Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 октября 2022 г. 10:38

Итак, ориентальная (а точнее стран Востока и азиатская) фантастика.

1. В статье “Pocałunek smoka z Wysokiego zamku/Поцелуй дракона из Высокого замка” Петра Клетовского/Piotr Kletowski показано, как азиатское кино воздействует на кино западных стран (стр. 3—5). Мы вернемся к этой статье чуточку позже.

2. В статье Аркадиуша Дзержавского /Arkadiusz Dzierżawski “Na wschod od Edenu/К востоку от Эдема” речь идет о horror-е в японском кино (стр. 7—8). И к ней мы вернемся чуть-чуть позже.

3. Следующая статья “Pół wieku potworności/Полвека чудовищности” Стаха Шабловского/Stach Szabłowski рассказывает о появлении и развитии в японском кино такого ныне уже всемирно популярного персонажа, как могучий ящер Годзилла (стр. 8—9). Вот не поверите, но и к этой статье мы вскоре вернемся.

4. Статья “Renesans Orientu/Ренессанс Востока” Яна Страдовского/Jan Stradowski (напоминаю, научного обозревателя еженедельника “Wprost”) посвящена восточной медицине, а точнее возможностям взаимопроникновения и взаимосочетания достижений восточной и западной медицины (стр. 10–11).


Тэги: кино
Статья написана 12 октября 2022 г. 12:40

Февральский номер 2005 года (176-й «Новой Фантастыки» и 269-й, если считать ab ovo) редактируют: Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik (отдел иностранной литературы, главный редактор), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Роберт Зембиньский/Robert Zębiński (отдел критики и публицистики), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki, Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Аркадиуш Гжегожак/Arkadiusz Grzegorzak, Марек Холыньский/Marek Hołyński, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Марек Нововейский/Marek Nowowiejski; Гжегож Щепаняк/Grzegorz Szczepaniak; Рафал Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz, Бартек Свидерский/Bartek Świderski, Роберт Сильверберг/Robert Silverberg.

Корректора нет; и вообще перемен в сравнении с предыдущим номером нет. В «Галерее» представлены работы непрофессионального польского художника, гданьчанина СЛАВЕКА ВОЙТОВИЧА/Sławek Wojtowicz, одна из них использована также в оформлении передней обложки журнала.

Тема номера – ориентальная фантастика (китайская, корейская, японская и пр.).

Итак, в оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа СЛАВЕКА ВОЙТОВИЧА. На внутренней стороне передней обложки размещена реклама комиксов серии «Мир Трои». На внутренней стороне задней обложки рекламируется подписка на журналы “Nowa Fantastyka” и “Fantastyka – Wydanie Specialne”, на внешней – один из фильмов франшизы “Blade”. Тираж номера не обозначен. Цена экземпляра – 7 злотых 90 грошей.

Содержание номера следующее:

TEMAT MIESIĄCA

Piotr Kletowski POCAŁUNEK SMOKA Z WYSOKIEGO ZAMKU 3

Arkadiusz Dzierżawski NA WSCHÓD OD EDENU 7

Stach Szabłowski PÓŁ WIEKU POTWORNOŚCI 8

Jan Stradowski RENESANS ORIENTU         10

OPOWIADANIA ZAGRANICZNE

Charles E. Gannon SIŁA WIZJI 13

Bruce Holland Rogers TATUAŻ 26

Robert Silverberg PODRÓŻNICY 28

GALERIA

SŁAWEK WOJTOWICZ 37

Z POLSKIEJ FANTASTYKI

Bartek Świderski TEST 45

Krzysztof Kochański INTERESY NIE IDĄ DOBRZE 47

Wit Szostak TRZY WIOSNY 58

Marta Tomaszewska PASZCZA 67

PUBLICYSTYKA

Rozmowa z Marvano      ZABAWY W MATKĘ NATURĘ 70

RECENZJE KSIĄŻEK 72

Jacek Dukaj CÓRKI DIONIZOSA 74

Rafał A. Ziemkiewicz MAHATMOWIE I VRIL 76

Robert Silverberg Z POWROTEM W KOSMOS (BYĆ MOŻE) 78

LISTA BESTSELLERÓW

Grudzień 2004 79

KSIĄŻKI NADESŁANE 79


Статья написана 11 октября 2022 г. 11:48

Пропущенный материал – рецензия Яцека Дукая на антологию польских комиксов «Человек в пробирке», которая называется:

КОМИКС из ПРОБИРКИ

Не каждое средство массовой информации и не каждый вид искусства годятся для подхода к данной теме. Кино лучше справляется с показом психологических игр и мимолетного климата; литература – с дискурсивным ракурсом, в ней можно обсуждать абстрактные проблемы на десятках страниц. Мне кажется, что такое вот расхождение диапазонов медиа и сути и наблюдается в комиксах антологии «Человек в пробирке». Можно ли в форме короткого комикса сказать нечто умное и сюжетно интересное о том, что требует углубленной дискуссии и тщательного анализа?

Подзаголовок говорит сам за себя: «Комикс – этика – медицина». В прекрасно изданном альбоме разместились двадцать три короткие (до 14 панелей) комиксы, повествующие о столкновении развивающейся медицины, особенно генетической инженерии, с этическими, социальными и экономическими проблемами – таковым, во всяком случае, был замысел издательства. Многие из этих комиксов кажутся, однако, действительно зачатыми в пробирке: это непосредственные презентации сухой идеологической тезы с банальным сюжетом и несомненным претекстом. Это, например, агитки за право на аборты (“Ojciec/Отец” РЕСТЕЦКОЙ [Sylwia Restecka]) и Санецкой [Joanna Sanecka]) и против такового (“Krzyk ryb/Рыбий крик” КАЛИНОВСКОГО [Karol “KRL” Kalinowski]), страшилки с видениями повсеместной эвтаназии (“Dzień dziadka/День дедушки” МИХАЛЬСКОГО [Jacek Michalski] и Ясиньского [Maciej Jasiński]) и безудержного клонирования (“003 serial number” ЯНОВЧИКА [Piotr Janowczyk]). Большинство из них прибегает к конвенции НФ и в концептуальном отношении выполнено на том уровне, который НФ-литература демонстрировала полвека назад.

Сюжетно лучшими являются те комиксы, которые не атакуют проблему в лоб, а строят свой рассказ вокруг нее: это прежде всего лукавый “Żongler/Жонглер” НОВАКОВСКОГО [Marcin Nowakowski] и Францблау [Wojciech Francblau]. Некоторые из них, помимо простого идеологизирования, доносят нечто большее, например “Lukasz 18, 16-17/Лукаш 18, 16-17” КАБАЛЫ [Nikodem Cabała] и Галека [Michał Galek] – истину современной ментальности, языка.

Антология безусловно успешна как средство обзора эстетики современного польского комикса, показ возможностей художников-графиков. Независимо от качества сценариев интересно презентуется графика ТРУСЬЦИНЬСКОГО [Przemysław Truściński] (“Z przyczyn spolecznych/По общественным причинам”) и ГОСЕНЕЦКОГО [Rafał Gosieniecki] (“Polowanie/Охота”).

Это уже третья антология польского комикса, подготовленная Томеком Колодзейчаком в издательстве “Egmont”. Я надеюсь на то, что он продолжит эту серию; отдельные альбомы могут выглядеть лучшими или худшими, но сама идея просто превосходна. Даже когда тематическая планка оказывается установленной слишком высоко (я по-прежнему не уверен: для аккурат этих авторов или для комикса вообще) – такая антология является бесценным документом культуры, моментальной фотографии состояния Польского Комикса 2004 года.

“Człowiek w probówce. Komiks – etyka – medycyna”. Antologia Komiksu Polskiego («Человек в пробирке. Комикс – этика – медицина». Антология Польского Комикса) “Egmont Polska”, 2004.


Статья написана 10 октября 2022 г. 11:24

15. В статье “Reklama i fantastyka/Реклама и фантастика” Анджея Питруса/Andrzej Pitrus речь идет в основном о связи рекламы и НФ-кино (стр. 70—71).

16. Разговор о рекламе продолжает Мацей Паровский в интервью, которое он берет у кинорежиссера Томека Багиньского/Tomek Bagiński (стр. 71).

17. В рубрике «Рецензии»:

Роберт Зембинский/Robert Zębiński представляет читателям журнала юмористический НФ-роман британского писателя Роберта Рэнкина «Сад неземных наслаждение» (Robert Rankin “Ogród nieziemskich rozkoszy” – это “The Garden of Unearthly Delights”, 1995. Tłum. Paweł Wieczorek. “Zysk I S-ka”, 2004);

Вальдемар Мяськевич/Waldemar Miaśkiewicz весьма уважительно отзывается о сборнике интервью, взятых Бартошем Курцем у ведущих мастеров польского (и не только польского) комикса — «Трахтарарах» (“Traskprask. Wywiady z Masterami polskiego (I nie tylko) komiksu”. Pytał Bartosz Kurc. “Bajka, Koluszki”, 2004);

Ян Страдовский/Jan Stradowski сообщает об издании замечательной книги знаменитого американского ученого-физика Стивена Хокинга «Иллюстрированная теория всего. Возникновение и судьба вселенной» (St. Hawking. “Illustrowana teoria wszystkiego”. Tłum. Piotr Amsterdamski. “Zysk I S-ka”, 2004);

Витольд Яблоньский/Witold Jabłoński представляет читателям очередной (третий) том фэнтезийного цикла «Забытые страны» американской писательницы Элейн Каннингем «Пролагающий пути» (Elaine Cunningham “Torujący drogi” – это “Windwalkier”, 2003. Tłum. Piotr Kucharski. “ISA”, 2004);

Агнешка Щирбак/Agnieszka Szczyrbak без особого энтузиазма сообщает об издания молодежного фэнтезийного романа американского писателя Кристофера Паолини «Эрагон» (Christopher Paolini “Eragon” – это “Eragon”, 2002. Tłum. Paulina Braiter. “MAG”, 2005);

Роберт Зембинский/Robert Ziębiński считает неудачным молодежный фэнтезийный роман ирландского писателя Герби (Герберта) Бреннана «Войны фейри» (Herbie Brennan “Wojny duszków” – это “Faerie Wars, 2003. Tłum. Zbigniew A. Królicki. “Rebis”, 2004);

Бартломей Пашильк полагает попытку польской писательницы Изабели Шольц сыграть на демонологическом поле в стиле фильма «Омен» — роман «Одержимость») (Izabela Szolc “Opętanie”. “Solaris”, 2004) — опять же не слишком удавшейся;

Агнешка Кавуля/Agnieszka Kawula бегло проходится по дебютному роману польской писательницы Анна Каньтох «Город в зеленом и голубом» (Anna Kańtoch “Miasto w zieleni I blękicie”. “Fabryka Słów”, 2004); хорошее начало, но в дальнейшем сюжет утопает в болоте совершенно не нужного текста. Каньтох хотела написать детектив, а написала скучный и мелкотемный бытовой роман, не позаботившись к тому же о его редактуре;

а Витольд Яблоньский/Witold Jabłoński язвительно усмехается, откладывая в сторону роман американской писательницы Лоурелл Хамильтон «Ласка ночи» (Laurell K. Hamilton “Pieszczota nocy” – это “Caress of Twilight”, 2002. Tłum. Piotr Grzegorzewski. “Zysk I S-ka”); все проблемы этого фэнтезийно-эротического романа о столкновениях между темными и светлыми эльфами в современном Лос-Анджелесе сводятся к выяснению кто с кем переспал и не приведут ли эти события к беременностям (стр. 72—73).

Далее Павел Матушек/Paweł Matuszek тщательно анализирует трилогию «Горменгаст» британского писателя Мервина Пика «Титус Гроан», «Горменгаст», «Одиночество Титуса» (Mervin Peake “Tytus Groan”, “Gormenghast”, “Tytus sam”. – это “Tytus Groan”, 1946; “Gormenghast”, 1950; “Tytus Alone”, 1959. Tłum. Jadwiga Piątkowska. “Zysk I S-ka”, 2002);

а Мацей Паровский/Maciej Parowski в общем хвалит новый роман польского писателя Яцека Дукая «Идеальное несовершенство» (Jacek Dukaj “Perfekcyjna niedoskonałość”. Wydawnictwo Literackie, 2004).

18. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Cuda z recyklingu/Чудеса рециклинга”, в которой Яцек Дукай оценивает достоинства и недостатки романов: американской писательницы Кэтлин Энн Гунан «Джаз Града Королевы» (Kathleen Ann Goonan “Jazz Miasta Królowej” – это “Queen City Jazz”. Tłum. Piotr Budkiewicz “Zysk I S-ka”, 2004); и британской писательницы Мэри Джентл «Тайная история. Первая книга Эша» (Mary Gentle “Utracona historia. Pierwsza księga Aszy” – это “A Secret Story”, 1999. Tłum. Zbigniew Gieniewski. “Zysk I S-ka”, 2004) (стр. 77).

19. В этой же рубрике “Felieton” Роберт Сильверберг/Robert Silverberg в статье “Trylobity/Трилобиты” из цикла /“gabinet luster”/ опираясь на книгу “Trylobite! Eyewitness to ewolution” английского палеонтолога Ричарда Форти/Richard Fortey, рассказывает об этих весьма интересных живых существах, живших около 540 миллионов лет назад (стр. 78—79).

20. В списках бестселлеров за июнь 2004 года из книг польских авторов находятся романы “Perfekcyjna niedoskonałość” Яцека Дукая, “Zapach szkła” и “Achaja. T. 3” Анджея Земяньского, “Opowieści z Dzikich Pól” Яцека Комуды, “Boży bojownicy” Анджея Сапковского, “Miecz Aniołów” Яцека Пекары (стр. 79).

21. В рубрике «Присланные книги» перечислены 11 наименований (стр. 79).


Статья написана 9 октября 2022 г. 15:25

13. В рубрике «Из польской фантастики» опубликованы два текста.

13.1. Рассказ “Zachowaj jako/Сохрани как” написал Януш Стасик/Janusz Stasik (стр. 45—55). Иллюстрации ДЖИН БАРОН/Jin Baron.

В качестве эпиграфа публикации выступает «надпись на старых солнечных часах: “Я – тень, и ты – тоже. Я считаюсь со Временем, а ты?”». Герой рассказа сталкивается со странным явлением: включаясь в компьютерную игру-онлайн, он утрачивает какой-то промежуток своей реальной жизни, и продолжительность этого утраченного промежутка значительно возрастает с каждым следующим включением в сеть…

И это первое (но не последнее) появление писателя на страницах нашего журнала. На ФАНТЛАБ-е карточки рассказа нет, как нет и биобиблиографии писателя. О котором, впрочем, известно сравнительно мало.

ЯНУШ СТАСИК

Януш Стасик/Janusz Stasik (род. 1968) – польский журналист, автор НФ-рассказов.

Родился и живет в г. Быдгощ. Много лет сотрудничал с Польским радио. В научной фантастике дебютировал рассказом “Nieskończoność/Бесконечность”, опубликованным в журнале “Młody Technik” в ноябре 1980 года.

Следующий рассказ напечатал лишь без малого четверть века спустя – “Zachowaj jako/Сохрани как” (“Nowa Fantastyka”, № 1/2005).

Известны также еще три публикации: рассказы “Pętla/Петля” (“Fantastyka. Wydanie Specjalne”, № 1/2008), “Moda/Мода” (“Fantastyka. Wydanie Specjalne”, № 1/2010), “Zapach deszczu/Запах дождя” (“Nowa Fantastyka”, № 7/2012).

13.2. Рассказ “Angevina/Ангевина” написала Анна Каньтох/Anna Kańtoch (стр. 60—68). Иллюстрации МОНИКИ РОКИЦКОЙ/Monika Rokicka.

«Молодая писательница любит старинные рассказы ужасов – это видно в “Ангевине”…» — пишет в сопутствующей справке Мацей Паровский

Позже рассказ не перепечатывался, однако вошел в состав электронного авторского сборника “Czwarta nad ranem/Четвертый час утра” (2012). Заглянуть в карточку рассказа можно ЗДЕСЬ А почитать о писательнице можно ТУТ


14. Сопутствующая публикация – рассказ “Kurs dla początkujących/Курсы для начинающих” Катажины Марциняк/Katarzyna Marcuniak, присланный на конкурс, объявленный Британским советом в Варшаве совместно с редакцией журнала “Nowa Fantastyka”. Илюстрации ЕВЫ ШИДЛОВСКОЙ/Ewa Szydłowska.

Робин Гуд и его команда вот уже восемь сотен лет разбойничают в Шервудском лесу. Но времена меняются, меняются и способы разбоя. Именно этому – разбойничать в современных условиях и учит бессмертную команду бессмертная же туристка из Словакии…

И это первое и последнее выступление писательницы на ниве польской научной фантастики.

Подозреваю, что кое-что знаю о писательнице, но пока промолчу.





  Подписка

Количество подписчиков: 97

⇑ Наверх