Сообщения посетителя

Сообщения и комментарии посетителя


Распределение сообщений по форумам

Количество собщений на форумах по годам

Сообщения посетителя skravec679 на форуме (всего: 32 шт.)
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба. Читаем антологию «Опасные видения» под редакцией Харлана Эллисона > к сообщению
Отправлено 19 сентября 07:30
цитата
а то что сейчас — уже четвертая и со второй она имеет мало общего.


Процессы в обществе развиваются десятилетиями. Мы сейчас можем хоть сороковую волну вычленить, но модель поведения надо придумать, инкорпорировать в творчество и массовую культуру, довести до поколения девочек.
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба. Читаем антологию «Опасные видения» под редакцией Харлана Эллисона > к сообщению
Отправлено 18 сентября 21:33
Когда я читал "Змею сновидений" справа от меня лежал "Парень и его пёс" в старенькой распечатке, а слева — "Ведьмак" :)
Потому что это идеальный феминистический роман 1970-х :)))
Героиня с Высокой Миссией лечить людей (и восстанавливать общество) путешествует по миру, где достаточно давно была ядерная война (А. Нортон и Б. Хембли где-то рядом). Змеи — походная аптека (очень прямолинейная метафора).
В новом мире хороший мужчина может изменить температуру тестикул и тем обеспечить контрацепцию. У самой целительны, кстати, не может быть детей, потому что иммунитет разогнан так, что половые клетки отторгаются. Поэтому будет сюжет с удочерением, вырыванием из лап педофила.
Будет сюжет с маньяком (по факту — даже двумя маньяками). Будет сюжет с эвтаназией. Где-то есть инопланетяне "но мы их вам не покажем". Кто-то занимается генетическим программированием, но без лишних подробностей.
При том героиня уверена в себе, крайне мало прибегает к физическому насилия, в основном давит разговорами. Она — опытный полевой агент, и еще она много жалеет людей. Свободна в половых связях. И в финале получает своего хорошо прирученного мужчину (который приручен не долгой работой, а именно тем впечатлением, что она произвела, её высоким культурным обликом).
В тексте полно натяжек и сомнительных моментов.
Роман интересен тем, что условный глобализированный мир сейчас живет по нормам, которые прописывались дискурсе в тех самых 1970-х. Женский вариант "ведьмака Геральта" стал как бы желаемой нормой (эвтаназия прилагается), но "в действительности всё оказалось не так, как на самом деле".
Различия между образом женщины, который создает автор, и тем, что есть сейчас — каждый может оценить сам.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 11:09
Группа 2 зелень

Да, забыл этот рассказ. Нехорошо.

Товарищи экологи, чего ж вы к компам тянетесь,
Какие-то рассказики хотите написать?
Эх, вам бы в муравейники, а может и в терминитники
Счастливое грядущее из грязи созидать...

Данное четверостишье не направлено против автора рассказа, а имеется в виду та группа агрессивных экологов, которая все хочет разломать, вернуть нас в каменный век, но сами при этом пользуются благами цивилизации.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 09:25
Группа 2 Та, что рисует меня

Еще один ужастик, выполнен более качествами, с элементами хоррора.

/ Все, пойдут топить...
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 09:21
Группа 2 Самую малость, чуть-чуть

Многословно — в тексте нет никакой идеи, относительно мало действия, зато избыточно много описаний, которые не имеют никакого сюжетного значения. Так что текст этот ворует у читателей время на свое прочтение. Самую малость, чуть-чуть
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 09:12
Группа 2 Птичий царь

Стандартный сценарий фильма ужасов, только вместо "умерли все", герою получилось выпросить прощение у мистической силы.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 09:00
Группа 2 от альфы до омеги

Начало и середина стереотипны, а новый финал автор выдумать не смог.
Но бракованным текстом рассказ назвать нельзя: все признаки рассказа присутствуют. Просто скучно и вторично.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 08:28
Группа 2 Раньше было хуже

О, социалка и это даже хорошо: увязаны процесс в обществе с судьбой героини + вменяемая композиция + немножко футурологии.
Ярко показано, что героиня удачливая, но без роялей.
Спорит за первое место с "Портупеей".
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 08:11
Группа 2 Пахом

Александр Блок стоит у аптеки и читает рассказы по теме "Раньше было лучше" :)

Тут лобовое решение-опровержение: раньше было хуже (просто отматиываем ситуацию во времена жизни родителей), не во всем и не везде, но сейчас лучше (плюс семейные ценности).
"Очень хочешь хотелось пить" — лишнее слово.

В остальном не так плохо.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 08:02
Группа 2 Портупея

Целостный рассказ, последовательное развитие сюжета, снятие масок с персонажей (хотя с девушкой все сразу понятно), динамичный финал.
Пока это №1 топа не смотря на стандартную фэнтезюшность.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 06:46
Группа 2 Чуждая симфония

Такого количества политических штампов в небольшом тексте я давно не видел — если говорить о художественных текстах, а не о публицистике.
Увы, это плохая фантастика.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 4 сентября 06:39
Группа 2 Случай на дороге в Эш-Шам

Рассказ с композицией и относительно вменяемой идеей. Уже неплохо. Но попаданец и слитый финал.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 3 сентября 05:39
Группа 2 Редискин день

Так вторжение было или это все пранк?
И если старик так верит телефонным мошенникам, то денег на лес у него не было бы.
Пересечь тьму космоса, чтобы заняться телефонным мошенничеством?
Рассказ слабый именно потому, что автор каждую страницу пытается все перевернуть с ног на голову, на ноги, на голову, на ноги.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 3 сентября 05:21
Группа 2
Мультисьют для Мэри Сью

Грусть разумного платья, которое не подзарядила вовремя отчаянная модница. А что насчет других вещей в этой квартире? Нет ли у них группы психологической поддержки?

Лобовое решение темы, стилистически рассказ не вытянут
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 3 сентября 05:12
Группа 2 Когда трава была зеленее

Не самое плохое передергивание в картах: человек упрекает молодежь, что хотя с болезнями справились и войн больше нет, но что-то не то. А тут выясняется, что это последний человек на Земле и его слушал робот.

Жаль, что автор предпочел хохмить — "РС-486 зафиксировал смерть последнего человека на Земле Юрия Семецкого." — и ничего током не смог сказать про робота, кроме того, что тот бы счастлив, отделавшись от последнего старика.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 3 сентября 05:03
Группа 2 Забыть о выходных

"Я почесал вечернюю щетину на подбородке, постучался в дверь и вошел в кабинет. Она была прекрасна в своем черном платье. Длинные седые волосы, дорогие очки в серебристой оправе и стальной взгляд. Сколько ей лет – никто не знал. Может лет сорок, а может и все восемьдесят. Без шуток. Тело – молодое, лицо – молодое. Голос – жесткий, с хрипотцой.
Курила она в кабинете – в пепельнице было полно окурков, а сигаретный дым медленно уплывал перистыми облаками в открытую форточку"

На мотив заставки серии советских мультиков "карусель": "Аниме, аниме это радость для нас, посмотрите наше анимее!"
Потому ты, Чертков, будешь работать без отдыха для наступления сингулярности. Я рассчитываю на тебя...

/увы, это погремуха
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 3 сентября 04:57
Группа 2 Ева

"Нам не нужны годы терапии у психолога, наши проблемы — на другом уровне мироздания".

Сам рассказ больше напоминате школьную страшилку, но в смысле стиля к нему меньше претензий.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 2 сентября 14:29
Группа 2
«Девушка в платье из ситца»
«Вы выдержали 8 экспедиций за последние полгода…». «Я за 3 года походов уже пару раз слышала за спиной быстрый шепоток», «Случилось это, когда А.П. Афанасьев, исследуя поведение одержимых» «Гормон этот ввели 10 добровольцам: 5 юношам и 5 девушкам.» «А.П. Афанасьев уже давно снял с себя всё. На его месте я бы задумалась об открытии зоопарка – с кикиморами, огневушками-поскакушками, бабкой Синюшкой (1 штука). Но – увы! – всех этих тварей охрана уничтожает в течение 15 секунд» «А.П. Афанасьев пропал». «Специально смотрела статистику за 1810 год в Российской империи. Средний рост мужчин – 158 см. Средний вес – 58 кг.» «А Вы у Пелевина рассказ «Колдун Игнат и люди» не читали? Хотя я даже и не знаю, помнят ли ещё Пелевина. Но если что, можете почитать в журнале «Наука и религия». 1989 год, номер 12.»
Инициально-числительный рассказ. Стишок неплохой. Довольно скучно…
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 2 сентября 14:28
Группа 2
«Гранатовый браслет»
«В вагоне я протерла лодыжку антибактериальной салфеткой. Надеюсь, он не инфицировал меня чесоткой, лишаем или сифилисом, иначе будет трудно объяснить страховой, откуда у приличной женщины такое заболевание
Женщина из М, читает рассказ Куприна, и думая подарить своему механическому любовнику грантовый браслет, едет в Чехию, купить украшение. В итоге любовник отставлен, она делает успехи в дизайне и переезжает из душной высокоэтажной М в милую Чехию, заводить детей с тамошним ухажером.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 2 сентября 14:26
Группа 2
«Вам бы здесь побывать» (с)
«Озадачила взломом паролей Диму знакомая девушка — ей случайно достался загадочный архив на диске после аварии, в которой погиб ехавший с ними серьёзный авторитет»… — неужели они втроем с авторитетом ехали на такси???
Написано коряво, но вообще рассказ воскрешает то ни с чем не сравнимое впечатление от 90-х, когда вчерашние ученые, прогорев на ниве бизнеса раз-другой-третий-четвертый, вдруг вспоминали, что они ведь могут быть колдунами. Пытались давить на мистику и окучивать паству. Экстрасенсы, чтоб их, печального облика.
Новости, конвенты, конкурсы > 28-я ФантЛабораторная работа > к сообщению
Отправлено 2 сентября 14:21
Группа 2
«Беличья карусель»
Звездолетчики поняли, что находятся в матрице. Много астрономических понятий, которые употребляются по принципу «мы к югу от севера». Кажется, такие рассказы называют «погремухой».
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба: Сетература. Читаем роман Павла Шушканова «Механическое солнце» > к сообщению
Отправлено 21 апреля 10:47
Моя рецензия "Кровь на воздух", написанная еще в июле прошлого года. https://fantlab.ru/blogarticle87342 там есть спойлеры и обсуждения в комментариях :)

Если взять оттуда экстракт, то:
— текст написан нормальным языком, в нем есть необходимые составляющие романа, он хорошо оформлен;
— в данном тексте ноль выдумки и очень мало современного. Можно было написать тридцать лет назад. В тексте видны целые блоки стандартных решений-заимствований (ИИ почти всемогущ, но от человека требуется некая способность; есть противоречия между Землей и периферией и Земля их не гасит), к которым не добавлено ничего своего;
— в тексте выполняется правило: "на эмоции надо давить постоянно>:-|". Поэтому берется бракоразводный процесс и выкручивается на максимум. Но максимум получается плохо, потому постоянно идут как бы шпильки и микронапряжения, абсолютно немотивированные коллизии. "Посылочка ваша, но вам я её не отдам" (с).
— в книге, которая неплохо подходит для экономной экранизации, видна одна из многих проблем российского кино, особенно болезненная: продюсер изнасиловал и сожрал фантаста. Три-четыре персонажа, камерные локации, немного компьютерной графики; треть или даже половину текста можно выбросить, сохранив интригу и всех действующих персонажей; зрители не должны учить ничего нового, все должно быть максимально просто; и еще эмоционально; у актеров (кроме протагониста) максимальная возможность истерить и пучить глаза. Практически в любой момент согласования сценария или даже съемок можно взять бензопилу и малость сократить произведение :) Вместо восьми серий четыре или просто фильм. Или с четырех серий раздуть действие до шести. Чего изволите?
Когда в тексте есть настоящая идея, то объем и содержание гармонируют между собой, а при согласовании сценария приходиться выгрызать финансирование на сюжетно важные сцены.
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба: Сетература. Технические вопросы > к сообщению
Отправлено 29 марта 12:22
Пусть на обсуждении будет сайберия

https://author.today/work/254866
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба. Читаем антологию «Опасные видения» под редакцией Харлана Эллисона > к сообщению
Отправлено 14 марта 18:37
цитата
Как говорит автор словами АнныЛизы — большая часть дара осталось у кормила. Остальное "потрачено позже", без указания когда и на что.


Я попытался дать самую непротиворечивую версию.
Отчего вдруг стало много нового эфира?
— принесли в жертву тролльчиху, но таких наверняка раньше линчевали, отчего каждый раз не появляется эфир?
— залежи там накапливались и открылись. Выше ответил: это все равно, что озера АИ-95 под нашими городами. мы ж пользуемся ресурсом, капельки капают на землю, вдруг они накапливаются под землей? Нет, так не бывает.
— нашаманил герой. но для этого он слишком обычный.
— нашаманила гильдейская принцесса. Но слишком мало связи и у нее слишком мало силы, и она слишком эгоистична
— остается Аннализа.
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба. Читаем антологию «Опасные видения» под редакцией Харлана Эллисона > к сообщению
Отправлено 14 марта 18:29
цитата
Выяснилось, что считалось отбросами, отработанной рудой, после использования эфира, тоже является эфиром?


Наверное, у того, что это вдруг оказался пригодный для использования эфир, есть какие-то причины? И что люди его не видели, но тут как солнце засверкало?
Если по вашему, то получается стандартный "бог из машины": все плохо, но тут раз — и в недрах городов залежи золота-брильянтов
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба. Читаем антологию «Опасные видения» под редакцией Харлана Эллисона > к сообщению
Отправлено 14 марта 16:13
цитата
Интересная интерпретация. Пойду перечитаю еще раз концовку. Как то уж слишком расходится с тем, что у меня в итоге сложилось.

З.ы. перечитал сцену сожжения. Не вижу в тексте оснований для такой интерпретации. Волшебство у автора это эфир+вербальная часть (заклятье или знаки на изделии). Концовка — много отходов от добычи эфира + вербальная часть (крик Мисси). Плюс последний разговор в обвинительном стиле — "Я тебя любила, я в тебя все вложила и что я вижу? Ты пуста, ты потратила себя на ненужную революцию". Неа... не вижу оснований для такого мнения.


Как я вижу: 1) троллиха нашаманила с камнем, потому не получилось повысить эффективность насосов 2) в результате её шаманства — Аннализа, которая сама не знает, что она, кто она, каковы её возможности. Человек-фейри. Троллиха её воспитывает, что-то желает вырастить, но и сама не очень понимает, что, и девочку любит. какое-то время Аннализа просто пытается понять, что такое счастье, срастись с человеческим обществом в Лондоне 3) когда эфир закончился/обнулился, Аннализа видит, какой ужас творится вокруг, понимает, что цивилизация буквально рушится, и видит казнь своей наставницы 4) её подлинное желание — чтобы мир вернулся, и она меняет свой дар на залежи эфира 2.0 5) после чего она — просто женщина без малейшей искорки волшебства.
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба. Читаем антологию «Опасные видения» под редакцией Харлана Эллисона > к сообщению
Отправлено 14 марта 04:08
Не допер сразу: Аннализа — это куда более человеческое воплощение Серой Коровы, из пелевинской "Священной книги оборотня". Некий дух, к которому можно обратиться, "дай энергоносителей", но у Пелевина все организовано происходит, а тут девушка отдает магическую часть своей личности, видя хаос и коллапс на улицах Лондона.
Другие окололитературные темы > Книжный клуб Фантлаба. Читаем антологию «Опасные видения» под редакцией Харлана Эллисона > к сообщению
Отправлено 13 марта 21:21
Бывает так, что целую эпоху автор пытается упаковать в жизнь одного персонажа.
Британия XIX-го века — вечная тема промышленной революции, бешеного развития, умения взять кредит, построить броненосец, захватить очередную страну, и ограбить её, договорившись с местной элиткой. А потом взять следующий кредит, построив на сдачу пару изящных дворцов и полдюжины цехов.
Понятно, не все строят броненосцы или хотя бы транспорты, как в "Трехгрошевом романе", но рабочие надеются выскочить в мастера или в лавочники, юнги надеются стать капитанами и в ранце последнего менеджера лежит жезл Ротшильда.
Потому что регулярно так и случается, серые клерки в миллионеры выскакивают.
Но "все это было давно".
Автор родился рядом с Бирменгемом и это вполне современный Бирменгем, который немного зачах, почти обанкротился, где слишком много индийских и китайских товаров и, увы для Англии, это больше не колониальные товары. Иэн Маклауд свидетель деиндустриализации родной страны. Когда еще при жизни его родителей источник бурного развития почему-то стал чахнуть. И вот уже проблемы с крейсерами, промышленные пейзажи понемногу приходят в запустение, что-то не так с углем, на заводах все больше пожилых лиц.
Потому одной рукой он пишет о Британии века XIX-го, а второй — про век XXI-й.
В столице все цветет и пахнет, товары с половины мира, а в особняках знатных персон, куда не глянь, увидишь "дорогие, красивые и бесполезные вещи".
Но месторождения эфира, который все тянут и тянут из-под земли, уже почти истощились. Это категорически не желают признавать, прикрывают проблемы, подделывают отчетность.
Из вот из провинциального северного городка, где день и ночь вдыхают-выдыхают насосы, в столицу приезжает юноша.
Его родной город на редкость неинтересен. Медленно умирающий промышленный райцентр будто из советских 1980-х. Читателю надо продраться сквозь атмосферу уныния, когда на сером холсте автор раскладывает детали будущей интриги.
Он встречается с воришками ("Оливер Твист"), и понемногу становится лондонцем. Спустя какое-то время он устроится собирать арендную плату, а старший в компании воришек придет на поприще революции, выпуская газету и куря сигары (да, жил тогда в Лондоне один любитель кубинских сигар, хотя уличным воришкой никогда не был). И случится неловкая попытка революции ("День бабочек" — что-то среднее между чартизмом и баррикадами), после которой все, как будто, останется по-прежнему.
Но все это лишь описание для истории жизни юноши-провинциала, и, еще больше, для его переживаний.
Роман не про внешнее, потому внешней политики там нет от слова совсем, да и половина внутренней куда-то делась. Автор методично описывает впечатления и чувства мальчика, который превращается в подростка, потом в мужчину. Иэн Маклауд не стремится выдумывать что-то совершенно новое, потому прототипы легко узнаваемы. Главное — добиться сопереживания читателя.
И вся магия нужна автору не столько для антуража, сколько для правдивости уравнения: шанс на новое процветание британской промышленности может быть заключен в биографии одной единственной девушки. Есть довольно хитро сконструированная история, когда тролльчиха-гномиха-как-не-назови-волшебное-существо попытается обмануть промышленников и создать что-то живое. И одна девочка станет фейри, её надо будет воспитывать в особом доме, ради её счастья много всего случится. Но именно эта девушка обладает качеством создания новых залежей эфира просто из своих чувств.
Очень много ассоциаций с "Дочерью железного дракона" Суэнвика, но там ХХ-й век в США, и ощущение силы отнюдь не покинуло общество.

Автор попытался поработать с языком. Начало промышленно революции и открытие эфира отнесены им аж в 1678-му — потому в тексте есть сколько-то незнакомых, иных слов. Коброкрысы, вышмастера, гильдматера, безгильдейцы, грангильдейцы, гильдмистрисы, рыбки-желаньки. Господствует двухколенной принцип образования новых слов, который иногда разбивается "мизерами" (люди вне гильдий) или трехчастными "вельгранмастерами". Тут ощущается некий недостаток фантазии.

Завершая, можно сказать, что автору "Светлых веков" отлично удалось передать ностальгию героя по одной единственной минуте его жизни, и совсем не той, когда юноша танцевал на балу с принцессой. Да еще сквозь строчки порой слишком сентиментальной и велеречивой истории проступает мораль: дедушки и бабушки, родители — рассказывайте детишкам, с какими проблемами столкнулись в собственной юности, в какие истории влипли. Рассказать бывает довольно и пяти минут, а если промолчать, дети бьются над разгадками всю жизнь.
Кино > Сериалы. Оцениваем. Советуем. Обсуждаем > к сообщению
Отправлено 22 февраля 2024 г. 21:11
Смотрю сейчас сериал Созвездие/Constellation, свежайший, этого года. Допущение там про параллельные вселенные и удвоения персонажей.
При этом:
— съемки как бы на МКС (и местами снято очень неплохо, космонавту оказывают медицинскую помощь... Хм, где-то я это уже видел :))) );
— в наличии Роскосмос и Байконур (и да, создатели сериала что-то слышали про тамошние проблемы с запустением города).
— есть и клюква;
Но в целом — будто 2012-й. Никакого Илона Маска в реальных полетах, все через МКС и Роскосмос, который планирует начать возить туристов и при этом у людей уже планшеты (хотя туристов возили с начала нулевых)...
Почитал про сериал: там какая-то мутная история с невыплатой денег финнам (зиму там снимали), но при этом немцы дали денег.

П.С. Сериал местами нудноватый.
Кино > Сериалы. Оцениваем. Советуем. Обсуждаем > к сообщению
Отправлено 8 апреля 2023 г. 09:53
Посмотрел "Агентство "Локвуд и компания".

Достаточно гармоничный янг-эдалт, без особых претензий, но и без явных провалов. Мистика: в Британии появились реальные призраки, с которыми могут драться только подростки, просто потому, что видят эту нечисть.
Написал рецензию, попытался добавить реализма: структура подобного агентства в современных реалиях и сохранением тех же призраков :) . https://fantlab.ru/blogarticle81640
Кино > Что посмотреть? > к сообщению
Отправлено 7 апреля 2023 г. 10:29
Доброго времени суток.

"Андор", сериал по вселенной Звездных войн — вполне можно посмотреть. Рекомендую.

Вот мой отзыв на него https://fantlab.ru/blogarticle81631
Кино > Кто что смотрит? > к сообщению
Отправлено 29 марта 2023 г. 18:04
"Ампир V" Экранизация романа Пелевина.
Крайне противоречие впечатление от экранизации. Первый порыв был строго отрицательным, но нельзя хаять ленту, если в ней нет полного совпадения с твоими собственными представлениями о книге.
Надо посмотреть второй раз, лучше на холодную голову. А какие-то эпизоды и по третьему разу глянуть.
Так и сделал.
Черно-бело впечатление никуда не исчезло.
.
Что хорошо, местами очень хорошо — это компьютерная графика. Да, этим никого не удивишь, но работа мастеровитая, множество образов получились, а титры так вообще здорово. Полет мыши на Москвой — именно показывает то, что было рассказано в тексте. Не зашла разве что картинка вампира в образе памятника-Гагарина, что пролетает сквозь пузыри людских душ, тут слишком явное противоречие между позитивным восприятием первого космонавта и негативной ролью вампира.
Что пытались сделать лучше, но вышло посредственно, это то, как ужали сам роман. Тут просится четыре, даже пять часов экранного времени, а всё спрессовали до часа-сорока. Что пало жертвой? Почти весь юмор и философия, которые были в диалогах второго плана, все игры с англо-русскими сочетаниями. "Клоуны и пидарасы" уцелели, но множество остального, увы... Да, местами сокращения оправданы, и первая дегустация крови для Рамы это не безымянный айтишник, а Ганс Рудель. Воспоминания Руделя суть сквозной образ для книги, потому чем раньше они появляются, тем лучше. Но исчезло это странное чувство времени, когда Рома-Рама понимал, что им не занимаются, он предоставлен сам себе. Периоды погружения в сны сохранились, но мотивация героя для самоосмысления — убрана;
Что стало провалом — это подбор актеров плюс исполнение части ролей. В книге показан Иванушка-дурачок, которого приготовили на заклание, но красна девица выбрала жизнь именно для него, а не для прошаренного и оборотистого конкурента. Потому что видела, Иванушка её любит, и эта любовь потом ей очень пригодится. А ловкий парень предаст и посмеется над ней, как все предали Иштар Борисовну и врали ей в глаза. Для этого нужны три молодых и подходящих лица. И если киношный Рама временами налазит на глобус своего книжного прототипа, то Митра и Гера — вообще не то. Тут, увы, сразу вспоминаются нехорошие истории про театральные коллективы. И не "кто с кем спит", а про сложившиеся труппы, про крепкие шайки-лейки, которые к хорошим ролям никого постороннего просто не подпускают. Или проваливают проекты, чтобы потом не оспаривали их выбор. Так и тут: Гера — это не древо жизни, она не подходит. Причем та девушка, которую Рама подцепил на улице или школьница из воспоминаний Руделя — они вполне соответствуют образам юности и жизненного порыва. Мать Ромы-Рамы, тоже легко узнаётся и её стервозная личина показан буквально за двадцать секунд...
Отдельная проблема с Митрой: книжный персонаж корчил из себя Мефистофеля, но был ярким, заводным, прикольным. Пустозвон и обманка, но в привлекательной оболочке. В фильме всю живость и яркость как корова языком слизала, а попытки пыжиться и "кидать понты" — сохранились. В результате персонаж буквально рассыпается.
Да и актер, исполняющий роль Рамы, весьма ходульно отыгрывает большую часть переживаний своего персонажа. Где он получился, это в сцене вечеринки, когда надо было кусать халдея. Вот там чувство превосходства читается просто отлично. Но в в других сценах почти весь внутренний мир Ромы-Рамы остается за бортом. В то, что парень влюбился, не очень верится.
Большая часть вампиров ни уму, не сердцу. Бальдр с Иеговой совсем мимо. Разве что Энлиль Маратович вытягивает. Иштар Борисовна — тянет, но без фанатизма, "на троечку". Из халдеев запомнился напоказ укушенный Рамой коррупционер. Почему? Он сыграл маской, как и предыдущий Рама, который застрелился. И это плохой признак, что маски в фильме запоминаешь лучше лиц.
Что снова вышло середина на половину, это демонстрация роскоши. Выпилили все марки, все громкие названия, что во многом правильно (полная противоположность "Generation П"), хотя что-то могли и оставить. Сделали неплохие интерьеры квартир. Машины, одежда, часть украшений. Но все это производит впечатление неудачной постановки "451 по Фаренгейту" — книги в кадре горят, а в гибель культуры не веришь. Так и тут: на экране видны деньги, но они еще не достигли концентрации, когда у зрителя "в зобу дыханье спирает".
Вообще линию постмодерна попытались сгладить, потому картины в новой квартире Рамы вполне классические, и Бонапарт на коне — стандартный.
Иногда чувствуется провал по операторской работе/монтажу. Особенно ярко это читается в контрасте сцены с укусом Ромы и сцены, где Митра проводит для него первую дегустацию. Съемка, до того многокамерная, вдруг идет лишь с одной камеры, из-за чего исчезает ощущение диалога, а монолог слишком деревянный, актер-Митра не вытягивает. Но подобные провалы видишь далеко не всегда. Напротив, временами действие пытались оживлять. Но из прошлого будто приходят ограничения советского фантастического кино: в "Солярисе" тупо не было денег и возможностей снять толстую негритянку, а тут нет денег и возможностей снять паломничество китайского даоса. Снимали то, что было под рукой: потому кавалькаду иномарок показать смогли, рукопашные поединки получились эффектными, Татарского из предыдущего фильма тоже показали.
При том, что книга экранизирована относительно аккуратно — режиссер не вводил новых персонажей, не менял концовку, не старался отыскать второй третий смысл — иногда ну прям офигеваешь. Вот зачем было менять стихи, которые Брама и Митра сочинили во время дуэли? Ну чем оригинальные были плохи?
.
Итого: ощущение, как от половины сборочного комплекта автомобиля: хорошо, местами дорого, местами очень качественно, но машина не едет. Потому что колес нет и карданный вал куда-то делся. А когда её пытаются завести, выходит суетливая медитация. Пелевин без юмора, без постмодерна и межкультурных аллюзий, уже не Пелевин.
Поэтому очень хочется, чтобы "Священную книгу оборотня" экранизировали в аниме-варианте. Условность картинки поможет пройти цензуру и раскрепостит создателей, сломает необходимость подгонять хронометраж под кинопрокат.
⇑ Наверх