Дмитрий Лопухов «Маргиналия»
Входит в:
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-28)»
— цикл «28-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-28)»
Награды и премии:
| 
    
       лауреат  | 
  ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Второе место (Серебро) | |
| 
    
       лауреат  | 
  ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Выбор участников | |
| 
    
       лауреат  | 
  ФантЛабораторная работа, ФЛР-28 // Лучший рассказ по мнению читателей | 
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
 Хойти, 25 сентября 2025 г.
Замечательный рассказ! Книжная тема мне более чем близка, юмор абсурда уважаю, композиция чудесная, всё мне нравится! Разве что персонажи немного прямолинейные, а где-то даже и карикатурные, будем считать, что это диктуется жанром. Отличная работа с эпитетами. Понавыписывала (понакопировала) себе цитат, куда бы их пристроить? Ладно, буду пока хранить в загашнике.
Условно принимаю, что это тема №1 (кажется, просто потому, что темой №2 здесь и не пахнет).
Позабавило, что книжка, с которой рассказ начинается и которой же заканчивается (ну, почти), существует на самом деле, причём, судя по иллюстрации на обложке, это издание 1985 года, что несколько сужает круг подозреваемых (авторов) ;)
 muravied, 22 сентября 2025 г.
Про то как важно иногда сходить с конвейерного рутинного маршрута ДОМ — Работа — Магазин, а иногда заруливать в тёмные неизведанные сектора карты. Вот бывает видишь афишу крутого концерта, а он на другом конце города. На улице моросит дождик, и волей-неволей думаешь, вот дома тепло, жена, щас кино какое-нибудь посмотреть в мягком кресле... надо взять себя за шкирку и со словами НАДО выпереться на улицу и ехать. И в итоге, вспоминая лучшие моменты года, ты вспомнишь именно этот концерт и это путешествие к чёрту на рога. Мне показалось, что рассказ именно об этом. И ещё мне теперь захотелось картошечки откушать
 denshorin, 3 октября 2025 г.
Рассказ «Маргиналия» оставляет ощущение текста-лабиринта, где каждое слово – это дверь, ведущая за рамки сюжета. Сюжет словно существует на втором плане, а на первом – само присутствие героя внутри текста, его взаимодействие с обрывками, рисунками, записями на форзацах старых книг.
Посыл произведения заключается в том, что искать себя нужно не в готовой истории, не в последовательности событий, а вне сюжета – в том, как ты сам читаешь, реагируешь, замечаешь и осмысливаешь. Сюжет обманчив, он как мусорная куча в рассказе: притягивает внимание, но прячет главное. Главное же проявляется на полях, в маргиналиях, в том, что рождается в разрывах и недосказанностях.
Рассказ превращается в своеобразный ключ: он не даёт готового ответа, а заставляет задуматься, где именно искать себя – и подсказывает, что поиск этот лежит за пределами привычной линии поведения.
Однако детям этот рассказ я бы не рекомендовал. Между маргиналией и вандализмом существует очень тонкая грань: там, где взрослый видит метафору и культурный жест, ребёнок может воспринять прямой призыв к разрушению. Именно поэтому «Маргиналия» требует зрелого читателя, умеющего различать художественный приём и реальное действие.
 Елена Пилигрим, 2 октября 2025 г.
Конкурсная тема — «Раньше было лучше»
Жанр и фантдоп: Городское фэнтези с элементами сюрреализма.
Сюжет. Начинается с детской маргиналии и ведёт через годы — к прозрению и к возвращению к себе. Хороший темп изложения. Сильная сцена, когда ГГ узнает о смерти друга «Я зашатался, словно пропустил пару отложенных на двадцать пять лет ударов» — эмоциональный удар, который запускает внутреннюю трансформацию героя. Кульминация — сражение с существом —динамична, сюрреалистична и в тоже время с философской глубиной. А финальная сцена — с женой, «Ь» и дролери — завершает всё с теплом и юмором. Все ниточки соединились, и получилось литературное рондо. Мне понравилось.
Персонажи. Герой — очарователен, с таким прекрасным чувством юмора. Он живой, со своими сомнениями, переживаниями, с внутренним конфликтом действительности и «прекрасного далека». ГГ вызывает сочувствие, интерес, иногда раздражение. И главное, он показан в развитии. Второстепенные персонажи — яркие, гротескные, но не картонные. Кирилловна, бомж, картофельный человечек, голова из мусора — они такие самобытные, трогательные, местами причудливо смешные. Гриша — умный, с детской прямотой. Жена — почти призрак, но в финале возвращается как «нежный Ь» — это красиво.
Мир и атмосфера. Мир как поле памяти, ассоциаций, культурных отсылок. Атмосфера постоянно меняется от узнаваемого реалистично-будничной до полного сюра. В рассказе соединяются гротеск и нежность, философия и юмор. Для меня это было невероятно увлекательно.
Язык. Мои аплодисменты. Язык — яркий, насыщенный, образный! Такие красивые сравнения, оригинальные наблюдения, детали, контрасты – полная палитра красок! Пара примеров:
«Мир вдруг обрел ненормальную четкость — будто я много лет стоял перед грязным стеклом, а теперь его помыли». – как точно передано состояние!
«Светила полная луна — пятна на ней выглядели как карандашные маргиналии. В ближайшей пятиэтажке черным сном спали прямоугольники окон. Не горели фонари. Вдали туберкулезно кашляла собака.» – ни одного лишнего слова, картинка перед глазами и состояние тревоги. Браво!
Я искренне наслаждалась текстом. Спасибо, автор!
Единственное не Черное море расступилось перед Моисеем, а Чермное море (Тростниковое), сейчас его называют Красным.
Резюме: Рассказ получился глубоким, интеллектуальным, остроумным, необычным и эмоциональным. Трогательное путешествие к себе, через страхи, память и забытые каракули, извините, маргиналии, на полях. Он заставляет задуматься, поразмышлять: где и когда мы себя теряем, как найти дорогу домой. Читается с удовольствием, интересом, на одном дыхании.
 Лев Глебович, 17 сентября 2025 г.
Отлично. Почти что «Слова» Жан-Поля Сартра ) Интересная, оригинальная и животрепещущая тема. С юмором, с грустью и даже слегка познавательно. Я не имею филологического образования, посему не знал этих профессиональных терминов, а теперь знаю )
В целом это очень хороший рассказ, написанный прекрасным языком, с истинной любовью к Литературе, книгам и людям.
Из недостатков: в кульминации всё скатилось в сценарий голливудского блокбастера, а ещё мне встретились две опечатки.
И я не понял, зачем нужна информация, что супруги не занимались сексом полгода, и дело у них шло к разводу. Если всё настолько плохо, то ничего бы уже не помогло.
 verydevilear, 17 сентября 2025 г.
Я вот думал, что сюр не люблю, но, если вдуматься, то очень даже люблю. Но надо чтобы он был прикольный. Вот как тут. Живо напомнило мне рассказ «Третий звонок» некоего С.Шарпа и Шмаракова с его «Овидием». Классный рассказ, даже когда в середине показалось, что вот-вот все развалится на воду и энергию, рассказ неожиданно взял себя в руки, подвязал все хосты и закончил на очень даже высокой ноте. Кайф! Чисто субъективно — самый классный на конкурсе.
 stogsena, 17 октября 2025 г.
1/8 финала, поединок 6
Техника: тени прошлого
В синем углу ринга – Маргиналия (№8, рейтинг на момент поединка 7,48)
В красном углу ринга – Цой — Атстой (№15, рейтинг 6,65)
Раунд 1
С темой у обоих противников полный швах. Ну, то есть, Видфара нашел, типа «прошлое – праздник, который всегда с тобой», почти как Париж. Только это память делает его эдаким сакральным Парижем. Другое дело, его тени порой остаются с тобой, вот с чем уж не поспоришь. Такова техника бойцов этого поединка, со всеми ее недостатками и достоинствами.
Бойцы в разведке. Раунд никакой, но отдадим его №15, потому что с гитарой и без гитары – уже две гитары.
Раунд 2
Фантдоп, собственно, тоже определяется избранной техникой. Здесь нет места мистике. Эти призраки порождены сознанием героев. И так же, как постапщики меряются развалинами, так и бойцы нашего стиля меряются тенями.
В красном углу призрак лепят не столько из реальных воспоминаний, их у ГГ о Цое быть не может, сколько из представления мальчишки, и тень выходит такая же идеализированная. Неплохо. Но.
В синем углу тени формирует ГГ, не то чтобы продуманно (У нас продуманно – никогда! М. Жванецкий), но последовательно, используя определенную процедуру. И они выходят разные – на загляденье.
Упорный и качественный раунд уходит нумеру 8. За много хороших и разных.
Раунд 3. Персонажи
ГГ №15 в ореоле его юности и первых сражений сделан мастерски, он нравится зрителям, потому что в некотором роде является универсальной тенью их сознания – и мужской части аудитории, и отчасти даже дамской, потому что те когда-то были девочками и влюблялись в Пашек. Второго плана Юрец и фоновая Векторовна не так убедительны, но узнаваемы и по-своему симпатичны.
ГГ Маргиналий далек от идеала. Он ближе к усредненному зрителю, ошибается, забывает, почти хоронит лучшее в себе, но меняется, и еще способен на многое. Даже реальные персонажи вокруг него пунктирны, чем-то напоминают теней, зато материализованные тени индивидуальны и даже слегка изменчивы.
Снова упорный и очень близкий раунд, равенство.
Раунд 4
Наверное, в мире сюжетов все же больше четырех. Но наши истории сводятся к Борхесу.
История №15 – история взросления, она же история о поиске – себя, своего пути в жизни. Слепец считал, что раньше было лучше, а теперь многие поиски заканчиваются неудачей. Но тренеры из красного угла не согласны с ним. Цой уходит, и мальчик прощается с детством. Прощается, получив урок преодоления. Щемящая сцена ставит яркую точку.
Сюжет №8 лишь выглядит одной историей, когда «Улисс после десяти лет скитаний» возвращается и на накрахмаленных простынях любит Пенелопу. Здесь неявно заложена еще и история о самоубийстве творца. Борхес отчего-то молчит о том, что случается после – они возрождаются, так и ГГ №15, похоронив себя, вновь встает, чтобы все зарешать.
Битва вступает в решающую фазу. Тяжелейший раунд, бойцы не щадят ни себя, ни противника. Может быть, чуть лучше №8, потому что там заложено на волос больше.
Раунд 5
Не, ребят, это редкий случай, когда для меня оба лучше. Правда, только для №8 это означает выход в четвертьфинал.
 видфара, 21 сентября 2025 г.
Тема – «лучшее бывшее», отголоски которого пронизывают жизнь ГГ.
Написано неровно, иногда просто, иногда вязко. Читалось с усилием, особенно в середине рассказа.
Тайна прячется в отражениях заглавного понятия: это и древний «чат» книгочеев, и озарение Артёма, что
«дворы — это поля на страницах жизни»
или
«что все это — позволивший себе блистать бомж, криптовалютная старушка — маргиналии на полях моей жизни»
, и ощущение себя
«человеческой маргиналией на белом листе простыни»
Чудо общей победы над жестоким и унылым монстром продолжается маленьким чудом семейного единения, едва не скукожившегося под гнётом скучной реальности. Поэтому катарсис тут двуступенчатый, как ракета, и его сила приподнимает читателя над текстом…
Достоверность сказочная, зыбкая, её значительная амплитуда аккуратно повторяет все изгибы прихотливого сюжета.
 Esminets Marat, 3 октября 2025 г.
Великолепный рассказ, необычный, оригинальный, неожиданный; отличный сюжет, роскошный язык. Особая благодарность за финал.
 A.Ram, 19 сентября 2025 г.
«- ?» — это древний наскальный смайлик, да? Или автору влом было описывать: «Ржавым рельсом изогнулась моя бровь, а лицо раскорячилось в немом вопросе»?
В остальном претензий нет, замечательный рассказ. Хотя… знаете, герой совершил целый подвиг, а в финале получил уточку в трусах, на которой давно и неудачно женат. Как-то мелковат приз для победителя запредельного мусорного зла.
 yev, 17 сентября 2025 г.
По названию никогда бы не догадалась, какая прелесть здесь скрывается )
Чудесно получилось! Такой подробный уютный мир, аж шок и глисты) Спасибо автору!
 olganebel, 17 сентября 2025 г.
Прекрасно написанный рассказ о самом главном (да, я в курсе, насколько разные у разных людей представления о «самом главном» :) ).
Смеялась и плакала.
 nemiroff2689, 16 сентября 2025 г.
Мммм! Вот чего-чего а постмодерна я тут не ожидал увидеть… Получилось довольно неплохо. (давайте давайте господа начинайте, тоже мой рассказ, да?)
Остроумные шутки к середине текста начинают надоедать. (перебор, автор, реально перебор…)
Его «маргинальные переписки» — это, по сути, вариант граффити в общественном туалете, только в книгах. И так же, как и в туалете, участники этих бесед — странные, одинокие и слегка неадекватные личности.
Первая половина текста — это довольно милые, хотя и затянутые, воспоминания о детстве и юности. Но потом автор, видимо, решил, что быть милым — скучно, и впрыгнул в абсурд с головой. Появляется некое существо из мусора, которое «исправляет» людей, делая их пресными и скучными. Потом начинается драка с участием бомжа, картофельного фанатика и десятилетнего мальчика. (прям шекспировские страсти на помойке.)
Вопросы: почему картофельные братья решили помочь главному герою? Почему книга «Ваклин» снова появилась дома, хотя её выбросили?
Внезапное примирение с женой после ночной битвы с мусорным монстром — это конечно, из разряда «приехали…». Она вдруг вспоминает, что они знакомы давно, и они решают заняться «дролери». (дролери без трусиков, это отдельный вид искусства, ящетаю)
Автор, как ребёнок, (это не оскорбление! Это пахлава!) нашедший в шкатулке деда разноцветные стёклышки, склеил из них целый витраж, оригинальный и местами очень даже вкусный.
Мой балл 9 (топ разрастается, придётся долго думать и распредеять…)
 bentsler, 14 сентября 2025 г.
Прекрасный рассказ, хорошо написанный, складный. И тема книг и маргиналий мне близка. Щемящая грусть во время прочтения, но финал вселяет надежду на лучшее. Спасибо, автор!
 пользователь, 16 сентября 2025 г.
Третья группа, Жёлтая. Рассказ «Маргиналия».
Рассказ описывает... непонятно что...
Из плюсов:
Читать было скорее интересно чем нет.
Есть довольно интересная идея:
Что люди часто просто идут по сюжету, не оставляя никаких мыслей о нём на полях страниц. Не размышляя о том, насколько им этот сюжет нравится.
И есть люди, которые видят текст на полях и говорят что это мусор. Что надо просто идти по сюжету, а не размышлять, марая бумагу. И эти люди «самоотверженно» берут весь этот «мусор» на себя, а остальным говорят просто жить и не думать.
Что забавно, подобный персонаж, ведущий себя как диктатор, показан именно человеком, живущим в мусоре.
Из мелочей:
Есть немного юмора.
Из минусов:
Есть нелогичные моменты, например много совпадений:
Ну и вообще всё довольно нелогично. Потому что это что-то вроде мистики, только без отсылок к теориям древних людей, просто посреди обычной реальности происходит какая-то чертовщина. Или, вернее, абсурд.
Из мелочей:
Немного затянуто.
В общем это скорее интересный чем нет рассказ с довольно хорошей идеей. Только многовато абсурда и написано немного затянуто.