Паоло Бачигалупи «Заводная»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | С множеством интриг | Экологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Юго-Восточная Азия | Южная Азия | Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Андерсон Лейк, сотрудник компании «Агроген», пытается найти банк семян в городе Крунг Тхеп независимого государства Таиланд. Китаец Хок Сен надеется украсть тайну пружины, изготавливаемой на заводе Андерсона, для восстановления своего клана. Эмико — Новый человек, выведенный японцами для помощи и ублажения — оказывается в публичном доме, где терпит постоянные унижения. Национальный герой Джайди, бывший боец муай тай, капитан «белых кителей», борется с беззаконием.
У каждого свои цели, но все они оказываются замешаны в борьбу двух министерств за владение городом.
Аннотация приведена в переводе Александра Малиновского
Входит в:
— цикл «Заводная»
— сборник «Заводная и другие», 2011 г.
Награды и премии:
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2009 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место | |
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Научная фантастика (133 голоса / 4.9%) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Лучшая книга на языке оригинала | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2011 // Роман | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2012 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Переводная фантастика года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книга года | |
номинант |
Портал, 2013 // Переводная книга |
Рецензии:
— «Review: The Windup Girl by Paolo Bacigalupi», 2010 г. // автор: Норман Спинрад
— «The Windup Girl by Paolo Bacigalupi», 2011 г. // автор: Иэн Маклауд
— «Quo vadis, Человек? (рецензия на "The Windup Girl" Паоло Бачигалупи) // Автор: Николай Кудрявцев», 2010 г. // автор: Николай Кудрявцев
— «Рецензия на роман Паоло Бачигалупи «Заводная»», 2012 г. // автор: Сергей Шикарев
— «Рецензия на книгу Паоло Бачигалупи «Заводная»», 2023 г. // автор: Николай Караев
Похожие произведения:
- /период:
- 2000-е (1), 2010-е (4), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (3), английский (2), чешский (1)
- /перевод:
- В. Егоров (3)
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (6 шт.) >>
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Argentik, 6 октября 2025 г.
Я в фантастику иду за динамичностью сюжета, всякими приключениями, поворотами( ну, как у Шекли или Гаррисона). Здесь, конечно, мне этого не хватает, но, все равно, меньше 10 поставить не могу. Настолько в меня попадает его язык, объемность характеров, что для меня это, самое, что ни на есть, достоверное описание будущего, в которое веришь. Ну, как будто я перенеслась на 100 лет вперед и взяла с полки книжку писателя-реалиста того времени. В общем, я в немом восторге от реалистичности его изображений и правдивости характеров, и, кто я такая, чтобы вообще это оценивать и, тем более, ниже 10.
archy13, 28 июля 2025 г.
Автор так сильно хотел родить свой самобытный и ни на что непохожий мир, что для этого ему пришлось жестко изувечить внутреннюю логику.
Если хоть немного вдумываться, что читать это становится невозможным. Мир лишился химического топлива? — примем. Пропали все тяжелые элементы для атомной энергетики? — ну ладно. Невероятное развитие биотехнологий? — допустим. Но за каким хреном тогда в качестве основного источника энергии использовать людей? Реально, имея фантастический уровень управления живой природой вплоть до создания мега-крутых искусственных людей вы станете двигать экономику на педальной тяге полуголодных нищих? Причем жрать в мире победившего биотеха тоже почти нечего. В общем все остальные пружинные пистолеты уже и не нужны. Внутренний Станиславский охрип вопя «не верю!» набил себе шишку фейспалмами. Дочитал эту ахинею исключительно на морально-волевых.
Leonid K., 26 августа 2025 г.
Роман ближе к темной фэнтези, вроде «Игры престолов», чем к НФ. С героями случаются всякие плохие вещи в совершенно надуманном мире.
В этом мире закончилась нефть, закончились гидроэлектростанции, ветряки тоже закончились. Но все умеют «взламывать гены», выводят ГМО-слонов, ГМО-проституток, ГМО-растения. И в нем две проблемы — нехватка продовольствия и нашествие чеширов (ГМО-кошаков). Нехватка продовольствия основа власти злой корпорации Агроген, торгующей стерильным зерном втридорога.
Чеширы съедобны (в конце их даже кушают) — это белки и жиры. Вот и решение проблемы чеширов.
А углеводы можно найти в молоке самок мастодонтов. В икре рыб еще есть углеводы, а рыбы полно. Вот и все, Агротех, вот и все.
Джентельмены тут не стали обращать внимание на бутылку шампанского в одном эпизоде. Где она оказалась — понятно, а вот откуда она — из Шампани? Или это «Российское шампанское»? Немного винограда в любом случае есть. Персонажи все время пьют — а из чего это гонят? Так имеет зерно ценность или нет?
Отдел кадров Агротеха очень странный — биологов и программистов находить умеет, а физиков и инженеров нет, сделали бы солнечные батареи, электромоторы, имея сырье и кадры.
А вот персонажи хороши, все не больно хорошие, но автор им все равно сочувствует. Истории персонажей хороши. Если принять мир романа как есть (что сложно), то выходит очень увлекательно.
Nik21, 12 августа 2024 г.
Это не научная фантастика, с большой натяжкой можно ее отнести к социально — гуманитарной фантастике, но с натяжкой, так как очень мал аспект описываемых общественных противоречий. Кусочек того, кусочек сего.
Логика книги просто убога. Автор вверг мир в глобальную катастрофу с подъемом уровня океана и параллельно лишил мир нефти, природного газа(в книге есть метан, но я понял он исскуственного происхождения), АЭС, ГЭС, торфа, ветряных электростанций, приливных электростанций, солнечных электростанций, биодизеля, спирта и водорода... Как так сложилась эта уникальная ситуация, автор не обьясняет. Сложилась и сложилась... Но самое парадоксальное, автор лишил мир огнестрельного оружия, ну да порох, гильзы и капсюли производить стало по какой то причине невозможно. Вместо него пистолеты и ружья на основе кинетической энергии производимой пружинами, а вместо традиционного патрона диски из металла и капсулы с ядом... Но при этом сохранились ракеты, минометы и артиллерия. Комментарии излишни...
Идея о высоком уровне развития биотехнологий позволяющем создавать организмы с заранее заданными свойствами отличная, хоть и не новая. Реализована криво. В мире искуственных людей, так называемых пружинщиков по книге активно использует только одна страна Япония. Почему? Да черт его знает. Автор не обьяснит. По книге эти люди запрограммированы подчиняться, стерильны но при этом они умнее, быстрее, сильнее, не подвержены типичным заболеваниям человека и очень медленно стареют. А еще они очень дешевы, потому что ими могут разбрасываться как надоевшими игрушками. Почему с таким потенциалом Япония не нагнула весь азиатский регион? Автор не обьяснит. Вроде как была война Японии и Таиланда итог не понятен, но как с таким коллосальным преимуществом в «человеческом» материале Япония не оккупировала эту дышащюю на ладан страну тоже загадка.
По книге Тайланд сохранил независимость, при такой идиотской системе управления, когда органы власти и управления, независимы, не подконтрольны королеве постоянно соперничают и сверху до низу подверженны тотальной коррупции? Да никак не могла, они бы продали друг друга так называемым «западным дьяволам» и были бы сожраны концернами пищевых команий с потрохами значительно раньше описываемых событий.
Идея с генетическими войнами и диктатом компаний производящих стерильные семена отличная, но реализована криво. Потому что не обьясняет ничего, что они из себя представляют, они над национальные или все же действуют под эгидой какого то государства? Как они обрели такую власть и возможности? На что они меняют свою продукцию в мире где главная ценность их продукция?
Автор почему то полагает, что генетические модификации не используются людьми, даже из высших классов. А это глупость несустветная, буржуи всего мира в очередь бы выстроились, что бы их дети получили хоть какие то преимущества. Защиту от инфекционных и предрасположенности к генетическим заболеваниям. Что бы ребенок был умнее и обладал быстрой реакцией. Но ничего этого в книге нет.
Зато есть хорошо прописанный азиатский сеттинг и неплохо раскрытые характеры героев. Язык книги легкий и читается приятно.
P. S. Одним из самых режущих глаз ляпов это проблемы с охлаждением у одной из главных героинь. Ну не знает Бачигалупи биологию, отсюда и этот бред, про то что героине постоянно плохо из за слишком маленьких кожных пор, плохо отводящих тепло. Огромное количество животных в том числе тропических, в том числе покрытых шерстью не охлаждаются с помощью пота. Не потеют они и не имеют описанной проблемы в книге.
Fox_Reinard, 15 января 2025 г.
Будучи поклонником жанра «биопанк» роман хотел прочитать ещё когда он только вышел в переводе и... сломался на первых двух главах. Скорее всего, я бы бумажную книгу не осилил и сейчас, но, к счастью, есть аудиокниги.
Вот слушать — самое оно. Потому что первые главы, а на самом деле — где-то первую треть романа — автор занимается подробной до занудности экспозицией, расставляет на доске персонажей и, через их мысли и воспоминания набрасывает картину нового мира, в котором, как можно понять, растаяли ледники, затопив большую часть цивилизованного мира, а выживших людей изрядно проредили новые болезни — результат манипуляций с генами — голод и другие люди.
Сюжет закручивается медленно, словно пружины, ставшие чем-то вроде маскота всего романа, а затем начинает распрямляться всё энергичнее и энергичнее. Но до этого ж ещё надо дотерпеть :D
В целом, мне понравилось, хотя идеологически страх перед технологиями мне не близок, тут я, скорее, на стороне Гибсона (не писателя, а персонажа романа).
Понравилась мрачная атмосфера мира — вот уж где приставка «панк» не дань традиции, а реально «low life», персонажи разной степени мудаковатости, которым не получается сопереживать, но которых понимаешь — в таком мире иначе и не выжить. Ну... разве что если не сопереживание, то жалость вызывает «пружинщица» Эмико — несчастное создание, загнанное своими создателями и хозяевами в ловушку ничем не заслуженных страданий. Понравилось, как сплетаются сюжетные нити персонажей и их, казалось бы, незначительные действия, вызванные собственными мелкими эгоистичными устремлениями, становятся теми взмахами крыльев бабочек, которые, в итоге вызывают цунами. Эпилог вызывает неожиданно оптимистичное ощущение.
Не понравилось... ну, на самом деле такого и немного. Разве что треть книги на экспозицию для меня многовато. И, к сожалению, эта треть такая длинная не только из-за подробности описания мира, но и из-за совершенно ненужных повторяющихся описаний. Раз сто повторяется, как Хок Сен боится и не понимает «белого дьявола», ещё сто — как все замечают неестественные дёргающиеся движения Эмико, и т.д. и т.п. Сорри, как бы читатель не тупой, он с первого раза всё понял. Лучше бы было добавить красок и деталей в описание мира... ну да, как говорится, «я бы сделал лучше, если бы умел» :D
Поставил 9, дополнительное очко за то, что биопанк :)
_AVP_, 5 декабря 2018 г.
В очередной раз. Престижные премии, высокие оценки, восторженные комментарии и.. достаточно нелепое и невнятное произведение на выходе.
Да, азиатский колорит. Да, самобытная детализированная вселенная. Да, неоднозначные персонажи. Да, моральные и этические вопросы и дилеммы.
Вот только мир этот настолько нелеп, что недолго на лице мозоль от часто хлопающей по нему руки получить. Закончилась нефть, уран, метан — но почему-то уголь остался. Биотопливо из рапса или чего еще делать нельзя, пластик из кокоса — легко. Исчезли литий, никель, кремний — батареи, солнечные панели, ветряки сделать никак, а вот каким-то чудом машины на пружинках изготовить — не вопрос. Электроника на педалях, но «генетические хаки» процветают. В мире миллионы беженцев умирают от голода, но понадобилось делать искусственных людей. Каждый прохожий знает, кто такие «пружинщики», а для чиновника это «чудом невиданным» оказалось.
Сюжет рвет линии как бумагоизмельчитель, концовка из себя представляет продукт того же измельчителя.
Язык (за исключением непроизносимых и незапоминаемых имен и названий) достаточно складный, вот только послевкусие неприятное, оставляющее справедливое «ну и что?»
Seidhe, 16 января 2014 г.
Лично для меня — лишнее доказательство того, что некоторые книги получают престижные премии совершенно незаслуженно. А тот факт, что этот роман завоевал целых 4 (!!!) престижных премии заставил усомниться — может я чего не понял?... Почитав рецензии на FantLab'е немного успокоился — не я один поражён бредовостью идеи и совершенно нелогичными поступками персонажей. Тем более поразили восторженные отзывы, в которых мир называется идеально продуманным, а поступки персонажей — логичными. Далее, чтобы не спойлерить лишний раз, скажу лишь одно — в этом романе нет ничего ни от научной фантастики, ни от жанров с окончанием -панк, ни от элементарной логики. Есть только красочно описанный Таиланд и не менее красочно описанные нищета и трущобы. Все интересные сюжетные ходы автор, к сожалению, уже использовал в рассказах, действие которых происходит в том же мире. К сожалению, их оказалось два — чеширы и генхакеры.
P.S. Хотите интересных мыслей о ближайшем будущем — почитайте лучше «Дом дервиша» Макдональда или «Счёт по головам» Марусека, изданные в той же серии.
elninjo_3, 16 января 2014 г.
Ох и ох! Какие разные оценки. А мне очень понравилось! Необычный, сюрреалистический мир не знающий другого топлива, кроме угля и метана. Выведенные с помощью генной инженерии мегадонты, вращающие валы, вместо солнечных батарей и ветряков. Бред?Не может быть? А почему не может? В большинстве антиутопий после глобальных катаклизмов мы скатываемся в средневековье, а здесь до конца не скатились и почему бы обществу не пойти именно по такому сценарию?Для производства пластмассы также нужны нефть, газ или на худой конец уголь. А этого нет. Так почему бы людям в восточной Азии не работать на компьютерах с ножным приводом? Даже если это и «хардкор-экзотика», то я не против. Это вышло очень необычно.
Но что меня поразило даже больше, чем описываемый мир топливного кризиса и пищевых корпораций, так это сам сюжет. Когда в первых частях Хок Сен поведал нам свой план, я с тоской подумал, что на протяжении сотни страниц буду читать о том, как хитрый китаец пытается выкрасть у хитрого европейца какие-то бумаги. Но Паоло Бачигалупи меня сразил поворотами сюжета. Главным героем книги он сделал не Джайди, ни Хок Сена, не Пружинщицу и др. Главный герой здесь — непреодолимые обстоятельства, которые без разбора рушат человеческие жизни, хитроумные планы и целые государства. Никто не может ничего изменить, но все получают по заслугам. Некоторым читателям это не по душе, но для меня это как глоток свежего воздуха. Никаких героев, просто жизнь в самом главном своем рефлексе — желании выжить. Это сильно и за это автору можно простить метановые фонари и пружинные пистолеты.
И даже дать Хьюго.
neky, 30 ноября 2013 г.
Книга стала для меня большим разочарованием, особенно если учесть, что «выловил» я её в «Рекомендациях». Во-первых, если фантастика научная, следовало ожидать от неё большего научного правдоподобия. Показывается мир, в котором закончились нефть и, возможно, газ. Не понимаю, куда они дели альтернативные источники энергии: ни одной солнечной батареи, ни одного банального ветряка, зато — компьютеры с «ножным приводом» и прочие забавные гаджеты. Это автор такой тупой или продуманная хардкор-экзотика, чтобы читателя поразить до глубины пресыщенной душонки? Вторая проблема в том, что роман как бы является драмой. Автор пытается сердца человеческие под лупой разглядывать. Однако Бачигалупи даже на 5% не Достоевский, это обычный средний писатель, формула успеха которого — привлечь такого же среднего читателя дешёвой мишурой вроде «угольных дизелей» и пластиковых парусников. В общем, чепуха: для ярых фанатов НФ прокатит на «ура», но серьёзному читателю не рекомендую. Но что больше всего поражает — это то, какой урожай наград собрало сие произведение. В этом-то и заключается главная фантастика! Самые престижные — или те, которые принято считать таковыми среди посетителей «ФантЛаба», — отраслевые награды и премии раздают непонятно кому, без пяти минут графоманам. То ли писатели измельчали, то ли я вырос, но... не могу я такое считать полноценной литературой, ибо осетрина бывает только первой свежести...
Ithron, 24 сентября 2013 г.
Прежде всего, мне не понравился посыл этого произведения — мол, что ль ты ни делай, а все равно все решит случай. Неправильный посыл. Жалею, что начал читать. Мой вам совет — прочтите сначала его рассказы, и если вам захочется еще такой же писанины, но разбавленной нудятиной еще в десять раз, то принимайтесь за роман. Скука, я скажу вам, смертная. Боролся он, видите ли, с депрессиями. Ну и результат соответствующий. Слишком уж затянуто, сл-и-и-и-и-и-шком. Предложения часто перегружены словами, а абзацы — предложениями. Наверно автор раз за разом проходился по роману, и каждый раз наяривал, и наяривал, и накручивал дополнительных словес. Урезать килобайт этак триста — роман бы от этого только выиграл. Под конец читать было почти невозможно, я уже так наелся этой его писаниной, что дочитывал просто из упрямства, с большим скрипом, по чуть-чуть в день.
Можно много перечислить всяких нестыковок и нелепостей — например, неспособность потеть это же так просто компенсировать опрыскивая себя водой, и/или обмахивая себя, или ускоряя дыхание и «потея» через легкие и слизистые (как почти все млекопитающие — т.н. тепловая одышка). Но автор, конечно же, ничего этого не знает. Охлаждаться не потея это элементарно совершенно. Животные не потеют и прекрасно живут и бегают даже в саваннах — да хоть те же гепарды. Самое быстрое наземное животное, между прочим.
Плюс лишние персонажи, оборванные и потом забытые линии и тому подобное. В конце концов, он так и не написал, что же случилось с доктором Чан! Концовка так и вовсе графоманская — загнал своих персонажей в безвыходное положение, а потом просто написал, что, мол, наши взбрыкнули и победили, а как это вдруг так — не важно.
drenay, 16 сентября 2013 г.
Однозначно, лучшее фантастическое произведение, прочитанное мной за последние годы. Прочитал предыдущие отзывы и нахожусь немного в ступоре! Оценки колеблются от 5 до 10! Я понимаю, что всем не угодишь и отношение к произведению может быть разное. Но называть «Заводную«глупым, нудным и НЕ ДИНАМИЧНЫМ произведением...? Может мы разную «Заводную» читали. Так и хочется привести фразу из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», озвученную Николаем Караченцевым: «я не ослышался, вы сказали трусливые мулы и дерьмовый синематограф? Ну мулов, я вам прощаю, но ТОЛЬКО мулов...» Рецензентов, которые пишут фразы не соответствующие действительности я бы просил лучше вообще не писать, чем писать бред!
Учитывая, что я отдаю предпочтение и больше люблю жанр фэнтези каким же для меня приятным сюрпризом явилось прочтение научно-фантастического романа «Заводная», который я после прочтения занес в 10-ку своих любимых произведений, независимо от жанра. В этом произведении отлично совместились составляющие, которые дали мне право назвать этот роман шедевром. А именно: умный и интересный сюжет, легкий стиль повествования (не особо люблю заумные произведения типа «Ложной слепоты«Уоттса или «Пламя над бездной«Винджа с тяжелым слогом авторов и сложной терминологией. Хотя и уважаю эти произведения) и бешеной динамикой. Ну а атмосфера-это вообще отдельная тема! В этот мир погружаешься с головой, он затягивает окончательно и бесповоротно. Бачигалупи мастерски начинает рисовать мрачные пасторали Таиланда будущего. Автор сразу дает понять, что этот мир даже не столько арена сюжетных событий, сколько таинственная и опасная сущность!
24 век нашей эры. Место действия Таиланд. В то время как уже давно не существует Америки, на грани уничтожения Китай и Япония, Индия и Вьетнам, когда европейские страны рушатся как фишки домино, голодают и вымаливают у монополистов-калорийщиков новые научные разработки, Таиланд процветает. Но как такое может быть? Ведь все генетические коды на продукты находятся у мировых компаний-монополистов «Агроген», «ПурКалории» и «Тотал нутриен холдингз». Как же этой маленькой стране удается оставаться на плаву? Для выяснения этих обстоятельств, а также для получения банка семян в эту страну отправляется представитель «Агрогена» Андерсон Лейк. Время его появления совпадает с противоборством между внутренними лидерами Таиланда, генералом белых кителей Прачей и премьером Аккаратом. Эти двое ведут незримую «войну» между собой, когда плетутся интриги,льется кровь и нет пощады в этом противостоянии. Кого из этих двоих выберет Андерсон для достижения своих целей и кому достанется покровительство «Агрогена» нам и предстоит узнать. Еще интереснее станет это противостояние когда в борьбу вмешается случайная «третья сила». А именно загадочная девушка Эмико, продукт генной инженерии, так называемая пружинщица. Эмико работает в местном борделе проституткой и стриптизершей. Выкинутая в свое время из Японии как мусор, она влачит жалкое существование, постоянно унижаемая и оскорбляемая игрушка. Знали бы люди, что это за ИГРУШКА и какую огромную силу они освободят своими унижениями они бы поостереглись.
Хочется сказать спасибо автору и за других прекрасных и колоритных персонажей. Китаец-желтобилетник Хок Сен, капитан белых кителей Джайди, загадочный Си Бу Сен, трусливый Карлайл, бесстрашная и грустная Канья- каждый из них внесет в эту историю свою лепту!
Рекомендация: Шедевр!
Elessar, 6 августа 2013 г.
Книг о грядущем кризисе цивилизации написано предостаточно. Диапазон таких историй варьируется от высокотехнологичного киберпанка с корпорациями, наркотиками и транслюдьми до выжженных пустынь постапокалипсиса, по которым бродят немногие выжившие и многочисленные мутанты. Вариаций на эти темы было предостаточно, и различались они, конечно, разительно — на то и есть в мире гении, способные написать ошеломляюще лучше основной массы авторов. Но вот концептуально ничего нового не было уже давненько. Все новые модные штуки вроде киберпанка и новых странных уже и дошли до России, и распробованы и оценены отечественными читателями. Удивляться уже нечему. Так я думал раньше. А потом прочитал «Заводную».
Книга Бачигалупи — настоящий глоток свежего воздуха. Тут вам и манипуляции с геномом, и совершенно по-стимпанковски устроенные технологии, и нешуточная борьба за жизнь на обломках нашей с вами цивилизации, и всесильные корпорации. Ингридиенты более чем знакомы. Но вот то, что получается на выходе, продукт уникальный и доселе невиданный. Бачигалупи берёт всё самое интересное и увязывает воедино, так, что сами по себе мало сочетающиеся друг с другом реалии мира органично сочетаются и обогащают текст. Та картина мира, которую рисует автор, необычна, удивительна, насыщена яркими деталями. Наполовину опрокинутый в пучину анархии мир, сочетающий одновременно нехватку продуктов питания и технологии реконструирования генома, притягателен своей внешней противоречивостью. И лишь вникнув в предысторию описываемых событий, поняв, как катаклизм изменил ценности и идеалы человечества, как перекроил привычное нам информационное общество, экономику и политику, начинаешь понимать масштабы романа. Здесь же, к сожалению, кроется единственный, но весьма существенный недостаток: мир «Заводной» логичен и упорядочен, но вот возникнуть такая система могла бы едва ли. Всё же исчерпание мировых запасов нефти — процесс не моментальный. Не будет такого, чтобы всё было хорошо, а потом однажды утром мы проснулись — а нефти-то и нет. Мне думается, цивилизация, способная искусственно создать новые полноценные формы жизни, вплоть до нового вида разумных существ, в состоянии как-то решить подобную проблему, не скатываясь в глобальному коллапсу.
Сюжетно роман очень интересен, четыре сюжетные линии дополняют друг друга и в событийном, и в идейном плане. Подвизавшийся на ниве промышленного шпионажа биолог, разорившийся китаец-миллионер, офицер полиции и девушка-постчеловек, все они дают читателю картину мира едва ли не более исчерпывающую, чем многочисленные описания Таиланда будущего и других стран. В героях воплощаются основные мотивы романа: самоубийственная жажда власти, воля судьбы и кармы, дефиниция человечности. Особенно сильна «зелёная» линия, посвящённая гармонии с природой и границам, которые лучше не переступать, какими бы технологиями мы ни владели. Рассказанная нам история не закончена — мы так и не узнаем судьбу ряда персонажей, не увидим, сможет ли человечество найти выход из сложившейся ситуации. Не уверен, будут ли написаны продолжения, но книгу стоит читать даже и так. В этом романе есть и фантазия, и идея, и смысл. Пожалуй, один из лучших НФ-романов, что я прочитал за последнее время.
Buhrun, 8 января 2013 г.
Люблю беспощадные книги.
В них герои погибают не потому, что так придумалось автору, они не могут иначе.
В них мир строг, жесток и логичен — предупреждаю, первые сто страниц могут стать суровым испытанием, погружая в детали пузырчатой ржи, мегадонтов, калорийщиков и странности поведения белых кителей.
Потерпите!
История стоит каждой буквы.
Люблю книги про обоснованное насилие.
Закрывая их, искренне радуешься, что все это довелось пережить не тебе!
Нет-нет, сопереживание этому тексту — непременный атрибут чтения «Заводной».
Вот только никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его!
Люблю книги с живыми героями.
Каждый выберет своего бодхисатву и потащится вслед ему, кто к гибели и обращению в пхи, а кто к беседе в сумерках — о волосах и фертильности наследственной поросли.
Вот только мой герой — лейтенант Канья.
Имхо, через смотровую щель этого молчаливого, грязного внутри и белого снаружи, выстраданного персонажа, вовне прет, лезет, сочится, как кровь из раны, пес войны и боль мира.
Как же я был счастлив, услышав от нее: «Делай, как я!»
Люблю книги с сочным, вышибающим дух, колоритом.
Эта — сестра-двойняшка «Реки богов» Макдональда. У них разная речь, походка, фигура.
Но они прилипчиво-одинаковы в главном — их экзотический мир живет, даже когда вы про него не читаете. Он сам по себе. Он искренне горд своим происхождением, глубиной и деталями.
Он гобелен руки мастера
Deliann, 25 декабря 2012 г.
«Заводная» — очень непростая книга. Прежде всего, в ней нет никакой «заманухи», она стоит особняком, нет, даже горой, которую необходимо покорять. Чтение давалось мне тяжеловато, первую сотню страниц я вообще недоумевал, за что же эта книга получила столько премий, признания и хвалебных отзывов. И из желания узнать разгадку романа, выяснить, что же в нем такого особенного, я продолжал читать. У книги нет вменяемой аннотации, только одна строчка из нее (аннотации) заслуживает внимания: «В чем причина столь неуемных восторгов? Это поймет каждый, кто прочитает роман...» Что ж, я прочитал, свою порцию удовольствия от книги получил и теперь пишу этот отзыв.
Сюжет романа довольно непрост, впрочем, как и стиль повествования. Книга — это пружина (читавшие «Заводную» меня поймут), которая даст энергию (в нашем случае удовольствие от прочтения), только если потратить усилия и сжать ее максимально возможно. Если вы смогли прочитать первые 160 страниц, поздравляю, вы уж точно дочитаете книгу до конца, потому что пружина начала выпрямляться. Но перейдем непосредственно к сюжету: повествование ведется от лица 4 персонажей, и на сей раз я поступлю вопреки своим привычкам, и не буду описывать каждого из них. Только перечислю: Андерсон Лейк, Хок Сен, Джайди/Канья и пружинщица Эмико. Я не останавливаюсь на персоналиях, чтоб не лишать удовольствия будущих читателей прочувствовать все самостоятельно, чтоб ни у кого не было никаких предубеждений, и удовольствие от открытий, которые будут сделаны в романе, не омрачалось ничем. Скажу только, что персонажи не плохие и не хорошие, они не действуют заодно, зачастую их цели даже противоположны друг другу и, безусловно, они — это лучшая сторона романа и если бы автор выписал своих героев «деревянно» и топорно — книга для меня бы закончилась на 4-й главе.
Что касается атмосферы, то в этом плане ближайший аналог — роман Дэна Симмонса «Песнь Кали», тот же мощный эффект присутствия и та же общая угнетающая обстановка, грязь, жара и т.д. Однако «Заводная» очень выгодно отличается уровнем динамики, и к атмосфере привыкаешь быстрее. Мир, придуманный Бачигалупи, интересен, необычен, но мало описан. Некоторые вопросы так и остаются без ответа (например, хотелось бы поближе взглянуть на Дитя-королеву, что это за время Свертывания и т.д.?), однако в этом все же есть свое, особое очарование.
И отдельного упоминания, конечно же, заслуживает финал романа. Он не ставит точку, это скорее многоточие, абсолютно как в жизни: все заканчивается только смертью, а пока герои живы — их история продолжается. И пускай не все персонажи дожили до финала, но если Бачигалупи когда-нибудь решит вернуться к этой своей истории, я с удовольствием прочитаю продолжение.
ааа иии, 5 ноября 2012 г.
Не было «ярче тысячи солнц», ангелы не опрокидывали чаш. Воды поднялись не потопом и, пусть иссякла нефть, предприимчивость осталась. Прошло после коллапса лет сто — и в небе дирижабли, под ним метаколониализм, компьютеры с ножным приводом и эффективный курс продления жизни. Человечество в целом адаптировалось к внешним факторам. Бы. Потому что Чума, Голод и Этнические чистки поразили мир не через грязь и незнание, а через дыры в эконишах, безнаказанно растоптанных корпорациями верхом на Авторском Праве.
До такого не додумались средневековые эсхатологи. Зато, по уверениям Н. Клещенко, по состоянию на лето 2012 года стерильные семена ГМО никому в мире не продаются, в коммерческих масштабах не производятся. Фактически, наложен мораторий, из-за негативной реакции общества. Есть прок от алармизма. Пока что. Всё еще.
Но Бачигалупи уже описывал новый мировой порядок и вопрос был, как автор рассказов про беженцев и лицензированные злаки управится с романом, сможет ли дать «Заводной» больше, чем образцовым во многих смыслах «Специалистом по калориям»?
Смог.
Атмосфера, антураж — детали жизни времен Свертывания понятнее Индии Йена Макдональда. Сравнение с «Рекой богов» уместно: Азия, правила ходов, доска и вес фигур совсем другие, но с виду похоже: боец с хайтеком, его семья, фаранг в тропиках, «Новые» — ньюты, трущобы, бунты, дамба, проблема с муссонами... И устройство мира. Пусть угольные движки, рикши и немыслимо дорог лед — мир «Заводной» далек от изобильного металлом и топливом паропанка так же, как от молящегося на артефакты сытого прошлого постапокалипсиса. Аккумулируется механическая энергия, делают 40 узлов парусные грузовозы, светят газовые прожектора — очевидно, тут, совмещая принудработы с культурой биогаза и конструированием бабочек, решают задачи по-своему. С человеком можно делать тоже, что с лабораторной крысой, хакеры (генокода), необычное оружие, сочетание нищеты и богатства плюс лекция о блистательных перспективах отказа от традиционных ценностей и правил жизни человеческих обществ — чем не киберпанк.
Сюжет грамотный. «День сегодняшний разрушит даже планы затрашнего дня» (Гашек) — вот основа The Windup Girl и ее мораль. Неожиданно выплывающие обстоятельства и их резкая смена. Интриги, политика, бизнес, их мотивы и жестокость, Минприроды и Минторговли описаны на том уровне, который удавался некогда Латыниной и Нилу Стивенсону. «Кино» панорамное, «камер» хватает: шпион, народный герой, патриот, бизнесмен, секс-рабыня. Однако, введены они не только для умножения точек зрения.
Роман касается фундаментальных вещей. Наука, любовь, доверие, долг, благодарность, честность — в перекрученном жизнью виде. Реалистично.
Вот Лейк, компетентный спец, ради дела готовый убить, умереть и продать любимую, работает на тех, кого презирает. Вот Тань Хок Сен, униженный, слабый старик. Он же выживальщик, паранойе, приемам и связям которого Лейку б учиться, заботливый, щедрый босс. Неблагодарный подлец и вор. Прагматик с такими мечтами, что выстроенные с детства планы Чаньи и выстраданное Эмико — детский сад. Кстати, в пользу проработки заглавного персонажа свидетельствует получение книгой Seiun Award-2012. Японцы клюкву в ее менталитете и, тем паче, в посольстве, не пропустили бы.
Полиграфия из лучших в серии.
Перевод живой, гладкий. Правда, всё, что В.Егоров написал о производстве, оснащении цехов и т.п. — выкинуть. Безграмотно. Не нужен для работы с проволокой вырубной пресс, а прессу прецезионный резец. Гидравлика шипит, лишь если масло течет... и т.п. и т.д.
Впечатлен. Рекомендую всем, кому может понравиться мягкая биотехнологическая НФ; история женщины, переборовшей воспитание, но не наследственность; предупреждение об обещающих рай и благополучие — они будут продолжать обещать; танк, прокладывающий дорогу мегадонтам в броне; явления наставляющих призраков; крах персональных усилий — но не безнадежность.