Все отзывы посетителя Etamin
Отзывы (всего: 373 шт.)
Рейтинг отзыва
Роберт Ллойд Фиш «Афера Хавьера»
Etamin, позавчера в 09:03
Детектив довольно известного американского автора, где все действие происходит в Рио-де-Жанейро. Поскольку он хорошо знал Бразилию, немалую часть романа занимают описания города, нравов и обычаев страны. В целом, это своего рода краеведческий детектив. Также обсуждается и проблема социального расслоения, фавелы Рио и условия жизни, царящие там. Если же отвлечься от социальной тематики, то сам по себе детектив, особенно со второй половины, становится довольно интересным, приберегая к концу самые большие сюрпризы.
Не шедевр, но прочитать можно.
Пол Андерсон «Властелин тысячи солнц»
Etamin, 16 октября 16:29
Рассказ на довольно избитую со времен Аладина и волшебной лампы тему. Но он еще и написан по нынешним временам довольно архаично. Приключения сменяются довольно длинными рассуждениями, пояснениями и описаниями. Его явно стоило бы подсократить. Мотивировки персонажей также малоубедительные. Я бы не удивился, узнав, что он написан Ван Вогтом — по стилю куда больше похоже на него, чем на Пола Андерсона. Впрочем, Андерсон тогда же начал писать первые рассказы о Флэндри из цикла «Техническая история», и тоже в довольно старомодном стиле; правда, их он потом переработал. Можно считать этот рассказ одним из подготовительных этюдов. Тем более, что особо глубокой сверхидеи здесь и нет.
Позабавило, что антагонистами командует капитан Ростова (правда, не Наташа — а все-таки, как сейчас выражаются, улыбнуло).
Что касается расщепления личности (в данном случае, скорее, объединения личностей), то на эту тему есть произведения куда более талантливые (правда, и написанные позже), именно про объединение. Я бы отметил «Обмен разумов» Шекли, «Город иллюзий» Урсулы Ле Гуин и, кстати, «Змеиное молоко» Успенского.
В общем, не лучший из рассказов Андерсона, но прочитать вполне можно.
Etamin, 6 октября 19:53
Книга, из ряда вон выходящая.
Во-первых, она посвящена концепции мультивселенных Хью Эверетта. На эту тему писали вообще мало. Первым, наверное, был Фред Хойл в своем замечательном романе «Недостижимое начало октября». Подозреваю, что писали мало потому, что относительно доступно изложить всю концепцию весьма сложно.
А посему и во-вторых: чтобы более менее понять и проникнуться происходящим, желательно (и даже необходимо?) иметь представление о квантовой теории и статистической физике хотя бы на уровне научно-популярной литературы. Формул в книге нет, это правда. Хотя попадаются НФ-книги и с формулами, например, «Черное облако» того же Хойла или «Уравнение с Бледного Нептуна» Емцева и Парнова (а первым был, очевидно, Жюль Верн — смотри «С Земли на Луну»). Но и без формул вникать в ход событий непросто, особенно во второй половине (что уже отметили в предыдущем отзыве). Но интересно.
В-третьих, автор сделал довольно неожиданный ход, сделав прямыми героями повествования не только самого Хью Эверетта, но и его ныне здравствующего сына, рок-музыканта Марка Эверетта. А ведь тот мог бы и обидеться... и за себя, и за отца.
Роман (или это повесть?) Амнуэлю таки удался. Хорошая книга, тем более в жанре НФ, должна побуждать читателя думать. И это у него получилось. Правда, последние части все же читаются с некоторым напрягом, чем-то напоминая романы Грегори Бенфорда (сходство несомненное), а еще больше — такие книги Лема, как «Голем XIV» и особенно «Повторение». Но ведь даже Лему эти вещи не вполне удались...
Ну и в заключение хочу отметить, что это далеко не первая НФ-книга, где некие формулы и уравнения оказываются способными изменить мир (ну взять хоть азимовский План Селдона). Но это явно первая книга, где эти уравнения оказались способными перевернуть весь мир, всю Вселенную и даже все «мультимирие» сами по себе, просто в силу своего начертания на бумаге реально существовавшим, не вполне оцененным, слегка безумным гением...
Etamin, 6 сентября 10:31
Энтони Баучер писал и фантастические, и детективные рассказы. Тут он попробовал соединить оба жанра. Получилось не очень, честно говоря. Смешение обоих жанров выглядит искусственным, немалое число введенных персонажей неубедительны, несмотря на попытки создания их психологических портретов.
Отдельно отмечу явный ляп переводчика. Не знаю, как там в оригинале, но главный герой думает о явившемся к нему детективе: «Вот он, мой Жавер, мой Порфир, мой Мегрэ». По-моему, любому должно быть понятно, что под «Порфиром» Баучер имел в виду Порфирия Петровича, и это, конечно, должно было быть отражено в переводе. Но нет.
У Баучера есть совершенно блестящие НФ-рассказы, к примеру, «Поиски святого Аквина». Их и следует читать.
Etamin, 2 сентября 14:19
Этакий страноведческо-этнографический детектив, посвященный даже не Испании в целом, а Кантабрии. С довольно глубоким ретроспективным взглядом во времена гражданской войны и послевоенной эпохи. Эта часть текста, пожалуй, наиболее интересна, хотя понимаешь это уже после окончания книги. По ходу же чтения хочется следить за детективной интригой, и флэшбеки кажутся чем-то досаждающим.
Что же до собственно детектива, то он, особенно в первой половине книги, довольно интересен. Однако чувствуется некоторая неопытность автора — многословность, излишне большое число действующих лиц, перегруженность событиями и деталями. Также чувствуется влияние знаменитых коллег по жанру; в частности, автор местами достаточно явно подражала Джеффри Диверу. Где-то на второй трети повествования читателю, поднаторевшему в детективах, все более-менее становится ясно. Хотя пара твистов, опять-таки в духе Дивера, отложены на самый конец.
В общем и целом — достаточно познавательное чтение, вызывающее желание познакомится со следующими работами Оруньи.
Etamin, 28 августа 19:23
Мне не так чтобы особо понравилось. Классический герметический детектив. Почитать можно. Персонажи особой симпатии не вызывают. Можно кое-что узнать об Израиле как о стране.
Странности уже отмечены в предыдущем отзыве. Кроме того, ряд моментов остался неясным — по-видимому, автор приберег их для продолжения (не знаю, существуют ли они уже). Книге не помешало бы аккуратное редактирование; так, майора полиции, ведущего расследование, временами именуют полковником. Итальянские аристократы носят фамилию Колонна (почему не Альдобрандини? :) — ведь родовой замок «Палаццо Колонна» находится, вообще говоря, в центре Рима, а не во Флоренции. Ну и т. д.
Да еще нарисовался стремительный домкрат в виде «движущихся вверх и вниз поршней турбин» . Н-д-я...
В общем прочитать можно, но если не будете читать, ничего не потеряете.
Etamin, 27 августа 21:14
Рассказ написан хорошо и с фантазией. Классическая старая НФ почти на каждой странице. Правда, конец вроде бы совсем не в олд-скульной форме.
Но ведь нет! Сама интрига весьма напоминает классический рассказ Кларка «Двое в космосе» («Разрушающее напряжение») аж 1949 года. Там, я бы сказал, тоже очень высоким моральным выбором не озадачились.
Рассказ Громова «Вычислитель» я не читал, потому сравнить не могу.
Планета, лиман, ее фауна описаны очень здорово. Но подобная ситуация морального выбора могла бы произойти где угодно — в космосе, во льдах, в тайге, под водой. На эту тему многое уже написано.
Сама действительность предоставила нам еще один реальный пример — историю с альпинисткой, застрявшей на пике Ленина.
Так что это не такая уж и фантастика, друзья.
Эрик Фрэнк Рассел «Мы с моей тенью»
Etamin, 6 августа 08:52
Рассказ, слабоватый для Рассела. Конечно, как тут уже отмечалось, никакая это не фантастика. Скорее уж рождественская сказка. И на такую тему уже много написано (и наснято, кстати) всякого.
Жена обращается с героем в стиле известного анекдота: «Ты такой идиот, что даже на конкурсе идиотов займешь второе место! -Почему? — Потому что идиот!» Сам он представлен воистину «тварью дрожащей». Оба они никакого сочуствия не вызывают.
Что в реальной жизни, безо всякой фантастики, может произойти при подобных обстоятельствах, замечательно показал Корнелл Вулрич в потрясающем рассказе «Убийца поневоле». А в настоящей реальности тоже всякое бывает. Лет так 15 назад сообщалось, что в каком-то университете на Среднем Западе США одна женщина — не то доцент, не то даже профессор — явилась на заседание ученого совета кафедры с автоматом и перестреляла половину коллег, прежде чем кто-либо опомнился.
В общем, не фантастика это а реальность.
Роберт Шекли «Человек по Платону»
Etamin, 5 августа 23:10
Зря, по-моему, Шекли, спустя несколько десятков лет после появления сборника «Я, робот», взялся конкурировать с Азимовым. Рассказ написан отлично, но там где у Азимова на пути к достижению цели (неважно, какой) становятся неумолимые Три Закона, здесь спасению Холлорена препятствуют как просто преступное разгильдяйство его самого и прочих участников экспедиции (уже отмечалось в предыдущих отзывах), так и совершенно идиотское программирование робота (который, как уже справедливо было сказано, совершенно не подходит для порученных ему целей). В конце концов, азимовские роботы, даже самые примитивные, уже имели самосознание, в то время как Макс управлялся просто ИИ, а о том, какие глупые ошибки может совершать ИИ, мы уже знаем из собственной практики.
В общем, очень остроумно и даже смешно, особенно когда узнаешь. что все кончилось хорошо. Но если вдуматься...
А может, это как раз рассказ-предупреждение?
Гор Видал «Смерть на сон грядущий»
Etamin, 28 июля 21:11
Это, пожалуй, наиболее интересный из трех романов Гора Видала о Питере Сардженте. На этот раз крутого рекламщика и журналиста приглашают к известному сенатору США, чтобы он помог в организации избирательного штаба для предполагаемого баллотирования в президенты на следующих выборах. Пикантность момента заключается в том, что до того Сарджент несколько месяцев находился в связи с дочерью сенатора, отъявленной тусовщицей и «светской львицей», и даже считался помолвленным с нею. Однако Сарджент едва успевает познакомиться с самим сенатором и принять предложение остановиться в его особняке в Вашингтоне. Почти сразу же, как он размещается в выделенной ему комнате, в кабинете сенатора раздается взрыв...
Если в первом романе мы знакомились с изнанкой шоу-бизнеса, а в третьем — с атмосферой гулянок «золотой молодежи», то здесь мы погружаемся в жизнь самых верхов американского политикума. Эта среда Гору Видалу тоже была прекрасно известна.
Почти сразу же всплывают самые разнообразные и неожиданные поводы, которые могли бы привести к смерти сенатора — и политические, и имущественные, и личные... К чести автора, «социальный» срез романа обширен, но вовсе не зануден, а детективная интрига составлена столь искусно, что до последних страниц подоплека происходящего остается тайной для читателя. Мне, по крайней мере, разгадать ее раньше, чем это сделал Питер Сарджент, не удалось.
Ну и как всегда, полиция не блеснула проницательностью.
Артур Кларк «Безжалостное небо»
Etamin, 27 июля 19:38
Не думаю, что Артур Кларк ставил перед собой большие задачи при написании данного рассказа. Однако у него получилась не только в меру забавная, в меру фантастичная история, но и довольно точное предсказание, столь скорой реализации которого он сам наверняка не ожидал.
Последние годы на Эверест действительно поднимают кого угодно, лишь бы платили. Призраки великих альпинистов прошлого, наверное, сбежали от такого кощунства. Построены специальные лестницы и дорожки, по которым носильщики ассистенты тянут вверх и стариков, и подростков, и женщин, и, наверное, инвалидов тоже. Лишь бы здоровье позволяло оставаться на высоте, а так — вперед! Вся великая романтика испарилась и без каких-либо левитаторов. Бизнес есть бизнес.
Так что до платформы с отелем, надетой краем на вершину Эвереста («Илион»-«Олимп» Симмонса), осталось, возможно, не так уж и долго.
Айзек Азимов «Зеркальное отражение»
Etamin, 27 июля 18:11
Удивительно, но вроде бы все авторы отзывов на этот блестящий рассказ Азимова обсуждают его именно в духе рассказов о роботах, о трех законах и так далее. Между тем сам сам автор устами двух главноых героев в конце рассказа поясняет, что все логические рассуждения, которые привели детектива Бейли к правильной догадке, опять-таки можно вывернуть наизнанку зеркально отразить... и тогда опять все можно будет начать сначала. Но сам же Бейли говорит прямо, что правильный вывод сделал практически основываясь только на своем знании людской натуры. И это гениальный ход, ставящий Бейли наравне с комиссаром Мегрэ и Ниро Вулфом.
Ибо люди не меняются и вряд ли изменятся даже через несколько тысяч лет (буде просуществуют до того времени). А ученый академик
В общем, еще один шедевр короткой формы от Азимова. Впечатление от него чуть снижает лишь некоторая сухость изложения, что, возможно, и помешало большинству читателей понять скрытый (хотя почему скрытый — вполне явный) смысл рассказа.
Гор Видал «Смерть в пятой позиции»
Etamin, 27 июля 12:02
Первый опыт Гора Видала в детективном жанре. Вероятно, поэтому детективная линия в романе не особенно интересна и выглядит не проработанной до конца. Впрочем, это не относится к роману в целом, который написан с присущим Видалу блеском и юмором. Мы узнаем много интересных подробностей из тех областей шоу-бизнеса, которые обычно остаются скрытыми от непосвященных. Не говоря уже нравах и стиле жизни балетных кругов. Кроме того, роман содержит любопытные описания и сцены, которые для начала 50-х казались излишне смелыми, фривольными и даже неподобающими для серьезной литературы — да и сейчас встречаются не столь уж часто. Наконец, книга носит на себе явный отпечаток эпохи самого разгула маккартизма, одним из поворотов сюжета явно напоминая незадолго до того появившийся роман Рекса Стаута «Второе признание». Возможно, именно эти особенности книги привели к тому, что на русский она была впервые переведена лишь в 90-е годы.
Уже здесь проявляется особенность этих «детективов» Видала: всех подробностей произошедшего до конца мы не узнаем, а полиция практически все время находится как бы за сценой и отличается, на первый взгляд, изрядной тупостью при раскрытии дела.
Роберт Артур «Как избавиться от Джорджа?»
Etamin, 25 июля 17:27
Рассказ весьма так себе. Мало того, что он на очень избитую тему, так и главные персонажи выглядят полными идиотами. Конец вообще неправдоподобный.
Почему
В общем, история откровенно надуманная.
Etamin, 23 июля 09:12
Это стихотворение я прочитал еще юным студентом, и оно запомнилось навсегда. Но я не помнил, чье оно и где я его прочитал. Потом, конечно, выяснил.
Что сейчас можно сказать о нем, после стольких лет? Конечно, идея замечательная. И сказано о многом. Вплоть до «великанов Европы». Наводит на многие мысли.
И все же...
Сейчас понятно, что идея замечательная, а вот стихи местами так себе. Особенно в начале. Ну что это за четверостишие:
Я подумал: мы в пахаре
Чтим целину,
В воине — страх врагам,
Дипломат свою
Преставляет страну,
Я представляю
Орган.
Оно просто не садится в текст и не гармонирует с происходящим. Музыкант, выходящий к публике, меньше всего будет думать о пахарях и дипломатах.
И вот это четверостишие — вроде и хорошо,
Бах сочинил,
Я растревожил
Свинцовых труб
Ураган.
То, что я нажил,
Гений прожил,
Но нас уравнял
Орган.
но что это означает — «То, что я нажил, гений прожил»? Не говоря уже о глагольных рифмах.
Впрочем, как говорится, отдельные недостатки не отменяют главного.
И, конечно, это стихотоворение не об органисте. Оно о токкате ре-минор Баха и о великой силе великой музыки.
Etamin, 19 июля 20:05
Мне этот роман понравился не очень. У Макбейна есть книги куда лучше. Хотя написано очень хорошо, с проработкой немалого количества типов и образов. Но как по мне, мотивы действий основных персонажей на протяжении книги не очень-то убедительны. К тому же, ни к кому из них не испытываешь сочувствия. Одни мерзавцы, наркоманы, ш...хи, куколды и довольно унылые полицейские.
Гор Видал «Смерть идёт по пятам»
Etamin, 18 июля 15:01
Третий роман из цикла про любителя разгадывать запутанные истории Питера Сарджента от американского классика Гора Видала. Детективы он издавал под псевдонимом «Эдгар Бокс» (вообще-то Гор Видал — это тоже своего рода псевдоним). Но данная книга — не только детектив (надо сказать, прекрасно построенный и запутанный). Как и полагается книге мастера прозы, в ней еще описываются образ жизни и развлечения американского «высшего среднего класса» — не мультимиллионеров, но того слоя, который можно назвать богемой и «золотой молодежью». Довольно напоминает произведения Скотта Фитцджеральда, хотя и происходит уже в послевоенную эпоху. Содержит немало, так сказать, «лирических отклонений», касающихся самых разных тем жизни человека и общества, ни разу не позволяя забыть, что автор — крупный писатель и эссеист. Интересно, что по завершении детективной интриги некоторые моменты так и остаются подвешенными, и никаких дополнительных разъяснений, что типично для стандартных детективов, в конце не дается. В сущности, нам дают понять, что такие подробности могли бы заинтересовать разве что полицию, но никак не рассказчика (и тем более не автора).
Недостаток — если это вообще недостаток — многовато персонажей разной важности для сюжета, так что начинаешь путаться в именах.
Росс Макдональд «Обрекаю на смерть»
Etamin, 17 июля 11:34
С одной стороны, это типичный роман Росса Макдональда, основанный на его характерном подходе: разгадка нынешних преступлений кроется в прошлом. С другой стороны, вся история, к сожалению, выглядит очень уж надуманной; и вряд ли подобный ход событий мог бы реализоваться на деле. Да и персонажи, словно на подбор, воплощают самые дурные стороны человеческой природы: алкоголизм, наркоманию, зависть, разврат, карьеризм, жажду обогащения — для одного семейства и близких к нему людей, пожалуй, слишком много пороков. Я уж не говорю о той или иной степени помешательства, которое, несомненно, присутствует. К тому же Лу Арчер, пожалуй, перебарщивает с количеством мысленных сентенций по поводу происходящего.
Но, конечно, интересно; сам не замечаешь как втягиваешься в повествование.
Etamin, 12 июля 13:40
Наткнувшись на эту повесть или новеллу, видимо, уже в другом переводе, только к концу понял, что уже давно читал ее. Очевидно, только развязка и запомнилась.
Как триллер — очень неплохо. Как детектив — никуда не годится. И главный герой, и полиция (а она тоже участвует) проявляют невероятную тупость, не в состоянии сложить два и два. Коль скоро в английской глубинке (не в индийских или суматранских джунглях) происходят зверские убийства,
в которых вроде бы участвуют двое — один двуногий, другой четвероногий, с ужасными когтями, сравнительно небольшого веса, оставляющий после себя резкий характерный запах, а головы убитых куда-то исчезают
а прямо по соседству живет знаменитый охотник, публично (!) не стесняющийся высказывать довольно дикие взгляды на людей вообще и о никчемности конкретно данных жертв, стоило бы озаботиться проведением в его доме обыска.
Но меня еще тогда эта повесть навела на мысль ознакомиться подробнее с представителями семейства самых злобных, диких и неукротимых хищников на нашей планете.
Кристофер Энвил «История с песчанкой»
Etamin, 12 июля 09:30
Отличный сатирический рассказ, вскрывающий нравы в среде «академических» ученых и тупость бюрократии. Сейчас-то уже почти все привыкли, что результаты научных исследований подтверждают то, что просили доказать спонсоры этих исследований. Возможно, в год написания рассказа это было не столь очевидно. История с венерианскими крысами — только декорация, и не стоит думать, что автор всерьез думал о симбиозе инопланетных микроорганизмов и человека. Тем более, что тогда уже было понятно — никаких живых существ на Венере, скорее всего, нет. Зато рассказ приобрел новую актуальность в связи с новейшими пандемиями и шумихой, поднятой вокруг них, «войной вакцин» со взаимным непризнанием таковых, ну и так далее — читатель сам вспомнит.
Особый предмет восхищения составляет стиль написания: весь рассказ состоит из бюрократической переписки, выглядящей очень правдоподобно. Пожалуй, в этом смысле могу поставить рядом с ним только «Тупик» Азимова, созданный значительно раньше, но поднимающий, по существу, те же самые вопросы, от которых человечеству, видимо, не избавиться даже в эпоху Галактической империи.
Патриция Хайсмит «Галстук Вудро Вильсона»
Etamin, 28 июня 18:30
Хотя это тот же автор (Патриция Хайсмит), я полагаю, что с Рипли герой рассказа имеет мало общего. Во всяком случае, никаких чувств, кроме омерзения, он не вызывает. Но, пожалуй, именно из подобных персонажей (не буду утверждать, что именно из этого рассказа) вырастают такие отморозки, которым что человека убить, что банку Кока-Колы выпить, и имеющие весьма странное представление о жизни и о человеческом обществе, которые показаны в книгах и фильмах «Американский психопат», «Калифорния», «Мистер Брукс». К сожалению, они и в реальной жизни встречаются, хотя и не столь часто.
Etamin, 28 июня 18:06
В предыдущем отзыве сказано, что что это рассказ о неотвратимости возмездия. Оно, конечно, так. Однако возмездие (в лице Бонда, но это неважно) приходит тогда, когда Декстер Смайт уже много десятков лет, от души пожив и погуляв на похищенные деньги в тропическом раю, заработал смертельную болезнь и готовится к скорому и неизбежному концу. Так что если бы Бонда на несколько месяцев отвлекли другие дела, может и возмездия никакого бы не было.
В этом смысле есть над чем подумать, хотя морали, как таковой, в рассказе почти и нет.
Антония Фрейзер «Желаю приятно умереть»
Etamin, 28 июня 10:21
Мораль сего рассказа, на мой взгляд, понятна. Писатель, да еще пишущий о женщинах, должен, нет, просто обязан в реальной жизни в этих самых женщинах разбираться. А иначе...
Майкл Гилберт «Африканские древесные бобры»
Etamin, 28 июня 10:18
Не знаю, почему этот рассказ считается шедевром детектива. По мне, это пародийное издевательство над зоозащитниками, деревенскими нравами, а заодно и над спецслужбами и тем, что сейчас вежливо именуют «биолаборатории». К сожалению, написано несколько растянуто и неубедительно.
Роберт Барнард «Утреннее телевидение»
Etamin, 28 июня 10:13
Это — еще один хороший пример настоящего (а не сконструированного борзописательницами) иронического детектива. Хотя все тут кончается плохо. А плохо ли?
Персонажи сами успешно двигались к подобному концу (причем все трое). Впрочем, поведение мужа, столько времени это терпевшего, да еще документировавшего, меня поражает — пристрелил бы обоих на месте, и все. Еще и мало бы дали: состояние аффекта, как ни как.
Etamin, 27 июня 20:31
Признаться, не ожидал от Лукьяненко такого разворота сюжета. Написано, я бы сказал, хлестко. Где-то к середине понимаешь, что кого-то (надеешься, что не тебя) на...вают, и все несколько по-другому. Появляются разные догадки (как у меня, так и у главного героя). К концу понимаешь, что ты понимал все правильно, но таки неправильно. А насчет ГГ — успехов ему.
Вообще же довольно увлекательно (этого у автора не отнять), космический боевик в Солнечной системе со всем до этого относящимся. Кое-что, как всегда, взято из других книг, например, из Кордвайнера Смита, но очень занятно перелицовано и синтезировано.
Тема для Лукьяненко, тем не менее, необычная и неожиданная.
К сожалению, книга явно нуждается в редактировании. Например, спутник Юпитера Каллисто — таки «она», а не «оно». Спойлерить не хочу, посему на этом останавливаюсь.
Посмотрим, как будет со следующими томами. Надеюсь, что там точки над «и» будут более или менее расставлены.
Джеффри Дивер «Во власти страха»
Etamin, 18 июня 00:11
В данном случае полностью согласен с отзывом vorpol. В романе применен весь набор приемов, использованных автором ранее: и твисты, и так наз. «клиффхангеры», и необычайная проницательность главных героев, и появление спасителей ниоткуда, и, разумеется, «воскрешение» мертвых. Поэтому действительно где-то на половине становится неинтересно. Также и головоломные планы злодеев какие-то слишком уж головоломные. В общем, как в классическом анекдоте:
«Таки зачем вы говорите мне, что едете в Одессу? Чтобы я подумал, что вы не едете в Одессу, когда вы на самом деле едете в Одессу?»
Так что имею все основания подозревать, что следующие книги цикла не переводились именно потому, что качество их заметно упало. Наверное, все это надоело автору — как, скажем, серия про Джека Ричера надоела Ли Чайлду.
Еще меня удивило, что в тексте многократно поминаются «террариумы», где главный негодяй выращивает ядовитые растения. Всю жизнь полагал, что в террариумах разводят всяких ползучих гадов. Изучение показало, что в таком смысле слово «террариум» тоже используется, хотя есть специальное название «флорариум». Интересно, как в оригинале. Но, вообще говоря, как отметил один известный персонаж, «А какая разница?»
Джеффри Дивер «Комната смерти»
Etamin, 9 июня 21:56
Ну вот и здесь, как в одной из предыдущих книг, убийца — садовник. Ну не совсем...
Не знаю, был ли у Дивера прямой политический заказ на подобный сюжет, но даже если он это сочинил из чувства гражданского долга, то тем более не очень приятно читать. Нет, я все понимаю. Спецслужбы нужны будут всегда, даже в Мире Полудня, и будут заниматься малоприятными делами, возможно, даже терзаясь сомнениями, но здешний «КОМКОН-2» уж очень малоприятной конторой выглядит, а потом чудесным образом оказывается во всем прав. А плохишами оказываются мерзкие богатеи.
И прием, когда в конце главы Сакс шагает прямо в пасть к волку, а через главы три выясняется, что все было продумано заранее, уже поднадоел. Ну и само собой, уже не в первый раз оказывается, что даже крестьянки чувствовать умеют, тьфу, т.е. даже среди туземных полицейских попадаются честные, умные и некоррумпированные.
И да, я бы не сказал, что гастрономические изыски, заимствованные сами знаете у какого автора, внушают волчий аппетит и так уж украшают книгу.
Джеффри Дивер «Под напряжением»
Etamin, 9 июня 21:44
«Самолеты-трутни» — это конечно, нечто... Я три раза прочел, пока понял, о чем речь. Но они еще появятся... хотя и не в этой книге.
Могущество электричества, кстати, еще Лем описывал в одном из фрагментов «Больницы Преображения». Оно конечно, штука грозная, сила которой не всеми осознается вполне. Но и преувеличивается часто.
Впрочем, за здорово придуманный сюжет автору спасибо. Ну, про лес, в котором прячут деревья, я уже упоминал в предыдущем отзыве.
Необычность происходящего во многом скрадывает отдельные недостатки книги, так что она читается хорошо.
Etamin, 9 июня 21:37
Почти во всем согласен с предыдущим отзывом. Во-первых, перевод вообще плох, во-вторых, куда смотрели редакторы, вообще неизвестно. А история вообще перезакручена, могущество цифровых технологий не поддается осмыслению, да и количество трупов, пожалуй, зашкаливает — а ведь тогда еще даже ChatGPT не было. «Собиратель хлама» в поли сверхпроницательного убивца — это конечно, круто. Представльте себе Плюшкина, убивающего молотком Чичикова... Неужели такие люди могут встречаться в природе? Впрочем, Райм обо всем догадывается. Хотя и в последний момент... А почему в последний? Так тогда роман не получится...
Etamin, 9 июня 21:26
С тех пор, как Честертон задал вопрос: «Где лучше всего спрятать дерево? — В лесу», этот момент был обыгран в бессчетном количестве детективов. Вот еще один из них.
История, которая никогда не могла бы воплотиться жизнь просто в силу теории вероятности. Но придумано интересно. Читаешь и думаешь — во закручено! А потом сам себя спрашиваешь — какого черта, что это я сейчас прочитал?
С познавательной точки зрения тоже не содержит особых открытий. В общем, прекрасный пример того, на что способна фантазия автора, старающегося в очередной раз выжать все, что возможно, из уже поднадоевшей серии. Но да, написано действительно изощренно. Под стать главному злодею Часовщику.
Джеффри Дивер «Двенадцатая карта»
Etamin, 16 мая 21:46
Ценность этого романа заключается вовсе не в сюжете, — он таки надуманный и неправдоподобный. Таких гиперсуперрасчетливых киллеров не бывает, а если они и бывают, то занимаются политическими убийствами (вроде, скажем, «Шакала»), а не какими-то черными школьницами (которая тоже безупречно просчитывает события на зависть Хари Селдону или ментатам «Дюны»). Ну и все встречные полицейские имеют +50 к сообразительности. Тут дело в другом.
Все хорошие современные детективные романы обычно имеют помимо основной цели еще и другую — показать тот или иной срез общества, дать картину нравов в определенных кругах. Таковы, например, книги Гэлбрейта-Роулинг. На худой конец, можно описать какой-нибудь город с новой стороны, познакомить читателя с малоизвестными фактами или событиями, погрузиться в историю...
Данная книга этим и отличается, этим и интересна. Согласимся, что наши представления о Гарлеме, истории Нью-Йорка и процессе формирования современной американской конституции вряд ли выходят за пределы стандартных. Разве что кто-нибудь из читателей профессиональный американист. А между тем тут много интересного...
Etamin, 16 мая 21:16
Этот очередной роман Дивера о Линкольне Райме весьма интересен. Прежде всего основной сюжетообразующей идеей — много ли вы читали детективов о фокусниках, иллюзионистах и престидижитаторах? Также и закручено все очень круто, если так можно выразиться, так что уже начинаешь путаться, кто, где и когда. Тут, пожалуй, кроется в то же время и основной недостаток книги (ну если это считать недостатком). А именно, все происходящее, как потихоньку выясняется, имеет двойное — нет, тройное, -нет, даже четверное дно — или, как где-то (вроде бы в «Дюне») выражались — «планы внутри планов внутри планов». Конечно, несколько фантастично, что некий якобы реально существующий человек (не считая, разумеется, автора) смог разработать подобный план и начать воплощать его в жизнь, причем все шло до поры до времени практически без ошибок, и только один другой человек (в смысле Райм) смог все разгадать вовремя, основываясь... а кто его знает, на чем он основывается, помимо частиц грязи мусора — так, на озарениях.
Ну и конечно, как тут уже отмечалось, многие из происходящих событий тоже достаточно фантастичны, их объяснениям трудно верить. В общем, этакий магический детектив — который, тем не менее, действительно хорошо и с интересом читается. А фокусники описаны, в общем, хорошо — когда-то в юности я видел представления великого Арутюна Акопяна, — он вел себя на концертах довольно похоже.
Джеффри Дивер «Каменная обезьяна»
Etamin, 11 мая 18:53
Весьма малоудачная книга. Полное впечатление, что писалась по заказу то ли партии и правительства, то ли госдепартамента. Вся интрига (в которую, в общем, не внесено ничего особо нового по сравнению с другими романами о Райме) крутится вокруг китайских беженцев, которые все поголовно оказываются либо отважными диссидентами, либо феноменальными мерзавцами и интриганами. В самом Китае, судя по всему, царит диктатура КПК и кругом носятся солдаты НОАК. Как тут удается диссидентствовать, только автору известно. Заодно еще выясняется, что всюду поголовная коррупция, как в Китае, так и в США, вплоть до высших эшелонов власти. Так что среди заказчиков был, вероятно, и антикоррупционный комитет или как он там у них называется. Ну, русская мафия, само собой, хотя не понятно, при чем, но тоже в деле, а вообще в России все безалаберно и это прямо проходной двор для бегства из Китая (?!). Правда, пистолеты ТТ очень хороши(!).
Некоторые моменты автор, похоже, забыл, так как спасшиеся свидетели никак вроде потом не влияют на дело, а Амелия Сакс уже вторую книгу гоняет на Шевроле Камаро (а у нее вначале был ведь Додж Чарджер — когда она успела его сменить?).
В общем, согласен с обоими уже имеющимися отзывами.
Etamin, 3 мая 23:56
Полагаю, что большинство читателей Дивера за пределами США имеет слабое представление о географической и этнографической конкретике штата Северная Каролина, а потому им будет интересно почитать, что там такого необычного. И автор, вынося действие из Нью-Йорка, активно этому способствует.
Действие довольно быстро начинает закручиваться в тугие пружины и лабиринты. Пожалуй, с длиной романа, количеством персонажей и крутых поворотов сюжета Дивер чуть перегнул. Тем более когда заранее знаешь, что все кончится хорошо — потому что иначе быть не может. А Линкольн Райм в итоге все просчитывает даже не на два, а на три хода вперед, и злодеи и негодяи оказываются посрамлены. Тем более, что одного персонажа так упорно подсовывали в подозреваемые, что любому опытному читателю станет понятно, что он-то ни при чем.
Развязка вообще довольно неправдоподобна, хорошо что тему Роанока не стали развивать. Не буду более вдаваться в сюжет, чтобы не раскрыть лишнее, однако отмечу, что из книги мы узнаем кое-что любопытное об окружении Райма. И да, на тему о городках, скупленных преступниками оптом, Ли Чайлд к этому времени уже написал роман «Поле смерти» о Джеке Ричере. Роман явно более хороший. Ну да ладно, и эта книга хорошо читается, а что еще нужно от детектива?
Джеффри Дивер «Танцор у гроба»
Etamin, 1 мая 18:17
Весьма удачное продолжение цикла про Линкольна Райма. На уровне с первой книгой и даже лучше, потому что «дополнительного материала» не так много, все действие посвящено борьбе с киллером. Лишь временами оно разбавляется «чуйствами и отношениями», как сейчас выражаются, однако строго в меру. Образ самого киллера, а ему отведена немалая часть текста, получился очень интересным. Так же интересно выписаны и многие «проходные» персонажи, например, толстая еврейка-кошатница. Мотивация «заказа» на убийство и все вокруг него раскрывается только к концу книгу, на мой взгляд — не столь уж убедительно. Кроме того, полицейские спецназовцы выглядят по сравнению с тем, кого они ловят, неповоротливыми увальнями. Не будучи жителем Нью-Йорка, все же надеюсь, что там в реальности дела обстоят чуть получше. К сожалению, лично у меня саспенс по мере развития истории начал снижаться, ибо, наученный опытом чтения сотен детективов и триллеров, сразу начинаю что-то подозревать, когда по ходу сообщают, что успешно работающая компания почему-то не приносит достаточной прибыли...
Джеффри Дивер «Собиратель костей»
Etamin, 1 мая 13:55
Первый роман о великом криминалисте Линкольне Райме. Возможно, самый удачный из всего цикла. Этот образ во всех его противоречиях у Дивера явно получился очень хорошим и интересным. Даже тот факт, что он временами надирается в стельку, не портит впечатления — а что еще остается человеку в его состоянии? Кстати, о цвете его кожи ничего не говорится. Все на совести фильммейкеров.
Много и довольно любопытно рассказано о работе криминалистов, об их приемах и методах. Но баланс с ходом расследования в попытке обнаружить сумасшедшего маньяка выдержан неплохо. Правда, прочитав много книг Дивера до того (хотя эта — одна из первых по времени написания), начинаешь хорошо замечать все авторские приемы, используемые для придания действию все большей напряженности, так что они уже чуть-чуть начинают приедаться. Рассуждения и экскурсы в другие области (например, по поводу эвтаназии) несколько сбавляют темп, но не вредят общему повествованию.
Скажу честно — финальный, как принято сейчас выражаться, твист с одной из жертв оказался для меня полной неожиданностью. Думаю, что и для всех читателей. Лишнее напоминание, что автор ружья зря не развешивает — они таки в конце стреляют. А то все казалось — при чем тут конференция ООН?
Etamin, 21 апреля 21:00
Наверное, самый малоудачный роман из серии. Главное — тема, т.е. музыка кантри — уж очень далека от круга интересов большинства внеамериканских читателей. Так я, по крайней мере, подозреваю. Представьте себе, что кто-то напишет роман об интригах и разборках, царящих в ансамбле Надежды Бабкиной — будет ли эта книга пользоваться интересом у американцев или, скажем, у исландцев?
Но дело не только в сюжете; просто удивительно, что книгу написал мужчина, так как она в основном посвящена женским переживаниям — причем даже не одной героини, а сразу двух или даже нескольких. А что касается собственно детективной интриги, то она тоже сочинена плохо, составлена из нескольких вывертов сюжета сразу и — не знаю, может так и задумывалось? — позволяет читателю довольно быстро почувствовать себя умнее сыщиков, которые то и дело оставляют без внимания важнейшие улики, забывают про серьезные факты и тому подобное. Позабавила попытка покушения гнусных республиканцев и консерваторов на прогрессивного кандидата в президенты. Как мы знаем, все вышло с точностью до наоборот.
Окончательно перестаешь серьезно относиться к данному тексту, прочтя следующее место (привожу прямую цитату):
» – Арутян, ты ведь армянин? – осведомился Райм, вновь изучая составленные Амелией и Шином таблицы.
– Да. Тут, во Фресно, одна из крупнейших армянских диаспор в США.
– Ага, наслышан.
«И как только Райм догадался? – Кэтрин в очередной раз подивилась энциклопедическим познаниям Линкольна.»
Я думаю, дальнейших комментариев не нужно.
Так же, как и автор предыдущего отзыва, надеюсь, что книги про Райма интереснее.
Джеффри Дивер «Кресты у дороги»
Etamin, 3 апреля 18:54
Этот роман интересно сравнить с «Чернильно-черным сердцем» Джоан Роулинг (т.е. Роберта Гэлбрейта :), которое, хоть и написано заметно позже, но посвящено той же самой теме: взаимодействию мира реального и мира виртуального. Сейчас, конечно, вряд ли кому-то надо объяснять, что такое IP-адрес, язык HTML и прочее, а если кому-то и надо, они вряд ли будут читать эту книгу с подобной целью. Но и у Роулинг таких моментов хватает, так что... Впрочем, для Дивера это не первый триллер компьютерно-сетевой направленности, «Голубое нигде» он написал за 8-9 лет до того. Данная книга явно удалась ему лучше.
На самом деле, конечно, дело не во Всемирной Паутине, как таковой, а в достаточно серьезной теме — «кибербуллинг», «отмена», сумасшедшие фанаты — все это со временем только набирает распространенность. И обе книги как раз об этом.
Не буду вдаваться в сюжет, он достаточно интересен. При сравнении с книгой Роулинг можно отметить вот что. «Чернильно-черное сердце» — прежде всего роман на социальную тематику, а потом уже детектив, к тому же как детектив он, конечно, не первый сорт. А вот «Кресты у дороги» в представлении нам калифорнийского социума и проблем «просачивания» виртуального (автор предпочитает слово «синтетический») мира в реальный не особенно интересен и местами явно затянут. Зато как детектив он очень даже хорош, типичные для Дивера повороты сюжета («твисты») вплетены умело и создают непередаваемую атмосферу «погружения» в повествования. Излишне «дамские» места текста не столь затянуты, как в первой книге о Кэтрин Дэнс. За это накину лишний балл.
Etamin, 28 марта 19:52
Это, виимо, единственная детективная повесть Карела Михала, известного произведениями в совсем других жанрах. Детектив это, конечно, не настоящий, а скорее иронический или даже юмористический. К тому же на тему, тогда в Чехии и Польше популярную как в кино, так и в книгах: таинственные события и неожиданные сокровища в старинных замках (благо замков там хватает). Сейчас он, конечно, малоинтересен как детектив, к тому же рассуждения на тему «социалистической законности» теперь, мягко говоря, не популярны. Да и что это за объект для контрабанды — недорогие часы массового производства?
Ценность повести придает типичная для Михала манера написания; она прямо-таки пересыпана фразами, которые хочется выписать и цитировать при удобном случае. Чтобы не быть голословным, приведу один пример:
«Все нормальные существа по ночам спят. Исключение составляют филины, волкодавы и некоторые интеллигенты.»
Ну, вы уже поняли, в каком это духе написано. Там таких выражений еще много. Собственно, ради них и стоит, возможно, это прочитать.
Эдвард Гиббон «История упадка и разрушения Римской империи»
Etamin, 27 марта 22:59
Про эту книгу — несомненно, один из величайших научных трудов Нового времени — я знал уже давно, ибо она упоминается где угодно, настолько велико ее влияние на общеевропейскую цивилизацию и культурный код. Но прочитал относительно недавно, лет 20 назад, раздобыв по очереди в фундаментальной академической библиотеке все тома полного дореволюционного издания на русском (а на сокращенные варианты я был не согласен).Читая, я сожалел, что не получил классического образования и потому не мог оценить все цитаты на латыни и древнегреческом (не все они были переведены). Именно под влиянием труда Гиббона были написаны циклы Азимова про Установление и Пола Андерсона про Техническую цивилизацию. Да и само выражение Decline and Fall в английском стало нарицательным.
Из названия понятно, что многотомный труд посвящен последним векам Римской Империи (начиная примерно с третьего века) — но не только. Отдельный том посвящен истории возниконовения христианства, его становлению, борьбе трактовок и интерпретаций — например, детально рассмотрено столкновение ортодоксальной церкви и арианской в вопросе о Троице. Более половины томов описывают далее историю Восточной Римской Империи, т.е. Византии, появление мусульманства, Великое переселение народов и, наконец, в завершение кратко рассматриваются судьбы народов, проживавших на территории Империи.
Обсуждать весь этот немыслимый по объему и количеству информации текст я, разумеется, не собираюсь. Но для себя я вынес одно — и это для меня полностью оправдало затраченное время.
Люди почти не изменяются, история в глобальном смысле повторяется вновь и вновь, постепенно ускоряясь. Нынешний Евросоюз, в сущности, мало отличается от Западной Империи четвертого-пятого веков — по нравам и тенденциям, царящим в обществе. Что из всего этого получится, не имею представления, я ведь не Хари Селдон и вообще не историк. Но Гиббона, хотя бы в сокращенном варианте, необходимо прочитать каждому думающему человеку. Думающему о будущем.
Герд Нюквист «Травой ничто не скрыто…»
Etamin, 20 марта 18:22
Этот детектив (вовсе это и не детектив — ведь никого не убили, и никого
Основная ценность не такого уж короткого романа — интересное изложение внутреннего уклада, нравов и традиций Норвегии. Чувствуется, что автор женщина, и вроде бы не очень кровожадная. А из недостатков — многовато детально описанных персонажей и опять же много используемых для запутывания сюжета и создания напряженности сюжетных ходов — могилы, «призраки», таинственные «голоса» по телефону, спрятанные сокровища — половины бы хватило. Развязка выглядит не то чтобы натянутой, но весьма неестественной. Автор хоть вовремя сообразил, что все получается слишком похоже на знаменитый «Газовый свет», и сделал соответствующую вставку в мысли главного героя.
Но читается, в целом, хорошо. Хочется дочитать побыстрее.
Матти Йоэнсуу «Служащий криминальной полиции»
Etamin, 2 марта 22:18
Вообще-то непонятно, почему этот роман попал в сборник детективов. По сути, никакой это не детектив — здесь все известно практически с самого начала. Это просто некий «физиологический очерк» нравов и ситуаций в Финляндии и финской полиции последней четверти двадцатого века. Написанный неплохо, надо сказать. Если отвлечься от заковыристых названий улиц, длинных фамилий и прочих малопонятных финских реалий. Нагнетается атмосфера почти триллера — но почти ничего и не происходит.
Особая «фишка» романа — несколько пренебрежительное авторское отношение к полиции. Обычно в таких случаях описывают героизм, преданность долгу, высокий профессионализм и тому подобное. Здесь же мы имеем полицейских, которые с трудом выдерживают ночное дежурство, норовя то и дело заснуть (а как насчет людей других профессий, не спящих по ночам — скажем, металлургов, офицеров ракетных войск, астрономов, в конце концов?), не любят свою работу, откровенно трусят, идя на задержание и совершая при этом кучу недопустимых просмотров и ошибок — и так далее. Надеюсь, в Финляндии с тех пор произошли перемены к лучшему.
Казимеж Блахий «Ночное следствие»
Etamin, 2 марта 22:01
Почти 60 лет назад на экраны вышли два детективных фильма — польский и чехословацкий. Они назывались «Где третий король?» и «Нагая пастушка». Появились они не только почти одновременно, но и имели между собой немалое сходство. В обоих фильмах действие происходило в старинных замках, в обоих сюжет развертывался вокруг неких особо ценных картин старых мастеров. Ну и не обходилось без убийств, само собой.
Так вот, как ни странно (а может и нет), данный роман основан практически на той же идее и весьма сходен с этими фильмами, особенно с польским. Классический образец так называемого герметического детектива — с ограниченным числом действующих лиц и сжатием всех событий до одних суток (фактически до одной ночи, как и в фильме). Впрочем, по сравнению с кино (готов допустить, что фильм оказал влияние на автора книги) роман не только довольно глубоко погружается в историю, но и описывает интересные и важные в свое время (а может, и сейчас?) социальные аспекты — изменение границ после войны, репатриацию немцев из Польши и другое.
Если б он еще был написан с должным писательским мастерством — сделался бы, вероятно, одним из самых известных польских детективных романов. Но и так читается с интересом.
Бернхард Хорстман, Шарлотта Хорстман «Гиблое место»
Etamin, 25 февраля 21:03
Очень удачный классический полицейский детектив. Куча подозреваемых, и на всех есть различные намеки и наводки. Написано настолько умело, что до самого конца догадаться, кто там убийца, практически невозможно. Между тем оригинальное название («Смертельные пески» в переводе), да и ход событий заставляет подозревать
Джеймс Блиш «Землянин, вернись домой»
Etamin, 22 февраля 12:03
Принято считать, что золотой век англо-американской фантастики начался к концу 30-х гг. прошлого века. Оно, конечно, так — но сочинения многих авторов, тогда считавшихся звездами первой величины — Ван Вогта, Гамильтона, Уильямсона, Э. Смита, Ли Брэккет, Лейбера — сейчас выглядят явно устаревшими и читаются редко. Причин этому, вероятно, несколько, но здесь не место их рассматривать. Джеймс Блиш, увы, по-видимому, попал в ту же группу.
Сама по себе идея летающих городов очень интересна (хотя и восходит к Свифту). Наверное, многие согласятся, что неплохо было бы улететь куда-нибудь на Альфу Центавра, сидя на любимом диване. Правда, не вполне понятно, зачем вообще улетать с Земли — однако напомню, что еще лет 8-10 назад сто тысяч человек записались в очередь для полета на Марс в один конец. Так же не очень понятно, неужели землянам не хватило своей Галактики в 200 миллионов звезд, что их понесло в Магеллановы Облака (кстати, не самое приятное место ввиду бешеных темпов звездообразования). Впрочем, тогда многие фантасты этим увлекались — можно вспомнить Ван Вогта.
В целом сразу и не скажешь, почему именно данная повесть выглядит очень уж несовременной — по-видимому, постепенно накапливается много странно выглядящих деталей. Хотя бы рассуждения о невероятной ценности германия как полупроводника: во-первых, в природе его не так уж и мало, во-вторых, как полупроводник он давно вытеснен кремнием. Сейчас германий если и используется, то в таких областях, о которых во времена Блиша и не подозревали. Да и вообще рассуждения о структуре общества через тысячи (вроде бы) лет, о забитых и невежественных крепостных, о межгалактической полиции, которая тут же прилетает по вызову за десятки килопарсек как за угол квартала, выглядят просто смешно.
Перевод, прочитанный мною в данном сборнике, весьма коряв, что не добавляет энтузиазма. Один тольку «тунгстен» (обычно именуемый вольфрамом :) чего стоит...
Йозеф Несвадба «История золотого Будды»
Etamin, 21 февраля 17:57
Я знал Йозефа Несвадбу как хорошего фантаста и не подозревал, что он пробовал себя и в детективном жанре. Впрочем, это одно из довольно ранних его произведений.
Оно вряд ли может выдержать сравнение с детективами, написанными мастерами жанра, причем без разницы в какой стране. Слишком много персонажей, версий, подозреваемых, неправдоподобных ситуаций, да еще кончается, в сущности, ничем — да и начинается тоже.
Зато начало (записки, неожиданно обнаруженные в подвале Дворца Пионеров) вызывает прямые ассоциации с другой историей, которая в реальности произошла в Чехии в XIX веке, а именно с «Краледворской рукописью». Желающие могут узнать в интернете, что это такое. Я нисколько не сомневаюсь, что она частично послужила Несвадбе источником вдохновения. Тем более, что один из персонажей повести, не самая приятная личность, носит фамилию Ганка, — а ведь именно так звали «открывателя» Краледворской рукописи.
Основная же ценность данного произведения в анализе умонастроений, царивших в чешском провинциальном обществе того времени и межнациональных взаимоотношений чехов и немцев. Тема, нам малоизвестная, но важная, как показали последующие события, для истории. В частности, именно постепенная «славянизация» Австрии — во многом преувеличенная и надуманная — привела к росту австро-германского национализма, который в конечном счете столь печально проявил себя после Первой мировой войны... Впрочем, на эту тему наверняка написано много исследований, а облекать одно из них в форму детектива означало, несомненно, пожертвовать детективом как таковым.
Джеордже Тимку «У каждого - своё алиби»
Etamin, 17 февраля 16:10
Этот детектив я читал, наверное, лет 40-45 назад и забыл практически целиком; сейчас он случайно снова мне подвернулся. Отзыва он, в общем-то, и не заслуживал, но я решился таки его написать. Дело не в том, что повесть эта относится к социалистическим временам и несет все признаки таковых — это сейчас даже может быть интересно и в каком-то смысле познавательно. Дело в том, что это никуда не годный детектив. Очень много действующих лиц, введенных непонятно для чего — все равно часть из них постепенно испарятся из повествования; жертва — по профессии художник, что никак не связано с сюжетом — с тем же успехом это мог быть, скажем, спортсмен-горнолыжник; мотив и обстоятельства преступления выясняются только на последних 20 страницах — и опять же ниоткуда не следуют. К концу повести убитый оказывается полным идиотом, так что, как говорится — «сам себе злобный буратино». Если б не некоторые интересные моменты из жизни Румынии после войны, я бы оценку еще меньше поставил. Одним словом, пособие « как не следует сочинять детективные романы».
Etamin, 3 февраля 22:52
Филип Дик был несомненно гением, хотя и сумасшедшим гением. Что видно уже из этого рассказа (оказывается, его первого напечатанного). Я не буду обсуждать его содержание и то, содержит ли он пропаганду вегетарианства или нет. В конце концов, тут уже многое высказали по этому поводу. Думаю, что все же Дик хотел обратить внимание на другие аспекты человеческой природы, в частности — на взаимоуважение и терпимость по отношению друг к другу, даже если этот другой — кабанчик. А что, в «Короле Льве» один из лучших друзей Симбы — тоже кабан, причем куда менее воспитанный и интеллигентный, чем вуб. И все его очень любят.
Дело, получается, не в свинье, а в людской морали. Которая, честно скажем, часто исчезает в критических обстоятельствах. Но не всегда, и не у всех.
Что касается свиньи, то она, видимо, очень хороший символ для постановки вопроса. Лет так 60 назад по телевизору показывали мультфильм «Музыкальный поросенок», снятый, видимо, в какой-то восточноевропейской стране, но не помню в какой. Так вот, там тоже фигурировал самый настоящий поросенок, обладавший умением петь оперным голосом замечательные арии. Но у всех, кому он пел, возникало , увы, неодолимое желание поскорее сожрать этого уникального представителя свиного рода. И действительно, какое право этот свинтус имеет петь и на что-то там претендовать, понимаешь?
В общем, вы меня поняли. Филип Дик просто был первым (наверное). Поросенка, кстати, в конце концов съели...
Коллективный автор «Проклятый меч»
Etamin, 30 января 12:14
Из трех переведенных на русский романов данного цикла этот, пожалуй, самый удачный и интересный. Во-первых, он аккуратнее написан. Действие (не считая, само собой, эпилога) охватывает всего пару веков, и лишь в последней части переносится в шекспировские времена. Это позволяет следить за развитием событий, не удерживая в памяти слишком большое число персонажей. Во-вторых, в романе нет никакой мистики, хотя бы и воображаемой. Необычную надпись на мече трудно счесть проклятием, тем более что она таковым и не предполагалась, а, как выясняется из повествования, многие из ужасных историй, связанных с мечом, были лишь россказнями. Вся цепь событий, описанная в романе, была вызвана лишь глупостью и жадностью конкретных людей, а меч был, в общем-то, ни при чем.
Наибольшее сходство эта книга имеет, как ни странно это на первый взгляд, с «Маугли» — а именно, с историей королевского анка. Просто здесь все происходит не сразу, а на протяжении веков, но результат оказывается тем же самым. Прочитайте и убедитесь сами.