Пьер Буль «Фотограф»
Знаменитый репортер-фотограф, тяжело раненный в ногу в Алжирской войне, вынужден отказаться от своей профессии, или, по крайней мере, от её наиболее увлекательного аспекта — «охоты» за редким кадром. Сначала он погружается в меланхолию, но затем решает-таки выйти на фотоохоту за кадром. Писатель мастерски преподносит эту страсть, захватывающую людей, стремящихся получить нужное фото.
- /период:
- 1990-е (1), 2010-е (1), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (3)
- /перевод:
- В. Никитин (2)
страница всех изданий (3 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 3 октября 2025 г.
В нашем с вами реальном мире некто Кевин Картер в 1993 году в Судане сделал свой идеальный кадр. Он был автором той самой легендарной фотографии, где был изображен истощенный от голода ребенок, к которому подбирается стервятник. В одночасье Картер стал популярным и знаменитым, получил Пулитцеровскую премию, а потом превратился в изгоя, впал в глубокую депрессию и покончил с собой. Из-за того, что выяснилось: примерно полчаса он добивался еще более впечатляющего кадра, ожидая, пока стервятник расправит крылья, не дождался и спокойно пошел по своим делам, не попытавшись как-либо помочь умирающему ребенку. Зато довольный тем, что удастся продать фото в самые влиятельные издания...
Герой булевского «Фотографа», в отличие от Картера, вовсе не способен испытывать угрызения совести. Он даже скорее не человек, а бездушный биоробот с фотоаппаратом. Продающий людские страдания, ищущий идеальный ракурс, чтобы запечатлеть боль, кровь, смерть. Считающий, что подлинный художник, каковым он себя полагает, должен быть чужд жалости и сострадания...
Как таковой, он готов стать соучастником громкого политического убийства, чтобы запечатлеть последние мгновения жизни загнанной в угол жертвы...
Но вот можно ли его считать художником? Скорее уж самым настоящим стервятником, источающим мерзкий аромат падали...
majj-s, 11 февраля 2020 г.
Так вышло, что не читала «Планеты обезьян», которой Пьер Буль более всего матери-истории ценен. и кино не смотрела. О «Мосте через реку Квай» слышала, конечно. Но тоже не читала. И вообще ничего не знала о писателе до «Фотографа». Пришло время свести знакомство. Опыт довольно интересный.
Хотя бы потому, что интрига закручена вокруг планирования и подготовки покушения на президента. Увенчается ли оно успехом, не скажу. Однако самая возможность рассматривать подобное в качестве двигателя сюжета не с позиций «предотвратить», как в «11/22/63», но с целью использовать для осуществления своих честолюбивых мечтаний — это возведенное в абсолют «после нас хоть потоп». Неважно, что же будет с родиной и с нами, каким резонансом отзовется в мире, сколько людей прямо или косвенно пострадают.
Героя интересует одно — идеальный кадр. Вторая подряд книга о человеке, потерявшем ногу — отражение моего фирменного закона парности. Хотя фотографу Марсиалю Гору жизнь на протезе дается куда тяжелее, чем детективу Корморану Страйку из книги Джоан Роулинг, ну хот я бы потому, что ортопедия в начале десятых много лучше, чем полвека назад, когда писался «Фотограф». Жизнь в мире без глобальных войн помогает наиболее социально-уязвимой части населения занимать достойное положение в обществе. Но зачем герой станет думать об этом. Он ведет себя, как человек, который хочет прикурить, и если для этого придется взорвать пороховой погреб — быть посему.
Еще одно совпадение в двух последних книгах — там и там знаменитая красавица кончает жизнь падением с большой высоты. Первым подоспевший к месту происшествия репортер увидит на мостовой женщину с лицом, не выражающим той степени высокой трагедии, какую хотел бы запечатлеть. Тогда этот смышленый человек делает ход конем — называет два имени: возлюбюленного женщины и соперницы, ради которой тот ее оставил. Voila — выражение горького страдания сменяет маску тупого безразличия. Идеальный кадр сделан!
Этот роман весь такой. Предельно циничный, низводящий профессионализм до уровня жиненной позиции пиявки прудовой, примерно с тем же интеллектом. Потому что, вы же понимаете: насколько бы репортер ни был увлечен возможностью сделать идеальный кадр, он не может не учитывать, что после покушения спецслужбы истолкут в порошок и просеют сквозь мелкое сито всех, вовлеченных в ситуацию. и кранты его идеальному кадру.
Полагаю, не зря относилась к творчеству Пьера Буля с некоторым предубежденнием.