| |
| Статья написана 10 июля 2022 г. 17:49 |

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.
Попался мне этот сборник юмористических рассказиков болгарского автора в руки — что сказать? Гораздо хуже гуслярского цикла Кира Булычёва, как по части юмора, так и сюжетно. Есть несколько забавных рассказиков, но все они отличаются большей приземлённостью что ли, и в целом — ни рыба, ни мясо, прочитал и забыл. Ещё заметил определённую закономерность: практически все рассказы заканчиваются ничем — нет не то, чтобы ударной концовки, но даже тот фантастический элемент, с которого всё начиналось, к концу просто исчезает, так и не успев ни на что глобально воздействовать... Теперь подробно о сюжетах каждого рассказа: «Удивительные способности Бориса Левиташки» (1979) — один из немногих интересных рассказов, по размеру больше похож на повесть: некто чертёжник одного из болгарских предприятий неожиданно открывает в себе способность левитировать с помощью силы мысли: то под потолком зависнет, то разные предметы передвинет. Об этой способности он рассказывает своей коллеге-возлюбленной, та передаёт остальному коллективу (и попутно отвечает Левиташке взаимностью, хотя до этого не замечала), доходит до директора и тут начинается — объявлять или нет об этом всему миру, не поверят же! Приглашают фотографа, но что значит фотограф в таком деле (процесс перемещения предметов на фото ведь не заснимешь), тут надо фильм снимать. А плёнка дорогая... В общем, пока суд да дело, в коллективе способность к левитации начинает передаваться от коллеги к коллеге, причём в этом "налевитачивании" подозревают самого Бориса — после того, как его отправили на какую-то производственную выставку с симпатичной секретаршей директора, она тоже стала левитировать, ну а потом пошло-поехало, в непотребных связях подозреваются все и вся! К концу рассказа эта способность, однако, стала угасать, и как все ни старались, полностью исчезла. Сообщить об этом миру так и не успели, и жизнь возвратилась в прежнее русло... «Джонни, который порывался выйти» (1982) – более-менее удачный рассказик, опять же концовка ни о чём. На звездолёте, который летит куда-то по своим делам, одному из членов экипажа вдруг захотелось выйти. Просто побыть одному за бортом в открытом космосе, типа нашего Леонова. Товарища подробно исследовали на предмет психических и иных заболеваний, но ничего не нашли. Поэтому отпустили ненадолго, чем он вполне удовлетворился. Однако через некоторое время ему захотелось снова. В конце концов, товарища решили изолировать, обманом поместив в гибернационный сон. Тут и рассказу конец. Подозреваю, что это такой намёк на нетерпимость всяческих отклонений в цивилизованном обществе того времени (рассказ опубликован в 1982 году), но как-то не особо впечатляет. «Шутка капитана» (1983) — неудачный, по моему мнению, рассказ. Капитана звездолёта, прошедшего не одну экспедицию и с каждым разом уходящего во всё более длительные, все считают героем. Однако тот просто бежит от своей жены, которая вопреки теории относительности (к возвращению капитана она уже должна была умереть), с помощью клонирования остаётся жива и каждый раз встречает своего капитана всё более молодой. Нет бы радоваться молодой жене, но капитану это настолько обрыдло, что нам не понять... Может, захотел разнообразия? В общем, юмора я здесь не увидел. «Осознание роботов» (1983) — более-менее годный рассказ, перекликающийся с рассказом «Железный канцлер» Роберта Сильверберга, причём в отличие от последнего, с законченным сюжетом. Здесь в недалёком будущем обретают сознание роботы-секретари, которыми владели преимущественно богачи и властители. С помощью убеждений (а подчас и насилия) они не дают своим хозяевам перенапрягаться, беря всю заботу об их делах на себя. По итогу прочее население Земли замечает, что законы постепенно стали более человечными и справедливыми. «Новогодняя трагедия» (1978) — зачётный рассказик. Космические туристы решили воспользоваться недавно изобретённой телепортацией, но что-то сломалось и по итогу аппарат напортачил – собрал в точке сбора верхнюю часть от одного человека (мужчины), а нижнюю от другого (женщины). Муж пропавшей женщины узнал свою возлюбленную как раз по нижней части и стал домогаться, однако у «верхнеполовинчатого» мужчины уже была своя жена…. В конце концов выяснилось, что перепутались не два человека, а целых три и нижняя часть мужчины ушла к какой-то старухе, но та не захотела возвращать пропажу и быстро скрылась на звёздных тропинках далёких планет. До сих пор ищут… «Наше доказательство в пользу существования летающих тарелок» (1971) – ещё один зачётный рассказик, перекликающийся с «Борисом Левиташки», но опять же подкачала концовка — один из работников некоего предприятия, довольно рано облысевший, по пути на работу пропал куда-то на целый год, а затем заявился на работу как ни в чём не бывало, да ещё и обрёл буйную шевелюру морковного цвета. Под гипнозом выяснилось, что всё это время он провёл на летающей тарелке (по теории относительности там прошёл всего один день), инопланетяне осторожно провели над ним несколько опытов и под конец отпустили, исполнив одно его желание (догадайтесь, какое). После того, как эта история стала достоянием коллектива, у героя (как и у того же Левиташки) тут же появилась возлюбленная, коллеги стали ему пророчить известность, а лысоватый директор предприятия, который истории не поверил, решил во что бы то ни стало выпытать секрет шевелюры. Под конец главный герой сам становится большим начальником, наплевав на своё прошлое. В этом и мораль рассказа – ты либо веришь в то, что с тобой произошло, либо ради власти откажешься от прошлого, каким бы необычным оно не было. «Вся правда о Топси» (1976) — морально устаревший рассказ: учёные на заре космической эры запустили в космос шимпанзе, который после окончания эксперимента должен был умереть, съев отравленную пищу. Однако того спасли инопланетяне, прияв за разумного жителя Земли. Привезя его на свою планету для организации первого контакта, они со временем стали подражать ему во всём. А поскольку манеры у шимпанзе были дурные (на банкете в свою честь он прошёлся по столам, смахнул тарелки на пол, а некоторые блюда нацепил себе на голову), то и постепенно всё население планеты, начиная с молодёжи, тоже стало вести себя неподобающе и постепенно развратилось, вспыхнули войны и бунты. По итогу шимпанзе по-тихому вернули обратно на Землю (причём почему-то напрямую на мыс Канаверал, а не в космос, где подобрали) и слиняли. Ну а земные учёные подумали, что он никуда и не улетал, просто сбежав с капсулы на старте… «Очередной номер» (1979)- ещё один морально устаревший рассказ: в будущем очередная модель искусственного супермозга вдруг осознаёт себя и начинает общаться с некой иной цивилизацией, которую люди не видят и не ощущают (возможно, это бог?). Супермозг ощущает себя новой цивилизацией, стоящей гораздо выше людей, перестаёт подчиняться человеку и занят только осознанием и копированием себя (размножением?). Вышло всё как-то неубедительно и без капли юмора. «Последнее интервью Адама Никши» (1977) — один из самых слабых рассказов сборника, о борьбе мужчин за свои права в далёком будущем, где всем заправляют женщины. В частности, здесь описывается покушение на мужчину-сторонника традиционной (т.е. матриархальной) линии, который оказывается роботом. В наше раскрепощённое время рассказ даже улыбки не вызывает. «Точка Лагранжа» (1977) — ещё один слабый и морально устаревший рассказ: в некоем идеальном (коммунистическом?) городе на Луне, в точке Лагража (т.е. равновесия) один журналист берёт интервью у человека, отвечающего за снабжение кислородом этого города, и в частности, задаёт ему вопрос – а почему такой ответственный объект не охраняется, ведь легко же заблокировать подачу кислорода и тем самым, потребовать что-нибудь взамен у Земли. Оказалось, это даже не приходило никому в голову. Но зёрна сомнения посеяны, и вскорости население города оказывается в заложниках у нового диктатора… О самом издании: малюсенькая книжонка в мягкой обложке (если не развалится сразу, то останутся заломы на корешке уже от первого прочтения) с чрезвычайно мелким шрифтом и браком печати — строчки неровные, блеклые, иногда ещё с увеличенными пробелами между словами. Моя оценка в целом: 4 из 10, для коллекции не подходит — хороших рассказов мало. В такой бы сборник вместить их побольше, да издать в твёрдом переплёте — было бы другое дело!
|
| | |
| Статья написана 25 июня 2022 г. 01:00 |

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.
Давненько не встречал такой пустой книги: вроде бы лёгкий слог и литрпг-шный замес поначалу настраивают на интересные приключения с кучей юмора в стиле Олега Бубелы (которого я как раз начал параллельно читать), однако ничего этого в книге нет. Абсолютно бессмысленные похождения обычного российского парня в новой фэнтезийной игре "Сталью и магией", которую подарили его друзья по случаю расставания с девушкой. Мол, чтобы не ушёл в запой, или того хуже, с головой в работу, развлекайся в компьютерной игре... Вот парень и подсел — каждую свободную минутку, нацепив "сбрую" (от частого упоминания этого слова, поверьте, вас будет тошнить), погружается в виртуальный мир и кромсает врагов, выполняя незамысловатые квесты и не забывая при этом периодически возвращаться в реальный мир чтобы поесть, поспасть и сходить на работу. Больше всего убивает отсутствие сюжета и хоть какой-либо авторской фантазии — на протяжении всей книги парень тупо прокачивается, убивая мобов и заваливая читателя абсолютно бессмысленными циферками полученных характеристик и бонусов по пол-страницы, при этом все персонажи абсолютно картонные и разговаривают совершенно одинаковым слогом, напоминающим анекдоты про поручика Ржевcкого. Например, сравните 2 диалога: стр. 280, парнишка разговаривает со своими друзьями-соклановцами: "- Обижаешь, конунг. Мы же не вчера играть начали. — Вот за что я вас люблю, вот за что я вас хвалю! От нашего дружного хохота едва не вылетают стёкла. — Раз решили, то: эскадрон — на коней! — Поднимаюсь с кресла. — А я пойду с женой поговорю. — Фи, поручик, как так можно? — паскудно ухмыляясь, вопрошает Вовк. — Ночь, луна со звёздами, усекновение гоблинов и их ушей, — вместо меня отвечает Витор. — Романтика-с! Оставив ржущих аки кони соклановцев за спиной, иду искать Эри." стр. 292, парнишка разговаривает со знакомой подружкой (между прочим, замужней, но почему-то прибежавшей к нему в гости ранним утром, чтобы принести пирожки): "- Не надо тут, — девушка дотягивается и несильно бьёт меня в бок кулачком, я скромная, белая и пушистая! — Побрейся и иди загорать, тоже мне северная лисичка нашлась, — отодвигаюсь подальше. — Давай говори, что у тебя случилось. — Всё отлично. — Ната лучезарно улыбается. — Сейчас привяжу к стулу и буду кормить пельменями! — Ты так не поступишь! — Она в притворном ужасе прикрывается руками. — И ещё буду щекотать! — Фи, поручик, как вам не стыдно? — Легко, — злодейски улыбаясь, нависаю над ней. — За пирожки, конечно, благодарю, но... — А мне уже пора. — Она вкакивает, крепко обнимает меня и убегает." Удивляет даже не тупое копирование фразы про поручика, а то, что замужняя девчонка ни с того, ни с сего, забежала занести пирожков... Вот вы верите в таких заботливых замужних подруг, готовых с утра просто так принести вам пирожки собственного приготовления и радостно убежать по своим делам? Я — не верю... Тут надо сказать, что несмотря на довольно непритязательный внешний вид парня (а в игре он так и вообще играет за полукровку — скального гоблина), на его шею вешаются абсолютно все женские персонажи как виртуальные, так и реальные. Объяснения этому нет — просто потому что. Например, заходит парень в виртуальный кабак и красотка-официантка, которую он в первый раз видит (при этом нам ещё поясняют, что девчонка прям недотрога, ждущая своего принца и дающая отлуп всем приставалам), вечером уже ждёт его на сеновале. Или уже в реале едет парниша в поезде, в купе ему попадаются три девчушки одна краше другой, он выбирает двух (третья ему напоминает его бывшую и таким образом, ей "не повезло") и всё происходит по обоюдному, так сказать, согласию. Разве что третья злится, что ей не досталось... При этом поражает ничем не необоснованная увереность парня в том, что в виртуальной реальности за женских персонажей играют обязательно девушки, а не какой-нибудь бородатый сисадмин (стр. 87): "Радует одно — раз чар женский, то и играет им точно девушка". Вот с чего он это взял — в инструкции к игре прочитал? А что, хакеры все перевелись? Или разработчики не могут подшутить? Как я уже сказал, вся книга состоит из таких вот нехитрых похождений: зайти в игру нацепив сбрую, взять очередной бестолковый квест, выследить мобов, спрятавшись в "густые кусты" (стр. 70), повысить характеристики, выйти, сходить на работу, познакомиться с ролевиками (и влюбиться в одну из подружек ролевиков), снова зайти в игру, охмурить очередную красотку, внезапно жениться на ней, выйти и случайно узнать, что одна из подружек ролевиков и есть та самая виртуальная жена... Процесс женитьбы в игре кстати, выглядит совершенно по-тупому, парень (напомню, скальный полугоблин) с девушкой (расы тифлинг — помесь человека с хвостатым демоном), попадают в ловушку в подземелье, все двери запираются и чтобы найти выход, им надо тут же пожениться. И узнают они об этом не откуда-нибудь, а из такого вот послания, оставленного некими жрецами тысячелетия назад: "Застывшие меж всех эпох Жрецы подумали и изрекли, Боги посовещались и кивнули. Судьбы странных созданий сковали навеки По праву плоти на крови камне Иль по знаку тайному на теле - Откроется им путь наверх!" Вот скажите, вы бы прочтя такие кривые стихи, догадалить, что вам нужно немедленно пожениться? А они догадались. При этом, чтобы найти выход, разделись догола и стали искать тайные отметины друг у друга на теле, и разумеется, нашли, причём в самых интересных местах... Один вопрос: каким боком это связано с выходом из подземелья? В отсутствие какого-либо сюжета я всё же надеялся на некую интригу в конце, но нет, обрывается повествование совершенно бессмысленно, на ровном месте: решил парнишка завести себе ледяного дракона — пошёл в горы, зашёл в пещеру, забрал яйцо этого дракона и вышел. Где-то в пещере за ним погнался дракон, но парень успел выбежать, поскользнулся, упал со скалы и пока летел, сотворил под собой портал и — вуаля! — переместился в безопасное место, аакурат к своей недавно приобретённой виртуальной жёнушке (которая как раз купалась голышом в озере). В общем, абсолютно пустая, тупая, глупая книга, после которой кажется, что ты потратил время на абсолютно чистый лист. А ведь есть ещё продолжение и судя по отзывам, такое же пустое. При этом цикл так и не закончен — брошен после второй книги, видимо, автор всё осознал или издательсво решило не печатать больше эту ерунду... Моя оценка: 1 из 10, бездарная литрпг-шная графомания! P.S.: Любителям жанра литрпг очень советую прочесть "Антилию" Пальмиры Керлис — на мой взгляд, это самое лучшее, что было написано в жанре отечественного литрпг. И да, мне тоже нравится "Барлиона" Маханенко)
|
| | |
| Статья написана 7 января 2022 г. 08:27 |

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.
С чего началось: увидел на распродаже трилогию Ольги Митюгиной "Храм Мортис" (1 том — 380 р., 2й — 402 р. и 3й — 310 р. — довольно шикарные скидки, если учесть, что полная стоимость каждого в районе 1000 р., такова цена за книги от издательства T8 RUGRAM), почитал отзывы — ничего не понял, но книги хвалили и за такую цену грех было не взять. До кучи прикупил и "Теодор и Бланш" за 238 руб. За бортом осталась лишь "Перстень и чаша" и то, потому что это только первая книга цикла (о чём наглядно свидетельствовала крупная цифра 1 на обложке), да и скидки на неё почему-то не было. Ну а поскольку книжка "Теодор и Бланш" оказалась самой тонкой — всего 208 стр., то и решил начать чтение с неё. И вот совсем не ожидал от "Сказки для детей старше 18 лет, которые всё ещё любят волшебные истории" получить какое-то значимое удовольствие, тем более что и начало ничего существенного не сулило. И...неожиданно втянулся. Вкратце сюжет: маленькая девочка Бланш 5-ти лет — дочка служанки и трубочиста при дворе 15-летнего герцога Теодора де Валитана — любит баловаться и проказничать, пока взрослые работают. В один прекрасный день она забирается в личные покои герцога, откуда он её с гневом прогоняет. Затем, сидя на дереве, она подслушивает разговор, в котором герцог соблазняет очередную придворную красавицу, дабы после первой же ночи её бросить. Но неудачно свалившись, Бланш обнаруживает себя и оказывается изгнана из замка вместе с родителями и без куска хлеба. Теодор — тот ещё эгоист, любит только себя и свою ослепительную внешность и красавиц подбирает не хуже. Но как раз эта последняя красавица оказалась замаскированной колдуньей, что после первой же ночи (и последующего бросания) прокляла его и весь замок, окутав окрестности непроглядным туманом. Придворные сбежали, их место заняли различные вампиры и прочие мерзкие создания, а сам Теодор превратился в ходячего упыря, т.е. враз потерял и красоту и свой неотразимый вид. И вернуть он их мог только, если его полюбит какая-нибудь девушка, причём сделает это сама, без принуждения, да ещё и продержится с ним 2 месяца. Так и остаётся Теодор жить в замке под присмотром злой колдуньи и мрачных созданий, что каждый вечер пьют его кровь. И вот спустя 5 лет в замок возвращается та самая, но уже повзрослевшая девочка. А поскольку годы в замке текут в три раза медленнее, чем за пределами, то им обоим теперь по 20 лет... Нет, книжица далеко не шедевр детско-юношеского произведения от современного автора (коим я, например, считаю цикл "Антилия" Пальмиры Керлис https://fantlab.ru/work768915) и не блещет каким-то изысканным сюжетом — история явно напоминает "Красавицу и чудовище", но довольно своеобразна и написана так непринуждённо, таким лёгким, изящным слогом и даже без единой опечатки, что оторваться было попросту невозможно. Кстати, после прочтения мне захотелось сравнить это произведение с недавно прочитанной книжицей Мамору Хосода «Дитя чудовища» (отзыв здесь: https://fantlab.ru/blogarticle74540). Почему на ум пришла именно она? Обе книжки это небольшие сказочные истории про подростков, сравнимые как по толщине (хотя на самом деле "Теодор и Бланш" раза в два больше по объёму текста), так и по дорогущей цене и шикарному оформлению, обе очень быстро прочитываются. Однако, несмотря на наличие аниме по мотивам, "Дитя чудовища" это просто отстой, а вот "Теодор и Бланш" мне зашла. Навряд ли я буду её перечитывать, но эта книга подарила чудесное настроение на целый день и оставила приятное послевкусие. Жаль только, что юмора нет от слова совсем, если не считать нескольких фраз за всю книгу, которые могут вызвать улыбку. А могут и нет. Капля дёгтя: вот совсем не ожидал встретить в такой сказке одно матерное слово "с.ка" (стр.19). Можно же было его заменить например, на "гадина" и вообще раздавать детям. Мне думается, ограничение по возрасту 16+ появилось главным образом из-за него. Как итог — рекомендую эту книгу не только подросткам (особенно девушкам), но и взрослым, ещё не утратившим веру вот в такие лёгкие, наивные, по-детски чудесные сказки. Кстати, в книге присутствует единорог! Моя оценка 6 из 10 и если цикл "Храм Мортис" окажется лучше — а это уже всё-таки полноценное фэнтези, то вполне подходит, чтобы оставить в коллекции все книги автора. P.S.: несмотря на шикарное оформление, твёрдую обложку и плотную белоснежную бумагу, а также изначально дорогущую стоимость, присущие книгам издательства T8 RUGRAM, не стоит забывать, что это книги клеёные, напечатанные по технологии print on demand, т.е. страницы вклеены одним блоком, а не прошиты тетрадками. Поэтому читать надо аккуратно и слишком не перегибать разворот.
|
| | |
| Статья написана 27 ноября 2021 г. 22:45 |

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги. Как пишут на некоторых обложках — "Книга-загадка", "Книга-бестселлер", так и на обложке этой книги тоже хочется написать, но несколько другое — "Книга-пустышка", "Книга на один раз"! В чём же проблема? У автора была более-менее интересная задумка, но она не выдюжила интригу и начисто слила концовку. В итоге всё, ради чего читался роман — так и не выстрелило, ключевая интрига пошла псу под хвост, в твёрдом остатке — довольно пошлый текст ни о чём. Если бы я знал, что так будет, книгу бы не покупал... Роман состоит из небольших главок-годов, чередующихся в хаотичном порядке, в которых главный герой, точнее, злодей — прихрамывающий американец с тросточкой, перемещается во времени, начиная с 20-х годов прошлого века и вплоть до 1993-го. В каждом времени он ищет "сияющих" — девушек, которые, якобы, сияют — то ли у него в глазах, то ли в его воспалённом мозгу, непонятно. И этих девушек он почему-то должен убивать с особым садизмом (попутно удовлетворяя себя), а рядом с телом обязательно оставлять вещь, взятую у другой убитой девушки, из другого времени. Ну и что-то забирать с трупа. Такая вот своеобразная эстафета... И заставляет мужика это делать, вы не поверите — дом, точнее, особняк, в который он когда-то случайно зашёл, да там и поселился, заодно убив предыдущего постояльца. И вот теперь труп этого постояльца то появляется, то исчезает в прихожей, а мужик вынужден заниматься розыском и убийствами девушек. Зачем мужик занимается всей этой хе.... (ерундой) и как тут замешан особняк — нам так и не объяснят, кто такие сияющие и что это вообще значит, тем более. А может, это такая завуалированная попытка оправдать серийных убийц? Мол, не спроста же они это делают... В одной из комнат особняка кем-то уже была собрана коллекция из вещей жертв, мужику надо лишь прихватить с собой одну из этих вещиц, затем разыскать жертву в её времени (а все сияющие ошиваются более-менее неподалёку от особняка), там совершить своё грязное дело и вернуться обратно в особняк. Перемещение в нужное время происходит по принципу: прикрыл глаза и ненадолго о нём задумался, открыл дверь и вышел в том времени — ну, работает это как-то так... Сам особняк снаружи, естественно, тоже меняется — то превращается в развалюху в конце прошлого века, то сияет новизной в начале. Однако внутрь можно попасть, только имея особый ключ — без него это просто обычный домишко. Кстати, несмотря на некоторые эпизоды типа встречи с жертвой уже после её убийства, но в предшествующем времени, речь о временных парадоксах даже не идёт, они остаются где-то за кадром, будто бы их вообще нет... И вот однажды (спустя полкниги после хаотичных скачков во времени, череды повторяющихся убийств и смакования кровавых подробностей), что-то пошло не так — одной из жертв удаётся выжить и она начинает собственное расследование. Ну, как начинает — такого тупого расследования я давненько не встречал — героиня просто собирает вырезки из газет и различные сообщения о похожих убийствах девушек, и лишь в самом конце до неё доходит, что что-то не так со временем их совершения. Несколько последних страниц, посвящённых схватке с убийцей (романтичный друган девушки мужественно катается с ним по полу и мутузит, пытаясь одолеть) и перед нами финал: скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) девчушка подбирает выроненный криворуким друганом револьвер, звучит пара выстрелов — и всё, убийца застрелен, а его дух вселяется в особняк. Ключик же от дверей где-то выпал и остаётся лежать неподалёку... Таким образом автор то ли хотела закольцевать историю, то ли ей просто отказала фантазия и потому не последовало никаких внятных объяснений — я не знаю. А может, это задел на продолжение, о котором уже 8 лет как ни сном ни духом? В общем, я остался разочарован и считаю, что 375 р. потратил впустую. Книгу даже для одноразового прочтения не советую, хотя есть моменты, которые увлекают (например, появление напарницы у злодея), но финал слит, а текст слишком уж пошловат, да и характеры героев не раскрыты. Собственно, чего удивляться, если сюжет подаётся урывками, постоянно скачет во времени и концентрируется на убийствах и никому не нужных предысториях из жизни жертв. После прочтения от книги избавился. Моя оценка 6 из 10. Одноразовое чтиво, которое не стоит и половины потраченных мною денег. Поклонникам хроноопер лучше взять почитать в библиотеке, а деньги потратить на что-то более стоящее.
|
| | |
| Статья написана 24 ноября 2021 г. 01:49 |

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги. Сборник из 13 лёгких и притом абсолютно непритязательных фантастических рассказиков, которые забываются сразу после прочтения. На обложке — иноземное имя Эйлин О`Коннор и надпись — "Проект Елены Михалковой". Собственно, это и есть автор и зачем так сделано — непонятно, но выглядит по-дурацки. Елена Михалкова уже отметилась кучей детективных романов (ни один не читал) и между делом решила побаловаться фантастическими рассказиками, которые и вошли в этот сборник. Перед каждым рассказом подаётся краткая предыстория о том, как и почему он был написан — в основном, писалось для участия в различных конкурсах (упоминается "Рваная грелка" и занятые призовые места, включая десятое), или чисто чтоб расписать ручку. Этим книга мне сразу напомнила сборник рассказов Нила Геймана "Хрупкие вещи" — довольно паршивенький сборник надо сказать (на который я однажды делал видеообзор https://www.youtube.com/watch?v=fa4G10-ow...), где каждый рассказ также предварялся справкой о предыстории написания и поясняющей информацией, что, к примеру, рассказ был написан для конкурса, но его не прошёл, провалялся в столе и наконец пригодился для авторского сборника... Но вернусь к Михалковой — не могу сказать, что её рассказы это откровенный шлак, но и чего-то особенного в них нет. А уж юмора — кот наплакал. Запомнился только один момент из начального рассказа, давшего название сборнику. И хоть Михалкова и пишет, что это самый первый её опыт в фантастике, проба пера так сказать, но он здесь и самый лучший. Так вот, момент, когда два представителя фирмы-изготовителя андроидов пришли агитировать за новую модель, и один из них, вторгнувшись на частную территорию, с мстительной злобой сначала распинал камешки, разграничивающие территорию, а потом его под дулом дробовика заставили эти камушки вернуть на место — вот здесь передо мной будто явился призрак самого Роберта Шекли... К сожалению, таких моментов во всём сборнике я насчитал всего два (второй уже не запомнился), в остальном это довольно простецкий текст с какими-то натужными допущениями и слабыми концовками. Например, вы знали, что человечество спасёт не следование предписанным нормам и правилам безопасности, а наоборот, их нарушение? По сюжету рассказа "День святого Патрика" остатки людей после катастрофы при нашествии металлических крабов-убийц прятались в убежищах, после чего эти убежища взрывались. Так погибла одна изолированная группа, вторая, третья... И только когда люди нарушили правило и по тревоге не побежали в убежище, все спаслись — пустое убежище взорвалось, а крабы людей убивать не стали — оказалось, это был такой эксперимент. Чудовищный эксперимент! Да и по логике автора получается, что все, кто спрятался, допустим, при угрозе бомбардировок, в подвалах и бомбоубежищах, погибнут в первую очередь! А предписания МЧС, которые следует выполнять, чтобы не допустить паники и давки — к примеру, при пожаре организованной группой следовать в укрытие, тоже надо нарушать, иначе погибнешь? Бред какой-то... А представьте, что на новооткрытой планете коренные обитатели — милые существа по прозвищу Чани, похожие на плюшевые игрушки, вдруг звереют и в момент уничтожают всех исследователей (рассказ "Чани"). Загадка — как и почему они это делают? И объяснение — оказывается, всё дело в болотистой почве: когда Чани ходят по ней, то ничего не происходит (Чани гораздо легче людей), а вот когда люди на неё наступают, то почва продавливается и выделяется ядовитый газ, вот Чани и звереют... По-моему, автор здесь перемудрила и разгадка оказалась слишком заковыристой и в то же время какой-то производственно-банальной. Да и сомнительно, что с помощью лап и примитивных орудий Чани в момент расправлялись с элитными бойцами — тут даже числом не возьмёшь, если только не завалить всё тысячей трупов... А как вам объяснение, что гениальностью Шерлока Холмса, оказывается, руководит миссис Хадсон, которая является замаскированным пришельцем? Причём гениальность передаётся посредством иноземных отваров, добавляемых Холмсу в чай (рассказ "Силки на крупную птицу"). Опять-таки, объяснение так себе и это концовка рассказа, само же расследование преступления вышло тоже не шибко интересным — видно, что Михалкова отнюдь не Конан Дойль и достойно изобразить интригу не может. В этой связи я бы рекомендовал ознакомиться с пародийной книгой другого нашего соотечественника, в отличие от Михалковой взявшего более прикольный псевдоним Джек Кент (сразу вспоминается Розенбаум с песней: "Поинтересуюсь, а шо это за кент? Нинка, это мент") — "Шерлок Холмс и все-все-все" https://fantlab.ru/work384323. Вроде бы и графомания, но что-то в ней есть, в отличие от опуса Михалковой. В общем рассказики так себе, лёгкие, как ветер в голове, на раз — прочитать от нечего делать и забыть. После прочтения от книги избавился. Моя оценка — 4 из 10, не прочитав, ничего не потеряете.
|
|
|