fantlab ru

Юрий Поляков «ЧП районного масштаба»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
74
Моя оценка:
-

подробнее

ЧП районного масштаба

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Первый секретарь Краснопролетарского райкома комсомола Шумилин, прервав свой отпуск на юге, срочно возвращается в Москву. В здание райкома ночью проникли хулиганы и устроили там погром. На грани срыва — не только ежегодный районный комсомольский слёт, под вопросом сама карьера Шумилина.

Примечание:

Первая публикация: «Юность» № 1/1985.


Входит в:

Награды и премии:


лауреат
Премия Ленинского комсомола в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры, 1986 // (повесть)

Экранизации:

«ЧП районного масштаба», СССР, 1988 // реж. Сергей Снежкин




Рассказы и повести советских писателей о молодежи нашего времени
1986 г.
ЧП районного масштаба
1986 г.
Сто дней до приказа
1988 г.
Избранное. Том 1
1994 г.
Собрание сочинений в 4-х томах. Том первый
2001 г.
Сто дней до приказа
2004 г.
ЧП районного масштаба
2009 г.
Сто дней до приказа
2018 г.
ЧП районного масштаба
2020 г.
Любовь без мандата
2021 г.
Сто дней до приказа
2022 г.
Собрание сочинений. Том 1. 1980-1987
2024 г.

2024 г.

Периодика:

Юность № 1, январь 1985 г.
1985 г.

Аудиокниги:

Сто дней до приказа и другие повести
2009 г.

страница всех изданий (15 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть Полякова я прочитал в удивительном по своей номенклатурности сборнике из серии «Категория жизни», посвященном молодежи середины 80-х, где собраны рассказы об этой, собственно, молодежи. Сборник предваряла статья, где в стиле обличающей, но, в то же время просто журящей, речи вкратце сравнивались рассказы и повести подборки со всеми этими любителями «рока» и «лейблов», не годящимися в подметки изыскателям волжской целины или саперам Афганской войны, их ровесникам. В то же время открывает сборник дебютная повесть Полякова «ЧП районного масштаба», где впервые, наверное, в советской литературе говорится о психологических проблемах, приводящих к стрессу, а затем и к проблемам со здоровьем, вызванных как раз этой самой номенклатурностью.

Герой повести — молодой лидер районного комитета комсомола Шумилин, медленно, но верно поднимающийся по партийной карьерной лестнице, благодаря своей порядочности и честности, а еще и благодаря молодому возрасту, делающему ему честь перед «старой» коммунистической гвардией. Он — надежда и символ. В один прекрасный миг все это может рухнуть, ведь во время отпуска кто-то надругался над залом заседаний, устроив там погром. И это — перед самым слетом комсомольского актива, к которому так рьяно готовится весь райком. А тут еще и развод на носу. Какой пример подает первый секретарь...

В повести очень активно показана общая канва настроений этого периода. Дискотеки, превратившиеся в поле для спекуляции, фикции в комсомольской среде, где заинтересованных в деятельности молодежного политического движения уже более чем никто не заинтересован, карьеризм ответственных работников. На этом фоне идеализм Шумилина выглядит сатирическим, и трагичным одновременно. Он не может перестать быть человеком, будучи частью огромной машины политического актива молодежи, но и не может бросить вверенное ему дело. Настолько, что и личная жизнь его каждый раз падает жертвой. Ему всего тридцать, но на фоне стрессов начинает пошаливать сердце. События вокруг его персоны закручиваются водоворотом, но он достойно и по-комсомольски правильно решает появившиеся проблемы, иногда чуть ли не чудом. Как вдруг! К финалу герой понимает, что пресловутое ЧП, по сути, вызвано действиями комсомольской верхушки. Просто мало кто видит в человеке человека, а не «единицу организации». Шумилин снова становится перед выбором, и финал повести кажется каким-то инициационным, пророческим и открытым. Главное, чтобы герой в итоге остался жив, из-за таких-то пустяков.

Повесть была экранизирована уже в 1988 году, где для еще большей обличительности герою добавили проблем и любовниц. В главной роли снимался Игорь Бочкин.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый прозаический опыт Полякова. Повесть за долгие годы обросла легендами, как дно корабля ракушками. Тут тебе и происки оскорблённого комсомола, и репутация скворца, принесшего на крыльях весну и перестройку, и много чего ещё. Поэтому представлялось, что в повести описаны такие жуткие подробности номенклатурной жизни, ну такие... Я ожидал голых комсомолок в бане, ублажающих крепкую секретарскую плоть, траханье на зелёном сукне чиновничьего стола, пьяные оргии секретарей и секретарок, скелеты в шкафу и неостывшие трупы под диваном. Я ждал страшных разоблачений и немыслимых подробностей.

Ну и? Где, я вас спрашиваю, всё это? Конечно, каждый судит в меру собственной испорченности. Моя оказалась изрядно запущенной. Потому что ничего этого не было. А был первый секретарь райкома, неплохой парень. Были комсомольские работники — кто хуже, кто лучше, кто совсем никак. Есть здравые (т.е. вполне обыкновенные) мысли о карьеризме, о рутине, об отсутствии жизни в комсомольских мероприятиях. Есть, наконец, описание бунта на макаронной фабрике, когда стихийно были свергнуты старые комсомольские вожди и столь же стихийно найдены новые, ещё не испорченные чиновничьей жизнью.

Если эта пастораль какому-то румяному начальничку сорока лет показалась оскорбительной, унижающей честь и достоинство комсомола, можно представить, какими влюблёнными глазами смотрел ВЛКСМ на себя в зеркало. Шуа де Гюрзель, в натуре, говорю я вам.

К собственно тексту особых претензий нет. Написано живо, с юмором, манера Полякова уже проглядывает. Что-то шероховато, с зазубринами, ну так ведь дебют же.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почитал, и словно окунулся в мир 80-х! Вспомнил комсомольские собрания, слёты, поручения, бюрократизм и канцеляризм. Но всё равно, жить тогда было просто и гораздо веселее. Очень и очень правдивая повесть. Она, кажется, даже написана суховатым языком секретарского отчета. Написана без излишнего бичевания периода «застоя», хотя, может быть, время написания ещё к этому и не располагало. Но, тем не менее, Поляков – один из немногих писателей, которые до сих пор не очерняют при любом возможном случае советское время.

Концовка повести – первая из многих таких же следующих финалов произведений автора из дальнейшего его творчества – герой оказывается внезапно на двойном, а то и тройном распутье собственной и чужой судьбы. И решать надо что-то одно, в ущерб другому. Не приведи, Господи...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх