Максим Суворов «Темнее ночи»
Не спи, коли младенцы мертвые под порогом скребутся, да божество лесное смрадным дыхом травит. Домовой с кикиморой спорят... беги без оглядки — не то кровью умыться придется, да не своей. В этих историях сила нечистая властвует над судьбами, а человеку остается шептать молитвы, что растворятся во тьме.
Мрачный фолк-хоррор в специальном выпуске журнала «Рассказы».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Рассказы», 2019 г.
Рецензии:
— «Тёмное, народное», 2025 г. // автор: Александр Бауман
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 10 сентября 2025 г.
Сборники рассказов «Темнее ночи» и «Светлее дня» привлекли мне внимание своим оформлением: цветные срезы, атмосферные обложки и корешки, складывающиеся в одну картинку. А вот фамилии авторов были преимущественно незнакомыми. Тем не менее, я рискнул, купил оба сборника и не прогадал.
«Темнее ночи» обещает тринадцать хоррор-рассказов про фольклорных существ. Что ж, поглядим.
Сборник открывают «Сказки для маленьких девочек» Елены Станиславской. Это история Красной Шапочки, рассказанная по правилам тёмного фэнтези. Мрачно, безнадёжно и очень поверхностно. Мне не хватило подробностей и объяснений, да и финал случился слишком внезапно.
Но не совсем удачное первое впечатление тут же исправил рассказ Алексея Провоторова «Не имей дела с Хозяйкой Рыб». Короткая история, которую вполне можно поставить в один ряд с «Костяным» этого же автора. Мрачный мир тёмного фэнтези на грани с хоррором, сделка с нечистой силой, минимум действия, но максимум напряжения. Отличный рассказ с яркими образами.
Когда читаешь «Бартер» Мары Гааг, сначала кажется, что это рассказ про взаимодействие людей с мамниче – болгарской вариацией домового. Однако довольно быстро вскрывается второе дно, которое и пришлось мне по вкусу больше всего. Не буду спойлерить, скажу только, что для меня рассказ стал одним из лучших в сборнике, и я решил обязательно его перечитать через какое-то время.
Андрей Миля в «Десятой жизни» предлагает историю, рассказанную с точки зрения кота Василия. Как и все представители семейства кошачьих, Василий видит разнообразную нечисть и способен с нею общаться. Мне рассказ понравился, хотя и напомнил «Цену» Нила Геймана. Впрочем, это так, заметка на полях.
А дальше у нас «Касатики» Татьяны Верман. Яна поехала с Антоном в деревню к его бабушке и дедушке. Познакомиться с родственниками жениха, так сказать. Вот только она даже не представляла, чем обернётся эта поездка, и какие скелеты будут выпущены из своих шкафов. Рассказ представляет собой довольно неплохой хоррор с необычными мистическими существами. Атмосфера выстроена отлично, жаль, что финал слегка не дотянул. Ну да ладно.
Далее Олег Савощик и его «Карельская невеста». Москвич Павел поехал по работе в Карелию и познакомился там с местной девушкой Мариной. Роман у них вспыхнул быстро, вот только не знал Павел, что помимо романтики ждёт его ещё и столкновение с нечистой силой. Хороший рассказ с колоритной нечистью. Интересное наблюдение: финал этого рассказа сильно перекликается с финалом рассказа «Павлик, который живёт в дереве» из сборника «Светлее дня».
У Володи Злобина в «Красных глинах Киин-Кериша» троица друзей отправилась в Казахстан на археологические раскопки. Ну и накопали себе там проблем. В общем, нормальный такой мистический хоррор.
А Екатерина Годвер на фольклорном материале создала неплохой исторический детектив под ироничным названием «Долг платежом страшен». Отряд воинов расследует убийство княжеского сына и обнаруживает, что в деле замешана нечисть. Написано хорошим слогом, интрига выдержана, концовка интересная.
«Скоро вы опустеете», Дениса Гербера сильно выбивается из общей картины сборника. В старинной швейной машинке обнаружили таинственную записку на непонятном языке. Вскоре стало известно, что это описание магического обряда и слова заклинания к нему. Конечно же, проводить обряд не стоит. Конечно же, главный герой его проводит. Конечно же, ни к чему хорошему это не приводит. Рассказ содержит в себе совсем мало фолка, скорее он в духе ужастиков первой половины двадцатого века. Что-то подобное мог бы написать Сибери Куинн, например. Ну или Говард Лавкрафт.
«Змея» Анатолия Уманского мне уже доводилось читать ранее, и при повторном прочтении впечатления не изменились. Однажды у некоего Полковника в голове что-то ломается (или наоборот – чинится, тут уж как посмотреть), после чего его жизнь становится совсем удивительной. В рассказе ощущается какая-то зыбкость, что не пришлось мне по вкусу. Да и ни тематика, ни персонажи не вызвали интереса.
«Албасты» Ирины Родионовой привлекает своим названием. Собственно, суть рассказа в этом названии и кроется: люди сталкиваются со злым духом под названием Албасты. Рассказ нелёгкий, оставляет очень тягостное впечатление, и не все вопросы получают в нём ответы.
В «Ушше» Дениса Приемышева и Ольги Цветковой Руся ушёл в лес из-за Янки, хотя все знают, что в лес ходить опасно. Янка с сёстрами отправляется на поиски Руси, вот только расхлебать заваренную кашу будет ой как непросто. Хорошая тёмная сказка с густой атмосферой. Впечатлило.
А закрывает сборник «В лес по спинам великанов» Тины Берр, ещё одна история по мотивам известной сказки. Из «Джека и бобового стебля» не так уж сложно сделать тёмное фэнтези. Однако данный рассказ идёт дальше и предлагает своему читателю полноценный грим дарк. Очень мрачная история, которая отлично смотрится в качестве финала для книги с названием «Темнее ночи».
В целом, довольно сбалансированный сборник. Всем любителям фольклорной темы – рекомендую.