Егор Емельянов «Последняя стража»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
 Dziritg, 23 октября 2025 г.
 Dziritg, 23 октября 2025 г.
Егор Емельянов. «Последняя стража».
Бить таких авторов нужно. Это мой главный посыл после прочтения этого произведения. Бить с любовью, по пяткам, мочёными бамбуковыми палочками, чтобы они свои «пробы пера» произведениями не называли и на всеобщий доступ не выкладывали.
Проблема в том, что произведение-то очень хорошее. Автор знакомит нас с миром глазами ребёнка, который играет в «добро и зло» в самом прямом смысле слова. Такой приём далеко не нов, тот же «Фолыч 3» вы тоже начинаете «щупать» руками ребёнка. Я был уверен, что в книге действия перенесутся сразу на некоторое количество лет, но нет. История происходит в режиме реального времени.
Автор погружает нас в достаточно типичный средневековый дарк-фэнтези мир. Ничего нестандартного – мечи, луки, стрелы, какая-то не совсем понятная магия, но, судя по всему, весьма сильная. Кроме этого, у нас есть местная инквизиция, которую обожает главный герой (хотя по ходу текста есть сомнения, применимо ли к мальчику столь громкое название). Инквизиция местная охотится за всякими жуткими монстрами, и она, вроде как, «хорошая». Совершенно любой человек, который читал что-то из классики «дарка», сразу же заподозрит, что дело тут нечисто. И, конечно, так оно и оказывается. Местные «хранители правды» далеко не рыцари без страха и упрёка, а жестокие убийцы, которые, в целом, действуют ради известных им целей и какой-то своей правды.
Чем больше автор раскрывает свой мир – тем меньше в нём вообще становится хоть каких-то ярких цветов, всё вокруг серое, все хорошие – не совсем хорошие, плохие – не совсем плохие. Словом, именно то, чего и ждёшь от хорошего дарк-фэнтези. Только вот у автора оно с «детским» лицом. Но не как в ужасномтворении Ли Бардуго, а с настоящим детским взглядом, детской философией и уровнем миропонимания, который практически нулевой. Ребёнком легко манипулировать – и им манипулируют. Ребёнка легко напугать – и его пугают. Его легко обидеть – и его, конечно, обижают. Он тупой – и этой тупостью пользуются. Дети у автора вышли очень естественные, и всё то, что он с ними делает в произведении, – тоже очень естественно, иногда даже противно. Но чувство отвращения к сюжету и отдельным фактам в произведении – это мастерство автора. Детская травма в книге описана настолько качественно, что я начал дурно думать про автора (это шутка, но не совсем).
За что же автора бить, если я его хвалю, не переставая?
Так дело в том, что это произведение – лишь вводная в мир. Автор заканчивает его буквально «ничем» и обрывает сюжет. Я до последнего не верил в то, что финал будет такой скомканный, размещённый буквально на двух страницах. Так, на моей памяти, делал только Рудазов, который оборвал «Архимага» из-за своего неумения писать литературные произведения (я искренне люблю Рудазова, но не могу ему простить финал Архимага). Обрыв произведения вызвал настолько серьёзный негатив, что и эта рецензия, и прочтение второй книги были отложены более чем на два месяца. Автор на достаточно небольшом объёме текста сумел погрузить в мир, а потом этот самый мир оборвал и написал «конец» – так делать нельзя, это, с моей точки зрения, извращённое издевательство над читателями.
Если исключить этот аспект – первая часть вселенной Емельянова – очень хороша. Это годное дарк-фэнтези, внутри мира видно много вполне серьёзных конфликтов, видна внутренняя логика произведения. Герои живут внутри этого мира, и нет такого ощущения, что людей туда просто перенесли из наших лет (что очень часто бывает в современной русской фантастике, увы, не к её чести будет сказано). Для меня в дарк-фэнтези важнее всего именно логичность представленного мира и действий героев – этого не отнять.
Конечно, есть и некоторая шероховатость, и предсказуемость действий персонажей, сами типажи «бойцов с тварями» достаточно шаблонны в некоторых моментах, но это, на самом деле, совсем мелочи. Современное русское фэнтези находится в таком упадке, что произведение Емельянова смотрится очень серьёзным.
В одном из обзоров его сравнили с Пеховым («Стражем»). Я бы на уровне первой книги не сравнивал. Из общего у них только «дарк»-атмосфера и примерная эпоха. На уровне первой книги ничего общего нет, «Страж» очень силён внутренней логикой, последовательностью и картиной мира произведения, Емельянов в первой книге даже шанса себе не даёт показать этот масштаб. Возможно, он исправит его дальше. Единственное, что хотелось мне у автора спросить – ну какого же чёрта ты не написал книгу целиком? В целом, сравнивать этот рассказ с какими-то другими авторами нецелесообразно, это мы будем активно делать после его второй книги.
Если вы хотите прочитать интересный рассказ в жанре исторического дарк-фэнтези – пожалуйста, вам понравится. Если вы хотите книгу и сюжет – проигнорируйте это произведение, расстроитесь, как и я.
Эта книга является приквелом дальнейшей истории, но не её предысторией. Почему это автор не отразил максимально точно и прямо где-то в описании остаётся только гадать. Вместе с тем, это произведение — прекрасная самостоятельная повесть, которую действительно стоит прочитать, если вы будете погружаться в мир, который придумал Емельянов.
В настоящий момент в серии есть 4 книги, вторая — «Длинная цепь». Настоятельно советую к прочтению.
 прочит.
                                прочит.
                               недочит.
                                недочит.
                               хочу читать
                                хочу читать
                               не хочу читать
                                не хочу читать
                              
