Роджер Желязны «Порождения света и тьмы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Египетская ) | Философское
- Место действия: Неопределённое место действия
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Возраст читателя: Любой
Диковинный мир, где рядом с величайшими достижениями технократической цивилизации соседствует волшебство, где оживают боги Древнего Египта — Анубис, Гор, Тифон, Сет — создает Роджер Желязны. Удивительный мир переплетающихся реальностей, мир грез, заставляет читателя не только следить за динамикой сюжета и приключениями героев, но и задуматься над вечными вопросами Смерти и Бессмертия, смысла существования Вселенной, над вопросами сущности Добра и Зла.
• Роман написан в 1966-1967 гг.
• В 1968-1969 гг. тремя порциями был опубликован журнальный вариант романа: «Creatures of Light», «The Steel General» и «Creatures of Darkness».
• Авторское посвящение: «Чипу Дилэни, просто так». «Чип» это прозвище, которое в молодости себе взял писатель-фантаст Сэмюэл Дилэни. (bellka8)
• В мире этого романа также происходит действие рассказа Джио Клэрвал «Creatures of Foam and Mist» (2017), написанного для антологии-посвящения.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
| 
 | ||||
|  | ||||
| 
 | ||||
| 
 | 
Похожие произведения:
- /период:
- 1960-е (1), 1970-е (1), 1990-е (10), 2000-е (6), 2010-е (2), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (21), английский (2)
- /перевод:
- С. Барышева (2), А. Ганько (1), М. Денисов (2), В. Лапицкий (12)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (23 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
 Lexion, 26 августа 2025 г.
 Lexion, 26 августа 2025 г.
Прочитал «Порождения света и порождения тьмы» Р. Желязны в в сборнике от издательства «Аргус». Отдельная благодарность за качественные и красивые рисунки. Возвращаюсь к роману...
Мне тяжело с чем-то сравнивать этот роман, ибо за моими плечами не так много фантастики, и наиболее свеж в памяти у меня остался «Фонд» (или же «Академия») Азимова, сравнивать буду с этой трилогией. Да, объем у них разный, но всё таки лучше так, чем никак.
Первую треть романа находишься в подвешенном состоянии. Многое непонятно, к чему клонит сюжет — тоже. Загадочные персонажи, резкий и короткий слог оставляют тебя в неведении довольно долго. Мне, как привыкшему читать томные, растянутые произведения, такая емкость воспринималась необычно. Однако, у этой медали и иная сторона — эпохальная по событиям история укладывается в 180 страниц мягкой книжки. В сравнении с Фондом, первая книга из трилогии ощущалась мною примерно также. Было много персонажей, планет, событий, как и у Желязны, однако они были разбиты на небольшие истории, и мало помалу ты вникал в написанную Азимовым вселенную, в то время как у Желязны клубок сюжета распутывается ближе к концу и всё... Никакого продолжения.
Как я и сказал, эпохальный сюжет написан коротко и емко, но сам слог довольно богат. Разного рода сочные и запоминающиеся фразы мелькают тут и там. То что автор оставляет «пробелы», которые читатель может/должен додумать сам, воспринимается мною позитивно, всё таки мы читаем классическую фантастику.
Развязка доставила удовольствие, и в целом переплетения в отношениях между персонажами оказались интересными (не знаком с мифологией, поэтому не догадывался кто с кем будет связан в романе).
Достоинства: богатый слог, интересный сюжет, емкое повествование, «поэтичные» диалоги.
Недостатки: ввиду маленького объема не успел влюбиться в персонажей; повествование прыгает от действия к действию, что немного замедляет и рвёт погружение.
Роман доставил удовольствие, обязательно ознакомлюсь с творчеством Желязны вновь. Первая книга из цикла Амбера уже рядом, надеюсь не разочарует.
Моя субъективная оценка — 7/10 (ввиду не особой начитанности фантастики, оценка скорее занижена, чем оценена объективно).
 k2007, 24 декабря 2024 г.
 k2007, 24 декабря 2024 г.
Роман-фантасмагория, роман концепций в первую очередь. Здесь есть и сюжет, и герои, но в первую очередь это игра идей, что позволяет каждому прочитать свой роман. При этом роман богат на фантастическую выдумку и героев, которых тут целая куча, характеры которых показаны отдельными, скупыми штрихами и которые при этом обрисованы глубоко. И великолепные диалоги.
На самом деле, книга довольно абсурдна, но эта абсурдность сделана на очень высоком уровне, и цепляет с первых страниц. Перечитываю ее примерно раз в пять лет и неизменно получаю удовольствие
 Гилли Ду, 5 октября 2024 г.
 Гилли Ду, 5 октября 2024 г.
После «Князя Света» хотел сделать перерыв в знакомстве с творческом Желязны, но потом все же решил добить розовый омнибус, составители которого явно поместили оба романа в одну обойму из-за их мифологической направленности. Да-да, я прочитал «Порождения света и тьмы».
Как и в «Князе Света» в «Порождениях» очень долго находишься в состоянии непонимания, что происходит, и кто эти люди. Причем, может даже, здесь все еще запутанней из-за вкраплений, понять которые вы способны, прочитав более поздние главы.
Вся картина вырисовывается только под конец, когда автор делает «вот это поворот», о котором я начал постепенно догадываться. Надо было бы понять его еще раньше, но я не мастер-дешифратор по разгадыванию детективных линий.
И тут я напишу то, чем давно хотел поделится. В юношестве я безумно любил творчество Перумова, безмерно восхищаясь его воображением и размахом происходящего в его книгах. Почитывая Желязны, я теперь понимаю, откуда Ник черпал свое вдохновение. Все его Упорядоченное – отголоски «Амбера». После прочтения «Порождений света и тьмы» я понял, откуда появился Неназываемый, перчатка (выданная Императору козлоногими), все эти похождения «богов» и многие другие герои и сюжетные ходы. Через такую призму блеск Перумова даже через призму неизгладимой ностальгии все же потускнел. И я могу представить, каким светилом-фантастом-фэнтезистом является Желязны.
В Роджера я не верил. «Амбер» заглох на третьей книге, дальше я читать не смог. Я не ждал от него чудес. Разочаровал меня и Азимов со своей «Академией». Подспудно я начал сомневаться в классической волне фантастики и фэнтези второй половины 20 века. Тем сильнее грянули на моем читательском пути «Князь Света» и «Порождения». Это великолепно!
Язык. Вообще «Порождения» читаются как античная драма. Тут больше мощного, классического подхода к написанию текста, нежели современного экшено-подобного реализма. Отдельные предложения настолько красивы сами по себе, что даже без сюжета представляют художественную ценность.
Поднимаются основополагающие вопросы, терзающие человечество всю его историю существования – жизнь/смерть, божественность, предательство, терпение и мудрость. Сколько же тут отсылок на все подряд – начиная от библейского периода в 1000 лет (когда сатана будет сдержан) и заканчивая почти что гамлетовским разговором одного героя с черепом. Опять же уверен, что многого я и не заметил из-за скудости эрудиции.
Обобщая сюжет, можно сказать, что «Порождения» – роман о терках в около божественных кругах, борьбе за власть и тайнах мироздания. Флер египетской мифологии тут постольку-поскольку, в «Князе» индийского было гораздо больше. Но все равно, все написано стильно и со вкусом.
Под конец стало немного уже тягомотно, но, возможно, два «возвышенных» романа от Желязны для меня оказались чересчур. Допускаю, что разбавление их более приземленной литературой сказалось бы на восприятии «Порождений» в лучшую сторону, а так 8 из 10.
Наверное, буду брать издания с иллюстрациями от Hekkil. Хочется все же иметь такие произведения в «коллекционном» исполнении. Романы по послевкусию пока воспринимаются как уникальные и достойные входа в лучшее фэнтези/фантастику, которую я когда-либо читал.
 majj-s, 3 января 2025 г.
 majj-s, 3 января 2025 г.
Между добром и жезлом
Чем больше читаю Роджера Желязны, тем сильнее убеждаюсь, что не мой автор. Но не могу отказаться от попыток понять, чем его гибельное обаяние так привлекает фанатов, беру все новые книги — это уже не история про мышей и кактус, а вызов: какой ты, на фиг, читатель, если не в состоянии оценить прозы, от которой все вокруг в восторге? Итак, «Порождения Света и Тьмы» (вариантов перевода несколько, у меня этот). Соединение сверхтехнологии с древнеегипетскими богами на роли действующих лиц выглядит интересно и достаточно свежо даже сегодня, когда писатели в какие только эксперименты не пускаются, что уж говорить о начале семидесятых.
Ибисоголовый Тот (бог учета и контроля) некогда в-одиночку правил миром, поддерживая равновесие, но постепенно доверил полномочия помощникам, каждый из которых работает в соответствии с собственным пониманием прекрасного Осирис (бог плодородия) всюду насаждает жизнь, в то время, как Анубис ( в египетском пантеоне бог врачевания, в его ведении также мумифицирование) Желязны, считавший, что кто отвечает за погребальные обряды, тот и главный по смерти, делает его Истребителем, насылающим на множество миров чуму, войну, глад, блед и прочие пакости. В момент, когда Тот обнаружил на окраине мира какую-то Плачущую-в-ночи штуку, которая угрожала Вселенной и развоплотила его любимую жену Нефтиду. С какого перепуга? Нефтида, сестра Исиды, у египтян была женой Сета, такая суетная особа, шопоголичка и консьюмеристка в современных понятиях, а ее муженек, вот он как раз главный злодей пантеона. Но то как по правде, у творцов свое видение, сэр Роджер делает Сета рыцарем в сияющих доспехах — причем буквально, после тысячелетнего служения на Станции Смерти в подчинении у Анубиса, лишенный памяти и телесности, герой обретает плоть, которую жестокий повелитель тут же кромсает на куски (правая нога хрясь — и пополам, левая — хрясь и пополам) заменяя серебряными запчастями, прямо как у Железного Дровосека в сказке про Элли и Тотошку.
В общем, непросто, а чтобы жизнь уж совсем не казалась малиной, автор добавляет в копилку персонажей скандинавских Норн, которые тут не богини судьбы, а вовсе кузнецы, и дракона Тифона из греческой мифологии, правда тут он Дух Черной лошади и по совместительству брат большинства персонажей (они у египтян, помните, все друг другу одновременно дети и родители, сиблинги и супруги, есть отчего свихнуться специалисту по геральдике и строительству родословных древ). Пока Сет, понемногу приходящий в чувство, воюет за возвращение миру утраченного равновесия, в романе много чего происходит. хотя по-настоящему запомнится лишь скатологический эпизод. На всякий случай, здесь это про гадание по внутренностям, а не о том, что вы подумали. В момент, когда жрец, к которому герой обратился за предсказанием, потрошит своего конкурента, чтобы использовать его кишки в качестве гадательного инструмента, умирающий поправляет ошибки и неточности своего убийцы, участвуя в сеансе всем существом (простите, не удержалась, но такая уж это книга).
Как при такой масштабности и обилии супергероев Желязны умудряется быть невыносимо скучным — пожалуй главная для меня его загадка. Но ощущения от него можно сравнить с разжевыванием картона, и эта книжка еще ладно, сейчас расскажу о «Князе света», вот где жесть жестяная.
 Darth_Veter, 2 марта 2025 г.
 Darth_Veter, 2 марта 2025 г.
Повелитель Дома Смерти Анубис дает задание своему слуге Вэйкиму найти и убить Принца, который некогда был Тысячью. А в это же самое время аналогичное задание своему сыну Гору дает повелитель Дома Жизни Озирис. Тем самым столкновение двух посланников между собой становится практически неизбежным. И никто из повелителей миров не в состоянии предсказать, к каким последствиям оно приведет. Особенно после того, как безымянный посланец Дома Смерти узнает свое настоящее имя, сокрытое от него с вполне конкретной целью...
Как известно, Роджер Желязны относится к т.н. «новой волне» фантастов, которые намеренно отошли от принципов, разработанных в 30-50 гг. прошлого века представителями классической фантастики (Кларком, Хайнлайном, Брэдбери и пр.). Новые фантасты не столько изменили сюжеты своих произведений, сколько сам язык их написания. Это особенно четко прослеживается у двух ярких представителей этого течения — у Сэмюэля Дилэни и Роджера Желязны. Данный роман является характерным примером такого необычного стиля. В нем как и обычно присутствует генеральная сюжетная линия, которая в процессе своего развития ветвится на множество более мелких линий, которые могут быть независимыми, а могут и объединяться между собой в новые сюжетные линии. Так противостояние двух глав Домов, чьи имена напоминают нам имена древнеегипетских богов, приводит вначале к локальному конфликту, который затем принимает характер глобальной «войны миров». Эта война не имеет никакого отношения к египетской мифологии, ибо автор создает на ее основе свою собственную, основанную на высоких технологиях параллельных миров. То есть Дома — это не каменные дворцы, стоящие вдоль берегов Нила, а отдельные континуумы со своими собственными законами, существующие на базе многомерной Вселенной Минковского-Римана. Повелители этих миров являются своеобразными богами этих континуумов, но имеют возможность с помощью особых машин переходить и в параллельные пространства, создавая т.н. «двери в иные миры». Естественно, у них со временем появляется соблазн присоединить их к своим владениям. Что, собственно, роман Желязны и описывает. Только вот язык его настолько фигурален и непонятен в мелочах, что буквально ставит читателя в тупик. Иногда нелегко бывает понять, кто с кем воюет — и, самое главное, зачем! А про логику поступков действующих лиц и вовсе говорить не приходится. Безымянный посланец Анубиса начинает как никому не известный Вэйким, а заканчивает как один из правителей, имя которого я называть не буду в целях сохранения интриги. При этом автора не волнует, что его герои полностью нарушают известную нам со школьных лет мифологию. Фактически, писатель просто позаимствовал их имена, придумав абсолютно новый сюжет в стиле технофэнтези (разработанный теми же представителями «новой волны»). Читая подобное творение, не знаешь, на чем следует сосредоточиться, что принять за генеральную линию, а что — за второстепенную. Я лично подозреваю, что всё описанное в романе вполне могло быть одним из снов Красной Ведьмы, описанной в произведении как лицо второго плана. Подобная смена планов является одной из норм «новой волны» и сильно усложняет понимание прочитанного. Особенно это чувствуется на диалогах персонажей: отдельные фразы еще хоть как-то понятны, а вот в целом получается какая-то несусветная белиберда. Которую усиливают разного рода внесюжетные вклейки типа похождений одноразовых персонажей и странных «белых стихов» ни о чем. Внимание против воли рассеивается и сложно бывает понять, о чем ты только что прочел. Короче говоря, простые вещи писатель пытается так искусно зашифровать, что их смысл начинает ускользать от понимания. Кого-то такой прием приводит в восторг, а меня лично бесит до белого каления. Не скажу, что я поклонник классицизма в фантастике, но и такие кардинальные изменения в ней принять никак не могу. Не нужно экспериментировать со стилем изложением своей истории, создавая какой-то мудреный модернистский язык, заставляющий читателя спотыкаться на каждом слове — это не добавит произведению прелести и мудрости. Напротив, уже через пару суток вы практически ничего не сможете вспомнить из его сюжета — исключительно только общие факты. Зачем же тогда создавать то, что не будет правильно воспринято?
Словом, данный роман по всем статьям проигрывает таким творениям этого же автора, как «Долина Проклятий» или «Хроники Янтарного королевства». Если вы всё же решитесь ознакомиться с ним, будьте крайне внимательны и осторожны: легкого чтения у вас не получится. Не думаю, что прочитанное доставит вам удовольствие и запомнится надолго. А лучше сэкономьте свое время и деньги и найдите себе для чтения что-то более удобоваримое.
-------------
РЕЗЮМЕ: сюрреалистическая сказка о противостоянии правителей двух древних Домов, переросшем в самую настоящую «войну измерений». Хоть ее герои и носят имена древнеегипетских богов, никакой параллели с египетской мифологией здесь нет. А язык произведения настолько запутан и витиеват, что не способен дать читателю полного понимания сюжета.
 lennox1the1lion, 27 февраля 2024 г.
 lennox1the1lion, 27 февраля 2024 г.
Тут мы имеем дело с мифом. Это эпично, необычно, свежо (даже сейчас!) и очень интересно. Желязны во всей своей красе. Я не мог оторваться когда читал первый раз, и не мог оторваться когда перечитывал. Одно из лучших произведений мастера
 Алираэль, 16 августа 2024 г.
 Алираэль, 16 августа 2024 г.
Ничего не понятно, но очень интересно.
На второй раз понятнее, но всё ещё очень интересно.
Автор не утруждает себя излишне подробным прописыванием мира, даёт нам только то, что нужно для понимания именно этих событий.
Текст льётся, как песня. Он переполнен неимоверно яркими образами. Судеб и историй здесь переплетено очень много, но видим мы лишь ключевые точки, озарённые яркими вспышками.
Тень чёрной лошади. Гаруспик, гадающий по собственным внутренностям. Временная фуга, превращающая поединок в цепочку кадров, уходящих в прошлое. Мир-океан, внутри которого есть берег…
Множество ярких деталек, складывающихся воедино, будто мозаика из цветного стекла. Не столько увлекательная история, сколько невероятное переживание.
И конечно же, эпичность зашкаливает.
 Manowar76, 4 января 2021 г.
 Manowar76, 4 января 2021 г.
Почему решил прочитать: третий роман из условной мифологической трилогии Желязны. Небольшой объём
В итоге: третий в трилогии и самый лучший, самый поэтичный, самый масштабный и не скованный условностями роман! Начал читать и влюбился. Потрясающая образность и необычность всего происходящего. По красочности и полёту фантазии напомнило первую трилогию Муркока о Коруме. Что не удивительно: и Желязны, и Муркок — яркие представители Новой Волны в фантастике и «Порождения света и тьмы» и Корум были написаны примерно в одно время.
Роман был написан как писательское упражнение, без намерения его публиковать. И только благодаря настойчивости Дилэни книга увидела свет. В романе Желязны вовсю эксперементирует со стилем — в середине полностью стихотворная глава, в конце — глава, стилизованная под пьесу, местами — кислотная сюрреалистичная психоделика.
Вселенная, она же Срединные миры. И на полюсах этой вселенной Дом жизни под управлением Осириса и Дом Смерти под началом Анубиса. Но так было не всегда. Верховными богами были Сет и Тот, пока во вселенной не объявилась жуткое бессмертное существо, Вещь-что-плачет-в-ночи (некоторые считают, что тут скрыт образ Яхве. Мне так не показалось. Скорей, какой-то из лавкрафтианских богов).
Сет гибнет в битве, а Тот устаняется от управления мирозданием, полностью посвятив себя попыткам сдержать или уничтожить Вещь-что-плачет-в-ночи. Также по мирам бродят Триста Бессмертных. Боясь возвращения Тота к власти, и Анубис, и Осирис отправляют своих чемпионов найти и уничтожить Тота...
Как и у многих талантливых авторов, у Желязны в его ранних вещах, и в особенности в данном романе, заархивированы все те темы, к которым он будет не раз возвращаться в поздних романах, и в «Джекке-из-тени» и в цикле про Амбер. Центральное измерение, герой-телепортатор, необычные миры, свары могущественных сущностей.
Все сущности, носящие имена богов из разных пантеонов, носят эти имена просто так. Да и мешанина в именах порядочная. Превалирует египетский пантеон, но Норны и восьминогий конь прискакали от скандинавов, а Тифон, Цербер и сандали Гермеса — из Эллады. На самом деле это всё всемогущее постсингулярное человечество, обычные люди. Осирис тот ещё маньяк: нервную систему одного из врагов вплёл в ковёр, по которому ходит, а вместо пресс-папье использует всё осознающий череп одной из своих бывших подружек. Анубис — упивающийся властью и боящийся за своё место коварный тиран. И только Стальной Генерал максимально похож на метафизическое воплощение самого Духа Бунтарства.
У Желязны в романе несколько гениальных находок:
* Планета, заключённая вместе с атмосферой во внешний океан. То есть ходишь по земле, но подняв голову, видишь как в бескрайней воде плескаются рыбки;
* Боевое искусство темпоральной фуги — соперники скачут во времени всё назад и назад, плодя двойников и выискивая удобный случай атаковать. Битва заканчивается до своего начала, а история переписывается!
* Под именем Скагганакской Бездны автор первым из фантастов ввёл в литературу только появившуюся в те годы концепцию чёрной дыры. «Пространство, в котором нет самого пространства»;
* Придумывает гениальную Молитву Агностика, ставшую затем весьма популярной.
Команда супергероев собирает для финальной битвы разбросанные по вселенной могущественные артефакты и противостоит заговорам, либо же участвует в них. А в конце три персонажа, три «волхва», при свете сверхновой приносят некоему младенцу свои дары.
Шедевр, веха, культовая классика. Хорошо, что добрался только сейчас. Вряд ли бы проникся романом в 1992 году, когда он вышел в жёлтой серии.
10(ШЕДЕВР)
Про переводы. Я читал, параллельно заглядывая во все три доступных перевода, причём перевод Лапицкого был не основным тестом для чтения. Что я могу сказать: читать этот роман надо в оригинале, так как все существующие переводы — вольный, куцый и слабый, пересказ происходящего. Если выбора нет — наверное, порекомендую Лапицкого. Я же, видимо, когда-нибудь соберусь почитать «Creatures of Light and Darkness» в оригинале.
 Deliann, 4 мая 2016 г.
 Deliann, 4 мая 2016 г.
«Создания света, создания тьмы» написаны в 1969 году, спустя два года после «Князя света». И влияние «Князя…» на «Создания…» хорошо ощутимо. Перед нами вновь мир далекого будущего, вновь человеческая экспансия и технологии подняли некоторых людей до уровня богов. На этот раз, правда, индийский пантеон заменен на египетский. Вновь главный герой является одним из богов, но не отожествляет себя с ними, существуя как бы вне сложившейся системы. Это все на поверхности и сразу бросается в глаза при чтении. Давайте взглянем чуть глубже.
Итак, люди колонизировали космос и во главе всего этого стоял Тот. Был ли Тот Богом или все его способности объясняются технологиями и генетической мутацией – каждый решит самостоятельно. Тот контролировал все освоенные миры с помощью своих ставленников, тоже богоподобных. Однажды в глубинах далекой планеты Тот обнаружил некую злую сущность, которая угрожала жизни всей галактики. Тот нарекает это нечто Тем-что-плачет-в-ночи и бросает все свои силы, а также своих сыновей, Сета и Тайфуна, на уничтожение этого создания. Однако отвлекшись на новую опасность, он забыл о старых. Подчиненные Тота подняли мятеж, захватили и поделили власть, после чего успешно помешали уничтожению Того-что-плачет-в-ночи. Итоги: Тот в изгнании, тратит все свои силы на сдерживание в заточении твари, угрожающей жизни всей галактики, Сет и Тайфун считаются погибшими, а к верховной власти приходят Анубис и Осирис, которые перекраивают мировые порядки по своему усмотрению.
Роман начинается с празднования в Доме Мертвых тысячелетия службы Оакима. Анубис лично поздравляет его, дарит ему имя и отправляет во внутренние миры с целью уничтожить загадочного и бессмертного Принца-имя-которого-тысяча.
Роман легко читается, но тяжело усваивается. Он напоминает лоскутное одеяло, в которое много чего вшито, но от обилия и разнообразия лоскутов общая картина уходит куда-то на границы восприятия. И это, в общем-то, неудивительно, т.к. Желязны писал эту книгу как упражнение и не более. Он даже не собирался ее издавать, просто накидывал идеи, нанизывая их на нить повествования, не особо беспокоясь, насколько хорошо они гармонируют друг с другом. Тем не менее во всем этом безумии и хаосе можно найти свое особое очарование.
Да и как его не найти, когда тут рядом с египетскими богами действуют греческие (Тайфун) и вообще авторские (Железный генерал, который воплощает собой дух войны и бунта), когда наряду с технологиями используется магия, когда даже Черная дыра применяется как оружие, а для особой аутентичности Анубис и Осирис делают себе пластические операции, чтобы их головы стали похожи на шакалью и птичью соответственно. А черный юмор, который использует Желязны? Взять хоть сцену гадания на человеческих внутренностях, когда жертва, чьи внутренности использовали, была в сознании и обвиняла предсказателя во лжи, т.к. тот неправильно положил «вон тот кусок кишки», а затем и вовсе заявила: «Это мои кишки, и я не желаю, чтобы по ним гадал жулик!».
В общем, книга по-хорошему безумная и непростая для восприятия. Ей не хватает глубины и эпичности «Князя света», но прочитать ее я рекомендую. Редко встретишь произведения подобного толка.
 Reigne Noire, 15 августа 2012 г.
 Reigne Noire, 15 августа 2012 г.
ТАКОЕ не привидится ни под самым жестким «кайфом», ни в самом лихорадочном бреду, ни в самом невероятном сне. ТАКОЕ не расскажет самый безнадежный душевнобольной. ТАКОЕ способно породить лишь безудержное больное воображение, сдобренное писательским талантом (коим Желязны, несомненно, обладает). Дикий, ядерный коктейль из мифологии, мистики и научной фантастики... Короче: понравилось, очень понравилось:) Атмосферное начало, описание домов Жизни и Смерти и таких разных миров — зачастую гротескные — заставляют почувствовать себя частью безумного буйства. Возникало желание по-детски прыгать и хлопать в ладоши. От восторга:)
Взяться за чтение этого творения меня побудили положительные отзывы и любовь к мифологии. Автору в своей трактовке египетских богов удалось сохранить чисто древнеегрипетское предствление об этих богах, т.е. представить их не высшими силами, далекими от людей, а, скорее, существами иного, чуть более высокого порядка, которым не чуждо ничто человеческое.
Хотелось бы отметить умение автора удерживать интригу и торжественно, «под барабанную дробь» ее раскрывать. Этому немало способствуют вкрапления вроде интерлюдий, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными, но после очередного сюжетного поворота мгновенно этот смысл обретают. А как виртуозно описана темпоральная фуга! Взрыв мозга, если пытаться вникнуть, но очень увлекательно, если представить, что называется, в красках.
Из недостатков, пожалуй, назову скомканную концовку. Перевернув последнюю страницу, удивилась: «Что, и всё???» (К тому же, непонятен резкий переход на «драматургическую» форму изложения). По-моему, гораздо эффектнее было бы закончить погружением Изиды в сон.
Итак, мое знакомство с творчеством Роджера Желязны можно считать состоявшимся, и весьма успешно.
 Nesya, 4 апреля 2011 г.
 Nesya, 4 апреля 2011 г.
Перечитывала несколько раз, в разных переводах, в попытках докопаться до изначальной истины, что же автор имел в виду в том или ином случае. Красиво написанная («Стихнут стоны у отмели, когда затонувший корабль вернётся в гавань...» «Пусть будет десять пушечных салютов, пусть удалят их из воздуха и слуха, оставивлишь девять напряжённых молчаний между ними...») После первого прочтения провела много времени, изучая египетскую мифологию. Как и во всех вещах гениального Желязны, если начинаешь копаться и разбираться, уходить в глубины, в которых пребыал автор, открывается всё больше и больше нового и интересного. Это лишь после поверхностного прочтения можно сказать, что сюжет прост, интересен лишь антураж. Для меня его книги — это своего рода мозаика, которую складываешь и складываешь, иногда даже вовсе не сразу — какие-то камешки ещё предстоит вставить в отведённые им места. Одно из любимых произведений.
 rumpelsteelskin, 6 марта 2011 г.
 rumpelsteelskin, 6 марта 2011 г.
Мистическая притягательность текста. Простые, иногда схематичные и в то же время удивительно сильные образы. Космический размах, мифический антураж и странный демонический юмор. Может быть в этом романе Желязны нащупал некое направление отличное и от фэнтези и от НФ. Перечитываю эту книгу чаще других. Снова и снова в моем воображении «Человек идет в канун своего Тысячелетия по Дому Мертвых». И каждый раз это новый человек...
 Oswald, 17 ноября 2009 г.
 Oswald, 17 ноября 2009 г.
Несмотря на то, что это один ранних романов Желязны, книгу в каком-то смысле можно назвать квинтэссенцией всего его творчества. Космические боги, они же межзвёздные маги, они же таинственные ангелы-хранители постов по поддержке равновесия вселенной. Мир где правит то ли магия, то ли технология, то ли их синтез... От всего этого кружится голова...
Боги, которые на самом деле и не боги, или на самом деле боги. Кто их там поймёт, с их смешными страстями. В «Князе света» помнится тоже было нечто подобное, только в не столь утрированной форме.
Ещё одна замечательная и примечательная особенность этого текста — его ритм и темп. Он звучит как белый стих, как поэма в прозе. Усиливает этот эффект и описательная стилизация происходящего в Доме Мёртвых и Доме и Живых под египетские мифы. А динамика развития сюжета и условная схематичность характеров наводит на мысль, что автор хотел придать роману сходство с трагикомической фарсовой пьесой, а возможно и с египетской мистерией. Недаром же он обратился к египетской тематике! Действительно, многое в романе наводит на мысль об этих таинственных представлениях, которые разыгрывались древнеегипетскими жрецами. Вот и «Создания света — создания тьмы» и есть такая техномистерия, поставленная Желязны.
Ну и какая же сказка, без намёка на серьёзную философию! И тут автор постарался на славу. Его роман походя поднимает целый корпус серьзных философских проблем, которые его же герои разрешают совершенно играючи. Желязны в своей ироничной несерьёзной манере препарирует целые уровни бытия и небытия, погружаясь всё глубже и глубже, до самой бесконечности и далее.
Роман этот представляет из себя достаточно крепкий орешек. Не каждый сумеет осилить его с первого раза. Такие книги нужно читать, перечитывать и вновь перечитывать. И восхищаться.
 cianid, 18 июня 2009 г.
 cianid, 18 июня 2009 г.
Книга прочтена ажно в 92-м году.
Оставила ощущение недоогранённого бриллианта. Но Желязны, как и все другие писатели, не мог быть ровным, он же человек, а не самопишущая машина.
Идея бога с подавленной памятью и технотрансформаций живых существ захватывает внимание.
Очень философичен первый диалог Анубиса с Вейкимом, когда бог-псиглавец воплощая-развоплощая слугу в тело-механизм спрашивает — жив ли он.
Несколько выспренны некоторые эпитеты: Принц-Который-Был-Тысячью (так в переводе) и То-Что-Кричит-В-Ночи. Это удручало тогда, и тем более сейчас, когда выдала на-гора свой хогвартский шедевр Сами-Знаете-Кто.
Возможно, время вымарало в моей памяти некоторые эпизоды, но осталось ощущение, что я таки не понял, кто был этот Принц и что там такое кричало в Ночи.
Было несколько обидно за сгинувшего Сета, слабость Анубиса; восхищал лошадиный «аватар» и могущество Тифона.
Книга понравилась нестандартностью и множественностью идей и, при всех минусах «накопительного коммерческого» писательства, именно Амберский цикл, «Создания», «Джек» и «Князь» с лихвой покрывают литературные убытки Роджера в таких произведениях, как: «Маска Локи», «Черный трон» и т.п.
 Sawwin, 18 июля 2015 г.
 Sawwin, 18 июля 2015 г.
Мне кажется, было бы ошибочно считать, что перед нами нечто, основанное на древнеегипетской мифологии. Конечно, большинство действующих богов взято оттуда, но автор черпал и в греческой мифологии (Цербер, Минотавр, Тифон, благие киклопы). Откуда взялся зеленобородый Брамин, судить не возьмусь. Аналогично обстоит дело и с Железным Генералом. Это олицетворение бунта, а таких богов, кажется, не было ни у кого. Конечно, Бронза -- конь Генерала имеет восемь ног, подобно одиновскому Слепниру, но это ничего не доказывает. В конце концов, на скифских петроглифах тоже можно видеть восьминогих коней -- символ быстрого бега.
Таким образом, не следует воспринимать роман, как иллюстрацию к тем или иным мифологическим представлениям. Зато совершенно очевидна мысль, которую я уже встречал у Желязны в романе «Ночь в тоскливом октябре». Это идея внеморальности высших сил, их полной внечеловечности, а также бессмысленности бытия как такового. В издательской аннотации к роману читаем: «Удивительный мир переплетающихся реальностей, мир грез, заставляет читателя не только следить за динамикой сюжета и приключениями героев, но и задуматься над вечными вопросами Смерти и Бессмертия, смысла существования Вселенной, над вопросами сущности Добра и Зла». Вслед за издателем идею о соществовании «Добра» и «Зла» повторяют некоторые из лаборантов, а кто-то даже договаривается до того, чтобы считать одного из богов «положительным героем». А между тем, в романе нет даже таких слов: «добро и зло». Создания света, равно как и создания тьмы с полным безразличием уничтожают целые народы и даже миры. И смысла в этом противостоянии нет ни малейшего, одна только игра стихий. Боги бьют не только людей, но и друг друга, унижают, лишают силы, уничтожают, но при этом и победитель, и побеждённый знают, что, пусть через тысячи лет, но погибшие вернутся, силы восстановятся и бессмысленный круговорот завертится вновь. Так при чём здесь добро и зло, существующие лишь в представлении людей, которые вовсе никем не принимаются в расчёт?
О том, как написан роман много и хорошо сказали авторы предыдущих отзывов. Мне остаётся лишь восхититься умением Роджера Желязны создавать прозу на грани стихотворной поэтики. Наверное так и надо писать о круговороте вселенной, о богах и тщете сущего, хотя такой стиль затрудняет восприятие простых мыслей автора. Впрочем, думается, что и как бы ни написал автор, всегда найдутся желающие выискивать в тексте добро и зло, а героев делить на хороших и злых.
 прочит.
                                прочит.
                               недочит.
                                недочит.
                               хочу читать
                                хочу читать
                               не хочу читать
                                не хочу читать
                               
                                        
                                         
                                        
                                        
