Р. А. Лафферти «Лунные призраки 1870-х»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Ироническое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В рассказе показана альтернативная история телевидения: будто бы к 1873 году уже появилось телевидение, базирующееся на принципе изменения электропроводимости селена, программы которого улучшались с увеличением частоты показа и которое уже тогда могло передавать голоса и даже запахи.
Автор пересказывает содержание некоторых селеновых (читай «лунных») телевизионных драм, высмеивая кинематографические штампы и раскрывая изнанку телеиндустрии.
Входит в:
— антологию «Universe 8», 1978 г.
— антологию «The Year's Finest Fantasy Volume 2», 1979 г.
— сборник «Железные слёзы», 1992 г.
Награды и премии:
|
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
Похожие произведения:
- /период:
- 1970-е (3), 2010-е (4), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (4), английский (4)
- /перевод:
- М. А. Литвинова (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (8 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 31 мая 2025 г.
Что ж. Быть может, здесь и есть хорошая, не до конца усвоенная мной НФ-идея (вероятно, третья серия седьмого сезона «Чёрного зеркала» имеет тут общие корни или вообще вдохновлена прозой Р.А.Л.). Но слишком долгое, перегруженное и душное повествование убивает атмосферу и интерес к сей истории. Допускаю, что я просто-напросто не разглядел «топовости» в «Лунных призраках», как допускаю и вероятность того, что это — скучный и неудачный набор слов, написанный сказочником из Талсы не в том настроении или состоянии ума.
Здесь хватает трудноуловимого сарказма над чем-то, но вот над чем конкретно? Я не уловил, и эти лунные призраки, танцуя и смеясь надо мной, уплыли вдаль и растворились в дымке непознанного и метафизического. А я остался тосковать в подлунном мире, пытаясь разгадать, что же я только что прочитал и какую идею можно бы выцепить из прочитанного. Процитирую кусочек с подобным сарказмом:
Линия любви и расставания, жизни и смерти «гениального» режиссёра Бентли показана здорово, но (повторюсь) занудно. Полагаю, было лишним приводить сюжет всех тринадцати драм этого автора — в этом рассказе. Хотя, с другой стороны: получается, что Лафферти реально писал как хотел и как считал нужным, не считаясь с модой рынка и понятностью для читателя. Такое ощущение, что «Призраков» он сделал чисто для себя (или о себе же?), чисто ради прикола и/или творческого самовыражения. Это заметно.
И пусть мне не понравилось читать всю эту будто бы мылодрамную лабуду с налётом НФ, но что-то (достойное уважения к мастерству автора) тут всё равно присутствует.
majj-s, 25 ноября 2021 г.
Очаровательно олдскульная история о полностью сегодня забытом прототипе телевидения из 1870-х, работавшем на керосине, о его изобретателе, бывшем одновременно талантливым менеджером , сумевшим наладить вещание на несколько десятков приемников в разных странах, писать сценарии мыльных опер, выступать в них режиссером. И о его ведущей актрисе, бессменной (почти).
Можно вывести нехитрую мораль про «так проходит слава мирская», «клятвы лгуньи», «отольются кошке мышкины слезки», «на всякого мудреца довольно простоты». Можно увидеть протофеминистское послание. А можно понять, что стало предтечей Radiance Кэтрин Валенте.