Обратите внимание, что с этого тура для борьбы с накрутками будут ограничены голоса только что зарегистрировавшихся и малоактивных участников. Но даже если вы видите плашку о невозможности проголосовать, это не повод не присоединиться к нашему обсуждению книг.
Продолжим чтение любопытных новинок последнего месяца новой повестью Аластера Рейнольдса, вышедшей в издательстве Subterranean Press. Это первая за шесть лет повесть автора, и прошлая его работа в средней форме, «Вечная мерзлота», была весьма хороша, точно лучше вышедших позднее романов. Тем более предварительные обзоры обещали нечто весьма необычное для автора: смесь фэнтези и научной фантастики, отступление от привычной формы высокотехнологичной космооперы в сторону псевдосредневековья. Звучало это достаточно любопытно, чтобы бросится читать немедленно. Но признаю, это будет сложный для меня обзор. С одной стороны, я большой и давний поклонник титулованного британца. С другой, сюжеты про театральные будни для меня как правило скучны, например, при чтении повести Симмонса «Пылающая муза» я чудом поборол наползающий сон. Поэтому любую мою похвалу легко можно счесть преданностью фаната, а любую критику — злопыхательством хейтера.
Но давайте все-таки попробуем поговорить о повести Аластера Рейнольдса «The Dagger in Vichy» со всей возможной объективностью.
Повествование ведется от лица Руфуса, молодого парня, чудом избежавшего виселицы и принятого в актерскую труппу под руководством драматурга Гийома, странствующую, на первый взгляд, по вполне себе средневековой Франции. Буквально на первых страницах они получают задание от умирающего солдата: доставить таинственную коробку Его Святейшеству в Авиньон. Но чем дальше труппа странствует по городам и весям, тем отчётливее понимание, что события происходят в отдаленном будущем. В конце концов, автор прямо проговаривает, что после "технологической эры" наступили долгие "сумрачные столетия" приведшие к откату технологий к уровню, близкому к средневековому. И хотя упоминаются войны, складывается впечатление, что подобное развитие событий по замыслу Рейнольдса является естественным ходом вещей, поэтому повесть вряд ли можно назвать постапокалиптической, и с каждой перевёрнутой страницей она всё меньше кажется таковой. Мир откатился "назад во времени" очень странно: с одной стороны труппа путешествует в конной повозке, Гийом пишет пьесы пером на бумаге, да и дальняя связь в мире явно отсутствует. С другой стороны в навершие кинжала старого солдата и члена труппы Бернара заключен кусок обедненного урана, войны ведутся с помощью энергетического оружия, а в больших городах есть "лечебные гробы", полежав в которых можно восстановить здоровье. Но больше всего меня поразило, когда на одном из привалов труппа отобедала мясом мамонта. Вот уж где не помешало бы чуть более подробное объяснение, почему всё так и как оно работает.
Но Рейнольдса подобные мелочи не интересуют. Он продолжает сплетать воедино высокие технологии, примитивный уклад и исторические отсылки, не заботясь о сочетаемости компонентов, предлагая принять получившиеся декорации своей пьесы "как есть" со всеми условностями и упрощениями. И как зрители театральных постановок смиряются с бутафорским реквизитом, так и читатель должен смириться с тем, что он не получит никаких объяснений, почему в этом мире есть высокие технологии и при этом нет самых примитивных технических средств. А вот элементы фэнтези, которые обещались в анонсах, к сожалению или к счастью, в повести отсутствуют совсем. Те немногие детали, которые на них походят, вроде всадника без головы, который по легендам странствует вблизи проклятого леса, по мере развития сюжета получат вполне рациональное объяснение.
И хотя в основе сюжета мы имеем классический квест по доставке артефакта к месту назначения, в первую очередь Рейнольдса интересует быт театральной труппы Франции времён, которые за всеми технологическими условностями, напоминают раннюю Эпоху Возрождения. Организации постановок, работе с реквизитом, репетициям и распределению ролей уделена львиная доля произведения, и в определенный момент это начинает восприниматься как одно огромное провисание сюжета. Ведь страниц остается все меньше, мы всё так же далеки от поставленной цели, а обитатель загадочного ящика, который очень скоро начинает разговаривать с Гийомом, а позже и с Руфусом, не спешит открывать свои секреты. Вместо этого Рейнольдс касается темы, которой меньше всего ждешь от данного сюжета: критики использования искусственного интеллекта (читай, нейросетей) в творчестве. Ведь Гийом, бывший ранее знаменитым драматургом, исписался и уже давно не может выдавить из себя хоть сколько-нибудь пристойной пьесы, но обитатель ящика даёт ему снова возможность творить, и даже лучше чем раньше, но насколько этично такое творчество? Ответ даёт дальнейшее моральное падение персонажа. А следом уже и перед Руфусом возникает дилемма: как поступить, зная, что его мастер уже не тот, что раньше, совращённый "демоном из ящика". И дальше сюжет начинает развиваться в совершенно другом направлении.
С одной стороны, финальные сцены романа в декорациях "проклятого леса", который на поверку окажется вышедшей из под контроля попыткой справиться с загрязнением окружающей среды конца технологической эры, весьма хороши. С другой, Рейнольдс в очередной раз откусил больше, чем смог прожевать.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всю повесть он разбрасывал мимолетные, дразнящие намёки о политических интригах, противостоянии таинственных группировок, в котором не последнюю роль должно сыграть содержимое того злополучного ящика. Затем ставки задираются еще выше: столетние космические странствия, встреча с чужими и неизбежное инопланетное вторжение. Но все эти многочисленные сюжетные ружья никогда не выстрелят.
Вообще никогда.
Совсем.
Это просто части декорации классической трагедии о верности и предательстве, учениках и наставниках, долге и амбициях. И в финале, в лучших традициях рейнольдсовских концовок мы убеждаемся, что все происходящее, в глобальном смысле, не имело никакого значения.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Война, если она могла начаться, так и не началась. Никаких глобальных потрясений так же и не последовало. А космическое вторжение может случиться и через семь лет, и через семь столетий, но в любом случае — это будет совсем другая история. Не имеющая никакого отношения к истории о том, как кинжал в Виши нашел свою первую и последнюю жертву, тем самым навсегда прервав гастроли драматурга Гийома и его печально известной труппы.
Роли сыграны и на сцену опускается занавес. К вящему разочарованию единственного зрителя, сиречь читателя. Но ему не привыкать. Вещь получилась довольно типичная для Рейнольдса, обещающая куда больше, чем в итоге дающая. И псевдосредневковый сеттинг скорее усугубляет проблему.
31 августа в 21:00 стартует юбилейный сотый тур Роман-рулетки.
В связи с этим, для участников 100-го тура планируется призовой фонд в виде 3-х книг из Списка голосования сентября Книжного клуба Фантлаба. Трое победителей, чьи отзывы наберут больше всех голосов от участников тура получат бумажную книгу (по своему выбору) из списка голосования сентября:
Голосование за отзывы от участников Юбилейного тура будет запущено 12 октября в 21:00 Мск. и продлится до девяти вечера 18 октября. 19 октября будут объявлены победители.
Записаться нужно ЗДЕСЬ до 20:55 мск 31 августа 2025 года.
Сезон крупных фантастических премий позади, очередные Хьюги, Небьюлы и Локусы нашли своих обладателей к радости или разочарованию фанатов. Я же решил развивать колонку, публикуя рецензии на самые интересные, как мне кажется, новинки (и не только новинки) англоязычной литературы, которые покамест не переведены на русский язык.
Первой в прожектор моего внимания угодила свежая (опубликованная буквально полторы недели назад) повесть Адриана Чайковски «The Hungry Gods». Впрочем, по меркам, например, Пола Андерсона или любого другого классика фантастики это был бы полноценный роман — немногим менее 40 тысяч слов или 5 часов звучания аудиокниги. Кстати, интересный фанфакт: аудиокнигу озвучила Эмма Ньюман, жена Питера Ньюмана известного по Трилогия Странника, которая и сама является автором нескольких фантастических произведений.
«The Hungry Gods» — восьмая повесть из цикла «Terrible Worlds», впрочем, цикл этот условный и каждое произведение полностью самостоятельное: они объединены исключительно идеями и тем, что каждая конструирует по настоящему ужасный мир, в котором вам вряд ли захочется жить. Хрестоматийным примером может служить подцикл «Destinations», сосредоточенный на теме путешествий: «Walking to Aldebaran» о космических путешествиях, «One Day All This Will Be Yours» о путешествиях во времени, «And Put Away Childish Things» — о путешествиях в иные миры. «The Hungry Gods» открывает подцикл «Innovations» и рассказывает об одной из самых популярных инноваций научной фантастики — терраформировании. И делает это с одной стороны весьма неканоничным способом, подмешивая в фантастику элементы, характерные скорее для жанра фэнтези (но в полном соответствии с третьим законом Кларка), с другой стороны — весьма классическим, приближаясь чуть ли не к золотому веку фантастики (и иногда, как мне кажется, слишком близко). Но обо всём по порядку.
На первый взгляд, перед нами довольно классический постапокалипсис. После череды техногенных и экологических катастроф Земля представляет собой выжженную кислотными дождями пустошь, где даже растениям выжить сложно, а более крупным животным и подавно. Тем не менее, на руинах некогда великих городов ещё ютятся жалкие остатки человечества, разделенные на враждующие племена, поклоняющиеся своим тотемным зверям (и строящие исходя из характера этих зверей своё поведение): мусорщики-Тараканы, налётчики-Чайки и Кролики, которые при первых признаках опасности спасаются бегством. Амри, от лица которой идёт повествование, как раз из последнего племени. После продолжительной засухи племя поручает ей опасное задание: отправиться в руины ближайшего города, кишащие враждебными племенами, чтобы пополнить запасы. Казалось бы, вполне классическая завязка для стандартного постапокалиптического приключения, но с первой же главы Чайковски переворачивает его с ног на голову. Потому что именно в тот момент, когда Амри схватили рейдеры Чаек и казалось бы ее песенка спета, боги спустились с небес.
Конечно, боги не в классическом понимании: просто четверо элитных ученых, величайших умов своего времени. Еще на пороге катастрофы, когда люди поняли, что Земля обречена, лучшие представители человечества под предводительством четырёх гениальных умов отправились в космос, чтобы построить там лучший мир. Прошли столетия и пока Земля постепенно погибала, они успешно справились с задачей, создав на небесах настоящий рай. Но в процессе каждый из четырёх лидеров человечества слишком сильно погрузился в свою область интересов, стал одержим ею. И когда они вернулись на грешную Землю, чтобы терраформировать выжженные кислотными дождями руины, каждый имел свой собственный план того, как перестроить земную биосферу, сделать её лучше чем раньше. В соответствии со своими извращенными идеями, конечно. Вооруженные самыми передовыми технологиями, для остатков человечества слабо отличимыми от магии, они фактически стали богами. Брюс Мэйалл, бог растений. Маттиас Фабри, бог насекомых. Падрейг Грэмм, бог пластика. И Гай Вестен, падший бог, который проиграл еще до начала сражения: его божественные механизмы разрушили, а сам он чудом спасся после крушения посадочной капсулы, имея в запасе только несколько ботов-слуг и силовую броню. Лишённый другого выбора, он пытается объединить племена людей и выступить против трёх сражающихся между собой божеств, ведь, не важно кто победит, — ни один план терраформирования не предусматривает сохранения на Земле жалких остатков человечества.
Изначально рассказ напоминал мне «Ключи к декабрю», но только с выжатой педалью в пол (не надо ждать столетия, все три плана терраформирования куда компактнее по времени) и с героем, который не сдался. Но Чайковски очень быстро сошел с этой дорожки в сторону более классической для фантастики истории: Гай Вестен, обладая весьма ограниченными силами, должен вклиниться в борьбу практически всемогущих противников таким образом, чтобы одержать победу. И на базовом уровне повествования «The Hungry Gods» — отличная фантастика с непредсказуемыми поворотами сюжета, под завязку наполненная событиями (выше я дал краткую выжимку всего первых трех глав из девятнадцати, чтобы не ударяться слишком сильно в спойлеры). Боги не собираются сидеть на месте, приземлившись относительно не далеко друг от друга (позволить кому-то занять другой материк означало бы дать ему солидную фору) и предпринимают активные действия как против надоедливых аборигенов, так и против друг друга, да и сами аборигены не так просты, как кажутся на первый взгляд, а лидер налетчиков-Чаек, хотя изначально и кажется безжалостным громилой, на поверку оказывается лучшим персонажем книги. В конце концов, где мы еще в фантастике видели поединок терраформирований? Мне кажется, идея эта достаточно свежая.
А вот на более высоком уровне автор изначально развешивает слишком заметные ружья, очевидные любому читателю с достаточным багажом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гай Вестен потерял все свои инструменты, очевидно же, он тоже имел свой собственный план терраформирования? Безумные учёные утверждают, что уже построили рай на небесах, но можно ли им верить? И когда Чайковски с апломбом выкладывает карты на стол, разворачивая понимание происходящего на 180 градусов (а потом ещё раз и ещё), это только подтверждает читательские подозрения. С другой стороны, история произошедшего на небесах сама по себе достойна отдельной книги и обидно, что автор уделил ей всего пару абзацев. Противостояние же с богами терраформинга, если упростить его донельзя, опустив все сюжетные перипетии, сводится к классическому платформеру из серии Mega Man: победить одного босса и получить с его трупа оружие, чтобы сразить следующего. Ведь каждый из богов терраформинга готовился к предстоящему противостоянию и выработал против своих соперников действенные контрмеры. И этот классический квест — еще один привет от классической фантастики, продолжая вспоминать Желязны, он очень любил даже в самых новаторских своих работах, таких как «Порождения света и тьмы», вставлять фрагменты с поиском нескольких макгаффинов.
С другой стороны, концовка «The Hungry Gods», пожалуй, лучшая из возможных, ещё раз переворачивающая повествование с ног на голову, и на этот раз даже не самым ожидаемым образом. Получилась весьма крепкая история, наполняющая новыми идеями классический сюжет, при этом избегая расставленных по пути ловушек, пройдя по лезвию ножа между откровенным приключаловом и помпезной нравоучительностью, которые свойственны старой фантастике, и найдя баланс между мрачной обреченностью и чёрным юмором. Наверное, из всех прочитанных мной повестей цикла «Terrible Worlds» эта — лучшая. С другой стороны, она несколько уступает лучшим работам автора в крупной форме и моей любимой его повести, «Elder Race».
Приветствую в очередном выпуске самых интересных новостей из мира англоязычного книгоиздания. Рубрика постепенно становится ежемесячной: чем ближе к концу года, тем больше интересных книг, о которых хочется рассказать, появляется в планах издательств. Этот выпуск особенно интересен новым романом Ричарда Моргана, который молчал почти десять лет и возвращением в мир цикла «Досье Дрездена», последний роман которого вышел пять лет назад. Но не будем забегать вперед. Предлагаю подписаться на тему с новостями, традиционно благодарю всех причастных и давайте начинать.
1. А начать выпуск я должен с признания в собственной ошибке. В рассказе о самых ожидаемых новинках 2025 года я утверждал, что «No Man's Land» — новое название давно ожидаемого романа Ричарда Моргана «Gone Machine». Оказалось же, что это внецикловый роман, в весьма любопытном сеттинге: после Первой мировой войны в ослабленную Англию вторглись фейри и одинокий герой вступает с ними в противостояние. Ждем в марте 2026 года, а вот о продолжении «Разрежённого воздуха» пока нет информации.
Издательство: New York: Del Rey, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 496 стр. ISBN: 0-345-49315-X, 978-0-345-49315-6
Аннотация: Великая война должна была стать войной, положившей конец всем войнам, — и, возможно, так бы и случилось, если бы не появился ещё более могущественный, потусторонний враг, решивший прекратить конфликт. В одночасье, пока на полях Франции и Фландрии гремели выстрелы, деревню за деревней в тихой британской глубинке поглощал Лес. А в этом Лесе скрываются Хульду — древняя раса фейри, чудовищная в своей бесчеловечности, которая решила, что господству человечества на Земле пришёл конец.
За дело берётся Дункан Сильвер. Израненный войной, движимый яростью, глубже окопов, в которых он когда-то сражался, Дункан полон решимости показать Хульду, что этот мир не для них. Вооружившись смертоносным железным ножом и укороченным траншейным ружьём, заряженным железными пулями, Дункан не остановится ни перед чем, чтобы вернуть детям, похищенным Хульду, объятия их семей. Сколько бы Хульду ему ни пришлось уничтожить на этом пути.
Но когда его нанимает мать, чтобы вернуть её четырёхлетнюю дочь Мириам — похищенную Хульду полгода назад и заменённую подменышем, — всё буквально взрывается. Мириам оказывается пешкой в гораздо более масштабной игре, чем Дункан мог ожидать, и несколько давно похороненных тайн из его прошлого вот-вот будут воскрешены.
2. Долгожданный 18-й роман цикла городского фэнтези «Досье Дрездена» будет опубликован в начале 2026 года.
Издательство: New York: Ace, 2026 год, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 0-593-19933-2, 978-0-593-19933-6
Аннотация: Один год. 365 дней. Двенадцать месяцев. Гарри Дрездену пришлось многое пережить, как и его городу. После того, как Гарри и его союзникам с трудом удалось спасти Чикаго от разрушения, все изменилось — и дело не только в текущем отсутствии электричества. В битве Гарри потерял дорогих ему людей. И это та потеря, которая причиняет боль. Гарри есть Гарри, он делает все, что в его силах, чтобы помочь городу и его друзьям восстановиться. Но это тяжелая битва, и ему нужно время. Но время — это единственное, чего нет у Гарри. По Чикаго бродят вурдалаки и убивают ни в чем не повинных мирных жителей. Брат Гарри умирает, а Гарри не знает, как ему помочь. И последнее, но не менее важное: Зимняя королева фейри вступила в союз с Белой коллегией вампиров, и Гарри обручили с соблазнительной и смертельно опасной вампиршей Ларой Рэйт, чтобы скрепить сделку. Это был тяжелый год. Больше, чем когда—либо, город нуждается в Гарри Дрездене-волшебнике, но после утраты и горя осталось ли в Гарри Дрездене достаточно мужества, чтобы принять вызов?
3. Новый роман Аластера Рейнольдса «Halcyon Years» — гремучая смесь нуара и космической фантастики о частном детективе по имени Юрий Гагарин, который расследует зловещие тайны на борту корабля поколений. Звучит очень привлекательно. Ждём.
Аннотация: Юрий Гагарин — частный детектив, который расследует мелкие дела в своем районе, попадает в неприятности с местной полицией и вообще зарабатывает себе на жизнь как может. Он на борту "Безмятежного" — звездолета, несущегося сквозь космос, перевозящего тысячи пассажиров, и еще тысячи спят в продолжение всего путешествия. Только его обычная следственная работа — слежка за неверными женами и поимка мелких аферистов — вот-вот изменится. Таинственная женщина по имени Руби Ред наняла его расследовать смерть в одной из самых элитных семей Халкиона... а затем вторая таинственная женщина по имени Руби Блу потребовала, чтобы он отказался от этого дела. Оказавшись между ними, он становится втянут в таинственную серию убийств, в которой — в любой момент — он может стать очередной жертвой.
4. Много новостей Адриана Чайковски. В первую очередь это долгожданное продолжение его самого известного цикла «Дети времени», слухи о котором появились очень давно, но анонсировали книгу совсем недавно. Кстати говоря, обложку до сих пор можно найти только в издательских каталогах, а поиск по картинкам ведет только на наш сайт, так что пользователи фантлаба могут увидеть небольшой эксклюзив одними из первых.
Издательство: New York: Orbit, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 512 стр. ISBN: 0-316-59896-8, 978-0-316-59896-5
Аннотация: В этом эпическом приключении мы посетим далекое будущее после падения Земли, где корабли-ковчеги искали себе новый дом. Они искали затерянные миры, терраформированные в забытом прошлом. Мы следуем за кораблем, экипажем которого являются люди-индивидуалисты, пауки и впечатляюще энергичный капитан-креветка-богомол, когда они заново открывают один из таких миров и ковчег.
Затем одна из членов экипажа, Элис, просыпается и обнаруживает, что на корабле остались только она, ее капитан и корабельный интеллект. Но что случилось с теми, кто отправился исследовать ковчег... и подземный мир?
И омнибус с тремя повестями из условного цикла «Terrible Worlds: Destinations», посвященного различным фантастическим путешествиям: в космос, в прошлое и в другие миры.
Познакомьтесь со Скотчем. Енот, частный детектив — Ваш всего за пару пуговиц, если работа не слишком нелегальная.
Пропала мышь. Обычно это не вызывает ни раздражения, ни тревоги, но в этой мыши есть что-то, чего, кажется, хотят все, хотя, похоже, никто не горит желанием сказать, что это за «что-то».
Плата хороша — возможно, даже слишком хороша. Конечно, Скотч не из тех, кто легко отказывается от награды.
Если бы только Скотч смог выяснить, где прячется мышь, что он прячет и почему его секреты тревожат многих животных, вовлеченных в войны Зеленого города.
И что-то мне подсказывает, что на этом Адриан Чайковски не остановится.
5. Перейдём к авторам не столь известным. В планах издательства "Фанзон" можно обнаружить роман «Последний охотник» Салини Голденберг, основанный на тайской культуре и мифологии. В начале следующего года выходит его непрямое продолжение — в том же мире, но спустя годы и с другим героем.
Аннотация: Ри родилась со способностью видеть Вездесущее, которое охотники Фи используют, чтобы разговаривать с духами и привидениями. Природная способность сильна, но в то же время мешает ей вписаться в нормальное общество.
Когда ее подвергают остракизму в школе за то, что она слишком странная, она находит убежище и признание в гильдии охотников Фи. Но она разочаровывается в том, как упрощенно они относятся к Фи, и еще больше расстраивается из-за почтительного отношения сообщества к иностранной державе, которая угрожает завоевать Суйорам.
Ее путь приведет ее к тому, что она покинет свой дом в поисках цели, но то, что она найдет, окажется больше, чем она могла когда-либо ожидать. Она станет защитницей как духов, так и демонов, народным героем угнетенного народа Лорама и врагом номер один для короля Суйорама... а также единственной надеждой всего региона остаться свободным.…
6. Обласканная фантастическими премиями, любовью критиков и читателей (англоязычных, в русской среде она малоизвестна) Урсула Вернон, пишущая под псевдонимом Т. Кингфишер предлагает новый роман в жанре хоррор про безумного ученого и червей-паразитов.
Издательство: New York: Tor Nightfire, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 288 стр. ISBN: 1-250-82982-8, 978-1-250-82982-5
Аннотация: На дворе 1899 год, и Соня Уилсон — научный иллюстратор без работы, перспектив и надежды. Когда затворник доктор Хальдер предлагает ей должность иллюстратора своей обширной коллекции насекомых, Соня ухватывается за возможность переехать в его поместье в Северной Каролине и найти применение своим талантам. Но довольно скоро она обнаруживает, что есть и более мрачные вещи, чем леса Каролины. Что случилось с ее предшественницей, женой Гальдера? Почему животные ведут себя так странно и что стоит за странными местными слухами о “ворах крови”? С помощью экономки и местного целителя Соня обнаруживает, что энтомологические исследования Гальдера завели его на темную дорогу, полную личинок-паразитов, которые проникают в человеческую плоть, и что его чудовищные эксперименты могут распространиться и на его нового иллюстратора.
7. На смену «Мексиканской готике» от Сильвии Морено-Гарсиа приходит «Японская готика» от американской писательницы Кайли Ли Бейкер, которая может быть известна русскоязычному читателю по дилогии «Ночь шинигами». В центре внимания — столкновение миров и времен: бегущий от полиции убийца в настоящем и женщина-самурай в прошлом. И только одна из этих двух историй истинна.
Издательство: New York: Hanover Square Press, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 352 стр. ISBN: 1-335-00155-7, 978-1-335-00155-9
Аннотация: Октябрь 2026 года: Ли Тернер не помнит, как и почему он убил своего соседа по комнате в колледже. Подробности размыты и полны крови. Все, что он знает, это то, что ему нужно бежать из Нью—Йорка в единственное место, которое может предложить убежище — новый дом его отца в Японии, дом, скрытый зарослями мечевидного папоротника и дикого имбиря. Но с домом что-то ужасно не так: никакие животные к нему не приближаются, окно спальни не всегда является просто окном, а с наступлением ночи во дворе появляется женщина с мечом. Октябрь 1877 года: Сен — молодой самурай в изгнании, прячущийся от имперских солдат в доме за папоротниками. Чудовище вернулось домой с войны в обличье своего отца, но Сен готова была на все, чтобы угодить ему, даже поднять меч на собственную мать. Она знает, что солдаты скоро перебьют всю ее семью, когда видит ужасное предзнаменование: молодого иностранца, который появляется за ее окном. Один из этих людей — призрак, а одна из этих историй — ложь. Что-то скрывается под домом у меченосных папоротников, и Ли и Сен скоро пожалеют, что откопали это.
8. Рональд Малфи, известный такими романами как «Кость бледная» и недавно опубликованным на русском «Пойдём со мной» представляет новую книгу в жанре лавкрафтианского хоррора.
Аннотация: Жители Маринерс-Коув меняются… После сильного шторма среди жителей этого необычного пригородного района быстро развивается коллективная одержимость. Случайные предметы повседневного обихода, разбросанные по газонам, улицам и береговой линии, кажется, взывают к ним. Каждый предмет оказывает определенное влияние на человека, который его находит, — влияние, которое вскоре превращается в непреодолимую манию. Они прячут свои вещи друг от друга, одержимы ими и готовы на все — абсолютно все — чтобы защитить их. Коллективное жужжание пчелиных крыльев... Маленький мальчик оказывается обладателем странной и необъяснимой силы. Связано ли появление этой силы со все более странным и опасным поведением жителей Бухты Маринера? Дана ли ему эта сила для того, чтобы помешать тому, что вот-вот произойдет в этом маленьком городке на берегу залива, или есть более зловещая цель? Да здравствует Дракон... Сейчас все взоры устремлены на него. Жители Бухты Маринера наблюдают за происходящим. Они движутся как единое целое, как единый организм, и сделают все, чтобы преуспеть в достижении своей цели. Их не остановить.
Издательство: Forest Hill (MD): Cemetery Dance Publications, 2025 год, твёрдая обложка, 440 стр. ISBN: 978-1-964780-36-8
Аннотация: Пол Уордлоу стал невероятно счастлив после того, как устроился на работу в мэрию Аровисты. Хорошая зарплата, отличные льготы, и у него наконец-то появилась возможность приносить пользу миру. Это похоже на мечту.
Но с некоторых пор в мэрии не все в порядке.
Двери открываются в коридоры, которых нет ни на одном из планов. Сотрудники уходят на собрания и возвращаются переодетыми. Странные люди приходят и уходят, и нет никаких сведений о том, что они здесь работают или даже живы. Администрация Аровисты готовится к переменам. Большим переменам. К новому проекту. К новому будущему. И она не потерпит вмешательства.
10. Вернемся к космической фантастике. В марте 2026 года выходит новый роман Гарета Л. Пауэлла (известен трилогией «Угли войны») в жанре "космического вестерна" — по сюжету некая инопланетная цивилизация создала в Солнечной системе новый Фронтир, преобразовав пространство за Поясом астероидов в обитаемую зону, куда устремляются авантюристы, искатели приключений и преступники. А значит и охотники за головами.
Аннотация: "На Земле правосудие изображалось как беспристрастное и с завязанными глазами, но здесь, на границе, оно должно быть беспощадным". Юпитер и Сатурн исчезли, и таинственная сила создала из их пепла огромную обитаемую сферу. Когда преступники пытаются скрыться на этих новых рубежах, охотникам за головами, таким как Коперник Браун и команда его корабля "Джиттербаг", платят за то, чтобы они их выслеживали. Но когда Браун спасает Эмбер Рот, единственную выжившую после нападения пиратов, "Джиттербаг" и ее команда оказываются мишенью могущественных политических группировок, которые хотят получить контроль над информационным чипом, спрятанным в теле Рот. И все это время что-то огромное и древнее ползет к ним из глубин космоса…
11. Третий том космической оперы от известного автора фэнтези и исторических романов Майлза Кэмерона («Сын предателя», «Тиран») будет опубликован в октябре.
Аннотация: По мере того, как Марка Нбаро начинает подниматься по политической лестнице DHC, терроризм, шпионаж и война с инопланетянами угрожают человечеству. Когда Нбаро едва не погибает, предательство раскрывается, и между человечеством и вымиранием теперь стоит один-единственный торговый корабль.
Издательство: New York: Saga Press, 2026 год, мягкая обложка, 528 стр. ISBN: 1-668-21016-9, 978-1-668-21016-1
Аннотация: Кадет Марка Нбаро достигла почти невозможного. Из приюта она добралась до «Афин» — одного из несравненных великих кораблей — сбежав от воспитания и обретя для себя новую жизнь среди звезд.
Все, что потребовалось, — это тысячи часов на симуляторах, преданность своему делу и закладывание или продажа каждого кусочка ее старой жизни, чтобы создать новую.
Но хотя она и попала на борт с поддельными документами, оставить свою прежнюю жизнь и скандалы позади не так-то просто.
Возможно, она только что совместила все опасности своей прежней жизни со всеми опасностями новой…
12. Летом следующего года выходит новый роман Леви Тидхара, составленный из рассказов из цикла о Судье Ди — уютные детективы о сыщике-вампире и его помощнике-человеке. Ранее эти рассказы выходили только в электронном виде.
Аннотация: Средневековая Европа. Мир тьмы. Готические замки, уединённые монастыри, монахи, рыцари и существа, которые бродят по ночам. Мир, где вампиры могут существовать беспрепятственно… По крайней мере, пока они соблюдают правила! Ведь вампир не может убить другого вампира. По крайней мере, без действительно веской на то причины.
Познакомьтесь с судьёй Ди. Древним. Бессмертным. Аскетом. Его холодный интеллект влечёт его туда, где есть загадка, и он не остановится ни перед чем, чтобы разгадать тайну. С другой стороны, Джонатан, человеческий помощник судьи, в основном просто хочет сыра. С хлебом, если возможно. И немного маринованных огурцов было бы неплохо. В конце концов, нелегко провести жизнь в компании кровожадных вампиров, которые видят в тебе лишь аппетитную закуску...
Их приключения переносят их из тёплых итальянских долин на высоты французских Альп, где они сталкиваются лицом к клыку с хитроумными загадками — не последней из которых является любовь! Но по мере того как их необъяснимо влечёт вперёд к Лондону, Джонатан задаётся вопросом, что ждёт их по прибытии — и какой выбор ему, возможно, придётся сделать, когда они туда доберутся.
13. Пробует себя в жанре уютного детективного фэнтези и Питер В. Бретт, при этом оставаясь в рамках своего цикла «Война с демонами». В новом рассказе «Сдобные печеньки и когти демонов» речь пойдет о тех временах, когда всех демонов уже победили, а Селия Баррен, известная как по основному циклу, так и по посвящённой ей повести «Пустоцвет» расследует загадочное преступление, привлекая для этого все свои кулинарные таланты.
Издательство: Seattle: Grim Oak Press, 2026 год, 750 экз. твёрдая обложка + супер, коллекционное издание
Аннотация: Война с демонами выиграна. В городке Тиббетс-Брук царит мирная зима, пока на старой ферме Таннеров не обнаруживают тело местного бизнесмена Раско Хога. Его смертельные травмы указывают на нападение демона.
Для Селия Баррен, городской глашатай, доказательства не складываются в единую картину. Она подозревает нечестную игру. Раско не стал самым богатым человеком в городе, заводя друзей, и, кажется, у каждого в Тиббетс-Брук есть мотив. И она готова пойти на всё, чтобы найти правду — включая обмен своего вкусного сдобного печенья на секреты, которые оказываются слишком заманчивыми, чтобы устоять.
На данный момент есть только обложка коллекционного издания, которое будет опубликовано в следующем году. В этом выходит обычное издание, но его обложка есть пока только в черно-белом варианте.
14. Повесть Замиля Ахтара «Death Hymns of Homara» разрослась до полновесного романа-приквела к «Стальным богам». Действие «Death Hymns of Homara» развернется за 500 лет до событий основного цикла, а сам роман будет опубликован в конце года. Кстати, сам цикл еще не закончен: пока в нем планируется пять книг, не считая приквелов.
Аннотация: Ах, путник… подойди ближе. Сядь у костра. Услышь мою историю. Я расскажу о временах, когда мир был мечтой безумцев. Когда вся земля была полем битвы, а трава становилась красной, а почва была пропитана кровью. Те, кому не повезло родиться, знали только о свирепых ордах, пустых желудках и смраде чумы. Люди меняли своих богов так же легко, как плащи, молясь о единственном дне без страха. Боги услышали. И они засмеялись. Надо мной — больше всего. Я стремился быть праведным человеком, но они прокляли меня жаждой крови. Так я охотился на нечестивцев, говоря себе, что если буду убивать лишь тех, кто этого заслуживает, пламя ада пощадит меня. Я был глупцом. Потому что пока я охотился за ними, ад охотился за мной. Он послал ту, чьё имя я не смею произнести, чтобы она не пробудилась вновь. Она ждёт в бездне, где время гниёт и где свет не может вырваться. Её чернила — кровь. Её слуги — существа, которых даже кошмары отвергают. Позволь мне рассказать тебе о нашем танце смерти. Это история настолько мрачная, что даже боги не смеют её вспоминать. Но знай: однажды услышав её, ты уже никогда не будешь видеть сны, как прежде.
И да не прольётся кровь твоих снов в твои дни, путник.
15. Новый роман Джона Маррса, известного по серии фантастических триллеров ближнего прицела «Единственный», будет опубликован в январе следующего года.
Издательство: Seattle: Thomas & Mercer, 2026 год, мягкая обложка, ISBN: 1-662-52770-5, 978-1-662-52770-8
Аннотация: Когда Дэймон выживает, едва не утонув, его жизнь проносится перед его глазами. Все воспоминания кристально ясны, кроме одного. Мертвый мальчик. Лицо, которое он не может вспомнить. Момент, которого он не помнит. Сначала он говорит себе, что это игра воображения. Но все остальное, что он видел, было реальным. Так почему это — не реально? Когда его жизнь омрачается тревожной сценой, замешательство быстро превращается в одержимость. Отчаянно нуждаясь в ответах, Дэймон копается в своем прошлом и приходит к убеждению, что единственный способ вспомнить — это снова оказаться на грани смерти. И снова. И снова. Когда он встречает совершенно незнакомого человека, который очень хочет помочь, у него появляется возможность сыграть в кости со смертью. Но если это то, что нужно, чтобы раскрыть правду, возможно, некоторые воспоминания лучше оставить при себе.…
16. Первый сборник рассказов Ребекки Роанхорс планируется к выходу в марте 2026 года. Титульная повесть сборника происходит в том же мире, что и опубликованный на русском языке роман «След молнии».
Издательство: New York: Saga Press, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 256 стр. ISBN: 1-9821-5381-4, 978-1-9821-5381-6
Аннотация: ”Река костей" возвращает нас в цикл «Шестой мир», на этот раз от лица Кая, когда он и Мэгги отправляются туда, где он вырос, чтобы спасти свою бывшую от людей, которые чуть не забили его до смерти.
Рассказ “Краткий урок астрономии коренных американцев”, основанный на сказке народа Тева об охотнике на оленей и белой кукурузной деве, получивший премию Ignyte award 2019, в сказочной форме рассказывает о будущем, где виртуальная реальность почти неотличима от реального мира, а знаменитости могут проецировать свои изображения в пространство, изменяя рисунки созвездий.
”Падающие тела" рассказывают о молодом студенте университета на космической станции, оказавшемся между двумя несопоставимыми мирами — тем, в котором он сейчас обитает, и тем, из которого он отчаянно пытался сбежать, когда искал свое место во Вселенной.
Впервые опубликованный в антологии Джордана Пила “Out There Screaming”, "Глаз и зуб" — это история черного ужаса об охотниках, которые охотятся на монстров, и о чудовищах среди нас.
17. Не так давно на русском был опубликован первый роман цикла «Путешествие алхимиков», «Миттельшпиль». В свою очередь, на английском анонсирован уже четвертый роман цикла, посмотрим, догонят ли цикл наши издатели.
Издательство: New York: Tor Books, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 496 стр. ISBN: 1-250-33932-4, 978-1-250-33932-4
Аннотация: Боги живут и умирают по нашей прихоти. Прошло более ста лет с тех пор, как Асфодель Бейкер усовершенствовала процесс, позволивший ей наполнять жизнь, созданную алхимическим путем, силой, которой еще никому не удавалось достичь. Прошло более ста лет с тех пор, как она построила Невозможный город на руинах Олимпа, создав его исключительно из воображения и злобы, и изобразила его на самом видном месте, чтобы дети во всем мире читали о нем, лелеяли и верили в него. И теперь, спустя столько времени после ее ухода из этого мира, потомки ее темной алхимии, которые существуют в реальности, все больше приближающейся к аду ее воображения, пытаются искупить грехи прошлого. Смогут ли современные боги победить зло своего создателя, или наследие самого могущественного алхимика, которого когда-либо знал мир, станет их погибелью?
18. А вот в цикле «Поющие холмы» от американской писательницы вьетнамского происхождения Нги Во вышло на русском всего две книги и продолжение мы вряд ли увидим. В то время как на английском анонсирована уже седьмая повесть и это еще не финал.
Издательство: New York: Tor.com, 2026 год, твёрдая обложка + супер, 128 стр. ISBN: 1-250-38642-X, 978-1-250-38642-7
Аннотация: Каждая история где-то начинается. Жители города Лунтьен, расположенного на берегах реки Яле, собираются, чтобы отпраздновать начало сезона дождей, но празднование омрачается прибытием беженцев с моря. Жители ропщут о иностранцах, недавно оказавшихся в их среде, ― ленивых, жестоких, нежеланных, ― в то время как сами беженцы скорбят о потере дома, который они любили.
Клирик Чи, совсем недавно еще послушник Чи, тоже чужой в Лунтьене. Из-за минутной беспечности и невезения они вынуждены обслуживать столики, пытаясь утвердиться в качестве настоящего клирика. Работа священника — слушать и записывать, но истории, возникающие в Лунтьене, страшны и жестоки, их так же трудно предсказать, как и течение самой реки. Вместе со своим почти гениальным компаньоном удодом Чжи должны помочь беженцам, а также разгадать тайну, которая, возможно, уходит корнями в их собственный далекий дом в аббатстве Поющих холмов.
19. В ноябре выходит небольшой сборник известного автора произведений в жанре магического реализма Салмана Рушди. Из пяти рассказов сборника ранее был опубликован только один.
Издательство: New York: Random House, 2025 год, твёрдая обложка, 272 стр. ISBN: 979-8217154197
Аннотация: Рушди использует своё необыкновенное воображение в пятёрке рассказов, действие которых разворачивается в трёх странах, где он работал — Индии, Англии и Америке, — и знакомит читателей с незабываемыми персонажами.
В рассказе «На Юге» представлена пара сварливых стариков — Младший и Старший — и их личная трагедия в момент национальной катастрофы. В «Музыканте из Кахани» музыкальный вундеркинд из района Мумбаи, упомянутого в «Детях полуночи», использует свои волшебные способности, чтобы нанести ущерб богатой семье, в которую выходит замуж. В «Позже» призрак кембриджского преподавателя заручается помощью одинокого студента, чтобы отомстить своему еще живому обидчику. «Оклахома» погружает молодого писателя в паутину обмана и лжи, пока он пытается выяснить, покончил ли его наставник с собой или инсценировал свою смерть. А «Старик на площади» — это мощная притча нашего времени о свободе слова. Приспосабливаемся ли мы к смерти или восстаём против неё? Проводим ли мы свой «одиннадцатый час» в спокойствии или в ярости? И как мы можем достичь полноты жизни, если не знаем конца собственных историй? «Одиннадцатый час» размышляет о жизни и смерти, наследии и идентичности с проницательностью и безграничной фантазией, которые сделали Салмана Рушди одним из самых прославленных писателей нашего времени.
20. Новый роман британского фантаста Пола Дж. Макоули эксплуатирует классические темы изменения климата и еще более классические темы сект сновидцев. Как автору удалось соединить климатическую фантастику и мистику узнаем в феврале следующего года.
Аннотация: Через восемь лет после краха культа, к которому присоединилась его сестра Иззи, Марк Уинтерс наконец нашёл убежище от нежелательного внимания. Он работает рейнджером на маленьком ничем не примечательном острове, тихо помогая сохранять то, что осталось от природы в мире, охваченном изменением климата, изо всех сил старается оставить своё прошлое позади.
Но затем его плавучий дом обворовывают, появляется контртеррористическая полиция, и всё, что он думал, что знал о культе и судьбе своей сестры, переворачивается с ног на голову. Группа так называемых глубинных сновидцев возродила безумную веру культа в то, что мир можно исцелить коллективными сновидениями, подпитываемыми психоделическими грибами. Они, похоже, считают, что Уинтерс обладает информацией, критически важной для их успеха, и когда он пытается узнать о них больше, он неразрывно вплетается в планы, которые ставят под угрозу его жизнь.
21. В сентябре стартует кикстартер-кампания по сбору средств на издание антологии «Unbroken», которая должна собрать под одной обложкой произведения 32 лучших современных авторов фэнтези.
Думаю, что антология выйдет не раньше следующего года и для меня это будет одна из главных книг 2026 года.
22. Кстати о Марке Лоуренсе. Продолжается коллекционное переиздание его цикла «Война Красной королевы». Давайте посмотрим на обложки и иллюстрации к первым двум романам цикла.
23. Я уже показывал коллеционное издание романа Джона Гвинна «Valour», но тут появились внутренние иллюстрации, так что не грех посмотреть еще раз.
24. Продолжается коллекционное издание «Малазанской «Книга Павших»» Стивена Эриксона издательством The Broken Binding. Первые три тома были в колонке ранее, четвертый освещался на форуме, а мы посмотрим пятый и шестой.
25. А закончим мы демонстрацию красивостей коллекционным изданием Эми Кауфман и Джея Кристоффа «Досье "Иллюминэ"» от все тех же The Broken Binding.
На сегодня все. Выпуск получился больше, чем я планировал, спасибо всем, кто долистал до конца:)