Все отзывы посетителя Кропус
Отзывы (всего: 762 шт.)
Рейтинг отзыва
Владислав Крапивин «Взрыв Генерального штаба»
Кропус, 24 ноября 2020 г. 18:07
К этому тексту у меня, честно говоря, отношение двойственное. Когда думаешь о межнациональных конфликтах на территории бывшего Советского Союза, то невольно приходишь к мысли, что во многих случаях, обе стороны в них почти наверняка управляются одним кукловодом, решившим нажиться на большом горе. Вот только в штабе этом, если он конечно есть, заправляют отнюдь не генералы: современные войны развязываются политиками — штатскими, которые знают, что им самим воевать не придётся.
Автор возмущается тем, что он называет профессией «Человек с автоматом», но тут проблемка: что бы защитится от чужого автоматчика, нужен автоматчик свой. В идеале хорошо бы и самому научится стрелять, что бы не быть беспомощным перед агрессором. Пословица не зря говорит: «Не хочешь кормить свою армию — придётся кормить чужую».
У истории свои законы и, увы, её дороги вымощены могилами пацифистов. После развала СССР мы этого хлебнули в полной мере.
К тому же описанная автором схема работает далеко не всегда. Давайте мысленно усложним ситуацию. Одна из сторон может быть чистым агрессором, а действия второй носят чисто ответный характер. Допустим, действие происходит во время Великой Отечественной и один из мальчишек наш партизан, а другой из Гитлер-югенд. Тогда то к чему призывает старый учёный, «Кто-то должен первым бросить винтовку» невозможна в принципе. Хотя пример, возможно, действительно не корректен, относительно текста книги, просто делюсь своими мыслями по прочтении.
А вот в чём автор, как всегда, на высоте, так это детская психика: Веришь, что герои вполне могли повести себя именно так.
Не могу согласится со Shtrmом, что в тексте выбор между злом прагматичным и злом детским. Считаю, что если убивая мерзавцев можно спасти хотя бы одного честного человека, то именно так и следует поступать. Это не жестокость, просто самозащита социума. То, что у штабс-капитана любящая невеста абсолютно ничего в данной ситуации не меняет. Вон у Чикатилло даже семья была, а у Гитлера Ева Браун, ну и что?!
Но прочесть книгу стоит, хотя бы потому, что она заставляет задуматься о действительных причинах воин.
Клиффорд Саймак «Поколение, достигшее цели»
Кропус, 12 ноября 2020 г. 11:50
Всё было сказано до меня и сказано хорошо. Добавлю лишь, что в рассказе пропущен сам процесс посадки, и это не случайно. Управления гравитацией в корабле явно отсутствовало иначе тяжесть во время полёта не создавалось бы центробежной силой. А значит посадка с её бешенными перегрузками была бы потрясением для всех. Автор её намеренно пропустил.
Джеймс Ганн «Где бы ты ни был»
Кропус, 1 октября 2020 г. 21:44
Да всё нормально у них будет, вопреки мнению некоторых. Ведь способности Эйби проявляются только когда она несчастна. А если герой не полный идиот, то своих экспериментов он повторять не будет. Смысл концовки в последней фразе: «Невеста была счастлива».
Олег Верещагин «Прямо до самого утра»
Кропус, 17 сентября 2020 г. 13:48
Да, забыл добавить. Совершенно не понятно ради чего Сатана затеял все эти похищения. При его масштабах деятельности несколько десятков детей никакой роли не сыграют. Поэтому рискну сделать предположение, (оно вне текста). Именно эти дети вырасши должны, что-то изменить в мире. Сатана про это знает, на то он и Сатана. Но просто ликвидировать их ему мало, надо унизить, сломать. Отсюда и похищения с последующей продажей в рабство.
Олег Верещагин «Прямо до самого утра»
Кропус, 17 сентября 2020 г. 13:31
Книга понравилась, хотя местами раздражал явный евроцентризм автора. Хотя даже в тексте рабство имеет место быть и в Европе и в Азии. Авторское восхищение «Гетлер-югендом» я тоже разделить не могу. Нет, я охотно верю, что он спас многих немецких мальчишек от улицы и беспризорщины, я готов поверить и в то, что некоторые из этих мальчишек кидались с гранатами под танки штурмующие Берлин. Вот только если бы всё сложилось иначе и они победи бы, то эти самые героические детишки превратились бы в помещиков, а мы в их рабов, в лучшем случае крепостных. В гитлер-югенде их не только спасали от улицы, но и давали заряд соответстующей мотивации: они высшая раса, а все остальные низшие, пыль под ногами истинных арийцев. И этот момент надо помнить. К счастью в романе это даже не короткий эпизод, а скорее сноска к нему.
В целом же текст прочёл с удовольствием. Автор хорошо показал, что бывают моменты когда надо выбирать: умереть человеком или жить рабом.
Кропус, 17 сентября 2020 г. 13:04
Всё бы ничего, но представления о квантовой механике у автора какие-то странные. Да, наблюдатель, что бы под ним не подразумевалось, безусловно разрушает суперпозицию, но это значит что система просто чётко переходит в одно из двух состояний, при чём необратимо. Знаменитый Кот Шридингера в состоянии суперпозиции одновременно мертв и жив(?!), что бы это не значило, но когда под влиянием наблюдателя вероятности коллапсируют в событие, то он либо жив, либо мёртв, а отнюдь не растворяется в воздухе, как это происходит в романе, с людьми которых убила шаровая молния. В тексте этил люди вроде бы живы, где то там (где?), их только увидеть нельзя. А вот они нас вроде бы видят и даже пытаются передать послания. И даже иногда появляются на фотографиях (?). Странно, ведь фотоаппарат, согласно логике романа тоже наблюдатель.
Впрочем, скорее всего эта ошибка допущена автором намеренно, иначе не было бы текста, или по крайне мере он бы был другим. А вот идея с гигантскими атомами, это конфетка.
Олег Верещагин «Если в лесу сидеть тихо-тихо»
Кропус, 23 августа 2020 г. 21:05
Понравилось, что автор ни мазал шестидесятые не слишком тёмной, ни слишком
светлой краской. Впрочем, к людям той эпохи автор относится с явной симпатией.
Лин Картер «Башня на краю времени»
Кропус, 23 августа 2020 г. 20:53
Идея может и не плохая , но остаётся слишком много вопросов. В башне им сообщили, что люди должны были проникнуть в «паутину» когда овладеют соответствующими технологиями. Но ничем подобным они не овладели. Всё произошло потому, что Тэйн овладел некими особенностями сознания. Вселился там в него кто-то или возможно разбив кристалл он активировал некую силу. Почему именно с ним, был ли таков изначальный замысел Детей Багровой Мглы или это случайность, внятного ответа нет.
Но мне более интересно другое. В своём перемещение во времени герои наблюдают конец человечества, но действительно ли это конец? Ведь даже в рамках текста говорится, что часть людей отправилась из нашей завершающий свой цикл галактики в другие. Зачем вообще «Дети мглы» устроили эту странную экскурсию к концу света? Да ещё добавили для особо тупых, что всё суета сует и все всё равно вымрут.
Между прочим они сами подобной философии явно не поддались: ушли там
куда-то за пределы вселенной. Не вольно возникает мысль: а не заложили они под человечество некую психологическую мину? Мол предположили, что где-то и когда-то люди могут стать их конкурентами и решили внушить мысль
о тщете всего. Поэтому только одна экскурсия для нескольких человек, явно не слишком умных. Будь экскурсий больше могли бы и допереть, когда схлынут первые впечатления. А так всё превратиться в прекрасную легенду, которая станет психологической миной.
Кстати, насчёт одной экскурсии. Почему бы Тэйну с его ново обретёнными способностями не попытаться войти в «паутину» ещё раз. Не обязательно же каждый раз в башню направляться. Возможность перемещаться во времени сама по себе огромная сила.
И последнее. Честно говоря, ожидал, что появятся сами «Дети Багровой Мглы». То что они покинули галактику, до появления человечества в данном случае ничего не значит: они ведь странствовали по всем временам, а значит на них можно наткнуться и после их ухода, после по времени внешней вселенной, конечно.
Эдмонд Гамильтон «Звёздный охотник»
Кропус, 20 августа 2020 г. 00:45
Считать сейчас это научной фантастикой, даже очень мягкой, невозможно. Это просто сказка в космическом антураже. Бросающийся в глаза пример — идея бомбордировать другие звёздные системы разогнанными необитаемыми планетами. Это же сколько веков они лететь будут?! Одного управления гравитацией, как в романе, тут не достаточно. Тут сверхсветовой двигатель надо в планету вмонтировать. Но бог с ним, если не принимать всерьёз то написано неплохо.
Есть и ещё один момент указывающий на время написания. Я заподозрил кто является супершпионом Ориона едва появился этот персонаж, но герой тупил до самого конца, и автор явно думал, что читатели тоже не догадаются.
Я другого никак не пойму, почему текст относят ко вселенной «Звёздных королей»? Смысловой связи нет никакой. Я правда последние читал давно, но из общих словосочетаний обнаружил только «Свободные баронства геркулеса». Но скорее всего автор просто повторил в другом тексте красивое название. Вот если бы в «Охотнике» было бы что либо про создание разрушителя или Магеланийцев. Более того есть явные противоречия между двумя текстами. В «Звёздных королях» мозговой сканер есть новая секретная технология облака. При чём тот на ком он применён превращается в идиота.
В «Охотнике» же не смотря на явно более ранние на несколько тысячелетий время он уже есть. И мало того, что подопытный не страдает, так ещё ментальную матрицу можно перенести на другой мозг. В обще-то дедушка Эдмонд и сам сознательно вносил противоречия в диалогию: сравните конец «Звёздных королей» с началом «Возвращения на звёзды». Но всё же, всё же.
И кстати, почему такая убеждённость, что открытие вряд ли повторят. Теперь когда стало известно, что это возможно, на это бросят все силы, и не только «Орион».
Анджей Сапковский «Сезон гроз»
Кропус, 17 августа 2020 г. 01:30
Написано хорошо и мне было приятно встретиться с любимым героем, но постепенно до меня начал доносится слабый запашок вторичности. Ведь всё втиснуто между концом
«Последнего желания», и началом «Предела возможного». В результате ничего нового о мире или героях мы не узнаём. В основном цикле этой проблемы не было: там интрига усложнялась с каждым томом. Хочу подчеркнуть, вторичность может почувствовать только тот кто прочитал весь цикл. Тот же кто начал знакомство с этого романа нет. Хотя скорее всего для него будут непонятны некоторые моменты. Но это уже другой вопрос.
Впрочем есть отдельная благодарность за эпилог. Теперь понятно откуда у Нимуе такая одержимость легендами о Геральде
Роберт И. Говард «Не рой мне могилу»
Кропус, 15 августа 2020 г. 10:14
Нарастание ужаса героев, при участие в обряде, смысла которого они до последнего момента не понимают, показано блестяще. Но вот с логикой плоховато. Получается, что что бы забрать уже проданную душу дьяволу надо, что бы над покойным совершили некий обряд. При чём как его совершать сообщает душеприказчику сам забираемый. Спрашивается — на кой ему надо? Он ведь должен изо всех сил стараться избежать расплаты. А тут он лишь в самый последний момент перед смертью заколебался. Видно и дьявол сам опасался, что тот не захочет платить и прибыл что бы всё проконтролировать лично. Странно как-то. Если бы не эта не увязка поставли бы 8.
Евгений Велтистов «Золотые вёсла времени, или "Уйди-уйди"»
Кропус, 11 августа 2020 г. 10:57
Если разбирать текст с точки зрения логики, как я обычно делаю, то от него ничего не останется. Например: почему при перемещение во времена своего детства сам становится ребёнком и замещает себя прошлого? Но в том то и дело, что так разбирать его совершенно не хочется. Книга совсем о другом. Это светлая ностальгия о времени детства. Пусть тяжёлого, после военного, но всё равно детства. Бытовые детали показаны настолько хорошо, что читать невероятно интересно. Не знаю насколько текст автобиографичен — такое чувство, что очень сильно. Но в любом случае приметы времени показаны очень хорошо. И так же с эмоциями. Они даны как бы стереоскопично: героя школьника и одновременно его же взрослыми.
Финальный призыв «Не разорвать связь времён» сейчас гораздо более актуален, чем при жизни автора.
Очень жаль, что текст мало известен. Я узнал о нём случайно: цитата из него была приведена в качестве эпиграфа в книге Олега Верещагина «Прямо до самого утра».
Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада»
Кропус, 5 августа 2020 г. 22:25
Несколько открытый финал второго эпилога вызвал у меня надежду, что будет новый цикл продолжение, но надежды тут же развеялись когда я взглянул на дату написания: 2012 год. За столько времени если бы хотел, то хотя бы первый том написал. Возможно были планы, но накрылись.
И ещё, у меня сложилось впечатление, что одноглазый (видимо друг людей) в своих финальных объяснениях дал герою дезу или по крайней мере не сказал всей правды. Есть слабые противоречия с некоторыми моментами с предыдущими текстами. Возможно это тоже был задел на продолжение, а возможно просто авторский недосмотр. Чего я не понял, так зачем местным богам понадобилась эта странное сражение на острове в финале. Или просто новых зрелищ захотелось?
Кропус, 5 августа 2020 г. 22:08
Уже после «Метаморфоз вампиров» заподозрил что Уилсон сексуально озабочен. Теперь это мнение только усилилось. Оргазм как способ выйти на новый виток человеческой эволюции это конечно круто.
Василий Головачёв «Война HAARP»
Кропус, 5 августа 2020 г. 08:32
Если бы меня попросили выразить впечатление от книги двумя словами, то они были бы такае : «Занудный боевик». Оба слова кажутся не совместимыми, но Головачёву удалось не возможное: вода, вода, ничего кроме воды. Не текст, а губка какая-то.
Роберт И. Говард «Сим топором я правлю!»
Кропус, 4 августа 2020 г. 09:17
Конечно надо уважать закон и жить по нему, но что делать если законы совершенно дурацкие и мерзкие. А менять их запрещено — они догмы. Прошу заметить, Кулл не отменяет весь свод законов единым махом. Он говорит, что будет разбираться с каждым законодательным актом индивидуально.
Предыдущий комментатор, написал так будто Кулл отменил народную демократию и разогнал парламент. Вот только не было там никакой демократии. Манархия был и до Кулла. Конституционная? Ну в каком-то смысле. Вот только законы там давно превратились в догмы, а механизма к их отмене не было. Кулл по крайне мере положил начало разрушению кастовой системы, где были запрещены даже межсословные браки.
Кропус, 18 июля 2020 г. 22:44
Книга представляет собой нечто вроде энциклопедии по издевательствам над неграми в Америке, в промежутке от отмены рабства до введения политкорректности. Негров жалко. (Пишу без всякой иронии). А вот фантастический элемент служит только декором, и кажется не обязательным.
Сам текст строго говоря состоит из отдельных рассказов — глав, с друг другом связанных мало. Но это не страшно. Помниться в детстве мне очень нравилась повесть в рассказах Дмитрука «Летящая». Много хуже другое». Книга написана в совершенно чёрно-белых тонах: все белые гады, все негры чуть ли не цвет человечества. Последние легко обходят все магические ловушки поставленные им коварными белыми. И вообще только нехорошие белые мешают им реализовать их гениальность. Иоланта к примеру вполне могла бы стать великим астрономом, она даже придумала Плутон назвать Плутоном. Но нехорошие белые успели раньше. Нет , я не имею ни малейшего желания смеяться над жертвами расизма. Описания этого в книге действительно вызывают сочувствие. Но такого разделения просто не может быть: в любом обществе, даже среди правящего класса будут не согласные с его политикой, а среди самого забитого всегда найдутся ренегаты добровольно продавшиеся господам. Такое впечатление, что воскресс пресловутый соцреализм. Пардон, правильно сказать, появился политкоррект-реализм. Но сущность та же: вместо реальности изображать в тексте, то что требует идеологическая доктрина. К чему это может привести мы сейчас видим на примере безумия имени Флойда в Америке.
Леонид Панасенко «Мастерская для Сикейроса»
Кропус, 18 июля 2020 г. 16:12
Странная какая-то конструкция у звездолётов в рассказе: что бы посмотреть в пространство визуально надо обязательно отключить локатор! Конструкторы, что идиоты!
Дэйв Дункан «Красно-розовый город»
Кропус, 16 июля 2020 г. 23:20
Всё бы ничего но есть несколько вопросов.
1. Герой говорит Кассандре, что сейчас нельзя произносить имена демонов, но буквально через несколько страниц сам же и произносит. Меня это резануло ещё при про чтении, хотя тогда казалось, что пронесло Именно, что казалось.
2.
3. Если Оракул способен менять прошлое волевым решением, то зачем он отправляет человеческие миссии.
Два последних момента, автору стоило объяснить подробней. Но, похоже. он просто не заметил этих противоречий.
Г. Ф. Лавкрафт, Хезел Хелд «Вне времени»
Кропус, 16 июля 2020 г. 10:20
Так культисты хотевшие оживить мумию с помощью настоящего свитка они плохие или хорошие? С одной стороны у Лавкрафта хорошими культисты не бывают, с другой нечего злономеренного в их действиях не видно. Зачем вообще пытались оживить? Хотели узнать у мумии способ защиты от древнего бога? А вдруг наоборот собирались ему поклонятьс, но не знали как? Ответов нет. Мотивы культистов это самое непонятное в тексте.
Роберт И. Говард «Долина пропавших женщин»
Кропус, 16 июля 2020 г. 01:04
Может на момент написания демон в образе летучей мыши и мог кого-нибудь напугать, но сейчас уже нет. Прибежал Конан, слегка помахал мечом и демон развопился. А ведь в тексте был момент «ухватив» за который автор мог вытянуть рассказ во что-то большее. Я про странных женщин. Чем они так пугали героиню? Что там такое было у них в глазах, что та поняла, что они уже не люди? Что там такое отнял у них демон? Может быть душу? Не зря говорят, что самый большой страх в глубине нас самих. Вспоминается «Эффект зловещей долины»: когда что-то похоже на человека, но капельку отличается, то это производит жуткое впечатление. Но в рассказе это показано таким мимоходом, что совершенно не цепляет.
Кропус, 5 июля 2020 г. 20:00
История романа, под необычным, но очень интересным ракурсом. Основано на прочитанном автором в своё время курсе лекций. Так же дан взгляд на предназначение (смысл) романов вообще, ради чего их стоит писать. Своего рода учебник. Уилсон подтвердил свою репутацию мощного, нестандартного мыслителя. Работа заслуживает явного внимания.
Диана Уинн Джонс «Сказки Города Времени»
Кропус, 24 июня 2020 г. 19:02
В целом книга понравилась. Вот только в начале она нравилась мне значительно больше чем к концу. Придумывая Город Времени Диана явно вдохновлялась Азимовским «Концом вечности»: физический принцип вневременного существования у Города и Вечности, во всяком случае тот же. Если бы она жила в России, то можно было бы ещё сослаться на «Регулюм» Головачева, где выдвинута идея нестабильной истории, которую требуется конролировать, но так как она англичанка, то это вряд ли.
Теперь по книге. По началу я думал, что текст чистое НФ, пусть и рассчитанное на подростков, а темпроральные парадоксы выглядели тщательно обдуманными, что бывает достаточно редко. Потом при внимательном рассмотрении в них обнаружились ляпы. Главный из которых, что если в Городе в отличии от Истории нет физического прошлого и будущего, а только вечно изменяющиеся настоящие, то каким же образом дети совершая свои вояжи в Историю ухитрились временем, что каждый раз возвращались в Город сразу после отбытия, что бы их отсуствия никто не замечал, ведь в самом городе в таком случае никакие перемещения во времени не возможны.
Впрочем, большую часть подобных ляпусов, можно списать на то, что мальчишки сами плохо разбирающиеся в этом вопросе, просто неправильно всё объясняют для Вивиан. Чего спрашивается взять с двоечников?! А на то, что они явно не отличники в тексте есть несколько намёков. Так, что можно рассматривать это как тренировку воображения — попытаться самим объснить все обнаруженные несоответствия. Идея же призраков времени — просто конфетка.
Непонятно так же — если в Городе времени людей с низким уровнем интеллекта и знаний просто высылают в Историю, то есть дураков там быть не должно, почему же взрослые почти не реагируют на приближающуюся катастрофу, лишь сделав в самом начале неудачную попытку отловить «Повелительницу времени», а на прямые намёки детей ( те не решаются сказать, что нарушали закон) не реагируют. Впрочем это тоже можно объяснить, что системы выродилась в какие нибудь формальные тесты и зубрёжку.
И лишь когда узнаёшь, что шкатулки которые служат то ли темпоральными якорями, то ли хрономагнитами, ещё могут и управлять сознанием окружающих, начинаешь понимать, что здесь что-то нет то. Никто не будет вставлять гипнотизатор в турбину или двигатель локомотива — это просто функционально бессмысленно.
После этого, а так же после того как
Кропус, 14 июня 2020 г. 23:17
Хотя трилогия повествует «всего лишь» о волках с лисами, текста читаешь словно повествование о негумонайдых цивилизациях, настолько хорошо подана их психологии отличные как от человеческой так и друг от друга. Я понимаю, как трудно при написании анималистической фэнтези не скатиться в антропоцентризм, но автору это более чем удалось
Инбали Изерлес «Снежная магия»
Кропус, 14 июня 2020 г. 23:11
Если первую книгу я сравнил с приключением негуманойда в мире людей, а вторую с его похождениями в среде себе подобных, то третью можно сравнить с описанием встречи двух негумонойдных цивилизаций. Цивилизаций имеющих разный образ жизней и различные шкалы ценностей, но тем не менее изначально не враждебных и сумевших найти точки соприкосновения, а в последствии даже оказавшихся втянутых во внутренние разборки друг друга, поначалу почти невольно. Честное слово, иногда даже забываешь, что на самом деле речь идёт о волках с лисами.
Единственное разочарование, что трилогия уже закончилась. Я думал, будет по крайней мере ещё одна книга о разборке с Мейгом. Но автор решил иначе и уложил всё в одну третью книгу. Наверно и правильно: не люблю когда текст растягивается на бесконечное количество томов, но всё же всё же.
Кропус, 14 июня 2020 г. 22:56
Если первую книгу я сравнил с приключениями негуманойда в человеческом мире, то теперь показаны приключения негумонойда среди своих собратьев. И пусть на самом деле это сказка о лисах, текст вполне можно рассматривать как достойную ксенофантастику. Так хорошо показана психология этих магических лис.
Кропус, 9 июня 2020 г. 00:15
Лем безусловно генератор идей, тут никто не спорит. Но вот действия его героев в романе ничего кроме недоумения не вызывают. «Немедленно замиритись и вступите с нами в контакт, не то мы взорвём вашу луну» Что не помогло! «Ах так, тогда мы сбросим на вашу планету её ледяное кольцо». Главный герой,(Это если считать, что таковой в тексте вообще есть) по крайней мере честен в мотивации
«Они тронули представителей Земли, ну мы им покажем». Остальные объявляют подобную мотивацию ерундой, но у меня сложилось впечатление, что на самом деле они мыслят точно так же, только пытаются свои действия рационализировать. Мол, мы цивилизацию спасаем, не важно сколько квинтян из-за нас погибнет, если не вмешаемся им конец. Так и хочется сказать «Спаси нас бог от таких спасателей».
Кстати, в тексте даётся объяснение почему в экспедиции нет женщин. Мол иначе дети пойдут, что в опасном полёте недопустимо.
Но невозможно поверить, что цивилизация отправившая межзвёздную экспедицию и научившаяся управлять колопсарами, не способна временно заблокировать детородную функцию. Так и думается, а если бы на «Гермесе» оказалось достаточное количество тех, в ком тестерон бы не играл, возможно были приняты другие решения. Как вообще можно проводить вмешательсво такого масштаба, если об инопланетянах практически ничего неизвестно! Есть лишь компьютерные модели, которые то ли правильны то ли нет. Даже в романе их хвалёный ИИ последнего поколения Темпе уже поймал на ошибке.
Теперь об структуре текста. Это произведелние трудно назвать художественным, может быть за исключением первых двух глав. Лучшее определение это фантастический очерк. Само по себе это мне при чтении не мешало. Настоящая проблема текста, как я показал в другом. Но в первой главе подробное описание работы шагоходов просто достало, зачем оно вообще, если после первой главы об этом нет ни слова. Всю необходимую информацию можно было дать сжато, как небольшой пролог или ввести ретроспективно. Господи, да во второй главе именно это было и сделано, там дано всё что следует знать. Убери первую и всё равно всё будет понятно. Фокус в том, что и вторая глава не особо нужна, как и сам потерявший память Темпе. В начале я думал, что Лем хочет просто ввести своего рода «белый лист», человека без памяти в месте с которым читатель будет разбираться в целях экспедиции. Видимо так и планировалось изначально. Но автор слишком часто даёт нужную информацию своим волевым решением, своим авторским текстом. Зачем понадобилось соеденять этот роман с циклом о Пирксе, лично мне совершенно не понятно, тем более, что так и остаётся неизвестным он это или не он.
Но что меня добило, так это концовка. Невозможно поверить, что бы звездолётчик просто забыл о контрольным сроке. Да, что там забыл, ему же автоматика постоянно напоминала. Но он это игнорировал, ибо был одержим желанием посмотреть на квинтян.А ведь цену пропуска времени он прекрасно знал. Такое впечатление, что в экипаже были одни психи.
Станислав Лем «Человек с Марса»
Кропус, 7 июня 2020 г. 00:44
Роман можно рассматривать как своего рода пробу пера. Здесь уже появляется типично лемовская фишка: непостижимый для человека инопланетный разум. Под конец у меня даже возникли ассоциации с Лавкрафтом: «я видел нечто очень страшное, но вам не скажу». Это же типичная психология его героев. Но если у Лавкрафта так рассуждают в основном обыватели, то здесь всё таки учёный. Вообще вопросов к тексту очень много. Не буду придираться к идиотскому паролю, который герой угадывает абсолютно случайно. В конце концов это можно списать на дилетанство в конспирации всей этой компании. Но вообще-то, что это за организация такая странная и кто за ней стоит? Ответов нет. Они что по собственной инициативе пришельца нашли, перевезли в особняк и стали тайно изучать? Тогда откуда финансирование? Что никто кроме них не заинтересовался падением метеорита? Что бы перевести космический корабль нужна между прочим техника. А они даже особняк где проводили исследования профессионально заминировали.
Если пришелец враждебен, а, судя по финалу, похоже, что так, то почему решено обо всём молчать? Решение, как я уже написал в духе героев Лавкрафта. Но ведь рано или поздно будет второй визит. На этот счёт есть лишь туманная фраза профессора «Будем надеяться, что второй попытки марсиане не сделают». Надеяться?! Да с чего он взял, что её не будет?! Или люди через какое-то время на Марс прилетят. Не лучше ли заранее знать кого они там встретят.
Ещё один момент. На начало исследований, никаких оснований предпологать враждебность пришельца в общем-то не было. Но люди ведут себя с ним как с подопытной свинкой. Невольно напрашивается мысль, не от этого ли он озверел под конец. Я бы на его месте тоже попробовал бы сбежать.
Кропус, 7 мая 2020 г. 23:21
Идея положенная в основу рассказа совершенно абсурдна. Это легко понять слегка инвертировав ситуацию. Представим, что земные космонавты находят планету с цивилизацией роботов, которые для каких-то своих нужд, например для смазки, используют некую биомассу, которая не только разумом не обладает, у неё даже нервной системы нет. Космонавты страшно возмущены таким надругательством над жизнью. Они немедленно наделяют биомассу сознанием, допустим есть у них такая возможность, а роботам объявляют джихад. Наверное при чтении подобного рассказа большинство читателей решат, что космонавты, а возможно и автор, немного не в себе. Последнее если не читали других блестящих вещей Мастера!).
Но ведь у Саймака в этом рассказе аналогичная ситуация, только«полюса» поменяны. Война машинных пришельцев за освобождение швейный машинок это даже не религиозный фанатизм, это полный бред. К тому же согласно одному из утверждений рассказа — машинные пришельцы слишком логичны, а значит фанатиками быть не могут.
Кропус, 4 мая 2020 г. 23:10
Тот случай, когда интересную идею поводит реализация. Общество представленное здесь очень любопытно. Чем больше ты увлечён своей деятельностью, тем выше у тебя общественное положение. (Некий способ точно и количественно это определить есть). Но, ох уж это «но», один нюанс — пользой этой самой деятельности некто не интересуется. Все увлечения людей абсолютно самодостаточны и кроме них никому не нужны. Не трудно заметить, что и работа\хобби героя бессмысленно.
Никто даже не задумывается, а откуда в этом мире, собственно, всё берётся. Люди похожи на увлечённых муравьёв не видящих дальше своего носа. Осознания смысла деятельности отсутствует напрочь.
В конце концов герой, пусть и с чужой подсказки над многим задумывается. Что ж, его хроновизор ему в помощь, если не дурак то догадается, что с его помощью можно, наверное, разобраться, а как же люди оказались в такой ситуации.
Из всего выше написанного может показаться, что я в восторге от текста. Увы мне, нет. Как я уже писал, на мой взгляд подкачала реализация. Наверное, слишком уж коротко для подобной темы. Ни персонаж, ни мир не развёрнуты. А ведь у Саймака короткие социальные рассказы вполне получаются, например «Канал к судьбе», а вот этот как-то не вышел. Поэтому больше пятёрки поставить не могу.
Александр Больных «Тень познания»
Кропус, 30 апреля 2020 г. 00:10
Идея очень хорошая: доведённая до абсурда научная бюрократия помноженная на фанатичный догматизм. Все видят, что изобретение работает, но отказывают ему в праве на существование: раз понятного теоретического объяснения нет — значит лжезнание. Не вольно думаешь, а не встречался ли автор с чем-то подобным в реале. Но написано плоховато. К тому же создание героем под конец боевого лазера на коленке мягко говоря не правдоподобно, не смотря на удивительные свойства местных деревьев. А ведь до этого, он ещё сверхзвуковые реактивные струи применил в качестве оружия.
Был ли герой прав уничтожая книжное дерево — не знаю. Но, боюсь, цели своей он не достигнет Основные догматы они там в роще наверняка наизусть помнят, так что восстановят. А вот нужное знание, а оно наверняка в библиотеке есть, погибнет.
Ещё вопрос, стоит ли слепо копировать чужой опыт. Мы все уже видели, к чему это привело в перестройку. Между прочим, сокольничии в повести владеют телепатической связью с птицами, что почему-то игнорируется не только героем, но и автором. Да и шаман, тоже кое чем владел: самое меньшее гипнозом. Тут герой тоже несколько догматичен, возможно вопреки воли автора, зациклившись на технологическом пути «небесных граматеев». Впрочем, это закономерная ситуация. Известно, что многие дворяне до петровской эпохи, и частично после неё учившиеся за границей, оказались не востребованы в России.
Александр Больных «Витязь Рутении»
Кропус, 29 апреля 2020 г. 23:17
У этого цикла есть только один недостаток — он не закончен. И если первое произведение, пусть и имело открытый конец воспринималось как самостоятельное, то второму продолжение явно нужно. Но его нет и похоже не будет. А жаль.
Александр Больных «Смарагдовые звёзды»
Кропус, 29 апреля 2020 г. 23:14
В произведении ставится вопрос: надо ли отвечать жестокостью на жестокость и может ли попаданец в средневековый мир, пусть магический, сохранить прежние моральные представления. Обычно в текстах такого типа этот момент либо игнорируется, либо на него даётся совершенно карамельный ответ. Здесь же герой под конец приходит к совершенно другому выводу. Правда, приходит он к нему лишь после того, как потрепало его лично. До этого Ратибор, в общем-то, не без оснований обозвал его чистоплюем. Ну да это нормально: что бы задело за живое, как правило нужно, что-то своё личное.
Александр Больных «Жёлтый колокол»
Кропус, 29 апреля 2020 г. 23:00
В целом согласен с предыдущем коментарием, но есть кое какие вопросы.
Завязка похоже навеяна романом Пола Андерсена «Три сердца и три льва», но если Андерсен походу повествования объясняет откуда в человека двадцатого века, вдруг пробудились рыцарские умения, более того: он делает это главной интригой и главной изюминкой текста, то у Больных какие либо объяснения отсутствуют. Вдруг обнаружил себя человек в другом мире, на коне и в доспехах, вскоре вступил в схватку и всех побил.
Подчёркиваю, у Андерсена объяснение этому было, так же как и самому факту перемещения, и , кстати, блестящие, хотя разобрался во всём герой далеко не сразу. у Больных нет.
Непонятно так же какое отношение имеет к основному тексту описание осады фэнтезийного средневекового города в самом начале, оно как будто, вообще не связано с остальным текстом.
Не смотря на это текст мне понравился. Приятное разнообразие на фоне попаданцев в западные магические миры. Ну а леший помешавшийся на борьбе с кофе — это вообще нечто.
Николай Басов «Проблема выживания»
Кропус, 29 апреля 2020 г. 22:46
Сразу видно когда писался текст. На прямую говорится, что всё зло мира в коммунистах!
Ну, а то что во время войны люди просили в случае гибели считать их коммунистами игнорируется, конечно. Ведь на момент написания был соответствующий социальный заказ.
В тексте это подано настолько в лоб, что даже не смешно. У Брайдера с Чадовичем в «Плахе и секире» тема робинзонады целого провинциального городка, примерно из того же времени представлена много умнее.
Александр Больных «Библиотека»
Кропус, 27 апреля 2020 г. 23:35
Автор явно никогда не слышал пословицу: «Благими намерениями умощена дорога в ад». Герои даже не задумываются, что спасая лётчика (Экзюпери), они вполне могут уничтожить собственный мир. Вернее задумываются, интструкции-то у них есть, но одному по барабану, другой попадает под его влияние. К чему могут в данном случае привести эти самые благие намерения очень хорошо показано в цикле Пола Андерсена «Патруль времени». Действия же героев глупы и совершенно безответственны.
Барб Хенди, Дж. С. Хенди «In Shade and Shadow»
Кропус, 24 апреля 2020 г. 23:42
Главная претензия — слишком растянуто. Впрочем, это характерно для большинства книг цикла. Событий, для такого объёма не так уж и много. Нет, на мой взгляд, и особой психологичности, которая могла бы оправдать подобную растяжку. Мегасюжет цикла тоже движется очень медленно. Хотя, конкретно в этом тексте, всё же происходит некоторая подвижка.
Ещё одно. Если в предыдущих книгах, Винн всё же отвергала влюблённость вапира, то сейчас уже нет никакой уверенности, что так пойдёт и дальше. Но я всё же надеюсь, что цикл не будет развиваться в этом направлении.
Кропус, 15 апреля 2020 г. 00:33
Герой, на сторону которого явно встают авторы, возмущён — Кон завалил его пьесу, разумеется, по его мнению гениальную. Так возмущён, что даже поджигает разумный театр. Так ему гаду! Но минуточку, герой ведь знал условия с самого начала. Но пошёл на них, надо полагать был уверен в неотразимости своего таланта. А если бы пьеса наоборот понравилась Кону, то что тогда. Герой бы наверняка принялся его восхвалять.
Ещё момент. Кон ведь разумен, а значит его поджог это по мимо всего прочего ещё и попытка убийства. Ну не понравился автору пьесы критик или театральный эксперт, не тот отзыв дал. Надо пойти и убить гада, за то что не понял его гениального! Так что ли?
Нет , не тянет герой на непризнанного гения, каким его тщаться изобразить авторы: так мелкий обидчивый пакостник, никому ничего не прощающий, с великим самомнением. И ничего больше.
Грег Бир «Концерт бесконечности»
Кропус, 14 апреля 2020 г. 21:02
По моему герой редкая дрянь. Было совершенно очевидно, что влюблённая в него женщина, обещая вернуть его домой, будет ради этого жертвовать своей жизнью. И он даёт ей на это добро!? А потом делает вид, что это было исключительно её решение. Все мысли о своей вине, похоже. просто вытесняются в подсознание. А жаль, ибо мир действительно интересный.
Стивен Бакстер «Рубеж уничтожения»
Кропус, 13 марта 2020 г. 18:29
Совершенно не понравилось. Автор с каким-то непонятным восторгом описывает космическую войну с использованием смертников. Восторг может не точное слово, но он явно восхищается подобным героизмом. Мол победим, и будет очень здорово: так такие линии вероятностного будущего после победы — закачаешься. А договорится — не пробовали. Читал очень давно, но кажется войну справоцировали сами люди! Так чем же здесь восхищаться? Опыт японцев во второй мировой мировой показывает, что реально камикадзе на общую ситуацию никак не повлияли. Это вообще был скорее жест отчаяния. Там авторов идеи вообще стали слушать, после того как они написали доклад... собственной кровью. (Современному человеку такой способ убеждения вообще не понять).
То есть если дошло до смертников, то получается — войну люди проигрывают, не смотря на всю свою хроноразведку. Да и постояннае использование смертников для цивилизации такого уровня — это бред. Что электроники не нашлось?.
Андрей Дмитрук «Смертеплаватели»
Кропус, 13 марта 2020 г. 17:17
Да, забыл добавить в предыдущей рецензии. Очень понравилась фраза автора, что невозможно жить вечно и не меняться. Невольно вспоминаются книги, где существа многостолетнего возраста ведут себя как подростки с бушующими гормонами. А вековой опыт на них совсем не сказывается. Это нередко относится даже к лучшим книгам с такими героями вроде «Эмберского» цикла Желязны. Даже в серьёзном романе «Чёлн на миллиона лет» Андерсона изменение в бессмертных как-то не очень заметны. Ну, разве что китаец (не помню как зовут) один раз жизненную стратегию сменил. Это конечно не относится к Виоле из «Смертоплавателей». В предыдущей книге о ней «Летящая» её развитие как раз прослеживается: от доброй, восторженной девушки к сверхсуществу. Но даже став таковым, она в каком то смысле всё же остаётся первоначальной Виолой. Ведь вектор то её развития, в сторону всё большей и большей духовности постоянен.
Кропус, 11 марта 2020 г. 22:28
Грандиозная картина возвышение нашей цивилизации от «обычной» космической до суперцивилизации, представители которой уже не нуждаются в вещественной оболочке. Всё это дано через историю одной женщины, которой в предпоследнем рассказе исполняется ... тысяча лет!
Андрей Дмитрук «Смертеплаватели»
Кропус, 11 марта 2020 г. 22:18
В романе в художественной форме развиты идеи, часть из которых была ранее описана автором в его эссе «Синтез». Например идея творческого абсолюта.
В своё время это эссе произвело на меня огромное впечатление. Книга представляет собой приятное исключение из уже поднадоевшего мочилова и кишек на антеннах. Увы, но большинство авторов, как наших, так и зарубежных, похоже, не способны представить космическое будущее иначе как грандиозную бойню космических масштабов. в лучшем случае, как либерастию торжествующую.
Правда, с воскрешёнными детьми злодеями всё же будут проблемы. Фамилия Гитлер, например, слишком известна, и вскоре все догадаются, что же это за ребёнок такой. Или будляне там всем память стёрли насчёт настоящего имени гада. Кроме того, хотя об этом не очень принято говорить, есть врождённые моральные уроды, и это надо признать. Так же как есть урождённые физические каллеки, есть люди у которых из-за каго-то каприза генетики
или чего-то там ещё чего-то в мозгу не хватает: они принципиально не способны на сопереживание или радуются чужой боли. Да, их мизер, но они есть. Речь идёт не о воспитании, а именно о врождённом генетическом сбое. Эта тема в тексте проигнорирована. Впрочем, особо заинтересовавшихся отсылаю к книге Роберта Д. Хаэра «Лишённые совести».
Ещё не ясно, что там с являющмся Доулю призраком. Если то, что происходило в тридцать пятом веке можно списать на фантоматику, хотя и непонятно зачем Максу Хитжиральду, или кому там ещё, понадобилось устраивать ему путешествие к владыкам тьмы, то первый то случай у него в своём времени был. Или тогда у окультиста глюк случился? Впрочем, возможно автор не даёт ответа намеренно: пусть каждый понимает в меру своего разумения.
Но это, конечно, мелкие предирки, чтению вышеперечисленноё совершенно не мешает. Побольше бы таких книг. Ещё порадовала новая встреча с Виолой. Помниться в школьные годы повесть в рассказах «Летящая» с ней в качестве главной героини была одной из моих любимых.
А вот рецензия Трак Тора повеселила. Он прочёл кусок вырванный из середины, при чём такой по которому нельзя составить мнение о тексте в целом, но уже выносит оценку всему тексту
Василий Головачёв «Вирус тьмы»
Кропус, 3 марта 2020 г. 12:31
Читал ещё в первом издании и, даже в то время не впечатлило,. Возможно, всё дело в том, что я не люблю квесты, а это именно квест, пусть и не на плоскости, а по паралельным мирам, но это дела не меняет: построение текста такое же. В последней части, когда пошли созданные игвами «нестнандартные» вселенные стало поинтересней, но ненамного.
К тому же есть серьёзные вопросы к внутренней логике текста. Слуги сатаны странствуют по мирам веера целыми отрядами, а посланник почему-то один одинёшенек. Хотя логичней было тоже послать отряд, а ещё лучше несколько, каждый к своему магу. Проблем со связью ведь нет: даже у каждого наблюдателя есть межпространственная рация. Добрались до мага, узнали хочет ли он стать одним из семерых, доложили в центр, получили новое задание. Мало существ способных на роль посланника? Простите, не верю. Учитывая огромное количество параллельных вселенных там можно найти кого угодно.
Кстати, насчёт центара. Никита в эту историю попал случайно, получив эстафету от предыдущего, погибшего посланника. Но кто послал первого? Внятного ответа нет. Почему этот центр работает так бездарно, что спохватился чуть ли не в последний момент и Никита вынужден действовать в жёстком цейтноте времени.
Почему после гибели первого посланника не произвели его замену на компетентного специалиста, а стали выращивать нового ускоренными темпами из Никиты. Да ещё его подстраховывали в каждом из параллельных миров?!
Зачем вообще нужен посланник, если маги прекрасно общаются с друг другом через информационное поле? В романе написано, что они такие индивидуалисты, что их надо уговаривать. Даже при угрозе гибели мироздания? Как раз в этом случае договорятся именно в силу своего индивидуализма, жить то всем хочется. А тут некоторые даже на уговоры не поддаются (маг-лемур). Мол, пусть всё горит синим пламенем, у меня свой проект, Простите, как он сможет его закончить, если вот-вот настанет конец всему?
Ещё момент. Благодаря Г.Г. темпорал «собрал себя» в одном из хронов и обрёл индивидуальность. А потом выяснилось, что он был не только средством путешествий по паралельным мирам, но ещё и «костяком» веера удерживающим его от распада и теперь веер начал схлопываться. Минуточку, ведь тепорал создал Люцифер, цель которого абсолютный хаос. В романе сказано, что при схлопывание веера получится именно он. Так зачем же Люцифер сам себе создавал помеху. Или он действует по принципу: «Мы лёгких путей не ищем», сам себе задачу усложнил, что бы интересней решать было.
Как и в «Смерше» автор постоянно ссылается на «Розу мира» Андреева, вот только сходства и там и там со вселенной Андреева никакого, автор только названия позаимствовал.
А вот стихотворные цитаты в романе хороши, это я признаю.
Галина Усова «Тайна кошачьего племени»
Кропус, 22 февраля 2020 г. 22:20
Читал текст ещё в далёком розовом детстве. Тогда он публиковался в «Искорке». Тогда очень нравилось. Во взрослом возрасте, кажется не перечитывал. Добрый рассказ с грустноватым концом. Вот только непонятно, зачем кошкам, записки писать? Что бы самим себя выдать? И как протоколы комиссии оказались чуть ли ни в одном макулатурном приёме с записками Сенатора и дневниками соответствующей человеческой семьи. Впрочем, в детстве я на этот момент никакого внимания не обращал. Да и текста иначе бы не было. Просто литературная условность. На основе детских впечатлений 8.
Колин Уилсон «Паразиты сознания»
Кропус, 22 февраля 2020 г. 20:35
Читал роман в первый раз ещё в «Сибирских огнях» и он произвёл огромное впечатление. С тех пор несколько раз перечитывал. Да, безусловно, на самом деле никакой жизненной силы, никакой витальной энергии не существует, но идея о том, что надо полностью познать свой разум, что бы перейти на новый уровень бытия звучит очень актуально. Некоторые рецензенты обвиняют текст в сухости, отсутствии литературности и прописанных персонажей. Само по себе это безусловно верно. Герои здесь просто функции и рупоры авторских идей. Но в данном тексте это как раз оправдано: поскольку произведение принадлежит к очень редкому жанру — фантастики идей. Да, в данном случае идея по существу мистическая, но тем не менее это именно идея. Автор где-то сам писал, что не хочет создавать преступление и наказание в фантастическом антураже. А то, что описать полноценных героев он всё таки способен, свидетельствует его цикл «Мир пауков».
Кропус, 22 февраля 2020 г. 20:18
Где записать: Головачёв написал текст, где нет ни одного супермена, ни одного чемпиона во всех видах единоборств которые только имеются. Есть только нормальные люди и кот. Сам сюжет мягко говоря не впечатляет. Подозреваю, что вторая половина рассказа написана исключительно для того, что бы его можно было опубликовать как фантастику, сам же текст написан, если можно так выразится, исключительно под кота.
Но образ кота действительно хорош. Я смог представить мурлыку, как говорится, весомо, грубо, зримо. Коты это наше всё! Ну и кошки, конечно, тоже. Отнеситесь к коту по хорошему, и он ответит вам тем же, из разных иномирных пространств выведет и спасёт. Ставлю семёрку, исключительно за кота.
Альфред Ван Вогт «Эрзац-вечность»
Кропус, 19 февраля 2020 г. 23:00
Мне не понравилось. Задумка не плохая. Но в рамках рассказа ничего не понять. Что это за жизненная сила, подыскивающая форму? Чего она хочет от героев? Ответ даже не намечен. Как я понял, герои провели на этой планете несколько столетий, но так и не сделали попытки разобраться или хотя бы её покинуть. Последнее можно было бы сделать попытавшись ускорить прогресс этого эрзац-мира до звездолётов. В общем выглядит, как эскиз к более крупному тексту или его пролог.
Шон Уильямс, Шейн Дикс «Во Славу Солнца»
Кропус, 13 февраля 2020 г. 23:31
Второй роман трилогии понравился мне больше первого. Загадки множатся, происхождение Кейна и других воинов-клонов уже не столь очевидно, как казалось в конце первой книги. Тот ли Кейн за кого себя выдаёт или его нынешняя личность это всего лишь маска, о чём он возможно и сам не подозревает, а за ней скрывается кто-то совсем другой? Ответов пока нет. Буду читать третий том.
Алан Кубатиев «Вы летите, как хотите!»
Кропус, 13 февраля 2020 г. 23:22
Читал рассказ ещё в «Если», очень понравилось. Но ассоциации вызвал почему-то не с диктатурой, хотя в рассказо-мире она безусловно имело место быть, а с неконтролируемой миграцией и доведённой до абсурда политкорректностью. Мол приняли птичек, отнеслись со всей душой, а они на голову сели. На этот момент есть очень слабый намёк в самом тексте: что-то там о местах исторического гнездовья, откуда птички свалились на людские головы.
Ну и, конечно, кошки. Кошки это наше всё! Долой пернатых узурпаторов!
Как хорошо иметь кота,
Ведь он такая красота!