Билли Саммерс — наемный убийца, который собрался уйти на покой. Но вдруг он получает заказ на устранение одного важного свидетеля, способного дать показания против мафии. Саммерс не смог отказаться от огромного гонорара, который ему предложили за простое дельце. Как и подобает профессионалу, киллер тщательно просчитывает все возможные риски при выполнении последнего задания. Однако всего учесть невозможно, и Саммерс попадает в эпицентр опасных событий. Но теперь Билли нужно спасать не только свою жизнь…
На сей раз старина Кинг вступил на территорию криминального романа. В принципе, в писательской карьере Стивена Кинга достаточно произведений, в которых отсутствуют элементы фантастики, мистики и хоррора. Однако при этом авторский стиль был легко узнаваем и читатель без труда узнавал почерк мастера. Но вот в «Билле Саммерсе» произошла, казалось бы, невозможная вещь: Стивен Кинг почти растворился в произведении, лишь изредка напоминая о себе в некоторых эпизодах.
Сюжет не слишком оригинален. О наемных убийцах рассказано немало историй, но, как утверждал сам Кинг, заканчивая свой магнум опус «Темная Башня», важна сама история, а не то, чем она закончится. Так вот, если обратиться к этому постулату, то сюжет неровен, а иногда попросту пробуксовывает. Автор снова ввернул в текст свой излюбленный штамп: главный герой, ожидая прибытия жертвы в суд и три месяца готовясь к заданию в комфортных апартаментах, начинает писать. Да, как и большинство главных кинговских героев, начитанный киллер пишет книгу о своей жизни, начиная с самого детства. И вот тут-то сюжет начинает пробуксовывать. Все дело в том, что это не оказывает на сюжет ровным счетом никакого влияния. Несмотря на то, что в жизни Саммерса хватало трагичных моментов — в детстве он потерял свою семью, жил в частном доме-приюте, воевал в Ираке и терял своих боевых товарищей, — читателя это мало трогает, поскольку сюжет от описания этих эпизодов не развивается.
Хотя здесь и стоит признать довольно удачной находкой подражание стилю повествования в романе «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза: Билли Саммерс пишет свою книгу сначала как маленький ребенок, а заканчивает уже как маститый писатель. Поэтому прием «книга в книге», хоть и мог стать отдельной историей, но был бы неинтересен отдельно. Тем более он кажется довольно неуместным и в самом романе.
Еще одной деталью, тормозящей повествование, является скрупулезное описание подготовки к заданию: что киллер покупал, с кем познакомился и даже что он кушал. Но если в других произведениях это сделано органично и создавало атмосферу, то в «Билле Саммерсе» вызывает скуку и желание отложить роман в сторону. Да, автор через общение с другими людьми, которые не знают о профессии Саммерса, показывает, что он хороший человек. И даже раскрывает одну деталь жизненного кредо персонажа: убивает тот только плохих людей, естественно, с точки зрения самого киллера. И сделано это именно с целью манипулирования читательскими чувствами. Но почему-то, несмотря на весь свой писательский опыт, Кинг делает это слишком нарочито и пафосно.
Действие начинает понемногу оживать, когда в романе появляется еще одна героиня — юная девушка Элис. Именно с ее появлением у Кинга будто бы открывается второе дыхание и чтение становится более интересным. Нельзя сказать, что роман становится захватывающим, но описание взаимодействия двух персонажей выглядит намного интереснее и оживленнее. Между героями зарождается химия, и за этим процессом увлекательно следить. В дальнейшем повествовании главными героями поочередно становятся оба персонажа.
Следует отметить, что в романе, уже по традиции, есть отсылки к другим произведениям Стивена Кинга. Во-первых, это автобиографичная «Как писать книги». Когда Билли Саммерс пишет свою книгу, то вовсю пользуется советами самого Кинга и не напрямую цитирует этот труд Кинга. Во-вторых, в одной из локаций фигурирует отель «Оверлук» из легендарного «Сияния». И это одновременно было проблеском того самого Кинга и щепоткой старой доброй мистики в романе, не предполагающем появление подобного элемента.
В книге нет какого-то внезапного сюжетного поворота, но определенная интрига присутствует. В некоторых эпизодах последней трети романа, где герой сталкивается с мафией, действие превращается в боевик. Причем отсутствует какой-то фирменный задор и смакование деталей, свойственных Кингу, и это вызывает некоторое разочарование. Даже в столь далеком от криминального жанра романе «Извлечение троих» цикла «Темная башня» схватка с мафиози выглядит более эффектно и захватывающе. Хотя уж кого-кого, но не Кинга можно заподозрить в сентиментальности, но то, что в этом своем творении он зачем-то отошел от своего стиля, очень заметно.
Финал у книги будет такой же двойной, как и в «Темной башне». Это служит своего рода небольшой наградой читателю, вместе с героем прошедшему до конца произведения. Точнее, двух произведений от двух авторов — Стивена Кинга и Билли Саммерса. В какие-то моменты этот путь был труднопроходим, в порой он становился увлекательным. Бывали и скучные привалы, а также была радость узнавания любимых кинговских мест. Но, к сожалению, это сложно назвать путешествием с персонажем Стивена Кинга.
Остается только утешаться тем, что старый добрый Кинг всего лишь на время примерил на себя одну из личностей, чтобы стать другим, неузнаваемым. Как это делал его персонаж Билли Саммерс, писавший историю о неприкаянном человеке. И прочитать роман все же стоит, хотя бы ради того, чтобы получить порцию писательского вдохновения от Стивена Кинга — мастера по созданию миров.
«Нападение на 13 участок» (1976), режиссёр Джон Карпентер
Преступность на улицах захлестнула страну. Члены одной, самой жестокой банды, поклялись отомстить за своих убитых собратьев. И для мести они выбрали полицейский участок №14, который должен был переехать в другое здание. Помогать переезду был назначен лейтенант полиции Бишоп, для которого это задание предвещало быть самым заурядным. По странному стечению обстоятельств в этом же участке на ночь останавливается тюремный конвой с несколькими преступниками. Банда начала атаку на участок, а полицейскому, арестантам и оставшимся в живых сотрудникам придётся противостоять хорошо вооружённым силам противника.
Что делать начинающему режиссёру, которому хочется снять вестерн, но бюджета катастрофически не хватает? В 1976 году, тогда ещё очень молодой, на амбициозный режиссёр Джон Карпентер нашёл выход из ситуации. Классический сюжет о Диком Западе перенёс в современные реалии и таким образом, смог сэкономить выделенный инвесторами сюжет в 100 тысяч долларов. Декорации строить не нужно и исторические костюмы для съёмок тоже не нужно приобретать. Но отразилась ли такая экономия на конечном результате?
Если историческим антуражем режиссёр вынужден был пренебречь, то с сюжетной точки зрения фильм — это чистый, незамутнённый вестерн, то есть, классическая история о противостоянии Добра и Зла. Технически, Карпентер переосмыслил сюжет классического вестерна «Рио Браво», перенеся во времени события картины и несколько сместив акценты. Если в классических вестернах главный герой в конечном итоге встречается с главным злодеем и вступает с ним в схватку, то в фильме Карпентера действует нечто бессознательное или если хотите, некий коллективный изощрённый разум, действия которого предугадать невозможно. Особенно ярко это проявилось в финальной схватке, когда полицейский и арестованный отбиваются от напирающей на них орды бандитов, прикрывшись деревянным щитом. Эта атака напоминала атаку зомби, столь безумно и инфернально она выглядела. В этом эпизоде больше всего проглядывало кинематографическое будущее Карпентера, когда после успеха «Хэллоуина» режиссёр сосредоточится в основном на жанре хоррор.
Ну и какой же вестерн без харизматичных положительных героев? В фильме их трое: лейтенант полиции Бишоп, заключённый Наполеон Уилсон и секретарша Лиг. Пожалуй, это одно из самых лучших трио в истории кино. Бишоп, сыгранный чернокожим актёром Остином Стокером — настоящий страж закона: справедливый, честный, бесстрашный. Он больше заботится о тех, кого обязан защищать и даже жизнь Наполеона для него дороже, чем собственная. В свою очередь заключённый Уилсон (Дарвин Джостон), отбывающий свой срок за жестокое убийство, раскрывает свой настоящий благородный облик перед лицом смертельной опасности. Взаимодействие этого персонажа с Бишопом добавляет фильму напряжения, ведь кажется, что у Наполеона с атакующими участок бандитами больше общего, чем с Бишопом. Что предпримет преступник, у которого в руках оружие и возможность сбежать? Этот момент отыгран актёрами блестяще и в какой-то момент герои становятся друг другу гораздо ближе, чем предполагается по социальным ролям. Но всё же главное украшение — это женский персонаж, которого сыграла актриса Лори Зиммер. Нечасто встретишь героиню с такой трансформацией: милая добрая секретарша вначале и хладнокровная, почти безэмоциональная машина смерти для врагов и защитница-валькирия для товарищей по несчастью. Огонька образу героини добавляет неожиданно вспыхивающая химия между Лиг и Наполеоном. Во второй половине фильма взаимодействию героев уделяется много времени, так что зритель успевает проникнуться сопереживанием к обоим персонажам.
Если первая часть картины — это нагнетание атмосферы и знакомство с героями, то вторая — безостановочный экшен. Кровавая бойня с середины фильма, когда погибает большая часть персонажей, служит чётким переключателем между двумя актами картины и оторваться от экрана уже нет никаких шансов, что роднит этот вестерн с триллером.
Фильм примечателен ещё и одной сценой, из-за которой у режиссёр возник конфликт с комиссией по рейтингам. Убийство одного из второстепенных персонажей возле фургончика с мороженым в те годы могло шокировать неподготовленную аудиторию. Фильму предполагалось присвоить рейтинг «Х», поэтому Карпентер показал комиссии версию с вырезанной сценой, а в прокат отправилась непорезанная версия. Что не может себе позволить крупнобюджетное кино, то для фильма с небольшим бюджетом вполне позволительно.
Карпентер, как и подобает новатору, создал фильм, жанр которого можно обозначить как урбанистический вестерн. Неизвестно ещё, стал бы этот фильм мощным трамплином режиссёра в большое кино после его дебютной «Тёмной звезды», не будь у него ограниченного бюджета. Это тот случай, когда мечта становится сильнее препятствий, а желание подражать трансформируется в создание чего-то совершенно нового.[cut/]
На антарктической исследовательской станции «Харьков» праздник — члены экспедиции обнаружили во льдах инопланетные мумии, которым уже миллионы лет, а это значит, что в мировой науке произойдет грандиозный переворот и все участники прославятся. Но радость длится недолго. Люди ощущают чуждое воздействие на разум и видят страшные сны. Некоторые сходят с ума и ведут себя враждебно. Постепенно жители станции приходят к ужасным открытиям: инопланетные мумии живы, а земляне столкнулись с беспрецедентным вторжением извне, которое началось еще с самого зарождения человечества.
Новый роман Тима Каррэна — не просто еще одно произведение из огромного лавкрафтианского наследия продолжателей. Это прямое продолжение самой известной и знаковой повести мастера «Хребты безумия». Посягнуть на святое для каждого фаната Лавкрафта — очень смелый шаг, и для того, чтобы на него решиться, нужно быть очень смелым и эрудированным писателем. Но вот «Улей» вышел в свет и для русскоязычной аудитории, поэтому давайте разберемся: справился ли автор с поставленной задачей и смог ли вписать свое имя в плеяду авторов-продолжателей Лавкрафта.
Почитатели творчества Лавкрафта от всех произведений в стиле писателя ждут самого главного: глубокой и обволакивающей атмосферы, сочных и ярких описаний происходящего, часто подающихся от первого лица. Реалистичности событиям придают дневниковые записи, фигурирующие во многих произведениях мастера. Каррэн верно почувствовал стиль своего великого предшественника, поэтому, несмотря на то, что роман написан в современном динамичном ключе, персонажи то и дело обнаруживают дневники предыдущих антарктических экспедиций, поэтому действие временами переносится в прошлое, где читателю вместе с автором записей предстоит ощутить столь узнаваемый эффект присутствия. Это не сбавляет темп повествования, но увеличивает погружение в происходящее.
Еще одним немаловажным элементом лавкрафтианского стиля являются образы чудовищ, чьи черты неуловимо меняются, а детали внешности уступают место ощущению безграничного ужаса и страха перед ужасными порождениями из космоса. Каррэн пошел на компромисс и уделил максимум внимания подробному описанию внешности Древних, а также их сверхъестественным способностям. Не следует забывать о том, что герои романа — это исследователи, специалисты в разных отраслях. Потому-то в повествовании часто встречаются физиологически подробные описания внешности инопланетян и рассуждения о том, каким образом функционируют их организмы, каков их жизненный цикл и т.д. По ходу действия герои делают открытия, приводящие в ужас от осознания масштабов цели, с которой инопланетная раса прибыла на нашу планету. Несмотря на миллионы лет, отделяющие современность и время прибытия Древних на Землю, автор обрушивает на головы персонажей и читателей одну подробность страшнее другой. Дополнением к образу расы чудовищ служат и описания их опытов и экспериментов над землянами.
Именно те части произведения, где герои сталкиваются с жертвами экспериментов Древних, похожих на гибриды плоти из фильма «Нечто» Джона Карпентера, порадуют каждого любителя хоррора. Ведь известно, что режиссер сам во многом опирался на образы из произведений Лавкрафта, поэтому в романе не раз появляется эдакая перекрестная ссылка сразу на двух творцов в жанре хоррор как из мира литературы, так и из мира кино.
Отдельно хочется упомянуть описание быта полярников. Суровая действительность, психологическая усталость ученых в течение длительного времени антарктической зимы, борьба с накопившимся раздражением друг от друга, а также детали работы исследователей — еще одна запоминающаяся деталь произведения. Порой может показаться, что Каррэн зря уделяет столько времени описанию подобных деталей, но они работают не только на создание так важной для каждого хоррор-произведения аутентичной атмосферы, но и срабатывают ближе к финалу как необходимый для действия элемент. Во многом это схоже с «Террором» Дэна Симмонса, где скрупулёзное описание быта экспедиции усиливало правдоподобность повествования и оживляло персонажей.
За саспенс в «Улье» отвечает сюжетная линия подселяющихся сущностей — агентов Древних. Персонал станции не знает, кто из них заражен и является всего лишь оболочкой, которой управляет невидимый паразит. В результате люди сталкиваются не только с кошмаром из космоса, но и с угрозой в человеческом обличье. Это самые напряженные и неожиданные сцены. Каждый член экспедиции также испытывает на себе постоянное воздействие кажущихся мертвыми инопланетян. Градус безумия повышается с каждой страницей, а ощущения героев романа переносятся на читателя.
Отдельным персонажем романа является древний город, в котором герои оказываются не раз по ходу действия. Панорамы жуткого, не подчиняющегося земной логике и мышлению города, столь детальны и четки, что кажутся совершенно реальными, безжалостно вторгаясь в голову читателя своей запредельностью и невероятными формами.
О недостатках «Улья». Описания иной раз повторяются, что несколько изумляет и побуждает пролистывать страницы с ними. Время от времени Каррэн увлекается научной терминологией.
Крепкий современный роман ужасов, в котором отсутствует социальщина и пресловутая политкорректность. «Улей» хорош не только как один из лучших представителей современного хоррора, но и как продолжение повести «Хребты безумия» Лавкрафта с присущим современной литературе динамизмом, психологизмом и мощным саспенсом, а также множеством отсылок к другим произведениям мастера. Роман окунает в атмосферу безумия перед космическим ужасом, порожденную неуемной фантазией Говарда Лавкрафта и тщательно воссозданной Тимом Каррэном.
Поток (Течение)/Flow (2024), режиссёр Гинтс Зильбалодис
Жизнь чёрного кота, который обитает в заброшенном доме посреди леса, была изменена, когда поток воды стал быстро поглощать сушу. Единственным спасением стала старая парусная лодка, в которой уже плыла капибара. Коту предстоит длинное путешествие по миру без суши, зато в быстро прибывающей компании других животных.
Латвийское кино — редкий представитель в современном кинематографе. Тем большая редкость — латвийский полнометражный мультфильм. А уж ТАКОЙ мультфильм — это вообще уникальный случай. Темы, поднятые в нём, глобальны и глубоки.
Действие мультфильма происходит в мире, где уже нет людей. Нам представлен мир кота, который гуляет сам по себе, а его пристанище — огромный дом, в котором, по всей видимости, жил большой любитель кошек. И после того, как кот оказывается в лодке, перед зрителем открываются руины цивилизации в виде полуразрушенных строений, а в финале и культовых сооружений. То есть, мир уже достаточно архаичный, чтобы говорить о том, что он похож на наш. Нет никаких признаков каких-либо технологий, свойственных развитой цивилизации. При просмотре возникает ощущение, что затопленный мир целиком принадлежит животным. Эти чувства усиливаются и потому, что создатели ушли от диснеевской антопоморфности и все персонажи взаимодействуют при помощи вербального и невербального общения, свойственного только животным, но в целом придали разумности их действиям и реакциям. К примеру, птица-секретарь осмысленно управляет лодкой, лемур обладает ярко выраженным «Я», раз любуется собой в зеркале, кот заботится об окружающих, капибара проявляет все признаки миротворца. Всех животных в ковчеге объединяет общая беда и при этом их разумность увеличивается в разы. Повторюсь, что при всём этом, персонажи ведут себя совершенно естественно, повторяя пластику движений, реакции на раздражители настоящих представителей царства животных. Это придаёт больше реализма происходящему и увеличивает сопереживание героям.
В картине очень много символизма. Помимо очищения мира через потоп (лодка, как символ Ноева ковчега) в мультфильме чётко обозначена тема наступления новой эры в жизни планеты Земля, предсказанная ацтеками. Ещё одним признаком новой эры становится необычное китообразное, появляющееся в нескольких эпизодах и оказывающее влияние на сюжет.
Ближе к финалу кот и птица-секретарь оказываются на вершине горы с культовыми сооружениями. Среди прочих, там появляется и ацтекский символ солнца, обозначающий бесконечный цикл смены земных эпох. Да и сам мультфильм наполнен медитативными образами и музыкой. А в одной из сцен лемур даже медитирует, что неудивительно, когда вокруг на многие километры лишь водная гладь, мерный плеск волн и рядом те существа, которым доверяешь.
Кстати, о доверии. Через весь мультфильм красной нитью проходит мысль о том, что существам, живущим на одной планете нечего делить. Редкие клочки суши, на которых существа разных видов стремятся спастись, мирят представителей хищных и травоядных, больших и маленьких, крылатых и бескрылых. В конце концов, все живущие на Земле — это земляне. Эта мысль гораздо продуктивнее, чем деление на виды, цвета и размеры. Гораздо легче это воспринимается через взаимодействие животных, чем людей, что позволяет зрителю взглянуть на себя со стороны, отождествляя себя с животными. Не нужны диалоги: важны действия, которые способствуют выработке такого важного и человечного качества — доверия.
Технически в фильме есть к чему придраться. Текстура 3D-объектов не детализирована до конца и поэтому периодически возникают некоторые «глюки». Но нужно понимать, что мультфильм полностью создан с помощью открытого программного обеспечения Blender. Но положа руку на сердце, достоинства полностью перекрывают недостатки, поскольку картина — настоящий пир для глаз, ушей и, самое главное, для души.
В конце концов, название «Поток» удачное во всех смыслах. Оно полностью отражает содержание. И потоком чистоты оно омывает зрительскую душу, даря только самые светлые мысли и эмоции после просмотра.
Рецензия на антологию "Чёрный Новый год" из серии "Самая страшная книга"
Русский хоррор, в самом имени которого читается самобытность, помноженная на многолетнюю традицию, набирает обороты. В популярной серии «Самая страшная книга» вышла очередная антология. «Черный Новый год» — парад страшных историй, так или иначе связанных со всеми любимым семейным праздником. И если вы рискнете, то узнаете, каким пугающим он может быть.
Итак, в порядке, предложенном составителями, празднуем «Старый Новый год», «Новый Новый год» и «Черный Новый год».
«Старый Новый год». В трех рассказах этого раздела главным сюжетообразующим элементом являются подарки. Дед Мороз открывает свой мешок, а там…
Александр Подольский «Мешок без подарков»
«Если долго вглядываться в Деда Мороза, Дед Мороз вглядывается в тебя» — так начинается рассказ, открывающий сборник. Эти слова становятся зловещим лейтмотивом всей антологии.
В канун Нового года Кира, исполняющая роль Снегурочки, и ее напарник Марк в костюме Деда Мороза ездят по Великому Устюгу на санях, поздравляют ребятишек с праздником, дарят им подарки. И не обращают внимания на страшного снеговика, тоже одетого Дедом Морозом, который периодически встречается на пути. А зря — сын Мары-смерти, ставший прообразом доброго зимнего деда, является не просто так. И вот уже Снегурочка-Кира кидается на поиски младшего брата, похищенного злым божеством.
Взяв за основу славянскую мифологию и щедро рассыпав зловещие предзнаменования, автор нагнетает ощущение надвигающейся беды. Но разве может современный человек придавать значение каким-то суевериям?
Реальность рушится. Отправившись за братом, Кира попадает в потусторонний мир, где улыбающийся добряк в красной шубе оказывается полной противоположностью знакомого с детства образа Деда Мороза.
Дмитрий Тихонов «Ряженый»
Дореволюционная Россия. Девятилетний Глеб, один из многочисленных детей сельского учителя, оказывается в эпицентре шествия колядующих ряженых. Среди людей, примеряющих на себя личины животных и нечисти, прячется самое настоящее чудовище, которое начинает преследовать Глеба во сне и наяву. Удастся ли спастись мальчику, которому никто не верит?
Рассказ погружает в атмосферу праздника, который, на первый взгляд, ничем не может быть омрачен. «Ряженый» написан в духе литературных сказок конца XIX — начала XX веков.
Святочный ритуал воссоздан вплоть до детального описания одежды и масок ряженых. Впрочем, этот прием не только погружает в историческую эпоху, но и используется для нагнетания жути. Финал несколько предсказуем, но это его вовсе не портит. Сама история написана мастерски, а саспенс делает чтение интересным и будоражащим воображение.
Парфенов М. С. «Подарок»
В канун Нового года всегда царит суета, связанная с подготовкой к торжеству. Сергей терпеливо ждет перед телевизором бой курантов, жена с дочкой готовят праздничный ужин, а сын — о ужас! — играет в жестокие компьютерные игры. Но привычный уклад встречи Нового года нарушают три неизвестно откуда взявшихся подарка под елкой. Новогодняя ночь будет полна неожиданностей...
Сюжет рассказа построен на контрасте. Автор показывает среднестатистическую российскую семью, её быт, маленькими штрихами рисует психологический портрет каждого персонажа, создает узнаваемую предпраздничную атмосферу. Дискомфорт вызывают лишь увлечения сына главного героя, обычного проблемного подростка. Автор намеренно заостряет на них внимание, чтобы в финале вызывать у читателя эффект «холодного душа».
«Подарок» можно отнести к категории не только черного юмора, но и социальной сатиры на массовую истерию вокруг насилия в электронных играх.
«Новый Новый год» . До Нового года остаются считаные минуты. Иногда обстоятельства складываются так, что праздник приходится встречать не дома в кругу семьи, а в придорожной забегаловке, в больнице или даже на фронте. Но так или иначе он неизбежно наступает.
Максим Кабир «Предновогодние хлопоты»
Александра — молодая девушка, которая живет и работает в огромном складе, Святилище, как называет его персонал. Здесь собирают новогодние подарки, и это могло бы быть самой обычной работой, если бы не зловещие признаки того, что Святилище находится в инфернальном пространстве, где законы природы не властны над мертвыми. Читатель до самого финала будет задаваться вопросами: где же находится Святилище? Почему люди продолжают трудиться на своего зловещего работодателя, который установил правило обязательной молитвы перед началом смены?
По ходу повествования рассыпано множество отсылок к современной рождественской поп-культуре, начиная от песни группы «АВВА» и заканчивая режиссерской версией известного фильма «Один дома», в которой у героя Джо Пеши из-за проделок мальчика в исполнении Маколея Калкина полностью сгорает лицо. Читатель балансирует между знакомой и незнакомой реальностью. С появлением замороженного мальчика-зомби инфернальное побеждает реальное, но необъяснимого хватает до самого финала. Ускользающие ответы затягивают, и оторваться от чтения становится все сложнее.
Великолепно созданная атмосфера подкрепляется переживаниями главной героини. Причины появления Александры в Святилище — своего рода контракт с таинственным работодателем. Сможет ли девушка разорвать договор?
Интригующий рассказ с довольно шокирующим финалом. Один из лучших в сборнике.
Дмитрий Золов «Поджелудочная»
Болезнь — это всегда ограничения и дискомфорт, особенно, если на носу Новый год. Накануне праздника у маргинала Артема случается серьезный приступ панкреатита. Однако после встречи в супермаркете с бомжеватым дедком Артем неожиданно выздоравливает. Но только физически — старик, похожий на Деда Мороза, еще появится в его жизни, чтобы лишить здоровья душевного.
Типично вирдовая история, в которой ирония сплелась с гротеском, причем микс получился довольно качественным. Хоррор здесь не на первом плане, однако омерзительных сцен хватает. Впрочем, они лишь усиливают атмосферу безумия и паранойи.
Удачная находка — монтаж видео сновидений главного героя и загрузка его на YouTube. Чем не подтверждение того, что само наше время безумно, раз подобные бессмысленные видео могут быть кому-то интересны? Это занятие — ключевое в сюжете и обыграно почти анекдотично.
Сергей Королев «Темный мрачный бес моей души»
Дальнобойщик Радик Коварж в новогоднюю ночь останавливается в дорожной закусочной «Транзит» недалеко от деревни Болячка. Помимо других водителей, в заведении оказывается ведунья, сбежавшая от Радика на трассе. Последовавшие события превращают новогоднюю ночь в сплошной кошмар.
Нужный тон повествованию задают сбалансированные саспенс и параноидальная атмосфера. Персонажи достаточно проработаны. В рассказе есть забавная отсылка к шоу о битвах экстрасенсов: ведунью на кастинге «зарубил» продюсер, которому она сообщила о развивающейся раковой опухоли.
Невидимое чудовище, которое занимает чужое тело, довольно интересно, но автор так до конца и не раскрыл мотивацию монстра, что несколько портит впечатление от рассказа.
«Темный мрачный бес моей души» отличается увлекательной интригой, живой атмосферой, но не самым продуманным финалом. Впрочем, плюсов у произведения достаточно.
Михаил Павлов «Долгая новогодняя ночь»
Космический корабль «Шаталов» отправляется в экспедицию на неизвестную планету. После аварии в живых остается только десантник Семен. Очнувшись тридцать первого декабря с амнезией, он отправляется по бесконечному лабиринту коридоров на поиски других выживших — а также на охоту за инопланетным монстром. Или это монстр охотится за ним?
Рассказ в жанре космохоррора, вероятно, навеян игровой вселенной «Dead space». Похожие локации, атмосфера, скримеры, таящиеся за каждым поворотом. Но «Долгая новогодняя ночь», по большому счету, не об этом. А о том, как даже в минуты опасности человека могут спасти воспоминания о родных и близких, о детстве, а вдали от родной планеты — и о самой Земле. Психологическое состояние находящегося в стрессовой ситуации передано очень достоверно. Что не менее важно — достаточно детально прописан и монстр, не просто животное с инстинктами, а вполне разумное существо с изощренным планом и конкретными целями. Добротный рассказ, в котором есть ряд пугающих моментов, психологическая проработка главного героя и отличная атмосфера (в том числе, как ни странно, и новогоднего праздника).
Александр Дедов «Шайтанам праздника не будет»
В центре сюжета — боевые колдуны-наемники, воюющие в горячих точках планеты. Ингуш Расул — бывший язычник, которого настигает магическое боевое прошлое. Злые силы взяли в заложники его жену и дочь. Герой снова отправляется на войну, на этот раз не ради денег, а ради мести.
Динамичный рассказ в жанре темного фэнтези, густо пропитанный мистикой и пахнущий гарью окопной прозы. Действие в основном происходит в Сирии, где воюют не только люди, но и маги, джинны, дэвы и прочая нечисть. Подоплека политических событий в горячих точках получает инфернальный окрас.
У главного героя вполне внятная мотивация: все его действия подчинены строгому расчету. В расход идут люди и нечистая сила, а помощником ему становится Валерий — наемник, бывший десантник и по совместительству боевой колдун. Самое интересное во взаимодействии этих персонажей — применение различных магических техник. Если покровителем Расула является богиня смерти и болезней Ун-Нане, то у Валерия это славянский Чернобог, отвечающий за разрушение и распад. Чтобы активизировать силы богов, нужна человеческая жертва. Поэтому, как и положено по жанру, положительных героев в произведении нет.
Финальная схватка с темным властелином Визирем кровава и беспощадна. Удастся ли герою победить и какую цену придется за это заплатить — вот главная интрига.
Пожалуй, самый динамичный рассказ сборника, который читается на одном дыхании. Действие происходит в канун Нового года, а страшный «подарок», присланный главному герою нечистью, намертво впечатывается в сознание.
Оксана Ветловская «Хрупкое»
Из-за жизненных неурядиц Марина с дочерью Леной возвращается в дом, где живут ее родители и брат Валера. В тесной трехкомнатной квартире постоянно происходят ссоры. Валере сильно досаждает Лена, которая намеренно портит мебель и вещи, а в канун Нового года еще и разбивает несколько советских елочных игрушек, особенно дорогих родителям. Тем самым она пробуждает призраков прошлого: родовое проклятие тянется за семьей со времен блокадного Ленинграда.
Пронзительный и эмоциональный рассказ повествует о преемственности поколений, об обидах прошлого и о прощении, о семейных ценностях. Мистический элемент органично вплетен в повествование.
Младшим членам семьи — Валере и Лене — предстоит избавить род от проклятия. Через записку бабушки автор подробно рассказывает о страшных блокадных временах, когда остаться человеком было очень сложно, а порой и невозможно. Рассказ заставляет задуматься, насколько хрупка не только человеческая жизнь, но и любовь.
Удивительно трогательное произведение, в котором нашлось место не только мистике, но и реальным историческим фактам, очень близким каждому русскоязычному читателю.
«Черный Новый год». Какими будут первые дни Нового года? Понятное дело, что на улицах будет немноголюдно, а темп жизни замедлится многократно. Но что, если Новый год станет началом конца не только прошлого года, но и жизни вообще?
Александр Матюхин «Дрема»
Шестидесятисемилетний Бурцев тяжело заболевает под Новый год. Лежит в бреду под одеялом и вспоминает то детство, то родственников, то впечатления от прошлых новогодних праздников. Бредит, будто к нему нагрянули гости, но не все — желанные. А раз это больной бред, то можно избавиться от лишних гостей кардинальным образом…
Многим знакомо состояние, когда из-за высокой температуры в голове стоит непонятный дурман и видения наплывают одно на другое, хаотично сменяя друг друга. Внутренний мир персонажа рассказа раскрывается через картины прошлого и настоящего, а то и вовсе несуществующие события. Видения, все более кровавые, поддерживают ощущение нереальности, но порождают также эффект присутствия — читатель смотрит на мир глазами больного и сопереживает ему, — а их подоплека становится понятна только после выздоровления Бурцева.
Рассказ внешне довольно психоделичен, но по сути это довольно оригинальный камерный слэшер.
Юрий Погуляй «Тепло родного дома»
В загородный коттедж, в котором несколько лет назад умер сын хозяина, приезжает группа молодых людей, чтобы отметить Новый год. Когда двое из отдыхающих находят паспорт незнакомой девушки, к ним возвращается память: оказывается, они имеют прямое отношение к ее смерти. Всплывают мрачные тайны прошлого, а Новый год превращается в кровавую баню.
В рассказе есть мистическая составляющая, которая интригует, но до конца не раскрывается. Это умышленный авторский ход, не позволяющий отвлечься от испорченности человеческой природы. Если инстинкт заставляет животное убивать другое живое существо, то что же толкает человека на убийство себе подобного? Автор пытается ответить на этот вопрос.
Как известно, приятные эмоции вытесняют из человеческого сознания негативные, но — увы! — не могут вытеснить жестокость. Молодые люди, приехавшие в коттедж, стремятся к теплу родного дома, но получают его из совсем другого источника. Исчезающая амнезия героев страшит даже больше, чем описываемые в рассказе убийства.
Крепкий психологический хоррор, которому, пожалуй, не хватило более глубокого описания внутреннего мира персонажей, особенно в части воздействия таинственного тепла на сознание. Главное чудовище в рассказе — это разум человека, причуды которого не познаны до сих пор.
Владимир Чубуков «По течению обратного года»
В повествовании сплелись сюжетные линии двух молодых людей: слабоумного Дрюни, умеющего принимать послания от мертвого отца, и бывшего военнослужащего Владимира, который поневоле влюбился в дочь колдуна.
Повесть Владимира Чубукова не просто наполнена страшными мистическими событиями, она оставляет неуютное ощущение надвигающегося вселенского кошмара. В основе лежит пророчество вымышленного блаженного Христа ради Прокопия Тенетникова (впрочем, автор намекает, кто был реальным прототипом юродивого) о нисхождении на Землю ужасного Оборотного Года, когда время поменяет свой ход.
В произведении очень много отсылок к современной реальности, поэтому описанные события воспринимаются как достоверные, и чем далее, тем больше они выглядят мрачными, мистическими и жуткими. Авторское воображение поражает: плотность действия и количество персонажей постоянно возрастает, но сюжет не теряет стройности.
Темная, густо пропитанная тревожными предчувствиями, мистикой и по-настоящему страшными событиями история, написанная глубоко эрудированным автором, доставит удовольствие любителям жанра хоррор.
Александр Подольский, Надежда Гамильнот «Без чудес»
Разве может быть Новый год без чудес? Конечно же нет, ведь их ждут и взрослые, и дети. А если вам скажут, что Дед Мороз умер, а вместе с ним и другие чудесные существа?
Разумеется, в это не поверит никто, в том числе главный герой рассказа Влад, который работает оформителем надгробий. Но когда накануне Нового года жутковатая незнакомка заказывает памятник Деду Морозу, это становится началом конца размеренной жизни Влада. Абсурдное, как кажется сперва, развитие событий перерастает в кошмар апокалиптических масштабов.
Мощный оригинальный рассказ, удачно завершающий антологию, после прочтения которой Новый год уже не будет прежним. Впивающиеся в память образы и ощущение надвигающейся тьмы еще долго не оставят вас.
«Черный Новый год» — отличный тематический сборник, в котором каждый читатель найдет чему ужаснуться (в хорошем смысле этого слова). Составители максимально представили весь спектр литературы ужасов, показав Новый год с неожиданных сторон. И наполнив старый праздник новыми смыслами.