Айзек Азимов, Роберт Силверберг «Приход ночи»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Планета Калгаш обращается вокруг шести солнц, на ней никогда не бывает ночи. У Калгаша есть не видимый в обычное время спутник. Один раз в 2049 лет он вызывает солнечное затмение на всей планете на продолжительный период. В это время люди, никогда прежде не видевшие ночи и звёзд, получают психические травмы, сходят с ума, сжигают всё, что может гореть. Каждый раз после такого затмения цивилизация на Калгаше возрождается с нуля. Авторы оставили неизменной завязку рассказа А.Азимова «Приход ночи», но переписали финал.
Роман создан по мотивам одноименного рассказа Айзека Азимова, написанного в 1941 году.
«Памяти любимого и почитаемого Джона В. Кэмпбелла мл., – и двух перепуганных бруклинских мальчишек, которые в страхе и трепете переступили порог его кабинета – один в 1938 г., другой в 1952 г.»
Похожие произведения:
страница всех изданий (3 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iriya, 29 мая 2025 г.
«Тьма — самое противоестественное явление на свете.»
Когда-то в далеком 1941 году в одном научно-фантастическом журнале был опубликован рассказ малоизвестного на тот момент автора — Айзека Азимова. Шло время, этот текст стал классикой, а его автор — легендой. И вот спустя практически пол века Азимов решается написать роман на основе вышеупомянутого рассказа, взяв с собой в соавторы не менее легендарного Роберта Силверберга. Абсолютно не имея тяги читать малую прозу, я решила начать знакомство с творчеством авторов именно с их совместного детища — произведения «Приход ночи». Давайте разберемся, о чем же оно?
Представьте, что Вы живете на планете, которая находится в звездной системе, включающей в себя сразу шесть солнц! Что Вы никогда не видели темноты, не говоря уж о звездном небе над головой. Вообразили? Отлично! Вот Вы и перенеслись на планету Калгаш — место действия романа «Приход ночи». Действительно, для Калгашских жителей это не фантазии, а самая что ни на есть объективная реальность. Вечера они проводят в сиянии холодных и безрадостных солнц под названием Тано и Сита, утро встречают в золотом свете Оноса, а в дневное время их ласкает свет Довима, Патру и Трея. Благодать, да и только! Калгашцы знают жизнь, лишь в вечном свете солнц, инстинктивно страшась самого понятия «темнота». И только немногие из них готовы взглянуть в лицо злому року. Ведь в судьбу каждого из них врывается страшное событие, сигнализируя о конце цивилизации. Спустя более двух тысяч лет, Вселенная грозит неизбежным... Тьма все-таки придет!
«Если сделать вид, что не видишь приближения бури, авось буря и пройдет стороной.»
Поскольку перед нами — соавторство, то сложно сказать, кому из них (Азимову или Силвербергу) петь дифирамбы касательно литературного содержания. Полагаю и тот, и другой этого достоин. Восторг! Я находилась во власти происходящего от первой до последней страницы. Стиль повествования также радовал на протяжении всего произведения, прежде всего своим разнообразием — от красноречиво-детального до скромно-минималистичного. Да и сам роман оказался многослойным. Сюжет состоял из трех частей («Сумерки», «Приход Ночи» и «Рассвет»), абсолютно разных по настроению и жанру. В первой части все находятся в состоянии ожидания конца света, в последней — приспосабливаются к последствиям.
«Эта воющая орда горожан, вломившаяся в дверь — с ними была кучка Апостолов в рясах, но в массе своей это были обыкновенные люди, простые, добрые, скучные люди, которые всю жизнь занимались простыми, хорошими, скучными делами, поддерживая ход цивилизации. Теперь цивилизация вдруг застопорилась, и эти обыкновенные хорошие люди в мгновение ока преобразились в кровожадное зверье.»
Повествование романа разделено на несколько сюжетных линий, закрепленных за своими протагонистами. Геолог, психолог, археолог и астроном — каждый из этих героев раскрывает отдельную ипостась прихода темноты. Действие идет неспешно, позволяя им размышлять, мучиться, обсуждать надвигающееся и думать о произошедшем. Не поскупились писатели на описание мелких деталей — множество обыденности делает книжных людей невероятно живыми. Не спорю! По сравнению с сюжетом персонажи могут показаться незначительными. Но говорить о том, что эта книга не о людях, я не могу. На мой взгляд, именно благодаря одному из них, произведение оказалось невероятно правдоподобным. И не просто правдоподобным, скорее будоражащим. До сих пор перед глазами сцена, в которой психолог, исследующий психические расстройства людей, вызванные пребыванием в темноте развлекательного туннеля, сам отправляется во тьму аттракциона. Пожалуй, именно с этих страниц я окончательно прониклась задумкой авторов и вместе с жителями планеты Калгаш стала с ужасом ожидать неизбежного.
«Тьма — это только тьма, перемена окружающих условий. Нам она ненавистна, потому что мы живем в мире, где Тьма противоречит естеству, где всегда светит несколько солнц. Обычно на небе три солнца,бывает и четыре, а глядишь — осталось только одно, но света любого из солнц достаточно, чтобы разогнать Тьму. Тьму... Тьму... Тьму!»
«Приход Ночи» — невероятно увлекательное чтиво, как во время предвкушения трагедии, так и на страницах постапокалиптической истории с сумасшедшими варварами. Думаю, что Азимову и Силвербергу удалось нарисовать убедительную картину мира, полного недоверия, обмана, мелких предводителей, огня и постоянно растущего отчаяния. В конце концов становится очевидным абсолютное поражение людей, и даже неожиданный финал не избавляет от ощущения полной обреченности. Более того! Такое завершение мне даже понравилось — вполне жизненно: бесконечная трансформация человечества с цикличным становлением новых культур на обломках старых. Лично мне книга оказалась по душе. Возможно, это следствие отсутствия опыта сравнения — еще раз повторюсь, что не читала повесть-первоисточник. Посему говорить о том, что какие-то элементы в романе были лишними, а других не хватало, не могу. Я с нетерпением жду возможности познакомиться с другими работами авторов. Например, «Позитронный человек» или «Безобразный малыш».
Ну и немного о послевкусии. Мне было интересно и даже любопытно наблюдать в романе отголоски не только астрофизических проблем, но и философской теологии. Вместе с ними он также задевает теорию разума, исследуя тонкую зависимость индивидуума от ожидания и памяти. Поэтому в заключение хочется процитировать одного из героев, мысли которого неким шлейфом остались во мне:
«Ваш мозг устроен так, что в нем не укладывается понятие тьмы, как не укладывается понятие бесконечности или вечности. Вы можете только говорить об этом. Крохотная
доля этого уже угнетает вас, и, когда оно придет по-настоящему, ваш мозг столкнется с таким явлением, которое не сможет осмыслить. И вы сойдете с ума, полностью и навсегда! Это несомненно!»
Думаю, что надо поблагодарить Мироздание за то, что на планете Земля есть не только свет...
stenny, 5 апреля 2016 г.
Потрясающий роман.
Лень было расписывать последовательно и убедительно, обойдусь кратким изложением ответов на претензии и вопросы в предыдущих рецензиях других читателей
Азимов грешит сухостью изложения и недостаточно психологической проработкой персонажей, его конек — неожиданные идеи. А Силверберг наоборот, из довольно банального сюжета способен сотворить чудесную мистико-филосовскую книгу.
Опять убеждаюсь, что многие читатели читают методом «скоростного чтения» либо не обучены правильному восприятию текстов.
Читатели не пытаются «встать на место героев», а рассуждают примерно так: «вот я бы на его месте».
1. На Калгаше не бывает ночи, потому что постоянно «висит» какое-нибудь из 6 солнц. Однако шторы нужны, ибо все те же 6 солнц или упоминаемое 4-солнечное явление, 5-солнечный день — представляете как непривычно ярко будет для нас? Шторы — не только притеняют свет, который присутствует даже ночью, но и служит банально для отгораживания своей личной жизни от нескромных взглядов соседей.
2. Ночью на улице нет «темноты» в нашем понимании.А в переходах, подвалах и даже чуланах и кладовых, как ясно из эпизода со спасением Ширина во время погрома обсерватории, всегда горят «лампады», работающие на батарейках.
3. Некоторые узкие специалисты, как Сиферра иногда попадают в темноту, но на очень короткое время. Их где-то около 1 или 0, 75% населения, и судить о том, что народ Калгаша мог бы столкиваться с тьмой и выработать имунитет — все равно, что утверждать, что ловцы жемчуга ныряют на сколько-то метров и все остальные люди тоже всегда готовы к глубоководной жизни. Это к вопросу о «сантехниках», которые должны выступить в роли «пророков», и как их тоже приняли бы за сумасшедших. Однако я сомневаюсь, что сантехники лазили в достаточно глубокий колодец, и все равно, инстинкт повелевает им освещать пространство под землей.
4.Из-за постоянного присутствия на небе множества светил, даже ночью, пытаться разглядеть в небе звезды — все равно что искать их у нас днем. Даже с телескопом. Тем более. что у них не было мотивации ИСКАТЬ что либо в небе помимо 6 известных солнц. и я не спец по оптике и физике, но возможно что сияние солнц не позволяло рассмотретьчто-то и аппаратура не отвечала данным требованиям?
5. Вспомним, как на средневековых людей действовали солнечные затмения?
Помимо того, что абсолютной темноты на Калгаше не наступало, общество построено на системе избегания отсутствия затемнения вообще.Пытаться «познать«темноту — неприлично и противоестественно.
6. Почему жители не подготовились, чтобы работали очистные станции и другие машины? Механизмы, как таковые были в относительной исправности, исключая пожары и поломки вызванные погромами и повреждением во время безумия. Проблема была в обслуживающем персонале — противопожарная автоматика срабатывала, об этом тоже упоминается в книге, однако включить аппаратуру или провести проверку, настройку и запуск заново — было некому.
7. прекрасно обоснованный выбор «кары» — огонь, и очень логичное и изящное объяснение. Если люди никогда не сталкивались с отсутствием света, то естественно, что они будут пытаться любыми доступными средствами осветить пространство. А с непривычки и в состоянии истерии трудно удержать такую опасную стихию под контролем. Отсюда и опустошительные пожары.
8. Очень логичное сведение всех типов героев, которые взаимно подтверждают общую теорию о «конце света». Уверена, что авторы хотели описать не столько идею о «солнечном затмении», а сам процесс — массовых истерий и психозов, воздействии СМИ на широкие массы и формирование «нужного» мнения. Описание бездействия правительства, безответственности журналистов и проч. Т.е. гораздо более широкий круг «человеческих» или общегуманитарных проблем, нежели «техническая» идея, а что если бы...
9. Также предметом исследования поведения «толп» было описание сумасшедших разных типов и реакцию лидеров, создающих микрокоролевства.
Примерно такое же исследование Силверберг предпринял в своем одиночном рассказе «про диверсию с препаратом, породившем эпидемию амнезии в повести «Как все было, когда не стало прошлого». А также в несколько преломленном виде в романе «Умирая в себе»
10. Вообще, эта книга, как и собравшая много дизлайков «Основание». Основатели или Фонд — эта книга скорее рассматривает СТРАТЕГИИ поведения индивидов и отдельных групп людей, а также «толпы» в целом.
Якобы «невозможно точные предсказания» Хари Селдона оперируют не отдельными индивидуумами, а реакциями толпы. Если почитать Троецарствие Ло Гуаньчжуна где-то с 49 главы 1-го тома, ( а дальше 1 том кончается, там всего-то 55-58 глав, так что читайте до конца книги) то можно воочию убедиться в «точности предсказания реакций», например, полководца.
Иллюстрация к одной из стратагем повествует, как однажды войско врага подошло к городу, в котором казалось не было войск, а знаменитый стратег Чжугэ Лян играл на лютне, сидя наверху городской стены.враг зная о хитрости Чжугэ Ляна заподозрил хитроумную ловушку, однако у стратега действительно был очень ограниченный гарнизон солдат.
Когда не-обман кажется настоящим обманом — это и есть истинный обман.
ПС. 11. Ученые покинули Убежище как раз обоснованно ( и об этом упоминается!) потому что рано или поздно Апостолы придут и ОТРЕЖУТ/изолируют их в этом курятнике, (банальная примитивно тупая осада) и из него придется выбираться с боем. А в Национальном парке больше возможностей для маневров — можно прятаться, устраивать «партизанскую войну», ловушки, вьетнамские партизанские тропы и ямы с кольями, завалы и проч.
Почитайте военную стратегию, это совсем другой взгляд на казалось бы очевидные «разумные» вещи.
ПС 2 — примеры «массовых истерий» новейшего времени — «миллениум» и «обнуление» электронной аппаратуры и Конец света по «майскому календарю». «Лихорадка Эбола», «свиной грипп» и «вирус Зика». И кто смеет утверждать, что сейчас мы «просвещенное» не поддающиеся панике, психозу и прочим внушениям общество?
Клован, 18 июня 2019 г.
Профессор психологии, по совместительству практикующий врач, специализируется на пациентах, боящихся темноты. Профессор археологии на раскопках, благодаря природному катаклизму, делает удивительное открытие. Профессор астрономии, занимаясь вычислениями орбиты, подвергает сомнению теорию всемирного тяготения. Профессор... нет, теперь уже просто журналист, более-менее знаком со всеми этими профессорами и пишет о них в своих статьях. Но всё это происходит на некоей планете, у которой шесть солнц и на ней никогда не наступает ночь — всегда хоть одно маленькое солнышко да светит с неба. Ну, и не будет спойлером сказать, что произойдёт — это вынесено в название романа.
Роман предваряется совершенно непонятным обращением к читателю: мол, Калгаш — это чужая планета, населённая чуждыми существами, ничто там не похоже на Землю и людей. Мы, мол, могли бы наизобретать кучу непонятных слов для обозначения инопланетных событий и предметов, но не делаем этого для удобства читателей. А так, знайте, «руки» — это не руки, «мили» — это вовсе другое расстояние и т. д. Беда в том, что, за исключением одного-единственного различия от человека: панической боязни темноты, эти инопланетяне один в один обычные люди. Делать их по-настоящему непохожими на людей — это же сложно, это же заумно, это же как у Лема, это же непонятно и никто потом не купит. Зачем тогда было нужно это предисловие?
А ведь такая вещь, как вечный день, даже я понимаю, наложит очень существенный отпечаток на развитие цивилизации. И в культуре, и в технике. Человек (наш человек, землянин) «приручил» огонь не только, чтоб готовить пищу — в очень немалой степени это была защита от ночных хищников и освещение. Да и сами ночные хищники, значит, на Калгаше отсутствуют. А ведь огонь — один из краеугольных камней в прогрессе. И как всё пошло бы, если б огонь был нужен только, чтоб пожарить мясо?
Нет, в книге ничего подобного нет. Обычные жители Нью-Йорка в своих обычных пиджаках и свитерах сидят в обычных ресторанах, только на небе у них то два, то три, а то и все пять солнц. То есть от интереснейшей задумки (хоть это и невозможно в материальном мире — в шестикратной звездной системе просто не может быть планет, по крайней мере, с устойчивой орбитой) — как могла бы развиваться такая цивилизация, что бы из неё к описываемому времени получилось, авторы взяли только светобоязнь. И всё! И обошли сторонкой неудобные вопросы — почему при развитой авиации и даже лучевых пистолетах нет ракетостроения, почему до радиотелескопов не додумались при уже имеющемся телевидении и т. д.
Обычно в отзывах я от минусов перехожу к плюсам, побрюзжу на автора, что вот тут не то, а тут не так, да и похвалю за то вот и за другое. А здесь хвалить не за что. Можно от главного минуса перейти к второстепенным, но тоже минусам — и указывать на одну нелепость за другой, но зачем?
Крайне разочарован. Воплотить эту задумку можно было по-другому, заявленные темы раскрыть по-хорошему. А так... Цикличность развития еле-еле задели, астрономия в подобных условиях вообще непонятная, катастрофа, гибель цивилизации нестрашная какая-то, пост-апокалипсис невнушительный (а уж как я это дело люблю, как понял, к чему клонится, начал ручки потирать: ну, сейчас реабилитируются, но нет!). И вывод. Какой? Что из этой книги можно вынести? Какие были бы люди, если бы в их мире не было ночи? Нет, я этого не узнал. Что было бы, если бы каждые две тысячи лет большая часть населения погибала? Нет, это пропущено. Даже самая благодатная для фантазии тема — восстановление человечества малой выжившей частью — превращена в какое-то нелепое шатание по лесам и развалинам. Просто развлекательная литература без всякой смысловой нагрузки. При том, что все условия для этого были, нет, авторы решили не заморачиваться. А за развлекательный роман от авторов из «Золотого века» и оценка соответствующая.
White Bear, 16 сентября 2010 г.
Жалею, что сразу начал читать роман не прочитав оригинальный рассказ Азимова. Рассказ уж точно был короче. Вообще идея мира, в котором круглые сутки светит солнце и не одно, а даже 6 мне нравится. Интересно было узнать, что будет, когда выключат свет.
Первые 100 страниц романа главные герои постепенно открывают для себя, что скоро день закончится и наступит тьма. Но мы это уже знаем — благодаря спойлеру в аннотации и названии книги, поэтому читать, мягко говоря, не интересно.
Поражает отсталость астрономии от остальных наук. За 2000 лет они изобрели лазерные пистолеты, компьютеры, но только недавно открыли закон всемирного тяготения и даже не догадываются о звездах. В этом бы им помог любой сантехник, который полез бы чистить колодец. Из колодца то звезды видно и днем.
Видите ли у них всегда светло. И в подвале и в пещере, и все комнаты с окнами, и лампочки никогда не перегорают и перебоев с электричеством никогда не бывает. Автор явно недооценивает устойчивость человеческой психики, пара минут без солнца и не сойти с ума — для него это истинный подвиг. Хотя автор тоже в этом сомневался и растянул затмение на несколько часов, видимо спутник планеты, малость затормозил на эллиптической орбите.
Главные герои — сущие дети, о затмении знали за год вперед и никак не подготовились, хотя нет, заготовили пару сотен деревянных факелов, которые немного контрастировали с лазерными пистолетами, но видимо у них фонарики тоже не изобрели.
Хотя может не герои наивные, а автор, который раздул до романа небольшой рассказ и наплодил кучу ляпов и недоразумений? Кто знает...
семм, 9 апреля 2013 г.
Открывая «Приход ночи», я был уверен, что начинаю читать рассказ, написанный Азимовым в 1941 году. Однако в этом «рассказе» оказалось около 400 страниц, а по обращению к читателю стало ясно, что существует у Айзека соавтор. Что меня вообщем не смутило. О том же, что это роман, созданный через полвека по мотивам одноименного рассказа, я узнал уже по прочтении. В связи с чем чувствую небольшое разочарование. Но некого винить в своей невнимательности, тем более, что данное произведение мне вполне понравилось. Хоть и предпочел бы я все таки оригинальный текст, сделавший Азимова популярным.
Теперь о самом романе. Во первых хочется выразить большую благодарность авторам за то, что все описанные события, происходящие на далекой планете Калгаш, рассказаны ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ языком, без применения надуманных инопланетных терминов, которые для удобства восприятия заменены аналогичными земными эквивалентами, о чем заранее читателя предупреждают в предисловии. И там же намекают, что все герои совсем не обязательно являются людьми или даже гуманоидами, что снимает все обвинения в ляпах, недоразумениях и наивности героев романа, «звучащие» в некоторых отзывах.
Этот роман о том, что происходит с отдельными личностями и с цивилизацией в целом, когда в мире происходит событие необъяснимое для большинства и пугающее для абсолютно всех. О хрупкости общества, считающегося вполне развитым и цивилизованным. О том насколько общественное мнение, пусть даже совершенно невежественное, сильней голоса горстки людей, несмотря на их просвещенность и научный авторитет. И пусть это событие всего навсего обычное для землянина затмение солнца, оно способно полностью разрушить привычный мир жителей Калгаша, незнающих темноты в своей жизни, которая наступает только раз в 2049 лет.
А что станет с нами если на нашем небосклоне неожиданно взойдут пять солнц, привычных для Калгаша? Кто знает?
eidenveis, 17 мая 2019 г.
Попробую своим отзывом и впечатлениями дополнить мнения других читателей, которые довольно развернуто описали данное произведение. Скажу, что довольно приятно читать отзывы других читателей, особенно их мнения и вопросы к автору за некоторые, скажем так, ляпы или личное виденье развивающихся действий в результате планетарных изменений, которых никто не ожидал, кроме определенного круга людей. Вопреки некоторым мелким недочетам, которых по-истине мало, я бы сказал, что это одно из лучших произведений, которое я бы рекомендовал всем, кто начинает знакомиться с научной фантастикой. Многие скажут, что в сюжете сочится ручеёк, который там не нужен, но я скажу, что идея этого «ручейка» — это накаливание обстановки, чувство предвкушения предстоящих событий. До определенного момента автор даёт вам время подумать и пропустить мысль, что может не всё так плачевно будет и есть шанс, что общество одумается (благодаря разъяснениям астрономов), либо предпримет что-то. Возможно данная мысль не у всех проскочит, что в принципе и объяснимо по продвижению сюжета. Сюжет прихода ночи на планете, которая постоянно освещена довольно оригинальная. Первое, что мне пришло в голову — это эскимосы, которые живут на Земле, при том находясь в Калгаше и в его параллельной Вселенной. Все дело в том, что полярная ночь или день длятся довольно-таки долго около 6 месяцев, что не обычно для нас обыденных обитателей «нормальных» широт. Из прочитанного про эскимосов, могу сказать, что нормальный человек, в условиях полярных ночей или дней может сойти с ума, естественно есть и индивиды(маленький процент), которые могут пережить такое и приспособиться, заметьте, тут речь не идет о экстремальных температурах, а именно о количество солнца и не типичному биоритму.
Этим я хочу сказать, что поведения людей вполне оправданы и присутствие религии в сюжете, как манипулятивного органа, который наводит порядок, является единственным «подорожником», который может излечить стадо безумных и безнравственных орд людей. Людей, которые в силу сложившихся условий потеряли рассудок, а некоторые полностью выпустили своих демонов на волю, оправдывая свое поведение безнадежным концом света.
Сплетение кусочков пазла от лица различных персонажей, которые представляют различные профессии обыграно очень занимательно. Постапокалиптические сцены понравились тем, что оставляют вас неравнодушными и заставляют сопереживать персонажам, которые попали в этот хаос безумия.
Особого философского смысла вы тут не найдете, кроме одной истины, что люди, потерявшие рассудок способны на непредсказуемые действия опасные для вашей жизни. Но ещё опаснее люди, которых до этого сдерживали массовое соблюдение принципов нравственности и морали, подкрепленные осуждением и наказанием за аморальные поступки в случае проявления своей темной эгоистичной личности.
Ученик Дьявола, 24 февраля 2021 г.
«Приход ночи» – одно из трех произведений Азимова, которые он в начале девяностых существенно переработал в соавторстве с Робертом Силвербергом. Если о достоинствах «новых» «Позитронного человека» и «Безобразного малыша» в сравнении со «старыми» «Двухсотлетним человеком» и «Уродливым мальчуганом» можно поспорить, то «Приход ночи» кажется мне несомненной удачей. В отличие от написанного еще почти полувеком ранее одноименного рассказа, роман 1990 года получился ярче и насыщеннее.
Нельзя, однако, сказать, что расширенный «Приход ночи» состоит из одних достоинств. Соавторы, увлекшись закручиванием интриги, нагнетанием напряженности до катастрофы и живописанием мрачных картин после нее, как мне кажется, несколько небрежно подошли к продумыванию деталей цивилизации Калгаша. А она на планете вечного света неизбежно должна обладать рядом весьма любопытных черт, помимо непереносимости темноты. К примеру, в музее университетской обсерватории выставлены первые телескопы основоположников астрономии. Вопрос: как вообще мог появиться телескоп там, где всегда день и на небе видны только солнца в различных сочетаниях? Потребность в телескопе появляется тогда, когда требуется наблюдать слабые источники света на небе – такие, как звезды. Но звезды для жителей Калгаша – либо нечто несуществующее, либо предмет далеких от науки фанатических проповедей Апостолов Пламени. А значит, вряд ли тамошние астрономы стали бы изобретать телескоп для поисков того, чего, по их мнению, нет и не может быть. Есть только шесть солнц, а чтобы смотреть на них, телескоп не нужен. Да и может ли сформироваться в таком мире астрономия в нашем, земном понимании? Даже само слово «астрономия», происходящее от корня со значением «звезда», не могло бы там существовать. Скорее следовало бы назвать эту науку гелиономией.
Еще пример из научной сферы. Уровень цивилизации Калгаша в целом соответствует нашему концу двадцатого века, но закон всемирного тяготения открыт там совсем недавно. Это совершенно понятно и правдоподобно: на одном только примере системы из семи небесных тел найти общую закономерность очень сложно. В одном из эпизодов калгашские астрономы рассматривают гипотетический (для них) случай с одной звездой и одной планетой и приходят к выводу, что в таких условиях открытие закона всемирного тяготения состоялось бы намного раньше. Здесь читателю определенно полагается снисходительно улыбнуться, разве не так? Но вот от чего пропадает улыбка и глаза лезут на лоб – это от упоминаний таких понятий, как гравитационные линзы и складки пространства, причем этими терминами не оперируют какие-нибудь знаменитые ученые, а запросто бросаются обыкновенные аспиранты и ассистенты. Откуда могли взяться в науке, открывшей простую небесную механику всего три десятка лет назад и до сих пор подвергающей ее проверкам, понятия общей теории относительности? Да что там, даже такой простой термин, как световой год (он встречается раз или два в беседах астрономов), едва ли мог возникнуть на Калгаше. В нем просто не было бы надобности – в тамошних реалиях могли бы пригодиться разве что световые минуты.
Если перейти от науки к быту, то и тут не все гладко. Не раз и не два упоминается, что жители Калгаша в своей боязни темноты спят с «лампадками» – особыми светильниками на аккумуляторах. Логично предположить, что они, раз у них в ходу такие «лампадки», на время сна все-таки затемняют помещения. Но тогда получается очень странно: боятся темноты, при этом создают ее искусственно и искусственно же от нее спасаются. (Как тут не вспомнить пушкинское: «Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше? Я не могу дормир в потемках!») Не проще ли было бы не занавешивать окна, не закрывать их ставнями или чем там еще у них в ходу? Короче говоря, то ли я что-то недопонял насчет калгашских обычаев, то ли это очередной авторский просчет.
Можно привести еще несколько подобных примеров, но, наверное, и приведенных выше для одного отзыва вполне достаточно. Вообще-то я не могу сказать, что такие вот мелкие неувязки сильно портят «Приход ночи», – нет, роман определенно заиграл новыми красками и читается с намного бо́льшим интересом, нежели исходный рассказ. Однако сдается мне, что соавторы слишком спешили при работе над ним – отсюда и эти непродуманные мелочи, на которые они наверняка обратили бы внимание, если бы потратили на проработку мира Калгаша немного больше времени и сил. Так что в результате у них получилась просто очень хорошая вещь, но все же не идеал.
Надежда, 7 октября 2016 г.
Роман высосан из пальца и кажется очень наигранным. Слова размазаны по страницам и разбавлены большим количеством «воды». Купилась на авторитет автора и высокий рейтинг, о чем позже пожалела. Первую четверть романа (до затмения, когда все только завязывалось) читала с некоторым интересом, затем интерес упал до нуля, загадка ушла, было неинтересно, не цепляло.
Ben Chevis, 6 января 2015 г.
Очень интересный взгляд на религию, как созидающую силу (это о концовке). Альтернатива «Трудно быть богом « Стругацких. Но как то не верится в средневековое «Возрождение». И ученые какого-то хрена из Убежища сбежали (это из столицы то). Конец не Азимовский..., хотя через 50 лет после рассказа... Советую прочитать, есть о чем подумать.
edwardvik, 7 октября 2022 г.
Да, во всеобщее безумие от одного вида ночного неба верится с трудом, тут задумка романа дает слабину. Но кто его знает.... Читалось довольно споро, хоть и были скучные места. Много довольно однообразных героев, из которых выживут не все. Но финал на мой взгляд умный и красивый. ГГ смиряется с необходимостью и жертвует своими идеалами ради спасения цивилизации. За финал ставлю довольно высокую оценку и рекомендую к чтению.
sergej210477, 20 сентября 2017 г.
Интересный роман. Отличный представитель жанра научной фантастики. Только, я жалею о том, что раньше прочитал одноименный рассказ А. Азимова, из которого, собственно, и выросла эта книга. Поэтому, вся интрига данного произведения для меня для меня потеряла свою остроту и драматизм. Но, всё равно, читал роман с удовольствием.
Первая часть книги довольно неспешная, мало действия, но много напряженного ожидания, предчувствия Конца Света, всемирной катастрофы. Умело нагнетаемая атмосфера приближения нечто страшного, неотвратимости трагедии.
Зато вторая, а особенно, заключительная часть романа — переполнены событиями, даже, я бы сказал, приключениями. Отличная смесь научной фантастики, социальной трагедии и некого постапокалиптического рассказа о выживании главных героев. Динамичное и захватывающее повествование.
Можно, конечно, много спорить о противоречиях, логических несуразностях и разных мало реалистичных моментах этой книги. Да, в романе слишком много случайных совпадений, притянутых за уши выводов, люди действуют не всегда рационально и естественно. Но, все-таки, это фантастика, и действие происходит не на Земле, а жители Калгаша — не люди. Можно допустить, что все сложилось именно так, как и задумано авторами. Лично для меня, было интересно поставить себя на место героев, поприкидывать разные вероятности развития событий.
Хорошая, качественная и достаточно оригинальная книга.
wooldoor, 26 сентября 2010 г.
мы привыкли жить в нашем, настоящем мире, с изменяющейся погодой, днем и ночью. А что если постоянно будет день и однажды наступит ночь. ночь которую не видели 1000 лет, ночь о которой известно лишь по библейским писаниям, в которые верит малая часть живущих.
И ночь приходит, и выжить в этом «армагеддоне» сможет не каждый.
Analyzer, 6 мая 2009 г.
Интересный рассказ. Жаль только что и ученые таки не выдержали и Теремон который казалось был достаточно стойким.
Как хорошо что я купил большой сборник. Почти ни один рассказ еще не разочаровал полностью.
Dan-Master, 20 августа 2008 г.
Исключительно интересный роман. Сама концепция прихода ночи в мир постоянного света — черезвычайно нетривиальна. Не тривиальна так же и причина безумия жителей впервые увидевших звездное небо! Интересен поиск причины который осуществляют герои романа, он напоминает индийскую притчу о шести слепцах и слоне. Сколько не щупай различные части, пока не увидишь единое целое — истину не установишь. Одним словом — Браво!:appl::super:
arey951, 27 марта 2022 г.
В произведении весьма подробно раскрывается сторона работы научного коллектива на фоне приближающейся катастрофы. Причем, автор (-ы) постарался излагать ее максимально приближено к научным представлениям своего времени. Можно даже сказать, что это «научная» научная фантастика :) Во многом по этой причине первые впечатления о романе были сугубо положительными. Их не сумело испортить даже большое количество роялей в кустах (несколько ученых из одного и того же коллектива в одно и то же время раздельными путями приходят к взаимосвязанным открытиям, которые, казалось бы, напрашивались сами собой на протяжении множества предшествующих лет).
Однако затем, когда научная часть романа проходит мимо, а на смену ей прилетает типичная в общем-то постапокалиптика, все чаще и чаще начинаешь ловить себя на чувстве некой фальши, которым пропитано все произведение. Возможно, это связано с тем, что здесь от автора потребовалось отойти от канцелярского стиля, который был уместен в научной части, к стилю драматическому, чтобы показать социально-психологические аспекты данной катастрофы, которая едва не уничтожила всю цивилизацию. И-и-и... у него не получилось этого сделать. Диалоги персонажей мало того, что похожи друг на друга (словно бы во всех героев вселился дух безумного кукловода, решившего разыграть спектакль, в котором все роли исполняет только он сам), так еще и сам сюжет оброс какими-то совершенно картонными действиями и декорациями. Это грустно. Но грустнее всего концовка произведения, которая свела на нет все то противостояние между религиозными фанатиками в лице Апостолов и рассудительными технократами в лице научного коллектива, которое автор усиленно разжигал едва ли не в каждой главе.
Впрочем, произведение, невзирая на все его минусы, все равно хорошее. Рекомендую к прочтению хотя бы первую часть.
P.S. отдельно стоит отметить невероятно оригинальную идею о роли затмения на планете, которая не знает ночи.