Анатолий Днепров «Крабы идут по острову»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На небольшой остров высаживается десант под командованием инженера Куклинга. Они хотят провести забавный эксперимент для проверки теории Чарлза Дарвина. Только эволюционировать будут не животные, а самоорганизующиеся и воспроизводящие себе подобных механизмы-роботы, «крабы». Единственное назначение «краба» — изготавливать машины, себе подобные. Для производства потомства им необходима энергия, а также металл — железо, медь, цинк. Подобные крабы в тылу врага могут в короткий срок сожрать весь его металл. Так как металла мало на острове, крабы начинают драку за него, и в драках выживают лучшие механизмы, что ведёт к естественному отбору. Добавление кобальта «в пищу» крабам делает их агрессивными, превращает в бесстрашных хищников. Остров превращается в ад.
Впервые опубликован в ж-ле «Знание-сила», №11, 1958 г.
В 1976 году в Чехословакии сняли мультфильм, основанный на рассказе.
Входит в:
— журнал «Знание-сила 11 1958», 1958 г.
— антологию «Дорога в сто парсеков», 1959 г.
— сборник «Уравнения Максвелла», 1960 г.
— антологию «14 racconti di fantascienza russa», 1961 г.
— антологию «Povídky z vesmíru», 1961 г.
— антологию «Seis fósforos», 1961 г.
— антологию «Science Fiction 1: Wissenschaftlich-phantastische Erzählungen aus Rußland», 1963 г.
— антологию «Zilā planēta», 1963 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción Rusa», 1965 г.
— антологию «Riadó a naprendszerben. 23 tudományos-fantasztikus novella», 1965 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 1», 1965 г.
— сборник «Пурпурная мумия», 1965 г.
— антологию «現代ソビエトSF短編集02 -竜座の暗黒星», 1966 г.
— антологию «Café molecular», 1968 г.
— журнал «International Science Fiction», 1968 г.
— антологию «Krebse greifen an», 1968 г.
— журнал «Literatura Radziecka'05», 1968 г.
— журнал «Literatura Soviética № 5, 1968», 1968 г.
— антологию «Russian Science Fiction 1969», 1969 г.
— антологию «Das Monster im Park», 1970 г.
— антологию «Flug zum Alpha Eridani», 1970 г.
— антологию «Other Worlds, Other Seas», 1970 г.
— антологию «Rotas Para o Amanhã», 1970 г.
— антологию «Russiese Essef», 1970 г.
— антологию «Seis fósforos», 1970 г.
— сборник «Формула бессмертия (БСФ)», 1972 г.
— антологию «Insel der Krebse», 1975 г.
— антологию «Der unheimliche Fahrstuhl», 1976 г.
— антологию «Diogenese latern», 1976 г.
— антологию «Der Wurfspieß des Odysseus», 1981 г.
— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción soviética I», 1986 г.
— журнал «Всемирная фантастика и детектив. Июль-сентябрь`1996», 1996 г.
— журнал «Всемирная фантастика и детектив. №1-2`1996», 1996 г.
— антологию «Пурпурная мумия: Русская фантастическая проза 40-70-х годов XX века», 2000 г.
— антологию «Klasyka rosyjskiej SF», 2013 г.
— антологию «Под одним солнцем», 2017 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1950-е (2), 1960-е (17), 1970-е (15), 1980-е (5), 1990-е (2), 2000-е (2), 2010-е (3)
- /языки:
- русский (14), английский (5), немецкий (7), испанский (6), французский (1), португальский (2), итальянский (1), голландский (1), латышский (1), литовский (1), чешский (2), эстонский (1), польский (2), болгарский (1), венгерский (1), японский (1)
- /перевод:
- А. Апостол (1), Л. Барраль (1), В. Бергнер (1), И. Венто (2), М. Ж. Фернандес де Мелло (1), А. Канторовская (2), С. Кастро (1), М. Куплёвский (1), Дж. Кэрэмбелэс (2), И. Лившиц (1), Л. Моуран (1), С. Нисимото (1), Ю. Нурме (1), Я. Пискачек (1), В. Преображенская (1), Н. Рандов (4), М. Рачкевич (1), Р. Ридт (2), К. Роблес (1), Д. Станкова (1), А. Субачюс (1), М. Схрёдер (1), Ф. Таварес (1), Г. Урбова (1), В. Урибе (2), М. Хисберт (1), В. Цоппе (3), Г. Янковский (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (47 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 12 октября 2025 г.
Рассказ хрестоматийный в своей гениальности. Он оказался даже более прогностическим, чем мог подумать автор. Это ведь заготовка проблематики как наносборчных ассемблеров, так и прочих программируемых машин с ИИ, с их «проблемами скрепки» и прочими ужасами.
Вообще, это отличная метафора: человек создает машину «без тормозов», хотя сама основа основ его собственной психической деятельности — это торможение нервных импульсов в головном мозге. Такой человек-создатель не подражает Природе или Богу ,а извращает их замыслы. И чего ему ожидать, кроме жестокой кары?
С художественной точки зрения рассказ также прекрасен — идеальная история для антологии «Любовь, смерть и роботы», жаль «прогрессивные американские кинематографисты» о нем не знают.
Сказочник, 8 октября 2025 г.
Антивоенная история от классика советской фантастике, принимавшем непосредственное участие в капитуляции фашистской Германии. Да, нисколько не ожидаешь, что такой рассказ может быть написан в конце пятидесятых. Пока лучшее, что я читал у Днепрова.
amak2508, 23 сентября 2024 г.
Пожалуй самое увлекательное из того, что написал Анатолий Днепров. Рассказ настолько интересен и так легко написан, что при первом его прочтении ни на что, кроме собственно интриги, внимания не обращаешь. Это уже потом, когда натыкаешься на финальные слова одного из главных героев, понимаешь, что написана вещица не просто так, а с правильной мыслью: «Вот если бы все те изобретения, что делаются для нужд войны, да направить на мирные цели...».
Что же касается идеи использовать «крабов» как диверсантов в тылу врага, которые покрадут у него весь металл, то это, конечно же, в большей степени шутка. Да и вряд ли в обозримом будущем появятся такие сложные устройства, которые из подручных средств смогут воспроизводить себе подобных, да ещё с такой воистину космической скоростью. Кстати, и «подручные материалы» на земле кучками не везде валяются. Разве что можно начать рельсы резать :).
Alexandre, 21 сентября 2009 г.
Прекрасный антивоенный рассказ. Написан приятным языком, немного простоватым (всё же 1958-й год), но зато понятным. Сама фабула достаточно проста, но есть над чем подумать. Ведь если бы изобретатель заранее проверил некоторые очевидные следствия программы развития роботов, то это и вправду было бы страшнейшее оружие.
Хорошо, что такие штуки и по сей день нельзя воплотить в жизнь. Читал этот рассказ давно, многое позабыл, но перечитывал с удовольствием. Произведение того стоит, и актуальности не утратило.
Иприт, 21 января 2012 г.
Абсолютно нестандартный рассказ — эдакая мультиэволюция общества, построенного на основе агрессии и уничтожения более слабого. Был очень применим в плане советской идеологической доктрины, как иллюстративный фон западной модели общества. И что невероятно — еще более актуален сейчас — тысячи мелких монстров собственников поглощает десяток самых крупных, между которыми идет борьба. На вершине, как и в рассказе. скоро останется один.
lammik, 3 мая 2020 г.
Инженер-изобретатель Куклинг вместе с помощником Бадом прибывают на небольшой тропический остров, чтобы проверить изобретённое Куклингом устройство — механического краба со способностью к самовоспроизводству. Дальнейшие события показали, что проводить испытания на удалённом острове было хорошей идеей...
Рассказ, в котором отсечено всё лишнее, как в известной фразе Микеланджело Буонарроти о секрете появления на свет шедевров. Действие неумолимо движется к неизбежному страшному финалу, что роднит «Крабов» с «Полигоном» Гансовского даже сильнее, чем схожий антураж. Только в отличие от «Полигона» этот рассказ не столько антивоенный, сколько призывающий к ответственности изобретателей за свои творения. Ведь не зря же в финале рассказа автор отмечает:«Я думал о том, что в наше время многие умные люди тратят силы своего разума, чтобы сделать подлость другим людям. Взять хотя бы изобретение Куклинга. Я был уверен, что его можно было бы использовать для благородных целей. Например, для добычи металла. Можно было бы так направить эволюцию этих тварей, чтобы они с наибольшим эффектом выполняли эту задачу.»
ивалан, 19 октября 2009 г.
Отличный рассказ-предупреждение! И прежде всего тем, кто ныне стряпает военные машинки убийства.
Берегите свои золотые зубы, господа милитаристы — крабы уже идут по вашу голову:dont:
Десять — читать озабоченным робототехнологам.
zdraste, 8 мая 2018 г.
Как хорошо, что исследование проводилось на далеком острове в океане. Очень бы хотелось, чтобы оставшиеся экземпляры подверглись коррозии и ржавчине. Бад изначально настроен против исследователя Куклинга, он ему неприятен как человек, а впоследствии и как ученый, тем не менее, он стоит в стороне, и хоть с отвращением но продолжает наблюдать за исследованием рассуждая к каким последствиям для человечества может привести этот эксперимент. В принципе, если эти крабы эволюционировали, то как бы смешно ни звучало, а вдруг бы им понадобилось железо, то, которое в крови у человека? Тогда, маленькая трагедия на острове превратилась бы маштабную на планете.
Спасибо за совет aiva79
MarchingCat, 18 июня 2015 г.
Лично для меня авторский шедевр Днепрова именно вот этот рассказ, а не общепризнанный «Глиняный бог». Ещё с детства эти крабики запали в душу.
Потенциал у сюжетной основы вообще огромный. Можно было бы делать хоть ужастик, хоть технотриллер, хоть роман-катастрофу. Днепров как сторонник Дарвина провёл в рассказе традиционную эволюционную линию — выживает сильнейший-крупнейший.
По прочтении рассказа разные мысли в голову приходят, показанное в рассказе можно анализировать в разных направлениях. Но всё это — именно что после прочтения. Ибо пока читаешь — оторваться сложно, рассказ прочитывается на одном дыхании.
fargopetter, 9 февраля 2019 г.
Читая рассказ вспоминается почему-то «Остров докторо Моро».Такая же таинственность ,которая должна перерасти в ужас. Пришлось недолго ждать. Деревянно-железные крабы ожили. И вот тут-то автор мог придумать под личиной эволюции что угодно.Что он и сделал. А мог и капнуть дальше: как эти крабы могли бы перерабатывать все деревянное, потом,песок, воду, потом землю,где находится вся таблица Меделеева и так до бесконечности. Так и человека могли переработать. Финал раскрывать не буду,но получилось нечто.
Классный рассказ, старая фантастика,спасибо Фантлабу,откуда и узнал о нем.
A.Ch, 19 февраля 2017 г.
И идут крабы по далёкому острову, ограниченные столь небольшим ареалом, скоростью, пищей и водой. Вот только не настоящие они, а создания военного инженера, посягнувшего на теорию Дарвина. Этакие Терминаторы, только на людей даже не глядящие, пока те широко не улыбнутся.
Краткий, но держащий в напряжении, курс биологии, приправленный авторскими правилами робототехники и небольшой щепоткой саспенса ощущений охоты. Поучительно и занимательно в одном флаконе.
В меру наивный, в меру прогрессивный рассказ о том, что есть законы, которые нельзя преступать человеку. Подобно фильму “Эволюция”, где выживают самые большие, пусть и простейшие организмы, на далёкие берега, обладающие ресурсами, остался смотреть самый гигантский краб.
Privalova, 9 января 2024 г.
Запомнился с детства, перечитывался несколько раз. Очень добротный рассказ. У Днепрова много таких интересных штучек. Хороший писатель.
=Д=Евгений, 6 апреля 2018 г.
Читая рассказ, в голове держался чёткий образ репликаторов из Звёздных врат: вид механизма в виде краба, самовоспроизведение и эволюция. Вот только Анатолий Днепров это 1958 год, а первый фильм о звёздных вратах вышел в 1994 году. Браво — 10 баллов.
Etamin, 19 февраля 2023 г.
Один из лучших НФ рассказов всего советского периода. По глубине идей не уступает произведениям Станислава Лема. Конечно, язык и стиль не такой проработанный, но бросается в глаза некое сходство с «Непобедимым». Читал его еще в детстве и помню до сих пор. К сожалению, как тут уже отмечалось многими, он все еще актуален и, может, таким и останется. А жаль.
god54, 15 марта 2011 г.
Довольно стандартный советский рассказ ярко выраженной антивоенной направленности с предсказуемым сюжетом. Вопрос размножения механических роботов и их эволюция довольно часто описывается в фантастической литературе. И еще один рассказ с невыразительным и довольно спорным сюжетом ничего нового в это не вносит. Однако рассказ может быть знаковым для творчества автора, как и для фантастики СССР, впервые поднявшего эту тему.