Джозеф Андриано «Immortal Monster: The Mythological Evolution of the Fantastic Beast in Modern Fiction and Film»
Воображаемые звери занимали видное место в литературных произведениях еще со времен Древнего мира, когда эти мифы были впервые сформулированы. Но девятнадцатый век стал свидетелем подъема науки, открытия геологических находок, которые бросили вызов библейскому мифу о сотворении мира, и рождения теории эволюции Дарвина. С тех пор монстры эволюционировали от сверхъестественных существ до естественных, наделенных исключительными размерами, силой или интеллектом. В этой книге исследуются как литературные, так и кинематографические тексты, которые особенно явно демонстрируют дарвиновское изображение чудовищных зверей, хотя эти существа сохраняют архаичное мифологическое качество. Например, миф о Левиафане и Бегемоте занимает такое же центральное место в «Челюстях», как и в «Моби Дике»; действительно, «Челюсти» наследуют миф непосредственно от «Моби Дика», как и «Кинг-Конг». Эти и другие истории о монстрах, такие как «Существо из Черной лагуны» и «Грендель», поддерживают древний миф живым и актуальным, переосмысливая его в контексте биологической и культурной эволюции.
Во многих рассказах о монстрах наблюдается чередование звероподобия и антропоморфизма, что говорит о том, что эти образы демонстрируются в повторяющихся попытках определить, кем мы являемся по отношению к животным. Таким образом, чем зверее монстр, тем настойчивее мы возводим старую парадигму Лестницы Бытия, помещая себя на более высокую и отдельную ступень; но чем более человекоподобно существо, тем легче мы переходим к парадигме Древа Жизни, в которой все существа более тесно связаны. Поскольку вопрос различий между видами также включает вопросы расы, миф о монстре часто мобилизуется для обслуживания расистских программ. Но чаще всего миф имеет антирасистский подтекст, который подрывает иерархию. Заключительные главы тома рассматривают понятие искусственной эволюции в таких произведениях, как «Остров доктора Моро», и взаимодействие человека и машины в «Радуге тяготения». Как басни о личности, истории о монстрах драматизируют наши тревоги и страхи относительно нашей собственной животной природы и предоставляют возможность примириться с нашей эволюцией.
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва