Алексей Небыков «Чёрный хлеб дорог»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ttoradora, 31 мая 2025 г.
Честно говоря, к сборникам я отношусь весьма специфически: столько разных сюжетов воспринять сразу – это надо постараться. Но в данном случае я повелась на обещании всякого хтоничного. И не прогадала.
До этого у меня было свое понимание значения слова «хтонь» и только после прочтения этого сборника я поняла, что осознавала все весьма ограниченно. В каждом из нас есть немного хтонического в глубине души. И автор, своим прекрасным слогом и манерой подачи текста, помогает задуматься и разобраться в себе и немного в окружающих.
Каждый из рассказов не похож на предыдущий, но меж тем можно заметить, как течет время: вот мы вроде бы следим за Жданой в заброшенной деревне, а потом оказываемся в космосе вместе с Отцом и Псом.
Каждый герой не похож на другого, но у каждого из них своя правда, свои мысли. И улыбчивый велосипедист может оказаться не совсем таким, каким хочет казаться, а прекрасная сельчанка и вовсе та еще штучка.
А еще, когда говорят про хтонь, то обязательно ждешь чудовищ, однако в некоторых рассказах и без них ощущения были словно глубокая бездна.
Ко всему прочему сборник приятно удивил не только самыми различными жанрами, затрагивающими, тем не менее, все разнообразие современного мира, но и размерами рассказов: от нескольких листов до, буквально, страницы. Однако, последнее ничуть не умаляло сути.
Поэтому, повторюсь, я ничуть не пожалела, что решила прочитать этот сборник.
Kris_Pro_Vse, 3 апреля 2025 г.
Дебютный сборник рассказов — открытие 2025 года
Хтонические рассказы про человеческие души и судьбы.
Вывернутые наизнанку тёмные стороны, страх, безысходность, жадность, гнев, глупость.
Читала медленно. Над каждым нужно подумать, каждый понять, каждый осмыслить. После многих закрываешь книгу и смотришь в никуда. Бывает, что становится неимоверно больно.
Особенно меня тронули рассказы «В стране Богомолов», «Апостасия от Любви», «Тая», «Пустошь», «Папа в рисунках и прозе», «Диван одиночества».
«В стране Богомолов» написано так тонко, что в конце, когда пришло понимание происходящего, я была удивлена.
Вот был тяжёлый для меня момент из рассказа «Пустошь»:
«А бывает и наоборот, приходят к усопшим родителям дети. Такие часто только на могиле начинают осознавать, что такое мать и что такое отец; понимают, что не договорили, не довысказали всего, что могли и что теперь бы хотели. Горе их чувствуешь очень издалека, так сильно мысли несчастных сконцентрированы. Многие из них ощущают невероятную внутреннюю бедноту, недостаток прежней теплоты и уютной ласки. Сплошное душевное сжатие, судьбы негодность и расстройство приходят к ним в жизнь с уходом родителей. Именно так и перестают люди чувствовать себя детьми.»
Слог у автора необычный, приходится время от времени перечитывать отдельные моменты, потому что предложения построены иначе, чем привычная нам структура.
Тем не менее, читать одно удовольствие — язык богатый, ёмкий, насыщенный.
Стоило немного сместить ракурс обзора на обыденные вещи, и какие сюжеты получились. Здесь про ковид, про жадность, про войны, про призвание, про долг, про принятие, про понимание, про отчаяние.
Да, не спорю, были и истории, с которыми случились трудности понимания, но на общем фоне — интересный опыт.
Малая проза вошла в мой читательский арсенал недавно, но уверенно.
Кто хочет познакомиться с хтонью — читайте.
Это не хтонь Мастрюковой, тут намного всё глубже.
В сборнике 21 рассказ. Ровно столько грамм весит человеческая душа.
Akasha1234qweras, 17 февраля 2025 г.
В книге Алексея Небыкова «Чёрный хлеб дорог» собраны не просто истории. Это целая мозаика эмоций, философских размышлений и живописных зарисовок, в которых каждое слово вспыхивает искрой.
Погружаясь в каждую маленькую историю, будто оказываешься там, где реальность сплетается с фантазией, и они плетут тонкие узоры из боли, надежды и поисков смысла.
_________
Первый рассказ переносит нас в заброшенную деревню, где осталась только одна женщина — Ждана. Она становится живым воплощением одиночества и тоски.
Девушка часто навещает могилу матери не только для дани памяти. Это безмолвный крик о помощи, обращенный как к ушедшим, так и к тем, кто ещё здесь. В кладбищенской тишине она пытается найти ответы и хоть какое-то утешение.
Неожиданное появление мужчины становится для неё лучом света, но осознание его неизбежного ухода только усиливает внутреннюю боль.
Кладбище здесь — не просто место смерти, а пространство, где пересекаются миры. Выбор, который делает Ждана, трагичен.
Этот рассказ заставляет задуматься над тем, на что готов пойти человек ради того, чтобы не быть одиноким.
_________
История о Тае — о разорванных связях и попытке найти истину. Прощаясь с домом детства, Тая неожиданно узнает, что её отец жив. Однако годы его отсутствия оставили в ней глубокую рану.
Водитель такси, который подвозит девушку, оказывается не просто случайным попутчиком, а своеобразным зеркалом её внутренних страхов. Их диалог — это не только обмен историями, но и осознание собственного одиночества и боли.
Рассказ поднимает сложные вопросы: как легко утратить связь с близкими и как сложно вернуть утраченное. Страх перед чужим безразличием — это страх перед самим собой.
_________
В «Чертоги деревни Кедрач» автор переносит нас в мир, где реальность переплетается с мистикой. Писатель, отправившийся в глухую деревню, чтобы создать роман, сталкивается с тайнами прошлого.
Тени умерших, таинственные фотографии предков и гроза, разрывающая ночное небо, создают тревожную атмосферу. Даже случайно сбитая кошка и её жалобное мяуканье кажутся зловещим предзнаменованием.
Здесь прошлое не просто напоминает о себе — оно властно нависает над настоящим, доказывая, что от него невозможно убежать.
В этом рассказе Небыков заставляет задуматься о том, что каждое наше действие оставляет след, а наследие предков может стать как путеводной звездой, так и тяжким грузом.
_________
«Облако души» — лаконичная, но глубокая аллегория перехода из одного состояния в другое. Коридор перед вратами рая, где души становятся облаками, символизирует освобождение от земных забот и тревог.
Этот текст заставляет задуматься о конечности жизни и о том, что ждёт нас за её пределами. Небыков мастерски передает ощущение трансформации, создавая образ легкого, почти невесомого прощания.
_________
«Чёрных хлеб дорог» — это не просто сборник, а настоящее путешествие в лабиринты человеческой души, где каждый поворот может открыть нечто новое, а каждая встреча — стать зеркалом для самого себя.
Эта книга напоминает нам, что жизнь — это череда тайн и неожиданностей. И чтобы понять ее, порой нужно смело шагнуть в неизвестность, даже если за поворотом скрываются самые страшные страхи.
Sella67, 8 апреля 2025 г.
Русский хтонический рассказ.
Каков он?
Он чарующе причудлив, как игра света и тени на стене. С какой стороны не посмотри, в полутонах виднеется выпуклая темная точка. То ли порождение внутренней тьмы, то ли место, где гасится солнечный луч. И, в нем может быть так, что мир решил одну из величайших загадок – суть бессмертия, но стало ли светлее и легче?
Он пробирает мартовским утренним морозцем, превращающим мир в посеребрённый инеем сказочный кристалл. Но эта хрусткость и изящность скрывает опасность, как первый тонкий лед скрывает темную глубину. И пока в нем мировое сообщество подсчитывает уровень угрозы внешней, свои когти глубоко в сердцевину пустила угроза внутренняя.
Он мозаичен, как готический витраж, но присмотрись, задержи взгляд краем глаза и увидишь в нем родную, русскую суть. Та, что делает горькое чуть слаще. Та, что дарует надежду, даже тому, кто смотрит на погасший небесный шар в иллюминатор. Та, что подхватит облако души твоей и подтолкнет в верном направлении.
В этих рассказах, где быль переплетена с небылью туже, чем лоза в добротной корзинке, полно темноты, но ничуть не меньше света. Читая, впитываешь в себя эти причудливые паттерны (дух-тело, любовь-смерть, выбор-случай) и наслаждаешься красотой авторского слога. И это тот случай, когда под авторским слогом не скрывают читательское сомнение, мол «странненько, но допустимо», а в полной мере осознают, что владеющий словом в самом деле разит наповал.
А еще, эти рассказы удивительно полновесны. В их малой форме заключен сюжет «от и до», а недосказанность, если она и есть, то это не баг, а фича. Мне не было мало, не было чересчур громоздко. Баланс и мера. И, конечно, хтонь, что смотрит нам прямо в глаза, не отводя взгляда.
eanatolevamailru, 7 апреля 2025 г.
Восхищаюсь умением автора так красиво и ёмко передавать свои мысли. Алексей — мастер. Даже двухстраничные рассказы (кстати, впервые читала такие маленькие) заставляют забыть обо всём, что происходит вокруг и задуматься о написанном. Прокручиваю сюжеты по несколько раз в голове. А ведь каждый из них не просто интересен, а значим.
--
Навсегда в моей памяти останется «Пустошь». О тех, кто телом уже не с нами, но всё ещё могут слышать голоса и мысли людей. Понимают, когда к ним несут затворника.
Сначала испытала страх. В особенности потому, что был среди героев чистый и невинный мальчик, который ещё не успел познать жизнь.
А потом поняла, что для них это обыденность. И уже с интересом и без страха «слушала» историю новенького...
--
Вообще, о см*рти всегда волнительно читать и слышать. Понимаю, что все мы не вечны. Но не могу с этим примириться.
--
«Тая», «Папа в рисунках и прозе» рассматривала через призму собственной жизни. Это совершенно разные рассказы. Но они об отцах. Как ребёнок, выросший в неполной семье, постоянно рассуждаю: лучше жить с безответственным отцом — алкоголиком всю жизнь или пусть он будет хорошим но в какой-то момент «исчезнет»?..
--
И у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но отец Таи мне больше импонирует. Жутко жаль всю их семью. И с одной стороны рада за девушку. С другой — моя фантазия подсказывает картинки их встречи. И это очень грустно.
Ведь она помнит его молодым и здоровым. Всё изменилось.
--
Каждый рассказ натолкнул на размышления. А ещё, как бы это банально не звучало — автор напомнил о том, что наша жизнь мимолётна и никто не знает, в какой момент она закончится. Цените то, что есть. Берегите семью, обнимайте близких и говорите о любви. Чтобы потом не жалеть о том, что не успели.
--
Стиль автора «современная классика». Думала, что это словосочетание возникло в моей голове... Оказалось, такое понятие и правда существует.
--
Словами не передать. Вам обязательно нужно прочитать эти рассказы и вы также как и я влюбитесь в слог автора и в содержание. Рекомендую.
Visto.b, 18 июня 2024 г.
Книги невозможно прочесть неправильно или как-то не так понять. Каждый увидит свое и возьмёт то, что необходимо в конкретный момент времени. Что я увидел в этом сборнике?
Расплату за грехи и чудовищно правдивую человеческую натуру. Автор не предстаёт судьей, а просто дает героям своих сюжетов выбор. Здесь о последствиях, проклятиях рода, ошибках прошлого и еще много других тем, которые найдут отклик. Выбирайте, крутите их во внутреннем диалоге с собой или же отбросьте рефлексию, получите удовольствие от мрачных историй и концепций.
В сборнике у каждого читателя найдутся фавориты. Я выделяю рассказы «Ждана» и «31 Б». Последний очень хотелось бы увидеть в объемной форме. Основная идея вызвала ассоциации с некой антиутопией в сочетании со слешер-хоррором. Было бы интересно прочесть подобное на длинной дистанции.
«Черный хлеб дорог» — это прекрасный дебют, который стоит взять на заметку.
Как-то так.
lisa_rummo, 29 июля 2024 г.
«Как хорошо у окружных дорог
Дремать, задравши голову и ноги.
Как вкусен непитательный пирог
Далёких крыш и чёрный хлеб дороги.»
Первый мой опыт с данным жанром. Не скажу, что это было легко, местами даже не все понятно, приходилось несколько раз перечитывать некоторые рассказы.
Данный сборник это набор хорошо описанных историй. Каждая история хранит некую тайну и тайна эта сокрыта между строк, разглядеть которую не так просто. Это как раз этакий смысл рассказов подразумевающий нечто большее, чем автор излагает на бумаге.
Язык автора конечно сложноват, но на то он и хтонический. После первых 2-3 рассказов привыкаешь.
Рассказы довольно интересные, немного мрачные, некоторые хочется перечитывать, а некоторые хочется читать дальше, как сказать заглянуть за ширму последней точки и узнать что же было потом. Я могу выделить понравившиеся мне рассказы продолжение которых я бы прочла, это «Апосиасия от Любви», «Трепет», «Пустошь», «Облако души», «Молчание небес».
Своеобразная книга с специфическими иллюстрациями. Каждую иллюстрацию хочется разглядывать часами, они содержат интересные символы и 100% имеют тайные смыслы.
Хочу от себя поздравить Алексея Небыкова с таким фееричным дебютом! Успехов в творческом пути и побольше душевных книг.
bonki1, 26 июня 2024 г.
Здесь сборник 21 весьма разноплановых историй в жанрах антиутопии, аллегории, киберпанка, метафизики, да и просто мрачного городского и деревенского фэнтези.
Я была в заброшенных деревнях, на пике Эвереста, в космосе и даже под землёй.
Локации диковинные, сюжеты загадочные с неожиданными парадоксальными финалами.
После каждого из рассказов я не хваталась за следующий.
Важно было остановится, осмыслить, обдумать и только потом продолжать.
Ни в одной истории я не могла предположить, к чему всё идёт и к чему всё придет.
Для меня это был микс из Кинга, По, Лавкрафта и Старобинец.
Слог автора очаровывал с первых абзацев.
Он какой-то магический, ирреальный, необычайно цепкий.
Я наслаждалась изложением даже на уровне формирования фраз.
В общем, выдыхаю и советую вам тоже погрузиться в будоражащие лабиринты воображения автора.