Кир Булычев «Посёлок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Робинзонада | Путешествие к особой цели
- Возраст читателя: Любой
Однажды на этой планете потерпел крушение космический корабль. Люди постарались не умереть во враждебной среде. И у них получилось. Так родился Поселок. Но с каждым годом их все меньше – тех, кто помнит, кто родился не здесь. И они понимают, что можно выжить, соединившись с этим миром – как их дети – новые Маугли этой планеты, но остаться людьми можно только сохранив старые знания, хотя бы пытаясь вернуться на Землю. Но для этого надо наладить связь в покинутом корабле. И вот, год за годом, горстка измученных людей штурмует Перевал. Понимая, что дойдут не все. Надеясь, что дойдет хоть один.
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Павлыш»
— антологию «В мире фантастики», 2000 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 288
Активный словарный запас: очень низкий (2366 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
|
номинант |
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма |
Рецензии:
— «Review: Those Who Survive by Кир Булычев», 2001 г. // автор: Томас Истон
Экранизации:
— «За Перевалом», Россия, 2020 // реж. Алексей Евдокимов
Похожие произведения:
- /период:
- 1980-е (3), 1990-е (5), 2000-е (10), 2010-е (13), 2020-е (7)
- /языки:
- русский (28), английский (2), немецкий (1), чешский (1), украинский (1), польский (3), болгарский (1), венгерский (1)
- /перевод:
- В. Велчев (1), Т. Госк (3), Дж. Костелло (2), А. Мёккель (1), Л. Николов (1), Я. Павлюк (1), Э. Симон (1), К. Шинделарж (1), Ж. Эгри (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (38 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
webakira, 4 октября 2025 г.
Моя первая прочитанная советская научная фантастика. Это было великолепно. Но обо всём по порядку.
1. Первое, на что я обратил внимание с первых строк – это слог автора. Он лёгкий, ёмкий, понятный. Буквально за несколько слов проникаешься атмосферой окружения, в котором находятся люди и их настроениями. А если автор хочет сделать упор на каком-то конкретном месте, то это делает не стесняясь. Как по мне, очень сбалансированный слог. Без лишнего словоблудство, но при этом весьма обогащённый.
2. Далее персонажи романа. Видно, что писал человек советский, в хорошем смысле этого понятия. Коллектив посёлка помогает друг другу чем придётся, и все заботятся друг о друге. Конечно, это также обусловлено и тем, что они оказались в весьма трудной ситуации с малым коллективом, но тем не менее. Все уважительно друг к другу относятся, даже не смотря на определённое недопонимания между некоторыми персонажами.
Каждый персонаж проработан хорошо, чувствуется разный жизненный опыт каждого, что накладывает отпечаток на характер и повадки конкретного человека. Все разные, но все абсолютно понятны.
3. Удивительная планета. Автор придумал действительно любопытную планету, пригодную для жизни людей, но абсолютно уникальную по своей флоре и фауне. С одной стороны, планета похоже на нашу Землю – есть горы, вода, небо, дождь и снег, сезоны года, грязь, местное солнце, грозы, леса. С другой стороны, в лесах совершенно другие деревья, грибы прячутся в землю, лианы обвивают ноги, а кусты могут нашпиговать колючками. Животные есть как отдалённо напоминающие земных, так и абсолютно свойские только этой планете. А также своеобразные насекомые, некоторые из которых причиняют особые «неудобства».
4. Сюжет романа держит внимание до самого конца. Вначале цепляет в основном не сюжет, а знакомство с новой планетой. Знакомство с жителями посёлка и их быт. Но уже позже начинает цеплять сюжет и не отпускает до самого конца. Сама история – это по сути «Таинственный остров» или «Робинзон Крузо» (кстати, ни один из них я не читал ^_^ ), только в далёком будущем, и где вместо необитаемых островов – необитаемая планета. Читать такое очень интересно, особенно рассуждения автора, устами персонажей, на тему того, какое место человек занимает в мире. Как он развивается, и как ему не потерять все накопленные знания и опыт, и передать следующим поколениям.
Посёлок Кира Булычева великолепный роман, в первую очередь про людей, попавших в самые непростые ситуации. Про жертвенность личного, ради общего. Про конфликт поколений. И про многое другое, что каждый сможет отыскать для себя сам. Могу смело рекомендовать всех к прочтению.
P.S Вот почему у нас не снимаю кино, на основе таких романов. Читая эту книгу, я чётко представлял себе как здорово она бы легла на экран. Получилась бы абсолютна уникальная картинка новой планеты, прекрасные диалоги и добротный сюжет. Бери и делай. Но нет же, снимаем Ёлки 18, сказки сомнительного качества и прочее несерьезное кино. Надеюсь наши киноделы когда-нибудь обратят свой взор на советскую фантастику, и с уважением к оригиналу начнут снимать добротное книо.
Гридень, 27 августа 2025 г.
Прочитал с огромным удовольствием. Считаю что это одно из лучших, если не лучшее произведение Кира Булычёва. Алиса (Гостья из будущего) это ностальгия по детству.. А Поселок просто читал как в детстве книги которые читал и не мог оторваться чтобы узнать что будет дальше. Думал что ближе к концу всё смажется. Но нет автор с честью вышел из того сюжета что завернул. Думаю что поставить 9 или 10. Всё же 10 это «Каллисто» Мартынова. Для меня шедевр. И лучшая фантастическая книга. Всё же и «Поселок» на 10
Seno, 9 октября 2025 г.
Решил посмотреть что я не читал из самого высокооцененного на фантлабе. «Поселок» привлек внимание. Булычева я в детстве любил, судя по отзывам — именно это произведение не детское, а вполне себе интересное для взрослого читателя. Тут надо оговориться, что советскую фантастику я не сильно люблю, к СССР ностальгии (как выросшие на чужбине герои романа — к земле) не испытываю. В итоге вывод такой — у романа есть сильные стороны, Булычев талантливый писатель, пишущий для подростков, но 10-ку я бы точно роману не поставил. Проблем несколько:
1- Это книга для подростков или вообще детей. То, что сейчас называют young adult — и то читается как более взрослая литература. Соответственно интересна эта книга тем, кто хочет окунуться в свое советское прошлое и поностальгировать о ушедшем детстве, когда и мороженое и клубника были настоящие, и друзья до гроба, и все не крутилось вокруг денег. Для тех, кто сожаления и ностальгии не испытывает — читать и получать удовольствие будет сложнее.
2- Фантастикой этот роман можно назвать с натяжкой. Да, это не твердая фантастика, но даже мягкой я бы назвал ее с натяжкой. Это приключенческая литература в легком инопланетном антураже. Много описаний флоры и фауны, которая сильно похожа на земную, и воздух здесь пригодный для человека, и питаться друг другом можно... это уровень понимания экосистем на уровне 30-40-50х годов 20 века, когда американские фантасты еще что-то пытались писать про реки на Марсе. В 80-х про существование таких миров иностранцы уже не писали, так как биология и понимание ее средним обывателем шагнули далеко вперед. Но если смотреть это как на приключенческую сказочку для гуманитарев — ок, есть же даже в 2023 году «Scavengers Reign».
3- Самые большие проблемы к принятию очевидно неправильных решений в ключевые моменты романа — каждый раз отправляли неправильных людей для выполнения важных задач. (1) Зачем брали Марьяну и хилого Томаса для похода к кораблю, почему не взяли Сергеева. (2) Зачем пустили Дика и Казика на воздушном шаре, когда Олег был гораздо лучше для этого, а Дик как раз был лучше для пешего похода к кораблю. (3) Зачем Дик пустил Казика к станции? Это настолько очевидные ляпы, что даже не понятно как это объяснить. Такие действия сильно раздражают, и сильно снижают удовольствие от прочтения.
4- Безалаберность героев — это типичное поведение для героев советской фантастики. Безалаберность здесь противопоставляется следованию инструкциям. Но следуют инструкциям тоже безалаберные люди. Да и пишут инструкции безалаберные люди. В инструкциях написано что нужно уничтожить корабль, причес сделать это на следующий день? Потому что он может нарушить экосистему планеты? А то что он уже 20 лет тут находится, и уже всё что могло с него уползти давно либо уползло и умерло? И неужели не надо расследовать катастрофу перед этим? Это глупости какого-то советского толка — когда одни бестолковые люди запрещали непонятно почему, а другие либо выполняли безукоснительно либо бастовали, но бастовали тоже бестолково. Это конечно реалии совка, и одна из главных причин почему он развалился, но раздражение от глупости героев испытываешь.
В заключении есть что похвалить: (1) написано хорошо, (2) если нравятся детские приключения — понравится и это, (3) есть неплохие вставки про человеческие отношения, хоть и мало их, (4) концовка действительно хорошая, да, в меру слащавая, «пионерская», но душевная и добрая.
Нужно ли это книгу читать в 2025 году? Если нет ностальгии по СССР — скорее всего нет. Является ли это образцом лучшей советской НФ? На мой взгляд Рыбаков на голову лучше. По оценке — хотел поставить 6ку, но за добротную концовку добавлю до 7ки
NIKItoS1989, 4 июля 2025 г.
«Должна быть закономерность, должны быть таблицы, а то вечно изобретаешь велосипед. Кстати, все собирался спросить старого, что такое велосипед. Парадокс. Велосипеда нет, а Старый укоряет им, не задумываясь о смысле фразы» — да и мы часто не понимаем слов, но используем их. И может когда-нибудь велосипед станет устаревшим словом, впрочем для Посёлка он устарел по причине деградации технологий, а не развития.
«Представь себе трагедию человека, который всю жизнь смотрел на звезды, а потом попал в лес, где звезд не бывает, и к тому же вообще ослеп» — это метафора современного общества, которое без технологий оказывается почти беспомощным и куча наших профессий и видов деятельности просто перестанут существовать.
«Но мы не можем ставить исторический эксперимент на одной сложившейся особи. Мы говорим о социуме. Может ли группа людей в условиях изоляции удержаться на уровне культуры, в каковой находилась в момент отчуждения?
Ты же интеллигентная женщина и должна понимать, что мы обречены на вырождение, если на смену нам придут дики-охотники»
Как же боятся старики такого будущего. Всё это выживание, конечно оставляет не так много времени на рефлексию, но как жизнь приходит к рутине — оно появляется. И становится действительно страшно умереть в этой грязной дыре, прожив большую часть жизни в чистых космических станциях или на обустроенных планетах, в обществе изобилия. Умереть без антибиотиков. Умереть от того, что кто-то тебя съест...
Это вам не в поход сходить на пару дней, чтоб почувствовать единение с природой и научится потом больше ценить душ и матрас с независимыми пружинами. Это настоящая трагедия падения цивилизации...
Что за козлёнок? Козёл отпущения вины? Или символ спасения? А стоит ли вообще у советского автора, если он не один из братьев Стругацких — искать библейские отсылки? Ладно, не будем стругацкоцентричными.
Поиск корабля — это погоня за прошлым. Это настоящий золотой век для жителей Посёлка, воистину то самое лучшее прошлое, которое закончилось, но к которому так хочется вернутся.
"– Можно, я буду думать вслух? – спросил Сергеев.
«Не надо», – хотел ответить Олег. Сейчас все рухнет. Сергеев – это не Старый, который мыслит в общих чертах. Сергеев сейчас найдет по-настоящему слабые места» — как тяжело, когда кто-то может по-настоящему тебя покритиковать, это больно и неприятно, но без этого не запустить никакой проект.
«Но почему-то мы всегда чего-то ждем. Даже жить некогда. Вообще-то все ждут, когда мы улетим на Землю, а я жду, когда вернусь к Олегу. Дик ждет, чтобы скорее оказаться в лесу. Теперь мы ждем – оборвется шар или нет. Очень глупо ждать, самое обыкновенное и самое неправильное занятие. Жить надо так, чтобы совсем не ждать»
Но они живут, живут кто прошлым, кто будущим. Один только Дик как истинный дикарь по-настоящему живёт моментом, а потому что не особо то знает то прошлое, а будущее с космическими кораблями и Землёй — кажется ему какой-то сказкой.
Толи дело Олег, он не просто увидел этот золотой век в прошлом, он в нём разобрался и и он неистово верит в будущее, и делает всё, чтоб попасть в него.
Казик, которого, хоть и называют Маугли — вовсе не дикий, в отличие от Дика. Он со своей особенностью запоминания, близкого к гипермнизии — знает о будущем, о Земле — очень много, чуть ли не ходячая Википедия Посёлка. Но он и в настоящем присутствует, в отличие от Олега он прекрасно чувствует себя в лесу и на охоте.
Это прямо таки кроссовер какой-то — у нас есть Робинзон-Олег и Маугли-Казик. Но только, Булычев играется с этими образами, не просто переживывает, а действительно дорабатывает их, делает их своими, отличными от оригиналов, пусть и несущими их свойства. Это не персонажи-копии, это настоящие герои.
Любопытно, что не одна любовная линия не доведена до завершения, хотя одна претендует на это.
Экспедиция доктора Павлыша, здесь во вторых ролях, они хоть и становятся участниками, но больше событий всё равно происходит с поселковскими людьми.
В конце можно найти и христианские мотивы, воскрешение одного героя в буквальном смысле и воскрешение духовное у другого.
Прекрасное, захватывающее приключение, которое хочется продолжать! Рекомендую всем, вы удивитесь от такого Булычёва.
Hobel, 31 марта 2025 г.
По-советски качественная научная фантастика от её признанного мастера. Книга, которая, как хорошее вино, оставляет мягкое и устойчивое послевкусие. Богатый сюжет и качественное описание чужого мира, где, как могут, выживают настоящие люди из теперь уже невозможного будущего. Вот только у этих людей уже есть не вполне родные дети: на роль одного из родителей претендует и родная для них планета.
Проблемы выживаемости в агрессивной среде нового мира тонко переплетены с проблемами, всегда и самопроизвольно возникающими при смене поколений, каждое из которых стремится прожить свою жизнь безотносительно от опыта поколений предыдущих. Земной опыт и земная мудрость во многом бесполезны, а иногда и вредны для уроженцев другой планеты, пусть даже рождённых землянами. Где она — ваша Земля? А мы — вот они. И эта земля теперь наша. Условия, в которых приходится выживать, порождают свои, характерные только для этого мира привычки и традиции, — вот, на мой взгляд, главная идея книги. Сначала биология, а потом всё остальное, если это остальное приносит пользу и повышает шансы на выживание. Земляне, которые воспитывают не-землян в духе землян — это, конечно, трогательно, но всегда обречено на неудачу... Если только однажды в родном небе не покажутся настоящие земляне и не принесут с собой настоящую Землю. А это для невольных узников других миров во все времена — тот самый счастливый конец. И не нужно себя обманывать.
denshorin, 24 мая 2025 г.
Несмотря на то, что «Посёлок» был написан в начале 1980-х годов — на излёте брежневской эпохи, — он удивительным образом наследует дух и идеалы хрущёвской оттепели. В его основе — две повести: «Перевал» (1980) и «За перевалом» (1984), позднее объединённые в единый цикл. Но по внутреннему настрою и тематике этот текст ближе к прозе шестидесятников, чем к типичной фантастике конца застоя.
Булычёв создаёт не просто научно-фантастическую утопию, но своеобразную аллегорию веры в нравственный и интеллектуальный потенциал человека. Герои «Посёлка» — потомки землян, оказавшиеся на чужой планете в изоляции от Земли — строят своё общество, основанное на свободе, образовании, труде и взаимной ответственности. Это не милитаристская колония, не технократическая диктатура и не техногенная антиутопия. Это попытка вырастить гуманистическое общество, где взрослые — учёные, инженеры, педагоги — передают детям не только знания, но и моральные ориентиры.
Фантастический антураж повести служит Булычёву фоном для анализа универсальных человеческих проблем: взросления, этики лидерства, роли знания и культуры. Этот подход сближает «Посёлок» с другими гуманистическими произведениями эпохи — прежде всего с романами братьев Стругацких, такими как «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров», где также поднимаются вопросы свободы, власти и цивилизованности.
Оттепельный идеализм в «Посёлке» выражен не столько в политике, сколько в вере в воспитуемость человека. Как и у шестидесятников, прогресс здесь понимается не как технологическое, а как нравственное движение. В этом контексте повесть вступает в диалог с такими книгами, как «Час быка» Ивана Ефремова (1969), где критика тоталитаризма совмещается с утопией гуманного будущего. Однако в отличие от монументальных утопий Ефремова, Булычёв остаётся ближе к психологии подростка и к частной человеческой истории — отсюда и особая эмоциональная сила «Посёлка».
«Посёлок» — это не о героизме воинов или подвигах учёных. Это текст о воспитании, о наследии, о том, как строится цивилизация — пусть даже с нуля, в горах далёкой планеты.
На фоне позднесоветской стагнации, «Посёлок» выглядит как ностальгическое возвращение к несбывшимся идеалам оттепели — и как тихий манифест веры в то, что эти идеалы всё ещё возможны.
zvezdochet2009, 14 января 2025 г.
Одно из лучших произведений в отечественной научной фантастике – роман выдающегося советско-российского писателя Кира Булычева под названием «Поселок». Простая и элегантная история о выживании на далекой дикой планете потомков колонистов-землян.
Однажды на этой планете потерпел крушение земной космический корабль. Части экипажа удалось выжить и даже основать в долине за перевалом от места крушения маленький поселок. Авария оказалась настолько серьезной, что вернуться назад не получилось. Но продолжить род и суметь приспособиться к агрессивной местной среде удалось. Однако колонистов становится все меньше с каждым годом, и новое поколение уже не понимает, что такое Земля, ведь они – дети этого дикого мира. Каждый год перед колонистами стоит задача – пересечь горный снежный перевал и вернуться к месту крушения космического корабля, чтобы наладить связь с далекой родиной. Иначе – люди совсем одичают и сделаются дикарями, навсегда оторванными от цивилизации.
Тема космической катастрофы и робинзонады в научной фантастике не новая. Ее с разными вариациями развивали ведущие фантасты вроде Брэдбери, Хайнлайна, Гаррисона, Ле Гуин, а из наших авторов кроме Булычева – как минимум Стругацкие. Каждая такая замечательная история с разных ракурсов рассматривает проблему вынужденной колонизации неуютного мира, выживания в нем и попыток вернуться. В каждой такой истории фантасты приходят к одинаково истинному выводу: без связи с цивилизацией любое человеческое сообщество неизбежно дичает и деградирует. Это плавный процесс. Если первое поколение космонавтов остается на прежнем культурном уровне, уже их потомки неизбежно встанут на ступень ниже, потому что будут жить в качественно худших условиях. Следующее поколение станет еще более диким, утратит все навыки, кроме самых базовых, а истории о старом мире заменят им мифологию.
И решение проблемы всегда одинаково – надо наладить связь с цивилизацией, в идеале, вернуться назад, пока не стало слишком поздно и еще жива память с первым поколением. Развивая подобные сюжеты, авторы создали множество интересных вариаций с разными сценариями событий. Есть позитивные, когда герои выполняют задачу, есть негативные, сулящие поражение. Булычев в этом смысле оптимист; он уверенно смотрит вперед и в любой самой сложной ситуации вдыхает в своих героев решимость продолжать борьбу во что бы то ни стало, словно заражая их любовью к жизни, как в прозе Джека Лондона.
Борьба со стихией, преодоление трудностей, сомнения, споры, движение через силу вперед – вот основной каркас всей истории. Но не единственный.
Кроме напряженного повествования о трудном горном переходе, в романе звучат и другие мысли – важные, фундаментальные. Задается неудобный и даже неприятный вопрос: а зачем новому поколению возвращаться назад, если они родились в этом мире? По факту, дикая планета – их дом, родина. Они с первых дней вросли в него, они изучили его особенности и знают множество критически важных вещей, благодаря которым и остаются в живых. В романе очень ярко показано, что в отличие от первого поколения, воспринимающего дикий мир как опасность, второе поколение молодежи этого страха лишено. Их вынужденно примитивная жизнь наполнена, пусть и не цивилизованными вещами, но простыми радостями, и пусть они не знают многих удобств и достижений науки, но все же они по-своему счастливы.
Так может все должно идти своим чередом?
Роман еще раз демонстрирует и органично сочетает в себе сразу несколько непреложных истин. Во-первых, человек – самое живучее существо во вселенной и найдет выход из любой сложной ситуации. Во-вторых, цивилизация – верхний, глянцевый слой в культуре любого человеческого общества, и, если его смоет бурным течением времени, останется голый дикарь с его инстинктами и очищенным до остроты разумом. Ну и в-третьих, человек – высшее животное, способное к обучению и получению уникального жизненного опыта, который транслируется через поколения, конвертируется в знания и служит основой для новой культуры. Так было, так будет. На смену старым поколениям всегда приходят новые, иные, и это естественный ход вещей.
But_An, 8 февраля 2025 г.
Книгу я сейчас перечитывал, но первый раз читал так давно – лет 30-40 назад, – что воспринималось всё почти как впервые. За исключением, пожалуй, первой части, «Перевал», – она, по-моему, когда-то выходила и отдельной повестью, которую я тоже читал, а потому и помню лучше.
И впечатления мои с годами не изменились – полный восторг! Написано так, что оторваться от чтения трудно. Казалось бы, другая планета, совсем чужой мир, но всё описано так, что невольно веришь всему, будто сам видишь это. И люди – настоящие, не выдуманные. В процессе чтения они становятся своими, почти родными, тоже их почти реально видишь, слышишь, переживаешь за них, как за реальных людей.
Да, кое-что кажется сейчас слегка наивным, но даже это всё равно органично воспринимается в тексте, особенно если вспомнить, когда он написан. Великим всё-таки мастером был Игорь Всеволодович, огромное ему спасибо за всё, что он сделал!
Aleolyias, 27 апреля 2025 г.
Как ни странно этот роман получился очень близким к «Хоббиту» Толкина.
Оба произведения литературная сказка о преодолении. Приключения и размышления местами грустные местами просто занимательные.
Похожий сюжет, даже похожий и язык. И оба произведения просто напрашиваются на качественный полнометражный мультфильм.
Разница только в антураже — фэнтезийный или фантастический.
И отношение у меня к ним одинаковое. Когда становится несколько грустно хочется погрузиться в мир приключений где есть путешествие и задача которую надо решить. И ты знаешь что несмотря на препятствия герои будут двигаться к цели.
Это хорошая литература к которой приятно иногда возвращаться. Честные 9 баллов.
merevg, 13 мая 2025 г.
Великолепно. Не столько фантастика, сколько о людях, оказавшихся в тяжёлой ситуации. Слог приятный, читается легко, так как постоянно происходит действие. Подойдёт и детям лет с 11-12 и взрослым.
vorpol, 5 июня 2025 г.
Наконец-то добрался до еще одного романа на своей полке «Почитать».
Хотя я не мог отделаться от мысли, что читаю видоизмененную «Неукротимую планету» (или точнее, «Мир смерти», как он правильно должен переводится на русский), выживальческая часть очень понравилось. Ибо Булычев очень только уловил и описал момент, что если у общества не будет оставаться добавочного продукта на ничегонеделание, а все силы будут уходить только на выживание, то начнется деградация всего и вся, и очень быстро. Почти все сцены, персонажи, истории выживания воспринимаются рельефно и достоверно. Хотя советская фантастика себя где-то да проявила — на чужой планете детям забивают головы годами правления Александра Македонского (!) и длиной р.Брахмапутра. Очень впечатлили дилеммы выживания — идти на поиски «Полюса», разведчиков или охоронять лагерь от шакалов.
А вот где роман просел, как мне кажется, так это во всем что связано с космонавтами. Как и «челюскинцами», которые в глубоком космосе вместо аварийных наборов и оружия ходили с «Анной Карениной» наперевес, так и с троицей прости господи разведчиков. Радиация упала за 20 лет — у Булычева в космос на йоде летают? Корабль 20 лет лежал, никто не удосужился его искать, а тут ВНЕЗАПНО Клавдия озаботилась взорвать его прямо сейчас? Ну а ситуация «среди баб один прораб» настолько глупа что могла бы иметь место где-то в романтических бреднях Даниэлы Стилл (если она писала про космос), но не в довольно серьезном и почти трагическом произведении. Капитанша Клавдия допустила столько ляпов и промахов, что диву даешься как ее вообще в советской косморазведке держали. По степени неадекватности космонавтов произведение можно сравнить разве что с героями «новых» «Чужих» Ридли Скота.
Ну и самый интересный момент — противоречие посылов автора. С одной стороны, имеем идеиалистов в лице Старого, Томаса, Сергеева которые почти пафосно рассуждают о том, что мир Диков будет концом, а вот мир Олегов это как нужно. Поэтому давайте забивать детям головы Индией вместо занятий по выживанию. С другой стороны, где-то в середине от лица автора идет рассуждения, что идеальный мир недостижим, ибо всегда кто-то чем-то будет недоволен, кому-то будет нехватать чего-то и т.п. — ну буквально прямым текстом критика идеи построения общества всеобщего блага через коммунизм. Ибо идея может и хорошая, но вот к живым людям неприменимая.
Marsianin-2000, 21 января 2025 г.
Впервые познакомился с романом, тогда правда только первой его частью, еще в подростковом возрасте. Книга безумно понравилась. Она кстати и рассчитана в первую очередь, на читателей примерно такого возраста.
Пол года назад случайно наткнувшись на нее в книжном магазине, решил приобрести и перечитать. Тем более детские воспоминания рисовали ее ну уж очень красочно. Робинзонада, выживание и т.д.
Перечитал, с удивлением узнав о наличии второй части, и понял. Книга не о том. Точнее и о том, тоже. Но как всякое многоплановое произведение, для каждого читателя, а иногда и для разных возрастов одного читателя она говорит о разном. О взрослении, о росте, о становлении человека и человеческом духе, о любви к Родине. Потом уже о выживании и приключениях. Потрясающие персонажи — Старик, Сергеев, Олег, Дик, Павлыш (хоть он и появляется только во второй части). Блестящий язык автора, очень тонко и точно передающий характеры героев и мотивы их поступков. Персонажи показаны очень живыми. Их переживания, их жизненные принципы. их взгляды на жизнь. Автор беспристрастно показывает их точки зрения, разные, но при этом ни одна из них не выпячивается, и в них нет никакого морального превосходства одной над другим.
Книга не утрачивает актуальности и сегодня. В-первую очередь потому что сейчас так не пишут. Весьма рекомендую.
Darth_Veter, 17 февраля 2025 г.
Земной корабль терпит аварию на неизведанной планете и его экипаж вынужден основать на ее поверхности собственное поселение, чтобы банально выжить и дождаться спасательной миссии с Земли. Но для этого нужно отправиться к лежащему за перевалом звездолету, чтобы воспользоваться его передатчиком. Путь к перевалу обещает быть нелегким и опасным: две предыдущие попытки оказались безуспешными...
Первая часть этого произведения стала известной и популярной благодаря мультфильму Владимира Тарасова, в котором звучали песни в исполнении Александра Градского. Пожалуй, впервые в советской фантастике так откровенно и доступно говорилось о проблемах и опасностях экспансии в Дальний космос. Собственно, таким вот романтизмом покорения дальних планет, чем-то напоминающим по стилю произведения Франсиса Карсака, повесть и цепляла своего читателя. Создать это настроение мультфильм очень помогал. А вот продолжение, наоборот, — мешало. Мало того, что оно грешит самоповторами, так вдобавок еще и противоречит идее первой части. В частности, опровергается высказанный ранее факт постепенного приспособления новых поколений переселенцев к жизни на чужой планете. Да и работа земных исследовательских групп тоже показана не с лучшей стороны. Во-первых, в этой группе только три человека. А во-вторых (sic!), двое из них — незамужние женщины. Ну и в-третьих, странные проколы в арсенале у этих групп (например, уничтожить собственный пропавший корабль без внятного расследования обстоятельств его гибели). Мне кажется, что писатель просто пошел на поводу успеха «Перевала», решив добавить к предстоящей премьере мультфильма драйва и популярности. Забыв при этом, что первая свежесть — она же и последняя. Если б не второй «довесок», произведению Можейко можно было ставить круглую «восьмерку» за нестандартность показа проблемы. Но «довесок» оказался масштабнее оригинала (7 глав против четырех), хотя ничего нового в сюжет не внес. Так что вместо восьми баллов получаем на балл меньше. Перед чтением романа, как и всегда в подобных случаях, рекомендую вначале просмотреть его экранизацию (точнее, полу-экранизацию). Ну а дальше — как пойдет...
-----------
РЕЗЮМЕ: рассказ о нелегкой жизни случайных поселенцев на чужой и негостеприимной планете. Можно ли осваивать такие планеты в принципе? Автор считает, что можно. Но для полного успеха нужно, чтобы на планете сменилось два-три поколения жителей.
kszorin, 22 декабря 2024 г.
Этот романт точно не оставит человека равнодушным. Согласен с другими комментаторами: сопереживаешь героям до дрожжи. За последние годы это второй роман (после цикла Воробьёва «Огненный след»), когда проглатываешь страницы или заглядываешь в конец книги просто потому, что нет сил уже переживать весь этот накал страстей. И для меня это большой минус: я хочу получать удовольствие от чтения. Напряжений, борьбы, неудач и в жизни хватает. Тем не менее умение так захватить внимание читателя — это очевидный талант писателя.
Второй минус для меня — это явное желание автора с помощью метафор, аллегорий, иносказаний донести до читателя свои мысли. С одной стороны это желание очевидно, а с другой стороны всё равно до конца эти мысли непонятны. И это раздражает. В чём проблема свои мысли передать через слова героев, через отступления автора, через примечания в конце концов. Хочешь что-то сказать — СКАЖИ!
Третий минус для меня в том, что книга как будто «для старшего школьного возраста». Воображение с трудом рисовало подростков в таких передрягах (другой вопрос: «почему?» Почему современные родители допускают то, что их ненаглядные деточки сели им на шею и ничего тяжелее смартфонов в руках не держат?).
Во всём остальном — это прекрасный роман известного талантливого писателя-фантаста. Если уж ваши нервы позволили дочитать вам его до конца, то роман даёт вам сил.
Обязателен к прочтению детям «старшего школьного возраста»...
pooh-o, 20 сентября 2024 г.
Сильно написано. Меня чтение практически сразу захватило, так как персонажи интересные и антураж необычный. Фантазия у автора оригинальная. Здесь сочетаются приключения и трагедии. В некоторых местах просто сердце щемило и хотелось крикнуть: ну же, поднажми, давай-давай. Очень сопереживательный роман.
подробные результаты анализа >>
2020-05-30
37
(18)