Все отзывы посетителя

Все отзывы посетителя grydans

Отзывы (всего: 2 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Сергей Плотников «Паутина света»

grydans, позавчера в 02:42

Прочитал первую треть первой книги, дальше не хочу особо, оставлю отзыв, может, кому-то будет полезен. Оставлю здесь, на цикл, думаю, более релевантно, для тех, кто смотрит отзывы, чтобы понять, стоит ли начинать читать.

Специфическая книга. Не знаю, как её оценивать. Как литературу про попаданцев? Тогда, наверное, она может как-то позитивно выделяться на фоне остальных книг жанра. Необычное попаданство в практически мангу, вроде достаточно разумный ГГ.

Но в целом меня как-то очень слабо увлекло. Понимание, что через несколько лет с протагонистом будет что-то происходить, не слишком стимулирует интерес. Вместо развития сюжета нам предлагают изучение японоподобного мира, немного персонажей и японской школьной повседневности. Я уже этот японский сеттинг встречал в множестве реализаций, и само по себе он не цепляет.

Остаётся, возможно, зацепиться за персонажей. Ну, главный герой нормальный. Окей. Остальные? Это нечто странное: гарем, который начинает образовываться в 11 лет? Я дочитал до зачатков — ну очень уж явных. Двенадцатилетние дети, между которыми летает тема секса? Одновременно они интригуют, реализуют какие-то многоуровневые манипуляции, манипулируя взрослыми. И это вроде как обычная школа, вот так прямо повезло ГГ оказаться в таком контексте. Как-то это всё… вызывает недоумение, скажем так. Это насчёт динамики взаимодействия.

На счёт глубины персонажей. Предполагаю, что она тут будет, но специфическая. На первой трети книги пока «глубина» персонажей остаётся не совсем понятна. В общем, персонажи получают какую-то минимальную проработку, но то, что я увидел, — в рамках довольно типичных шаблонов.

При этом, честно говоря, минусов-то и особо нет. Меня ничего особо не раздражало (ну кроме зачатков гарема, но его пока нет, и, возможно, когда будет, автор как-то сможет к тому моменту его проработать, и в минус это я бы не засчитал). Может быть, прочитав эту книгу лет 8 назад, это был бы интересный опыт. Просто уже в данный момент это не моё.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Роберт Джордан «Колесо Времени»

grydans, 17 сентября 09:44

Я не смог дочитать цикл, остановился после шестой книги.

Начинал я его с большим интересом: прочитал много отзывов, дал персонажам и миру «аванс». Первые книги показались мне самыми захватывающими. В них высокая динамика, мир, который хочется узнавать глубже, и персонажи, за которыми интересно наблюдать. Но при этом уже тогда проявились ключевые проблемы, которые впоследствии стали главным источником моего раздражения.

1. Система власти и гендерный баланс

Корень всех проблем, как мне кажется, в том, что в этом мире установлена своеобразная форма матриархата. Мужчины в книгах чаще всего показаны как наивные, упрямые или просто глупые. Но и женщины, увы, не лучше: они стремятся доказать своё превосходство, манипулируют всеми вокруг, отказываются признавать ошибки и не воспринимают чужие мнения всерьёз.

Это порождает две линии проблем.

Во-первых, во взаимодействии с мужчинами — бесконечные конфликты. Женщины постоянно читают нотации, обвиняют мужчин в глупости, спорят с ними буквально обо всём. Честно говоря, количество повторяющихся фраз о том, какие мужчины «тупые», доводило до усталости. Даже когда герои-мужчины совершают что-то значимое (например, Мэт спасает Эгвейн, Найнив и Элейн), они всё равно получают выговор и их «ставят на место».

Во-вторых, женщины бесконечно спорят и между собой. Найнив, Эгвейн и Элейн не столько сотрудничают, сколько выясняют, кто «самая умная». Вместо объединения усилий мы получаем бесконечную борьбу за статус по любому поводу.

Мне трудно понять, как эта авторитарная женская система с таким подходом вообще может функционировать. Каждая женщина пытается принимать решение, как будто знает «всё обо всём». Тот факт, что только женщины имеют доступ к «Силе», не объясняет автоматически их политического доминирования. Но мир устроен так, что везде, от деревенского совета до королевских дворцов и Айз Седай(тут хоть понятно), верховенство у женщин. Исключения вроде Кайриена или Тира быстро уходят на второй план. Даже Огиры, судя по тексту на вторых ролях у своих женщин.

Со временем я смирился с этим устройством, но однообразные и одинаково самоуверенные женские персонажи утомляют. Единственное исключение — Мин, но она, наоборот, слишком пассивна и на фоне остальных выглядит «серой».

Отдельно удивила навязчивая тема неприемлемости насилия над женщинами, которая появляется внезапно в четвёртой книге. Это подано как особая моральная норма, хотя, казалось бы, подобное чаще встречается именно в патриархальных системах. В итоге — много «соплей», что раздражает.

2. Персонажи и их развитие

Проблема не только в системе матриархата. Персонажи в целом редко блистают умом. Мужчины охотно принимают второстепенное положение, и это выглядит ещё более удручающе.

Главные герои по сути остаются фермерами, которых обстоятельства превратили в «избранных». Это не результат их собственных решений, а воля Узора. Правда в случае женских героев самостоятельность принятия решений чувствуется существенно больше. При этом внутреннего роста долго не ощущается. Да, Ранд меняется: его рефлексия о необходимости быть жёстким, его вспышки ярости и новая суровость поданы как эволюция. Но за этой внешней «маской камня» остаётся ощущение, что это всё тот же юноша с фермы, который играет роль. На уровне логики принятия решений изменения не так чувствуется. Рефлексии больше о взаимоотношениях с противоположным полом, какие они непонятные, или как страшно, если они умрут, а не о то, как принять значимое решение.

Говорить о взрослении персонажей можно, но на шестой книге инфантильности у них ещё более чем достаточно. Возможно, настоящие перемены проявятся ближе к 11–12 томам, но до этого ещё половина цикла, не знаю, я похоже не готов к такому объёму.

Второстепенные персонажи прописаны неравномерно: кто-то выглядит схематично, кто-то более живо. Чаще всего они нужны не как самостоятельные фигуры, а для расширения картины мира.

3. Сюжет

До пятой книги сюжет был динамичным, интересно сочетались параллельные линии. Но начиная с пятой-шестой книги, событий становится меньше. Всё больше места занимают отношения и совершенно мелочные конфликты между героями, формат чего я описал в первом пункте.

Если в первых книгах было ощущение настоящей опасности (отрекшиеся создают угрозу, непонятный тёмный, герои беззащитны), то позже сюжет сводится к тому, что сильные главные герои по какой-то причине совершают глупости. Или просто что-то происходит безо всяких предпосылок. Складывается впечатление, что линия Эгвейн получила от узора гораздо больше удачи чем линия Мэта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, на сколько бестро Эгвейн становить престолом Амерлин — какое-то безумие, было понятно, что она им станет, но я думал, что это будет достигнуто благодаря чему-то, какими-то действиями, интригами. Это же стало результатом непонятно чего, логика подобного решения от остальных Айз Седай максимально не убедительна. Как они там с таким интеллектом целыми странами веками манипулируют остаётся тайной.
Захватывающее противостояние уступает место фарсу: пример — ситуация с Магедин, которую Найнив садит «на цепь».

4. Мир

Мир действительно оригинальный и интересный. В первых книгах он напоминал мифы и сказания, что было захватывающе, ближе к Толкину по стилю. Но чем больше автор стремится к «реализму», тем больше карикатурности проступает в устройстве мира.

Множество описаний не всегда даёт понимание. Например, про аристократию разных стран мы узнаём лишь, что одни «очень хитрые», другие «чуть менее хитрые». У аил даже переизбыток традиций, но система их власти внятно не объяснена: что решают хранительницы мудрости, а что — вожди кланов? Получается, текст даёт много деталей, но логики за ними не видно.

Итог

Не могу однозначно сказать, советовал бы я читать «Колесо времени» или нет. Несмотря на все раздражающие моменты, цикл затянул, за персонажами в целом было интересно наблюдать. Они прописаны достаточно, чтобы казаться живыми, и за них можно переживать. Но вместе с тем — однообразие характеров, перегруженность текстом и затянутость сюжета сильно мешают.

Оценка: 6
⇑ Наверх