fantlab ru

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Война Калибана»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
1978
Моя оценка:
-

подробнее

,

Война Калибана

Caliban's War

[под псевдонимом Джеймс Кори]

Роман, год; цикл «Пространство»

Аннотация:

Мы не одни.

На Ганимеде, кормящем внешние планеты, марсианская десантница видит, как ужасный суперсолдат уничтожает ее отряд. На Земле высокопоставленный политик старается предотвратить возобновление межпланетной войны. На Венере, инопланетная протомолекула наводнила планету, провоцируя огромные изменения, и грозит распространиться по всей солнечной системе.

В глуши космоса Джеймс Холден и команда корабля “Росинант”, помогают Альянсу Внешних Планет поддерживать мир. Когда они соглашаются помочь ученому найти пропавшего ребенка на раздираемом войной Ганимеде, будущее человечества зависит от того, сможет ли один корабль остановить вторжение, которое уже началось…

“Война Калибана” – стремительное приключение, продолжающее сюжет “Пробуждения Левиафана”.

© Перевод аннотации geralt9999
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

Награды и премии:


лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2013 // Научная фантастика

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 8-е место

номинант
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ

Похожие произведения:

 

 


Война Калибана
2013 г.

2018 г.
Война Калибана. Маслобойка. Боги риска
2021 г.
Война Калибана
2025 г.

Электронные издания:

Война Калибана
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Caliban's War
2012 г.
(английский)
Війна Калібана
2021 г.
(украинский)

страница всех изданий (7 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Война Калибана» – второй роман цикла Джеймса Кори «Пространство». Помимо развития сюжетных линий, он значительно расширяет вселенную цикла, углубляет персонажей и поднимает ставки в политических играх до поистине космических масштабов.

Действие начинается спустя несколько месяцев после событий первой книги. Солнечная система балансирует на грани войны. Земля и Марс готовы схлестнуться в убийственной схватке по малейшему поводу – напряжение достигло точки кипения. На Ганимеде, «хлебнице» внешних планет, происходит катастрофическая атака с участием одного из чудовищных гибридов, созданных при помощи протомолекулу. В результате разрушаются жизненно важные агрокуполы, что уносит жизни тысяч людей. Искусственной экосистеме Ганимеда уже не оправиться. Это событие становится спусковым крючком для полномасштабного конфликта между Землей и Марсом. Конфликт в книге происходит одновременно на нескольких уровнях. Во-первых, открытая война: боевые действия между флотами Земли и Марса в поясе астероидов и вокруг Юпитера. Во-вторых, теневая война: закулисные интриги, шпионаж и борьба за контроль над происходящим. В-третьих, война за выживание на Ганимеде, что очень хорошо показано через одного из главных героев – отца, ищущего похищенную дочь. И, в-четвертых, борьба за будущее: война человечества против непонятной и чужеродной силы протомолекулы.

В «Пробуждении Левиафана» мы видели происходящее от лица двух главных героев – Джеймса Холдена и детектива Миллера. Оба они далеки от политики, и поэтому мы получили довольно узкий взгляд на происходящее с политической точки зрения. Первый роман, несмотря на все свои преимущества, все же играл роль декораций для будущих событий. Во втором же эти события как раз и начались. Чтобы полнее раскрыть происходящее автор вводит новых героев. Введение новых точек зрения – главная сила книги. Бобби Драпер – Сержант артиллерии Марсианского десантного корпуса. Ее сюжетная арка одна из интереснейших в романе. Она олицетворяет честь, долг и разочарование солдата, попавшего в жернова политики. Ее физическая мощь сочетается с ранимостью и моральной прямотой. Крисьен Авасарала – хитрый, беспринципный, но глубоко патриотичный заместитель генерального директора ООН. Ее сюжетная линия состоит из отлично прописанных политических интриг. Острый язык, нестандартные методы и скрытая человечность делают ее невероятно харизматичной и запоминающейся. Мастер манипуляций, действующий (как она считает) всецело во благо Земли. Праксидик Менг – ботаник с Ганимеда, отчаянно ищущий свою похищенную дочь Мэй. Его линия добавляет мощный эмоциональный и гуманистический элемент в столь масштабный конфликт. Его научный ум сталкивается с жестокостью и безумием мира.

Не забывают авторы и о старых героях. Джеймс Холден и команда «Росинанта» остаются ядром повествования. Холден по-прежнему идеалист, но становится более осторожным и уставшим от роли «спускового крючка» для галактических кризисов. Наоми, Амос и Алекс получают больше глубины, их взаимоотношения и преданность кораблю и друг другу –основы серии. Их роль как независимых игроков, зажатых между сверхдержавами, становится все напряженее.

Антагонисты также стали интереснее и сложнее. Это не просто «плохие парни», а люди (и структуры) с собственными мотивами, амбициями и представлениями о будущем человечества, готовые на ужасающие жертвы ради достижения своих целей.

А теперь хотелось бы поговорить о сильных сторонах романа. Первое, что бросается в глаза – это отличный темп и качественный экшен. Книга начинается с атаки на Ганимеде и почти не снижает оборотов. Космические баталии описаны кинематографично и динамично. К плюсам я бы также отнес и качество политических интриг. Авторы показали, как решения в кабинетах власть имущих приводят к гибели тысяч. Игра в «великую политику» изображена без прикрас – цинично, грязно, но очень увлекательно. Что меня немало порадовало, так это расширение вселенной. Мы видим больше Марса (через Бобби), больше Земли (через Авасаралу), больше Ганимеда и реалий жизни во Внешнем Поясе. Социополитическая картина Солнечной системы становится богаче и детальнее. Помимо этого, авторам идеально удается совместить эпический масштаб (война сверхдержав, угроза инопланетной протомолекулы) с очень личными, человеческими историями (поиск ребенка, выживание солдата, горечь предательства).

Итог: «Война Калибана» – отличное продолжение истории. Книга берет все сильные стороны «Пробуждения Левиафана»: твердую научную фантастику, политические интриги, запоминающихся персонажей, инопланетную загадку, и выводит их на новый уровень, добавляя масштаб военного конфликта и отлично прописанных новых героев.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга в серии очень понравилась, а вторая... если кратко, но она пробита проблемами что та база Ганнимеда марсианскими снарядами.

Если же длинно, то..

- проявилась ахиллесова пята и метка всех говносерий (не важно — сериал, детектив, фантастика) в виде Неубиваемых Персонажей. Ну вот скажите, в чем прикол следовать за квестами этого летающего борделя, если стопроцентно известно, что никто из даже расширенной команды не отправится на планету розовых пони? У авторов был отличный момент прикончить Амоса при захвате команды десантниками ООН, ну или Алекса немного расщепить на атомы во время боя с истребителями. Ну или Бобби пустить на пищу протоплазме.. ан нет — в лучших традициях водевиля все живы-здоровы и даже женятся (!) Как надо правильно писать серии с боями (т.е. где главные герои могут и должны отхватить люлей) — см «Битва престолов»

- сюжетный ход верится вокруг одного из двух Базовых Столпов, так любимых авторами-обитателями дна российской фантастики — Всесильный Вирус (вторым являются попаданцы к Сталину и Горбачеву, но тут авторам не повезло с гражданством, а то бы развернулись). Зомби, блюющие в открытом космосе и не убиваемые ничем кроме чистого кислорода... Мда... каждый раз когда попадается очередной сюжет про «вирусы» думаешь что базальтовый слой маразма уже достигнут, но нет... бурение продолжается и дальше.

- Космодесантники, толпы космодесантиков. Куда ж без любимого атрибута фантастов-примитивистов! В том же фильме «Чужие» 80-х (!) правильно уловили тенденции развития военной доктрины США и в космосе с рептилоидами бились морпехи (десант как таковой из армии США постепенно исчезает ибо неэффективен). Особо порадовала идея что в одном скафандре можно разместить 2000 зажигательных 2см снарядов (!!!).

- даже более фантастичной чем зомби и спин-связь представляется вся ветка про ООН. Книга написана в 2012-м, ООН на тот момент уже лет 15 как являлось организацией-импотентом. Зачем было натягивать ее на глобус, а не придумать что-то более адекватное? Сюда же маразматические интриги Авасареллы (авторы, видимо, открыли для себя Макиавелли и решили поддать перчику в сюжет) которая на минуточку ПОМОЩНИК секретаря ООН. При этом ведет самостоятельную игру а-ля феодал Джон Сноу.

- сюда же добавим адмиралов Земли, которые управляют флотилями как будто они — отдельные боевые единицы а-ля викинг Эрик Рыжий с командой, а не часть единоначального механизма. Вроде как на Земле весьма четкое руководство, а не махновщина и анархия... Но нет, каждый адмирал рулит как ему понравится. На дворе не 25-й (или какой там в книге век), а где-то 12-й (ибо даже при адмирале Нельсоне уже такой фигни не было).

- ну и контрольный выстрел — «замечательный» русский перевод с перлами типа «фибергласовый скафандр» (даже если переводчик «МГИМО финишд» то тупо дословный перевод дает потяный всем «стеклопластик». Как и «роджер вэт» в русскоязычном космофлоте использовали бы как «понял это»)

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВСТУПЛЕНИЕ. Второй роман из цикла Пространство, по которому сняли одноименный сериал. Приключения старой команды идут параллельно с событиями на политической арене, где появляются новые персонажи.

ПЛЮСЫ (сильные стороны)

1. Новые приключения старой команды.

2. Интересный сюжет.

3. Появились новые интересные персонажи.

4. Все так же есть научная основа для некоторых сюжетных моментов.

5. Интересно показаны общества на разных планетах и в разных фракциях.

6. Хорошо прописаны характеры персонажей.

МИНУСЫ (слабые стороны)

1. Не смотря на наличие старых персонажей, из-за появления новых, сюжет сбавляет темп, т.к. теперь рассчитан на несколько сюжетных веток.

2. Старые сюжетные повороты: катастрофа в замкнутом мире, появление спасителя, найти пропавшего человека, обращение к миру через сети за помощью и т.п.

3. Логика событий местами очень хромает, персонажи могут противоречить самим себе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зачем взяли Пракса на спецзадание в лаборатории? Зачем Авасарала отправила группу спасения за Холденом на Ганимед? Только как сюжетный поворот, чтобы их вытащить. Зачем те сбегают от спасителей? Почему Авасарала вдруг приблизила марсианского десантника (из враждующей стороны) к себе и секретам своей работы? Ни один здравомыслящий политик так действовать, особенно в период кризиса, не будет и т.п.

4. Очень много воды, психологические проблемы каждого выходят на первый план. Самокопания расписаны на несколько страниц, как и размусоливание произошедших событий.

5. Характер главного героя сильно поменяли, якобы это произошло после событий первой части, но за кадром. И теперь постоянно объясняют, почему он таким стал, несколько раз по ходу книги, не добавляя что-то новое.

6. Сильно растянут хронометраж. Есть растянутые сцены,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
например переодевание Драпер в костюм на яхте, (лишь бы она смогла поговорить с телохранителем нанимательницы.) Не двигает сюжет, не раскрывает взаимоотношение обоих.
И подобные сцены раскинуты по всему роману.

7. Слабая концовка. В отличие от всего романа, появляется динамика. Но кульминация слабая, наивное решение проблемы в конце не улучшает ситуацию.

МНЕНИЕ: Сюжет плохо двигается вперед и буксует, персонажи, хотя и прописаны хорошо, но теряются за копанием в себе.

ИТОГ. Слабое продолжение, но все еще сохраняющее в себе интересные идеи. Хотя растянутый роман и навевает местами скуку, персонажи притягивают к себе внимание за счет своих характеров. Если есть терпение и сильно интересно, что происходило дальше после событий первой книги, то может заинтересовать новая история.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хитрее хитрого

***

«Война Калибана» — второй роман цикла «Пространство», прямое продолжение первой книги («Пробуждение Левиафана»). По объёму «Война» примерно соответствует «Пробуждению». Центральные ветви сюжета (Холден и протомолекула) остались на своих местах.

…команда «Росинанта» обрела новое призвание – охоту за пиратами. Не лучшая жизнь, но Холден и команда довольны. Когда на Ганимеде случается инцидент между марсианами и землянами, Солнечную систему, которая и без того напоминала пороховую бочку, снова встряхивает. Единственный выживший свидетель происшествия – марсианка Бобби Дрейпер. Её отправляют на Землю, чтобы досконально изучить вопрос с неким Фантомом, который, судя по всему, и спровоцировал конфликт. На фоне масштабных событий развиваются и локальные драмы. Так Пракс, учёный с Ганимеда, обнаружил, что его дочь пропала из детского сада. А помощник госсекретаря ООН Авасарала чует, что за событиями могут стоят высшие инстанции Солнечной системы…

Итак, «Война Калибана» — в какой-то мере прокачанное продолжение первой книги. Во-первых, увеличилось количество ПОВов с двух до четырёх. Главы стали ещё короче, что благоприятно влияет на динамику, которая и без того запредельная. Во-вторых, сет ап первого романа надстраивается вторым. Добавляются иные точки зрения (марсианская и земная), расширяется история, увеличивается масштаб. В-третьих, авторы явно поработали над эмоциональной окраской сюжетных линий, над языком. То есть читать стало проще, но вместе с тем и интереснее.

Давайте пройдёмся по новым героям. Бобби Дрейпер (Драпер). Высокая марсианка, сержант. Талантливый боец, патриотка, умная и пробивная. Её сюжетная линия скачет от боёв до политики, не скатываясь во что-то одно. Её взгляд на вещи помогает создать более объективное отношение к политической (и не только) ситуации. Пракс – учёный с Ганимеда. В разводе. Фанат своего дела, очень талантлив. Его сюжетная линия интересна тем, что Пракс – пластичный материал в руках творцов. Пракс в начале романа и Пракс в конце – практически два разных человека. Трудно ему не сочувствовать. Наконец, изюминка «Войны Калибана» — это Авасарала. Бабушка-политик в сари. Джедай интриг, гроссмейстер хитрости и абсолют дальновидности. Вместе с тем язвительная старуха, резкая на поворотах, не чурается ругаться матом. Справедлива до чёртиков. К слову, «экранная» Авасарала и рядом не стояла с книжной. В сериале её образ однозначно проигрывает. Что касается команды «Роси», то здесь без изменений. Тот же состав, те же лица. И это тот случай, когда авторы не попортили всё в сиквеле. Никто не свернул в сторону, никто не открыл в себе запретную любовь и так далее. Разве что добавилось химии между парой героев.

Теперь о сюжете. В романе полно всего: интриг, погонь, стрельбы разных масштабов, политики, переговоров. Нашлось место и драме (Пракс и его поиски), и приключениям («Роси»), и расширению горизонтов истории и событий (Бобби и Авасарала). При этом развивается сквозная ветка сюжета с протомолекулой и Мао. И вот эта сквозная ветка во многом повторяет то, что было в прошлой книге, только масштаб больше. Чистый ли это повтор? Вряд ли. Это известный ход (особенно заметно по тропу со Звездой Смерти в SW), но всё-таки «Война Калибана» не сводится только к нему. Хотя название, конечно, намекает.

Заключение: в чём-то дуэт Абрахама-Фрэнка прибавил относительно прошлой книги. Язык стал богаче и изящнее (Авасарала постаралась), увеличился масштаб событий, стало больше точек зрения. Мир тоже не стоит на месте. С другой стороны, в основе сюжета протомолекула и попытки использовать её. Можно было ожидать чего-то большего. Даже не в рамках основной сюжетки (протомолекула), а в целом. И всё же с поставленной задачей «Война Калибана» справляется. Это драйвовая, интересная космоопера.

8 «Росинантов» из 10.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всей моей большой любви к первой книге, сюжету и персонажам, вынуждена признать, что продолжение написано очень даже неплохо, живо и интригующе!

Вновь параллельно идут три истории — приключения Холдена и Ко, пропажа ребенка и вырвавшееся из лап людей (и ими же взращенное) чудовище, знатно насолившее Бобби. Последняя, кстати, бесила жутко, но была отличным образчиком узколобого мышления и человека, охваченного только жаждой мстить, в последствии начавшего более трезво оценивать события и свое место в них. И бабка-махинаторша Авасарала сыграла в этом не последнюю роль! Их диалоги — это что-то

Джеймс Холден опять творит черти-что)) в своем духе, так сказать)) проскакивает ощущение, что авторы хотят, чтобы читатели прониклись и полюбили этого персонажа, преодолевающего всевозможное дерьмецо с завидной везучестью, но по факту мне гораздо более импонирует тот же Амос

Всю историю скучала по детективу Миллеру

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее «Пробуждение Левиафана» завоевало Дэниелу Абрахаму и Таю Фрэнку немало поклонников, но одновременно поставило перед довольно сложной задачей. Следующие книги цикла должны были если не перепрыгнуть установленную самими авторами планку качества, так хотя бы не уронить ее. С задачей «минимум» справиться удалось. «Война» практически ни в чем не уступает «Пробуждению» и активно пользуется все теми же козырями, но в то же время не предлагает ничего нового и оставляет ощущение мостика, перекинутого между первой и третьей частями трилогии.

В структурном плане «Война Калибана» получилась гораздо более цельной книгой, чем «Пробуждение Левиафана». Если первый роман представлял собой лоскутное одеяло из самых разных жанров, то вторая книга трилогии с первой и до последней страницы остается космооперой. Тем не менее, Абрахам и Фрэнк стараются найти применение практически для каждой вещи из того набора инструментов, что принес успех в прошлый раз. На страницах «Войны» находится место и для лихих ковбойских приключений, и для перестрелок, и для политических интриг, и для тошнотворных зомби, причем порой авторы прямо следуют незатейливому слогану типичных сиквелов «В два раза быстрее, в два раза круче, в два раза больше». В этом плане единственное существенное отличие «Войны» заключается в том, что вместе с Миллером из повествования выбыли все намеки на нуарный детектив.

А вот во всем остальном соавторы тщательно стараются следовать установленным в первой части канонам. Даже завязка сюжета «Войны» практически полностью копирует начало «Пробуждение» — при загадочных обстоятельствах исчезает маленькая девочка, и ее безутешный отец организовывает поиски дочери. Но если в первой книге Жан-Пьерр Мао действовал чужими руками, то здесь безутешный родитель сам отправляется на поиски и становится одним из главных героев повествования.

По сравнению с «Пробуждением» количество основных персонажей увеличилось в два раза, причем в трех случаях из четырех это оказались совершенно новые лица. С бедой ученого Пракса Менга мы уже частично столкнулись – его дочка пропала при загадочных обстоятельствах, и Пракс понятия не имеет, где ее искать. Комендор-сержант (по сути – командир взвода) марсианского десанта Роберта Дрейпер потеряла всех своих людей, а заодно и смысл жизни, в схватке с загадочной тварью, как-то связанной с протомолекулой, и теперь единственное будущее, которое она видит для себя, заключается в героической гибели при попытке повторной схватки с монстром. И, наконец, последняя из новичков в списке – заместитель Генерального секретаря ООН Кристджен Авасарала – пожилой прожженный политик, бабушка с добрым сердцем и лексиконом сапожника, которая пытается вдохнуть хоть немного смысла в ООН и удержать человечество от самой главной ошибки в своей истории.

Ну и последний герой нашей истории в особых представлениях не нуждается. Капитан «Росинанта» Джеймс Холден без особых потерь прошел «Пробуждение», чуть было не стал виновником самой кровопролитной войны в истории человечества и умудрился стать занозой в заднице как на Земле, так и на Марсе, но за всю эту историю он так и не поумнел и остался все тем же наивным идиотом, свято верящим в одному ему ведомые идеалы. Правда, если раньше он сначала пытался поделиться с миром своими открытиями, а уже потом включал мозг и начинал думать, то теперь он сначала хватается за дробовик и начинает стрелять, а уже потом задает вопросы.

Соавторы отлично вырисовали портреты своих персонажей, которые действуют в строгом соответствии со своим характером. Например, тот же Холден как начал творить глупости в самом начале первой книги, так и продолжает этим заниматься по сей день. Другие герои представляют больший интерес, поскольку каждый их них попадает в совершенно непривычные для себя обстоятельства. Привычный уютный мирок Пракса рушится после того, как его дом становится ареной ожесточенной схватки между Землей и Марсом, а неизвестные злоумышленники похищают его дочь. Ученый пытается найти девочку, но его аналитический ум заточен под совсем другие задачи и нуждается в помощи. Сержант Дрейпер совершенно теряется в новом окружении, но вместе с тем начинает понимать, что на свете есть куда более страшные вещи, чем драка между Землей и Марсом. Ну а Кристжен Авасарала, привыкшая считать себя самой крупной рыбой в пруду, внезапно выясняет, что и ее порой можно обвести вокруг пальца, как вчерашнюю школьницу. Необычная обстановка требует от героев другой реакции и нестандартных решений, так что наблюдать за их поведением достаточно интересно.

С Холденом ситуация другая. События «Левиафана» не могли не оставить на нем свой отпечаток, и нельзя сказать, что Джеймс изменился в лучшую сторону. Скорее наоборот, если раньше он творил глупости из высоких побуждений, то теперь им часто движет страх, который тоже не способствует обдумыванию своих действий. А так Холден не научился ни просчитывать последствия своих поступков, ни понимать последствия своих решений. Впрочем, ему на роду написано быть наивным идеалистом, ведь название его корабля, «Росинант», открыто намекает на то, откуда растут корни подобного поведения.

Впрочем, Абрахам вообще любит подобный символизм, что особенно проявляется в названиях его книг. В «Пробуждении Левиафана» люди, сами того не ведая, пробуждают инопланетную угрозу, способную уничтожить все человечество, а в «Войне Калибана» заставляют воевать и умирать за свои интересы, совершенно не понимая, какого джинна выпустили из бутылки, и как их эксперименты могут отразиться на них самих. Но это уже случится во «Вратах Абаддона», название, как-никак, обязывает.

По сути, именно поэтому «Война Калибана» представляется переходным мостиком. На фоне инопланетной угрозы, всю вторую книгу обретающейся на заднем плане под облаками Венеры, все мелкие и крупные дрязги между Землей и Марсом и даже самые коварные заговоры недалеких махинаторов выглядят детскими шалостями. Хотя читать о них, безусловно, интересно.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, бывает такое ощущение от книги или фильма: вроде все понравилось, желаешь «продолжения банкета», однако фанатом произведения не становишься. А спустя пару дней или недель это самое желание «продолжения банкета» плавно перетекает в «надо будет как-нибудь повторить». Ситуация с циклом Кори как раз такая. Нечто похожее у меня было с «Трансформерами» Майкла Бэя, когда я на второй фильм пошел в поисках таких же впечатлений, как от первого, и примерно их и получил, за исключением разве что новизны. Даже концепция сиквела у произведений схожа: все то же самое, только ярче, больше и масштабней. «Пробуждение Левиафана» играло с жанрами, плавно перетекая с ужастика на космооперу, оттуда в состояние легкого нуара, и через несколько приключений мы вновь читали ужастик. В «Войне Калибана» такого нет, перед нами вполне определившаяся космоопера с максимумом приключений и политических интриг, а также с четырьмя главными героями. Итак, знакомьтесь:

• Капитан Джеймс Холден. Хотя с ним можете и не знакомиться, он успешно перешел из первой книги. И если раньше этот человек зарекомендовал себя, мягко говоря, крайне недальновидным, то теперь он еще и приобрел привычку решать некоторые проблемы с помощью пистолета. И в целом такое развитие персонажа вполне закономерно, к тому же стагнация его образа не наступает.

• Ученый Праксидик Менг. Простой ботаник, у которого похитили дочь и который всеми силами старается ее отыскать. Таким бравым приключенцем, как Холден, ему, конечно, не стать, да это и ни к чему. Менг у нас отвечает за несколько вовремя поданных умных мыслей, а также за драматизм ситуации.

• Десантница Роберта Драппер. На ее глазах монстр уничтожил взвод подготовленных солдат, она сама лишь чудом избежала гибели. Конечно же, ей теперь есть что сказать чудовищам из протомолекулы при встрече. Однако до этой самой встречи ей предстоит пройти довольно длинный и тернистый путь сквозь политические интриги Земли и Марса.

• Политик Крисьен Авасарала. Въедливая и острая на язык пожилая дама, которая очень напоминает Оленну Тирелл из «Песни льда и пламени». Именно благодаря ей мы можем видеть и понимать суть интриг и танцев с бубнами в высших эшелонах власти.

Как вы видите, в продолжении стало больше действующих лиц, действие приобрело больший масштаб и порождений протомолекулы тоже стало больше. Однако вся сложившаяся ситуация напоминает ту же «Песнь льда и пламени» или, если хотите пример из истории, период междоусобиц: несколько условно «княжеств» постоянно выясняют отношения между собой, в то время как на них движется опасный враг, одолеть которого можно только в случае объединения и сотрудничества (и то не факт). Однако разборки с соседом привычнее и интереснее, так что...

В целом читать книгу чуть менее интересно, чем «Пробуждение Левиафана», однако это лишь субъективные впечатления. Мне интереснее было бы читать про развитие отношений с протомолекулой, однако это, видимо, припасено на третий том. Что ж, остается только ждать и надеяться, что продолжение не подкачает.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осмелюсь сказать, что произведение откровенно плохое. Примитивные персонажи и нелепое развитие сюжета могли быть даже уместными при должном уровне злоупотребления, но в какой-то момент ты начинаешь невольно закатывать глаза, когда герои с повадками Рэмбо и везучестью Мэри Сью крутецки-круто разруливают очередную неразруливаемую ситуацию, попутно обустраивая мастерскую по сборке роялей (им их понадобилось очень много) на борту своего корабля. Бесконечные соплестрадания со стороны героев или их фразочки, которым могли бы позавидовать терминатор и крепкий орешек вместе взятые, также ничуть не помогают воспринимать этот цирк уродов за живых и чувствующих персонажей. Им можно разве что посочувствовать, ведь речи и поступки героев в основном характерны людям с терминальной степенью умственной отсталости. Все это воспринимается не иначе как дешевая халтура со стороны авторов.

Но все же вселенная, в которой разворачиваются события, по-своему интересна. Как интересно и то, чем закончится эта история. Прочитать можно, но не больше одного раза.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое и четкое впечатление от этой книги — это не наше будущее. Это какая то параллельная вселенная населенная потомками какой то иной версии человекообразной обезьяны. Хотя может быть я и не прав и мы читаем описание действия «эффекта лемминга» — количество разума отведенного для одного вида постоянно и при росте популяции на отдельного индивидуума приходится его все меньше и меньше. Оставляя в стороне сюжет (он достаточно стандартен для фантастики, некая третья внечеловеческая сила вмешивается в военное противостояние человеческих группировок), перейду сразу к персонажам. В детстве у каждого из нас были книги, героям которых хотелось подражать. Отбиваться от собак с Маугли, нестись по свету с Филеасом Фоггом, подкладывать гранату под траки тигра с лейтенантом Кузнецовым. Да, вместо этого в лучшем случае мы шли мастерить поджиг и рубить палкой головы репейнику. Но это было действо, сопереживания и масса интереса. Здесь же... больше всего, персонажи напоминают горсть тараканов, которых вытряхнули из банки на стол и включили свет. Все ломятся в разные стороны, без малейших проблесков разумной деятельности. У меня на протяжении всей книги (точнее всего сериала Пространство), было постоянное желание взять каждого из героев за шкирку — развернуть в сторону разума и дать хорошего пинка для ускорения. Без этого они в собственных подтяжках путаются... . Да, это тоже своего рода сопереживание. Но это состояние полной обдолбанности героев книги, реально бесит, бесит до ломоты в ... короче бесит.

Не верьте, что это боевик про космическую войну. Не верьте, что это политический триллер о борьбе за власть над Землей или Марсом. Нет. Все это один большой цирк. Цирк, в котором выступают одни только клоуны. Белые, рыжие, иногда не столько смешные, сколько глупые или нелепые, зато очень старательные в своих ужимках. Перед вами арена, почти не отличающаяся от реальной жизни. Но именно, что «почти».

Читал кусками. Делая перерывы на более внятные, с точки зрения обыденной логики произведения.

И при всем при этом, роман великолепен. Действие затягивает. Мир выглядит выпуклым, ярким и приятным на ощупь. Фантастика выглядит по настоящему научной.

P.S. ИМХО — сериал у Сайфая получился откровенно слабым. Книга ярче и сложнее.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

К серии «Экспансия» решила обратиться после вышедшего одноименного сериала, который действительно оказался событием – сюжет, персонажи, актеры, визуальная составляющая — все было свежо и на высоте. Книгу «Пробуждение Левиафана» в продаже уже не отловила, нашла «Войну Калибана». Хотелось продолжения приключений и встречи с интересными героями сериала.

Ну что ж, роман прочитан, к концу уже скрипя зубами. Легким и приятным это чтение для меня не стало… из-за обилия ненормативной лексики. Страницы пестрят диалогами вроде «Капитан, вы ж… разговариваете лучше, чем любой из нас ртом!». По-моему, все персонажи на протяжении книги делятся информацией о том, что они наделали штаны. Прибавляют ли это откровения остроты, перчинки? Каждый решает сам. У меня просто возникло чувство, что держу в руках литературу далеко не первого сорта.

Бросается в глаза исключительная бедность речевой характеристики персонажей. Иначе говоря, дипломат высшего эшелона по разговору ничем не отличается от корабельного механика. Очень странно, что Крисьен Авасарала, индианка, женщина, вышедшая из совсем другой культурной традиции, прошедшая всю дипломатическую лестницу, так убого выражает свои мысли. Как-то ее ум, доброта и приверженность правому делу для меня совсем потерялись за бесконечными обещаниями оторвать кому-нибудь… К концу уже спотыкаешься буквально о каждую фразу, видимо, что должно символизировать напряженность действия.

Книга очень растянута. Пухлый, раздутый томик, где информативность каждой главы минимальна, например: герой прошел по коридору, попал в другое помещение. Персонажи картонные, Холден и его команда в особенности. Какая-то жизнь есть в Бобби и Авасарале, но диалоги все как один пресные, ни о чем. Вроде отмечала какие-то занятные научно-технические задумки авторов, но за перечисленными недостатками они тоже поблекли. Есть несколько кусков с закрученным сюжетом, несколько экшн-сцен.

Вердикт: кино изрядно облагородило творение Дэниела Абрахама и Тая Франка. В изложении на киноязык, возможно, это все и приняло бы подобающий и «вкусный» вид (хотя сюжет дублирует «Пробуждение Левиафана», и это бы бросалось в глаза), но книга производит впечатление пачки едва съедобных снеков, которыми, конечно, можно набить желудок, но вот нужно ли?

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, когда читала «Пробуждение Левиафана», меня не оставляло ощущение чего-то знакомого и классически «голливудского». Чего-то наподобие космического «Крепкого орешка», в котором отдельные благородные и честные личности борются с изначально неблагородным и несправедливым миром. Все было в первом романе продуманно и крепко скроено с хорошим балансом сражений и сентиментальной лирики, хотя и несколько однобоко и упрощено: герои геройствовали, безумные ученые с безумным смехом отправляли мир в тартары, рефлексирующие граждане пьянствовали от бессилия и в промежутке между запоями совершали благородные поступки. Но, в результате, все заканчивалось более-менее благоприятно с обязательным заделом для продолжения.

Продолжение не заставило себя ждать и появилось в виде романа «Война Калибана», который довольно успешно закрепляет достигнутые «Пробуждение Левиафана» успехи и даже отвоевывает новые позиции.

Как и для любой «голливудской» серии успешный сценарий в своей основе практически не меняется. В центре сюжета все та же история вторжения инопланетян в виде грозной протомолекулы. Уже в конце первого романа было понятно, что история еще не закончена, и кто-то плохой обязательно припрячет «лакомый кусочек» для своих черных замыслов. Эти ожидания оказываются, оправданы на все сто процентов: нехорошие граждане вновь решают создать супероружие из протомолекулы, для чего разворачивают новые «полевые испытания» на просторах дальнего Внеземелья.

Ничего не будет существенно нового, и в дальнейшем построении сюжета, только одни элементы, вышедшие из оборота по причине порчи или гибели, заменяются на другие. Раньше искали взрослую девушку Мао, теперь ищем украденную девчушку Мэй. Раньше летали на Эрос, теперь полетим на Ио и Ганимед. Раньше роль «рефлексирующего» персонажа исполнял пьяница Миллер, теперь — десантница с Марса Роберта. Но в центре так и останутся все тот же герой-одиночка Джеймс Холден и его команда с корабля “Росинант», которые опять не могут пройти мимо несправедливости и отчаянно кидаются на защиту невинных в самую гущу событий.

Самое интересное, что ожидаемый набор «сюжетных кирпичиков» не портит впечатление. Показалось, что авторы учли замечания читателей, и внесли нужные коррективы для поддержания интереса. Добавили действия, уменьшили диалоги, немного убрали лирики и сантиментов, добавив перестрелок и чего-то похожего на интеллектуальные игры политиков. И читать стало гораздо интереснее: хождение по космическому кораблю все же короче по времени и динамичнее, чем многостраничные блуждания по целой станции. Задание выполняется быстрее, и монстры убиваются оперативнее.

Даже начала проглядывать за перестрелками некая социальная идея. Если в первой части говорилось о пробуждении некоего всеобщего Зла, ветхозаветного Левиафана, то здесь уже в открытую говорится о противостоянии разных социальных групп, «цивилизованной» буржуазии Земли и «дикарями» колоний, бесхитростно и прямолинейно отсылая к самому Шекспиру и его «Буре».

Что еще добавить? Через весь сюжет проходит и некая составляющая, обещающая продолжение. Это все та же протомолекула, которая что-то там таинственное делает на Венере. Все ждала, когда же она появится на сцене во всей красе. Надеялась, что ее используют в раскрутке сюжета. Но в этой книге ей отвели только роль фона: грозовых туч, которые сгущаются на горизонте, пока человечество решает свои мелкие местничковые проблемы. Зато финал ожидаемо не разочаровал, позволяя повернуть сюжет в новое русло. Неожиданно? Ожидаемо! Но приятно...

Как приятно и то, что серия «не сдулась» в самом начале, не просто закрепившись на отвоеванных позициях, но и немного продвинувшись вперед. И давая надежду на развитие успеха. Будем ждать.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение цикла, удачно использующее знакомые по первой части литературные приемы. Отправной точкой для развития фабулы стал инцидент на спутнике Юпитера Ганимеде, связанный с протомолекулярным мутантом. Венера под властью протомолекулы превратилась в ящик Пандоры, за которым мировой общественности остается только наблюдать и который откроется в эпилоге – сюжетный мостик к событиям третьей части. Более подробно нас знакомят с обустройством жизни на Земле будущего: общество потребительства победило и большая часть населения превратилось в тунеядцев, живущих на базовое пособие. Число главных героев выросло до четырех, однако сюжетные линии быстро слились сначала в два дуэта, а затем – в квартет.

Общение Холдена с Миллером однозначно повлияло на характер первого, поубавив уровень идеализма и гуманизма, что вызвало недовольство нежданной дамы сердца, Наоми. В результате капитану «Росинанта» приходится решать не только глобальные проблемы, но и разруливать трудности на личном фронте. Его вера в силу правды и пользу информационной открытости осталась непоколебима, что в итоге даже принесло финансовую выгоду его кампании.

Образ ученого с Ганимеда Праксидика Менга показался самым скучным. Явно его ввели в повествование, чтобы привнести во все происходящее личный интерес. Одержимость растениями у него вытеснилась желанием вернуть похищенную дочь в самом начале романа и с тех пор в душевном состоянии ботаника никаких кардинальных перемен не происходило, поэтому количество глав, ему посвященных, избыточно. Хотя, конечно, сцена, где на его беду откликнулась масса людей, трогает.

За сюжетный пласт «про Большую Политику» отвечает чиновница ООН Крисьен Авасарала – старушка с огромным набором ругательств и непреклонной волей. Удерживая мир от войны, она пытается искупить вину за случайную гибель сына. При этом осознает одновременную тщетность подобных усилий и невозможность ничего не делать. Авторы явно верят в существование порядочных политиков.

В паре с ней идеально смотрится марсианская десантница «великанша» Роберта «Бобби» Драпер, потерявшая боевых товарищей на Ганимеде. Интересно, как через боль потери и жажду мести Бобби в финале обращается от войны к миру (поездка на свадьбу брата). Символично в этом плане, что ей пришлось отказаться от своей «второй кожи» — боевого скафандра.

Что, надо признать, не удалось авторам – так это политические интриги с заговором корпорации «Маоквик» и примкнувшей к ней военной верхушки Земли и Марса: бесхитростно, поверхностно и слишком легко преодолимо. В этом отношении писатели напоминают Холдена: судя по всему, им сложно представить, на сколько подлыми, изощренными и т.д. могут быть негодяи. Отсутствие цинизма в картине мира. В связи с этим после чтения остаются как позитивные эмоции («Добро победит!»), так и ощущение нереалистичности происходящего.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга трилогии, что приятно, оказалась ничуть не хуже первой — а то и чуток посильнее. Смело могу рекомендовать всем ценителям космической НФ хайнлайновской школы, без виртуальной реальности и гиперпрыжков.

Формально «Война Калибана» — самостоятельный роман, но он настолько плотно завязан на события и персонажей первой части, что по сути одна книга от другой неотделима.

Всё очень качественно и ровно написано, мир раскрывается шире, персонажи показаны глубже, метасюжет потихоньку движется. Марс, Земля и Союз внешних планет все так же строят друг другу козни. Политики продолжают вести переговоры, бизнесмены заключают сделки, адмиралы проводят флотские учения. Злодеи не оставляют попыток приспособить инопланетную протомолекулу в качестве оружия. Нечеловеческий супермозг, покрывший поверхность Венеры, по-прежнему занят своими непостижимыми делами.

Неунывающий оптимист капитан Холден (подозрительно похожий на капитана Рейнольдса из Firefly) со своей бестолковой командой все так же мотается между Землей и Юпитером, зарабатывая на чем придется и ввязываясь в разные благородные авантюры. Бескомпромиссный детектив Миллер (подозрительно похожий на постаревшего Роршаха из Watchmen), к большому сожалению, выбыл из повествования, но на замену ему пришла суровая женщина-морпех Бобби, личность не менее колоритная и драматичная. Вместе они обязательно спасут всех похищенных детей, выведут на чистую воду всех негодяев и предотвратят очередную войну.

В общем, кому понравилась Leviathan Wakes — Caliban's War понравится еще больше.

Кто первую не осилил — за эту браться тоже не стоит, ничего нового в ней нет.

Кто с «Левиафаном» не знаком — в «Калибане» мало что поймет, цикл надо читать последовательно.

PS. Судя по адскому накалу клиффхэнгеров в эпилоге — третья часть будет особо зажигательная, ждем с нетерпением.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь честно, ожидал от книги намного большего. На деле же получил сюжет, следующий той же канве, что была нам предложена в «Пробуждении Левиафана». Почему-то даже возникла ассоциация с недавним «Пробуждение силы», которое, согласитесь, многое почерпнуло из четвертого эпизода небезызвестной звездной саги.

Детективная составляющая истории, на мой взгляд, слабее чем в первой части. Политических интриг стало больше (отдельное спасибо за образ Авасаралы, которую киношники воплотили на экране ещё с самого начала истории), боевка — сочнее, Холден — менее наивен и от этого не так напрягал, как в «Левиафане». Естественно, самым запоминающимся персонажем смело можно назвать десантницу Бобби. Вот уж за кем точно было интересно следить. К сожалению, не могу сказать того же о другом новичке — Праксидике. Более унылого и не проработанного персонажа будет найти трудновато.

Но проблема книги отнюдь не в скучном ученом. На протяжении всего повествования я натыкался на откровенные глупости, как-то:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Марсианскую десантницу официально «нанимает» в свой штат представитель ООН в то время, когда между Марсом и Землей в самом разгаре военный конфликт. И это не считается изменой для Бобби. Она даже марсианское жалование продолжает получать! Да это же явная попытка перевербовки, за такое сразу под трибунал отправляют.

2. Собирание денег на спасательную операцию через спам? Серьезно? Ещё ладно похожий прием прошел в первой части, но тогда это можно было списать на то, что сообщение в первую очередь получили космические корабли, станции и космопорты и, учитывая общую политическую ситуацию, новость об уничтожении «Кентербери» Марсом могли бы «слить» в общий доступ. Но в данном случае, такие просьбы должны отсеиваться спам-фильтрами в любом приемнике. Либо же всему населению Солнечной системы ежеминутно должны приходить такие «письма счастья».

3. Передача вооружения (боевых торпед!) с военного корабля во время боевого дежурства кучке авантюристов на краденом марсианском корвете, пусть даже и с представителем ООН на борту. И все это безвозмездно, за «спасибо». Кто придумал такую ахинею?

4. Скафандр с защитой от радиации на протяжении 6 часов и запасом воздуха на 2 часа. Какой смысл в этом скафандре? Чтобы труп можно было хоронить без радиации?

И подобные моменты встречаются повсеместно.

«Война Калибана» принадлежит к тому сорту литературы, который стремится просто развлечь читателя, не нагружая его никакими философскими вопросами и дилеммами. Безусловно, в этом нет ничего плохого. Данный роман смог меня развлечь, хотя, повторюсь, я ожидал большего, учитывая сильную первую часть.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Война Калибана» хронологически продолжает события, произошедшие в Пробуждении Левиафана , поэтому читать вторую книгу без первой можно, но не то, чтобы рекомендуется — много отсылок и маяков будут не распознаны. Не то, чтобы это имело большое значение, но.

Особенность «Войны Калибана» — и не вполне ясно, хорошо это или плохо, — в ней сжимается та пружина, которая начала было растягиваться к концу «Пробуждения Левиафана». Декорационные планы, выросшие с размеров небольшого кораблика до размеров Солнечной системы, здесь обратно возвращаются чуть ли не в исходные антуражи — действие большей части событий происходит именно в таких небольших локациях. Научные лаборатории, каюты космических челноков, переговорные и совещательные комнаты, камбузы, узкие коридоры жизненных пространств планетоидов, вакуумные шлюзы — фокус смещён на человеческие эмоции, испытываемые носителями оных, помещенных волей авторов в события более чем достаточной степени узнаваемости. Окружающий персонажей космос представляется уже вполне обжитым пространством, обнесенным бытом, внутренними правилами и обычаями.

Возникшее привыкание позволяет сконцентрировать внимание на сюжетных линиях. Здесь их две с половиной, и героев — тоже два с половиной. Причём новых, несмотря на присутствие в полном составе всей команды «Росинанта» во главе с праведником Джеймсом «Развяжу галактическую войну!» Холденом. Специалист по биокультурам с юпитерского спутника Ганимеда, разыскивающий предположительно похищенную дочь. Сержант, потерявшая в бойне с неизвестным феноменом не только весь свой отряд, но и саму себя. Серый кардинал, дергающая за нити политической жизни в Галактике. Так или иначе, все судьбы сплетутся, влекомые ветрами внутригалактических перемен, связанных с уже упомянутым длинным словом на букву «П».

По существу книга понравилась меньше первой части. Вместо хорошего и плохого полицейского, пробующих на прочность собственные личности в условиях общецивилизационной угрозы, персонажи «Войны Калибана» гораздо более предсказуемы и очевидны — не то, чтобы шаблонны, но почти. Линия Пракса лишена какого-то научного прагматизма, что ли — в ней больше драматического элемента, чем того требует ситуация. Линия Бобби вполне понятна — космический вояка со всеми сопутствующими; при том, что персонаж достаточно бодрый и явно, с самого начала книги, претендующий на финальную_схватку_с_боссом_уровня, ничего неожиданного или необычного не показывает — видали и покруче. Линия Авасаралы требует самой большой концентрации внимания — так, по крайней мере, кажется на первый взгляд. Потому что все эти политические игры, выраженные противостояния между действующими силами намекают на приобщение читательского интереса к ним. Приобщения не происходит, потому что насколько неплохо выписана Авасарала, настолько же картонными остаются все эти адмиралы, министры и их прислужники — к концу уже второй книги всё так же трудно сказать, чем отличается адмирал Соутер от адмирала Нгайена или от господина Эрринрайта, и какие конкретно у них интересы. Задействованы разные силы — армии АВП, Земли, Марса — но в чём существенная разница по крайней мере между последними двумя, так и остаётся загадкой — не видно ни единого идеологического или иного повода для противоречий на планетарном уровне.

Линия харизматичной Авасаралы, к тому же, подчиняет себе остальные. В итоге, если посчитать навскидку, у неё будет где-то 40% общего времени, у Холдена с командой, включая разговоры и «сериальные» выяснения отношений — тоже процентов 40, а у непосредственного действия и решения той самой П-проблемы останется в итоге процентов 10. Маловато будет, господа. И всё можно выразить двумя словами, сказанными Кхалом Дрого на дотракийском: vilajerosh adori. Не больше и не меньше.

Что до самого издания, есть претензии к коректорско-редакторской работе. Ганимед, становящийся Ганимидом; Авасарала, теряющая букву «а» там, где точно не стоило бы; нелучшее время; сержант, всю книгу бывшая Бобби и становящаяся на один случайный момент Робби; никуда не девшийся роджер — эти и другие мелкие претензии картину не портят, но.

В целом фантастический градус немного снизился и это может быть поводом насторожиться. Наверное, стоит дождаться третьей книги — она покажет, как относиться к миру вселенной «Expanse».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх