Дмитрий Воляков «Линия движется на восток»
Входит в:
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-28)»
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-28)»
Номинации на премии:
|
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хойти, 25 сентября 2025 г.
Очень хорошо, пусть даже не очень ново, но компактно, энергично, цепляет. Особенно когда не знаешь, кто ты сам в большей степени: Пит или Джон. Если рассматривать через призму темы «Раньше было лучше», получается, что это точка зрения Джона, который не в силах расстаться с дорогим его сердцу старьём (в том числе с книгами, которые он так и не прочитал, ну, и с музыкой то же самое).
По фабуле тут тоже интересное сочетание: буквальное убегание человеческого общества от «постепенного апокалипсиса» (можно провести параллель с закрыванием глаз на грозные предупреждения окружающей среды) и сатира на общество потребления («Самый новый – всегда самый лучший», – периодически грустно цитирую я из рассказа Маргарет Сент-Клер, который так и называется: «Потребители». Апарт: посмотрела сейчас – а рассказ-то 1956 года, ну и ну).
Споткнулась о: «заметенные песком улицы и дождевые сливы» (восприняла «сливы» как деревья и некоторое время недоумевала, при чём тут они) :)
«Экран приборной панели перелился всеми цветами» (перелиться через край можно, а тут надо бы «переливался»). Ну ладно, мелочи. Причём устранимые.
Karapapas, 14 сентября 2025 г.
Грустная история про систему потребления и обновления. Но для меня он какой-то не наполненный что ли. Весь текст только одна идея. Рассказ не оживает, он декламирует и всё.
видфара, 21 сентября 2025 г.
Тема – «лучшее бывшее», которое проигрывает в остром конфликте с «лучшим настоящим» …
Написано скучновато, картинка перед мысленным взором читателя возникает широкая, но пустоватая и практически монохромная. Читалось с усилием, послевкусие пыльно-песчаное, с тяжёлыми нотами затхлости.
Тайна города и мира, вечно убегающего от Провала, осталась категорически нераскрытой. Сюжет вяло движется вслед за рутинной поездкой ГГ и заканчивается на полпути к его новому дому.
Чудо здесь так и осталось на дне Провала, катарсис тоже где-то за кадром. В наличии уныние упадка старых районов и лихорадочная радость от гонки за свежими моделями всего подряд, начиная от музыкального проигрывателя и заканчивая жильём.
Достоверность средняя, ибо описанный мир служит декорацией для притчи, персонажи прорисованы схематично, а логика происходящего,увы, прямолинейна и банальна.
A.Ram, 20 сентября 2025 г.
Идея хорошая, воплощение спорное – вызывает сомнение, что при таких вводных бытовая жизнь и проблемы будут настолько одинаковы с нашими.
В целом, словно прочёл завязку, вот тут настоящие события должны расчехлиться и полететь, а вместо этого финиш. Чего-то не хватает. Может, рассказа?
Елена Пилигрим, 2 октября 2025 г.
Автор ставит перед читателем вопрос: оставить прошлое и идти дальше или сохранить прошлое, застрять в нем и превратиться в безумца. Ответ кажется очевидным, но не в этом рассказе. Не понравилось, как написано: длинные описания делают рассказ тягучим, нединамичным и скучным. Излишние детали, например, описания машин на дороге — не имеют никакого отношения к сюжету, не создают атмосферу и не несут никакой смысловой нагрузки.
Совет автору: поработайте над текстом, над его восприятием, сокращайте длинные описания, делайте текст динамичнее, добавьте реальную интригу и тайну.
• Он вышел во двор, осмотрелся в поисках назойливых соседей, прыгнул в “Вольтер” и выскочил со двора. – Так он нашел или не нашел соседей? А зачем он вообще это делал?
• Хорошо, что архитекторы, те что сейчас возводят стодесятый далеко на востоке, спроектировали Линию удобной для людей. – а могли сделать удобной для кого? Для животных? Пустыни? Змей?
• С севера и юга районы опоясывали две магистрали: Северная Вена и Южная Вена. – спасибо, Капитан Очевидность.
Дарья Сталь, 13 сентября 2025 г.
Добротный, крепко сбитый рассказ в стиле ретрофутуристики. Некоторые упущения о том, что же в мире происходит, что «линия идёт на восток», кажутся тут допустимыми и не портят сюжет, за текстом чувствуется свой мир, который можно додумывать и раскрывать в мыслях, как захочется.
Хорошая идея, качественно завернутая на противопоставлении героя с его старым другом. Мне кажется, автору всё удалось.
Klaes, 12 сентября 2025 г.
За что мне рассказ понравился.
За саму идею, которая, разумеется, куда шире простой критики общества потребления. Я про погоню за актуальностью, модой, престижем, что есть часть не стремления, а убегания. То есть бег за новым айфоном это некий карго-культ, подмена внутреннего изменения внешним.
За реализацию этой идеи, когда на небольшом объеме автор разворачивает полноценную композицию, и даже развитие действия укладывает в тесное прокрустово ложе так, что прям нехорошо от жизни героя становится. Да и от жизни Джона не меньше. Отказ от обновления, заякорение, это тоже плохо, чего уж тут, прямо гибельно.
За что не понравился.
Вполне возможно, рассказ специально такой ретрофутуристиченый. Но честно говоря, вот насколько мне чисто из-за вкусовщины нравится рассказ, мне не нравится в нём эта ретрофутуристичность, которую я сокращаю прям до 7 первых букв. Тут себя Автор проявил как тот самый Джон. Эта отсталость она и в нейминге, и утрированности персонажей, и натурально скупости текста.
Повторюсь, вполне допускаю, что Автор так и хотел. Но куча жёстче хлестанул бы рассказ, будь он чуть современно написан.
Как пожелание, пунктуацию поправить бы, особенно, по вводным конструкциям.
пользователь, 15 сентября 2025 г.
Рассказ описывает... сложно сказать без спойлеров...
Из плюсов:
Читать было скорее интересно чем нет, особенно ближе к концу.
Довольно хорошая мысль,
Из минусов:
Сюжета мало, а тот, что есть начинается на половине рассказа. И ему чего-то не хватает для интереса — может интересных персонажей, может хорошего языка...
Сам сюжет:
И случайно обнаруживает старого знакомого, который живёт впритык к провалу. Когда он его про это спрашивает, то тот отвечает что переезжать сложно, потому что много вещей — книг, пластинок, настолок.
Герой предлагает выбросить все эти старые вещи, но знакомый отказывается. Он говорит что герой и его бросил, как старый хлам. Знакомый злится и нападает на героя. Тот убегает.
Из мелочей:
Начало затянуто.
В общем это немного затянутый и скорее интересный чем нет рассказ с довольно хорошей мыслью. Но сюжета мало и чего-то не хватает для интереса. Как будто сначала сделали мысль, а вокруг неё всё остальное — сюжет, персонажей. Но остальное получилось неинтересным.
Sashak, 12 сентября 2025 г.
Мне понравилось. Аллегория на критику культуры бесконечного обновления вещей и людей/связей. Много метафор прогресса без памяти и эмпатии.
Сильные стороны:
— Яркая аллегория общества потребления. Это удачное и глубокое художественное решение.
— Атмосфера хорошо выстроена: всё складывается в убедительный мир.
— Тема раскрыта через диалоги а не излишнее прямое морализаторства.
Слабые стороны:
— Я устал от технических деталей машин, марок, моделей — какая то бытовуха.
— Пит остаётся слишком плоским персонажем: его линия неэмоциональна и звучит предсказуемо.
nemiroff2689, 15 сентября 2025 г.
Претендует на звание глубокомысленной антиутопии о том, как люди бесконечно переезжают на восток, чтобы их хлам не упал в чёрную дыру.
Пит замечает дом своего старого друга Джона. Тот, оказывается, всё ещё живёт в «нуле», хотя дом вот-вот рухнет. Пит заходит к нему. Джон встречает его битой. Так они узнают друг друга. Джон — коллекционер хлама: книги, пластинки, настолки. Он не хочет уезжать, потому что «надоело жить на коробках». Пит предлагает ему продать всё это барахло. Джон спрашивает: «Где Линда?». Пит отвечает, что они развелись. Джон приходит в ярость: «Ты её выкинул! Как старую машину!». Пит убегает, Джон кричит ему вдогонку: «Классная тачка, дружище!».
Пит уезжает на новом «Азимуте». Он злится на «чокнутого психа» Джона. А потом видит рекламу «Продиджи Ультра Макс» и заказывает его. Потому что новый гаджет — лучшее лекарство от экзистенциального кризиса.
Концепция. Идея города, который постоянно движется на восток, оставляя за собой пустоту, гениальна. Но здесь она подана так, будто автор сам не понял, что хотел сказать. Почему город движется? Как это работает? Почему люди соглашаются на эту бесконечную гонку? Никаких объяснений.
Персонажи. Пит — пустой сосуд. Его единственная характеристика — он любит сдавать машины и избегает конфликтов с женой. Пэтти — истеричка, которая ищет вафельницу. Джон — карикатурный «сумасшедший», который живёт в прошлом. Они не вызывают ни симпатии, ни интереса.
Описание Провала — единственное, что хоть как-то цепляет, но и оно тонет в общем потоке банальностей.
Финал. Вместо осмысления произошедшего Пит просто покупает новый гаджет. Это должно быть иронично, но выходит просто глупо.
Но даже не смотря на всё это... Это, покамест, самое лучшее из прочитанного... И очень уж на Хайнлайна похоже, а в частности на «Дверь в лето»... А это, мы кошастые, очень уж любимс...
Esminets Marat, 3 октября 2025 г.
Любопытная история на актуальную социальную тему. автору спасибо.