать лет в тайге не сохранила бы свою эффективность, да и сыворотка по определению производится из крови людей или животных. Есть в романе и откровенные логические неувязки. Почему законсервированный объект не продизенфицировали? Как вирус сохранил свою патогенность за столько-то лет? Лекарство от вируса оказывается можно просто выпить и оно сработает. Я уж не говорю о том, что в световой микроскоп один из героев увидел, как «вирусы съёживаются».

Писать Шамиль Идиатуллин умеет, по этой части всё убедительно, но о прочитанном лучше не задумываться.

Оценка: 6
– [  1  ] +

К.А. Терина «Башня»

lammik, 11 августа 19:59

Бог пришёл к врачу, а тот его отправил на МРТ. Звучит как анекдот. Башня здесь — символ стремления человека стать равным Богу, намёк на Вавилонскую считывается однозначно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну а Башня в божественном сердце символизирует обратный процесс.
Ох уж эта Анька!

Оценка: 7
– [  5  ] +

К.А. Терина «Змееносцы»

lammik, 11 августа 19:43

У костра сидят старик Хорхе и женщина по имени Риоха. Хорхе неспешно рассказывает Риохе три истории — про мальчика, про девочку и про Слово.

Один из немногих рассказов сборника, где есть чёткий сюжет с началом и финалом. Причём финал оказался имени Сергея Васильевича Лукьяненко, чего не скажешь об изложении этого самого сюжета, там стройность и ясность не предусмотрены, скорее, совсем наоборот — читателя запутывают, впрочем, давая все необходимые для понимания подсказки.

Весьма элегантно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

К.А. Терина «Юрий Рытхэу «Песни снежного кита»

lammik, 10 августа 20:41

Чукотский остров, небольшая метеостанция, несколько человек ждут вертолёта и рассказывают истории о китах...

При обсуждении в Клубе сборника «Все мои птицы» часто проскальзывает упрёк, что проза в сборнике женская. Тот самый случай, когда это прекрасно! Очень красиво, мастерски смогла писательница вышить узор этой истории, нигде не сфальшивив в стилизации под Юрия Рытхэу, а ведь тот был по-настоящему великим писателем, вот просто по гамбургскому счёту без скидок на принадлежность к малому народу Севера.

На мой взгляд, это лучший пока рассказ сборника.

Оценка: 8
– [  1  ] +

К.А. Терина «Лайошевы пчёлы»

lammik, 10 августа 16:25

Псевдо-фольклорная притча с западнославянским колоритом. Хорошая стилизация, прозрачная мораль, сильная визуальная составляющая. Опять же, легко понять, что хотел сказать автор. Лайош извёрг себя из общины, община приняла его решение, но связи до конца разорваны не были, а так быть не должно. Уходишь — уходи. Нельзя одной ногой стоять в мире людей, другой — в мире природы, разорвёт неизбежно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

К.А. Терина «Морфей»

lammik, 9 августа 20:48

Рассказчик с детства любил поспать, научился проникать в чужие сны и теперь может во сне убивать и насиловать. Это, если отделить сюжетную часть от антуража в стиле «сон собаки». Что-то похожее я уже читал или видел в кино. Понятно, что проводить подобные издевательства над спящими нехорошо, наказание неминуемо, но в целом получился какой-то «хоррор» с «хаотичным» сюжетом, как и следует из фантлабовского классификатора.

Оценка: 6
– [  5  ] +

К.А. Терина «Снежинка–19»

lammik, 8 августа 19:40

Во-первых, использовать в рассказе умирающего ребёнка — это запрещённый манипулятивный приём. Во-вторых, если считать отсылку к Воннегуту, то пространства для интерпретаций просто не останется. Можно понять отца, решившего уйти из жизни вслед за ребёнком, но в данном случае рассказчик — просто злодей гигантских масштабов.

Оценка: 6
– [  7  ] +

К.А. Терина «Все мои птицы»

lammik, 8 августа 15:47

Так вот ты какая, цветная волна или последний сон Марты

Понятно, что излить поток сознания на бумагу, а затем заставить читателей спорить до посинения, отстаивая ту или иную интерпретацию произведения — это едва ли не самое любимое писательское развлечение. Да и восторг искателей глубинного смысла обеспечен. Как по мне, то всё в рассказе сводится к умиранию мозга главной героини, а птицы — те самые отмирающие клетки, поезд вместо лодки, а проводник, компостирующий(!) билеты, в роли самого Харона.

Оценка: 6
– [  5  ] +

К.А. Терина «Симаргл»

lammik, 8 августа 11:57

Ещё одна история без начала и конца. Автор немилосердно знакомит читателя с Чагиным, который вот буквально только что забрал из детского сада не ту девочку. Потом окажется, что и жена у него уже не та. А затем, довольно быстро, выяснится, что дело не в родственниках, а в самом Чагине, у которого «слетела матрица», вследствие принятия внутрь местного наркотика — крипты. «Матрицу» местным людям будущего, которые судя по всему ещё и являются клонами, настраивают специально выведенные с этой целью бактерии. Вот только бактерии иногда путаются в своей сложной бактериальной работе. В этих случаях с организмом реципиента происходят различные неприятности вплоть до летального исхода. Вот и с нашим Чагиным произошёл подобный сбой. Как с этим справится наш герой? Ответ на этот вопрос так и не будет получен, хотя варианты и имеются.

Ну я понимаю, что в сказке, мистике или магическом реализме многое может остаться за кадром, а объяснения той или иной степени подробности могут оказаться даже вредны. Но тут-то у нас научно-фантастическая повесть. А вопросов остаётся выше крыши. Как вообще человечество дошло до таких странных решений? Почему два по сути разных вида спокойно сосуществуют вместе? Что не так с собаками, зачем их истребили и почему одна, как минимум, спокойно ходит по городу? И множество других разной степени загадочности. Да я даже мотивацию этого Кима понять не в состоянии, а ведь где-то прочитал, что «авторы «цветной волны» точно и тонко выстраивают психологию героев».

Оценка: 7
– [  8  ] +

К.А. Терина «Эррата»

lammik, 7 августа 16:10

Если рассматривать рассказ как ещё одну историю о «корабле поколений», то он чудовищен. История без внятного начала, с сомнительным целеполаганием (да нам даже не назвали цель миссии), странными поворотами с «прыгунами» и прочим бардаком на борту. Поэтому тут раздолье для любителей поискать глубинный смысл. Он у каждого свой, понятное дело. Так вот для меня вся «Эррата» — это Россия 90-х, вдруг превратившаяся в огромный базар, наполненный любителями гороскопов, предсказаний и прочими чудесами с зарядкой воды, летящий неизвестно куда, с сомнительным капитаном у штурвала. Ну а фраза: «Выходило, что жить на «Эррате» можно было только служа чужому будущему или воруя у него же.» вообще без пространства и времени. Человечество так существует испокон веков.

Оценка: 7
– [  4  ] +

К.А. Терина «Никто не любит Скрябышева»

lammik, 5 августа 20:49

Рассказик про школьного волшебника, решающего проблемы одноклассников необычными методами. Закон сохранения в отдельно взятой школе. Чтобы что-то получить, надо что-то потерять. С умением строить логические цепочки у местных школьников не то, чтобы очень, поэтому «никто не любит Скрябышева».

«Городская сказка», короткая, с юмором, пропитана оптимизмом, в логическом анализе не нуждается.

Оценка: 7
– [  4  ] +

К.А. Терина «Бес названия»

lammik, 5 августа 19:08

«Бес названия» — это такая городская сказка про волшебную шкатулку, меняющую и изменяющую своих хозяев. Волшебный артефакт, помогающий справиться с болью — физической или болью утраты. С этого ракурса количество горя в жизни Далии уже не кажется чрезмерным, ведь иначе шкатулка её бы не выбрала и не отправила бы Марика в метро.

История без конца и начала, оставляющая множество вопросов, но написано хорошо, гладко и умело. Если поймать настроение, то можно получить удовольствие. Похожие истории создавали Сергей Абрамов и Кир Булычев.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Вера Инбер «Он - юнга, родина его - Марсель...»

lammik, 5 августа 16:45

Любопытный образец кабацкого шансона, ещё в том, первоначальном, понимании времён Александра Вертинского. Яркая экзотика, лёгкая эротика, огненная страсть и безжалостная смерть. Под такую песню прям так и хочется успешно напиться. Жизнь — индейка, судьба-злодейка.

Оценка: 8
– [  9  ] +

К.А. Терина «Юмико»

lammik, 5 августа 16:34

Образец женской прозы. Вокруг эффектной идеи про лоскуты воспоминаний больше ничего и нет. Форма похоронила содержание. Чтоб уж совсем хорошо стало, в конце используется запрещенный приём с котиками.

Можно, конечно, с умным видом рассуждать о том, что вся жизнь прошла ради трёх дней. Но и их ценность с точки зрения семьи и общества весьма сомнительна.

В обсуждении вспомнили «песню Высоцкого». Решил копнуть поглубже, оказалось что песня не совсем Высоцкого, точнее не только его. Исполнителей множество — от Вертинского до Малинина. Стихи, на которые потом была написана музыка, создала довольно известная поэтесса Вера Ибнер аж в 1922 году.

https://fantlab.ru/work703331

Оценка: 7
– [  23  ] +

Маргарита Симоньян «В Москву!»

lammik, 3 августа 17:24

Телевизора у меня нет уже более четверти века, поэтому о Маргарите Симоньян в качестве журналистки я могу судить исключительно по интервью с двумя «российскими бизнесменами средней руки, любителями европейской архитектуры». Книгу эту я читать бы и не стал, но тут появилась библиография автора на Фантлабе, в комментариях открылись адъ и Израиль, пришлось ознакомиться, дабы не уподобляться толпам не читавших, но осуждающих и даже оценивших при этом.

Теперь собственно о книге. Слог, как и положено успешной журналистке, у Маргариты Симоньян оказался лёгкий и бойкий, с применением всех средств языковой выразительности. Сам роман состоит из двух частей, довольно сильно различающихся меж собой. Первая, «южная», заставляет вспомнить творчество Наринэ Абгарян со всем этим кавказским колоритом, как словесным, так и поведенческим, и немного Алексея Иванова, конкретно «Общагу-на-Крови». Собственно, это лучшая часть романа. Вторая, «московская», удалась куда меньше, тут вспоминаются Сергей Минаев и даже Оксана Робски, если вы понимаете о чём я. Все эти светские тусовки, любовные треугольники, тяжёлые судьбы брошенных жён и одиночество любовниц на Новый год. Обе части исполнены в сатирическом ключе, тут писательница никого не пожалела.

С персонажами тоже не всё гладко. Главных тут трое. Борис, олигарх, который в период первоначального накопления капитала не чурался отправлять досадные помехи на тот свет, а затем вдруг решил пойти в политику от скуки. Понятно, что намёк на Ходорковского, но с мотивацией явные проблемы. Жена Бориса Алина имеет ещё более странный характер. Тут похоже выведена некая «сферическая жена в вакууме», которая десятилетиями любит мужа несмотря ни на что. Сама Маргарита Симоньян в конце книги признаётся, что таких не встречала при всём своём обширном круге общения. Ну и Нора, студентка-журналистка, а впоследствии любовница Бориса, тоже вышла несколько противоречивой. То она умна не по годам, то не понимает очевидных вещей.

Не забытый шедевр русской литературы, но о прочитанном не жалею, оценку поставил «по гамбургскому счёту». Опять же грядущую книгу про «Цифру» постараюсь прочитать.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Далия Трускиновская «Слепой секундант»

lammik, 1 августа 13:46

1788 год. При штурме Очакова капитан Андрей Соломин лишился зрения после падения с лошади. Возвратившись в Санкт-Петербург, Соломин остановился у своего друга Григория Беклешова. И практически тут же Беклешов гибнет на нелепой дуэли с графом Венецким. Секундантом на дуэли был Соломин и теперь ему предстоит сразиться в поединке умов со столичным «королём шантажа».

На моей памяти это первый детектив со слепым сыщиком, ведущим расследование. Сюжет довольно туго закручен, действующих лиц много, подозреваемых практически нет. Но вот о личности главного злодея можно догадаться задолго до финала, уж слишком всё литературно. В отличие от многих других произведений Далии Трускиновской, чувствуется, что «Слепой секундант» написан женщиной. Здесь хватает дел сердечных, влюблённостей, счастливых воссоединений и переодеваний. Впрочем, восприятию книги весь этот набор никак не мешает.

Ещё один кирпич в возводимое писательницей из Риги здание истории России. Не устаю им любоваться, прочитывая по несколько романов в год.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Павел Беляев «Человек, который поднял мёртвых»

lammik, 26 июля 21:53

Такое чувство, что нашествие зомби произошло на страницу Фантлаба. И продолжается уже три дня. «Возможность отыскать рациональное зерно в этом безумии» имеется. Догадываюсь, кто этот «человек, который поднял мёртвых».

Оценка: нет
– [  9  ] +

Далия Трускиновская «Соловецкие бойцы»

lammik, 26 июля 21:25

Осенью 1853 года ватага трудников прибыла в Соловецкий монастырь. Входили в неё разные люди и причины провести год в монастыре, выполняя послушания и молясь, у каждого из них были свои. Вот только случайно собравшись вместе, оказались они связаны незримыми нитями, объединившими судьбы столь несхожих меж собой людей.

Картина из жизни Соловецкого монастыря периода Крымской войны, битвы которой проходили не только в Крыму, английские эскадры выходили и к беломорскому побережью и даже к Петропавловску-Камчатскому. В романе показан и путь предателя, без какой-либо романтизации и попыток оправдать этот грех, как у Акунина в «Беллоне».

За что дали православную медаль, тоже понятно. В кои-то веки монахи показаны обычными людьми, пусть и с общими интересами, живущими одной жизнью со своим народом, разделяющими его судьбу во все времена.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Паоло Бачигалупи «Навола»

lammik, 21 июля 10:49

Ругать книгу, которая не понравилась, легко и приятно. А вот хвалить понравившуюся сложно, к тому же приходится разделять собственное восприятие и объективные достоинства произведения. «Навола» мне очень понравилась, одна из лучших книг, попавших на чтение в Клуб, явный претендент на «Книгу года». Тут есть всё, чего ждёшь от современного романа для взрослых в жанре фэнтези. И даже те моменты, которые кто-то сочтёт недостатками, творение Бачигалупи украшают и высоко возносят над конкурентами. Медленное погружение в сложный живой мир. Многочисленные подробности только придают ему достоверности. Итало-латинские термины работают на ту же задачу, а ещё создают особую атмосферу романа. Сюжет сложен и извилист, его многочисленные повороты удивительны и увлекательны. Главный герой не очередной Нео, а опять же сложная личность с достоинствами и недостатками, как у людей и принято. Натурализм описаний — это не пошлость, а свидетельство исповедального характера повествования. Давико ди Регулаи ведёт рассказ о своей жизни без утайки и прикрас.

Остаётся только сожалеть о том, что продолжение в ближайшее время почитать не удастся. В мир наволанских интриг, богов, банкиров и простолюдинов хочется вернуться и не один раз.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Марта Уэллс «Дневники Киллербота»

lammik, 15 июля 20:27

До «Дневников Киллербота» Марта Уэллс писала книги в жанре фэнтези более 20 лет. И звёзд с неба, надо сказать, не хватала. Хотя что-то даже переводилось на русский. Но тут случилось то, что случилось — в Белый дом въехал Дональд Трамп. Будучи представительницей «прогрессивной общественности», Марта сильно расстроилась и начала подумывать о том, чтобы от писательства перейти к просмотру телесериалов. И вот эта самая мысль о сериалах и помогла ей придумать персонажа, который затем принёс создательнице деньги, славу и огромный набор фантастических премий.

Нелюдимый андроид с ранимой душой и любовью к сериалам очень чётко попал в нерв поколения, социальные связи которого выстраиваются в основном через Интернет. Опять же, саркастичный взгляд на мир и чёткое разделение окружающих на «своих людей» и Цели помогают всем и каждому почувствовать собственную уникальность и непризнанность. Помимо самого Киллербота остальные персонажи цикла — это ходячие функции без какого-либо реального наполнения, различаются в основном по полу и возрасту. Надо отметить, что среди них непропорционально много женщин. В руководящем же звене исключительно сильные представительницы прекрасного пола. С миром Киллербота всё тоже довольно грустно. У него отсутствуют история, логика развития, политическое устройство, экономические связи. Есть некие зловещие корпорации, обожающие эксплуатацию рабов по контракту и автостражей без контракта, зато с модулями контроля. Но и про эти корпорации тоже мало что известно, ну кроме их общей чудовищности. Есть ещё и некорпоративные миры, но и их существование никак не обосновывается.

При всём желании не могу поставить «Дневники Киллербота» в один ряд с предшественниками-обладателями множества премий «Хьюго», «Небьюла», «Локус». Это развлекательное лёгкое чтиво. Идеально подходит для формата коротких повестей, но попытка оседлать крупную форму, на мой взгляд, закончилась провалом. Тут уж огрехи и просто отсутствие мастерства автора стали бросаться в глаза. Поэтому прочитать первые четыре повести с рассказом «Импульсивное поведение», пожалуй всё же стоит. Ну хотя бы, чтоб понять из-за чего весь премиальный сыр-бор. Но не ждите от цикла каких-то прорывных идей. Тогда и разочарование обойдёт стороной.

Сравнение с «Космоолухами» Ольги Громыко имеет под собой основание. Но у Великой Белорусской Писательницы цикл получился смешнее, глубже, разнообразнее и гораздо роднее.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Марта Уэллс «Коллапс системы»

lammik, 14 июля 05:32

На далёкой безымянной планете со сложной историей и инопланетным заражением в анамнезе творятся страшные дела. Зловещей корпорации «Бариш-Эстранза» позарез нужны рабы. И совсем не для работы в офисе. Помешать коварным корпоративным планам развития могут только киборг-андроид с нежной психикой и любовью к сериалам, исследовательский корабль с командой университетских работников и наши старые знакомые хиппи с Сохранения.

Чем дальше развивается цикл про Киллербота, тем яснее становится, что на одной, пусть даже и очень удачной, идее далеко не уедешь. В романах данное ощущение проявляется куда острее, нежели в повестях. В «Коллапсе системы» первая часть — это довольно утомительные поиски отколовшейся группы колонистов, которые нужны, кажется, только для того, чтобы получать премии за крупную форму. Во второй части становится слегка повеселее. Битва за умы недоверчивых и охочих до новых зрелищ аборигенов стала отступлением от обычного шаблона. Но вскоре действие к нему неотвратимо вернулось. Стрельба с двух рук из встроенных излучателей, прыжки, взлом очередного модуля контроля, торжествующая справедливость.

Надеюсь, Марта Уэллс найдёт в себе силы остановиться. Ибо в то, что она сумеет насытить мир вокруг Киллербота жизнью, я верю ещё меньше.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Марта Уэллс «Дом: среда обитания, ареал, ниша, территория»

lammik, 11 июля 14:05

После того, как доктора Айду Мензах похитили боевики корпорации «СерКриз», ей самой понадобился доктор, который смог бы привести в порядок пошатнувшуюся на фоне стресса психику. Вот только сама Мензах всячески отрицает подобную необходимость, а донести до неё эту простую мысль отваживается исключительно Киллербот, авторитетов не признающий.

Проходной, бытовой и совершенно не обязательный рассказ. Тем более, что основные идеи из него далее проговариваются в «Сетевом эффекте». В аннотации ошибка, рассказ действительно про Мензах, но написан от третьего лица

Оценка: 7
– [  3  ] +

Марта Уэллс «Чувства: засекречено»

lammik, 11 июля 13:53

Вымученный карантином рассказик. Для совсем уж фанатичных поклонников цикла, готовых читать всё подряд с упоминанием Киллербота. Впрочем, допускаю, что вопросы были настоящими, судя по их качеству и глубине. Ответы аналогичные, на отвяжись.

Оценка: 6
⇑ Наверх