fantlab ru

Андрей Смирнов «Дэвид Брендом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
279
Моя оценка:
-

подробнее

Дэвид Брендом

Другие названия: Винландец в Нимриане

Цикл; цикл «Хеллаэн»

Жанрово-тематический классификатор:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.53 (474)
-
9 отз.
7.61 (405)
-
4 отз.
7.21 (360)
-
3 отз.
7.41 (311)
-
4 отз.
7.44 (277)
-
4 отз.

Входит в:

— цикл «Хеллаэн»

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/период:
2000-е (6), 2010-е (1)
/языки:
русский (7)

Повелители волшебства
2005 г.
Повелители волшебства
2005 г.
Академия волшебства
2006 г.
Дары волшебства
2008 г.
Источник волшебства
2008 г.
Власть волшебства
2009 г.
Чародеи
2012 г.

страница всех изданий (7 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пусть стары, как мир, понятья

«Корчи», «порча», «приворот»,

Применяем мы к проклятьям

Современнейший подход.

Формула двойного Зла:

Трижды Ночь плюс дважды Мгла!

© М/с «Вуншпунш»

Вообще, конечно, в современной фантастике мета-, мульти- и прочими -версумами уже никого не удивишь, будь они хоть дискретны, хоть непрерывны. Правда, не у всех авторов получается соблюсти тонкий творческий баланс при построении такой конструкции. В итоге одни авторы, по сути, описывают один-единственный мир, словно бы на нём белый свет сошёлся клином, а всё остальное мироздание… Ну, оно подразумевается. Оно как бы есть. Как в однокомнатной квартире есть ещё кухня, прихожая, коридор, лоджия, кладовка и санузел. Это так, инфраструктура. А у других белый свет и в самом деле сходится клином в какой-то точке, порождая Огненный Путь, Источник Мироздания или небольшое число иных якорных, анкерных или ключевых структур для всей совокупности из мириад планет и земель. Это не то, чтобы плохо, но всё-таки грустно. Создаёт впечатление, что и автор, и герой, и читатель уже как-то зажрались. Ой, не интересны мне уже ни красное, ни жёлтое, ни синее, ни сладкое, ни кислое, ни солёное, ни огонь, ни вода, ни воздух. А подайте-ка мне октариновый пятый элемент со вкусом умами – вот что НАСТОЯЩЕЕ-то в этой вселенной! А не эта типовая, стандартная, клишированная тоска…

И опять же, ничего плохого в погоне за октариновым цветом параллельно с желанием избегать штампов нет – до тех пор, пока во славу октарина не будут объявлены фальшивкой зелень с пурпуром, а избегание штампов само не превратится в штамп. И тогда даже сами персонажи почувствуют неладное. Хм, мы способны переноситься в иные миры лёгким движением мысли, подчинять их себе, а то и созидать с нуля? А тогда почему все наши способности направлены на то, чтобы драться с себе подобными за этот вот конкретный клочок земли и власть над его обитателями? Или, скажем, какой-то архимаг сотворил заклинание, полностью изменившее мироздание в тут или иную сторону… Не спорю, потому, наверное, повествование и идёт о месте, где этот титан живёт, творит и действует. Но неужели никогда никому не казалось несправедливым, что, например, обитатели звёздного скопления Волос Генорины не просто обречены погибнуть от выпущенного жителем планеты Шелезяка в нашу реальность Древнего Зла, но даже никогда не узнают о первопричине собственной гибели?

Собственно, у кого из отечественных авторов можно назвать более-менее удачные примеры баланса, когда события действительно происходят в мультиверсуме, причём фэнтезийном, но при этом миры не стираются в безликие песчинки пред лицом единственного Истинного, Лучшего, Особенного Мира? Упорядоченное Перумова, где конструкционно значимые места – на каждом шагу. Метавселенная Рудазова, где конструкционно значимых мест просто нет как таковых. Просторы, разнообразие, всевозможные категории магов и концепции систем волшебства, уходящие в недосягаемую высоту иерархии заповедных сил, при этом и существующие не для галочки, и способные пытливой мыслью быть охваченными, измеренными и рассортированными: тут у нас бог типа икс, тут у нас – бог типа игрек, здесь – Силы Дальние, здесь – Великий Предел, там – демоны, вон там – хтоники, это вот хаоситы, а это – неимоверно окрутевшая магикальная цивилизация.

Собственно, именно к этой лиге можно отнести и Хеллаэнский цикл Андрея Смирнова. Да, действие происходит не в таком огромном количестве миров – так и цикл существенно короче. Но общее магистральное направление схоже. Да, в некоторых отношениях автору недостаёт мастерства: не всегда ему удаётся гармонично вплетать в ткань повествования информационные блоки, посвящённые тем или иным культурным или историческим особенностям. Но видно, что он пишет про то, что ему на самом деле интересно, что его концепты классической и высшей магии, нитей сияний, Имён и Форм, Истинной Речи и Искажённых диалектов – это не просто технотрёп. И пусть системной строгости данным конструкциям пока что недостаёт – ну так что вы хотите, задача выбрана непростая, тот же Перумов сначала плодит одинаковые слова для обозначения разных вещей, а потом предостерегает от путаниц сносками, а Рудазов объясняет свои системы увлекательно, доступно и понятно, вот только видно, что ему больше по душе не заклинания чародеев, а демонические духовные силы и божественный контроль реальности.

Почему я вообще начал рассуждать об этом, а не о сюжете, фабуле, персонажах или языке? Потому что, на мой взгляд, именно это тут важно. Если вам нравились объяснения Ясинского, а Зыков отталкивал не переизбытком, а недостатком теории – история Дэвида Брендома для вас. Тем более, что градус мартистьюшности тут и гораздо ниже, и имеет ватсонианское обоснование. Если в «Джеке из Тени» вас интересовал не авантюрный компонент, а природа силы главного героя – крайне рекомендуется. Если вы испытываете прилив эстетического энтузиазма, предвкушая демонстрацию принципиальной разницы между разновидностями магии Тьмы обычной, предельной, инфернальной и небесной – милости прошу на огонёк. Если нет, да к тому же вас отталкивают философские рассуждения на тему этического релятивизма в среде могущественных магов, влияния доступной некромантии на концепцию романтической любви, а телепортации – на экономику или прикладного значения возможности местных метафизических сил периодически переписывать прошлое вселенной – вряд ли вы найдёте то, что ищете. Первая книга ещё более-менее может рассматриваться в ключе стандартного приключения с интересными сюжетными ходами, но дальше эффектность резко падает. Там, где Перумов демонстрировал в боевых заклинаниях лепестки фиолетового пламени меж клубками изумрудных молний, а Рудазов – щиты из вращающихся кристаллов, пронизаемые Водяной Пеленой, Смирнов покажет вам структурную начинку из сталкивающихся комбинаций Форм и Стихий, мельком отметив, что на доступных человеческому глазу гипотетического стороннего наблюдателя уровнях творилась какая-то невразумительная каша из полыхающих зарниц и взрывов. Действия, пресловутый «экшн», становятся дефицитными, начиная с книги третьей. Политические интриги в фэнтезийном мире изображены пусть и выпукло, но на фоне откровенной перегрузки подробностями настолько явно проступает мысль о сволочизме всех претендентов на власть без исключения, что никакого сопереживания ни победители, ни жертвы подковёрной борьбы не вызывают. А многообещающей истории о тоталитарной секте мессианского характера, увы, напротив, не хватило проработанности под предлогом того, что речь-де идёт о вещах, неодарённому магически человеку непонятных в принципе.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненное достоинство цикла: в отличие от героев остальных приключенческих «жвачек» главный герой, Дэвид Брендом — не самый крутой мальчик в песочнице. Наоборот, его способности в волшебстве и воинских искусствах посредственны. У него отсутствуют «тузы в рукаве» — любой «абориген» в случае лобовой атаки вынесет его играючи. По этому мы не наблюдаем всесильного отморозка со скрытыми возможностями демиурга, которое нам демонстрирует подавляющее большинство других авторов поджанра «наши в другом мире». Более того, мы видим поведение подобных всесильных отморозков со стороны, мы видим их глазами той стороны, над которой эти «герои» глумятся, потешаются и демонстрируют свою крутизну.

И именно по этому столь очевидно и мотивированно желание главного героя стать сильнее. И именно по этому он вынужден ОСТОРОЖНО, крадучись подбираться к тому, что сделает его могущественнее. А пока... Пока он должен быть осторожным и использовать «девятую стихию» — «стихию Мозга». И именно по этому сюжет развивается естественно и достоверно, автор не играет со своими персонажами в поддавки, заводя их в кусты с роялями или предоставляя могущество на блюдечке, в качестве бонуса за появление в чужом мире.

Возможно, дело в том, что Андрей Смирнов — не только-только вышедший из пубертатного возраста юноша, а вполне себе взрослый человек, более-менее знающий, «что по чем» в межличностных отношениях и кое-что смыслящий в социальных связях.

К сожалению, есть и недостатки. Как неопытный писатель, Смирнов увлекается и — многие сцены теряют динамику из-за излишне-подробных инструкций типа «Как сделать фаейрвол», эссе «Какие заклинания лучше использовать ночью» и сочинений-размышлений на тему «Падающий айс-шторм и огненная молния». А уж в последней книге эти недостатки гипертрофированы до чудовищности.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У всех книг Смирнова есть один недостаток — их не понимают «маглы» и, как «очередную мелкую книжонку про магию», прогибают под эталоны массовости. Отсюда выливаются недовольства и упрёки в сторону писателя, якобы тут он увлёкся, а здесь отклонился от темы, а там расписал слишком подробно... О-о-о. Нет, Смирнов — настоящий творческий и в его книгах нет ничего лишнего. Всё написанное — просто бесценно, как важнейшие кусочки информации, затерянные тысячелетия тому назад и внезапно обнаруженные в случайно (а случайности не случайны!) найденной книге. Чтобы получить удовольствие, знания, опыт — произведения автора нельзя читать, отталкиваясь от своих принципов, моралей, устоявшихся взглядов. Это — совершенно другое измерение, другая реальность, со своими правилами, и если вы не принимаете её Такой, какой она Есть, то остаётесь Здесь (а впрочем, многим ли нужно куда-то еще?). Автор великолепно справляется с посвящением в новый мир через главного персонажа — Дэвида Брендома, самого обычного человека. И задача читателя — забыть о том, что он читатель. Проникнуться этим образом, идущего и жаждущего знаний. И, может, тогда ему откроется настоящая ценность данной истории.)

Огромнейшую значимость, главную Особенность книг серии «Винландец в Нимриане» не оценить словами или цифрами. Это незаменимый путеводитель по мирам магии, но в сплетении с художественной литературой. Как сказал мой напарник: автор — Гений слова. Поэтому все книги читаются с огромным удовольствием и поразительной лёгкостью.

Момент с описанием родословных подобен испытанию, есть такое :) Даже я не могу сказать однозначно, зачем это было нужно. Но — нужно. Как минимум, эти страницы действительно отсеяли много недовольных или просто ленивых, кто посчитал первые книги недостаточно убедительными и недостойными внимания взрослого, и без того умного, человека.

Возможно, чтобы некоторые критики поняли, что их негодования на самом деле не имеют почвы, стоило описать еще больше. Не хватает философии и бытия продвинутых технологических миров, не хватает мира простых смертных. Но этому, думаю, и не место в сюжете про Брендома. Это уже совершенно другие истории, которые однако можно легко связать с концепцией автора, если захотеть.

В Целом может происходить всё, что угодно, от абсурда миров бреда до сложно упорядоченных систем уровня чар. Здесь мало рассказано о Вселенной, явленном и неявленном, о пустоте и других непривычных местах и проявлениях Целого, а потому картинка может показаться зрителю незаконченной или даже... хм, «наивной».

... И еще, чего «не хватает» концепту и из-за чего читающие могли ощутить себя неуютно — здесь нет единого Конца, не повествуется о Смыслах и Целях. То есть, в обычных фентезийных книгах могли ограничиться жизнью во имя богов или духов — и это было понятно. В иных книгах с приключениями герой не верил в жизнь после смерти и просто достигал желаемого — и это тоже было понятно. Но здесь — совершенно иная иерархия, о которой не буду спойлерить, а автор не водит ни персонажа, ни читателя, за ручку, выражая своим авторским мнением, в чем же смысл жизни и во имя чего живут герои. Потому что любая ваша жизнь — истинно Ваша.) И мир вокруг — ваш. Эта мысль в рассказе проскакивает лишь в последней из книг, и то, лишь Позволяя додуматься самому.

На самом деле — совершенно не понимаю тех, кто нашёл в книге так много нелестного, да еще и умудрился не обнаружить «глубинного». Надеюсь, мой комментарий сможет кого образумить или хотя бы заинтересовать.

Итак, перед вами — учебник, энциклопедия, опыт, собранные в одну единую историю, поделённую на 5 этапов. :) И кто заинтересован в этом опыте — пожалуйста, берите, изучайте, пользуйтесь (плетения, формы — всё рабочее). Кто заинтересован в досуге — прошу, не отнимайте у других людей шансы наткнуться на это уникальное творчество; не выносите книге приговор о пустоте и никчемности, ибо говорит это скорее о вас. И не воспримите мой комментарий в упрёк или угрозу вам, пусть и имеете право не согласиться.

Благодарю за внимание.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга читаема, несмотря на крайнюю наивность взглядов автора. Имеется вполне самостоятельный сюжет и вполне динамичное развитие этого сюжета. Хотя герои не очень живые, они абсолютно не развиваются (за исключением деградации взглядов главного героя до средневековых, что одобряется автором) и не содержат ни капли глубины — и это постепенно становится всё более заметно к концу книги. А начиная со второй книги исчезает колорит нового мира и созданных образов, и при чтении становится сначала скучно, а затем очень скучно. Наивные мысли автора о сверхценности феодального образа мыслей в первой книге вызывали некоторое раздражение, но они воспринимались как мысли местного мага-феодала-самодура. Но постепенно они становятся главным как в мировоззрении героя, так в сюжете. Достойных внимания мыслей нет, оригинальности нет, психологизма нет, динамичности сюжета нет... Так что вторая книга отбила всякое желание читать дальше.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всего цикла мне понравилась первая книга и начало второй, потому что там все в меру- закрученный сюжет, волшебство, юмор. В остальных книгах автор завалил философией, инструкциями по применению магией, политикой, и до кучи вырастил чудовищное генеалогическое дерево Идель, где я бросила попытку запомнить кривые имена родственников, потому что их тут же кто-то уже убил. Я не люблю бросать недочитанный цикл- считая это неуважением к автору, но местами была к этому очень близка. Не могу назвать все выше перечисленное недостатками, читала отзывы, где многим очень все эти заковырки понравились, скажу что это на любителя. Отбросив все лишние подробности, сам сюжет мне понравился.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про Смирнова (не помню почему) думал написать еще раньше, но, наверное, количество (или качество, тут же все диалектично) прочитанного не превысило некий порог в моей психике, после котрого мне захотелось бы высказаться. После Дэвида Брендома по-любому надо отписаться.

1. Описывать сам цикл смысла нет — он стандартен для Смирнова. Я помню, еще в прошлый раз (Кельрион? не помню, честно) поставил автору плюсик за подробно разработнную теорию магии, и собственно именно из-за этого возникало ощущение, что автор понимает, что он пишет. В этом цикле все то же самое. Автор понимает (или думает, что понимает, как потом выяснилось), что он пишет, и потому сама магия не выглядит искусственной. Подробно описаны онтологические и гносеологические аргументы в пользу ее существования, введен термин «магический фон», применяемый к тому или иному миру, в результате чего в одной стороне оси лежат условно «магические» миры, в другой — технологические; технология есть обратная сторона магии. Обладающие Силой по сути демонстрируют проекцию эффекта наблюдателя на макромир. Космогония запутана, само понятие Силы не разобрано, дифференциация Сил неясна. Такое ощущение, что атрибуты Силы рандомны (а потому бесконечны), что приводит к потенциально бесконечному числу Обладающих Силой. Впрочем, на мою лично метафизику все это ложится более-менее ровно, т.е. прямо не означенные в цикле моменты я могу додумать сам.

2. Основной минус автора (Андрей — ничего личного) — это слабый уровень понимания философии. При более высоком уровне можно было бы написать короче (что существенно) и более внятно. Автор, например, путает понятия «сущее» и «бытие», для него это просто одно и то же. Понятно, что 90% прочитавших схавают это за милую душу; с другой стороны, 80% отвалятся на первом подробнейшем описании магии. Т.е. автор пишет как бы для понимающих и знающих, но его собственное понимание еще не совсем на том уровне, на котором можно что-то объяснять своей целевой аудитории. Но в целом ясно, что автор хотел что-то сказать, если у вас есть хоть какая-то подготовка в плане философии и эзотерики. Иначе все рискует превратиться просто в поток слов. Поэтому плюс не сколько за качество изложения, сколько за саму попытку.

3. Минус — много воды. Все эти династии совершенно не нужны. Они придают значимости этому тексту, но не в том контексте, в котором он воспринимается. Тот же самый упрек другие адресовали бы по поводу философии магии, но тут мне по крайней мере ясны оригинальные воззрения, но по поводу совершенно вымышленных генеалогий и необходимости разбираться во взаимоотношения различных династий Кильберна, — это, на мой взгляд, лишнее.

4. Плюс на минус — это формат «анти Марти Сью». Т.е. интересно почитать про типа, который ни на что не годен, кроме как быть в хвосте всех достижений =) Возможно, автор специально создал этот формат как антитезу «супергероям», но здесь можно привести тот же аргумент, что я в свое время приводил по поводу перумовского Фесса. Кто будет отождествлять себя в процессе чтения с Дэвидом Брендомом? Какие его качества заставят вас сделать его своим героем? Проблема в том, что нет у него никаких качеств, кроме некоей доли морализаторства; во всем остальном он совершенно стерилен. Дэвид Брендом — не человек, а некая манифестиация категорического императива Гегеля. Проблема его в том, что он недостаточно индивидуален, иначе — совершенно предсказуем.

В общем и целом, совершенно необязательный к прочтению цикл про совершенно неинтересного героя.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная серия, проработанный мир и законченая история. Как обещал автор :smile:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во многом стандартный фэнтезийный цикл про магию, рост ГГ, противостояние с заклятым врагом, дружбу, порядочность. Неплохо прописанный мир, хорошо прописанные и запоминающиеся герои, хороший русский язык. Цикл мне запомнился оригинальной концовкой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, которая объясняет везучесть героя
. Думаю что когда-нибудь я этот цикл перечитаю.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга наиболее удачная. Но и она, по большому счету, проходная. На сюжет по миру героя уделено пару десятков страниц. Наиболее интересная часть «арочная», не имеющая к сюжету никакого отношения, закопана в серединке, чтобы книгу не бросили не дочитав. Следующие книги — поток нудятины. Обучение в академии сводится к многостраничным лекциям. Третий том — перечисление 5 десятков родственников принцессы с жизнеописанием. Если выкинуть мусор, то от серии останется маленький рассказик, со скучным сюжетом, парой скудно описанных боев и минимумом действия.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

мне понравилось , читал с удовольствием , хотя «родовое древо» и его частое включение в сюжет скучновато , но необходимо. и ГГ , и все остальные персонажи получились. если кого то интерисует моё мнение , то я рекомендую эту книгу , однозначно читать.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от автора, я не такой гений Слова. И преклоняюсь перед мастерством Земляка, способного воссоздать всю Красоту Дома.

Для непонятливых. Это не фентези. Это духовный опыт, облеченный в Оболочку фентези.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх