Все отзывы посетителя Manowar76
Отзывы (всего: 2079 шт.)
Рейтинг отзыва
Евгений Токтаев, Юлия Грицай «Волки. Часть II. Дети ночи»
Manowar76, вчера в 09:13
Бывают быстрые турпоездки на выходные, а бывают долгие вдумчивые лонгстеи, когда никуда не торопишься, впитываешь в себя местную атмосферу, знакомишься с местными, их обычаями и кухней.
«Волки-2» — такое долгое путешествие в Римскую Империю начала второго века нашей эры. Да не в суетный Рим или на неспокойные границы, а в тихий городок Филиппы в эллинской части Империи.
Авторы, герои, а вслед за ними и читатель никуда не торопятся. При этом роман не затянут, он просто размерен, как течение Тибра.
К анонсированным в эпилоге первой части вампирам добавляются ещё таинственные могущественные сущности. Конечно, читатель со стажем легко поймёт кто скрывается, допустим, под личиной владелицы книжного магазина, любительницы копья и хозяйки ручной совы. Но вот какой интерес у аватар во всем происходящем, долго непонятно.
Понятно только, что всем нужен мальчик Дарса, мелькнувший в эпизодах первой части. Его ищет старший брат-волколак, в нем заинтересован таинственный силач-гигант, вампиру-учёному тоже мальчик важен.
При этом нам успевают показать жизнь аж двух разных отставных легионеров, пекарей, рабов в рудниках и многих, многих других.
Кто ждал рассказа о продолжения сопротивления даков — вы это зря.
Авторам интересна эпоха, а не локальные войнушки.
Писательскому дуэту не чужды тонкие исторические пасхалки для знатоков. Думается, далеко не каждый считает упомянутых вскользь героев сериала «Рим». Или расследование, кем же был Спартак на самом деле. Это из книги «Меня называют Никто» другого нашего современника и специалиста по античности Тимофея Алешкина. Эта книга у меня в ближайшей очереди.
Помимо исторических, в романе полно элегантно встроенных отсылок и к современной поп-культуре:
"— Я на рынке одного катамита видел, деревянными членами торгует…»
Это почти дословная цитата из «Ширли-мырли».
Гладиатор «порхает как бабочка, жалит, как пчела».
И такого там много. Вопрос зачем. Потому что могут? Роман не постмодернистский, авторы не подмигивают читателю. Просто ненавязчиво транслируют свой культурный код. Мне нравится.
И ещё один небольшой вопрос ко второй части «Волков»: где были все эти активно влияющие на сюжет боги в первой части?
Тут Психопомп в одном месте прямо приказывает императору, куда посылать войска и кого постараться вырезать.
Надо сказать, что мне игры богов, вампиров и колдунов нравятся даже больше, чем суровые будни ликантропов из первой книги.
Роман всего лишь самую малость больше сфокусирован, чем первая часть. Линий и повов очень много; не как в «Игре престолов», но близко. Из-за этого композиция кажется непропорциональной.
Мы треть романа следили за необычными событиями в городке Филиппы, а вот нам рассказывают о свадебном посольстве одного племени сарматов к другому. Выглядит, как попытка жонглировать огромным количеством предметов. Ещё чуть-чуть и авторы не справились бы. Хорошо, что все линии интересные. А есть ещё интерлюдии про ученого доброго вампира, пытающегося проникнуть в суть вещей.
И ретроспектива во времена восстания Катилины, которого авторы изобразили буквально каннибалом-чернокнижником.
Экшна в книге тоже хватает: гладиаторские бои, сражения с ликантропами, схватки с вампирами. Потрясающе!
Местами настолько хорошо, особенно в части божественной интриги, что вспоминался другой литературный дуэт, отметившийся на ниве античности — Олди.
Если же критиковать, а авторы просили, то у меня только одно рацпредложение: всё-таки выделить вставную «повесть о Фидан и Дардиолае» в отдельное произведение. Благо сетература это позволяет. Сюжетные линии основного повествования и побочной повести никак не сходятся внутри романа; переключение внимания только сбивает темп, настрой и фокус. Причём сама по себе история о дочери степного владыки и её любви прекрасна и атмосферна. Только читать её надо отдельно.
Во всём остальном роман безупречен: и в исторической, и в мифологической своей части. Есть даже непростой котейка!
10(PERFECTVS)
Виктор Точинов «Скромнейший среди храбрых»
Manowar76, позавчера в 09:02
Попытка деконструкции мифологизированной биографии Котовского.
Я неравнодушен к историям знаменитых налетчиков предреволюционной и сразупослереволюционной поры: Мишка-Япончик, Лёнька Пантелеев, Котовский. Как пройти мимо такого эссе?
«Я Котовский!» — с такого крика и с выстрела в потолок начиналось очередное «дело». А было этих дел немало, работали котовцы ударно, по-стахановски — за один лишь декабрь 1905 года — двенадцать нападений, в основном на окрестные поместья.
Естественно, что неотработанных хозяйств оставалось в округе все меньше, а выросшая до восемнадцати налетчиков шайка перебазировалась в Иванчевский лес, что на самых окраинах Кишинева, — поближе к ссудным кассам, магазинам и квартирам городских толстосумов. Правильный выбор позиции немедленно принес дивиденды: лишь за два дня января 1906 года — одиннадцать удачных нападений. А в феврале — целых двадцать восемь! В иные дни, поймав кураж, котовцы совершали до трех-четырех налетов! Богатое население Кишинева впало в нешуточную панику…»
Точинов прекрасен, когда включает свою желчную саркастичность. В рассказе про Котовского он даёт ей полную волю.
Потрясающая история о жадности, наглости и приспособляемости!
А ведь действительно, большинство историй о Котовском заканчиваются на революционном рубеже. Все вот эти эксы, налеты и т. д.
Оказывается, самое интересное случилось после революции. И три грузовика с золотом, и немалая часть Украины как личная аграрная империя. Потрясающе! Остап Бендер плюс Корейко плюс красный командир. И всё это на максималках.
Захватывающая история.
10(ЗАХВАТЫВАЮЩЕ)
Константин Константинович Костин «Табельный наган с серебряными пулями»
Manowar76, 29 сентября 09:20
Заметки по ходу чтения. Описание НЭПовской Москвы на первых страницах автору удалось, хоть в тексте и отчаянно не хватает знаков препинания — запятых там всяких, двоеточий.
Эпизод с переворачиванием папки с делом названием вниз при появлении посетителя явно рассчитан на узнавание и простроение цепочки ассоциаций до «Место встречи изменить нельзя». Получилось.
Говорящие фамилии МУРовцев — Чеглок и Кречетов. Чеглок, оказывается, сокол такой есть.
Чеглок косплеит не только Жеглова, но и самого Холмса, быстро раскрывая детали жизни нового подчиненного.
Роман в рассказах не самый мой любимый формат чтения, но иногда не раздражает.
С Костиным знаком по его циклу бояр-аниме «Подьячий». На данный момент прочел три романа из четырех.
Видимо, автор неравнодушен к описанию службы в «органах». Хотя в «Подьячем» сюжет довольно быстро уходит из детективной плоскости.
Дело номер 1: приворотное зелье
Минимум магии, максимум детектива. Мне, как и опытному Чеглоку, суть дела стала ясна довольно быстро. Дедукция и провокации быстро показали, кто кого и зачем приворожил. Вместо приворотного зелья мог бы быть гипноз – ничего бы не изменилось.
Правила и история мира: попов с Николашкой прогнали в семнадцатом; изгоняют эфирников и снимают привороты теперь не священники, а пресвитеры из Красной Армии, со звездой на кресте. Есть оборотни, упыри, эфирники, черти.
На Петровке, 38 до революции размещался, по версии Костина, корпус инквизиторов. Погуглил — оказывается, жандармский корпус там был.
Нечисть существовала и до революции. МУРовцы учатся еще по дореволюционным пособиям.
Два замечания по миру.
Первое. Мир, в котором магия и нечисть обыденная обыденность давным-давно, никогда бы не стал точно таким же, как наш, чтобы год в год произошла революция с тем же исходом. Вслед за появлением магии в общедоступной сфере история бы ушла сильно в сторону.
Есть роман, «Штык и вера», где сверхъестественное появилось только после отречения царя. Поэтому мир похож на наш и вся нечисть для всех жителей мира внове. И история никуда не успела свернуть.
Есть другой поджанр, где могущественная нечисть существовала давно, но в подполье. И если и влияла на мир, то исподволь, не смущая обывателей и не меняя глобальные правила игры и историю. Легкомысленная вариация — «Тайный город»; серьезная проработка темы — «Око силы».
Когда же магия, мистика и сверхъестественное низведены до рядовых событий («— МУР, агент Чеглок. У вас, гражданочка, эфирник на левом плече сидит. Вы бы в молельный дом сходили, сняли, а то мало ли что… Раскормите, просто так не отковыряете.»), то это наверное, городское фэнтези уже.
Вроде и дает простор для сюжетов, но выглядит, как картонные декорации. Наш мир, но с магией. И все усиленно делают вид, что живут так очень давно. Но мир обычный. Появляется чувство ненастоящести происходящего.
Где-то читал, что мир, в котором есть, допустим, кентавры, никогда не будет похож на наш. Изменится буквально всё. Дороги, дома, война. А большинство авторов просто помещает фантастических существ в обычные декорации.
Дело номер 3: Смертная кровь
Кречетов набирается опыта. Миру рассказ особо много не добавляет. Узнаем о змеях аждахах, о том что место проведения колдовского ритуала можно вычислить, а можно и замаскировать. Опять неожиданный детективный поворот.
Чётче проявляется романтический интерес к пострадавшей из первого рассказа.
Дело номер 5: Шаболовский упырь
Появляются чакли-полурослики. Волшебный подземный народец из Мурманской губернии. Упоминаются дивы и альвы.
Опять подозрение на появление в Москве упыря. И наконец-то это упырь. Короткий, несложный рассказ. Кречетов-то и Конан Дойдя читал, и находчив весьма.
Дело номер 7: финский нож
Мир ещё чуть-чуть расширяется. Новые монстры, новое зачарованное оружие. Первое дело, где преступника не поймали. Рассказ служит прологом к основной сюжетной арке.
Дело номер 11: незваный гость
Хороший рассказ об обаятельном мошеннике. Не удивлюсь, если Бачей вернется в текст. Отсылка к двенадцати стульям, которая, кстати, ничем не кончилась. Белогвардеец искал в стульях клад. Его повязали. Дальше что? Оставили стулья семье инженера?
Дело номер 13: луч смерти
Тут почти полноценная литературная игра с участием Алексея Толстого, рисунком мальчика с длинным носом, лучами смерти и так далее. По итогам расследования Толстой решил писать не про гиперболоид, а про «Атомные бомбы инженера Гарина». Автор сам показывает, как история с легкостью меняет направление. У него же исторические события все точь-в-точь как в нашей реальности.
Дело номер 17: Талисман замнаркома
Бессюжетная зарисовка, которая должна получить развитие. У Фрунзе теряется и находится талисман-подковка. В поисках мориарти данной вселенной, муровцы наталкиваются на герра Генриха. Генриха Гиммлера. Неужели это просто так?
Дальше расписывать подробно каждое «Дело» не вижу смысла.
В чтении приходилось сделать перерыв, чтобы отдохнуть от простоты персонажа и текста. После перерыва легче пошло.
Герой раздражает своей наивностью.
Есть пасхалка с отсылкой к «Подьячему» (вода и Степан Разин). Возможно, это дает нам основания предполагать, что события происходят в одном мире.
Пересечения с первыми лицами и знаменитостями СССР добавляет интереса. Смерть Ленина, психограф Алексей Толстой, просьба Фрунзе.
Автор не чужд тонкий иронии для знатоков:
"— Товарищ Бокия как раз подходил. Во-первых, мы знакомы, по одному делу в Таганроге, а во-вторых — он точно не имеет отношения к этому делу. Он всяким колдовством не увлекается, строго по научной линии идет…»
Присоединяюсь к мнению, что детективы в фентезийном сеттинге скучны тем, что автор не дает нам все правила мира. Поэтому читатель может быть только сторонним наблюдателем. Примерить на себя шляпу охотника за оленями не удастся.
Спасти фэнтези-детектив может харизматичный героя, искрометный юмор или невероятно увлекательный мир.
В «Нагане» всё это в зачаточном состоянии. Кречетов дурачок, юмора небогато, мир таки скучноват — вся эта магия, как неприжившийся побег. Мир послереволюционного СССР её отторгает.
4(ТАК СЕБЕ)
Насколько я понимаю, такие герои — робкие, до целомудренности-инцельности в отношениях с женщинами, популярны на автор.тудей.
Виктор Точинов «Послесловие к легенде»
Manowar76, 28 сентября 11:01
»...печальная история «Варяга». Так уж сложилось, что свой звездный час он прошел в самом начале боевого пути, а в дальнейшем постоянно становился жертвой трусости и некомпетентности, измены и жадности, меркантильных расчетов и идейного фанатизма.»
Действительно интересные и неожиданные подробности о судьбе «Варяга» после его поднятия со дна. Где только и роли чего только «Варяг» не побывал.
Не менее интересны и сопутствующие злоключениям крейсера политические события. Оказывается, СССР планировал переворот в Британии. И ведь почти получилось!
9(ОТЛИЧНО)
Виктор Точинов «Откуда есть пошло русское рыцарство»
Manowar76, 27 сентября 08:20
Отличный экскурс в историю своеобычного русского рыцарства.
Да, было; нет, не такое же, как в Европе.
Отличия заключались в географии, размерах и законах о наследстве.
Взгляд не новый, но подан умело, с юмором и уместными отступлениями.
Почитал с интересом.
9(ОТЛИЧНО)
Manowar76, 26 сентября 08:45
«Мир, конечно, рушится, но жизнь – продолжается.»
Знакомство с автором началось с самой нетипичной для него вещи — с исторического фэнтези «Пятое царство». Потом уже прочел все его крупные вещи, в основном по порядку.
«Лев и Корица» новинка. Предыдущий роман Буйды, «Дар речи», был крайне хорош как семейная сага и роман нравов, но ему не хватало фирменной безуминки писателя.
В «Льве и Корице» безуминка есть.
"– Ты готова выслушать меня, Кора? Это очень важно.
Она задумчиво кивнула, глядя на кольцо.
– Это случилось три дня назад, – начал Полусветов, стряхивая пепел с сигареты. – Три дня назад я продал душу дьяволу…»
Буйда не молод, но старается быть в тренде. Физиологичный секс вообще фишка автора, ещё с девяностых. Но тут писатель узнал термин сквирт и спешит им с нами поделиться. Ближе к финалу появятся шарики и свистульки в самых неожиданных местах пожилой эксцентричной графини.
По гамбургскому счету роман повествует о двух темах: очередная история о хорошем человеке, продавшем душу и о влажных мечтах о богатстве и всемогуществе. Почему-то вспомнился позднейший Хайнлайн.
Найдя девку с амнезией, герой изменяет ее тело, влюбляется в не, она в него:
"– Пигмалион хренов! Ты сделал мне предложение, но не удосужился признаться, что я…».
Куда податься всемогущему? Конечно же в Париж, затем в Рим. Только люксовые отели, машина с шофёром, бриллианты, платье и три оргазма в день подруге. Мда.
Но с миром начинает твориться неладное. Исчез один градус из окружности, колеса велосипедов стали эллипсами или квадратами, с Джокондой что-то не то.
Ответ — в стеклянной церкви.
Много отсылок к классическому оккультизму:
«Когда в девяностых на прилавках появились не только Чэндлер и Кафка, но и мистическая литература, я стал ее непременным потребителем. Читал всяческие «Ключи Соломона» и «Молот ведьм», Нострадамуса и Блаватскую. Читал, чтобы «быть в курсах»,как тогда говорили. Эти книги относятся к разряду тех, о которых забываешь, дочитав до конца. Ну, что-то, конечно, осело в памяти: малефициум, фантастикум, суккубы и инкубы, король Баал и правитель Малфас, гримуары и русалки, error in ratio и полеты Хабакука. Но это было культурное чтение, а не экзистенциальное.»
Автор в целом несколько неуместно бравирует начитанностью и злоупотребляет неймдропингом: Борхес, Ремарк, По, Достоевский, Манн, Булгаков и тут же «Аустерлиц» Зебальда. И это далеко не все писатели, которых склоняют в «Льве и Корице». С другой стороны, это можно назвать литературоцентричностью.
О чем бы не писал Буйда, он пишет о любви, как он её понимает.
Знаете «какую моду взяли» авторы романов о любви? Когда счастью влюбленных не может помешать никто, ни враги, ни разлучники, на сцену выходит внезапная смерть от болезни. Так было в финале трилогии «Наполеонов обоз» у Рубиной, так произошло и в этой книге. Ремарка обчитались? Фу такими быть.
В романе есть неясности.
Немного сумбурно и, пожалуй, устало-меланхолично.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Виктор Точинов «Шпионская история»
Manowar76, 25 сентября 09:22
Гайд как писать шпионский роман, плавно перетекающий в историю реального немецкого шпиона и затем, устами отставного гэбэшника, в апологию Большого Террора:
«Зря и понапрасну никого не сажали и не расстреливали. Как всегда в политических делах, корни всего лежат в экономике. Большая часть богатств страны — нефть, руды редких металлов, газ, золото, алмазы, — залегает на дальних окраинах, в тундре, в тайге, под мерзлотой. Для страны вопросом выживания, рассуждал В.В., было переселение нескольких миллионов на эти богом забытые окраины. Раскачать русского мужика, да и горожанина, на добровольное переселение в медвежьи углы пробовал еще Столыпин, — чем кончилось, известно. Сталин совсем не хотел, чтобы его империя рухнула подобно николаевской.
И сделал то, что сделал.
А как же расстрелы, им-то какая экономическая необходимость?
Не скажите, когда человек получает десять лет вместо вышки, он едет добывать золото совсем с другим настроением — он счастлив, что всего лишь этим для него, в отличие от других, все обошлось…
Что же касается реальных врагов и шпионов, продолжал В.В., то их количество после этих акций очень сильно поуменьшилось. Если отправить в лагеря десять процентов населения, это не значит, что из числа врагов тоже сядет каждый десятый. Нет, когда человек пишет донос или дает показания, когда у него выбивают, кто же из его друзей, знакомых, соседей — враг, то в дело вступает и подсознание тоже. Видел, слышал, к примеру, за кем-то что-то подозрительное, потом вроде и забыл напрочь, а когда выпытывать начинают — выдай шпиона — подсознание срабатывает: этот, дескать. Ну и не только вражьи агенты горели в этой великой чистке, но и расхитители соцсобственности, и недовольные властью, и подпольные барыги, и извращенцы с растлителями, да и много кто еще…
Организм нации, продолжал свою мысль В.В., просто самоочищался от больных клеток. И не важно, если глубоко законспирированный французский шпион садился как троцкист, а подпольного миллионера расстреливали как агента сигуранцы. Поймать черную кошку в темной комнате очень просто — раскрыть большой мешок, поставить внутрь банку с валерьянкой, потом быстро завязать, приделать груз и снести на речку, на крутой бережок над глубоким местом… А если невзначай утонет рыжая или полосатая — не беда, плодятся кошки быстро…
Вот так. Зря говорят, что в органах тех лет сидели тупицы и садисты-дегенераты. Нет, тут система, тут железная логика. Нелюдская какая-то логика, но непробиваемая.»
В копилку апологий Большого Террора.
Интересующимся можно рекомендовать роман Быкова «Оправдание».
9(ОТЛИЧНО)
Алексей Алексеевич Волков «Командор»
Manowar76, 24 сентября 09:20
После прочтения дилогии «Егерский марш» (сеттинг Гражданская+монстры) решил еще что-нибудь почитать у автора. Выбор пал на «Командора»: а) самый популярный роман у автора; б) про пиратов.
Да, попаданцы. Но, надеюсь, в 1996-м не было еще хоженных троп и можно рассчитывать на некоторую оригинальность. Да, несмотря на издание романа в 2005-м году, написан он был еще в конце двадцатого века.
Автор никуда не торопится. Настолько не торопится, что после десяти процентов пришлось прочитать хвалебные отзывы для мотивации себя на продолжение чтения.
Волкову на момент написания было уже взрослым и, если судить по книге, это был глубоко разочарованный в жизни человек. Разочарование в женщинах доходит до мизогинии. Также он разочарован в политиках, бизнесменах и деятелях искусства. Хорошие только бывшие военные.
Социальный роман, рассказывающий о нравах России рубежа веков, после хроноклазма превращается сначала в робинзонаду, а потом в «Остров сокровищ» — тот его момент, где команда остреливается от пиратов, а потом захватывает корабль.
Расписано всё подробно и очень реалистично.
Выживает меньше сотни из тысячи пассажиров лайнера. Вырисовываются главные герои, или, как минимум, ПОВы.
Бывший спецназовец Кабанов; штурман Ярцев; бизнесмен с человеческим лицом Флейшман; стюардесса Наташа.
Кабанов из телохранителя депутата превращается в несгибаемого лидера и супермена. Благо у пассажиров оказалось достаточно современного огнестрела. Чуть придя в себя, люди нашего времени дают достойный отпор немытым флибустьерам.
Захват судна, первое столкновение в море (спасла шлюпка-брандер); приключение в испанском городке; второе столкновение на море и смерть ненавидящего московитов пирата; рабство, спасение, взрыв форта, захват очередной бригантины.
И только на последних страницах ГГ задумывается — а действительно, не стать ли пиратом и не пощипать ли противных британцев, от которых натерпелись попаданцы.
Конечно, книжку хотелось бы «подсушить». Но, с учетом того, что это был дебют автора, написанный в конце 1996-го и опубликованный почти через десять лет, надо признать, что получилось неплохо.
Я смотрел — остальные тома поменьше и, сдается, ещё динамичней. Продолжение читать буду.
6(НЕПЛОХО)
Виктор Точинов «Нагота патриарха»
Manowar76, 23 сентября 10:30
Все эссе Точинова из сборника «Усмешки Клио» очень прихотливы сюжетно.
Заявленная тема далеко не факт, что будет главной.
Вот и в «Наготе» автор сначала прошелся по несостоятельности фантастов, как футурологов, потом основательно потоптался по наследию Жюля нашего Верна и закончил, что совсем неожиданно, рассуждениями о высадке американцев на Луну.
Дело в том, что больно уж много совпадений у дилогии Верна и истории «Апполона-13»
Тут сценарист мистификации лунной программы или списывал у Верна или Верн получал информацию из будущего.
10(КОНСПИРОЛОГИЧНО)
Виктор Пелевин «A Sinistra | А Синистра | Левый Путь»
Manowar76, 22 сентября 08:19
Пелевин-2025
Всех поразил неписун отзывов на нового Пелевина.
Читая «Левый путь», понимаешь прелесть сериалов. Как будто домой вернулся, где всё просто и знакомо.
То, что чтение предыдущих томов необязательно — конечно, наглая ложь.
Афористичность понижена даже по сравнению с последними вещами.
Композиционно роман повторяет прошлые два романа про оперативника Маркуса. В симуляциях происходит нечто, угрожающее всему миру. Маркус должен разобраться.
За счет сеттинга Венеции времен Ренессанса, книга напоминает ещё и «Смотрителя».
Есть отсылка к лисе а хули.
Читается с интересом. Сюжета больше, сатиры меньше.
Понравившиеся цитаты:
«Я терпеть не могу итальянскую кухню.
Паста, лазанья, пицца – все эти изыски изобрели, когда в осажденных городах месяцами было нечего есть, кроме муки, окаменелого сыра, старого масла да крыс. Средние века в Италии – это сплошные городские осады.»
«Когда я спросил его, зачем ему столько золота, он засмеялся.
– Золото нужно для подкупа.
– И войн? – предположил я.
– Война тоже подкуп.
– Кого именно?
– Тех, кому придется идти в бой за твое дело.»
«Фиктивные русские эмигранты шестой волны. Впрочем, хоть они и фиктивные, все основано на реальных прослушках.»
»...совесть, как говорил мой учитель-сарацин, и есть детский страх разонравиться Богу...»
«Чтобы создать великую и прекрасную культуру, преодолевающую века и эпохи, для начала надо сделать половину людей рабами. А еще лучше всех. Еще одна государственная мысль.»
7(ХОРОШО)
Виктор Точинов «Эволюция шпаги»
Manowar76, 21 сентября 10:50
А вот этот материал крайне любопытен.
Подробный экскурс в историю брони и холодного оружия.
От гладиаторских времен до девятнадцатого века.
И вроде всё очень аргументированно, с контраргументами против других версий. Но мне кажется, что Точинов передергивает.
Мы с автором расходимся в причине исчезновения тяжелой рыцарской конницы. Точинов считает, что виновны в исчезновении рыцарей вагенбурги и гуляй-города.
Мне же более традиционно кажется, что всё-таки швейцарские копейщики и арбалеты вбили болт в гроб тяжелых доспехов. Автор возражает:
«С английскими Робинами Гудами разобраться помогает простейшая арифметика. Скорострельность хваленых английских лучников — двенадцать стрел в минуту. Скорость атакующих на рысях рыцарей около пятнадцати километров в час. Значит, дистанцию более-менее уверенного поражения сквозь доспехи (т. е. сто шагов) рыцарский строй преодолеет за то время, что лучник успеет выпустить одну-единственную стрелу. Если стрелок законченный камикадзе, может, конечно, пульнуть и еще раз — чтобы через секунду быть смятым и втоптанным в землю.
Стоит еще учесть, что тяжелая конница атаковала клином, где передние ряды прикрывали скачущих сзади, а специальная конструкция рыцарских седел (с очень высокими луками) позволяла не свалиться с коня даже серьезно раненому всаднику. Да, кстати, и лишившийся наездника конь-тяжеловоз тоже был оружием сам по себе — стальные налобники и нагрудники...»
Ну кто лучников с арбалетчиками впереди строя да на равнине ставит? Они стоят за рядами копейщиков-пикинеров с воткнутыми в землю древками, желательно на возвышенности. Попробуй пробейся.
Да и не замечены вагенбурги в Альбионе или в Италии с Испанией.
Далее автор преподносит распространение шпаги-рапиры как церемониального оружия и средства снизить летальность дуэлей. Якобы, замучаешься убивать шпагой. Да, тоже упоминает мастеров фехтования, выучивших фехтование и убивающих с одного удара.
Мне же кажется что надумано это всё. Шпага вернулась/появилась именно потому, что исчезновение брони позволяло проще добраться до мякотки соперника в кольчуге или стеганом жилете именно колющим выпадом. И орудовать шпажкой тупо быстрее и легче, чем даже саблей. А скорость в поединке на холодном оружии при отсутствии надежной брони — это всё.
Приводит пример, что некий граф «дерется на жестоком поединке «до смерти», получает двадцать семь (!) колотых ран; при этом остается на ногах и продолжает бой — а умирает только много недель спустя, надо понимать, из-за банального отсутствия антисептических средств.»
Ну это как тыкать.
Короче, статья очень познавательная, хоть и местами спорная.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Виктор Точинов «Национальная охота на львов и медведей»
Manowar76, 20 сентября 11:44
Если честно, и повод, и тема мелковаты.
Повод — претензии Веллера к автору книги про Мересьева. Мол, приврал, и убить медведя из ТТ нереально.
На что Точинов сразу вступается за Полевого и начинает сыпатт байками — от Дубровского, через трагическую историю домашнего льва, снимавшегося в легендарных «Невероятных приключениях итальянцев в России», до заметки про канадскую студентку, упокоившую мишку «чепуховым топориком».
Суть аргументов проста. Крупные животные, за исключением слонов, прекрасно клеят ласты от обычного мелкокалиберного и холодного оружия. И только богатые дураки ездят на сафари со штуцерами.
Ну забавно. Но к теме «усмешки Клио» имеет опосредованное отношение. Скорее просто статья на злобу дня. Блеск эрудиции.
7(ХОРОШО)
Владимир Дмитриевич Коваленко «Ах Куй»
Manowar76, 19 сентября 08:06
Современный постмодернизм, бессмысленный и беспощадный.
Небольшой формат, наивные игры с версткой, примитивные иллюстрации, издательство «Красный матрос».
Загадочная смерть, африканские боги, РосПостмодернНадзор, отрывки из ненаписанного романа.
О авторе и книге узнал из новости о проведении Владимиром Коваленко лекции «Всепоглощающая любовь императора: литературные архетипы мира Вархаммер». Лекция есть в ВК. Там в числе прочих регалий лектора указано авторство романа «Ах куй».
Ну как можно не купить книжку с таким провокационным названием.
С названием, кстати, тоже литигра. На обложке «Ах куй»; в аннотации «Ахкуй»; в тексте «Ахк Уй». Постмодерн, чо.
Гесиод, Пелевин, Делезовская гвардия.
Пелевина автор пнул даже дважды. Знать силен!
Любителям странного точно понравится.
7(ХОРОШО)
Виктор Точинов «Точка бифуркации»
Manowar76, 18 сентября 10:23
Какая главная точка бифуркации двадцатого века? Автор считает — Вторая Мировая.
Какое самое важное сражение этой войны? Автор считает — Сталинградская битва. «...если бы перерезали немцы Волгу, главную нефтяную аорту страны, — все, конец. Долго без кавказской нефти Советский Союз не провоевал бы, а другой у нас в те годы и не было. И о высадке англо-американцев в Нормандии при таком раскладе не стоит говорить — даже если бы рискнули сойтись с вермахтом один на один, повторили бы Дюнкеркское позорище, только и всего (они и без того едва не повторили — в Арденнах).»
И вот автор делится с нами тремя малоизвестными байками периода Сталинградской битвы, когда история могла пойти по-другому.
Не буду спойлерить, истории занимательные.
9(ОТЛИЧНО)
Manowar76, 17 сентября 08:56
"– Это свобода, – ответил Марк. – Трудно подобрать лучшее определение для свободы, кроме как возможность выбирать.»
Поначалу — сборник глубокомысленных зарисовок в декорациях волшебного антикварного магазина. Сварливый непростой дед Марк, юноша из приюта Эзра, парочка эпизодических персонажей-друзей. Зарисовки похожи на химерическое дитя даосского коана и сессии у психолога. Местами глубоко, чаще наивно, редко — афористично.
"– Все равно не понял, какая-то псевдофилософская ерунда.»
«На самом деле люди не хотят быть счастливыми, люди хотят быть менее несчастными. А деньги с этой задачей прекрасно справляются.»
Сюжет нитевидный, исчезающий. Финальный твист назвал бы беспомощным, если бы так не любил и не уважал автора.
Хорошо, что знакомство начал не с этой книги. Все одиночные внщи у Джафарова прекрасны: «Сато», «Башня тишины», «Его последние дни».
Любителям ЖЖ-мудрости и поп-психологии.
Цикл добью. Пишет хорошо, это просто я зажрался.
7(ХОРОШО)
Виктор Точинов «Забытая победа или Сказание о Cарайском взятии»
Manowar76, 16 сентября 10:15
Очень любопытный экскурс в историю о том, почему же в русской историографии и героике замалчивается взятие, разграбление и уничтожение русско-татарским экспедиционным корпусом Сарая, столицы Орды, случившееся в период стояния на Угре.
Буквально в день прочтения эссе наткнулся на цикл исторических детективов почти земляка, который называется «В Золотой Орде».
Разгадка замалчивания выдающихся военных успехов проста — в Сарае жило до девяносто процентов русских. Бывших рабов, ремесленников и так далее.
Чем уж тут хвалиться. Вырезали своих.
Очень занимательно.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Джеймс Сваллоу «Эффект бабочки»
Manowar76, 15 сентября 09:18
Я всем сердцем полюбил Сваллоу после цикла новеллизаций серии киберпанковский игр Deus Ex. В цикл входят два романа и две повести. Идеальный посткиберпанк. Все маркеры жанра на месте, действие не провисает, герои симпатичные.
Очевидно, добавил к прочтению всю библиографию понравившегося автора.
Благо библио любопытная.
Например, «Гарро» — цикл повестей, объединенный в роман, во вселенной Вархаммер 40к, причём изначально повести были аудиопостановками.
Или «Эффект бабочки» —новеллизация, внимание, сценария к неплохому фантастическому фильму. То ли о затяжной петле времени, то ли о путешествиях в прошлое. Помню, очень впечатлила концовка.
"— Ты под чем-то, да? — сказала она после глубокой затяжки. — Наверное, ты просто обожрался кислоты и насмотрелся «Назад в будущее», потому что все, что ты рассказал, похоже на плод больного воображения.»
Первая глава поначалу кажется малосмысленным нагромождением слов, за которыми никак не могла появиться картинка. То ли автор хотел красот добавить, то ли переводчик не справился. Потом стало полегче.
Треть тома позади — ничего происходящего по фильму не помню. Тяжелое детство мальчика с отцом в психушке, мамой-медсестрой и провалами в памяти. Плохая компания, хулиганство на грани, очень плохие взрослые, смерть собачки, переезд. Фантастики пока ноль.
Зато потом от прыжков во времени рябит глаза. Становится понятно, зачем нужна была такая длительная экспозиция. Все травматичные моменты первой линии жизни нужны были для того, чтобы туда возвращаться и пытаться их исправить.
Отличная взрослая книга. Иногда нужно совершать тяжелые поступки ради счастья своего и своих близких.
Сваллоу не разочаровал.
Пересмотрю кино. Upd. Пересмотрел, кино тоже классное.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Виктор Точинов «Красный планетолет «Наркомвоенмор товарищ Троцкий»
Manowar76, 14 сентября 10:02
Потрясающая подборка историко-технических анекдотов-былей:
от китайских джонок на колесном ходу с мускульной тягой, до двух советских уникальных тракторов — один на сырой нефти, другой на дровах ездил.
К чему ведет автор? Да к тому, что если людям не сказать, что что-то невозможно, они это сделают. Дали бы задание, они бы и планетолет сделали, не то что трактор.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Виктор Точинов «Уравнение с тремя неизвестными. Историко-фантастическое расследование»
Manowar76, 13 сентября 20:38
«Откуда есть пошла» по-точиновски
Автор, как всегда изящно, связывает в одно целое загадку варягов-русов, тайну возведения «ненужной» крепости Копорье и северный поход банды запорожцев во времена после Смуты.
Получилось превосходно, не придраться.
Всё-таки ипостась конспиролога мне нравится у Точинова больше всего, как, впрочем, и у Еськова.
10(ПРЕВОСХОДНО)
Алексей Свадковский «Игра Хаоса. Право на жизнь»
Manowar76, 12 сентября 10:16
Два тома главный герой готовится к Малому Турниру.
Напомню, герой весь из себя продуманный: не гонится за повышением уровня; ведь на Арене можно встретить соперника только в диапазоне от минус два до плюс два уровня от твоего. У Рэниона симбиот, пет, дары богов, перстень Смеющегося Господина, Бога Хаоса, устроителя Игры.
Парят Игрока с мухоблохой на два уровня выше. И что вы думаете? Если бы не ошибка противника, главный герой был бы мертв. Но и так вытянул раунд за пару мгновений до гибели. А ошибка, допущенная мухоблохой, при некотором размышлении, была глупой. Настоящий Игрок ее бы не допустил: арена — кристаллический лес; даже просто ходя по нему, режешься до кости. Блоха знала о слабости мягкотелых антропоморфов. И когда, после Ментального Шторма, блоха выбирала: «А вот теперь предстояло самое сложное: решить, куда направить завещающий удар. Спустя томительный миг нерешительности, Столб Света, вторая золотая карта его колоды, рухнул с небес, нанося удар по земной тверди, раскалывая землю на куски, разнося на осколки хрупкие стеклянные деревья. В месте удара появилась выжженная воронка в пару прыжков шириной. Сверхмощный удар должен был накрыть обе цели, но центральной с*лк*ши выбрал ту, что двигалась на момент первого удара…» А двигалось призванное Игроком существо. Могла бы и догадаться. Но даже после промаха блоха на равных сражалась с Рэнионом. Короче, самооценка у Рэниона завышена.
Собственно, кроме Турнира, нового общения с нагом, изменений в команде и сложной подготовки к долгому рейду, в результате которого Рэниона должны принять в Очищающие — Лигу Охотников на монстров, в романе больше ничего и нет.
Да, приобретены доспехи, оружие, новые карты, но без этого никуда.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Виктор Точинов «Мы играли вам на свирели...»
Manowar76, 11 сентября 09:31
Балаганное, шутошное, но не лишенное изящности предположение, что «Буратино» может являться зашифрованной отсылкой к истории Нового Завета.
И правда, количество совпадений заставляет задуматься.
Шикарная конспирология!
10(ШИКАРНО)
Алексей Свадковский «Игра Хаоса. Выбор пути»
Manowar76, 10 сентября 08:44
Весь том — один большой рейд! Но какой!
«Весь этот рейд, словно проверка на прочность: Пещера Мерцающих Камней, Холодный Город, казалось бы знакомая и привычная Шестеренка, Черные Пески, а потом добивающим аккордом: Круг Движущихся камней.
Схватки следовали друг за другом, и каждый последующий бой был тяжелее и сложней предыдущих.»
В каждой локации Рэнион, главный герой, не только побеждает врагов, но и получает от спасенных какой-то артефакт в награду.
Как и в первой книге приключения игрока Рэниона оттеняются интригами Шепчущего, игрока-нага, достигшего практически божественной силы и входящего в Совет Старших города Двойной Спирали.
В конце, правда, постоянно декларируемая невероятная мощь нага подверглась неожиданно сильному сомнению. Женщина-игрок всего пятнадцатого уровня чуть не победила нага, и всё благодаря амулету, призывающему Легионы Повелителя Дома Боли. Если бы не Рэнион, Шепчущему пришлось бы туго.
Рэнион периодически попадает впросак, несмотря на обвешанность крутыми артефактами, петами и симбионтами. Ну а как без этого.
К концу тома у главного героя появляется невероятное количество крутейших артефактов и инвайтов в те сообщества, куда Шепчущему нет хода.
Тем не менее, по соображениям безопасности, глава клана Проводников Хаоса, к которому принадлежит Рэнион, просит его на пару лет инсценировать уход из клана; пока за ним охотится Тирана, глава клана Изгоев.
Тут же, во втором томе, намечается романтическая линия с девушкой-кошкой.
Третий том нам обещает Малый Турнир.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Ещё одна забойная вещь с Автор.Тудей. Очень жалею, что сделал такой долгий перерыв между первой и второй частью!
Приступаю к третьему тому.
Йен Макдональд «Вишну в кошачьем цирке»
Manowar76, 9 сентября 10:32
»...и жизнь катилась и катилась, будто «Лексус», когда война застала его врасплох. Война всех нас застала врасплох.»
Целая семейная сага в мире «Реки богов», шикарного киберпанка в индуистских декорациях.
Любопытно, что «Вишну» охватывает больший период, чем «Река богов», причём в обе стороны.
От жизни родителей Вишну в период до гражданской войны и распада Индии на множество отдельных стран, до событий после финала романа.
Очевидно, что такой период в таком сжатом объеме (всего сотня страниц), подан достаточно конспективно. Хотя в процессе чтения ощущения конспекта нет. Просто все события поданы с точки зрения одного генномодифицированного «брахмана» Вишну.
Тем не менее, в повести фигурируют все значимые персонажи «Реки богов».
Генетические модификации детей ради будущей карьеры и успеха, ИИ-суперразумы, нанотехнологии, биовычисления, и на закуску — другие измерения с иной логикой.
Всё, что написано про ИИ, надо читать в 2025-м году — совершенно другое восприятие текста.
Я думаю, первым подводникам было также интересно читать поо «Наутилус» Верна.
Потрясающая вещь, и отличная подготовка к перечитыванию самого мощного романа Макдональда.
10(ШИКАРНО)
Аркадий и Борис Стругацкие «Жук в муравейнике»
Manowar76, 8 сентября 09:34
Я в растерянности.
Какой-то гимн спецслужбам.
Максима про запах серы и чёрта звучит красиво, но тоже руководство для перестраховщиков.
Земля Полудня выглядит пустой, даже заброшенной.
К тому же «В середине мая здесь побывала супружеская чета абсолютно здоровых ассенизаторов, только что прибывших из Северной Атлантики, где они разгребали огромную кучу радиоактивной дряни.» Откуда у вас там радиоактивное загрязнение? Кого усмиряли?
Дилемма с «подкидышами», безусловно, сложная, но решил её Сикорски, прямо скажем, топорненько. Нет человека, нет проблемы. Ну такое.
Понравилось меньше «Острова».
6(НЕПЛОХО)
Никола Гриффит «Требуются двое»
Manowar76, 7 сентября 08:41
Мечтают ли лесбиянки о стриптизершах?
Никола это, как ни странно, девочка, а не мальчик.
Пятикратная лауреат премии «Лямбда». Это за фантастику про ЛГБТ. Нашла своего конька, как Каннингем в боллитре.
"– Коди, это круто. Все, о чем мы говорили последние шесть-семь лет, все эти когнитивные патернализмы и модификации поведения, модулируемо-резонансная компьютерная графика, алгоритмы интуитивного обучения…»
Тут она молодец, предвосхитила.
Рассказ на вечную тему — что такое любовь? Есть ли она? Может ли быть наведенной?
Описания лесбийского секса и размышления о природе любви интересны и удаются автору много больше, чем НФ-составляющая, которая выглядит громоздкой и не выдерживающей критики в век сотовых телефонов и прочего хайтека.
Написано хорошо, читать крайне любопытно, но фантастики чуть.
7(ХОРОШО)
Альберт Коудри «Потерянный рай»
Manowar76, 6 сентября 08:49
«Тогда, как и теперь, Силы Безопасности держали собственные войска для подавления восстаний и полицию для борьбы с преступностью – что-то типа Министерства внутренних дел в старой России, разве что не настолько мерзкое.»
Сравнивать повесть со «Звездным десантом» — умалять весь жанр военно-антивоенной фантастики. То, что дело происходит на военном корабле и показаны солдатские будни, еще не делает произведения похожими.
«Потерянный рай» много серьезней и современник. Любовники используют ligotage, в сюжете присутствует снафф. В повести нет юмора. Это на самом деле горькая история о аморальности военных. Капитанша Делатур в итоге оказывается ничуть не лучше, а то и хуже убиенного генерала Шлехта, пьяницы и любителя порно с изнасилованиями.
Детектив, социальная и ксенофантастика.
Создан продуманный, непротиворечивый мир. Убедительность мира оказывается и его слабым местом — он скучен и не захватывает.
Сверхсветовые перелеты, колонизация планет, войны и инопланетянами.
Хорошо, но приземленно. Читать «Племена Белой» делания не возникло.
7(ХОРОШО)
Константин Константинович Костин «Боярин Осетровский»
Manowar76, 5 сентября 09:37
«Подьячий»-3/4
Смешочки да хаханьки. Ну и гаремчик ещё.
Всё остальное — фоном. Враги, покушения, квесты.
Почитав немного другие вещи с АТ, я удивляюсь, как первый том этого цикла добрался до шортлиста премии «Книга года по версии Фантлаба» в номинации «Сетевая публикация».
Практически всё, что я с тех пор читал АТшного — сильнее. Может, мне просто везло.
Надо герою получить вотчину. А он приручает духа терема, хлопочет, организуя пир по случаю своего боярства.
«И все ж таки, Господи — ты зачем мне посылаешь в команду ненормальных? Ведь ни одного ж обычного человека. Все с каким-то прибабахом.»
И правда, спецы разных профессий к новоявленному боярину так и льнут: поручик Ржевский, часовщик-амулетчик Козьма; девчушка с Золотым Словом, палач Христофор, охотник Нафаня со своей ватагой. И это не считая гарема и тех парней, кого Викеша привез из Мангазеи.
Проблемы появляются и исчезают; Викешенька, кажется, принимает в их решении самое минимальное участие. Зато в пыточных застенках он оказывается аж трижды.
Последняя треть, в принципе, занимательна. Но не более. Магии практически нет, всё больше подковерная возня боярских родов.
6(НЕПЛОХО)
Manowar76, 4 сентября 09:58
Удивительнейший человек автор!
В двадцатистраничном эссе Еськов умудрился убедительно обосновать целых две конспирологических теории по поводу Мира Полудня. И одну из них даже успел развенчать. Хотя мысль, что Мир Полудня облучается спутниками и поэтому там нет преступности, мне понравилась больше, чем предположение, что Мир Полудня — всего лишь калька Британской Империи. Хотя аргументы в пользу этой версии вполне убедительны.
Эссе не уступает лучшим вещам автора!
10(КОНСПИРОЛОГИЧНО)
Эссе в свободном доступе на АТ лежит.
Manowar76, 3 сентября 11:22
Постмодернизм пожилого человека
Все знают, что во всех романах Буковски главный персонаж — Чинаски, альтер-эго автора.
Во всех, кроме «Макулатуры». Тут Чинаски только упоминается. Но ничего страшного — частный детектив Ники Билейн имеет все те же пристрастия и пороки, что и Чинаски, и стоящий за ними Буковски. Бухло, ставки на скачках (бегах?), похоть, грубость, матерщина.
Занимателен путь, благодаря которому я пришел к чтению «Макулатуры». Читая эссе Уэльбека о Лавкрафте и его сетования о расизме ГФЛ, натыкаюсь на упоминание о Селине. По мнению Уэльбека только Селин может сравниться талантом, расизмом и ксенофобией с Лавкрафтом. Почитал биографию Селина, скачал его самый известный роман. Но больше всего меня заинтересовало, что Буковски ввел его персонажем в свой последний роман. А я уже лет десять собираюсь продолжить знакомство с творчеством Б. А тут такой повод: нуар, Леди Смерть, загадочно живой Селин в девяностых годах.
"— Ты сутенер?
— О нет, сэр.
— Торгуешь наркотиками?
— Нет, сэр.
— Жалко. Мне бы коксику.
— Я продаю Библии, сэр.
— Какая гадость!
— Несу людям Слово.
— Ко мне это говно не вноси.
— Как угодно.
— На хер!
— Хорошо, сэр, мне нужна комната.»
Странная и неожиданно печальная история.
Наличие инопланетянок и общий магреалистичный настрой позволяют отнести книгу к фантастике.
9(ОТЛИЧНО)
Михаил Елизаров «Украденные глаза»
Manowar76, 2 сентября 08:56
А вот это я читал. Клёво. Ничуть не хуже «Мелкого беса» Сологуба.
История о семье, живущей ведьмовством, нового в этой семье зятя.
История бывшего мужа жены главного героя. То ли сумасшедшего, то ли правда раскрывшего злобных колдунов.
И вот когда ещё непонятно в чем дело: в мнительности и сумасшествии, или действительно задействован лукавый, тогда самый кайф.
Но потом появляется конкретика.
Завершается это всё кодой трешового ультранасилия. За что и любим автора.
9(ОТЛИЧНО)
Эми Кауфман, Джей Кристофф «Сияние Авроры»
Manowar76, 1 сентября 09:08
Молодежный блокбастер
"– Мы в шестидесяти миллионах световых лет от Терры, – выплевывает он, его губа-гусеница трясется от ярости. – Что, во имя Творца, агенты ГРУ делают здесь?»
Да что ж за гигантомания-то в сайфай-янг эдалте?
24-й век. Всё дело происходит в нашей Галактике. И вдруг шестьдесят миллионов световых лет. Ну что за чушь. Уже писал в отзыве на «Разрушителя небес»: Млечный Путь всего сто тысяч световых лет в диаметре. А на расстоянии всего одиннадцать миллионов световых лет находится больше сотник галактик.
Приятно, что вначале идет краткий рекап первой части.
Действие стартует с места в карьер. Погоня, стрельба, суперспособности, афера с захватом чужого корабля.
Экипаж 312 с шутками, прибаутками и подростковым задором переходит на нелегальное положение.
Знаете, я параллельно читаю считающуюся легендарной у поклонников «Звездных войн» «старую» трилогию о Трауне Тимоти Зана.
В трилогии о Трауне и цикле о Авроре много общего и параллельного.
Но книги Зана кажутся бездушным механизмом с идеальным таймингом, а романы Кристоффа и Кауфман — ярким шедевром, полным здорового драматизма и живого экшна.
Зан явно подыгрывает Люку и компании. Сюжет размерено движется пусть по сложноизогнутым, но всё же рельсам. К тому же у всех положительных героев «Звездных войн» непробиваемая сценарная броня. Они точно останутся живы.
В «Авроре» наоборот — сюжет непредсказуем, но логичен; никто из героев не застрахован от гибели.
Есть родовые признаки янг эдалта — различной робкости романтические линии и подростковая импульсивность. Но это только делает персонажей живыми. Опять-таки, постепенно раскрывающийся бэкграунд, старые травмы и нечаянно вываливающиеся из шкафов скелеты добавляют происходящему интриги.
Глобальности также хватает. Галактика на грани полномасштабной войны. Вселенной угрожает невиданный Враг — Ра'хаам, желающий поглотить всё живое. Есть даже свои «джедайка» и «ситх», а также Оружие, мощью сопоставимое со Звездой Смерти.
»...древнее растениеподобное существо, проигравшее в войне против расы древних телепатов, вот-вот очнется после вечного сна в миллион лет и обрушится на всю галактику.»
Читается запоем.
9(ОТЛИЧНО)
Manowar76, 31 августа 08:07
Алкоголь и порно до добра не доведут.
Групповуха, убийство по неосторожности, сокрытие следов.
Вроде бытовуха, но потом мертвая задушенная возвращается из леса, куда ее вывезли и бросили.
Очень грязно и как-то тупо, что ли.
4(ТАК СЕБЕ)
Manowar76, 30 августа 13:39
Опять двадцать пять. Опять изнасилования, опять ведьмовская мистика.
Что у автора получается? Передать российский колорит. Читать про то же самое, происходящее в штате Мэн, например, было бы не так интересно.
6(НЕПЛОХО)
Manowar76, 29 августа 10:19
Мышиная возня
Иногда я гуляю по лесопарку. В лесу, в паре метров от дорожек, шуршат мышки. Возможно, их зовут Траун, Люк, Хан, Лея и Мара. Возможно, их возня им кажется крайне важной.
Примерно такое впечатление у меня складывается о бесконечных суетливых похождениях в Галактике спустя пять лет после победы Альянса. Все непрерывно разъезжают по «важным» делам, постоянно меняя состав.
Невозмутимый гений Траун со своим доверенным лицом Пеллеоном всё больше и больше напоминают Шерлока с Ватсоном.
От обилия локаций рябит в глазах.
Книги Зана кажутся бездушным механизмом с идеальным таймингом.
Зан явно подыгрывает Люку и компании. Сюжет размерено движется пусть по сложноизогнутым, но всё же рельсам. К тому же у всех положительных героев «Звездных войн» непробиваемая сценарная броня. Они точно останутся живы.
Немного порадовал финальный космический бой, где звездному разрушителю противодействовали четыре независимых добрых фракции.
6(НЕПЛОХО)
Manowar76, 28 августа 07:58
Ну слава богу. Хоть какой-то намек на мистику.
Свидетельские показания о изнасиловании. Загадочная Дзон-кассета. Кровавый финал.
При этом все эти показания сами по себе скучны и отвратительны. Но нотки мистики позволяют с этим мириться.
У автора пунктик насчет изнасилований и последующей денежной компенсации морального и физического вреда.
Как минимум половина грязных миниатюр сборника «Кубики» об этом.
Что нам хочет донести Михаил?
5(СРЕДНЕ)
Денис Лукьянов «Прах имени его»
Manowar76, 27 августа 10:38
Якобы переводчик переводит текст, написанный средневековым учёным на основе найденных им древних табличек на греческом. Причём история про Карфаген. Стоит похвалить автора — заморочился.
Что стоит сразу отметить: рассказчик не верит в своего читателя. В тексте очень много вики-информации о эпохе и месте действия. Плюс поясняющие сноски. «Сомн — Морфей в римской традиции». Ок, ты допускаешь, что читатели не знают, кто такой Сомн. Но с чего ты тогда решил, что они знают, кто такой Морфей? Почему просто не написать — «римский бог сна»?
Перечислить шикарную подборку фэнтезийных змей:
»...пролилась кровь чудовищной Медузы, породившая сотни змей всех цветов и размеров: двуглавых амфисбен и четырехрогих керсат, выпускающих кровь геморроев и заставляющих землю дымиться от яда хелидров, наскакивающих с деревьев якулей, убивающих жаждой диспад и умертвляющих сном гипнал». И тут же, как бы извиняясь, просветить нас — «Перечисляются различные смертоносные змеи, встречающиеся в трудах многих античных авторов». Да мы поняли.
Время действия: за двести лет до разрушения Карфагена, за сто лет до «Саламбо».
Карфаген — город-рынок, город-храм.
Пунийцы, финикийцы, ливийцы, египтяне, халдеи-вавилоняне. Плавильный котел древности.
Амбициозный торговец Бааламон (Баал+Амон) мечтает торговать фантастическими тварями. А находит Драконий Камень и рабыню из Страны Медных Барабанов.
Фалазар — седой халдей, мечтающий о исполнении пророчества.
Военный трибун Квинт Ка́ссий Куллео́н — послан заключить союз с дикарями, но находит много более могущественного союзника, подсказавшего трибуну прикольный мем , разжигающий межнациональную рознь, за двести лет до Катона Старшего.
Кири — дикарка из страны Медных барабанов.
И все они связаны с Большим Змеем Грутслангом.
Вот тебе персонажи, вот тебе небезынтересная эпоха. Читай да радуйся.
Но радоваться не получается. Авторская суета и бестолковость персонажей не дают возможности ожить декорациям и начать сопереживать героям.
Да, бэкграунд торговца проработан и его даже иногда жалко — раз за разом терять всё, стремясь к цели. Да, в прошлом римлянина скрывается какая-позорная тайна. Да, Змей любопытен — тут и повадки дракона, и навыки Искусителя.
Но всё смотрится как малобюджетное кино, снятое молодым арабом-режиссёром на тему Карфагена. Ты не видишь и не понимаешь драматургии, если она там есть. Всё какое-то чуждо декоративное.
И с жанром тоже непонятки. Пожалуй, больше магреализм, чем фэнтези. И уж точно не исторический роман. Но для магреализма всё слишком однозначно.
«Кончились времена Персии и Македонии, и из четырех голодных алчных грифов, решавших судьбу мира, разрывавших его подобно мертвой верблюжьей туше, остались двое – Рим и Карфаген. Два новых города, два гордых города, два надменных города; два города, забывших лиловую нежность древнего Востока.»
Ну это очень плохо. Плохо и скучно. Много повторов. Герои-марионетки, мечущиеся по одним и тем же локациям.
2(ОЧЕНЬ ПЛОХО)
Manowar76, 26 августа 09:54
Еще одна попытка в неожиданные концовки.
На этот раз в форме косноязычной жалобы на произвол милиции.
Опять пьянство и драки.
Вывод напрашивается логичный — не надо общаться с кем ни попадя.
Елизаров откровенно не любит всех, от имени кого он пишет в «Кубиках». И неважно — по заслугам получает персонаж, или он просто жертва обстоятельств или плохих людей.
Автор безжалостен и беспощаден.
Такая писанина в количестве больше одного рассказа в год утомляет и вызывает чувство гадливости и желание промыть глаза с мылом.
4(ТАК СЕБЕ)
Manowar76, 25 августа 09:45
Скорее похоже на ёрническое творчество Быкова времён «Правды» и «Кода Онегина», чем на произведение гуру вдумчивой альтернативной истории Валентинова.
Да, мы знаем и помним, что и господин Шмалько отдал в свое время дань юмористическим зарисовкам про комиссара Фухе, но любим мы его не только за это.
Вот, кстати, по настроению и качеству «Рифма» где-то рядом с «Фухе».
И вообще, отдает такими бесшабашными девяностыми.
Фабула — 1830-е, Пушкин и Лермонтов ещё живы. В Петербурге появляются вежливые люди из будущего в черной форме, в балаклавах, с дубинками и рациями. И начинают экспресс-методом загонять Россию в будущее. Дантеса сажают на бутылку, Мартынову ломают пальцы. Над царем подшучивают, ставят ультиматум, а потом и свергают.
В конце сцена «с уплотнением» из «Собачьего сердца».
Кто эти люди, как попади в прошлое, какими целями руководствуются, ускоряя исторический процесс, зачем?
Напрягая извилины, можно за уши притянуть, что это сатира на попытки переписать историю. Но ведь «омоновцам» в «Рифме» это удалось.
Короче, если кто-то сможет вчитать в эту повесть какой-то смысл и логику — с удовольствием почитаю.
У меня же осталось чувство сильной неловкости. Особенно на контрасте с недавно дочитанным очень глубоким и живым девятикнижием «Аргентина». Знаете, такое чувство, что умный, тонко чувствующий учёный-интеллигент рассказал пошлый, но несмешной анекдот. И сам заливается смехом. И ты такой думаешь — когда человек настоящий? В своих серьёзных вещах, или вот в таких шутейках? Может, человеку плохо?
Я дико извиняюсь. Я люблю творчество Валентинова и читал почти всего.
Но этой миниатюре больше тройки поставить не могу.
Право, вещь просто плоха.
3(ПЛОХО)
Manowar76, 24 августа 20:12
Топ неожиданных концовок.
Грязная грязь, увиденная через грязное стекло.
Написано сознательно в протокольном стиле.
Ужасно, ужасно. Насилие и изнасилования.
4(ТАК СЕБЕ)
Manowar76, 23 августа 07:59
Зачем я эту грязь читаю?
Похождения пьяных утырков. Кража со взломом, пьянка-пьянка-пьянка, драка, убил, конец. И всё время в руке «Овод» Войнич.
3(ПЛОХО)
А с другой стороны начинаешь думать — хорошо, что у меня не так. И о том, как тонка грань между жизнью и смертью.
Manowar76, 22 августа 09:39
Аргентина-9/9
"— Грамотеи недорезанные, за проволоку бы вас всех! Ты чего, не понял? Давай сюда весь свой сатанизм, как, значит, дьявола призывать и жертвы ему, поганцу, приносить. Тьфу!
Не плюнул, только обозначил, вероятно, не желая ссориться с только что помянутым.
— Есть очень полезная книга, — заверил его доктор Фест. — «Молот ведьм» называется. Тот же шкаф, вторая полка сверху.
С душевнобольными и нацистами лучше не спорить.»
Как забавно-актуально.
Финальная часть, герои всё множатся.
Пора уже сводить воедино все нити, но нет, нам предлагают следить за судьбой двух маленьких людей: француза в Париже, учителя и переводчика с несчастливым браком в прошлом; и немца, ученого-историка и подпольщика.
Из старых — девушка Соль, единственная из выживших инопланетян-рыцарей с Клеменции.
Когда немец-главгерой с говорящим именем Иоганн Фест вызывает дьявола, другие две линии становятся филлерами, которые хочется скорей перелистнуть.
Вообще, баланс мистического и фантастического в цикле очень странный. Порой кажется, что мистики должно быть или больше, или не быть совсем. Ладно терпеливая незримая Госпожа Смерть, стоящая за плечом многих персонажей — это можно списать на метафору. Грааль туда же. Но посмертие, успешные эвокации, колдовские практики — явное наличие мистического. При этом фантастика Клеменции не противопоставляется сверхъестественному. Нет оппозиции. Просто разные инструменты.
Сказать, что цикл получил ударный финал нельзя. При желании автор может, и, я уверен, напишет ещё как минимум одну трилогию, как это было с «Оком силы», например.
«Нильс» прекрасный, качественный, но ничем не выделяющийся на фоне остальных восьми частей цикла роман. А первым частям, пожалуй, что и уступает.
7(ХОРОШО)
Manowar76, 21 августа 08:56
Преступление и наказание.
Сухо, хроникерски, описана история одного изнасилования.
Читать жутко и мерзко.
В очередной раз у Елизарова получилось меня шокировать.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Анна Макина «Стрелы степных владык»
Manowar76, 20 августа 07:58
Скрупулезное, но при этом какое-то отстраненно-облегченное жизнеописание Модэ, правителя хуннов.
Про события нам рассказывают, а не показывают. До диалогов автор снисходит крайне редко.
Поэтому повествование похоже на расширенную версию статьи из вики, где все странности списаны на лису-оборотня: удачный побег из заложников (лиса усыпила охрану), женитьба на мачехе (лиса переселилась в тело мачехи) и многое другое.
Модэ сын своего времени: кровожадный и беспощадный. Отце-, брато- и женоубийца.
Несмотря на то, что он главный герой, особых симпатий правитель не вызывает.
Для какого-то особого конфликта в романе просто нет места. Затянутая кровавая сказка. У кого-то была Щука, у кого-то Лягушка, у кого-то Лебедь, ну а у Модэ — Лисица хули-цзин. Одно из важных отличий от сказок — обилие постельных сцен, хоть и без подробностей.
Ближе к середине становится понятно, что главный герой не идолоподобный лисолюб Модэ, а его ближайший сподвижник, друг и шеф разведки Гийюй. От слепой преданности к прямой конфронтации.
После драмы-кульминации витой шнур повествования начинает махриться. Следуют биографические справки в формате «жили они долго и в разной степени счастливо». Причем подробные сведения нам дают не только о главных и эпизодических персонажах, но и о тех, кто никак не фигурировал в сюжете. Да, я понимаю, что автору хотелось рассказать о анекдотической переписке Модэ и жестокой императрицы ханьцев, но городить для этого несколько глав показалось избыточным и нарушающим композицию.
Эпилог, подробно пересказывающий весь сюжет романа, нужен только ради последней пары абзацев и для тех, кто не понял, что же это был за коварный даос в финале.
Хороший, компактный исторический роман с минимумом мистики и сверхъестественного и нотками лавбургеров (регулярное «вбирание в рот мужских сосков» и «колыхание полных грудей»).
7(ХОРОШО)
Рекомендую любителям кочевых и ориентальных сеттингов.
Manowar76, 19 августа 10:14
Пять стилистически разных зарисовок об убийствах кухонным ножом с надписью «Нерж.».
Срез тяжелого быта люмпенизированных жителей позднего СССР, судя по всему. Быт в основном проходит в алкогольном угаре. А уж из него следуют склонение к однополому сексу, драки, ревность, обида. Заканчивается всё окровавленным ножом.
Грязно, но талантливо.
7(ХОРОШО)
Дмитрий Исаков «Путешествие в мир Толкиена»
Manowar76, 18 августа 09:04
Стёб, как он есть.
Толкиенутый хроноразведчик, прибывает в Средиземье с четырьмя киборгами (Рэмбо, Робокоп, Терминатор и Хищник) и транспортной платформой Прелесть.
Унижают Боромира; пугают, литералли до усрачки Горлума (здесь можно было бы и остановить чтение); обустраивают базу в глубине горы с синтезаторами всего и мультиками про Тома и Джерри;
выясняют, что Злая и Добрая магия суть биополя.
Отличный срез культурного кода автора: «Властелин колец», боевики восьмидесятых и «Том и Джерри».
Даже внутрисюжетный Фродо понимает, что что-то не так и всесильные пришельцы, по сути победившие Саурона, изменили порядок вещей.
Освободили Морию, помогли Гэндальфу.
На этом повесть заканчивается и выясняется, что это только первая часть. А продолжение так и не было написано.
Думаю, автор и сам не знал, о чем писать дальше.
Явно неудавшийся рейд на территорию Средиземья.
4(ТАК СЕБЕ)
Михаил Елизаров «Естествоиспытатель»
Manowar76, 17 августа 14:52
Опять работа на контрасте. Обыденном языком о сумасшедшем товарище. Особенно жутко читать, как безумие рядится в одежды нормы.
Напомнило, и весьма, «Мелкого беса» Сологуба. Там у главного героя тоже фляга свистела.
Мерзко, но интересно.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Manowar76, 16 августа 07:59
Прекрасное описание экзистенциального ужаса смерти и еще более замечательное в своей подробности погружение в прогрессирующее обсессивно-компульсивное расстройство:
«А с дохлыми животными всё гораздо сложнее. Если это околевший кот, нужно сжать пальцы щепотью, подпрыгнуть и громко сказать: “Ой, как мячиком, как мальчиком расту”, затем дотронуться до земли, шесть раз в неё потыкать, раз вдохнуть и дважды выдохнуть, подумать о живом хомяке, шаркнуть правой ногой, хлопнуть в ладоши и сразу руки в карманы спрятать – это если кот, а с дохлой крысой всё по-другому. А плевать не стоит. Глупо и опасно.»
Как часто случается у Елизарова, локальное неожиданно эволюционирует во вселенское.
Мальчик Фёдор оказывается практически спасителем человечества от Первосмерти.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Митя Вельяминов «Музей героев»
Manowar76, 15 августа 07:18
Давно собирался прочесть эту книгу — неплохая аннотация и, по-моему, рецензию от кого-то из маститых читал.
И вот звезды сложились — скачал книгу, по подписке литрес.
«Когда я вырасту, я и сам однажды упаду с третьего этажа на камни и битое стекло, а однажды меня даже собьет троллейбус – в обоих случаях, невредимый, я встану и продолжу пить. Это увидит мой хороший друг и поразится – но секрет прост, ему меня научил Юра. Каждый раз, когда собираешься выпасть из окна, быть сбитым машиной или избитым до полусмерти, нужно подгадать момент так, чтобы в твоей крови уже была бутылка водки. У меня всегда получалось.»
Грязный реализм. Тем грязнее, что рассказывается про детство. Детство, полное драк, крови и пьяных взрослых.
У Владимира Козлова и Мити Вельяминова разница в возрасте шестнадцать лет. Козлов в «Могилевской трилогии» рассказывает о своем подростковом опыте конце восьмидесятых: Вельяминов — про конец девяностых. Я мог бы рассказать про начало девяностых. Несмотря на географию и эпоху, в России ничего не меняется. Детская жестокость, повальное пьянство, ощущение пустоты.
Читать страшно, но увлекательно.
Ага — на трети текста малолетний гопник-отморозок Митя стремительно и органично превращается в скина. И сразу становится понятным жетон на первой странице с надписью Gott mit uns. А я думаю, к чему он там в книжке про гопников.
Перед нами несложная траектория мальчика из неблагополучной семьи: гопник — скинхед — наркоман.
В принципе, автор честен с читателем, но всё равно, пусть и редко, пытается обелить себя и окружение. И убивать-то мы никогда никого не хотели, а только доминировать на улицах; и вся эта фашистско-скиновская эстетика не более чем мода, а на Гитлера нам наплевать.
Есть и кокетство-позерство. И в МГИМО-то автор поступил, не приходя в сознание, и Сартра с Камю между кражами, махачами и сотрясениями мозга успел прочесть; и пересмотреть весь «итальянский неореализм и французскую новую волну». Чудо-ребенок.
Вообще, в книге автор оговорил себя на несколько пожизненных по американскому законодательству. Ну или на пятнашку по российскому точно.
Да и наличие самой книжки в литресе по нонешним временам удивительно: тут и разжигание межнациональной, и пропаганда веществ.
За честность и шок-контент — девять из десяти. Не читай я до этого Козлова, может и десять было бы.
9(ШОКИРУЮЩЕ)
Аннотацию, конечно, писал фантазёр: и Сэлинджера приплёл, и трогательность с незащищённостью.
Михаил Елизаров «Ты забыл край милый свой»
Manowar76, 14 августа 08:25
А эта повестюшка — просто мемуары. Эмигрантская проза о первых днях германского периода жизни автора. Написанная, правда, сильно позже возвращения из эмиграции.
Колорит рубежа веков, когда мобилы были ещё не у всех. В Украине челночники, у немцев всё хорошо.
У героя, как и у автора, был целый веер возможностей: стать оперным певцом, режиссёром, писателем.
Но, сдается мне, ностальгическая повесть о бесшабашной молодости писалась ради фразы «Какой красивый!», якобы сказанной женатой чешкой в адрес члена лирического героя повести.
4(ТАК СЕБЕ)
Manowar76, 13 августа 09:19
Женщина просыпается в мире спустя восемьдесят лет. Вокруг утопия.
А утопию читать всегда бывает несколько неловко. Мозг автоматически выстраивает контраргументы, почему так не получилось бы.
Пересказывать прожекты не буду, так как в повести и так все тезисно. Но скажу, что автор нашел решение всех проблем. Экология, экономика, энергетика, войны, политика, здравоохранение, бедность, менталочка.
Во второй части выясняется, что весь дивный новый мир приснился за миг до пробуждения. Да, ее вывели из криозаморозки, но не восемьдесят, а всего пять лет спустя. Мир поделен между США, Китаем и Россией. В США президент Милан Аск, во Франции госпожа Президент, Англии тоже националисты у власти, в России без изменений. Изменения в Европе. Она вся под Россией, вновь ставшей жандармом Европы.
А детективная линия будет о правах владения стартапом Ailab. Чтобы ИИ не работал на тех, кто им не нравится, герои решают стереть ИИ. Наивненько.
По сути — безделка на сто с небольшим страниц, написанная двумя красками, розовой и черной.
Но читается легко, местами улыбаешься.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)