Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 января 2024 г. 20:53

(ПШЕХТША – продолжение)

На острие крис-ножа

Фантастическая литература изобилует описаниями поединков, потому что основой для многих миров являются историческое Средневековье или последующие эпохи, в которых дуэльная традиция уже прочно утвердилась. В целом в литературных поединках основную роль играет холодное оружие, и авторы не выходят за рамки исторических реалий. Их герои чаще всего орудуют мечами самых разных размеров, как, например, Конан (как говардовский, так и последователей), Базел Бахнаксон Вебера, Рыцарь-Дракон из книг Гордона Р. Диксона или (для соблюдения политкорректности) Паксенаррион, созданная Элизабет Мун. Иногда в ход идут шпаги («Сага о Старой Земле Хеастсег» Феликса Креса, «Стихия огня» Марты Уэллс). Экзотическое оружие составляет лишь малую долю фантастического арсенала (оно используется, например, в романах Эрика ван Ластбадера), а описания поединков на ножах вообще — большая редкость.

Нож — настолько необычное оружие, требующее совершенно иной техники (из-за небольшого размера клинка невозможно «поймать» удар противника на лезвие, поэтому большинство приемов фехтования здесь не находят применения), что лишь немногие авторы осмеливаются представить этот тип боевого столкновения. К этим немногим относятся Сапковский (поединок Железного Волка и Помурника) и дуэт Нивен/Пурнель (в романе «Горящий город» нож — любимое оружие главного героя). Также стоит упомянуть дуэль между Полом Атрейдесом и фрименом Джемисом (Ф. Херберт «Дюна»). Здесь нет места на обсуждение материалов, из которых изготавливается оружие различных видов в фэнтезийных мирах, или их функций, но даже такие оригинальные кинжалы, как, например, крис-ножи фрименов, мало чем отличаются от существующих в реальности. Специалисты могли бы перечислить множество видов реально существующего оружия как боевого, так и ритуального назначения, в том числе изготовленного из весьма нетрадиционного сырья, например гавайская леи-о-мано («Lei-o-mano», нечто вроде дубины с вставленными в нее зубами акулы).

Каковы мотивы представленных в литературе дуэлей? Думается, что они мало чем отличаются от реальных причин – месть или отмщение за обиду, желание проверить себя в сражении, разрешение спора, или, наконец, желание произвести впечатление на окружающих людей. Пожалуй, единственный мотив, который не встречается в реальном мире, но заметен в фантастической литературе, — это стремление спасти мир (например, поединок Гариона и Торака в романе Эддингса «Белгариад»).



Ой, ну просто несколько красивых картинок…


Статья написана 11 января 2024 г. 16:25

(ПШЕХШТА – продолжение)

Ох, да – восток и в самом деле «дело тонкое»…

Впрочем, теперь-то можно достаточно много почитать о самураях и на русском языке (опять же и переводные книги и произведения отечественных авторов).

Конечно же, очень много информации можно найти в Сети. Вот всего лишь один интересный адрес https://history.wikireading.ru/193877 где можно внимательно рассмотреть ну попросту волшебные рисуночные таблицы, примеры которых приведены ниже.

Ну и совсем немного о чайной церемонии. Вот он: Тоëтоми Хидэëси – великий объединитель Японии.

А вот он, как и положено знаменитому военачальнику и полководцу, в доспехах и верхом на боевом коне:

А вот его жертва – великий мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю:

Подробности о чайной церемонии и ее великом мастере можно почерпнуть из следующих топиков:

https://wabisabi.by/master-chajnoj-tserem...

https://nippon.com/ru/japan-topics/b07220/

https://asiaworlds.ru/japan/kultura_jpn/y... (эта ссылка, как ни стараюсь я ее выправить, выбрасывает меня в сам сайт "Мир Азии" — там выбираете "Япония" и набираете 8-ю страницу).

(Продолжение следует)


Статья написана 10 января 2024 г. 17:48

(ПШЕХТША – продолжение)

Собственно, первой прочитанной мною книгой о самураях была вот эта:

Ну да, на польском языке (Aleksander Śpiewakowski “Samuraje”. Warszawa: “PIW”, 1989). На русском ведь ничего подобного не было (в поле моего зрения во всяком случае).

Позже в Польше появились и другие книги, касавшиеся этой темы (как переводные, так и отечественных авторов).

(Продолжение следует)


Статья написана 9 января 2024 г. 19:58

(ПШЕХШТА – продолжение)

О самураях и ронинах люди моего поколения узнавали прежде всего (если не считать, конечно, песню "На границе тучи ходят хмуро", где есть строка "И летели наземь самураи") из фильмов Акиры Куросавы («Расëмон», 1950; «Телохранитель», 1961; «Ран», 1985),

главных героев которых играл колоритный и невероятно харизматичный актер Тосиро Мифунэ.

А о боевых искусствах – из фильма этого же режиссера «Гений дзюдо» (в девичестве "Сугата Сансиро", смотрели не менее 10 раз подряд).

И это, пожалуй, все. Лишь в годы «перестройки» хлынули потоки инструктивной литературы отечественных в основном авторов о восточных единоборствах. Тактика и техника боевых искусств на любой вкус. Набор приемов и никаких соплей…

И лишь постепенно до сознания начало доходить, что речь не о соплях, что физическое совершенствование – лишь часть необходимых практик, что учиться и совершенствоваться нужно не только телу, но и мозгу.

Вот только тогда на прилавках наших книжных магазинов и появились многочисленные издания японского самурайского кодекса бусидо.

(Продолжение следует)


Статья написана 8 января 2024 г. 18:32

(ПШЕХШТА – продолжение)

Мунера и самураи

Однако в прошлом причиной дуэли не обязательно должно было становиться оскорбление. Во многих культурах схватки на жизни и смерть были связаны с погребальными ритуалами. Например, у этрусков на похоронах вождей или других выдающихся личностей заставляли сражаться как минимум двух пленников или рабов, чтобы смерть побежденного принесла усопшему благосклонность богов и обеспечила беспроблемный переход в загробную жизнь. Вероятно, со времен царей Древнего Рима из этрусского рода Тарквиниев это обычай переняли римляне. Название поединков – munera (лат. жертва для мертвых) не оставляет ни малейших сомнений в их характере. Munera была организована с большим размахом, среди прочего: после смерти Публия Лициния Красса, когда в схватках на арене приняли участие две сотни пленников, и после захвата Нового Карфагена (несколько сотен плененных воинов противника вынудили сражаться друг с другом). Поскольку такие ритуалы представляли собой весьма яркое зрелище, в более поздний период они превратились в развлечение для утомленных римлян, а гладиаторские бои обрели почти исключительно лудичный (игровой) характер.

Совершенно другими мотивами руководствовались японские воины. Кроме такого же, как в случае поединков более позднего времени, стремления защитить и отстоять честь, они жаждали испытать себя в вооруженном столкновении лицом к лицу с противником. Жизнь bushi была наполнена боевыми тренировками и интенсивными медитативными практиками, целью которых было не только превращение тела в машину для убийства, но также особое формирование психики, оснащение ее «невозмутимым разумом». В феодальной эпохе воин должен был быть готовым умереть в любой момент или от руки врага, или по приказу своего господина. Всю свою жизнь он готовился к моменту последнего жертвоприношения, когда он столкнется с врагами или усядется, чтобы вспороть себе живот. На протяжении долгих лет убийственных тренировок он избавлялся от всяких колебаний, слабостей, старался объединиться с Абсолютом — достигнуть состояния, в котором жизнь и смерть обретут единство. Неудивительно, что через некоторое время он чувствовал непреодолимое желание проверить в реальном столкновении то, чего он достиг, поднимаясь на очередную ступень в «культе холодной стали». Поединки, конечно же, не были сами по себе целью, они были единственно средством, проверкой, позволявшей увериться в том, что смерть будет принята с честью. Так, как это сделал мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю, получивший от Тоëтоми Хидэëси приказ покончить с собой. Сэн-но Рикю был живой легендой, и многие пришли, чтобы попрощаться с ним. Мастер хладнокровно провел в последний раз изысканную чайную церемонию, написал короткое стихотворение и, не проявляя никаких эмоций, потянулся за мечом…


Этруски, да. Меня когда-то вынудила познакомиться с ними книга обожаемого автора (без малого два десятка книг в моем книжном шкафу) Александра Кондратова «Этруски – загадка номер один» (М.: Знание, 1977).

Тема заинтересовала, и я прочитал и поставил на книжную полку вдобавок к ней вот эти вот книги:

И этим, в общем-то, ограничился. Не потому, что было не интересно, а потому, что меня к этому времени несло по другим уже кочкам.

И все же иногда я в эту сторону посматриваю.

Ну да, ну да – и в эту сторону тоже…

Ну и напоследок – неглубокое погружение в тему…

И таки да: видел я все это, видел.

Но обсуждать – мне кажется, себе дороже.

Ну ладно, что там у нас дальше. Древний Рим и не менее древние римляне с их ристалищами и гладиаторами. Мы в этом утонем, так что, пожалуй, лучше оставим их в покое. Японцы… А вот о японских воинах, самураях, кодексе бусидо и чайной церемонии поговорим завтра…

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 97

⇑ Наверх