"На исходе февраля стужа, расплескавшаяся дымом от далекой ТЭЦ, осела ватными изгарными облаками на верхушках сосен, обволакивая чарующим угольным смрадом стоячий морозный воздух, в котором по тропке полубежал парень за 35, кутаясь в капюшон, прикрывающий не по погоде надетую бейсболку Lyle&Scott. Все, что было предначертано ранее, двигалось своим чередом, и только гудки мощных локомотивов перебивали всегда мелодичный, но невнятный голос диспетчера, отдающийся звонким эхом от стен панелек в пустых дворах, чьи жители уже давно сидели дома, погруженные в мечты о том, как было бы хорошо там, где их нет. И только печальные духи зимы сокрушенно качали головами, смотря пустыми глазами вслед парню, спешащему к приветливым окнам новостроек, оставляя за спиной родные с детства районы".
25\I 2025 года вышел новый альбом одного из лучших synth\wave проектов нашей страны — Taxon Lazare, своим названием уводящего нас далеко за миллионы лет, к древним пластам не просто архетипов, а совершенного первородного вещества, появившегося задолго до света первых сверхновых. Альбом получился немного суховатым и переживательным одновременно, отдавая скрытые тревоги и чувства реверберации, заплутавшей среди звуковых дорожек. Это очень хорошие и красивые песни, однако, той бодрости, что мы слышали в "Наружу" и "Чайна-тауне" уже нет, исчезла и ностальгия по старому городу на Уде и его печальным промзонам и кварталам, но и радости от огней московских улиц также нет. Эти тревожные мысли возникают при прослушивании треков "Гоп-стоп сити" и "Счастливая Москва" — песни, словно кричат друг другу в лицо свои тексты, хотя о Москве получилась практически лирическая баллада. Вообще, альбом я слушал после письма одной своей не очень молодой знакомой, которая отважилась штурмовать новые пространства в те места, где нас никто не ждет, хотя, сколько бы я ни встречал ее, она всегда грустно искала работу и писала такие же грустные стихи, а тут еще и прочтение серии романов Гектора Шульца о 90-х — 00-х, как-то повергло в состояние post. Что ж, эта грустная приставка, применимая к ностальгической псевдоиронии по чему-то плакатно-старому, сдобренному воспоминаниями о жвачке и скрывающая какие-нибудь школьные обиды, смешанная с русской тоской и хтоническими образами панельных домов и заборов из бетонных конструкций — непременно входит и в этот легкий шарм электронного саунда с приятным мужским вокалом — теперь это 100% post wave Но, альбом интересный и искренний, как и все, что делает В., рассказывая нам постироничные истории, теперь уже не "Наружу", а глубоко в андеграунд, и это отлично, потому что так и сохраняется легкий и трепетный огонек творчества, не запятнанного славой и мнимыми прелестями мейнстрима.
Presence (2024, США, реж. Стивен Содерберг, 1 ч. 24 мин.)
цитата
Присутствие — нахождение, личное пребывание в конкретном месте в данный момент
Этот фильм — великолепный фон для семейного вечера, отдыха после работы, или же просто работы за компьютером. Мы посмотрели его, впрочем придирчиво и быстротечно, именно поэтому он более-менее отложился в голове. Потому что, собственно, в течение часа с небольшим, ничего существенного не происходит.
Режиссерской находкой фильма является съемка от первого лица, а так как фильм получился классической готической историей о призраках, то новаторством здесь является то, что зритель видит все взором призрака.
Находящаяся на грани развала расово смешанная семья из папы и двух детей-подростков вселяется в неплохой, с точки зрения цены, архитектуры и обстановки дом, однако с самого же начала атмосфера в таком прекрасном доме настораживает. Один из строителей-отделочников латиноамериканец (ввиду суеверности) отказывается красить в будущей комнате дочери, при том, что афроамериканский отделочник вполне справляется с работой один. Собственно, заострение мной внимания на расовой принадлежности второстепенных героев намекает на некое негласное соблюдение повестки в фильме (впрочем без лишних гендеров). Однако, соблюдается она ровно настолько, чтобы просто всех показать, но оставляя при этом отрицательного героя — белого цисгендерного мужчину, как дань современной клишированной американской кинотрадиции. Но.
Нарочито самостоятельная женщина, постоянно что-то делающая на ноутбуке, или смартфоне (ее играет довольно постаревшая Люси Лью), при этом постоянно находящаяся в стрессе, прикладываясь к крепкому алкоголю (на это неоднократно делается акцент в фильме) — несомненно имеет ряд проблем, связанных с бизнесом, при этом муж — здоровенный мужчина за 40 (вовсе не подкаблучник и слабак, как его охарактеризовали некоторые рецензенты) поддерживает ее в проблемах, несмотря на то, что постоянно по телефону консультируется о бракоразводных делах. Он пытается сохранить консервативные отношения в семье, будучи воспитанным в католических традициях, однако отношение к нему сына Тайлера — предвзято равнодушное, и он ищет поддержку и поддерживает сам дочь Хлою, которая переживает эмоциональную травму от смерти своей подруги. Вот собственно и все.
Призрак, от лица которого мы наблюдаем все семейные события, с каждым днем все больше привлекает к себе внимание, акцентирует свои действия на дочери, которая ощущает его присутствие. Через некоторое время его ощущает и вся семья. Все остальное — в самом сюжете.
Мокьюментари-съемка, создающая впечатление присутствия в доме чего-то потустороннего — довольно интересный ход, но применённый режиссером поспешно и поэтому картина выглядит сыроватой, смазанной, по сути черновиком.
Что вызвало удивление:
1. При довольно неплохом убранстве, в доме на редкость плохое освещение, учитывая, что в каждой комнате при этом куча светильников. Как зрение у всех жителей дома не испортилось — удивительно.
2. Иногда квадрокоптер забывает, что он призрак, и ведет себя именно так, как ведут себя квадрокоптеры, особенно в финальных кадрах.
3. Эмоциональные реакции девочки Хлои пугают гораздо больше, чем атмосфера дома с привидениями.
4. Призрак появляется в доме незадолго до вселения, то есть канон привязки духа к месту здесь не работает, но призрак все равно не может выйти за пределы дома.
В общем, при всех своих огрехах, фильм вполне подходит для разового просмотра и не напрягает.
Чудом сохранившиеся в закромах какого-то деятеля журналистики, издания 30-50-х годов, когда-то бывшие частью библиотечного фонда республиканской газеты "Бурят-Монгольская правда", и, видимо, уже на заре перестройки и превращения издательства "Буряад Унэн" в акционерное общество, с легкостью списанные. Кто-то бережно хранил эти, в целом, хрупкие книги, теперь, уже переданные мне работниками одной из библиотек нашего города.
Многотиражное недорогое издание неоконченной повести Пушкина все же пользовалось большой популярностью, поэтому книга более потрепанная, нежели другие, однако шарм старого издания, безусловно сохранен.
Среди этой подборки — тираж рекордный. В сборнике напечатаны все основные громогласные стихи автора, собранные под мягкой обложкой.
Т.Г. Шевченко "Повести" Государственное издательство художественной литературы, 1950 (Тираж. 75000 экз., массовое издание)
Недорогое, когда-то массовое, а потому изданное в мягкой обложке без иллюстраций, собрание повестей Тараса Шевченко включает в себя два произведения — "Художник" и "Музыкант".
А. Серафимович "Железный поток", Гослитиздат, 1938 (тираж 100000 экз.)
В произведении описаны реальные события Гражданской войны — поход Таманской армии под командованием Е. И. Ковтюха летом 1918 года. В ходе движения, разношерстная армия, с обозами и семьями плетущаяся на Юг России, постоянно подвергаясь нападениям белых казачьих отрядов, к концу пути стали убежденными борцами за дело революции, участвуя потом в наступлениях Красной армии на Южном Фронте. Собственно, поэтому "Железный поток" — это и есть та самая армия, которая стала таковой, после перемалывания "железными челюстями" войны.
Чем интересно это издание. Командарм Ковтюх, по сути один из главных героев произведения Серфимовича, выведенный им, как Кожух, попал в опалу в сталинские времена и в 1937 г. был расстрелян. Все издания повести до 1938 г., и особенно редкие до 1934 г., с комментариями самого Ковтюха, а также книги, где Ковтюх излагает собственное видение сюжета "Железного потока", были изъяты из библиотек и оборота.
Последующие издания были жестко отцензурированы, так например, из-за того, что второй по значимости герой — адъютант Ковтюха — Яков Гладких, также подвергся репрессиям, из книги были вырезаны или переведены на русский язык все южнорусские диалектизмы, а само произведение стало обозначаться, как повесть. Многие книги тех лет вернулись в использование только в 1980-х годах. Однако, я предполагаю, что именно мой экземпляр спокойно долежал в библиотеке республиканской газеты до тех самых перестроечных времен. Тем и ценен, что весь колорит оригинального текста в нем сохранен.
А вот это небольшое издание 1957 года с иллюстрациями Архипова было списано из одной из старейших школ нашего города №1, в ней учились в свое время мой дед, отец, а после и брат с сестрой, что удивительно, книга в превосходном состоянии и оформлена красиво, сейчас в такой мягкой серии выходят только тексты, оформленные топорно и утилитарно.
"Серогривым небом трепетали последние листья осин, снег падал хлопьями в сумерках, затихших над стылым маревом печального леса. В гневе ветров летели вороны над кручами, над застывшими потоками ручьев, над заметенными тропами. И в этом вековечном покое вступала в свою власть Зима…"
В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, на высоте 1079 произошла чудовищная трагедия, за минувшие с той поры годы, обросшая достаточным количеством версий, предположений, домыслов, равно, как и очень большим пластом культурных явлений — книг, фильмов, компьютерных игр. Особенный интерес те страшные и далекие события представляют для людей разных увлечений и сейчас. Нельзя не упомянуть и тот факт, что Перевал Дятлова вдохновил и многих музыкантов на написание достаточно разной по стилистике музыки, однако, объединяет их одинаковая таинственная атмосфера Урала, его природы, таинственной красоты и непреклонной суровости. Вкупе с мистическими событиями, происходившими в этих местах, музыка, посвященная Перевалу Дятлова дает некий эффект сопричастности для невольного слушателя. Мне бы хотелось сделать небольшой обзор альбомов, связанных с темой "дятловцев",настолько, насколько это позволяет мне моя память. Постараюсь следовать хронологически времени выхода альбомов.
Velehentor "Перевал Дятлова" '2002-2003
Один из ранних альбомов легендарного екатеринбургского проекта Велентор, записанный в 2002 году, как двухчасовое ритуальное шаманское полотно из двух часовых и девяти непродолжительных треков, совместно с не менее значимым для dark\ambient сцены проектом К свету тьмы (Ad Lux Tenebrae) долгое время был известен, как однотрековое полотно, распространенное количеством в 121 копию (как отсылка к псевдониму, за которым скрывается создатель проекта — 121). Как оказалось, однотрековый альбом был издан без ведома автора. Однако даже в таком виде, он стал культовым среди поклонников медитативного drone ambient звучания. Здесь тревожные звуки качающихся кедров сплетаются с потаенными символами на коре, эхом горлового пения, загадочными словами на языке манси.
Иногда этому изданию приписывают 2001 г. выпуска Один из вариантов оформления альбома в холщовом мешочке Издание 2003 года
Dyatlov's Passи Otorten, как двухтрековое издание 2003 года
В конечном счете, известным электронным лейблом Infinite Fog в 2009 году было выпущено единственно правильное издание этого триптиха, в формате шести-панельного диджипака, лимитированным тиражом 493 копии. В качестве бонуса к альбому прилагается книга Алексея Ракитина "Перевал Дятлова, формируя тем самым и приятное чтение (первое издание от "Кабинетного ученого", рассказывающего версию об атомном шпионаже на Северном Урале), и погружение в звенящую снежную тишину февраля.
CD 1 — Dyatlov Pass
CD 2 — Man-Pupy-Njer (Velehentor/Ad Lux Tenebrae)
CD 3 — Otorten
Dyatlov's Pass 2009Книга Ракитина и трехдисковое издание
цитата
Tracklist
1. Velehentor — Dyatlov Pass 64:00
2. Ad Lux Tenebrae / Velehentor — Man-Pupy-Njër 46:41
3. Ad Lux Tenebrae / Velehentor — Untitled 0:07
4. Velehentor — Otorten I 1:00
5. Velehentor — Otorten II 1:00
6. Velehentor — Otorten III 1:00
7. Velehentor — Otorten IV 1:00
8. Velehentor — Otorten V 1:00
9. Velehentor — Otorten VI 1:00
10. Velehentor — Otorten VII 1:00
11. Velehentor — Otorten VIII 1:00
12. Velehentor — Otorten IX 1:00
Уводна '2006 "Перевал Дятлова"
Уводна '2006От кедра до ручья
цитата
Tracklist
1. Холат-Сяхыл — Высота 1079
2. Девять жизней — духам гор
3. От кедра до ручья — цепочки следов
А вот это дебютный альбом 2006 года уже моего собственного сайд-проекта Уводна, чья музыка изначально посвящена различным тайнам. Это небольшое тревожное dark ambient полотно, позволяющее ненадолго погрузиться в атмосферу тех событий, ровно настолько, чтобы не утонуть в глубоких каменных мешках, скрытых под обманчивым снежным настом.
Morbid Silence '2010 "Минуя Перевал Дятлова"
Morbid Silence
цитата
Tracklist
1. Минуя Перевал Дятлова
А вот достаточно интересный проект из города Санкт-Петербург, за которым стоит один человек Петр (Harakiri). В одном из своих произведений он затронул тему Перевала Дятлова. Это также медитативный дроун с атмосферными вставками, длящийся чуть более 20 минут, на первом плане внезапно возникает голос музыканта, размеренно читающий отчет о событиях 1959 года, также внезапно исчезающий, к концу трека слушателя не отпускает тревожное состояние, благодаря созданной автором атмосфере. В 2011 году альбом был издан в цифровом формате на интернет-лейбле GV-Sound.
Атмосферный альбом проекта, созданного на Урале, но, со временем, перебазировавшегося в Финляндию. Этот концептуальный альбом отличается от предыдущих своей мелодичностью. Опус, посвященный Перевалу Дятлова, выдержан в стилистике атмосферного Black Metal с очень большими вкраплениями финно-угорской фольклорной эстетики, ethereal И эмбиента. В альбоме также очень много звуков природы, и, на поверку, говоря о трагедии косвенно, музыканты воссоздают атмосферу Уральской природы очень хорошо, а оформление альбома также очень красивое и мрачное. Лирика написана на финском языке.
Кроме того, можно рассказать и вот о таком проекте:
Перевал Дятлова
Данный проект был сугубо экспериментальным, и просуществовал, насколько мне помнится, всего год, оставив после себя несколько записей, особый интерес представляет сборник ранних демо-записей. После, автор охладел к музыке. Это довольно интересный холодный эмбиент с индустриальными вставками, не несущий в себе прямой отсылки к собственному названию, но достаточно мрачный.
Долго ли, коротко ли? Лишь старики знают сколько зим отмерено было им бродить еловыми тропами под вой неспящих… Где же тот край ночи, где сокрыты отблески заклятых кладов, неведомых городов, потаенных озер с живой водой? Спит Седой Урал, но видит сердцем сны, в которых сказывается быль, а сказка застывает в глазах невидалью…
Straume (Flow) (2024, Латвия, Бельгия, Франция, реж. Гинтс Зильбалодис)
Для современного кинематографа, уставшего от бесконечного переделывания сказок, канонов классических произведений, да и просто — здравого смысла просто физически необходимо духовное очищение, именно поэтому неудивительно, что такие фильмы, как Straume не просто "выстреливают", получают заслуженные награды, и вызывают споры в интернете, хотя, казалось бы — было бы из-за чего. Ведь нам тихо и ненавязчиво рассказана притча.
Детям, в принципе, тоже не хватает в этом суетном мире какого-то покоя, украшенного витиеватыми и меланхоличными эмбиентными саундскейпами. Наблюдая за своим полуторагодовалым сыном, смотрящим за приключениями кота на экране, затаив дыхание (если сравнивать с мейнстрим-мультфильмами с ютуб-каналов, бесконечно повторяющими информацию, заметно принижая уровень развития среднестатистического ребенка), понимаешь, что как раз обычных-то сказок детям и не хватает (без выдумывания паровозов и тракторов, наделенных антропоморфными чертами)
После просмотра мультфильма мне почему-то вспоминаются классические произведения Ричарда Адамса, или Кеннета Грэма. Я помню, как в моем детстве, пришедшемся на 90-е годы, "Обитатели холмов" активно раскупались и заказывались, настолько захватив умы взрослых и детей простыми историями, что немудрено было видеть, как появилась целая серия о приключениях животных — "Заповедный мир", которая, впрочем наполнилась диаметрально противоположными произведениями, и заглохла.
Вот такого меланхоличного, без жестокости и навязчивых мнений, мультфильма не было давно. Это притча-путешествие, которая могла бы быть сходна с неким эскапизмом Баха или Коэльо, в этаком детском антураже, но зрителю здесь ничего не навязывается. Зато взрослые могут что-то начинать вспоминать в своем подсознании, а детям понравятся образы популярных в их, детской культуре, животным, экзотическим, необычным, или же родным.
Итак, в некоем, таинственно похожем на наш мир, пространстве с необычными локациями, замшелыми строениями, говорящими о давно покинувших их людях, случается внезапный потоп, и животные, проживающие в одной долине, так или иначе взаимодействуют друг с другом, путешествуя к неопределенной цели по воде — опасной, древней, хтонической, но одновременно ласковой и уютной, наполненной стаями разноцветных рыбок.
Кот — Темно-серый кот был объектом почитания и вдохновения своего исчезнувшего хозяина, скульптора, делавшего только его изображения — от садовых фигур до гигантской невероятной статуи. Кот привык с заботе, оставаясь при этом независимым. В путешествии ему придется стать тем самым медиатором между совершенно разными спутниками, и проявлять уже заботу о них.
Пес — молодой ретривер был частью стаи, которая казалась ему незыблемой силой, но именно катаклизм и путешествие позволили ему стать взрослее и ощутить себя целостным, способным к поступкам и действиям персонажем. Во многом он напоминает пса из старинного фильма "Дорога домой", где домашние животные в США проделывают длинный путь к своим хозяевам.
Капибара — эти нелепые и с виду неповоротливые животные весьма популярны у детей, моя племянница не расстается с плюшевой розовой зверюшкой, тискает ее и знает о повадках животного все. Это животное стало символом эмпатии, поэтому в фильме капибаре досталась роль старика-кормчего, ненавязчиво помогающего спутникам, и собирающего их на свой парусник. Звуки капибары изменены, не только чтобы противный писк не нервировал зрителей, но и чтобы чуть грубоватый рык показывал возраст героя.
Птица-секретарь — эти птицы не так известны зрителям, поэтому в контексте таинственного мира они смотрятся интересно, показывая сплоченность и дисциплину, они стали властелинами неба, и вершителями. Поэтому нарушение дисциплины карается сурово. Именно поэтому птица, проявившая материнство и жалость к коту, была сурово наказана, она сломала крыло. Однако жертва ее не была напрасной, ее путь окончился вознесением в практически Элизиум в торжественном сиянии на самой высокой вершине, подобной горе Кайлас в Тибете.
Лемур — еще одним персонажем, из тех, что нравятся детям, являются лемуры. В "Мадагаскаре" Король Джулиан и его подданные стали так популярны, что получили свой мини-сериал наравне с пингвинами-спецагентами. Здесь лемур собирает различные интересные вещи на осколках мира, познает его через материальное, и это становится его испытанием — остаться материалистом, или же быть верным своим спутникам до конца.
Кит — в течение всего мультфильма героям ненавязчиво помогает какой-то хтонический или древний вид кита, олицетворяя стихию, чуждую для путешественников. В самом конце он играет роль льва Аслана, и именно эмпатия и "человечность" главного героя-кота "воскрешает" Кита, и в финале мы видим его огромный силуэт в волнах далекого океана. Смерти нет...
Разумеется, это мое видение, может быть режиссер хотел просто показать возможности некоммерческого программного обеспечения. При всей невероятной бюджетной сумме, фильм смотрится настолько независимым инди-проектом, что мультипликация и прорисовка животных напоминает таковые двадцатилетней давности, но при этом возникает эффект винтажности, а не устаревшего визуального ряда.
Ну, и конечно, эмбиентные звуковые ландшафты, написанные самим режиссером, очень достойные, причем помимо атмосферных спокойных мелодий у каждого персонажа есть свой собственный музыкальный инструмент для темы.
В общем, мультфильм очень интересный и милый. Однако, за последние несколько дней я заметил в различных обсуждениях на его тему довольно "кринжовые" и, во многом, ущербные мнения, пытающиеся найти политические смыслы, и подобную "символогию", как по мне — неуместные, применительно к фильму о животных, если это не "Скотный двор".