fantlab ru

Гарри Гаррисон «Пленённая Вселенная»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
857
Моя оценка:
-

подробнее

Пленённая Вселенная

Captive Universe

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 84
Аннотация:

Вот уже более 500 лет длится эксперимент, задуманный на праматери Земле. И всё это время к загадочной Проксиме Центавра, пожирая парсеки пространства, движется невиданный космический корабль. Кажется, его создатели предусмотрели всё, смоделировав для обитателей этого исполина замкнутый мир — Пленённую Вселенную. Но когда имеешь дело с живыми людьми, предусмотреть абсолютно всё невозможно. Так уж устроен человек, что он с невероятной легкостью ломает чужие, пускай и самые выверенные планы и прокладывает свой путь.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Первое издание на английском языке проиллюстрировано самим автором.

• Авторское посвящение: «Нетти и Луису Мерклерам, по многим причинам». По всей видимости, это родственники жены — Гарри Гаррисона — Джоан Гаррисон (урождённой Мерклер). (bellka8)


Входит в:


Рецензии:

«Рецензия на фантастическую повесть Гарри Гаррисона «Пленённый мир»», 2018 г. // автор: Аркадий Стругацкий

«The Reference Library», 1970 г. // автор: Питер Шуйлер Миллер

Похожие произведения:

 

 


Плененная Вселенная
1991 г.
Плененная Вселенная
1991 г.
Космический врач
1993 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 12
1994 г.
Плененная Вселенная
1998 г.
Плененная Вселенная
1999 г.
Антология мировой фантастики. Том 7. Космическая одиссея
2003 г.
Чума из космоса
2004 г.
Плененная Вселенная
2008 г.
Плененная Вселенная
2009 г.
Пленённая вселенная
2015 г.
Фантастическая сага
2020 г.
Фантастическая сага
2025 г.

Издания на иностранных языках:

La kaptita universo
2001 г.
(эсперанто)
Vangistatud universum
2022 г.
(эстонский)

страница всех изданий (15 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так вот откуда Лукин умыкнул идею для «Катали мы ваше Солнце«! Ведь здесь то же самое, с тем отличием, что у Лукина это больше юмористическо-сатирическое произведение (ну и действие происходит на Земле), а у Гаррисона всё всерьёз. И знаете что? Отдам предпочтение американцу. Не только как «неповторимому оригиналу», но и просто как мастеру, который этой вещью показал, как надо писать жанровые романы (а Лукин, при всём моём к нему уважении, показал, как не надо).

Чем же роман Гаррисона круче текста нашего классика? Ну во-первых, он куда логичнее. Если в «Катали мы ваше Солнце» постоянно возникает вопрос «Как при таком количестве посвящённых кто-то может не знать устройства этого мира?», то в «Пленённой Вселенной» такая мысль в голову не приходит.

Во-вторых, Гаррисон изучил вопрос, как выглядело ацтекское общество и дал его описание (первая часть — это крепкий исторический рассказ), а не ограничился фольклорными зарисовками.

В-третьих, у американца нет провисаний текста, сюжет несётся как болид Ф1, то и дело совершая крутые повороты, в то время как у Лукина такого и близко нет.

В-четвёртых, кроме мотива столкновения мировоззрений Гаррисон поднимает две интереснейшие темы: 1) знающие правду могут оказаться такими же ограниченными и тупыми, как не знающие; 2) в иерархической системе власть имущие заинтересованы в сохранении своего положения, ради чего пойдут на что угодно. А тем, кто станет возмущаться, заткнут рот вопросом «Ты что, против нашей веры?» или «Ты что, против нашей страны?». И всё, 90 % людей в этой ситуации поднимают лапки кверху и начинают сами себя убеждать, что так и надо, начальству виднее и так далее. А значит, если применить это к космическому ковчегу, путешествие к другой звезде может окончиться неудачей не по техническим причинам, а по социальным — верхушка этого общества просто не будет заинтересована в его окончании, чтобы не терять своих привилегий. Это потрясающе!

И наконец, у Гаррисона в помине нет наивного оптимизма, заставляющего верить, будто человек поменяет своё мировоззрение, если увидит, что его картина мира ложна. Не поменяет, так и будет в ней существовать, отворачиваясь от неудобных фактов.

И всё вышеперечисленное содержится в небольшом романе, который принято относить к легковесному жанру приключенческой литературы! Да в этом развлекательном тексте мыслей и глубины больше, чем в каком-нибудь «Механическом пианино» любимца интеллектуалов Воннегута!

Конечно, есть и минусы. Однажды Гаррисон всё-таки вытаскивает рояль из кустов, чтобы дать сюжету развитие. Кроме того, его генетическая теория смехотворна даже с учётом потенциального развития генетики в будущем (у Булычёва в «Пленниках астероида» деградация обитателей космического ковчега и то выглядела реалистичнее). Но мы понимаем это сейчас, а в 1969 году, возможно, такое допущение смотрелось правдоподобно. Да и вообще, сама идея искусственного поддержания жителей ковчега на низком уровне умственного развития, чтобы они не свихнулись от осознания своей незавидной судьбы, очень любопытна. Видите, Гаррисон даже психологию учёл!

А вот мысль об использовании астероида для межзвёздного путешествия принадлежит не ему. Например, Гуревич описал это семью годами раньше в «Функции Шорина». Гаррисон, конечно, Гуревича не читал, но мог почерпнуть это где-то ещё. Или переизобрести заново. Фантазии ему было не занимать.

P.S. Чуть не забыл. Сцена, где наблюдатели читают инструкцию по использованию огнестрела — это же один в один хохма Монти Пайтонов о святой гранате Антиохийской. Вот только «Монти Пайтон и священный Грааль» — это 1975 год, а «Пленённая Вселенная» — 1969-й. Американец и тут обошёл других на повороте!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гарри Гаррисона не получится отнести к категории авторов большой литературы. Он из тех писателей-фантастов, которые не выходили за рамки своей жанровой ниши. У него не было умения поэтично выражать свой авторский слог, а сюжеты были чисто приключенческие. (Хотя, всё-таки иногда у него присутствовала и сатира.) Он хорошо справлялся лишь с задачей развлечь любителей научной фантастики.

Но идеи многих его произведений являются по настоящему захватывающими и оригинальными, благодаря чему Гаррисон и занял почётное место в пантеоне великих классиков фантастического жанра.

«Пленённая вселенная» это образец темы корабля поколений по версии Гарри Гаррисона. В аннотации к роману сразу говорится о том, что это история о звёздном ковчеге. Но в идеале, по авторской задумке, читатель не должен был бы об этом знать. Действие начинается в деревне, где живёт племя ацтеков (которые почему-то белокурые и голубоглазые). Любознательность главного героя заведёт его очень далеко. Перенеся много тяжёлых испытаний он перевернёт как своё представление о мире так и сам свой родной мир.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чимал, сын Чимала, с детства отличался от односельчан-ацтеков и не раз страдал от этого. И вот однажды он решил бросить очередной вызов богам и их жрецам, презрев древние обычаи племени...

Популярная в своё время тема «корабля поколений». Я, честно сказать, не вижу в них никакой экономической целесообразности, разве что Человечество будет поставлено перед угрозой уничтожения, тогда это возможный выход. В противном же случае тратить огромные ресурсы и обрекать на пожизненное тюремное заключение поколения несчастных как-то не по-человечески. Да ещё и без надежды хоть на какую-то отдачу. Есть и другая сторона проблемы — психологическая. Как заставить людей принять их жребий? Ну первое поколение может быть из энтузиастов, а последующие как смогут не сойти с ума, летя в банке среди бесчисленных звёзд и зная, что никогда не ступят на планету? У Гаррисона есть сразу три ответа на вопрос — генетика, религия и постоянный отбор, когда из слишком умных выпускают богов через отверстия в черепе.

Сама же книга получилась отличной. Приключения Чимала, изнывающего от жажды знаний и обречённого на одиночество, захватывают внимание, но в конце концов понимаешь, что и победа Чимала, да, во многом промежуточная, это всего лишь часть плана Великого Создателя, запрограммированная за сотни лет до рождения гениального «ацтека».

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помните этот жестокий социальный эксперимент в «Поколении, достигшем цели» Саймака? Вот и это нечто подобное — путешествие Звездного Ковчега, когда скатывание в варварство, духовная пустота и религиозный фанатизм были запланированы с бюрократической тщательностью. Все несчастья бесчисленных поколений людей, голод и болезни, бездумное следование «традициям», и даже все кровавые жертвы, принесенные жрецами, и вырванные ими во славу бездушных богов сердца — всего лишь пунктики в масштабном плане.

Помнится, когда я читала «Поколение, достигшем цели», то было даже обидно, что рассказ так короток и много остается невыясненным. Все думалось — зачем был нужен такой жестокий эксперимент, какие маньяки и садисты придумали для людей такую судьбу. Или может у них были веские причины? Как жили эти люди — десятилетия, века, теряя человечность и даже не догадываясь о своей потере? Но ответов не было, только фантазии. Эта история может восполнить пробелы, воссоздав все детали того, что бывает, если кто-то вообразит себя богом.

Роман по-настоящему интересен. История ацтекского юноши, рожденного вопреки традиции и обладающего живым умом и неуемным любопытством, которые ведут его от разгадки одной тайны этого мира к другой, постепенно открывая перед нами завесу над масштабным и безумным замыслом, жестоким социальным экспериментом.

Огромный астероид- корабль, несущий через Космос своих скатившихся в дикость пассажиров и экипаж, превративший управление и обслуживание сложных механизмов в своеобразную религию. Две группы людей — равно несчастные, равно обездоленные по воле давно умершего безумца, который решил обессмертить свое имя, совершив невозможное и став богом для новой расы людей, определив для целых поколений их каждый шаг, лишая своих почитателей воли и способности мыслить самостоятельно. Гениальный в своей масштабности и сложности, но преступный по целям и исполнению, замысел.

И читать этот роман по-настоящему интересно. Уже потому, что это не только отличное приключение. Здесь есть и над чем подумать. Хотя бы над тем, во что превращается человек, если бездумно следует традициям, законам или наставлениям доброхотов, добровольно отказываясь от самой способности думать, воображения, мечты, надежды, свободы воли.

И финала в этой истории нет. Герой побеждает, но победа эта какая-то странная, основанная на выполнении одного из пунктов безумного плана и способствующая его реализации. И вот вопрос: что будет делать герой, если окажутся правы Наблюдатели, и у Проксимы Центавра он не найдет для своего народа нового дома? Заставит продолжить путь? Или будет править со своими подросшими соратниками уже навсегда Плененной Вселенной?Сможет ли избежать искушений властью, станет для своего народа отцом-основателем нового общества, очередным тираном или богом? Так много возможностей для воображения, и это — прекрасно!

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, это — лучшее, что есть у Гаррисона и одно из лучших произведений мировой фантастики. Есть такое правило — автор должен написать все то, что ждет от книги читатель и еще немного больше. Так вот «Плененная вселенная» дает то, что намного превосходит любые ожидания читателей. Вселенная для двух индейских племен — это маленькая долина, окруженная горами, через которые нет дорог. И живут они себе потихоньку, землю обрабатывают, детей растят, только вот почему-то запрет действует — не брать в жены девушек из другого племени, только из своего. А за запретом следит ужасная богиня, вырывающая сердца, которой пугают детей и которая — вот первая неожиданность — оказывается реально существующей! А уж когда из-за смерти главного жреца не была вознесена молитва о восходе солнца и СОЛНЦЕ НЕ ВЗОШЛО — это просто шокирует — не знаешь, что и ждать от этого мира. И постепенно, вместе с главным героем, шаг за шагом открываешь путь к истинному устройству мира, вселенной, плененной глобальным космическим экспериментом. Космический полет, рассчитанный на несколько поколений, опасен тем, что команда может перессориться, разделиться на враждующие лагеря, и в итоге потерять саму цель полета. Гаррисон нашел принципиально новый способ бороться с этим — способ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ. Правда, и он не прошел без осложнений. Книгу эту хочется читать и перечитывать неоднократно!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое лучшее описание «корабля поколений» из известных мне. Для меня все началось с «Пасынков Вселенной» Хайнлайна. Две совершенно несовместимые вещи — высокотехнологичный космический корабль и почти полная деградация и потеря цели. Потрясающий сюжет. Потом были «Звездный корабль» (Non-stop) Олдиса, «Баллада о Бете-2» Дилэни (вещь сложная, но чертовски интересная, где экипаж-колонисты даже людьми, фактически быть перестали),

«Поколение достигшее цели» Саймака, «Ковчег» Ливадного, пара рассказов. Но «Плененная Вселенная», на мой взгляд самая сильная вещь в этой линейке. В других романах довольно быстро понимаешь, где происходит действие, здесь же почти до самого конца интрига держит в напряжении и неведении, и когда догадываешься, испытываешь настоящий шок. Это о первом впечатлении, когда же читаешь в n-ный раз начинаешь подмечать детали, которые не заметил, или не придал значения до этого (как и во всех хороших книгах).

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый уважающий себя писатель фантаст просто обязан написать сагу о ковчеге среди звёзд. Вот и Гарри Гаррисон на 4 года позже Альфреда Ван-Вогта написал об этом...

Но какова разница!!!!!!

На этот раз создатель корабля, путешествующего к Проксиме Центавра (тоже!!!) предусмотрел всё: ввиду того, что путь продлится 500 лет, было создано два племени ацтеков, которым под страхом смерти запрещено смешиваться и «племя» наблюдателей. Все они строго следуют «законам» той исскуственной цивилизации, которая и не знает, что цель уже была достигнута, но попрана.

Как всегда — те кто властвует доволен своим положением.

Они ни под каким нажимом не намерены менять это положение. Ведь за этим последуют ПЕРЕМЕНЫ в их комфортном существовании...

Двигателем перемен здесь выступил ацтек Чимал, незаконорожденный, мать которого нарушила закон.

Чимал родился гением. И с детства не мог смириться с таким существованием.

Столкнувшись с наблюдателями — этим ЧИНОВНИЧЕСТВОМ, призванным направлять, руководить, и даже убивать племя ацтеков, он понимает что они такие же заложники, рабы ИНСТРУКЦИИ.

С горечью он им говорит: «..вера вам заменяет мысль, ритуал делает разум ненужным.

Для меня стремление к переменам и знанию — самое главное. Ради этого я преодолею любые преграды...»

Роль личности в истории всегда была темой интересной, но и спорной.

Влияет ли толпа на перемены? Или важнее ЛИЧНОСТЬ?

Когда количество перерастает в качество?

Когда послушание и рабство перестаёт сдерживать стремление к свободе?

Да и возможно ли запретами остановить желание человека учиться, знать больше, выбраться из душных сковывающих дух законов?

Религия — это благо или зло?

Вот когда книгу можно считать отличной. Когда читатель задаёт себе эти вопросы.

Гарри Гаррисон написал отличную книгу. Удивительно то, что я её впервые читаю. Такое СОКРОВИЩЕ не заметила.

Всем рекомендую прочитать.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чимал из ацтекской деревушки Квилап (Куилап) с самого детства был весьма любознательным парнишкой. Из-за чего регулярно получал «люлей» от священников местного храма, что следили за неукоснительным соблюдением обычаев и законов. Одним из таких законов был запрет на выход из долины, где приютилась деревушка. Нельзя было даже взбираться на окрестные скалы, чтобы поохотиться на грифов — вечных спутников человека в этом закрытом от постороннего посещения мире. Поскольку Чимал всячески игнорировал подобные запреты, он сумел побывать в самых труднодоступных местах долины, куда еще не ступала нога другого ацтека. И то, что он там видел, было до того странно и нелепо, что ставило под сомнение естественное происхождение окружающего деревню мира...

Тема «космического ковчега», в котором обретается «поколение, достигшее цели», была весьма популярной в 60-х годах прошлого века. Особенно в англоязычной фантастике. Наверное, потому, что сами англосаксы таким же «макаром» заселили свои исконные земли, прибыв на их берега из другой вселенной. Сам автор — не исключение из данного правила: он является далеким потомком иудейского племени, со времен сотворения мира жившего на берегах Иордана и Тивериадского озера, но по воле судьбы постоянно изменявшего место своей прописки то на средневековую Европу, то на только что открытую Америку. Дух первопроходцев как никогда силен в каждом из американцев: он помнит всех своих славных предков и чтит их великие дела. Одной из форм такого почитания и является написание книги об очередном Исходе почти что библейского масштаба. Только в фантастике он принимает вид космического перелета к соседней звезде, длящегося несколько поколений. Каждый великий потомок англосаксонского племени имеет в загашнике подобное произведение. Наиболее известны из них «Пасынки Вселенной» Хайнлайна, Non-stop Брайана Олдисса и серия романов Артура Кларка о «Раме». Не удивляет, что и Генри Максвелл Демпси также соблюл неписанную традицию, создав столь масштабный по замыслу роман о первом полете человека к Проксиме Кентавра.

Масштабность произведения видна хотя бы уже по его строению: роман состоит из трех объемных частей и небольшого эпилога. В первой части описывается мир долины глазами обычного ее жителя (т.е. не совсем обычного, но это только в потенциале). Упоминание ацтеков может ввести читателя в заблуждение, будто сюжет развивается еще в доколумбову эпоху. Автор и не скрывает, что ожидает от читающего именно такой реакции. Потому что вторая часть уже раскрывает перед читателем «изнанку» только что описанного мира — точнее, его «закулисье». Становится понятно, что дело происходит не на Земле, но полной ясности еще нет. Все точки над i расставляет третья часть, где объясняется вся подоплека происходящего и даются ответы на все вопросы, что были поставлены еще в первой части. Там же раскрывается и одна великая тайна, которая чуть было не поставила крест на всем мероприятии, затеянном людьми 520 лет тому назад.

Сам «ковчег поколений» так же масштабен: он не создан руками человека, а фактически выточен из целого астероида! Мне кажется, что это наиболее подходящая форма для подобного корабля: и герметичность надежно обеспечена, и защита от космического излучения, и даже естественная основа для высадки сельхозкультур имеется. А рукотворный корабль для подобных целей не подходит по многим параметрам. Так что в этой части своего замысла Гаррисон с Кларком набрали максимальное количество баллов в номинации «Правдоподобие».

Такой же правдоподобной кажется мне и социальная структура корабельного общества. Ацтеки были выбраны организаторами проекта не за великий ум или способности к обучению, а за, скорее, обратное — патриархальный уклад жизни, покорность и неприхотливость быта. Наблюдатели, правда, немного исказили первоначальный замысел Великого Создателя, но полностью дезавуировать его еще не успели. Впрочем, это тоже кажется правдоподобным: последующие поколения, как правило, редко следуют всем замыслам своих предтеч. А в условиях замкнутой среды куда легче провернуть очередную ревизию взглядов на прошлое и еще не наступившее будущее, ибо проще организовать заговор и сохранить тайну. Правда, раскрыть ее могут такие вот нетипичные граждане типа Чимала, но они по сути своей одиноки и с ними легко бороться. Чтобы линия героя победила, автор выдумывает один из немногочисленных сюжетных «роялей» — почти полную деградацию общества контролеров полета (т.н. Наблюдателей). Очень интересной показалась мне и «двухъярусная» система верований экипажа корабля: типичные ацтекские боги для «внутреннего» населения и обожествленный образ Великого Создателя — для контролирующего персонала. Эдакий плевок в сторону всех верующих — а ваши боги ненастоящие! Хорошо известно, что сам автор — воинствующий атеист, отсюда и все ноги его философии растут...

Конечно, одному бунтарю будет не по силам преодолеть сопротивление большинства (хоть и деградирующего), так что в концовке автор немного преувеличил. Хотя читатель вряд ли будет по этому поводу сокрушаться и возмущаться: каждый в душе ждет именно такого финала. Автор только постарался максимально приблизить его к действительности, играя на нашем незнании психологии и основ управления общественным мнением. Самое главное — ему удалось создать оригинальный мир, построенный по своему собственному шаблону, непохожему на всё перечисленное мной выше. Не идеал, но достаточно динамичная и увлекательная история о постижении глобальных истин и осознания своего собственного места и значимости в окружающем мире.

----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как любопытство, смелость и решительность могут в корне изменить жизнь и судьбу целого народа, посланного к звездам в незапамятные времена. Несомненно, роман — одно из лучших произведений, принадлежащих перу Генри Демпси (читай — Гарри Гаррисона).

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так уж часто мне доводилось читать произведения, в центре сюжета которых был бы корабль поколений, т.н. звёздный ковчег. «Пленённая Вселенная» — роман как раз из этой редкой категории, одно из лучших, на мой взгляд, произведений по теме. Стремление человека к иным мирам, к звёздам — очень мощный стимул, для реализации которого ничто не помеха. Возможно, человечеству не удастся создать передатчик материи, путешествия в гиперпространстве будут признаны невозможными, в этом случае единственным способом достичь далёких планет станут звездные ковчеги, в которых поколения людей на протяжении столетий будут рождаться и умирать с надеждой, что их потомкам суждено достигнуть заветной цели.

Размах проекта потрясает воображение — для путешествия к Проксиме Центавра был построен гигантский корабль, за основу которого был взят целый астероид. Вот уже более пятисот лет длится путешествие и потомки пилотов и пассажиров давно забыли о том, кто они на самом деле. В центре корабля создан целый мир, населенный «ацтеками» — здесь светит солнце, зеленеет трава, жрецы возносят окровавленные сердца жертв к небесам с вершин пирамидальных храмов, а грешников по ночам подстерегает ужасная богиня Коатлики, готовая разорвать на куски любого нечестивца.

С внешней стороны долины в стальных коридорах космического корабля свою бессменную вахту несут наблюдатели — их задача в том, чтобы следить за ацтеками, регулировать численность населения, контролировать все аспекты жизни пассажиров — от восхода солнца и частоты дождей до заключения браков, при этом не допустить того, чтобы ацтеки узнали о существовании наблюдателей. Их религия — монотеизм, вера в Великого Создателя — во главу угла ставится аскетизм, самобичевание и слепое повиновение воле Главного наблюдателя.

Веками складывавшийся порядок начинает рушиться, когда среди ацтеков рождается Чимал, с детства считавший себя не таким как все, белой вороной. Чимал понимает, что здесь что-то не так, он очень умен, любознателен и любой ценой хочет найти выход из долины. Помимо главного героя ярких персонажей в романе нет, можно вспомнить разве что Главного наблюдателя, да ещё пожалуй Оружейницу, которая становится невольной проводницей Чимала в мире наблюдателей. Все обитатели корабля, кроме Чимала, крайне узколобые, зашоренные личности, они не хотят перемен, не способны самостоятельно принимать решения, им проще уничтожить причину смуты, нежели принять перемены и стремиться к лучшей жизни.

По структуре роман делится на три части. В первой автор умело создает иллюзию земного общества ацтеков, следуя за Чималом, читатель постепенно, обращая внимание на отдельные детали, начинает сомневаться в истинности предлагаемого ему мира. Почему здешние ацтеки сплошь белокурые и голубоглазые? Неужели боги действительно находятся среди людей и карают грешников? Может ли солнце не взойти поутру, если люди не будут об этом молиться? Складывать кусочки этого паззла, постепенно приближаясь к разгадке, действительно интересно.

Вторая часть посвящена приключениям Чимала на территории наблюдателей — здесь он продолжает играть роль жертвы, возмутителя привычных устоев, которого необходимо ликвидировать. Всегда интересно читать о приключениях очередного «маугли» в джунглях цивилизации. В данном случае герой с нуля постигает премудрости неведомого ему миру, каждый шаг — это откровение. Главная особенность в том, что здесь нет всезнающих учителей, которые ведут неразумного за собой, показывают ему всё и объясняют. Оружейница сама мало что знает, а то что знает предпочитает не предавать огласке. По этой причине Чимал вынужден добывать новые знания собственным потом и кровью.

Третья, заключительная часть романа продолжает знакомить нас с миром наблюдателей. Главное отличие в том, что здесь Чимал уже выступает в роли своего рода мессии, Избранного. Он понимает, что главная его цель — донести до людей правду, сделать так чтобы ацтеки узнали о существовании наблюдателей, чтобы и те и другие избавились от религиозных предрассудков и объединились в стремлении к общей цели. Сделать это, как вы понимаете, крайне непросто, т.к. люди по своей природе довольно глупы и не хотят никаких перемен. А тут еще выясняется, что корабль отклонился от изначального курса и день прибытия может так и не наступить никогда...

В романе прекрасно показано социальное устройство двух очень разных категорий населения. Обычаи ацтеков, их боги и обряды, праздники и традиции — полная иллюзия того, что ты не в космосе, а где-то на Земле, пусть и чуточку альтернативной. Технологичное общество наблюдателей также довольно самобытно — использование сложных приборов и технологий сопряжено с тоталитарной религиозностью, и в конце концов понимаешь, что наблюдатели по своей сути мало чем отличаются от ацтеков. Как говорят, что в тюрьме отбывают срок не только заключенные, но и тюремщики.

Не забыта и приключенческая составляющая, чтение увлекает — постоянно что-то происходит, главный герой бежит, скрывается, дерется и выполняет миссии на пределе человеческих возможностей. Главное же, конечно, в том, что на основе замкнутой искусственной модели общества автору удалось смоделировать наш с вами мир. После прочтения начинаешь задумываться, а может быть мы тоже все пленники корабля поколений под названием Земля, несущегося в бесконечном холодном пространстве к неведомой и столь же недостижимой цели. В общем, эта книга позволит не только приятно провести время, но и заставит о многом задуматься. Это один из лучших романов талантливого американского фантаста, который я бы отнёс к золотому фонду зарубежной научно-фантастической литературы.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга о корабле поколений из тех, что мне довелось прочесть. Абсолютно непредсказуемый сюжет, прекрасно положенный на криптоисторическую тематику. Однозначно лучшее произведение Гаррисона, уровня которого ни Хайнлайн, ни Саймак, ни Олдис так и не смогли достичь в своих книгах с похожим сюжетом.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая, на мой взгляд, книга на тему космического ковчега. Автор придумал потрясающую пленённую вселенную, где будующие колонисты смутно представляют своё предназначение, а экипаж заменил здравый смысл религиозными догмами, что несколько напоминает мне «Пасынки Вселенной» Хайнлайна. Однако эта книга и её идеи более современны и продуманны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ГГ в романе — своего рода белая ворона среде соплеменников, не подозревающий, что он является дитём генетического эксперимента, пытается найти выход из долины, в которой многие века заперты два племени ацтеков. Благодаря мужеству и находчивости, он смог это сделать, открыв величайшую тайну. Интересно наблюдать, как к ГГ приходит понимание устройсва гигантского ковчега и ложности цели его полёта. Он понимает, что создатель этого масштабного проекта в попытке достичь звёзд и создания расы сверхлюдей перехитрил самого себя, система настолько хорошо работает, что Наблюдатели, своего рода монашеский орден, просто не хотят завершения полёта. Конфликт между ним и Наблюдателями по этому поводу, приводит к потрясающим изменениям внутри звёздного ковчега и появлению надежды на достижение конечной цели путешествия — Проксимы Центавра. Подробности всех невероятных приключений — в книге.
Книгу наверняка захочется перечитать, т.к. это одна из наиболее серьёзных работ Гаррисона. Концовка хоть и достаточно предсказуема, но не отвечает на все вопросы. Девиз романа — всё, что создано человеком, человеком же может быть разрушено, как бы подробно и основательно всё это не было бы продумано.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман! Очень не тривиальный ход решения психологической составляющей длительного перелета. Сам смысл сделать гениальность рецессивным геном и запереть носителей в разных деревнях (в данном случае закрытых ореалах обитания) — гениальная находка. Очень интересны механизмы регуляции населения — таблицы выхода гремучих змей, пауков и прочих гадов, чем выше население, тем выше количество опасности на квадратный метр. Жестоко — но очень продуктивно. Жаль что такая лихая закрутка романа, заканчивается довольно тривиальной концовкой. Однако в целом роман производит очень приятное впечатление. Всем приятного прочтения!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что меня действительно 'кольнуло' в этом произведении, так это проекция смысловой нагрузки романа на нашу реальность. Проблема 'жизни в рамках' была актуальна, является очень актуальной, и в будущем будет еще более актуальной. Попробуйте взглянуть на это немного шире, сравните мирок ГГ и ваш собственный.

Большинство из нас возделывает маис год за годом ( на 'любимой' работе')

Слушает и принимает взгляды жрецов безоговорчно ( церковь, правительство)

Живет идеологией, насажденной другими, даже не осознавая этого ( реклама, потребительство, жажда наживы — влиятельность корпораций)

Мы — ацтеки,господа. Мы заперты каждый в своей деревне. И я не знаю, где лежит путь из Долины...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю этот роман. Неспешное развитие событий двух индейских племен вдруг взрывается для главного героя серией приключений, в итоге потрясших всех. Тот момент, когда после смерти жреца не взошло солнце, каждый раз читаю с мурашками по коже. Перед читателями постепенно раскрывается совершенно невероятный план полета к звездам, когда основная часть экспедиции вообще ничего о полете не знает, а вторая превратила цель полета в религию. Из всех книг на тему «звездного ковчега» эта — лучшая!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек, преодолевший культурный и эпистемологический разрыв в несколько столетий, казалось, должен испытывать большее потрясение. Но Чимал — необычный человек. Он, как мечта Ницше и воплощение фаустовского духа, гордый и неверящий, но желающий знать. Некоторым людям близки его чувства, что этот мир — навязанная необходимость и если, попытаться, то можно уйти из него. И однажды это произойдёт.

Это произведение о человеке, который не верит в человечество, в религиозную чепуху, но, который хочет верить в будущее, в новые горизонты познания и в новые поколения, которые дадут ему учеников и единомышленников, и он больше не будет одинок.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх