| Статья написана позавчера в 13:25 |

Новая Фантастика 2026: Старт!
Десятый конкурс «Новая Фантастика» — событие, которое за годы существования стало по-настоящему знаковым для авторов и читателей. Каждый раз в нём участвует множество работ, и это не только соревнование, но и площадка для творческого общения. Десять лет — целая эпоха, за которую тысячи авторов попробовали свои силы, сотни рассказов вошли в сборники, а многие дебютанты стали известными писателями. Уникальность конкурса в том, что здесь действует система самосуда: участники сами читают тексты, оценивают их, оставляют отзывы и делятся впечатлениями. Далее работы рассматривает и рецензирует экспертное жюри. Благодаря этому каждый автор получает широкий спектр мнений, которые можно использовать для роста и развития. Юбилейный сезон обещает быть особенно насыщенным и интересным. Присоединяйтесь — и станьте частью десятой «Новой Фантастики». Учредители премии, сообщество авторов Клуб авторов "Настоящий Писатель" и Литературный клуб "Бумажный Слон", объявляют о старте литературного конкурса — «Новая Фантастика 2026»! Прием конкурсных работ до 15.12.2025 (23:59) Обязательно прочитайте полные правила конкурса: https://litclubbs.ru/pages/newfantastic20...
Что нового: — Обновляем состав Основного жюри. — Новая номинация "Самый научная фантастика". — Новая номинация "Самый проработанный фэнтези-мир". — Новая номинация "Выбор победителей". — Увеличен призовой фонд! Самые важные правила конкурса: В основе конкурса лежит самосуд. В первом этапе участникам необходимо читать работы коллег, комментировать их и выставлять оценки. Далее оценивать работы будет экспертное жюри. Требования к работам: — Тема для рассказов — свободная. — Жанр: Фантастики (в том числе: научная фантастика, фэнтези, мистика, ужасы, магреализм и другие). — Работа должна быть уникальна, нигде ранее не опубликована (включая интернет). — Объем рассказа: от 10 000 до 40 000 знаков (без учета пробелов). — Произведения, сгенерированные Искусственным Интеллектом не принимаются. — Нецензурную лексику необходимо либо маскировать символами (звёздочками) так, чтобы нельзя было однозначно распознать слово, либо не использовать вовсе. — От каждого автора принимается только одна работа. — Возрастные ограничения: авторы старше 16 лет. — Принимаются файлы формата: doc/docx/odt/rtf. НЕ PDF. Заявки отправлять на почту konkurs@true-writer.ru В теме письма укажите: «Заявка НФ2026». К письму приложите файл с работой. В теле письма должны быть указаны: — фамилия, имя, отчество автора или псевдоним; — дата рождения; — город, телефон (для связи и координации); — название рассказа; — Email; — ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите жанр рассказа (можно несколько). В самом файле размещается только название рассказа и текст. Никаких упоминаний автора — ФИО, инициалов; Сроки проведения конкурса: — Прием конкурсных работ: до 15.12.2025 (23:59) — Выкладка работ на сайт администрацией. Работы публикуются анонимно: 16.12.2025 — 26.12.2025 — Проверка выложенных работ участниками: 27.12.2025 — 30.12.2025 — Отборочный этап — голосование участников: 01.01.2026 — 01.02.2026 — Подсчет результатов: 02.02.2026 — 16.02.2026 — Голосование Профессионального жюри: 17.02.2026 — 17.03.2026 — Голосование основного жюри: с 18.03.2026 — 18.04.2026 — Торжественное оглашение результатов и награждение победителей: август 2026 года. Призы: — 1 место — приз 60 000 рублей. — Последующие победители (от 8 до 13 авторов) получают приз 20 000 рублей и приглашение издаться в печатном сборнике «Новая Фантастика 2026». — Количество авторов, приглашенных в сборник, может быть увеличено по решению организаторов. — Новая номинация "Самая научная фантастика". Приз: 15 000 рублей и приглашение издаться в печатном сборнике «Новая Фантастика 2026». — Новая номинация "Самый проработанный фэнтези-мир". Приз: 15 000 рублей и приглашение издаться в печатном сборнике «Новая Фантастика 2026». — Новая номинация "Выбор победителей". Приз: 15 000 рублей и приглашение издаться в печатном сборнике «Новая Фантастика 2026». — В качестве приятного бонуса (а для кого-то и главного приза) каждый участник получит отзывы от конкурсантов, от членов профессионального и основного жюри (если пройдет в соответствующий тур). — Победители будут приглашены в состав Профессионального жюри следующего конкурса.
|
| | |
| Статья написана 13 сентября 12:20 |
Мой недавний материал о прототипе главного героя повести-сказки Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч" — школьника Вольки Костылькова — пользовался некоторым успехом. Это не удивительно, "Хоттабыча" прочли миллионы советских и российских детей, а ежели кто и не читал, то обязательно смотрел одноименный фильм-сказку, поэтому на мою статью «Волька из "Старика Хоттабыча". Откуда писатель Лагин взял это имя?» многие отреагировали энергично. Но Лагин написал не только "Старика Хоттабыча", он — автор целого ряд произведений, часто представляющих собой сплав остросоциального памфлета с фантастикой. Сняв с книжных полок имеющиеся у меня его книжки, я перелистал некоторые из них...

Авторские книги Л. Лагина в моей библиотеке.
... Наталья Лагина пишет: "Много лет спустя отец показал мне дореволюционного издания книжку английского писателя Ф. Анстея (Ф. Энсти) «Медный кувшин», попавшую ему в руки еще в 1916 году и в какой-то мере подтолкнувшую его к первоначальному замыслу будущего «Хоттабыча». Но у отца джинн не просто появлялся из кувшина, а появлялся в стране, неподвластной пониманию, поэтому и случались с Хоттабычем такие забавные приключения, поэтому и наивны были его «ненужные» чудеса...".

Постер фильма "The Brass Bottle" (1964).
Читайте в материале: • Лазарь Гинзбург в молодые годы. • «Работа над «Стариком Хоттабычем» была единственной отдушиной…». • «Медный кувшин» английского прозаика Ф. Анстея (Ф. Энсти). • Совершеннолетние повелители джиннов в других «Медных кувшинах». • Юрия Сотника за использование идеи из романа Ф. Энсти "Шиворот-навыворот" почему-то не упрекают… • Неразлучные пары произведений. • Лагин на фронте. • О творчестве фронтовика Лазаря Гинзбурга-Лагина сразу после войны. • Чудесный «эликсир Береники». • Новая порода людей в романе «Патент «АВ». • Дело о плагиате разбирала специально созданная комиссия Союза писателей. • Кто на ком стоял… • Сатирическая составляющая в произведениях Лагина набирает силу… Статья полностью здесь: https://dzen.ru/a/aK9gJ3W3f3OYBVSB
|
| | |
| Статья написана 8 сентября 00:33 |
Ушёл из жизни известный российский фантаст Василий Васильевич Головачёв (21.06.1948 — 07.09.2025). Я очень много лет, ещё с прошлого века, был знаком с Василием Васильевичем, встречался с ним в самых разных городах на множестве самых разных фантастических конференций, в которых мы участвовали; провёл рядом с ним несколько дней в Новосибирске, когда мы летали на юбилей нашего друга писателя Геннадия Прашкевича; мы жили в соседних номерах екатеринбургской гостиницы "Урал" и вместе пили шампанское в дни фантастического фестиваля "Аэлита", куда мы приехали получать награды "Аэлиты"... Последние годы мы вместе с Василием Васильевичем работали в Основном жюри Всероссийского конкурса "Новая фантастика", председателем которого он был.

Василий Васильевич Головачёв. 2004 год. Фото В. Ларионова.
Трудно смириться с фактом, что этого энергичного, улыбающегося, спортивного и напористого человека, автора огромного количества фантастических романов больше нет с нами... В память о нём размещаю здесь нашу старую (2003 года) блиц-беседу.
Василий ГОЛОВАЧЁВ: «Я так живу» Василий Васильевич Головачев родился в 1948 году в г. Жуковка, Брянской области. В 1972 году закончил Рязанский радиотехнический институт. Член Союза писателей России и Украины с 1983 года. Автор множества романов и повестей, издававшихся огромными тиражами. Наиболее известны его романы: «Реликт» (в 6-и книгах), «Черный человек», «Особый контроль», «Бич времен», «Схрон», сериал «Запрещённая реальность» (пять романов), «Вирус тьмы» («Посланник»), «Человек боя». На конференции «Роскон-2003» В.Головачёв награждён специальной премией «Фантаст года», как лидер совокупного рейтинга продаж фантастических книг. Лауреат премии «Аэлита-2004».

Писатель Василий Головачёв. Москва, 2004 год. Фото В. Ларионова.
Василий Васильевич, ваших книжек в прошлом году продано больше, чем у всех остальных фантастов. В связи с этим хотелось бы узнать, что чувствует самый продаваемый автор? Каковы ощущения писателя, определяющего лицо современной фантастики? Можно ли говорить о какой-то особой ответственности такого автора перед читателем? Автор чувствует себя нормально. А ощущения те же — ты в ответе за все, что делаешь. Хочешь, чтобы было ещё лучше? Делай. Я, как в рекламе пива — за качество отвечаю! В продолжение предыдущего вопроса: каков общий тираж ваших произведений? Суммарный тираж моих произведений уже давно перевалил за 18 миллионов экземпляров. А в прошлом году, сколько ваших книг вышло? Суммарный тираж прошлого года — около 1 миллиона экземпляров. Заведующий редакцией фантастики издательства «ЭКСМО» Леонид Шкурович говорил, что на звание «Фантаст года» реально претендовали лишь несколько писателей, «бесконечно далеко оторвавшихся от своих конкурентов». Кто эти авторы? Эти авторы: Александр Бушков, Ник Перумов, Сергей Лукьяненко, Евгений Гуляковский. Если не считать меня.

Геннадий Прашкевич, Владимир Ларионов, Василий Головачёв. Санкт-Петербург, 2008 год.
Завидуют ли вам коллеги по цеху? Это их боль. Василий Васильевич, какое определение фантастической литературе вы бы дали? Каково, по вашему мнению, место фантастики в общелитературном процессе? Фантастика — литература! Не хуже других жанров! Может быть, острее. Всё остальное — от лукавого. Ваше кредо? Искать!

С Василием Головачёвым на пресс-конференции. Екатеринбург, 2015 год.
Вы ведёте мастер-классы для молодых авторов на конференции «Роскон» и в московском ЦДЛ. Каким качеством, в первую очередь, по вашему мнению, должен обладать начинающий автор? Должен ли писатель, делающий именно фантастическую литературу, знать что-то особенное? Автор должен в первую очередь владеть языком и органично переходить из реальности жизни в реальность литературного процесса. А вы кого бы назвали своим учителем? Их двое. Станислав Лем и Иван Ефремов. У вас есть какой-то особенный (по возрасту, по образованию) читатель? Мои книги читают люди всех возрастов. Василий Васильевич, как вы ухитряетесь организовать своё время, чтобы так плодотворно работать? Я так живу. Как обстоят дела с зарубежными изданиями ваших книг? В какой стране имя Василий Головачёв пользуется наибольшим успехом? За рубежом у меня вышла только одна книга — в Чехословакии, ещё в советские времена. Есть рассказы, переведённые на немецкий, польский, болгарский, английский, китайский языки, на языки стран СНГ. Для конструирования образов ваших героев вы используете черты собственной незаурядной личности, что-то берёте у друзей или всё полностью выдумываете? Вы сами ответили на свой вопрос.

С Василием Головачёвым в жюри конкурса "Новая фантастика". Москва, 2024 год.
Вы собираете старые журналы «Техника-молодёжи» и «Знание-сила». Это хобби или нечто другое? Это — овеществленное детство. В одном из интервью вы сказали, что у человечества нет будущего. Цитирую: «Я отрицательно отношусь к человечеству. Считаю, что человек разумный — тупик цивилизации. Во всяком случае — такой, какой он есть сейчас: лживый, агрессивный, себялюбивый, меркантильный, злобный, трусливый и т.д. Космосу такие «разумы» не нужны». Возможен ли выход из тупика? Есть ли рецепты «исправления» хомо сапиенс? Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что я прав. Слой людей, которым даже в голову не приходит, что они мешают другим жить, все увеличивается. Это печально. Несколько слов о вашем последнем романе и вообще о планах. Если бы я мог пересказать роман в нескольких словах, я бы не писал. О чём бы хотел Василий Головачёв спросить у Василия Головачёва? Что дальше?
Апрель, 2003 год.
|
| | |
| Статья написана 5 сентября 12:08 |
Фантастическую повесть Алексея Сазонова "Звёздная одиссея" помню ещё со школы, с тех пор, как прочёл её в старой библиотечной подшивке научно-популярного журнала "Наука и жизнь" (№№ 10-12 за 1960 год). Конечно, в первую очередь моё внимание привлекла тогда космическая графика художника А. Листкова.

Рисунок на обложке журнала "Наука и жизнь" (№11 за 1960 год) и внутренние иллюстрации художника А. Листкова к повести А. Сазонова "Звёздная одиссея".
"Звёздная одиссея" стартует словами: "На исходе второй половины двадцатого века усовершенствованная радиосвязь Земли приняла таинственные сигналы из космоса. Эти сигналы с интервалом в тридцать одни земные сутки исходили из района орбиты Марса, одной из самых близких к Земле планет. Все попытки расшифровать сигналы с помощью электронно-решающих машин не дали никаких результатов. И тогда, по решению Академии наук Союза социалистических стран, к Марсу была направлена экспедиция — первая глубокая разведка за пределы уже освоенных трасс — кольцевой, вокруг Земли, и маршрута Земля — Луна, давшего так много для изучения нашей планеты".

Рисунок художника А. Листкова к повести А. Сазонова "Звёздная одиссея" (1960).
Таинственные радиосигналы, как повод немедленно снарядить в район их источника космическую экспедицию! Неисчислимое множество фантастических произведений начинается именно с этого. Если говорить о похожих сюжетах в отечественной фантастике, фундаментальный пример — фантастический роман Алексея Толстого "Аэлита" (1923), в котором инженер Мстислав Лось приглашает желающих полететь на Марс, потому как уже несколько лет крупные радиостанции Земли принимают непонятные сигналы. Лось уверен, что сигналы приходят с Марса, а значит — на Красной планете есть разумная жизнь. Далее в романе "Аэлита" смелый прогноз инженера полностью подтверждается.

Афиша фильма "Небо зовёт" по сценарию Алексея Сазонова(1959).
Читайте в материале: • Космические сигналы зовут! • В 1960 году отечественные фантасты экспедиции на Марс уже не посылали… • Повесть "Звёздная одиссея" напоминает киносценарий. • Алексей Сазонов, анкетные данные. • Боевой киносборник №7. • Сценарии мультфильмов и космической кинодокументалистики. • Сценарий фантастического фильма «Небо зовёт». • «Американизированная» версия кинокартины "Небо зовёт" • Герои повести "Звёздная одиссея" находят космодром марсиан на Фобосе. • Беженцы с Марса обосновались в Атлантиде, вместе с ней и сгинули… • Сценарии мультфильмов и фантастической музыкальной комедии-фарса "Последний жулик". • Музыку к "Последнему жулику" написал М. Таривердиев, а слова песен, исполняемых Н. Губенко принадлежат В. Высоцкому… • От фантастического космоса к сатирической фантастике... Статья полностью здесь: https://dzen.ru/a/aLCA3YKTAFg8HDZx
|
| | |
| Статья написана 30 августа 13:28 |
Когда в своём далёком школьном детстве я читал "Старика Хоттабыча" Лазаря Лагина (уже не помню, какое именно издание — книжку брал в библиотеке), то даже не обратил внимания, что пятиклассник Волька Костыльков — мой тёзка. Не зафиксировал, не отложил в памяти, а потом и вовсе забыл. Автор внимание на этом в тексте повести не особо заостряет, настоящее имя одного из двух самых главных её героев упоминает не часто. Тем более, что ни в детстве, ни в юности, ни в более зрелом возрасте никаких Владимиров, которых звали бы Вольками, пусть даже уменьшительно-ласкательно, я никогда не встречал.

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). Режиссёр Геннадий Казанский.
Напомню, что Волька в повести-сказке "Старик Хоттабыч" — тот самый мальчик, который, купаясь в речке, нырнул в "ласковую прозрачную воду, до дна пронизанную ярким полуденным солнцем" и нашёл там глиняную бутылку очень странной формы. А когда вскрыл её, то неожиданно для себя стал повелителем всемогущего седобородого джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба, подружился с ним и прошёл вместе с Хоттабычем немалое количество необычайных приключений, которых хватило на целую книжку писателя Лазаря Лагина с дюжиной десятков последующих переизданий, на её продолжения, написанные уже дочкой писателя Лагина, на одноименный полнометражный цветной художественный фильм (1956), на балет (1956), мюзикл (1979, 2023), диафильм (1970) и фантазию, снятую по мотивам оригинального произведения уже в нулевых — кино "}{отт@бь)ч" (2006). Театральные постановки даже подсчитывать не пытаюсь...

Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч. — Ярославль: Нюанс, 1993 г. Серия: Новая Библиотека приключений. Тираж: 12000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Петрова.
Откуда же взял автор повести-сказки имя Волька? Оказывается, совсем не с потолка…
Читайте в материале: • Волька из повести-сказки Лазаря Лагина. • Разные издания, разные тексты. • "Хоттабыч" печатался в пионерской периодике. • Переиздание изначального варианта книги увидело свет не без помощи Аркадия Стругацкого. • Лагин позаимствовал имя своего юного героя у сына хороших знакомых. • Жена — пятикратный лауреат Сталинской премии, муж- изобретатель «гравидана». • Вольке грозила ампутация правой ноги… • Восточные сказки Лазаря Гинзбурга. • В школу Всеволод Замков пошёл сразу в седьмой класс. • Он поделился своим детским, домашним именем с мальчиком из сказки… Статья полностью здесь: https://dzen.ru/a/aKobwM4p8ENx2d25
|
|
|