Максим Суворов «Светлее дня»
Нечисть, говорят, бывает добрая. В солнечных бликах спрячется, беду отведёт, а то и счастье подкинет. Только не зевай: молоко не налил, примету забыл — и вот уже домовой ухмыляется, а леший тропу путает. Дружить с ними или в бой идти? Поди разбери!
Сборник рассказов в жанре фолк-фэнтези, где магия сплетает судьбы людей и духов. Специальный выпуск журнала «Рассказы».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Рассказы», 2019 г.
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 10 сентября 2025 г.
Сборники рассказов «Светлее дня» и «Темнее ночи» привлекли моë внимание своим оформлением: цветные срезы, атмосферные обложки и корешки, складывающиеся в одну картинку. А вот фамилии авторов были преимущественно незнакомыми. Тем не менее, я рискнул, купил оба сборника и не прогадал.
«Светлее дня» обещает четырнадцать рассказов про фольклорных существ. Что ж, поглядим.
Наиболее часто в рассказах встречается сюжет о домовом, который вынужден приспосабливаться к современности, ну или просто к новым реалиям. Таковы «Реквием по былым временам» Ольги Свободы и «Самая удачная сделка Золотова» Дарьи Странник, «Троица» Алексея Ведина и «Любить — людское дело» Дарины Стрельченко. В эту же категорию, или рядом с ней можно поставить рассказ «По следам Фелисетт» Елены Ивченко. С поправкой, что вместо домового в современные реалии помещены Кощей с котом Баюном. И вот пока сказочные персонажи разбираются со смартфонами и нейросетями – читать забавно и интересно, но когда дело доходило до основного сюжета, то мне сразу становилось скучно. Тем не менее, впечатления от рассказов скорее положительные.
«Кумбхандаяна, или Хождение кшатриев в Поморье» Андрея Миллера и Антона Мокина стал для меня лучшим рассказом сборника. Неожиданная история в духе «Американских богов», но на русско-индийский лад. По сюжету русский и индийский офицеры превратились в кумбханды. А как это случилось и что произошло дальше вы узнаете уже из самого рассказа. Ну а мне остаётся только добавить, что и юмор, и использование мемов, и вплетение в сюжет игры «Mortal Kombat» оказались очень и очень удачными.
В «Неправильном лете» Ольга Цветкова порадовала неплохой мистикой с фольклорными мотивами. Для Алёны Изотовой первая любовь обернулась трагедией. Знала бы она, что через пару лет трагедия превратится в кошмар... Добротная напряжённая история, написанная приятным языком. Единственное, что с ней не так, на мой взгляд, – это расположение. Как будто в «Темнее ночи» она смотрелась бы органичнее.
То же самое можно сказать и о «Баламуте» Дарьи Райнер. В город пришла хворь и вещуну Баламуту надо с этим что-то сделать. Опять же история будто не совсем подходящая для «Светлее дня», потому что день тут пасмурный, а свет – тусклый.
Неплохой историей о сделке с нечистой силой оказался «Павлик, который живет в дереве» Иры Малинник. Мишка болен и отец везёт его в деревню отдохнуть от города. Вот только в деревне творятся странные дела: взрослые болеют непонятной болезнью, причём только те, у которых есть дети. И как-то с этим связан некий Павлик, который живёт в дереве... Концовка у рассказа частично неожиданная: я легко угадал чем всё завершится, но не смог угадать каким образом персонажи доберутся до финала. И да, финал сильно перекликается с концовкой «Карельской невесты» из «Темнее ночи».
Особняком в сборнике стоит «Молоко» Юлии Романовой. По сюжету здесь сначала в цистерне молока обнаружился телефон, а потом жизнь Макса пошла наперекосяк самым странным образом. Рассказ необычный и не очень понятный. Как будто бы и не про фольклорных существ вовсе.
«Лепрекон и Золушка» Лилит Элиот – это буквально «Золушка», но с лепреконом вместо Крёстной Феи. Едем дальше.
В «Недозлыдне» Олег Ушаков предлагает читателю сказочный квест к целебному дубу с необычными встречами по пути: то дракон пролетит мимо, то злыдень к костру выйдет. Атмосферно. Душевно.
У Ирины Родионовой в «Вытьянке» тоже квест, но уже мистический, с лёгким психотерапевтическим эффектом. Ярик поехал на поиски своей потерявшейся бабушки. Вот только потерялась в этой истории не только она. Хорошая мистика получилась, цепляющая.
Закрывает сборник Роман Голотвин рассказом «Сноед долины Сэй». Япония, в которой демоны плотно вошли в повседневную жизнь людей. Настолько плотно, что иметь у себя одомашненного ёкая – это норма жизни, а воспитанию подкроватного монстра посвящены целые учебники. И в таком мире Кацуми обнаруживает, что ей необходим дух-сноед. Хороший рассказ для завершения сборника, оставляющий после себя позитивные эмоции.
В целом, неплохо. Не все истории пришлись мне по душе, но ради тех, что пришлись, читать книгу определенно стоило.