Генрик Сенкевич «Камо грядеши»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Знаменитый исторический роман Генрика Сенкевича повествует о событиях великих и почти мифических. Первый век нашей эры, императорский Рим времен полубезумного лицедея Нерона, одержимого манией величия. Пылающий Вечный город, звери, рвущие на арене цирка тела рабов, невообразимые оргии и массовые казни… На этой пропитанной кровью и слезами земле разворачивается трагическая история первых христиан, принимают мученическую смерть апостолы Петр и Павел. В ткань своего поистине эпического повествования автор вплетает сюжеты о драматической судьбе Петрония, утонченного эстета и скептика, и о пламенной любви римского патриция Марка Виниция к христианке Лигии, любви всепобеждающей, освященной истинной верой, заставляя читателя задуматься о свободе выбора, дарованной человеку.
Награды и премии:
|
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Экранизации:
— «Камо грядеши?» / «Quo Vadis», США, Италия, 1951 // реж. Мервин ЛеРой, Энтони Манн
— «Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis?», Италия, Франция, Испания, Швейцария, Великобритания, Германия, 1985 // реж. Франко Росси
— «Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis», Польша, США, 2001 // реж. Ежи Кавалерович
Похожие произведения:
- /период:
- 1950-е (1), 1980-е (4), 1990-е (5), 2000-е (4), 2010-е (15), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (30), польский (1)
- /перевод:
- В. Ахрамович (5), В. Лавров (1), Е. Лысенко (20)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (31 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Smolskiy, 31 мая 2025 г.
О гибели «вечного» материального, и рождении вечного духовного. И просто книга- ретроспектива далеко ушедших веков, когда были люди, которые ещё видели живого Христа и были свидетелями его гибели. Когда горел вечный Рим в роскоши и жестокости. Когда зарождалось христианство.
Кечуа, 28 июля 2013 г.
Писатель, берущий за основу книги какое-либо учение, не важно, философское или религиозное, всегда идёт на определённый риск. Ведь представители других конфессий будут изначально подходить к чтению с изрядной долей скепсиса, а единоверцы обязательно найдут несоответствия с догмой и поставят их в вину автору. Но Генрик Сенкевич, не побоявшись критики, написал роман, в котором христианские убеждения и принципы поставлены во главу угла. Писатель в художественной форме изложил одну из самых трагичных страниц истории этой религии — последние годы правления древнеримского императора Нерона. Так как описываемые события также имели огромное влияние на последующее развитие Рима, исторический фон интересен вдвойне.
Основной художественный метод, постоянно используемый в романе — переплетение в ткани повествования общего и частностей. Сенкевич повествует нам о глобальных событиях, запечатлённых в трудах историков, и в то же время рассказывает о судьбах различных людей, попавших в круговерть этой страшной эпохи. На первом плане — пламенная любовь двух абсолютно разных, не похожих друг на друга людей. Марк Виниций — военный трибун, богатый, жестокий патриций, привыкший, что ему во всём повинуются. Лигия — кроткая, благодетельная христианка, волею судьбы оказавшаяся приёмной дочерью римского генерала, чья жена и воспитала девушку во Христе.
В течение всего романа Виниций будет меняться. Пытаясь понять Лигию, раз за разом отказывающуюся от его денег и покровительства, он терпит муки несчастной любви, которые, как оказалось, не утопить в вине и разврате. Марк начинает постигать учение о единственном Боге и при жизни вступает на путь, из ада ведущий в чистилище, а из чистилища — в рай. Одновременно с Виницием обращение в христианство происходит с тысячами других язычников.
Стоит отметить, что если бы Сенкевич описал те же метаморфозы героя в других исторических реалиях, это выглядело бы не так правдоподобно. Однако, верхушка, правящая Римом, показана настолько прогнившей и порочной, что у читателя не остаётся сомнений: именно в такие времена учения подобные христианству могут приобретать самых неожиданных сторонников. И дело тут не во всемогуществе Бога. Действительность, в которой разврат и грязь пронизывают общество сверху донизу и достигают апогея; в которой жизнь любого человека, от раба до придворного фаворита, может оборваться от одного неугодно слова, с неизбежностью порождает свою зеркальную противоположность. Речь идет о людях, готовых стать почитателями лишь чего-то без оговорок светлого и чистого, столь совершенного и безупречного, что граничит с безумством жизнеотрицания во имя новых идеалов. Это очень хорошо показано в романе. Чем страшнее становится действительность, тем больше людей ищет спасения в учении, постулаты которого являют полную противоположность «законам” катящейся в пропасть реальности. Именно поэтому принципы «общечеловеческой коммуны» и всепрощения, которые в иных исторических условиях не нашли бы у людей понимания, в данном историческом контексте, описанном в романе, кажутся вполне естественными и убедительными. В такое время, когда цинизм и жестокость доведены до абсурда, «меньшее» зло не может ничего противопоставить злу «большему» — эта борьба обречена на поражение. Сражаться можно лишь верой — верой в то, что есть нечто более значимое и глубинное, превосходящее всевластие безумного тирана, беспощадность законов, смертность бренного тела.
Примечательно, что автор, всё же, не делит героев на два лагеря, не противопоставляет однозначно христиан окружению Нерона. В произведении имеет место еще одна точка зрения. Петроний — дядя Виниция — на мой взгляд, удачнейший образ данного романа. Он хоть и является фаворитом Нерона, всё же, в отличие от приближенных императора умён и утончён. Патриций не принимает учения христиан, но ведет свою игру в противовес Нерону, пытается спасти приговоренных к смерти христиан, чтобы вызволить любимую Виниция. Попав в немилость к императору и осознавая свою обреченность, он сам принимает решение уйти из жизни. Делает это спокойно и осознанно. Лично мне этот человек внушает больше уважения, чем несчастные, идущие на смерть с мыслью о Боге. Ведь, многие из них уверовали в Христа из-за страхов — в том числе, страха перед смертью. Вечное блаженство загробной жизни для слабых духом — это то, что может придать смысл их мученическому настоящему. А Петроний, понимая, что его натура никогда не сможет искренне принять христианство, находит в себе силы смотреть опасности, даже смерти, в лицо, не облегчая эту ношу надеждой на райское существование после кончины. Устами героя автор утверждает философскую концепцию жизни: ее самоценность здесь и сейчас; способность человека созерцать и ценить красоту, пока глаза способны видеть.
В числе объективных достоинств романа — яркий, неоднозначный образ Нерона. В историческом персонаже соединены чудовищные человеческие пороки, но именно человеческие, ибо автор «Камо грядеши», исследуя потаенные уголки его темной души, пытается разобраться в этом сложном и неоднозначном образе.
Генрик Сенкевич посвятил свой роман в первую очередь христианству и последователям этой религии, вместе с тем, огромный пласт римской истории и культуры, как базиса зарождающихся процессов, описан им со знанием дела, бережно и тщательно. Перед нами именно добротный исторический роман, который безусловно удовлетворит интерес и эстетические ожидания любителей данного жанра.
Однако, те, кто ждут от исторической прозы элементов жанра «плаща и шпаги», будут огорчены: здесь основное внимание уделяется проработке декораций и характеров, языку, но не действию. Повествование более чем неторопливо. Впрочем, произведение всё равно хорошо, даже и без активной сюжетной динамики.
Резюмируя: «Камо Грядеши» — интересный, качественный исторический роман, выраженной «прохристианской» направленности (этот факт нельзя отнести к достоинствам либо недостатком, но его обязательно учитывать начищающему читать «Quo vadis»). Если вы хотите погрузиться в эпоху правления Нерона, сопереживать яркой, трогательной любви главных героев, вникать в достоверно прописанные психологические портреты персонажей — вам сюда. Нужна «динамика», не очень-то любите исторические романы как таковые? Советую проходить мимо.
Мэлькор, 13 февраля 2013 г.
Давным-давно когда люди ещё верили в магию, во времена Средневековья, когда драконы... Стоп, не туда. Древние люди занимались охотой и собирательством... Слишком рано. Может с третьего раза? Давным-давно с карты Европы исчезла легендарная Римская Империя — одно из самых могущественных и продвинутых (для того времени) государств истории. Даже после своего раскола на Восточную и Западную она ещё долго давала о себе знать. Мы, славяне, взяли себе за пример Восточную Империю, более известную под другим названием — Византия. В Западной Европе долго существовало условное государство — Священная Римская Империя. Вон их сколько! Но мы поговорим о самой первой.
Я не буду вдаваться в подробности, кто правил, кто кого убил, отравил, кто в кого был влюблён при римском дворе. Иначе рискую запутать и вас, и себя. В-общем, случилось так, что на римский престол взошёл Нерон, та ещё задница. Нерон отравил своего дядю Клавдия, предыдущего Императора, а затем отправил на тот свет и мать, с женой. Он был жесток и честолюбив, глуп и самолюбив, помешан на поэзии и музыке. В последнем ничего плохого нет, НО!, но свои интересы он ставил всегда выше государства, что для монарха всё равно что самоубийство.
Так вот, как раз о временах Нерона повествует нам роман Генрика Сенкевича «Quo vadis» — «Куда идёшь». С творчеством сего автора я хотел ознакомиться уже давно, тем более, что польскую литературу в целом уважаю (конечно, во многом благодаря пану Анджею). Далее, Сенкевич работал в жанре исторического романа, к которому я уже давно не равнодушен. Настолько не равнодушен, что за предыдущий год ни одного не прочёл. В-общем, в библиотеке нашёлся пыльный томик и я не долго думая приступил к делу.
Текст пошёл далеко не сразу (в последнее время явление у меня частое), но наконец «враг был повержен», а последняя страница перевёрнута. С самого начала заострю внимание на некоторых негативных сторонах книги, благо их немного. В тексте дикошарое количество архаизмов и ссылок на них в конце книги. Отвлекаясь на то, или иное слово бывало теряешь нить повествования и приходится заново входить в ритм. Не могу назвать это однозначным недостатком, ведь если ты пишешь исторический роман о том времени, то и должен употреблять те термины, считающиеся для него нормой, но сначала они отвлекают. Второй «как бы» минус и последний, временами роман становится чересчур сентиментальным, во многом из-за ярко выраженной любовной линии. Перебор. Но пугаться не стоит, он небольшой.
Чем прежде всего подкупает роман? Атмосферой и антуражем? Согласен, антураж экзотичен, к тому же выписан ярко и детализировано, книга сумела передать дух того времени и подчеркнуть различия обычаев древних римлян и нас с вами. За что огромное спасибо автору, многого не знал. Тогда может героями? О, о героях «Quo vadis» можно говорить и говорить. Они все живые и все выписаны так, как мало кто может сегодня. В доказательство приведу пример, представление о Марке Виниции одном из главных героев романа, на протяжение 600 страниц менялось от отвращения до сочувствия и даже восторга. И метаморфозы, которые претерпевает его душа показано так, что веришь. Тут не будет бах! — и другой человек, всё постепенно. Тогда может... язык? Язык во многом способствует более лучшему усвоению книги, и он действительно здесь не трудный, по тексту скользишь, а описания (кушаний!) очень реалистичны. Но тогда что? Искренность. Сенкевич подкупает своей искренностью, порой даже граничащей с наивностью и сантиментами. Читая его книгу веришь, что да так оно и было. Да, так горел Рим, да, таков был проходимец Нерон, да, такой была его свита подхалимов, да, так гоняли первых христиан, да, тогда люди ещё действительно верили в Христоса. Даже я, атеист, ловил себя на мысли, что надо бы креститься.
Итог: отличный исторический роман. Кто не равнодушен к Древнему Риму, или хочет по новому взглянуть на христианство — читать в обязательном порядке.
AlisterOrm, 4 февраля 2013 г.
Генрик Сенкевич отличался незаурядным талантом романиста, и его исторические произведения создавались с большой любовью и вниманием к мелочам. В отличие от современных подельщиков, писатель подходил к своей работе с большой ответственностью — изучал большой комплекс источников и литературы. Один из его выдающихся романов — «Крестоносцы», описывающий события, предшествующие знаменитой Грюнвальдской битве. Но если герои «Кржыжаков» являются данью романтической литературе того времени, то персонажи «Quo vadis» — совсем иное дело.
Весьма сложная писательская задача — показать изнутри мир Римской империи времён принципата, показать постепенные всходы христианства и упадок языческой культуры. И как это сделать, сохраняя уважение к античным достижениям философии и эстетики, и в тоже время показать всю чистоту и благость первичного христианства? И Сенкевич, нужно отдать ему должное. с этой задачей в общем справился.
События происходят во времена императора Нерона, мало заметного в историческом процессе товарища, но очень любимого романистами всех времён. Несмотря на то, что героями здесь являются весьма знатные патриции (в основном), показывается изнанка Рима — бедные кварталы, где появлялись первые общины христиан, нищенство простых жителей, их бешенство, необузданность и злобность. Христианство здесь — глоток воздуха, надежда на новую жизнь после этого удушливого мира. Апостолы Пётр и Павел учат людей милосердию и всепрощению, учат, что нужно постараться любить всё человечество. Сенкевич демонстрирует нам подвижнические подвиги христиан — прощение Главком Хилона, смирение перед страшной гибелью на арене Колизея, полудетская преданность Урса... Интересные образы, а ещё любопытнее — преображение людей и превращение их в христиан. Марк Виниций — вполне живой персонаж, и его превращение в христианина описывается достоверно. Всё в месте — любовь к Лигии, восхищение перед мужеством христиан и их милосердием, неприязнь к распутству императорского двора — всё это сыграло свою роль, никакого «чудесного перевоплощения», как в легенде о Савле-Павле. Менее достоверным мне представляется преображение Хилона, хотя он тоже ярок и врезается в память. Христиане — люди, с минуту на минуту ожидающие Конца Времён, и с этим ощущением они идёт в жизни, принимая её такой, какая она есть.
И тем не менее, Сенкевич умудрился сохранить любовь и уважение к языческой античной культуре. Описывая все признаки разложения римского патрициата, писатель выделяет особо одного человека, который сконцентрировал в себе всё лучшее, что видел в античной эпикурейской философии. Это Гай Петроний Арбитр, автор «Сатирикона». Конечно, по духу он скорее грек, чем римлянин, но его философия вполне логична и обоснована. Он уважает апостолов, называет Христа «лучшим из богов», но остаётся язычником. Он не хочет принимать на себя ответственность, которую налагает на себя учение Христа, он хочет жить весёлой и беззаботной жизнью. Несмотря на свои воззрения, Петроний — мужественный и честный человек, который сделал для Виниция и Лигии больше, чем все остальные.
Именно образ Петрония показался мне самым ярким в романе, эдаким возвышающимся над всеми коллосом. Но есть ещё один неоднозначный персонаж, которому Сенкевич посвятил немало времени, но, на мой взгляд, не доработал. Это сам Нерон. Император Pax Romana у польского писателя вышел интересным — опасный, вздорный безумец, но при этом не лишённый определённых положительных качеств. Да, Нерон был весьма посредственным поэтом, но — не бесталанным. У него неплохой голос, как говорит сам Петроний, любовь к поэзии и искусствам, но при этом — полная невменяемость, которая не была редкостью для его рода. Однако проникнуть до конца в душу Нерону Сенкевичу не удалось... впрочем, собирался ли он это делать?
«Куда идёшь», «Камо грядеши», «Quo vadis»... Всё это разные варианты названия романа. В чём его смысл? Возможно он — двоякий. Как известно, Пётр спросил об этом Христа, который пришёл к нему в видении. Христос вошёл в Вечный город, чтобы сделать его своей столицей — и ничто, даже Нерон со своим приближёнными, не смогут этому помешать. С другой стороны, этот вопрос обращён всему обществу Рима. «Куда вы идёте?», хочется спросить внимательного читателя, вчитывающегося в описании жизни патрицианской элиты, его гнилого нутра и валтасаровой беззаботности. У этого мира нет будущего — вот что хотел сказать Сенкевич. Он был велик, но он умирает. Навстречу ему придёт новое — христианство, свежее и чистое, как слеза.
Хороший роман. Трудно оторваться от него, и каждая строка читается с наслаждением.
Misty, 11 июля 2012 г.
Рекомендую к прочтению всем любителям исторических романов, ибо в этой книге все описано на редкость достоверно: быт римлян, жизнь первых христиан, жестокая политика Нерона, характеры героев, настроения толпы. В диалогах и письмах персонажей Сенкевичем также рассмотрены некоторые философские вопросы, в том числе, касающиеся учения Христа.
Некий благоговейный трепет охватывает при прочтении того, как ведут себя истинные христиане в счастье ли, в горе. Добродетели последователей Христа противопоставлен разврат, которому самозабвенно предавались практически все знатные граждане Рима; привычному маловерию, порой переходящему в атеизм, приверженцев языческих богов — искренняя вера апостолов и их учеников. Весьма интересны беседы персонажей об искусстве и его влиянии на людей.
Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает Петроний — «арбитр изящества», человек незаурядного ума, настоящий ценитель искусства, подлинный эстет. Конечно, многие взгляды этого героя отнюдь не безупречны, но не поддаться обаянию его образа невозможно. Лично меня также привлекли в Петронии его выверенные реплики и блестящее остроумие, с которыми он оказывал небывало сильное влияние на Нерона, заставляя цезаря делать то, что было угодно самому Петронию. Он единственный, кто мог открыто возразить правителю и любую свою фразу перевести в восхваление Нерона.
Достоверно описана эволюция личности Виниция, то, какие удивительные и неожиданные перемены происходят в его характере.
С поразительной точностью и мастерством Сенкевичем описаны сцены пиров и народных празднеств, из которых стоит выделить события, происходящие на арене.
Хочется обратить внимание и на беседы высокопоставленных римлян и Нерона: столько подтекстов кроется в каждой фразе, какой иронии исполнены речи льстецов!
Словом, книгу стоит прочитать.
Lunetta, 24 июля 2020 г.
Редко какая книга производит на меня такое впечатление. Огромное. Я и плакала от сочувствия, и вновь плакала, когда Виниций говорил о Лигии, но уже от умиления.
Сердце моё разрывалось каждый раз.
Книга очень сюжетная, эмоциональная, невероятная! Держит в напряжении на всём протяжении повествования. Финал непредсказуемый, я не ожидала, что так закончиться. Во всяком случае, для влюблённых.
Читать было легко, я не могла оторваться и читала везде: дома, на улице, в маршрутке. Не ложилась спать, пока не дочитывала до спокойного момента)
Особое удовольствие от диалогов Петрония, Петра, Павла.
Герои это отдельная тема. Они великолепны. Настолько живые, что сложно поверить, что они не существовали (именно они, а не исторические личности). Уже после нескольких страниц, забываешь обо всем. Я целыми днями думала только о том, как они там. Что будет дальше. Как повернется судьба героев.
Сюжет прост в своей гениальности, сто баллов вперёд автору. Написать исторический роман так, чтобы от него было не оторваться, выше всяких похвал. Действие динамичное, летишь сквозь книгу, как на горках, то вверх, то вниз. И только сердце разрывается от происходящего.
Всех слов нехватит, чтобы описать мой восторг :)
Да, стоит отметить, что роман не лишён наивности и идеалисточности, что в современном мире можно отнести к недостаткам, но, проклятье, я не буду этого делать! Книга оставляет после себя чувство необыкновенной надежды...
Хоть я и грущу о судьбах некоторых героев, особенно
Кроме всего прочего, в романе множество параллелей и противопоставлений. Петроний и Виниций, римляне и христиане, августианцы и рабы...
Мир внутри и снаружи.
В общем, я в полном восторге, жаль высший балл 10, роман достоин всей сотни.
Счастлива, что прочитала его.
Astrall, 3 марта 2016 г.
Хорошая книга, однако агитация в пользу христианских ценностей переливается через край, именно поэтому читать ее было тяжело, не люблю когда мне так явно что то навязывают.
i_am_misha1991, 6 августа 2021 г.
Эта книга — лучшее, что я прочел в этом году.
История противостояния зарождающегося христианства с языческой религией. История не крестовых походов, где меч насаждал веру, а история того, как дествительно христианство должно благовествоваться.
Это история о том, как «зерно горчичное» Евангелия попадаэт на почву душ человеческих, и словно закваска, положенная в три меры муки, заквашивает все.
Кига очень сильна тем, что очень образно показывает всю контрастность христианских ценностей по отношению не только к ценностям языческого мира, но и просвещенного Рима с его философскими течяениями. Книга прекрасно передает дух эпохи и атмосферу первого века христианства.
Но еще книга более ценна тем, что еще раз напоминает христианам о том, какими они должны быть, и делает это очень образно. Что значит «милости хочу, а не жертвы»? Что значат слова «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»?
Будучи христианином и сравнивая себя с христианами в єтой книге, я прихожу к неутешительному выводу, что я, в сравнении с ними, не достоин называться христианином.
Книга показывает красоту христианства и его силу.
Те же читатели, которые не интересуются христианством или интересуются только в качестве вехи в истории, смогут просто насладиться качественным исторрическим романом.
тушканчик 2013, 11 августа 2020 г.
Генрик Сенкевич – настоящий мастер, в полной мере владеющий словом. Генрик Сенкевич смог воссоздать атмосферу того времени. Вместе с ним мы оказывается на безумных пирах Нерона, в изысканных домах патрициев, в бедных лачугах христиан и на арене Колизея. Кажется, что ты действительно присутствуешь там, полностью погружаешься в обстановку.
Книга поднимает важнейшие проблемы, актуальные и поныне. Центральное место в романе занимают проблемы любви и веры. Насколько же различается мировоззрение у разных людей! Каждый любовь понимает по-своему, у каждого своя вера.
В основе романа лежит жизнь молодого патриция Марка Виниция. Удивительно наблюдать, как любовь может полностью изменить человека, заставить отказаться от привычных вещей, полностью пересмотреть свои взгляды на мир. Несмотря на то, что ему придется перетерпеть много страданий, он не откажется от своей веры и именно вера поможет ему выстоять и победить. Потому что только вера двигает горами!
Хочется еще раз отметить, что «Камо грядеши» — гениальный роман гениального писателя. Эта книга потрясет каждого до глубины души и никого не сможет оставить равнодушной! Прочитайте, вы не пожалеете потраченного времени!
Eshkinkott, 8 февраля 2018 г.
Прочла книгу. И, если честно, последние две главы прочитала по диагонали. Хотела бросить, но жалко было потраченного времени. Субъективно: книга не моя. Плюсы: интересно описаны время правления и художественный образ Нерона, августинцев, патрициев, плебса , увлекательно окунуться во времена силы и могущества Римской империи с ее укладом социальным и бытовым. Спасибо Сенкевичу за такой огромный труд и множество поясняющих ссылок, за расширение кругозора, море полезной и интересной информации и деталей. Но в общем, с общей концепцией, подачей, идеей и истиной не то, чтобы не согласна, а вообще хотелось сказать «ну и муть» как же навязчив автор, об одном и том же чглва и снова, это какое-то зомбирование. Как вы догадались теперь о минусах. Книга теряет весь шарм и утончённость, когда по триста раз на странице натыкаешься на пропаганду и навязывание христьянства и религии в целом. Я понимаю, Сенкевич поляк и этим все сказано, поляки ревностные католики, но в таком объёме? Мне кажется все герои-христьяне в этом романе изображены более христьянами чем сам Папа Римский. Неинтересно, скучно, однообразно и вызывает протест. Тема радости смерти вообще вызывает недоумение. Какое-то противоречие, бог жизнь дал, как самый ценный дар, а они сидят и ждут поскорее бы в царство иное, вприпрыжку. «Если я не с Иисусом, значит я против Иисуса. И я не человек я обязательно животное» вот в двух словах чуть религиозной линии. Не скрою моменты
Удивительно, что столько восторженных отзывов.
Лучше прочесть «последнее искушение Христа» никому казандзакиса, кого интересует христьянская тема. Вот там удивительный и интереснейший сюжет. Хотя отзывы хуже. Очень удивлена.
Baskk, 3 марта 2024 г.
Любой исторический роман это всегда немного фантастика — представление автора о временах, живых свидетелей которых не осталось. Но читая этот роман Сенкевича лично я не обращал внимания на исторические неточности, на затянутость диалогов и на напыщенный пафос отдельных глав. Это просто хорошая книга, которую надо прочитать, что бы понять и христиан, и влюблённых и немного себя
Velary, 31 марта 2023 г.
Очень долго ходила вокруг этого знаменитого романа, опасаясь и его объёма, и серьёзности. Читать такое надо не с наскока, а обстоятельно, будучи готовым к глубокому погружению. Опасалась, надо сказать, не зря, роман действительно сложночитаемый, и при этом он не оставил в душе такого глубокого чувства, которое обычно возникает после таких монументальных произведений.
Роман написан невероятно пафосно. Если сначала это помогает создать ощущение масштабности и важности происходящего, то чем дальше, тем больше раздражает, а временами смешит и попросту смазывает впечатление.
О чём же «Quo vadis»? О Древнем Риме времён Нерона, первых христианах и гонениях на них. Повествование чётко делится на две линии: бесчинствующий, погрязший в разврате Рим и чистое, светлое, стойкое христианское учение и его последователи. Причём первый описан гораздо ярче и интереснее... Это противопоставление и играет злую шутку. Невозможно поверить в такое деление на чёрное и белое.
«Добрую» сторону Рима олицетворяет Петроний — магистр изящества, умный, культурный, просвещённый, умеющий видеть и чтить красоту. Он отказывается принимать христианство, потому что слишком любит земные удовольствия, смирение и награда на небесах его не прельщают. Для меня он самый живой и привлекательный из героев, ему веришь и за него переживаешь. Про «злую» всё понятно — Нерон, кровавые оргии, пиршества до тошноты, всеобщая распущенность.
Христиан же представляют двое возлюбленных — знатный римлянин Виниций и римская воспитанница варварка Лигия. Описаниям их восторженной любви посвящены десятки страниц розовых соплей (простите). Виниций проходит через душевные страдания и постепенно из типичного самовлюблённого патриция перерождается в истинного верующего. Все христиане в романе предстают буквально с нимбами на головах. Они абсолютно плоские, скучные, идеально-сиропные. И ничто-то их не берёт, на смерть идут с восторгом, боли не чувствуют, всех вокруг покоряют своей покорностью. И несчастные, конечно, потому что складывается впечатление, что счастливым людям подобная религия ничего не может дать.
Из-за всего вышесказанного очень сложно воспринимать «Quo vadis» серьёзно. Ну не может такое одиозное фанатичное произведение претендовать на глубину и историчность. При этом нельзя отрицать потрясающее мастерство слова Сенкевича.
Мах Асаматман, 11 января 2020 г.
Лично меня всегда удивляет, когда в отзывах о книге, затрагивающей религиозную тематику, скептики делают акцент именно на своем отношении к оной, уделяя сравнительно мало внимания самой книге. Однако, если глядеть с этой колокольни, с позиции абсолютного неприятия и неверия, невозможно получить удовольствие от половины литературного достояния человечества. Я тоже не верю ни в Кришну, ни в Куберу, ни в Гермеса с Афродитой, ни в Хеймдаля с Осирисом... Но ведь приключения этих товарищей, которые можно встретить в сборниках «Мифы народов мира» вполне себе «читабельны» и любопытны любому, кто хоть чуточку способен увлечься, каждому, чья фантазия нет-нет, да подпрыгнет хоть на метр, совершая неуклюжий, но все-таки «полет». Просто людям тех лет приходилось искать божественное начало там, где его нет (или есть?). Вот и рассматривайте, друзья-скептики, подобную литературу как «мифологию», не вдаваясь глубоко в основы, но наслаждаясь повествованием, как это делаю я. И будет вам счастье.
Теперь о книге.
Когда-то давненько мне доводилось видеть экранизацию, но с тех пор в памяти мало что осталось. Еще пугали «латинизмы», разбросанные по тексту, поэтому я долго, очень долго сомневался, стоит ли браться. Взялся.
И в первую очередь хочу воздать хвалу языку. Роман написан потрясающе «вкусно». Это не новомодные многотомники про арбатских ведьм или сантехников-охотников на вампиров (никого не хочу обидеть). Это настоящий художественный язык, более всего напоминающий горячо любимых мною Виктора Гюго и Арчибальда Кронина. Из наших — не совсем, но, может, Федор Михайлович. Или Леонид Андреев. В общем, тут и 15 баллов не жалко.
Далее, персонажи — тоже высший класс. Давно у меня не было таких метаний в отношении к героям книги. Марк Виниций, которого в начале хочется огреть по голове за его поступки, превращается... в праведника или нет, но, в любом случае, человека «хорошего», как бы ни было затаскано это слово. Хилон Хилонид претерпевает не меньшие метаморфозы — сначала этот, не лезущий в карман за словом, пройдоха, вызывает симпатию, затем переживает падение, и — снова торжествует заплеванное добро. Петроний, достойнейший из римлян, недаром ему симпатизируют и горожане, и император, и мы, читатели — он прекрасен, чего стоят только его потрясающей меткости остроты, это просто «Штирлиц» при дворе, и если бы не лень... Впрочем, он до конца остался верен себе. Лигия получилась более «шаблонной», что ли, ведь она изначально была «правильной», хотя кое-какие перемены в ней произошли. А еще здесь есть апостолы, Урс, Главк, Эвника, Акта, и даже «великий и ужасный» Нерон, оказывается, способен вызвать отклик у читателя, каким бы чудовищем не казался (ведь так приятно дарить людям счастье, да, император?). А Тигеллин? А прочие августианы? А Поппея? Да, Сенкевич великолепно прописал героев.
Для оценки событий, произошедших пару тысячелетий назад, нам остается либо верить тому, чему учат учебники, либо нет. На самом деле автор целиком и полностью опирался на официальное изложение событий, допуская определенные вольности. Впрочем, не нам судить.
Однако, даже рассматривая роман как сугубо художественный, мы не можем не заметить общей атмосферы античности, Сенкевичу удалось передать верный (или неверный) дух Рима той спорной эпохи. Рабовладельческий строй, разнузданные нравы, показная религиозность граждан, относительная уверенность в завтрашнем дне — кхм... а ведь актуально до сих пор. Но тем не менее — гладиаторы и сенаторы, вакханалии во дворцах и особняках, преторианцы, кифары, рабы, умащающие тела своих праздных господ. Вышеупомянутые «латинизмы» усугубляют погружение, хоть поначалу и вызывают трудности при прочтении. В общем, тут все здорово, а ведь я еще не упоминал о придворных интригах, заговорах, гонениях, выходках безумного императора. Мало? А какие страсти, какая ревность, какая зависть, какая борьба! И какая любовь...
Если отбросить метафизику, игнорируя «религиозные» постулаты религии (простите за каламбур), что мы имеем? Сторонники старого мира живут как привыкли — правом сильного, эгоистично и жестоко. И это очень ярко показано в последней трети книги, когда римский народ добивается «зрелищ». Кровь стынет в жилах от того, что для людей той эпохи было нормой. Как говорил Хилон, иные варвары просто не способны признать все величие римских законов, по которым столица обирает и облагораживает их. Вынудить тысячи людей убивать друг друга потехи ради, или еще веселее — скормить эти тысячи диким животным? Общество, живущее подобными устоями обречено рано или поздно погибнуть. И тем не менее, в них тоже было светлое, вечное — меня поразил эпизод, когда толпа на играх вынудила Нерона объявить Урсу и Лигии право на жизнь. Диктатор, подчиняющийся народу... так непривычно, знаете ли. А противостоят им люди новой эпохи, для которых в мире, помимо жестокости и принуждения, есть добрая воля и милосердие. Петроний, тот застрял меж двух миров, не вынося жестокость, он не способен «возлюбить ближнего», а эти, нищие, рабы, свободные граждане, солдаты, патриции — те из них, кому прежние порядки как ком в горле, кто хочет не сеять смерть, но поддерживать жизнь, гуманисты тех далеких и темных времен, когда человеку был необходим создатель — принимали для себя новые обеты. Потому те, кто пишет, что христиане в книге образцово хороши, ошибаются. Не хороши, потому что христиане — но христиане, потому что хороши. Тот же Хилонид вам как яркий пример того, как человек, раздавленный муками совести, перерождается и побеждает. Ведь несмотря на то, что жизнь человеческая первостепенна, и без нее невозможен ни сам человек, ни его принципы, иные принципы стоят этой жизни.
И насколько же должны быть велики сила духа и вера во что-либо, чтобы бесстрашно глядеть в пасть дикому зверю.
Сильная книга, заставляющая задуматься, погружающая в себя, написанная отличным языком, увлекающая, поражающая, вызывающая целый спектр эмоций.
А что еще нужно читателю?
Paganist, 24 апреля 2019 г.
Много ли мы знаем о Римской империи, кроме того, что она строила отличные дороги и имела сильную армию? Что мы знаем о ранних христианах, кроме того, что учение это распространялось преимущественно среди черни и рабов? Сенкевич взвалил на себя нелёгкий груз, когда взялся писать об эпохе Нерона в истории Рима. Но он справился и справился на отлично. «Камо грядеши» — великолепный роман, многочисленные достоинства которого полностью нивелируют единичные недочёты.
Итак, читатель видит высшее общество Рима. Императора и его свиту, всесильных и ни в чём себе не отказывающих патрициев, которые в беспредельном гедонизме проводят жизнь в пьянстве и оргиях. На другом полюсе ранние христиане — кроткие фанатики, уверовавшие в Единого Бога, сурового, но милосердного и всепрощающего. Читатель видит столкновение старого и нового миров. Могущественный Рим, разъедаемый беспутством и развратом, против новой религии рабов. Казалось бы, исход понятен. Но есть нюансы. Конечно, не христианство в итоге сокрушило империю, о чём можно подумать, заканчивая роман. Он сам прогнил настолько, что даже христианство его не спасло.
Разлагающаяся верхушка Рима – привычная картина. Во все времена сильные мира всего страдали неумением обуздать свои страсти и желания, и Рим в этом списке не исключение. На фоне ненасытных патрициев, которые придумывают всё новые и невиданные развлечения, ибо старые уже наскучили, куда более интересна христианская община. Да, они выглядят, как секта. Они наивны и честны, в то же время последовательны и верны своему учению. Они придерживаются и проповедуют совершенно новые ценности, чуждые большинству граждан империи. Потому, как всё новое, вызывают недоумение, агрессию, страх и так далее. И всё равно привлекают новых и новых адептов. Этот контраст и парадокс – символ грядущего обновления, в котором так нуждался погрязший в социально-экономических противоречиях античный мир. И Сенкевич умело обыграл эту тему.
Письменных свидетельств о ранних христианах практически нет. Потому автору пришлось додумывать, использовать художественные методы для их описания. Получилось убедительно. Тем более, на фоне апостолов Петра и Павла, которые несут учение Христа, так сказать, от первоисточника, уже проступают черты нетерпимости, которая характерна (и привычна) для церкви средневековья. Достаточно вспомнить осуждающие речи третьестепенного персонажа Криспа. Неудивительно, что по прошествии времени от учения Иисуса Назарея остались лишь крохи, а Католическая церковь вобрала в себя все пороки, против которых выступала на заре своего существования. То есть автор не идеализирует первых христиан, как и не демонизирует языческое общество Рима. Уже наличие такого персонажа как Петроний – показатель того, что Рим – не кровожадный и безумный зверь, что в империи почитали искусства и добродетель. Другое дело, что такие Петронии были в явном меньшинстве.
Контекст произведения таков, что его можно смело назвать психологическим и даже философским романом, тем более название вполне подходящее. В фокусе романа не исторические события. Больше внимания уделено духовному перерождению Виниция, речам апостолов, рассуждениям Петрония. В произведении много рефлексии и внутренних диалогов героев. Как пример: терзания ушлого философа-стоика Хилона и сомнения апостола Петра. Исторические события – нечто вроде фона, на которых развивается диалектический спор античного язычества и новозаветной морали. Тем не менее, историческая составляющая показана очень достоверно. Во всяком случае, я как читатель, автору поверил.
В «Камо грядеши» Сенкевич показал себя мастером масштабных сцен. Пир у Нерона, помпезный выезд в Анций, горящий Рим, казнь христиан на арене цирка и в садах. Эти яркие сцены описаны так тщательно и мастерски, что казались живыми, настоящими, пережитыми лично. И отдельно стоит эпизод с неудавшимся бегством Петра из Рима. Это единственный мистический момент романа (пусть и показанный через призму реализма), но настолько сильный, что является эмоциональным апогеем всего повествования.
Что имеем в сухом остатке? Сильное и многогранное произведение, по праву занимающие место среди лучших исторических романов. Советую.
Angvat, 17 июля 2018 г.
Честно говоря, я не особо люблю творчество Сенкевича. Что трилогия о Речи Посполитой, что «Крестоносцы» для меня — яркое отображение ехидной присказки «войско польско Берлин брало, русско войско помогало». Сиречь превознесение собственной нации вопреки всякой логике. Но данная книга – исключение. Может потому, что в ней нет поляков, так как их там и не может быть, а лжетеории «мы древнее мамонтов» в момент ее написания были еще не столь в моде?
Но хватит об авторе, давайте поговорим о самой книге. Фигура Нерона – один из примеров личности в истории, скопившей вокруг себя практически сплошной негатив. И в основном не без причины. Он отнюдь не был «жертвой» клеветы гораздо более поздних эпох, что порой пытаются доказать всяческие «сенсационные» писатели, о нем как о правители и человеке еще Тацит и Светоний отзывались весьма нелестно, и во всякие списки «проклятых императоров» его включали. Хотя благодаря энным решениям (например, раздача богатых подарков во время праздников) энной популярностью у простого Нерон все же пользовался. В общем, писать книгу об эпохе такого человека – задача не из простых. Велик соблазн просто изобразить дьяволом во плоти. К чести автора, он не стал этого делать. Он изобразил этого императора человеком. Мерзким, жестоким, мнительным, суеверным, но человеком. Но все же он тут – второстепенный персонаж. Основные герои – люди попроще, которые в итоге просто стараются уцелеть в это непростое время. Изуверские нравы той эпохи писатель не смакует, но описывает весьма красочно, так что людям впечатлительным книга все же не особо рекомендуется. Особой пропаганды христианства, которую иногда усматривают здесь некоторые люди, здесь тоже нет. Христиане в те времена и правда в основном были безвинными мучениками. Жертва превратилась в охотника гораздо позже…
В итоге имеем крепкий исторический роман о весьма печальном периоде в истории Вечного Города. И лично мне трудно вспомнить более достойное художественное произведение о временах безумного императора, который поджег (или все-таки нет?..) Рим.