Все отзывы посетителя Ksellos
Отзывы (всего: 87 шт.)
Рейтинг отзыва
Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»
Ksellos, 27 июля 17:15
Когда люди ныряют глубоко под воду в акваланге, они начинают испытывать совершенно новые ощущения. Также и читатели, погружаясь в сказочную атмосферу сказки Андерсена, видят абсолютно новый, ни с чем не сравнимый мир, полный удивительных образов. Все описания подводного царства сделаны очень скрупулёзно, но от этого они становятся не скучными, а более ярко очерченными.
Сюжет произведения стал широко известен, в том числе, благодаря кино и мультфильмам. Но в оригинальной истории видна многослойность, исчезающая в экранизациях. Как мне кажется, персонажи русалочек напоминают иностранцев, или даже иноверцев. Поэтому они выглядят совсем по-другому и, главное, не имеют бессмертной души. Подобные представления у христиан из Дании могли быть, к примеру, о персах или японцах. Исправить такое положение можно, но путём опасных манипуляций. Русалочка должна была отказаться от своего народа, своих традиций, даже частично от своего тела. И всех этих жертв оказалось недостаточно. Кажется, что Андерсен ставит разницу культур выше, чем стремление обрести любовь.
Вторым важным персонажем является принц и он описан спорно. С одной стороны, молодой человек считает чувства более важными, чем долг перед страной. С другой стороны, он быстро меняет свои предпочтения среди девушек, выбрав вместо русалочки принцессу, просто исходя из смутной догадки о своём спасении. Можно назвать это наивностью или ветреностью, но это выглядит даже хуже и обиднее, чем циничный расчёт.
Стоит отметить ещё одну тему, которая сознательно или случайно подсвечивается в произведении — несамостоятельность главной героини именно как женского персонажа. Она обязана понравится мужчине, иначе её ждёт смерть. Этот гиперболизированный пример символизирует положение девушек в те времена. Они практически не имели шанса на самореализацию, а должны были стать приложением для своих мужей.
У сказки нет счастливого конца и это делает её оригинальной, хотя и грустной. Но в финале, где говориться о воздушных духах, есть надежда, и это оставляет светлые ощущения от всего произведения.
Ksellos, 26 июля 20:49
В произведении ощущается натуральность, искренность, но автор не стремится удивить или увлечь читателя. Война, сражения, даже подвиги здесь — это не яркие картины, а рутина, которую нужно преодолевать. И победит тот, кто, сцепив зубы, просто сделает своё дело.
Также Юрий Бондарев показывает, что своя ноша есть у каждого человека в армейской иерархии — от солдата до генерала. И не нужно думать, что военное руководство лишено чувства ответственности, как это часто представляется в пропагандистских материалах.
Ещё роман о Великой Отечественной войне показывает, что человек на поле боя вынужден выдерживать не только давление врага, но и переживать свои личные семейные волнения, влюблённости, ошибки молодости и застарелые заблуждения. Сколько граней у этих тисков, которые сжимают своим холодным металлом тела и души людей? И какой силой должна обладать личность, чтобы выдержать такие испытания? К сожалению, эти вопросы не риторические, а актуальные, потому что и войны, и личные драмы, и государственное влияние существуют до сих пор и каждый может попасть в ситуацию, когда ему придется пройти проверку на прочность.
Михаил Зощенко «Перед восходом солнца»
Ksellos, 26 июля 20:45
Роман является художественным произведением только частично. В большей степени это научный труд в области психологии от неспециалиста с обширными отступлениями на основе личного опыта. Поэтому единую оценку давать этой работе сложно. Автобиографические части удались лучше всего. Они написаны живым, искренним и серьёзным языком, без мещанской стилизации, характерной для самостоятельных рассказов Зощенко. Эти истории из жизни позволяют лучше понять и личность самого автора, и эпоху, в которую ему довелось жить.
Что касается научных изысканий, то они кажутся слишком опрометчивыми. В те времена неврология и психология только начали развиваться и полагаться на шаткую основу гипотез и неподтверждённых опытов было бы очень самонадеянно. Некоторые предположения, в частности, самоанализ Фрейда, сейчас безнадёжно устарел. А с помощью опытов Павлова нельзя описать весь спектр сложных процессов человеческого поведения. Конечно, автор делает предупреждения и добавляет оправдания в свой труд, но основная идея романа о разрыве связей между сознанием и подсознанием всё равно остаётся спорной, а для некоторых читателей — просто вредной.
Стоит добавить, что гонения, начавшиеся на Зощенко после публикации романа, нельзя оправдать высоким или низким уровнем качества произведения. В любом случае, эта травля была позорным явлением.
Михаил Булгаков «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя»
Ksellos, 28 декабря 2024 г. 19:57
Бюрократия — неизменный спутник человеческой цивилизации, но своего максимального развития она достигла именно в первой половине 20-го века. До этого бюрократический контроль не охватывал всё население, а после произошла цифровизация, которая облегчила работу этой системы.
Именно поэтому эпоха модерна прочно ассоциируется с бумажной волокитой и непомерно раздутой иерархией чиновников. А сверху этого нависает обезличеyный (и, следовательно, безжалостный) образ государства. Бороться творческими методами против этого явления можно было двумя способами — доводить до абсурда, как Кафка в Замке или представлять в виде гротеска, как Булгаков в Дьяволиаде. Во второй случае мы видим ещё и изрядную долю юмора, который, впрочем, не может подсластить трагический финал повести.
Станислав Лем «О выгодности дракона»
Ksellos, 28 декабря 2024 г. 19:53
Интересное свойство этого рассказа — не только аллегоричность, но и универсальность. Пусть изначально автор имел в виду под драконом советскую власть, но разве эту модель нельзя распространить и на другие примеры? Возможно, сегодня бы Лем назвал таким бесполезным драконом Евросоюз с его брюссельской бюрократией. Или военные блоки разных стран и прочие сомнительные международные организации. Найдутся люди (анархисты и либертарианцы), которые и государство как таковое посчитают вредным. Этот же принцип можно применить и к религиозным организациям, особенно таким разветвлённым как Ватикан. Конечно, все эти примеры — предмет спора и излишняя критика в их адрес бывает несправедливой. Но задумываться иногда о таких вещах полезно. Вдруг некоторые из них действительно пора перестать кормить?
Станислав Лем «Путешествие двадцать восьмое»
Ksellos, 28 декабря 2024 г. 19:52
Эта часть дневников явно пародирует истории аристократических семей, которые изобилуют полуфантастическими рассказами о предках. Конечно, не обошлось без фирменной иронии и пространных размышлений о будущем через призму прошлого.
А сам стиль изложения напоминает роман Маркеса Сто лет одиночества. Как и в том произведении, текст являет собой странную смесь достоверной хроники и сказочного предания. Одним словом — магический реализм.
Ksellos, 28 декабря 2024 г. 19:47
Если смотреть на этот роман, как на типичный образец литературы в жанре пост-апокалипсиса, то он не представляет особого интереса. Мир здесь описывается крайне скупо, героев мало, действия их однообразны, а цели туманны. А если учесть, что это 2006 год, когда данный жанр уже полностью раскрыли не только в книгах, но и в фильмах, сериалах и играх, то смысл создания Дороги и вовсе кажется сомнительным.
Но на протяжении всей книги автор сначала намёками, а потом и прямым текстом показывает ещё одну грань своего труда. Это христианство, вера и Бог. И если посмотреть на это произведение как на библейскую притчу, то всё становится на свои места. Во-первых, сам мир после глобальной катастрофы уже описан в Библии — это мир после потопа. Во-вторых, главные герои — «хорошие люди», также как библейские праведники исчезающе малочисленны и постоянно окружены злобой и насилием со стороны других людей. А отношение отца и сына к грешникам повторяет догмы Старого и Нового заветов, где в одном случае Яхве наказывает, а в другом случае Иисус — милует. И в финале носитель милосердия остается жить, а каратель умирает, уходит в прошлое. При этом смерть отца повторяет описание смерти Моисея, который увидел Землю Обетованную за рекой, но так и не смог ступить на неё.
В конце-концов, сама структура текста, целиком состоящая из коротких отрывков, напоминает библейские стихи.
Конечно, это только некоторые из возможных интерпретаций и часть из них могут быть ошибочны. Но то, что роман пропитан христианской моралью и при этом он не становится поучительной декларацией, делает книгу намного более ценной. А глубина идей выводит её за рамки обычной жанровой литературы.
Ksellos, 28 декабря 2024 г. 19:45
Поздние произведения Толстого для меня — как расходящиеся рельсы. Одна колея остаётся близкой и высоко ценимой — это его творчество. А вот другая колея уходит в совершенно непонятное направление. И это его мировоззрение.
Роман сразу погружает в узнаваемый зрелый слог. Персонажи, не просто живые, а становящиеся твоими знакомыми. Сюжет, который развивается очень логично, и при этом неожиданно.
Но всеми этими достоинствами не получается наслаждаться в полной мере, потому что мораль, пронизывающая произведение, кажется абсолютно невозможной, утопической. Трагическая жизнь одной женщины проецируются на всю общность преступников. И оправдание героини, которое можно признать, хоть и с оговорками, ведёт к оправданию какого угодно преступления. В итоге, автор мало того, что защищает любые злодейства, он ещё и жестко критикует всех людей, принадлежащих к государственному аппарату. Не просто за нарушение законов, а за сам факт службы Отечеству.
Толстой не увидел, к чему привела страну такая смесь фанатизма одних и наивности других, но нам теперь нельзя забывать об опасности неизбирательной доброты, которая позволяет торжествовать злу.
Харпер Ли «Убить пересмешника…»
Ksellos, 28 декабря 2024 г. 19:42
Первый раз я прочитал книгу уже в зрелом возрасте, но вполне смог оценить её достоинства. Из-за культового статуса сложно добавить что-то новое к её хвалебным отзывам, однако есть один тезис, с которым я не согласен. В романе высказывается мысль, что дети изначально свободны от предрассудков и добрые по своей природе. А всевозможные проявления нетерпимости навязываются им со стороны общества. В данном случае дело обстоит прямо противоположно. Добру и правилам поведения нужно учить, они редко возникают сами собой. Эмпатия — это не врождённое чувство, а приобретаемое в благоприятной среде. Поэтому очень важно воспитывать новые поколения в правильном ключе, в том числе, с помощью таких книг, как эта.
Ksellos, 8 августа 2024 г. 20:00
Эпатажный и запутанный сюжет заставляет обратить внимание на интересный исторический феномен. В разных культурах самым распространённым способом общения с божеством является подношение пищи. Как вера в могущество богов и духов сочетается с убеждением в том, что им необходима материальная еда — это большой вопрос.
Второе замечание касается не только этого рассказа, но и произведений Конкретные, Ю. Оно состоит в том, что доминирующим государством в будущем становится Китай. Конечно, это не фантазия одного Сорокина, идея о китайском мире широко распространена. Но, если этого не случится, образ Китая может повторить судьбу образа Японии из киберпанка 80-х. Та страна тоже считалась одно время грядущей сверхдержавой, но сегодня это представление выглядит нереалистичным.
Трется реплика — про «гнойный бокс». Его описание — это злая сатира, как минимум, над сумо, а как максимум — на физический спорт вообще, где на потеху публике люди фактически калечат своё тело непомерными нагрузками. Идея спорная, но имеющая право на жизнь.
Ksellos, 8 августа 2024 г. 19:54
Говорят, что за деревьями не видно леса, а в случае Кафки, за кирпичами не видно замка. Он нас вплотную подводит к его стене, начинает описывать каждый камень и сам бросает это бесплодное занятие — это тяжело, это долго и это трудно.
Роман написан слишком скрупулезно, автор часто останавливается на малозначительных деталях, из-за чего даже здравые идеи оказываются погребены в спутанных клубках слов.
Конечно, некоторые свойства, сделавшие Кафку знаменитым, тут присутствуют. Это и отлично переданная атмосфера абсурда, и раскрытие проблемы бюрократии и показ коммуникативных трудностей даже между самыми близкими людьми. Но слог произведения получился слишком тяжелым, даже на фоне остального непростого творчества. Может быть, сам автор понимал это и потому не хотел публиковать такой текст. Подводя итог, я бы сказал, что хорошо, что мы всё таки можем прочитать этот образец искусства, но плохо, что он выполнен в такой манере.
Ksellos, 8 августа 2024 г. 19:44
Центральные темы романа нельзя назвать особо оригинальными. Размышления главного героя о расчётливости немцев и широте русской души мы уже видели в произведениях Гончарова и Лескова. Любовная линия, хоть и правдива из-за своей автобиографичности, но не кажется жизненно важной. А вот вопрос игровой зависимости тут, конечно, более акцентирован. Этот феномен сперва не получает ожидаемую порцию осуждения, более того, местами процесс азартной игры описан так красочно, что напоминает рекламу или, как минимум, апологетику этого занятия. Впрочем, итоговое банкротство (физическое и моральное) главного героя вполне однозначно показывает пагубность такой привычки.
Отдельно хотелось бы отметить одного второстепенного персонажа. Конечно, в творчестве Достоевского более известна старуха из романа Преступление и наказание. Но там она является объектом, воплощающим бесполезную жизнь, или инструментом, с помощью которого Раскольников стремиться доказать верность своим моральным принципам. А вот в данном романе, старушка — субъект, да ещё какой! Ради неё я бы даже согласился на выдумывание феминитива к слову «игрок». Искренняя, остроумная, немного злая, но всегда готовая помочь людям, которые в этом действительно нуждаются. Типичный трикстер в нетипичном образе.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:59
Многочисленные рассказы Фолкнера не раз подтверждали тезис о том, что южане — сильные и суровые люди. Но их внутренний стержень под воздействием жаркого солнца или жизненных невзгод слишком иссушается и становится хрупким. И тогда, при очередном испытании, человек не гнётся, не склоняет головы, а сразу ломается. При этом, как большое дерево при падении, такой человек может стать причиной и других смертей.
Именно это произошло с главным героем по имени Уош, который не только погубил себя, но и забрал с собой в иной мир своих родных. Сложно его оправдать, сложно даже понять. Но искра уважения к таким людям непроизвольно вспыхивает.
Уильям Фолкнер «Полный поворот кругом»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:56
Рассказ строится на образах противоположностей. Главные герои принадлежат разным стихиям: они моряки и лётчики. Некоторые солдаты опытные и молчаливые, а другие — наивные и суетливые. Экипаж даже самой маленькой боевой лодки может противостоять большим кораблям. И финальный образ — молодой пилот, бомбящий старых генералов — тоже символизирует борьбу, только по линии поколений. Вся эта двойственность, ударяясь, как литавры, звенит и призывает обратить внимание на то, что война — это нечто очень честное, увлекательное, но, в то же время, абсолютно несправедливое.
Уильям Фолкнер «Красные листья»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:55
В США написано множество произведений о взаимодействии негров и белых. Не меньше текстов существует про разнообразные отношения между белыми и индейцами. А вот историй про жизнь негритянских рабов у индейцев я раньше не встречал.
Рассказ в меру динамичный, слегка запутанный, немного медитативный, есть даже доля юмора. Впрочем, увлекательным я бы его не назвал. Но было интересно прочитать про столкновение трудно смешиваемых цивилизаций автохтонной Африки и Америки. И про жажду жизни, которая сильнее любых традиций и культур.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:54
Свобода личности сегодня является неоспоримой ценностью, так как она подразумевает независимость при принятии человеком любых решений, касающихся его жизни. И хорошо, когда эти решения связаны с позитивными процессами. А если личность выберет путь саморазрушения? Имеет ли право наркоман стать наркоманом? Нужно ли его ограждать от вредных влияний? А если нужно — на каком этапе забота перерастает в тотальный контроль?
В этой истории такая непростая тема выражена ещё резче благодаря тому, что главным героем рассказа является ребёнок. И от ответа на вопрос о (не)свободе зависит судьба следующих поколений.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:53
Тема двойников и доппельгангеров существует в литературе как минимум со времён немецких романтиков начала 19 века. Она раскрывается с помощью разных приёмов и почти всегда сопряжена с мистическими проявлениями, но главный её посыл состоит в том, что в любом человеке есть светлая и тёмная сторона. В рассказе Фолкнера разделение на добро и зло приобретает оригинальные формы и буквальное воплощение: нога раненого солдата становится его альтер эго. Жуткие подробности и запутанный сюжет не позволяют назвать эту историю увлекательной, на в памяти она остаётся.
Отдельно хочу отметить факт экранизации этого произведения в России в начале 90-х. Фильм сделан добротно и показывает, что война сегодня всё так же жестока, как и сто лет назад, а природа человека дуалистична, как и во все времена.
Александр Грин «Возвращённый ад»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:36
С романтической точки зрения рассказ напоминает фантастическое произведение Дениела Киза «Цветы для Элджерона». Только там глупый человек на определённое время становится умным, а здесь — наоборот, разносторонняя творческая личность теряет свои когнитивные способности. В любом случает, такой переход отчётливо показывает, что разум человека неизбежно сочетается со страданиями и волнениями, от которых иногда хочется избавиться, даже ценой редукции нашего сознания.
А с натуралистической точки зрения, этот рассказ про пьянство, при котором человек деградирует, но обретает душевное спокойствие. Поэтому, зная о проблемах Грина с алкоголем, произведение можно назвать автобиографическим.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:34
Во времена Грина для того, чтобы рассказать о любви, при которой мужчина полюбил женщину, ни разу её не видя, нужно было выдумывать необычную историю с операцией на глазах. Сегодня такие случаи, благодаря распространению сначала мобильных телефонов, а затем Интернета, становятся всё более частыми. И такая любовь на расстоянии тоже может стать реальной после первой встречи. Потому что внешность — это хоть и важный, но не определяющий фактор для рождения чувств, о чем нам и сообщается в этом рассказе.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:28
Мне всегда казалось странным, когда писатели-фантасты, от которых ожидаешь воспевания прогресса, начинают в своих произведениях неприкрыто критиковать новые технологии и упорно отстаивать ценности традиционного общества. Эти тенденции я встречал у Брэдбери, Саймака, Янга, и теперь могу точно добавить к этой компании Воннегута.
В рассказе Эйфью разоблачения утилитаризма и гедонизма обличены в фантастическую форму, но сама идея далеко не нова. Бесконтрольное удовольствие, ведущее к разложению и деградации, раньше получали с помощью еды, алкоголя и наркотиков, а затем — посредством телевидения, компьютерных игр и соцсетей. Это угроза и угроза серьёзная, впрочем она всегда поражала только часть общества, поэтому апокалиптические прогнозы всеобщего одурманивания выглядят преувеличенными. Но напомнить очередной раз об этом не помешает.
Курт Воннегут «Эффект Барнхауза»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:23
Главная идея рассказа та же, что и в более известном произведении Воннегута, романе Колыбель для кошки. Суть её — в ответственности учёных перед человечеством, особенно когда они приближаются к получению оружия, способного погубить миллионы жизней. Такая сила может выйти из под контроля и привести к непоправимым результатам.
В данном случае главный герой оказался сознательной и ответственной личностью, который остановился в шаге от пропасти. Но я бы не был таким оптимистом. История науки показывает, что отдельные люди не играют в ней настолько важную роль. И если наработки и сумма знаний достигли критической отметки, значит изобретение возникнет или закон откроется. Не в одной лаборатории, так в другой, не в одной стране, так в десятой. Это как перевернуть корзину с шариками. Если исключить первый упавший шарик, то второй станет первым. Если исключить и его — то третий и так далее. Каток прогресса не остановить, но можно понадеяться, что его путь будет не в сторону пропасти.
Фёдор Достоевский «Зимние заметки о летних впечатлениях»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:06
Произведение имееет обманчивый заголовок, так как вместо ожидаемых путевых описаний большая часть текста относится к психологическим разборам европейских народов. По большей части — низов английского общества и парижской буржуазии. Образ нищей девочки из Лондона как будто сошёл со страниц Диккенса, чтобы потом перекочевать в романы самого Достоевского. А главным нелостатком французов автор считает отсутствие искренности, без которой невозможно воплотить в жизнь лозунг о Свободе, Равенстве и Братстве. Вот такие разнородные, не до конца оформленные размышления, которые воспринимаются не как поучения, а скорее как предлог к дискуссии, что полезно, хотя и не слишком увлекательно.
Иван Гончаров «Обыкновенная история»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:04
Как и большинство читателей, я начал знакомство с творчеством Гончарова с романа Обломов. Поэтому другие его работы невольно приходится сравнивать с этим magnum opus. Сюжет Обыкновенной истории двоится как рельсы на протяжении всего повествования. Одной стороной тут выступает главный герой, романтик и мечтатель, а другой — его дядя, сухой прагматик. Некоторые сцены выглядят слишком дидактическими и создают ощущение, что роман был написан не как образец творчества, а как пример поучительной работы. Но заблуждения и ошибки взрослеющего человека подмечены очень точно и, думаю, многие читатели найдут здесь эпизоды, словно взятые из их собственной жизни.
Однозначный вывод автор не высказывает. Чувства и материя не могут заменить одна другую, да и их оптимального баланса не существует, поэтому каждый человек должен сам найти свою пропорцию. Главное, чтобы озознание пришло не слишком поздно.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 21:40
Лавр, как любое постмодернистское произведение, сочетает в себе несовместимые, на первый взгляд, элементы. Я бы выделил два источника вдохновения, с которыми легче всего провести параллели. Первый — это Божественная комедия Данте. Главный герой также теряет свою возлюбленную в юном возрасте и окончательно запутывается в своей собственной жизни. Но вера и любовь или, скорее, вера в любовь, искра которой не затухает в нём даже на дне самых тёмных глубин, позволяет Лавру прийти к свету.
Вторым произведением я бы назвал Хождение за три моря Афанасия Никитина. Ведь путешествия купца происходили почти в те же времена, что описывает Водолазкин. К тому же, в этих произведениях ярко показаны столкновения совершенно разных культур. И такое взаимодействие позволяет лучше понять не только своих оппонентов, но и самого себя.
Также отметить нужно познавательный элемент романа, благодаря которому можно пополнить или упорядочить свои представления о жизни той эпохи. А эпизодическое использование древнерусского языка является хорошей попыткой заинтересовать читателей вопросами лингвистики.
К недостаткам или просто спорным моментам можно отнести излишнюю натуралистичность. Впрочем, она компенсируется здоровой иронией, что в результате даёт образец интересной и насыщенной прозы.
Ksellos, 28 декабря 2023 г. 20:41
Обычно произведения оцениваются, согласно их художественным качествам. Другие факторы (например, личность автора или эпоха написания) имеют косвенное значение. Но иногда они выходят на первый план, как в данном случае.
Сюжет строится вокруг событий, известных как польское восстание. Его нельзя называть сугубо национально-освободительным, так как часть земель, на которые претендовали поляки, были населены другими народами, в том числе русским. Поэтому позиция русского писателя в данном вопросе могла бы быть или отрицательной, или нейтральной, или понимающей, но с оговорками. Толстой же описывает события в максимально комплиментарной форме по отношению к противоположной стороне. При этом такой подход нельзя объяснить пацифизмом писателя, так как восстание было вооружённым. Поэтому сложно понять цель создания такой повести.
А в художественном плане здесь, конечно, всё сделано мастерски. Что вызывает ещё большую досаду.
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Ksellos, 28 декабря 2023 г. 20:40
О художественных достоинствах самой истории написано уже много, поэтому я бы обратил внимане на другой аспект произведения. А именно — восприятие позднего средневековья с точки зрения людей первой половины XIX века.
Гюго описывает людей XIV века в романтическом стиле. Ими руководят чувства, а не разум. Их внутренний мир превалирует над внешним обликом. Религия уходит на второй план, заменяясь мистикой. Общество делится не на знать и простой народ, а на короля, который использует чернь как инструмент против аристократии, и сторонних обывателей. Работники творческих профессий оказываются социально более близки уголовному миру, чем высшему свету.
Все эти предположения автора скорее помогают понять Францию времён написания романа, чем Францию во времена описываемых событий. Потому что отношение людей к своему прошлому иногда характеризует их лучше, чем рассказы о настоящем.
Ksellos, 28 декабря 2023 г. 20:39
Одно зеркало даёт одно отражение реальности, а два смежных зеркала — не только два отражения, но и пересечение, в котором привычные нам вещи преломляются под самыми разными углами. Именно такой приём использовал автор, описывая свою историю с точки зрения двух персонажей, находящихся на противоположных позициях. В результате мы имеем роман, в котором все диалоги, все идеи, все поступки повторяются, но каждый раз мы видим их с разных сторон.
Одна из главных тем романа — взаимодействие социальных групп, пресловутые верхи и низы, богема и обыватели. Кажется, что автор симпатизирует первой группе, воплощением которой выступает умная, талантливая, эрудированная художница. И важнее всего то, что она — жертва. А главный герой — воплощение простого, необразованного народа — агрессор.
Но это общий вид. А из деталей можно собрать совершенно другую картину. Ведь антагонист не виноват в своей низкой эрудиции, у него просто в детстве не было возможности узнавать те вещи, которые формируют картину мира его пленницы. То же самое касается романтических отношений. Фредерик был лишён нормальной личной жизни не только из-за своей замкнутости, но и потому, что у него не было доступа в те общественные места и заведения, где могли бы происходить его первые знакомства. Отсюда проистекает ещё один вывод. Доступ к финансам, критически важный в детском возрасте, в зрелой жизни уже не может исправить сформировавшиеся недостатки и изъяны. Дорогие картины, старинная мебель и дизайнерская одежда не будут оценены человеком, у которого нет развитого вкуса и эстетического чувства. Точно также дети, выросшие вне человеческого общества, не могут быть обучены речи во взрослом возрасте.
Поэтому проблема социального неравенства приводит к более тяжелым последствиям, чем кажется на первый взгляд. А уж исправить её ещё труднее. Но обратить на неё внимание — это уже важный шаг, и сделан он с помощью этого романа.
Ksellos, 28 декабря 2023 г. 20:36
Эта история небольшая по объёму, но чрезвычайно насыщенна событиями. Поэтому повесть напоминает не полноценное художественное произведение, а скорее хронику событий или сценарий к фильму (Фальшивый купон и был впоследствии экранизирован).
Автор явно хотел донести идею о том, что грехи влияют друг на друга по принципу домино. Сперва совершается небольшое зло — словно падающая костяшка, толкающая следующие. Потом их размер возрастает и в итоге последняя может стать большой и тяжёлой, как могильная плита, под которой гибнет безвинная жертва.
Но у этого неумолимого правила есть и светлая сторона. Добрый поступок, даже самый незначительный, может привести к цепочке событий, финалом которой станет спасение души.
Габриэль Гарсиа Маркес «Полковнику никто не пишет»
Ksellos, 28 декабря 2023 г. 20:30
Одним из свойств человеческой психики является тот факт, что мозг иногда намертво запоминает события, которые нас не особо впечатлили в момент происшествия. Проезд на машине, разговор с продавцом в магазине, урок в школе — один из таких невыдающихся эпизодов мы почему-то можем помнить всю жизнь. Нечто похожее происходит во время чтения данного произведения. Здесь есть интересные фрагменты, забавные фразы, умные мысли, но в целом — это отрезок простой (если не сказать серой) действительности.
Тем не менее повесть эта почему-то оставляет глубокий след в памяти. Возможно, из-за того, что в ней затронуты какие-то универсальные темы. Например, можно отметить, что такое свойство характера, как упорство, бывает более ценным в определённых ситуациях, чем смелость или решительность.
Или тема петушиных боёв. Что она символизирует? Прикосновение к настоящим чувствам на фоне выхолощенной социальной жизни? Или это аллюзия на отношения власти и солдат, которые нужны только для решения сиюминутных задач, а потом становятся ненужной обузой, от которой просто отмахиваются? Хотя, возможно ответы на некоторые из этих вопросов не содержат двойного дна и являются максимально простыми и точными, как концовка этой истории.
Ksellos, 28 декабря 2023 г. 20:07
Я бы поставил это произведение в один ряд с повестью Толстого «Смерть Ивана Ильича» и рассказом Бунина «Господин из Сан-Франциско». Общая идея трёх работ состоит в том, что жизнь человека перед лицом смерти становится пустой и незначительной. Мелкие дрязги с родными, переживания по поводу карьеры, жажда денег и бег от проблем — подобные вещи в какой-то момент перестают волновать, но осознание этого, чаще всего, приходит слишком поздно.
Впрочем у главного героя Пильграма есть отличие и оно называется мечта. Добавила ли она смысла в его жизнь? Сомневаюсь. Но она сделала её красивее, а большего, наверно, и желать не нужно.
Ksellos, 28 декабря 2023 г. 19:56
Роман Нана был издан почти в то же время, что и Анна Каренина. И у этих двух работ много сюжетных параллелей. Главные героини — женщины, которые решаются на предосудительные поступки. Их любовники — состоятельные мужчины из высшего общества. Несмотря на порочную жизнь, важной темой для них остаётся забота о детях. Ещё оба романа роднит подробная сцена скачек на ипподроме. Ну и, наконец, трагический финал, который вместе с горечью приносит и некоторое облегчение.
А вот различие произведений заключается в том, что Толстой, в отличие от Золя, предлагает рецепт спасения из жизненного тупика. Он рисует и светлую сторону семейной жизни. Поэтому роман Анна Каренина полифоничен, а Нана представляет собой красиво описанное, но монотонное погружение в безысходность.
Ksellos, 29 сентября 2023 г. 17:12
Не даром Прилепина, как писателя, называют новым Максимом Горьким. Его роман Санькя отличается не столько художественной ценностью, сколько наличием целого спектра социальных вопросов. Первый слой — это проблема неравенства в обществе (отчего главный герой решается на неприкрытый грабёж). Второй — отсутствие социальных лифтов (а если некоторые остались, то вход в них можно совершить, только перешагнув через моральные принципы), третий — деградация института семьи (практически все персонажи имеют проблемы с родственниками). Эту луковицу можно и дальше разделять по слоям, так как проблем в стране накопилось достаточно. Но занятие это не из приятных.
Кульминация романа — бессмысленный и беспощадный бунт — в годы создания книги казался достаточно абстрактным. Поэтому его описание было скорее попыткой всколыхнуть болото. Сегодня, во время шторма, такие желания выглядят безответственными. Но обвинять писателя задним числом я бы не стал.
Отдельного замечания заслуживает глава с описанием похорон отца главного героя. Это будто ожившая картина Василия Перова «Проводы покойника». Настоящее прикосновение к хтоническим силам народа.
Ksellos, 10 июня 2023 г. 22:52
Коллективная психологическая травма из-за колониальной политики в прошлом уже долгое время окзывает сильное влияние на мировоззрение западных людей в настоящем. Чувство вины за угнетение смешивается с чувством страха по поводу возможного возмездия.
Намного легче представлять покороенный народы в виде несмышленых детей или благородных дикарей. А вот знакомство с превосходящей силой — это настоящий кошмар для тех, кто считает себя вершиной эволюции.
Мне кажется, именно такие причины заставили автора создать сюжет, где захватчики многих пространств сталкиваются с непредсказуемым противником. В результате они побеждены, но сложно назвать такой финал справедливым. Просто в очередной раз победил сильнейший. А будет ли он более достойным — большой вопрос.
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
Ksellos, 10 июня 2023 г. 22:49
Пока я читал Американскую трагедию Драйзера, мне невольно приходили на ум две вершины мировой литературы — «Красное и черное» Стендаля и «Преступление и наказание» Достоевского. С первым романом книгу роднит подробное описание романтических, прямо таки любовных связей между бедным молодым человеком из низших слоёв общества и богатой девушкой. Со вторым романом можно провести параллели по части душевных переживаний героя после совершенного преступления.
Но роман Драйзера уступает и первому и второму примеру. Отчасти это вызвано глобальной причиной, а именно незрелостью американской литературы на тот момент, по сравнению с европейской. Другим фактором можно назвать сухость стиля автора, тексты которого (по меткому замечанию одного критика) больше похожи на газетные статьи, чем на художественные произведения.
В результате книге не хватает глубины, красок и эмоций. Тем не менее, она остаётся достаточно интересной по сюжету, очень поучительной по своим идеям и ценной как источник для понимания нравов определённой эпохи.
Фёдор Достоевский «Белые ночи»
Ksellos, 10 июня 2023 г. 22:46
Есть в феномене белых ночей что-то одновременно красивое и беспомощное. Лишённые тьмы, они не могут напугать, и, лишённые звёзд, они не могут очаровать. А что остаётся? Томительная неподвижность, безграничная открытость, бессонные раздумья. Эти свойства могут успокоить, как обволакивающий туман. Но любой туман быстро надоедает, из него хочеться выйти навстречу реальной жизни.
Так и главный герой повести — неисправимый мечтатель — может сыграть роль временного друга, но никогда не вызовет у других людей острые чувства любви и страсти. Это не его вина, но его горе. Впрочем, это горе можно легко развеять с помощью малейшего, но искреннего внимания. И пусть каждый мечтатель получит его хотя бы раз в жизни.
Ksellos, 10 июня 2023 г. 22:30
Прекрасный рассказ, который можно отнести к категории святочных, так как в нём затрагиваются религиозные темы, а сами действия происходят в канун зимних праздников.
В тексте особый акцент делается на том, что главным чувством христианина должна быть надежда. Какие бы ужасные события не происходили в нашей жизни, какие бы потери мы не понесли, Бог всегда оставит нам хотя бы искру былого пламени и от этой искры всегда можно будет разжечь новый огонь, который будет нас согревать.
Другой важной идеей рассказа я бы назвал мысль о том, что близость умершего человека мы ощущаем сильнее не на его могиле, а в тех местах, с которыми была связана его жизнь. Возможно, это понимание хотя бы частично утешит горе тех людей, кто потерял близких.
Эрнест Хемингуэй «По ком звонит колокол»
Ksellos, 10 июня 2023 г. 22:13
Вспоминая романы военного направления, нужно отметить, что немногие писатели смогли изобразить солдат противника как полноценных людей, а не воплощение зла. Ещё меньше авторов осмелились показать, что зло в избытке может присутствовать и в своих сослуживцах. И, наверно, только у Хемингуэя получилось доказать, что несмотря на такую противоречивую картину, человек может продолжать искренне сражаться за свою сторону и за свои идеалы.
Давно известно, что хуже войны может быть только гражданская война. Никакое описание смерти на поле боя не сравниться с убийством, происходящим на улицах обычного городка, когда одни граждане убивают других. Эти могут быть их соседи, знакомые, друзья, родственники. Но идеология становится важнее всех бывших связей, всего прошлого жизненного опыта. Убить булочника, у которого каждое утро покупал хлеб; или сапожника, у которого чинил обувь; или священника, у которого ещё недавно исповедовался. Пересекание этой черты меняет человека несравненно больше, чем выстрел из окопа по вражеским позициям.
Поэтому вернуться с гражданской войны, как с фронта, нельзя. Затаённая обида и месть будут ещё долго тлеть в памяти народа. В Испании до сих пор нет однозначного ответа про события тех лет. Но есть общее понимание, что повторение таких событий нельзя допустить снова.
Николай Гумилёв «Рабочий («Он стоит перед раскалённым горном...»)»
Ksellos, 10 июня 2023 г. 22:09
Война обычно анализируется в рамках конфликта на поле боя. Там солдаты непосредственно стреляют друг в друга. Если подняться на уровень выше, мы увидим командиров, отдающих приказы. Ещё выше — военное руководство и, наконец, правительство страны. Но что, если посмотреть не наверх, а в сторону? Кто помогает солдатам убивать? Ответ может показаться неудобных, хотя он очевиден — им помогают простые люди. Обычный рабочий на заводе, штампующий пули у станка. Машинист поезда, перевозящий боеприпасы. Повар, выпекающий солдатские галеты. Швея, пришивающая пуговицы к военным бушлатам. И так далее. Это не означает, что все эти люди виновны, так как война в целом может быть защитная, праведная и справедливая. Но каждый должен не забывать о своей причастности к большому делу, в результате которого люди лишаются жизней. И осознанно делать свой выбор, каким бы он ни был.
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:39
Не нужно давать советы, когда их не просят, если вы верите в разумность адресата; понять истинную сущность человека можно только во время его смеха; мир без Бога будет представлять собой сплочённое, но осиротевшее человечество. Такими и множеством других мыслей, каждой из которых можно посвятить отдельную книгу, наполнено это произведение.
Слог романа очень похож на другие поздние работы Достоевского — кажется, большинство персонажей находится на грани нервного срыва (а некоторые и переходят эту грань), а сюжет развивается с неоднородной скоростью, прерываемый пространными отступлениями.
Сложно назвать главную тему Подростка. Тут затрагиваются и семейные отношения (по линии дети — родители, муж — жена, сестры — братья), и взаимодействие между классами общества, которые как раз трансформировались в ту эпоху. Есть тут и оригинальные размышления о религии. Выдвигается предположение, что люди смогут жить без веры и это будет по-своему счастливый опыт, но в итоге они снова обретут Бога. Ещё одна тема — русский патриотизм, как часть патриотизма европейского. Сейчас этот тезис кажется спорным, но к нему всегда будут возвращаться.
Из-за некоторой запутанности изложения роман стоит в тени других произведений автора. Но любителям Достоевского он наверняка понравится.
Эрих Мария Ремарк «Чёрный обелиск»
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:34
В этом романе есть всё, что читатели ожидают от Ремарка. Друзья, связанные военным опытом, необычная работа, приятное времяпрепровождение в ресторанах, любовь к болезненным женщинам и много остроумных размышлений, не переходящих, впрочем, в нотации.
А ещё одна из главных тем — инфляция и, в целом, финансовое положение людей. В трудные времена даже наличие денег не может дать уверенность в завтрашнем дне, меняется всё. Человек может стать богачём или банкротом в один день.
Главный герой продаёт надгробные памятники, так что, в силу профессиональной деформации, позволяет себе рассуждать о вопросах жизни и смерти в откровенной форме. Будучи представителем потерянного поколения, он не чувствует твёрдую опору под ногами, поэтому пытается найти её в религии, в любви, в творчестве. Но эти попытки не дают ему ответы на базовые вопросы. Поэтому в конце произведения он уезжает в столицу, не сильно жалея о родном городе. Впрочем, в итоге возвращаться ему будет некуда. Вторая мировая война изменит страну навсегда. Такой финал указывает на автобиографичность романа, а значит и на его правдивость.
Герберт Уэллс «История покойного мистера Элвешема»
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:31
Интересная вещица с точки зрения фантастического допущения. Но в конце рассказа, уже после обмена сознаниями, когда главный герой понимает, что он заключён в теле старика, возникает мысль. А не сталкиваемся ли мы все с подобным опытом, когда неожиданно задумывается — куда ушло наше детство? Молодость? Зрелые годы? Может быть, любой человек на склоне лет с удивлением обнаруживает, что его годы бесследно ушли, а он этого и не понимал до поры до времени? И мир будет принадлежать другим людям, тем молодым поколениям, которые пришли ему на смену, а его ждёт только одна незавидная перспектива. И вырваться из этого положения невозможно. Вот такой абсолютно нефантастический вывод.
Николай Лесков «Отборное зерно»
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:26
У произведений Лескова есть одна особенность. Читателям иногда трудно различить, когда автор пишет серьёзно, а когда он высмеивает какие-либо явления. В этом рассказе затронута одна из тем, которая уже поднималась в повестях Левша и Железная воля. Это противопоставление западноевропейского порядка и русской смекалки. И трудно сказать, к какому политическому лагерю отностит себя сам автор — к западникам или славянофилам?
Барин, купец и (не)простой русский мужик сначала обхитрили друг друга, потом обманули иностранца, но все убытки легли на плечи российского страхового общества. Кто же тут прав и виноват? Одновременно все и никто. А может, вся проблема в том, что общество и государство разделены и люди не понимают угрозы такого положения? Ответа пока нет, по Лесков, по крайней мере, задавал вопросы.
Николай Лесков «Жемчужное ожерелье»
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:23
Святочный рассказ обычно соответствовует нескольким правилам. Он должен быть поучительным и в то же время не походить на прямолинейную детскую сказку. Также там должен содержаться фантастический элемент, но сама история обязана выглядеть правдоподобной. Написать произведение в таких заданных рамках — задача не из простых, но Лескову удалось её реализовать. Главный герой тут добивается успеха в виде богатства и семейного счастья. И делает он это не с помощью силы или хитрости, а благодаря честному поведению. В любом другом случае такой приём казался бы слишком наивным, но здесь он смотрится вполне уместно.
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:20
Известно, что влияние Николая Гоголя на последующих русских писателей трудно переоценить. А Лескова так и вообще можно назвать прямым последователем Николая Васильевича. Рассказ Белый орёл, с его описанием чиновников разного ранга, анекдотичностью положений и абсурдной чертовщиной, очень похож на такие произведения, как Шинель или Нос.
Не скажу, что мне лично нравится такая литература, не люблю я смешение юмора с мистикой, но написано талантливо.
Николай Лесков «Несмертельный Голован»
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:18
Если Николай Гоголь в своё время обратил внимание общества на проблему «маленького человека», то Николай Лесков вывел на свет «странного человека», который тоже долгое время оставался не замеченным в литературе. Подобных людей нельзя назвать масштабными личностями, их могут не знать даже их соседи. Но, познакомившись с таким героем, поражаешься его скурпулёзно выстроененному мировозрению и необычному жизненному пути.
Голована сложно назвать образцом для подражания, очень уж своеобразные взгляды он имел. Но именно этим людям удаётся ближе всех подойти к таким понятиям, как истина и благость.
Ksellos, 19 февраля 2023 г. 17:12
Одним из различий западного и восточного обществ является источник чувства страха. В первом случае это внутренняя совесть, а во втором — осуждение окружающих. Поэтому для представителя японского общества угроза быть публично осмеянным вызывает куда большую тревогу, чем риск сделать ужасный поступок, но в тайне от других.
Это обстоятельство заставляет главного героя (или героев?) романа искать способы скрыться от людей, отгородиться от них с помощью картонного ящика. Такой буквальный подход кажется, на первый взгляд, абсурдным, но он подталкивает читателя к мысли, что другие способы побега от реальности, которыми массово пользуются люди (алкоголь, наркотики, виртуальные игры и пр.) ничуть не рациональней.
И, как всегда в своих произведениях, Кобо Абэ не даёт рецепта о том, как решить эту проблему отчуждённости индивидума. Да и можно ли её решить в рамках нашего человеческого общества без его корененного изменения. Такой вот диагноз без терапии. Впрочем, как известно, осознание проблемы — это главный шаг на пути к её устранению.
Ksellos, 27 ноября 2022 г. 17:49
Не хотелось бы начинать обзор этого сложного романа с банальной фразы «главное, в ходе следственных действий не выйти на самих себя», но уж очень это изречение подходит для описания главной идеи произведения.
Частный детектив, нанятый для поиска без вести пропавшего человека, довольно быстро приходит к мысли о том, что потерянным можно назвать практически каждого члена современного общества, которое предельно атомизировано. Причинами этого положения можно назвать экономические (капитализм), социальные (разрушение патриархальной семьи) и культурные (угасание традиций) факторы. В итоге люди всё дальше отдаляются друг от друга и, даже осознав ложность пути, не могут вернуться назад. А те, кто всё же возвращаются, попадают в пустоту, где теряют даже свою собственную личность.
Получается, в описанном мире нет возможности исправить распавшийся жизненный уклад. Поэтому роман является предостережением для нашего мира, в котором такой шанс ещё сохраняется.
Ksellos, 24 ноября 2022 г. 16:25
Фёдор Достоевский, приступая к написанию своего романа «Идиот», отмечал, что создать истинно доброго персонажа невероятно сложно. Поэтому, если задуматься, таких героев мы не часто можем встретить в литературных произведениях. Этот факт повышает ценность лесковского цикла о праведниках, так как там мы можем найти редкие примеры однозначно позитивынх героев, без новомодной серой морали.
Конечно, такие персонажи выглядят слишком наивно, иногда даже глупо. Их поступки не всегда рациональны, а успех похож на сказочное везение. Но хочется верить, что такие люди действительно существуют, а их жизнь является если не буквальным примером для других, то хотя бы далёким маяком, в сторону которого нужно двигаться.
P.S. Мне показался особенно забавным факт удивления и возмущения, когда городничий и протопоп узнали, что главный герой прочитал Библию. Видимо, парадокс, при котором богомольный народ в массе своей совершенно не знает священное писание, характерен не только для нашего времени, но и для прошлых веков.
Николай Лесков «Железная воля»
Ksellos, 24 ноября 2022 г. 15:35
Тема противопоставления немецкой, или, шире сказать, западноевропейской ментальности и русского образа жизни не нова. На мой взгляд, лучше всего она раскрыта в романе Обломов, где немец символизирует рационализм, а русский — чувственность.
Здесь же этот вопрос рассматривается в виде анекдотических историй, которые сменяют друг друга. Крепкое немецкое железо безнадёжно вязнет в русском тесте. Но, то ли юмор устарел, то ли произведение изначально было не слишком удачным, но мне оно показалось слишком предсказуемым, затянутым и просто не смешным.
Николай Лесков «Запечатленный ангел»
Ksellos, 15 ноября 2022 г. 17:05
Именно такие произведения позволяют заявить об уникальной позиции Лескова в пантеоне русской литературы. Простой, но витиеватый язык, обращение к народным архетипам, вкрапление анахронизмов, использование оригинальных тем. Такие характеристики не делают его слишком популярным, но для любителей — это находка.
Конкретно эта повесть рассказывает о таком интересном явлении, как общины староверов. Их жизненный уклад, принципы и понимание мира описаны очень глубоко. Вопрос взаимодействия с государственной религией тут тоже раскрыт.
Правда, в повести есть и недостаток. Это неправдоподобно счастливая концовка. Как икона, которую в произведении испортили смолой, так и финал этой книги сильно ухудшает общее о ней впечатление. Хочеться его убрать, что насладиться истинным видом работы.
Ksellos, 14 ноября 2022 г. 17:06
Мне нравится проза Хемингуэя, главным образом, из-за простого слога. А простота вызывает доверие. Его романы подобны башенным часам в городе, по которым можно иногда сверять время. Потому что прописные истины, которые касаются отношений, дружбы, любви постоянно подвергаются ревизии, а то и попадают под угрозу отмены. Но нет, посмотрев на циферблат или заглянув в книгу, можно с уверенностью отметить, что время течёт так же, а общечеловеческие ценности не меняются. По крайней мере, на базовом уровне.
Конечно, Хемингуэй — это, прежде всего, писатель ХХ века. Писатель поколения, которое заступило за черту во время мировых войн, и, сделав шаг назад, пытается переосмыслить увиденное. А ещё пытается вернуться к обычным радостям жизни, чтобы забыть ужасы смерти. Поэтому роман Фиеста учит ещё и тому, что будничная рутина иногда должна сменяться праздничными днями. Иначе зачем это всё?
Отдельно хочется отметить образ мужчины, физически не способного любить женщину. Он в данном романе перекликается с образами волов, которые усмиряют агрессивных быков во время корриды. Это обидная ситуация, всю тяжесть которой герою приходится переживать по ночам. А днём, когда восходит солнце, всегда можно отвлечься на другие занятия. И становится легче. Хотя бы, до следующей ночи.
Ksellos, 30 октября 2022 г. 17:09
На мой взгляд, рассказ вышел неудачным по следующей причине. Разкрываемая проблема лени, бедности, ограниченности и, откровенно говоря, глупости простых крестьян оттеняется позитивным образом грамотного управляющего. Это тогдашние реалии, с которыми трудно не согласиться. Но в рассказе сделан абсолютно лишний акцент на национальности управляющего, который является англичанином. В итоге конфликт становится не классовым, а национальным, что абсолютно не соответствует правде, потому что даже в самом произведении ясно, что и образованные русские люди, в том числе рассказчик, ясно понимают проблемы необразованных слоёв общества, и им, в данном случае, не нужны подсказки иностранцев.
В этом плане, более ясной была повесть Льва Толстого «Утро помещика». Кроме схожей тематики, оба текста наталкивают на мысль об эволюционном, а не революционном развитии общества, даже если это «революция сверху».
Виктор Гюго «Человек, который смеётся»
Ksellos, 11 октября 2022 г. 16:47
Это второй роман Гюго, после Отверженных, который я прочитал. Книга окончательна убедила меня в великом мастерстве писателя, которое включает в себя и природные дарования, и впечатляющую эрудицию, и обаятельное остроумие.
Приятно послушать певца с мощным голосом, даже когда он исполняет не слишком выразительные партии. Так и с Гюго. В его романах есть пространные отступления, которые иногда не слишком интересно читать. Но они насыщенны множеством ироничных замечаний, известных афоризмов, метких цитат, что сразу повышает ценность каждого отрывка.
И всё-таки «Человек, который смеётся» остаётся для меня на ступеньку ниже «Отверженных» из-за слишком явного превалирования романтизма над реализмом. Счастливый конец, как ни странно, мог бы исправить положение, так как смотрелся бы более натурально. Также социалистические идеи, вложенные в уста главного героя, сегодня кажутся слишком наивными и утопичными.
Отдельно хочу добавить, что самой красивой сценой для меня стало описание крушения судна со сбежавшими компрачикосами. Даже обилие терминов, связанных с мореплаванием и многочисленные исторические вставки не отвлекают от сюжетной линии, которая держит в напряжении до самой развязки. Стихия природы тогда победила людей, но спасла их души.
Ksellos, 11 сентября 2022 г. 00:14
Глубоко символический рассказ, пропитанный христианской моралью. Здесь показано, что украденные вещи недолго будут находится у новых владельцев; месть, даже справедливая, не приносит удовлетворения; а жестокость только порождает новую жестокость.
Ksellos, 10 сентября 2022 г. 23:54
Это произведение Бабеля по своей структуре и тону повторяет известный рассказ Чехова про письмо на деревню дедушке. Мальчишка, научившийся читать и писать, но ещё не научившийся врать, ясно и прямолинейно обрисовывает окружающие его картины войны. Взрослый человек мог бы сгладить острые моменты, отвернуться от неприглядной действительности, но молодой парень не знает нормальной жизни, поэтому воспринимает этот жестокий мир как должное. И от этой честности становится не по себе.
Исаак Бабель «Конец богадельни»
Ksellos, 10 сентября 2022 г. 23:33
В основе рассказа — критика утилитаризма, неприятие обезличивания. Начальствующие захотели разогнать мелкий оригинальный бизнес кладбищенских инвалидов. Причём ясно, что их занятие — последнее проявление старых порядков в городе, эдакий островок прошлой эпохи. Убогие дельцы никак не угрожают новой власти. Но нет, всё должно быть закатано в асфальт. Впрочем, оказалось, что этот принцип не стал вечным, и ростки живой мысли снова преодолели толщу искусственного покрытия.
Исаак Бабель «История моей голубятни»
Ksellos, 10 сентября 2022 г. 19:34
Дети воспринимают мир намного ярче, чем взрослые, поэтому и радость, и страх, и другие чувства производят на них более сильные впечатления. Это правило работает для мирной, обычной жизни. Что уж говорить о смутных временах революций. В такие моменты ребёнок переживает настоящий взрыв эмоций. В рассказе огромная радость быстро сменяется тотальным страхом. И этот переход, сопровождаемый растерянностью и обидой, запомнился мальчику на всю жизнь.
Ksellos, 10 сентября 2022 г. 19:15
Типичный рассказ о временах Гражданской войны, который показывает, что линия фронта проходила не только между воюющими солдатами, но и между членами одной семьи. Традиции и консерватизм уступают место новым идеям. Автор не радуется им, но и не осуждает. Оценку революционерам даст история.
Александр Солженицын «Раковый корпус»
Ksellos, 7 декабря 2021 г. 16:32
Истинная сущность людей обычно проявляется только в экстремальных ситуациях, когда близость смерти затавляет нас снять привычные маски. Такой опыт можно пережить на войне, в лагерях, в походах или, как в данном случае, в больничной палате.
Персонажи в книге совершенно разные, но их образы вполне узнаваемы. Карьерист мечтает о персональной пенсии, студент хочет успеть сделать изобретение, юноша делает первые шаги в любви.
Тем не менее, главным персонажем тут выступает не один из героев, а сама эпоха. Это она ломает людей, заставляя их предавать, доносить, соглашаться и всё равно страдать.
50-е годы, в какой-то степени, были временем контрреволюции. Фарш попытались прокрутить назад, сделать таким образом послабление и исправить ошибки. Сложно теперь сказать, принес ли этот шаг кому то облегчение или он сделал ситуацию в стране ещё более лицемерной.
Отдельно замечу, что меня поразила характерная черта пациентов, которые не доверяют врачам, а больше верят в народные чудодейственные средства. В наше время эта привычка никуда не исчезла.
И ещё — так я и не привык до конца романа к языку произведения. Казалось бы, его шероховатость легко исправить, но автор как-будто намеренно оставляет небольшие зазубрины в тексте.
Ksellos, 9 ноября 2021 г. 16:30
У Эдгара По есть рассказы-истории, а есть рассказы-картины. Лигейя явно относится ко второй категории. Сам сюжет здесь очень схематичный, линейный, состоящий лишь из пары-тройки ключевых моментов. Но на этот каркас нанизаны роскошные слои описаний и размышлений. Автор подробно разбирает темы вечной любви, болезненной привязанности, несовершенной красоты. Ещё один штрих к картине — это упоминание белых зубов, вид которых, похоже, завораживал Эдгара По, так как акцент на этой детали встречается во многих его работах.
Местами читать сложно, так как писатель одновременно углубляется в детали, использует многочисленные отсылки и умудряется иронизировать над своим же стилем. В итоге произведение запоминается не как текст, а как образ. Вряд ли к нему захочется возвращаться, но впечатление оно производит.
Андрей Платонов «Одухотворённые люди»
Ksellos, 12 октября 2021 г. 23:53
Написав про оборону Севастополя, Платонов как бы принял эстафету у автора Севастопольских рассказов Льва Толстого. Поэтому, читая данное произведение, невольно сравниваешь их. Конечно, сильно отличается не только язык, но и стиль написания. Изменились и образы врагов. На смену кавалерии пришли танки. А вместо пушек и ружей у защитников — пулемёты и гранаты. В конце концов, солдатами движет и другая идеология. Если Лев Толстой старался избегать прямых патриотических разговоров, то у Платонова время от времени появляются отсылки к Ленину и построению коммунизма. Но что остаётся неизменным — так это внутренняя энергия русских воинов, их переживания о родной земле, о любимых людях. О таких вещах сложно рассуждать без пафоса, но вечные истины не могут быть прозаичными.
Ksellos, 17 августа 2021 г. 03:33
Центральная сюжетная линия, в которой рассказывается про Поликушку — идеальная. Трагический финал можно объяснить тем, что очиститься от преступления, от греха бывает сложно. Здесь мало просто перестать делать плохие поступки, нужно пройти через испытания. Герой этого сделать не смог.
Другие линии раскрываются не так ясно. Доброта барыни, без понимания ситуации, оказывается пустой и гибельной, но вина её сомнительна. Насколько искренне Дутлов поборол свою жадность — тоже непонятно.
Отдельно хочу заметить, насколько некоторые сцены жутко описаны.
Ksellos, 8 июля 2021 г. 19:23
Данное произведение действует на читателя как кошмарный сон. В целом сложно пересказать его сюжет, но отдельные элементы надолго врезаются в память. Персонажи повести и их деятельность кажутся очень знакомыми и обыденными. Именно поэтому нам легко представить ужас их положения.
Автор по очереди создаёт и тут же ломает мечту каждого героя. Для одного — нет смысла, для другого — любви, для третьего — перспектив и так далее. Люди жертвуют всем ради будущего, но тут же видят, что будущее мертво и их усилия оказались напрасными.
Котлован в символическом плане напоминает анти-Вавилонскую башню. Он строится не вверх, а вниз, из-за этого сопричастных не будут карать за гордыню, они сами наказывают себя.
Отдельно хочется отметить эпизоды с церковью, куда ходят прикурить, и медведем, который напоминает ожившую деревянную игрушку. Даже религия и сказка здесь теряют свой цвет. Жуткий текст.
Лев Толстой «Хозяин и работник»
Ksellos, 18 мая 2021 г. 18:13
Данную повесть сейчас бы назвали ремейком более раннего рассказа Толстого Метель. В двух этих произведениях достаточно схожий сюжет. Двое людей разного социального положения отправляются в дорогу и теряют путь из-за непогоды.
Но если в рассказе акцент был сделан на создание сюжета и выписывание характеров героев, то в «Хозяине и работнике» главной ценностью стала идея. Толстой в зрелые годы был увлечён поиском смысла жизни, проблемой неизбежности смерти и моральной оценкой наших поступков. Всё это нашло своё отражение на страницах данного произведения.
Ещё мне кажется, что финальный поступок хозяина выглядит отчасти автобиографическим, так как писатель с определённого времени также старался улучшить жизнь простых крестьян. И в этом желании он доходил до поступков, граничащих с самопожертвованием.
Ksellos, 30 апреля 2021 г. 16:38
По большому счёту, весь рассказ написан ради одной фразы о том, что смелость — это не безрассудство, а умение правильно выбрать, чего нужно бояться, а чего нет. Люди, которые не усвоили это урок, быстро погибают.
Ksellos, 27 апреля 2021 г. 01:31
В произведении рассматриваются сразу две проблемы, связанные с социальным и личным счастьем. Первая тема показывает огромную пропасть между разными категориями общества. Положение людей, вынужденных всю жизнь работать по принуждению, рано или поздно сгибает и ломает их — морально и физически. Но эта проблема была решена в 1861 году и сегодня не является настолько актуальной, как в то время.
Поэтому более интересной оказалась тема поиска личного счастья. Главный герой, руководствуясь добрыми побуждениями, стремится улучшить мир вокруг себя. Но такое желание, не пропущенное ещё сквозь фильтр житейского опыта, становится просто примером юношеского эгоизма и тщеславия. Конечно, молодой Нехлюдов ещё всё может исправить в своих взглядах, но люди, которые всю жизнь играют добродетельную роль, страдая сами и мешая жить другим, к сожалению, тоже встречаются. И эта тема, наверно, будет с нами вечно.
Фриц Лейбер «Стол, полный девчонок»
Ksellos, 15 марта 2021 г. 19:36
Не особо увлекательная история, поднимающая проблему эксплуатации женского образа в голливудской киноиндустрии. Мистичность рассказу придаёт только то, что главный антагонист хранит в своём столе не компрометирующие фото или видео, а своеобразные слепки ауры клиентов в виде призраков.
В наши дни произведение остаётся актуальным из-за движения #MeToo. Его представители жёстко разделываются с коллекционерами киношных девушек. Но не убьёт ли стремление к стерильным отношениям вообще всю романтику и любовь?
Ksellos, 13 марта 2021 г. 20:29
Довольно банальное воплощение тезиса о том, что человеческая жизнь — это длинный коридор, разделённый на секции. Сделав трудный выбор и войдя в одну из дверей, мы не можем остановиться, так как обстоятельства толкают нас к новой развилке.
Только, на мой взгляд, зацикленный сюжет здесь был бы более гармоничным, чем открытая концовка.
Станислав Лем «Рукопись, найденная в ванне»
Ksellos, 6 марта 2021 г. 20:47
В романе, на фоне серой и гнетущей атмосферы, местами возникают яркие вспышки сатиры. Первый разговор в кабинете о Миссии напоминает диалоги Швейка с командирами. Трепетное чинопочитание перед старичком Адмирадиром такое же, как у гоголевских персонажей из Невских рассказов. Глава с застольем повторяет безумное чаепитие Алисы со Шляпником.
Конечно, эти примеры не делают произведение юмористическим. Смех главного героя тут неизбежно перейдёт в вопли сумасшедшего. Тем, не менее, в остроумии Лему не откажешь, поэтому Рукопись... остаётся интересным примером жёсткого высмеивания бюрократии, спецслужб, карьеристов и даже священников и конспирологов.
Касательно вопроса — какой именно строй карикатурно изображает Здание — коммунистический или капиталистический? — наша история дала ответ: вся эта фантасмагория присуща любому обществу, вне зависимости от его структуры. Возможно, всемогущую бюрократию убьют современные цифровые технологии. Впрочем, это уже тема для других произведений.
Ksellos, 4 марта 2021 г. 19:17
Сюжетно рассказ полностью повторяет более раннее произведение Лейбера «Корабль отплывает в полночь». Только в нём нет морализаторства и романтической составляющей. В остальном истории похожи: необычный общий знакомый долгие годы объединяет группу друзей, но в итоге оказывается, что он —
Ksellos, 3 марта 2021 г. 04:12
Меня всегда завораживала идея о существах, обитающих в космосе. В рассказе содержится попытка описать жизненный цикл таких животных.
Фриц Лейбер «Успеть на цеппелин!»
Ksellos, 3 марта 2021 г. 04:03
Рассказ интересный и смелый. Думаю, сейчас никакой американский автор не отважился бы написать произведение с таким главным героем. Лейбер, немец по происхождению, пытается понять, где Германия свернула не туда и как был бы хорош мир без случившейся катастрофы в виде ВМВ.
Смущает только странное допущение о том, что от брака двух гениальных учёных может родиться сверхгениальный ребёнок. Это так не работает.
Ksellos, 28 февраля 2021 г. 04:05
Роман Гюго напоминает величественное здание, к тому же огромное по размерам, которое нельзя рассмотреть и оценить, стоя на одной позиции. Нужно пройти по мраморным ступеням, подняться на верхние этажи, поднять голову, чтобы увидеть лепнину на потолке и спуститься в подвал, держа в руке факел. Изучать здание можно долго, но при каждом новом посещении вы будете находить потайные уголки и повторно рассматривать любимые места.
Это произведение нельзя описать одной ёмкой фразой. Оно содержит целый ряд глубоко продуманных персонажей, которых бы хватило на несколько самостоятельных историй; извилистый сюжет, который автор прокладывает с мастерством опытного капитана; философские отступления, с которыми можно не соглашаться, но которые заставляют читателя занять какую-либо сторону в поднимаемом вопросе; исторические очерки о сути революции, которая словно эхо повторяется в других странах даже в наше время.
Неизвестно, буду ли я перечитывать Отверженных, но вспоминать о них буду точно.
Фриц Лейбер «Снежное торможение»
Ksellos, 27 февраля 2021 г. 03:35
Космическая битва происходит вблизи Урана, что является достаточно оригинальным место действия, по сравнению с каким-нибудь Марсом. Противники тоже оказываются весьма необычными пришельцами. У членов экипажа проявляются паранормальные способности, они совершают героические поступки.
Казалось бы, здесь есть все составляющие для успешного научно-фантастического произведения. Но читать его сложно и неинтересно. Возможно, этот сюжет лучше развернулся бы в повести или даже романе, а, будучи утрамбованным в рассказ, он становится слишком ломким и пресным.
Фриц Лейбер «Каникулы на летающем блюдце»
Ksellos, 24 февраля 2021 г. 21:43
Остроумный и смешной рассказ про человечество глазами инопланетян. Пришельцы представляют собой осьминогов, напоминающих персонажей одноимённого советского мультфильма. Главный герой — ещё ребёнок, поэтому тон повествования достаточно прямолинейный и честный. В конце произведения становится понятно, почему к нам больше не прилетают НЛО, какие испытания должна пройти наша цивилизация и откуда сумасшедшие оракулы берут свои идеи.
Фриц Лейбер «Старушка мисс Макбет»
Ksellos, 23 февраля 2021 г. 19:31
Короткий рассказ о погибшем, заброшенном и сильно искажённом мире, в котором роль выжившего или хранителя исполняет главная героиня. Постапокалиптическая картина так ярко и сочно описана, что до конца рассказа не понятно — это реальность или сон старушки.
Фриц Лейбер «Плохой день для продаж»
Ksellos, 21 февраля 2021 г. 03:04
Своей основной идеей рассказ немного напоминает произведение Брэдбери «Будет ласковый дождь». Бездушный механизм продолжает выполнять свои функции, несмотря на катастрофу, затронувшую людей.
Ksellos, 20 февраля 2021 г. 19:33
Конечно, это рассказ не про постапокалиптичный мир, а про семейные отношения. Сюжет банальный: жена убегает от нелюбимого мужа. Куда? К любовнику, к родителям, к случайным людям, или — как в данном случае — в радиоактивную пустыню — не так важно, главное — прочь из дома.
Ksellos, 20 февраля 2021 г. 19:18
Всегда вызывали уважение такие постапокалиптичные тексты, где сюжет не заключается в красочной прогулке по разрушенным остаткам городов с автоматом наперевес, а описывает очень скучное, серое, жалкое, но оттого реальное выживание людей, лишённых благ цивилизации.
Фриц Лейбер «Корабль отплывает в полночь»
Ksellos, 20 февраля 2021 г. 03:22
Рассказ не впечатлил из-за слишком прямолинейного способа самокритики человечества. Главная героиня — такая себе Мэри Поппинс для взрослых.
Ksellos, 18 февраля 2021 г. 01:06
Как известно, не все люди верят в пользу научно-технического прогресса. В истории есть примеры луддитов, амишей, анархо-примитивистов. И чем активнее внедряются технологии в жизнь общества, тем громче звучат голоса оппонентов этого явления. Сторонники побега от цивилизации уверены, что они глубже начинают понимать природу человека и могут шире раскрыть все способности нашего организма. Но так ли это? Возможно, отшельники просто занимаются самообманом, верят в фантомы и лишают себя комфорта и удовольствия в погоне за ложными идеалами? Наверно, эти вопросы останутся актуальными даже тогда, кода люди полетят к другим планетам.
Фриц Лейбер «Зачарованный лес»
Ksellos, 16 февраля 2021 г. 20:01
Смешной рассказ, но в конце становится жаль главного героя. Мятежник при побеге от преследователей решает спрятаться в укромном месте, которое оказывается
Фриц Лейбер «Сны Альберта Морленда»
Ksellos, 16 февраля 2021 г. 05:24
Шахматный поединок внутри одного сознания, доводящий человека до сумасшествия, напоминает Шахматную новеллу Стефана Цвейга. Здесь можно говорит о восхищении шахматами, как игрой, воплощающей саму жизнь. Но фантастическая составляющая делает концовку рассказа открытой или даже скомканной.
Фриц Лейбер «Дневник на снегу»
Ksellos, 15 февраля 2021 г. 02:45
Как известно, сон разума рождает чудовищ. Получается, что талант писателя позволяет им воплотиться в реальности.
Несмотря на жуткий сюжет, местами встречаются забавные (само)ироничные замечания, которые касаются невысокого общественного мнения о творчестве писателей-фантастов.
Ksellos, 14 февраля 2021 г. 20:48
В постапокалиптическом мира люди жаждут стабильности и находят её не в воюющих осколках-государствах, а в убежище маргиналов. Такой себе побег из цивилизации.
Фриц Лейбер «Требуется неприятель»
Ksellos, 14 февраля 2021 г. 20:42
Возможно, в рассказе есть аллюзия на то, что европейские страны, затеяв войну между собой, в итоге попали под влияние чужих цивилизаций — американской и советской.
Ksellos, 13 февраля 2021 г. 19:19
Ещё не окончилась Вторая Мировая Война, но людям стало ясно, что военное дело, многие года прочно связанное с государством и озарённое ореолом идеализма, может вскоре стать просто ещё одним видом бизнеса. Глядя на современные ЧВК и контрактные армии, можно с уверенностью сказать, что догадки автора оказались верны. Этой идеей рассказ напоминает произведение Рэя Брэдберри «Бетономешалка», где оружие марсиан оказалось бессильно против мощи денег.