Группа китайских аниматоров решила создать такой эпический сериал, чтобы все индийские режиссеры могли лишь мечтать, чтобы в следующей жизни у них получился отдаленно похожее кино, а в этой жизни их горькие слезы сделают реку Ганг вдвое шире.
То есть принцип «Сказания о пастухе богов»: "эпичность в степени (масштабность умноженная на пафос, деталировку, героизм и традиции)". И факториал боевых искусств. И все это в геометрической прогрессии. И побольше. И можно без хлеба.
Практически каждый кадр – сложная композиция, с первым-вторым-третьим планом, с символической нагрузкой минимум двух типов (орнаменты, иероглифы, всевозможные отсылки в фэншую). Использовано не только 3D, но и несколько стилей живописи.
Был взят относительно простой (получилось 26 серий) комикс о начале славных дел героя, который должен затыкать за пояс Геракла и всех остальных античных силачей вместе взятых. После чего показатель "детализация картинки" выкрутили на максимум.
Но сохранили сюжет.
Начинается все с корзины, простой корзины с младенцем, которая плывет по реке.
Река, кстати, волшебная — вокруг Дасю, некое промежуточное пространство. С одной стороны врата в относительно привычную реальность, где есть империя, какие-то законы и вертикаль власти. С другой — совершенная сказка, или царство мертвых, или рай или чистый хаос. Не поймешь (но можно вспомнить «Стража перевала» Логинова). Каждую ночь накатывает тьма, и лучше никому в этой тьме не оказываться. Домик нужен понадежнее.
Так что все живое прячется в развалины храмов, всяческие святые места и прочие безопасные локации.
Край, кстати, населен весьма скудно.
Так что что корзинку с младенцем из реки достает жительница почти безлюдной деревни.
Живет там одноногий, его сосед просто слепой, а другой безухий, есть и безрукий... Сплошные калеки, среди которых единственная женщина, увы, сильно поддавшаяся разрушительному влиянию времени — то есть старуха.
А дальше начинается история обычного романа в жанре "уся".
Калеки эти — разнообразные изгнанники, каждый из которых развивал свою технику, потому по своим физическим возможностям порой превосходят здоровых людей.
Представьте маленького Джона Коннора, которого воспитывают терминаторы разных моделей, у каждой из которых в память загружена книжка "Маугли". Только вокруг магия, потому не надо вставлять себе в руки пулеметы, а достаточно закалить разум, выучить заклинания и прокачать духовное тело. Ну, и настойки на всяких экзотических ингредиентов потреблять, куда же без китайской медицины?
Естественно, кроме всевозможных чудовищ в эту "зону" регулярно заходят команды зачистки, вроде карателей, которые летают на журавлях (некоторых жителей деревни в большом мире и через двести лет помнят). Бывают сталкеры (ну а как их еще назвать?) и просто криминальный элемент. Все они достаточно неплохо оснащены — могут бегать по воде, летать на мечах и наводить мороки.
Но и местные жители далеко не ручные панды.
Старушка, например, совсем не старушка, а просто носит её личину, прячется от родных сектантов. По боевым возможностям — швея-пулеметчица, только вместо патронов — иголки с красной нитью. И гримуар у неё какой-то есть...
Сюжет строится вокруг роста возможностей молодого человека и всё возрастающих угроз извне.
Найти контакт с гигантской горной обезьяной, и дружески драться с ней на кулаках? Легко. Вломиться с подводный храм и увидев в глыбе льда какого-то мастера, отобрать у него меч? Запросто. Освободить суккубу-людоедку их храма, где над ней доминировала громадная металлическая статуя святого? Тоже можно. Мир открывается подростку во всем своем инь-янском разнообразии.
Калекам приходиться сложнее. Покрошить очередную команду зачистки — не проблема. Но вот с большой сектой, которая прилетела на летающих кораблях приходиться уже договариваться. Сектанты пришли за вождем, у них кадровый голод. Молодой человек, победив всех мастеров, признается патриархом секты (только подрасти чуть-чуть, и место твоё).
Но ближе к финалу в Дасю желает сделать визит имперская армия. Двести тысяч человек, летающие корабли с артиллерией в стиле XVII-го века и реактивными движками, громадные механические львы (или просто звери, тут не уверен), а по реке плывут подводные лодки. Возглавляет её наставник императора.
То есть в планах у них не визит, а плавное расширение границ, установление законности, промышленная добыча артефактов и вот это вот всё.
Действие переносится в единственный город, который стоит у портала-ущелья в реальность.
Динамизм и масштабность поединков растут (Куда уже дальше? Всегда есть куда дальше!).
Подробно пересказывать не имеет смысла, но мне запомнились два интересных момента.
Город готов к обороне, калеки наводят мега-мороки, армия разбивает все на своем пути, готова идти на штурм, и тут
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наставник императора говорит: ситуация не авантажная, местные еще не созрели, так что разворачиваемся. Придем через пятьдесят лет.
«Пастух богов» желает сделать красивой девушке хороший подарок. Но что может подарить девушке «Маугли», который вырос в глуши, полной магических артефактов? Достает магический молот и дарит – мощная ведь штука. Окружающие, видя такое, стараются смеяться не слишком громко. Юноша в панике выворачивает безразмерный кошель с кучей артефактов, но там какие-то вазы, клинки. Оно все старинное и довольно могущественное, но выглядит будто куча мусора. Девушка смеется, мол, ну хоть молоток в дар приму. И уезжает с вооруженным эскортом (это была дочь императора).
Финал хорош еще и тем, что ставит перед героем сложный выбор – идти в страну мертвых/рай, или искать удачи в столице? То есть выбора как бы нет, юноша действует, скорее откликаясь на знамения, чем осознанно выбирая путь. Но то, как все подано – достаточно интересно.
Не буду я вслед за Жуковым разбирать исторические ошибки — их там много, да и реконструктору виднее.
Интересен другой ракурс: а что должно было быть в сценарии кроме хороших костюмов и вменяемой крепости?
Козельск это ведь эталонный пример противостояния местничества в мышлении, удельного способа правления — и большой империи.
Попытаемся взглянуть на "козлян", помня об их подвиге, но не забывая о причинах поражения:
— зима практически закончилась, поход занял несколько месяцев, монгольскому войску нужно уходить в степи: требуется пополнение, новые лошади, отдых. Да и империя не ждет, всеми захваченными пространствами как-то ведь управлять надо;
— значит (с удельной точки зрения) горожанам можно просто отсидеться за стенами, когда вокруг будет половодье. Ну разорят монголы округу, ну простоят под стенами пару недель, ну месяц. Но по воде все равно камнеметные машины к стенам не подведешь. Потом им надоест, жрать станет нечего, они снимутся и уйдут в свои степи;
— но имперский способ мышления и опыт многолетней войны учат монгольских военачальников не оставлять за спиной серьезных центров сопротивления. Нельзя давать противнику надежду.
Потому драма, имхо, должна выглядеть так:
— военный совет в Козельске. На помощь князя из Чернигова звать не хотят (их собственно княжича, например, тогда убить могут, все доходы в свою пользу переделить), рассуждают, как городу повезло. К Рязани и Владимиру "тотары" по морозу подошли, по хорошей дороге, а теперь все, вот-вот распутица. Да и город к обороне готовился сколько месяцев. Если отбиться, то Козельск точно станет стольным городом, как Чернигов;
— потянули время в переговорах с "тотарами", распутица началась, заперлись в городе;
— а через несколько дней начинается гадание: вот сегодня должны уйти, каких-то там коров съели. Нет, завтра. Нет, послезавтра. И чего в городе брать, Козельск беднее Владимира и Рязани? Вон, все искренне помолились. Вон, у "тотар" кто-то помер, небось, болезни их косят. Стоят какую-то насыпь, но она низкая и далеко. И так неделя за неделей, полтора месяца;
— монголам тоже нелегко, однако военачальники точно знают, что делают;
— но вот прибывают камнеметные машины, их собирают на подготовленных площадках. И по одной величине машин горожанам становится понятно, что всё, каюк. Стены проломят. Линия поведения была выбрана неправильно. И тогда они переживают самый страшный внутренний кризис. Те люди, которые неделя за неделей обещали, что сейчас татары уйдут, сами себя загнали в ловушку. Ужас и отчаяние в городе;
— отражение первого штурма и вылазка — это переход от отчаяния к необходимости борьбы и хотя бы достойной смерти. А будут ли вложены в уста персонажей реплики о необходимости большого единого войска, виднее тому автору, который будет писать сценарий...
Однако же странный подарок преподнёс мне интернет на 1 апреля.
Судя по анонсу это должна была быть очередная история про кораблекрушение, немногих выживших, какой-то островок и немножко мистики. "Lost" в португало-испанском варианте.
И с чего же начинается первая серия?
Шарашка гулаговского типа, в которой идет эвакуация, совмещенная с расстрелом работников (русский язык). Один из ученых что-то скачивает на жесткий диск, пытается прорваться на волю, но его расстреливают у самого океанского побережья (жесткий диск падает в воду и начинает сигналить).
Дальше мы переносимся на испанское научно-исследовательское судно, которое идет в экспедицию к островам из пластиковых бутылок, что образуются в океане. Как раз идет в точку Немо. Команда там специфическая: девятнадцать военных, три ученых, два журналиста и одна блогерка-инфлюэнсер. Еще жизни мешают пираты, с ними дерутся, но прячутся в шторм.
И вот выносит их на остров — это южная часть Тихого океана.
А там — секретная российская военная база-шарашка. В спешке покинутая. Arhipelag GULAG (не знаю, как это будет по-испански).
Все серьезно: береговая батарея с пушкой (где-то 150 мм), бункеры, коридоры, генераторы, мощное радио. Только радио не работает, в коридорах какая-то игуана кусает одного из военных. А в лесочке рядом кроме бочек со знаками бактериологической опасности находят могилу с расстрелянными и сожжёнными телами.
Блогерка, нацепившая ватник, восторженно снимает все это, переходя от ямы к бункеру. Со стен коридоров укоризненно смотрят портреты космонавтов, среди которых можно узнать Терешкову.
Отношения в испаноязычном коллективе довольно запутанные: есть и любовные парочки разного состава, и курьер мафии с изумрудом, и сложные интриги гринписовцев. Капитан опасается, эти гринписовцы вроде как уже один корабль потопили, могут и их потопить. Не зря опасается: ночью кто-то отключает помпы, приходится с корабля срочно бежать, пока тот не утонул.
Переселяются на остров. Почти все начинают ходить в российской форме, пить водку "Нижнекамская" и понимать надписи на картах. Вероятно, этому способствуют повсеместно нанесенные лозунги.
Сами мы не местные, отстали от табора...
Выясняется, что именно в этом месте утонула станция "Мир", потому испанцы берут батискаф (не спрашивайте) спускаются вниз, срезают антенны, чтобы установить их на радио и вызвать помощь.
Тем временем укушенный начинает постепенно превращаться в вариацию годзиллы, и даже отращивать руку, которую ему ампутировали врачи, видя, что рана какая-то нехорошая. Убегает в глубины базы.
Радио почти починили, но когда бухали по этому поводу, последний русский, который скрывался на базе, всё разломал. Это Юрий Афанасьевич Булгаков. Он решительно заявляет, что с острова хода нет (хороший русский язык). Потому как из космоса вирус занесли, да. Его понимают. Он показывает часть секретных вентиляционных ходов, однако охота на мини-годзиллу эффекта не дает.
Но капитан знает, что у разоблаченного контрабандиста в контейнере с изумрудом был радиопередатчик. Активирует его, вызывает мафию.
Во время разборок с мафией (стереотипный вожак-босс, аналогичная женщина вожака-босса и куча подручных), один из экологов берет зараженное вирусом яйцо игуаны и прорывается на практически пустой корабль мафии. Его подружка находит письмо, мол, я уезжаю осуществлять нашу мечту — истребление человечества. Испанский капитан в ярости и уже почти готов отдать приказ стрелять, чтобы меткий сержант снял подонка из снайперской винтовки, но тут жахнула пушка.
Это товарищ Булгаков закрыл гештальт с роковыми яйцами.
А в финале, когда подружка эколога грустит и идет в океан топиться, там её встречает местный Ихтиандр. Что сразу настраивает женщину на позитивный лад — ведь есть еще мужики на свете.
Такое вот богатство событий всего за шесть серий :)
Если серьезно, то сериал бедноватый, актерский состав не очень, играют на четверку с минусом по самой оптимистической шкале, образы большей частью картонные. Хватает ситуаций с совершенно необязательными, искусственными коллизиями: то экипаж полувоенного корабля пираты в заложники возьмут (сержант всех спасает), то батискаф почти утонет, то с мафией нормально договориться не могут, а засаду спланировать не умеют.
Только русская тема и выручает. Когда при осмотре базы сообразили, что какое-то время все питание было от ядерного реактора, а потом нашли водку, я думал, что и балалайку отыщут, но нет, смогли удержаться :) А вот песня Высоцкого "Дорогая передача" была бы очень в тему. То есть консультант сработал нормально, от стереотипной текстовой клюквы, которую так любят англосаксы, фильм избавил. Но превращать ленту из второсортного триллера в пародию на такой триллер — создатели сериала не захотели. А жаль, гоблинская озвучка совсем бы не помешала :) Но здесь Arhipelag GULAG и общий стиль, который мне больше всего напомнил 90-е, когда в дешевых боевиках Россия (и бывший Союз) заняли место Германии, как альтернативного технологического центра. Мол, у них все было круто, но сейчас они потерпели поражение, секреты валяются по углам. Тогда персонажи вместо засекреченных нацистских баз стали находить советские, там воровали ядерные бомбы или установки для телепортации. Да и потом эта тема окончательно не исчезает, но в таких вот грубо-сенсационных формах отсылает именно к штампам 90-х..
П.С. Я не знаю сколько серий будет в итоге, но сезон вполне может уложиться и в шесть "эпизодов".
Сериал этот мелодраматический, но никак не фантастический, потому не рецензия, а отзыв.
Снимать такие фильмы правильно, хотя будет толпа недовольных.
Лично мне показался адекватным выбор актеров на главные роли и их игра.
Дальше начинается сильный разброс по впечатлениям: мать Натальи Гончаровой — отлично. Николай I — очень умеренно: высокий, подходящий по возрасту, но, имхо, какой-то невыразительный.
Мелодрама и бытовые зарисовки, дворцовые интриги и реалии беднеющего дворянства — это есть.
Но на экране "формат сериала" в смысле ограниченности бюджета и хорошо ощущаемой экономности.
Дворцы есть, какое-то количество костюмов присутствует (я не готов нырнуть в дискуссию об их качестве), имеется смена декораций и времен года. Стараются аккуратно показать возраст персонажей. При этом:
— массовка хромает. Люди на заднем плане ходят согласовано, но для серьезных сцен их мало. Из-за чего оператору приходиться аккуратно махать камерой и осторожно выбирать ракурсы, глаз это сразу ощущает. Особенно абсурдно выглядит малолюдье в сцене усмирения Николаем I холерного бунта, ну и балы не кажутся царскими :)
— создатели пытались приблизиться к аутентичному освещению, и временами все кажется очень реалистичным. Свечи, окна. Питерская зимняя темень или августовский солнечный свет. Электрических лампочек еще не изобрели, потому комнаты могут казаться темными или, наоборот, пересвечеными. Но лица персонажей разглядеть можно всегда, и подобную добросовестность я могу только приветствовать. Однако создатели увлеклись цветокоррекцией и фокусами с размытием кадра. Местами лично мне часть эффектов кажется неудачной;
Эти проблемы далеко не всегда дают о себе знать, и в камерных дневных сценах о них часто забываешь, однако чем сцена многолюднее или ближе к полуночи...
Действие охватывает несколько лет, и хотя Дантес уже показан в кадре, сюжет с дуэлью оставили на потом. Кульминацией служит не самая достоверная, однако имеющая право на существование история: царь после того, как врачи запретили его жене новые роды, искал себе фаворитку, среди прочих присматривался и к Наталье Пушкиной. Но вовремя понял, что закатать поэта в тюрьму, чтобы развлекаться с его супругой — поступок не самый достойный.
Вообще, создатели сериала, явно ориентируясь на требования современной мелодрамы, в то же время постарались подойти к вопросу так, чтобы никого не оскорбить.
Основное же содержание двенадцати серий — это знакомство, вступление в брак, размолвки, попытки поправить свои дела и как-то развязаться с семейными сложностями. Повторяется стандартный трюк с биографиями писателей: часть сюжетных поворотов из общеизвестных произведений как бы вплетается в жизнь героев.
Общее впечатление: в формате мелодрамы — сериал вполне имеет право на существование и адекватен. Но в жанре биографии после всех разборок последних лет с постановкой Евгения Онегина, после той планки масштабности, что задал "Союз спасения", хочется чего-то другого. То, что на экране, слишком напоминает биографию Ломоносова, которую сняли в 1980-х.