fantlab ru

Стивен Эриксон «Врата Мёртвого Дома»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
1354
Моя оценка:
-

подробнее

Врата Мёртвого Дома

Deadhouse Gates

Другие названия: Врата смерти

Роман, год; цикл «Малазанская империя»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 76
Аннотация:

Семиградие... Древний континент, история которого теряется в глубинах тысячелетий. Завоевав его, малазанцы никогда не относились всерьез к легендам и верованиям местных племен. Власть Империи в Семиградии казалась им незыблемой, а пророчества о Дриджне, священном возмездии, — очередными слухами. Вплоть до страшной ночи, когда слухи вдруг превратились в зловещую реальность. Оправившись от «семиградского удара», Империя начинает мстить. На континенте высаживается армия под командованием адъюнктессы Таворы — женщины с железной волей и полным отсутствием жалости. Тавора полна решимости жестоко покарать мятежников. Но она пока не знает, с кем ей предстоит столкнуться в песках священной пустыни Рараку.

Для этого произведения есть карты:

Входит в:

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2000 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 10-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2000 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 10-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Фэнтези (Канада)

Похожие произведения:

 

 


Врата Мертвого Дома
2003 г.
Врата Смерти
2007 г.
Врата Мёртвого Дома
2015 г.
Врата Мертвого Дома
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Врата Мёртвого Дома
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Deadhouse Gates
2006 г.
(английский)
Deadhouse Gates
2012 г.
(английский)

страница всех изданий (7 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать «Малазанскую книгу павших» с большими паузами между книгами невозможно. Убедилась в этом на собственном опыте, когда открыла «Врата мёртвого дома» и осознала, что вообще ничего не понимаю. Пришлось перечитывать «Сады луны». И удивительное дело: при первом прочтении книга мне совершенно не понравилась, было очень тяжело с ней справляться. Но при втором я даже получила от неё удовольствие!

«Врата мёртвого дома» оказались столь же тяжёлыми для чтения, сколь и «Сады луны». Это было мучение. Но не исключаю того, что при повторном прочтении книга раскроется и позволит собой насладиться.

Сюжетно это своеобразный вбоквел в сторону от основного повествования, но влияющий на сюжет в целом. Большая часть персонажей «Садов луны» занимается своими делами где-то далеко, а во «Вратах мёртвого дома» мы следим за двумя героями, перекочевавшими из первой книги, и за несколькими новыми.

Любить нельзя ненавидеть — это про «Малазанскую книгу павших». Она странная. Неповоротливая. Тяжёлая. Но сколько же в ней всего интересного!

Итак, персонажи. Автор разворачивает перед нами несколько линий. Первая — историк Дукер (который очень напоминает по вайбу Костоправа из «Чёрного отряда»). Он наблюдает за отступлением армии Малазана через пустыню. Эта линия — самая интересная и сюжетно наполненная. Глазами Дукера мы видим одного из величайших полководцев современности, который очень удался автору. Харизматичный, умный, смелый и несгибаемый.

Вторая — Фелисин, дворянка, сестра одного из персонажей «Садов луны». Родная сестра сдала её в рабство во время имперской чистки. Персонаж живой и объёмный, но не очень интересный. При этом автор достаточно правдоподобно описал слом и деградацию юной девушки, попавшей в моральную мясорубку. Рядом с ней вьётся линия Геборика, жреца-отступника с отрубленными руками. Он утратил веру в своего бога, но бог не утратил веру в него. Интересно, во что выльются все его метаморфозы.

Третья — яггут-полукровка, бродящий по миру десятки тысяч лет, и его друг, который исполняет роль стража. Самая бессмысленная линия. Драматичная — яггут-полукровка утратил воспоминания о зверствах, которые в ярости творил, но к чему она? История этих двоих отнимает огромное количество страниц у и без того объёмной книги. Но всё, что они делают — это куда-то идут и размышляют. Меня не расстроило отсутствие развязки — автор красиво закольцевал путь вечного страдания в беспамятстве. Но влияние на сюжет-то где?

Четвёртая — линия бывшего имперского убийцы из Мостожогов, который жаждет отомстить императрице за совершённые ею поступки, и ради этого проходит всю пустыню. Сюжетно смысл линии в одном: именно этот персонаж передал книгу некоей провидице, которая пробудила вихрь Апокалипсиса. Но автор не бросает персонажа в подвешенном состоянии и даёт намёки на его дальнейшее развитие.

Ну и пятая — линия Скрипача из Мостожогов. Он ведёт девочку, в которую в прошлой книге вселился бог, домой. Вторая линия без сюжета, которая абсолютно ни на что не влияет. Единственная польза этих персонажей — возможность взглянуть через них на Дом Азата. Ну и введение очередного яркого второстепенного персонажа — Искарала Прыща. Вообще, второстепенные персонажи в этой книге удались.

Сюжет — одна из двух слабых сторон обоих книг. Он размазан настолько тонким слоем по нагромождению предложений, что уловить его становится очень трудно. Бессмысленные линии персонажей не вызывали бы отторжения, не будь они столь мучительно длинными. Да, история философских поисков яггута-полукровки и его друга могла бы стать интересной, урежь её автор втрое и выдай сюжетную нагрузку. То же самое и с линией Скрипача.

Второстепенные антагонисты карикатурно-злые и карикатурно-глупые. Я такое не люблю. Гораздо интереснее, когда героям противостоит кто-то равный им по силе, уму, харизме и философии. А не просто: «Ой, я такой жадный трус, ненавидьте меня все, я создан именно для этого!»

Вторая слабая сторона — язык. С «Садов луны» он не изменился, остался таким же громоздким и тяжеловесным. Его очень сложно воспринимать, мозг просто отказывается вникать. Очень много слов, очень мало конкретики и мало красоты. Тот же Тэд Уильямс тоже любил растекаться словами по дереву. Его трилогия «Ордена манускрипта» довольно объёмная, но читается легко и приятно. С одной стороны, такой кривоватый стиль играет на руку атмосфере. Мир Малазана жестокий и беспощадный, никто не застрахован от смерти или другой участи похуже. Не жалеют никого, даже читателя. С другой, очень хочется отжать «Врата мёртвого дома» как губку, чтобы выдавить всю воду.

По атмосфере книга напоминает «Воина-пророка» Скотта Бэккера. Тоже тяжелейший путь через пустыню, тоже тема религии. Ну и обе книги основаны на реальных исторических событиях, только разных. Скотта Бэккера всё-таки намного легче читать, несмотря на его любовь к философии и рефлексии.

Задумка с домами Азата — шикарная. Вмешательств богов на сей раз очень мало. Зато много оборотней, которых шинкуют пачками. К слову, оборотни тоже не избитые. Где ещё вы найдёте персонажей, умеющих превращаться не в одного волка, а в шестерых? Или не в одну крысу, а в целое полчище грызунов?

Концовка отвратительная. Будто бы взяли из другой книги и прилепили её к «Вратам». Два тома автор нагнетал атмосферу, показывал, что невероятное везение возможно только при вмешательстве богов, а без этого опрометчивые поступки будут наказаны... И всё это для того, чтобы в финале «Врат» начать кататься на белом рояле из куста в кусты? Какая-то жалкая потуга, совершенно не вяжущаяся с основным повествованием. Персонаж шёл-шёл, подумал, передумал и пошёл обратно. Ну спасибо, именно ради этого я две недели продиралась через текст!

Малазан — как болото, в котором можно увязнуть на неделю или две. Вроде бы интересно, а вроде бы хочется крикнуть: «Помогите!». Оценку поставлю шесть вихрей из десяти — ту же, что и «Садам луны». Книга совершенно другая по тону, по повествованию, по персонажам. Но всё ещё нескладная, как подросток в разгар гормонального шторма. Мне не очень понятно, почему у этой книги столь высокие оценки. Она плохая. Но потенциал огромный, только благодаря ему я продолжу дальше биться головой о врата Мёртвого дома.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу поделиться впечатлениями от «Врат Мертвого дома» — второй книги эпического творения Стивена Эриксона «Малазанская книга павших». Есть такое расхожее выражение — «Лжёт, как дышит». Не смотря на негативный контекст, смысл в принципе понятен — делать, что то легко и непроизвольно. Впервые его услышал в фильме «Ромовый дневник» с участием Джонни Деппа, так главный герой комментировал речь президента Никсона. Фильм прекрасен во всех отношениях, но причём вы скажите здесь Малазан? Я о том, что Стивен Эриксон пишет, как дышит. Его стиль повествования и повороты удивит вас. Сюжетная линия ломаная переломанная, события проносятся мимо как полустанок из окна проходящего проезда, только и успел заметить название станции, а поезд уже влетел в тоннель, ослепил, оглушил и понёс дальше. А как вам главный герой — стоп, а есть ли он вообще? В физике есть такая теория, как «эффект наблюдателя» или «сторонний наблюдатель», которая гласит, что простое наблюдение за явлением неизбежно изменяет его. Если, это применить к литературе, то легко представить, что создание писателем любого произведения, влечёт его неизбежное изменение, поскольку прежде чем образов и форм, которые рождаются в его сознании. Прелесть Стивена Эриксона в том, что он идеальный сторонний наблюдатель, поскольку смог максимально точно передать созданный его фантазией мир Малазана, и сделал это без забот об удобстве восприятия повествования. Эриксон не писал о мире Малазана, его книги, это способ и возможность его посетить, без гида и путеводителя.

Теперь о самой книге, и в частности о её героях, а поскольку «читалась» книга в формате аудио-книги (в исполнении Кирилла Головина), предпочтение сделаю героям по голосам, которые мне больше всего понравились.

На первом месте — Искарал Прыщ, он же Верховный Жрец из Тесемского храма Тени. Я снимаю шляпу перед тем, как в аудио-книге удалась атмосфера неконтролируемого бормотания этого героя , которое слышится как бессвязный набор слов, уводящим в лабиринты воспалённого сознания. Монологи Искарала Прыща в исполнение Кирилла считаю одним из украшений этой аудио-книги. Чтобы понять насколько это была непростая задача, предлагаю просто прочитать пару из них.

«— Нашли, значит, вот как? Глупцы! Всё не так, как выглядит. Жизнь, данная за жизнь отнятую. Каждый угол, каждый закоулок обыскали, так ведь? Идиоты! Столь самонадеянная похвальба есть знамя невежества. Подняли его и ждёте, что я почтительно склонюсь? Ха! У меня свои секреты, свои планы, свои замыслы. Лабиринт гения Искарала Прыща не распутать таким, как вы. Оба — древние странники в земной юдоли. Почему вы не взошли, как все прочие? Я вам скажу. Долголетие не дарует по умолчанию мудрость. О нет, совсем нет. Надеюсь, вы всех пауков убиваете, каких только видите. Обязательно убивайте, ибо это — тропа мудрости. О да, воистину, тропа! У бхок'аралов маленькие мозги в крошечных круглых черепках. Хитрые, как крысы, глазки блестят, словно чёрные камешки. Как-то четыре часа я глядел в глаза одному из них, а тот — в мои. Никто не отводил взгляд, о нет, это было состязание, которое я бы не проиграл. Четыре часа, лицом к лицу, так близко, что я чуял его зловонное дыхание, а тот — моё. Кто же победит? Ответ был в руках богов.».

« — Ложь! Но нет, нужно свою ярость спрятать в мешок, такой, как загадочный мешок трелля — такой любопытнейший мешочек! Может быть, там внутри другой обломок? Такая возможность... возможна. Вероятная вероятность, даже определённая определённость! Нужно лишь обратить к яггу хитрую улыбку, чтобы показать моё доброжелательное терпение перед лицом его гнусных оскорблений, ибо я больший человек, чем он, о да! Такая напыщенность, такое позёрство, наигранные ремарки... Слушайте! — Искарал Прыщ вдруг резко развернулся и уставился в лес за валуном.».

На втором месте — Дукер — императорский историк, приписанный к Седьмой армии. Старый историк-солдат, или солдат-историк. В течение всей книги им постоянно приходилось меняться местами. С одной стороны – старый, прямолинейный до грубости солдат, с другой историк, который тонко чувствовал и переживал события. История Седьмой армии Малазана немного напомнила историю возвращения домой армии 10000 греческих наёмников воспетую в «Анабазисе Ксенофонта». Греки пройдя за 1 год и 3 месяца более 5000 км смогли добраться до родных мест, а Седьмая армия Малазана.. она всё ещё в пути к своему дому, где там, на выжженных равнинах Рараки.

На третьем месте — виканские пастушьи псы во главе с Кривым и его мелким другом, как дань воплощению преданности и бесстрашия. В выборе третьего места меня всецело поддержал мой пёс по кличке Ватсон, породы басенджи, который судя по его характеру с каплей виканской крови.

В финале пара цитат из фильма «Ромовый дневник». «Чуешь это? Это запах ублюдков. Но это же и запах правды»..... «Эта страна построена на геноциде и рабстве. Мы перебили всех черных парней здесь, а потом завезли новых своих. А потом привезли Иисуса, словно кусок мыла».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, если «Сады Луны» была всего лишь отвратительной попыткой заставить читателя без интриги и экспозиции следить за продирающимися через скучнейший сеттинг болванками персонажей, то «Врата Мёртвого Дома» уже похожа на книгу.

Третьеплановые персонажи (которыми являлись все «герои» Садов Луны) стали ближе к второплановым. Их сюжетные линии будто бы начали обретать хоть какой-то смысл. А скучнейший унылый ЛОР льётся потоками поменьше и стал ближе привязан к действию.

Если говорить о сюжете (которого не было в Садах Луны), то здесь он вроде как появился. Хотя, немного интересные поначалу сюжетные линии Фелисин, Калама и Скрипача с компанией оказались крайне унылыми и безыдейными. (О линии трелля и яггута сказать просто нечего. Автор не понимает, что вкинуть персонажей, дать им пару мертвых картонных диалогов и высосать из пальца «типа драму» — недостаточно для эмоционального вовлечения читателя. Во всяком случае не каждого читателя.)

В общем уже лучше, но всё ещё плохо. А уж про «рояльный» фарс в концовке Калама и вспоминать не хочется.

Спасением для книги стала сюжетная линия имперского историка. По аннотации я готовился к очередной духоте, а в итоге получил наиболее полноценную историю. Может дело в том, что для меня троп стареющего рефлексирующего мужика на безнадежной войне оказался беспроигрышным, но скорее дело в другом. Его линия самостоятельна, почти безо всякого божественно-дурацкого ЛОРа, с героем, который тянет хотя бы на второпланового и, пусть примитивной, но драмой.

История Дукера настолько мне понравилась на контрасте со всем остальным, что я решил поставить этой проходной и всё ещё бедной на события (даром, что огромной) книге весьма высокий для неё балл. Такая очень запоздалая похвала автору за верное направление.

Однако чего ожидать от следующей книги не знаю. С одной стороны, масса времени уже потрачена откровенно зря, с другой — почему-то хочется, чтобы следующие книги в цикле были всё лучше и лучше.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу во многом вытягивает история Колтейна и Дукера. Думаю историческим прототипом стал поход Ксенофонта из Персии обратно в Грецию. Возможно перебор с батальными сценами, но все персонажи этой линии по своему харизматичны и интересны. Финал хоть и предсказуемый, но цепляет.

Остальные линии по большей части бестолковые хождения туда-сюда и тонны всякой мифологии. Автор не знает, когда надо остановиться и перестать пичкать все новыми божествами, магическими путями и народами.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Получше первой книги. Не значит, что хорошо, там просто было вообще нечитаемо, тут хотя бы уровень Замиля Ахтара.

Думал, с эпичностью перебор, но после начала третьей передумал. Героев автор всё так же не умеет прописывать, разве что гротескных: если шлюха, то королева шлюх, если воин-наёмник, то идеал героя, пьющий собственную мочу и выживающий в любых условиях, если предатель, то ничтожество уровня Стенли Твидла, ничего не выручающий от предательства и предающий просто по зову сердца.

Единственный отблеск юмора попался, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
казначея утопили, привязав к нему мешки с золотом

бессмысленно, конечно, но эпичней тру-блэкаря в корпспейнте на голое тело в зимнем норвежском лесу.

Автор принципиально не раскрывает подоплёки событий и предыстории героев, иначе не умеет поддерживать интерес и интригу, вообще уместно включать речь рассказчика — талант и труд, но тут хавают и так. Магии и сражений технически много, но описано всё настолько бездарно, что это точно не повод читать книгу. Опять дурацкие морпехи, портящие впечатление. В общем и целом мне запомнились три эпизода, что ровно на три больше, чем в первой книге. Продолжу наблюдение, пациент не безнадёжен, хотя это скорее гальванизированный труп. Каждая книга больше предыдущей, но по сути для сюжета второй первую читать вообще было не обязательно, всё описывается парой предложений, ничего не теряется, если пропустил или забыл, а я уже забыл, хотя только недавно закончил.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня такая привычка «прикипеть» к какому нибудь одному автору и в дальнейшем сравнивать с ним всех прочих ...... пока кто нибудь из этих прочих не даст оному автору хорошего пинка под зад и сам не станет очередным эталоном. Так, жанр хоррор для меня долгие годы был «помечен» Стивеном Кингом, окопы современной российской прозы захвачены Захаром Прилепиным и Алексеем Ивановым, ну а в жанре фэнтези безраздельно властвовал Джо Аберкромби ....... ну что ж, всё идёт к тому, что дружище Джо скоро перестанет быть тем, кто диктует мне фэнтезийную моду. «Врата мертвого дома» Стивена Эриксона, второй том эпопеи «Малазанская книга падших» — на данный момент лучшее, что я читал в этом жанре. На мой личный, предельно субъективный взгляд, разумеется.

Мир Малазана живой, воистину огромный и крайне негостеприимный. В него не получится ворваться наскоком ...... по крайней мере у меня не получилось. Годы назад я еле домучил первую книгу — «Сады Луны» и забросил, казалось бы навсегда. Забросил, но как оказалось не забыл окончательно и мысленно время от времени возвращался. Видимо, один раз вдохнув воздуха Малазанской империи, слышал её тихий, но настойчивый зов ....... вторая попытка вхождения была лишь делом времени. На этот раз я начал осторожно, ступая с опаской и нервно оглядываясь ...... как оказалось, зря. История мгновенно захватила меня и закружила в Вихре Апокалипсиса Шаи'к. Стивен Эриксон не сюсюкает с читателем — не будет никакой вводной части, не будет плавного знакомства с миром и населяющими его расами. Не будет никакой экскурсии, с внимательным экскурсоводом ведущим за ручку. Сразу за шкирку и в воду с лодки, по середине реки — плыви или иди ко дну. Выплывут конечно не все и скорее всего даже не большинство, но те у кого получится — станут преданными фанатами цикла. Походу, я выплыл.

Теперь собственно пару слов непосредственно о книге. Действие происходит сразу после завершения романа «Сады Луны», на другом континенте — Семиградье, уже давно казалось бы покорённом Малазанской империей. Пророчица Шаи'к подняла восстание против оккупантов — Вихрь Дриджны и Семиградье заполыхало, пролились реки крови с нечеловеческой жестокостью и посреди этого хаоса, полководец Колтейн пытается спасти десятки тысяч малазанских беженцев, доставив их в портовый город Арэн, единственный из семи городов континента, пока ещё не захваченный мятежниками Апокалипсиса .......

В романе несколько сюжентых линий. Кратко о каждой, по возрастающей шкале моего читательского интереса.

Прекрасно знакомые по «Садам Луны» Крокус, Апсалар и Скрипач не так интересны, как в предыдущем романе. Их линия не играет особой роли в ключевых событиях книги и представляется мне скорее заделом на будущее. Автор просто подвёл их к той точке, где должно разразиться нечто важное, то, что сыграет определённую роль в дальнейшем. То же самое можно сказать и про двух новых персонажей — яггута Икария и трелля Маппо. У этих ребят всё самое интересное явно впереди, а пока просто — не теряем их из вида.

А вот линия ещё одного старого знакомца — сжигателя мостов, убийцы Калама Мехара — гораздо интереснее и драйвовее. Сквозь кровавое безумие Вихря, преодолевая пустыню и океан, в компании случайных попутчиков и демонов, непрерывно сражаясь на суше и на море — он неуклонно идёт к своей цели. И дойдёт. Такие люди обычно доходят.

Один из наиболее симпатичных персонажей первой книги — капитан Ганос Паран, в продолжении отсутствует. Зато в наличии его младшая сестрёнка Фелисин. Судьба, руками их же старшей сестры — Таворы, забросила девушку на рудники, где она прошла сложный путь от отдающейся за дозу наркоманки, до дерзкой и своенравной стервозы, из тех, которых спрашивают — «Корона не жмёт?». Естественно, такого рода эволюция была бы невозможна без помощников, спасших без пяти минут окончательно опустившуюся шлюху и наркоманку — головореза Бодэна и безрукого жреца Геборика. Совершив побег с рудников, эта троица ожидаемо оказалась в самом эпицентре Вихря.

И наконец, самую захватывающую и трагичную линию книги мы увидим глазами имперского историка Дукера. Армия под предводительством Колтейна, с десятками тысяч беженцев «на плечах», со всех сторон окружённая врагами, пробивается в Арэн. Здесь будет всё — масштабные сражения и мелкие стычки, самопожертвование одних и трусливый эгоизм других, неожиданные герои и не менее неожиданные негодяи ....... и разбитые вдребезги, порванные в клочья сердца читателей.

Огромный, в буквальном смысле необозримый, густонаселённый и живой мир. События как локального, так и воистину эпического размаха. Великолепно описанные баталии и харизматичные персонажи. Как я и люблю — не однозначно приторные симпатяги и не однозначно конченные подонки. Живые, со своими недостатками и со своей мотивацией. И магия ...... неожиданно для себя, обнаружил что магия мне тоже нравится, даже тогда, когда её очень много и она играет важнейшую роль. Как говорится, не Джорджем Мартином единым. Впереди у меня ещё восемь основных книг цикла и несколько сиквелов/вбоквелов. Ближайшие десяток книг, по новинкам от Джо Аберкромби точно не скучаю. Прости, Джо!

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, малазанщина — том второй. Начинаем разбор и аналитику полётов.

Основу сюжета составляет восстание Вихря, а всё остальное в основном крутится вокруг него. Сразу поражает вопиющая некомпетентность малазанского верховного командования и разведки. Как эти дебилы умудряются править огромной империей, если оказались даже не способны обнаружить подготовку к восстанию и принять меры по его предотвращению. Затем, когда гром уже грянул, меня поразило полное отсутствие связи и координации действий между имперскими войсками, хотя вроде можно было бы общаться магически-телепатически или на худой конец посылая гонцов с письмами-приказами через порталы. Но нет, автору требуется понагнетать как можно больше драматизма и пафосного превозмогания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В результате, мы наблюдаем как войско Колтейна, обременённое ордой беженцев, преследуемое многократно превосходящими силами противника и умудряясь при этом каким-то чудом от них отбиваться, топает через весь континент к последней незахваченной повстанцами имперской цитадели. И всё это затем только чтобы пасть в последнем и решительном бою под самыми стенами, дабы неискушенный читатель побольше расчувствовался.

Вторая по значимости сюжетная линия романа повествует о тюремных приключениях несчастной малышки Фелисин и в основном посвящена тому как её имеют все и каждый. И до и после побега.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце книги эти линии сходятся в одной точке у стен Арэна. И вот тут-то начинается самая дичь. Сперва сходит с ума малазанский командующий, какого-то хрена выводя из-под защиты крепостных стен в поле всё своё войско против вдесятеро большей вражеской армии на самоубийственную вылазку. Конец сей операции был немного предсказуем. Затем проявляет чудеса своего полководческого гения Фелисин, вставшая во главе восстания, когда просто даёт команду «отбой», вместо того чтобы раздавить Арэн с его мизерным гарнизоном, тем самым предотвратив высадку малазанского подкрепления.
Мне аж стыдно стало от такой беспредельной тупости.

Скитания-шатания же всех прочих персонажей оказались весьма унылы и непримечательны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень повеселил момент, когда божественно могущественного Икария, в прошлом уничтожавшего целые страны и народы, запросто вырубили ударом палки по башке, а он потом и не вспомнил.

Мне совершенно непонятно почему у этого цикла настолько завышенные оценки.

Оценка: 6
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, это было великолепно.

Позволю себе своеобразный комплимент — последние 200 страниц романа начисто испортили мне настроение. Линией Колтейна. Я на форуме писал про противную сцену в Хиссаре. Мне тогда сказали, что я не читал концовки. Ну да, прочел. Ну да, согласен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вообще, двойное предательство у врат Арэна, совершенное над Колтейном и Дукером, сделало меня в угнетение. И если скупой характер Колтейна выдержан все так же, твердо и непокорно, то за историком Дукером было трудно наблюдать. Видя, как он, стоя на стене города, смотрит, как погибают его товарищи, это тяжело. Мужик реально сломался и положил на все. И пофиг ему уже было на все, вот и убил аристократа, вот и пошел на казнь как в магазин. Разве одинокий человек многое потеряет? Не думаю.

Вся сцена сражения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
близ Арэна трудна. 400 человек, окруженные многотысячной армией, высящиеся, несмотря ни на что, знамена... Ох, боже, я обожаю и ненавижу это. Я, стало быть, восприимчив.

Эриксон пишет мастерски. Очень богатый образный язык, очень достоверный мир. Ругают за плоскость персонажей, а они, скорее, скупые и небогатые на эмоции в силу темного мира, а не потому, что Эриксон НЕ СМОГ. Хо-хо, вы поглядите, что он создал. Не думаю, что ему было бы не под силу.

Конечно, после того как закончились линии Колтейна и Дукера, читать дальше было не особо интересно. Да и автор, как мне показалось, ударился в некий сумбур, существенно убыстрив действо. Ну или я просто слишком впечатлился бойней, что дальше уже потерял некую долю интереса...

Поражаюсь автору. Множество любопытнейших героев со своими особенностями, множество фишек и сил. Обидно, что я пока так и не понял принцип Путей, что сие такое и как работает. После Сандерсона воспринимать непрописанную систему магии вообще сложно — тот-то знатный любитель дотошных принципов работы. Уж простите, что я в сумбур, просто сказать хочется многое, а как не забыть — не знаю.

Встреча с императрицей показалась странной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Такой-то облом для Калама.
Опять-таки, сумбурно все. Как и сцена с
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Котильоном и расфасовыванием трелля, яггута, Апсалар и прочих по разным кускам мира... Апт служит роялем-палкой-выручалкой, приходя на помощь то тут, то там.

Так, еще по героям.

Искарал весьма экстравагантен в своих выражениях. Читать его было забавно. Капитан «Затычки» понравился манерой речи. Конечно же, САПЕРЫ. Вот кто разбавлял гнетущее чувство приближающегося сражения. Молва о них, само поведение ребят, даже описания, а также фишка про растяпу-капитана — все это создает классный целостный образ команды-организма. Я еще не встретился с ними, но уже по одним разговорам в лагере проникся к ним душой.

И здесь плавно к юмору. Две самые запоминающиеся сцены, это шутка капитана Сна, когда ему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разворотило нахрен морду, оторвав нос, вырвав глаз и прочие ужасы, а он такой хмыкает, мол, зато зубы целы
, ну и сцена Колтейна с
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
капитаном саперов, которого «возвели»-разжаловали в ранг сержанта
. А также дальнейшие шутеечки на эту тему. Классно. Такой юмор уместен и нужен.

Атмосфера великолепна. Тяжкая, душная, мрачная, темная. 90 % атмосферы создают диалоги. Манера речи. Почти нет восклицательных знаков, преимущественно короткие обрывочные фразы. Например.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Калам зашивает раны капитана «Затычки»)

— Теперь дело за вами.

— И лейтенантом.

Капитан сумел улыбнуться, не открывая глаз.

— Хорошо.

Калам отодвинулся, потянулся за бинтами.

— Почти конец уже.

— Мне тоже.

(Также разговор между ними)

— Об этом мы позаботимся, капитан.

— Вот даже так?

— Вот даже так.

Жаль, под рукой нет книги. В заметках на телефоне написано много страничек с примерами не только таких вот мрачных разговоров, но и шуток в духе «он умеет обращаться с тесаком — все свиньи это подтвердят».

Как-то я чересчур проникся этим автором. Умеет он писать, скажем так, достоверно, что ли, брать тебя за шкирку и запихивать в созданный им мир. Погружение то еще, скажу я вам.

Отличный, блестящий роман.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал этот роман Эриксона после выхода нового перевода Лихтенштейна, книга удивила в хорошем смысле слова. Последняя страница перевернута, а уже хочется перечитать некоторые моменты. Даже затрудняюсь подобрать эпитет — великий или великолепный.

Как и в «Садах», я втягивался в действие медленно, но неотвратимо. К концу уже просто глотал страницы, разрываясь между линиями и персонажами.

Во «Вратах» у меня уже не было ступора образца первых 150 страниц первой книги цикла, когда я не понимал, где, кто, зачем и почему. Правда, по глоссарию, перечню действующих лиц и картам пришлось полазить изрядно.

Несмотря на смену сцены и 90% новых лиц, ощущается единство повествования с «Садами Луны» (и я бы категорически не рекомендовал начинать знакомство с Эриксоном с этой книги, многое потеряете). При этом автор делает хороший шаг вперед, растет на глазах.

Пожалуй, главное достоинство романа — вполне себе «побочная» линия Колтейна и Седьмой армии, которая кладет на обе лопатки «сквозную» (она, в свою очередь, оборачивается некоторым обманом). Мрачно, монументально, чувственно, трагично. Давно я так не переживал за персонажей, не любовался на образы.

Не перестаю удивляться отзывам, в которых Эриксон обвиняется в «плохой проработке» мира и персонажей. Если претензии к героям еще могу понять (мб кто-то перед тем штудировал Мартина), то более масштабный и глубоко проработанный мир затрудняюсь назвать. Разве что Джордан, но здесь объемы как будто больше и зевоты эти объемы не вызывали, в отличие от приторного «Колеса». В целом, «Семь городов» вызвали ассоциации с Индией, не знаю, насколько удачно сравнение.

Открываются некоторые загадки из первой книги, но добавляется куда больше новых. Автор умело затягивает в свои сети читателя (даже того, кто не слишком любит обилие мистики-магии).

Эпиграфы в полустихотворной форме раздражали уже меньше (может быть, я к ним просто привык). Еще к минусам могу отнести объем глав, в каждую из которых влезало линий по 5 (и больше) сразу. Некоторые персонажи вызывали неприязнь и скуку (речь о семейке Паранов), но на фоне армии бодрых героев это не было фатальным.

Концовка романа отдельно заслуживает теплых слов. Такая, как должна быть, ни убавить, ни прибавить. Не точка, не троеточие, а восклицательный знак.

Замечательный эпический дарк. Браво, автор! Спасибо переводчику, редактору и спонсору. Ждем с нетерпением «Память льда»

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед написанием отзыва на «Врата смерти» Стивена Эриксона решил прокрутить в памяти что же я читал в жанре фэнтези по уровню и интересности близкое к этому роману и циклу в частности. И вот, что получилось: Джордж Мартин цикл «Песнь льда и огня»; Дэвид Геммел «Дренайский цикл», «Риганты»; Патрик Ротфусс «Хроника убийцы короля»; Стивен Кинг «Темная башня»; Дж.Роуллинг «Гарри Поттер»; Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон», ну и с натяжкой Джо Аберкромби «Первый закон». Раз написал понравившиеся циклы, тогда напишу и циклы, которые очень многие считают мировыми бестселлерами и шедеврами, но которые меня оставили совершенно рвавнодушными-это А.Сапковский «Ведьмак Геральт»; Роджер Желязны «Хроники Амбера»; Роберт Джордан «Колесо Времени»: Глен Кук «Хроники Черного отряда»; Скотт Линч «Джентельмены-ублюдки», ну и Терри Гудкайнд, куда ж без него «Меч Истины».

Лично для меня, чтобы книга (цикл) «зацепила» существует всего несколько факторов-это хороший (внятный) стиль написания, колоритные персонажи, красивый и интересный мир в котором происходят события и самое главное- идея, которую автор хочет донести до нас (читателей). Все это я в цикле «Малазанская книга павших» НАШЕЛ и нашел в избытке! Теперь перехожу непосредственно к роману «Врата смерти».

Сюжет. Он просто превосходен. Автор по сравнению с первой книгой на 90% обновляет не только сюжетную линию, но и персонажей. Что проихоисходит с персонажами первой книги нам стоит только догадываться, о их приключениях мы узнаем в следующих книгах цикла, в этой же книге Эриксон переносит нас на другой континент Семиградие, где перед нашими глазами во всей своей жестокости предстанут интриги, битвы,заговоры с совершенно новыми героями. В этой книге невольно начинаешь задумываться насколько глобален и огромен мир Малазана, сколько же ТАЙН он от нас еще скрывает.

Персонажи.Больше всех в этом романе меня заинтересовала сюжетная линия связанная с младшей сестрой Парана-Феллисиной. За то, что брат пошел против воли императрицы Ласэны прийдется отдуваться четырнадцилетней Феллисине.Бывшая аристократка, она отправлена на отаратальские рудники, где пройдет путь от красивой девочки-подростка до подстилки и шлюхи, готовой отдаваться за кусочек дургханга (наркотика).Неизвестно как бы сложилась ее дальнейшая жизнь, если бы судьба не свела ее с разбойником-благородным и сильным Бодэном и жрецом-калекой Геборием,которые спасают ее. Теперь все ее мысли заняты местью новой адьюнктессе (родной сестре)Треворе, ставшей предательницей своего рода.

Наш «старый«знакомый ассасин Каллам пытается окольными путями пробраться до Ласэны и уничтожить ее, сюжетная линия с этим персонажем изобилует множеством прекрасных боев.

Скрипач, Крокус и Апсаллара должны попасть в магический дом Тремволор,по одному из таких домов есть на каждом континенте и только через их Врата можно попасть в Малаз.

Новые персонажи трель Маппо и полуджагат Икарий-очень могущественная парочка, которым в этой книге прийдется сыграть одну из ключевых ролей.

Ну, а за такого персонажа как Кольтен автору двойной респект. Таких бестрашных бойцов как Кольтен я если честно не встречал ни в одном другом цикле. Человек-герой, человек-легенда, да- жестокий, да-беспощадный,но спасший столько жизней чуждого народа.

Стивен Эриксон- находка для меня как читателя. Еще ни одному автору не удавалось так заинтересовать меня своими книгами как Эриксону. Выкраивая свободную минутку я бежал к книге, чтобы снова окунуться в его мир.

Итак, подводя итог скажу: роман «Врата смерти«отличное продолжение цикла. Еще интереснее,еще мощнее,еще масштабнее,еще магичнее.

Рекомендация: Шедевр в своем жанре!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне Эриксон нравится,нравится без «но» просто нравится, со времени первого издания прошло лет 15 и сегодня все и я тоже согласны с тем,что тот,предыдущий перевод был не очень... но и он произвел на меня потрясающее впечатление

Мир огромный,битвы кровавые,боги гнустные и эгоистичные,положительных персонажей нет и при всем этом романы держат в напряжении и не дают расслабится и лениво скользить взглядом по строчкам на каждой фразе — взрыв,каждый поворот сюжета событие,масштаб просто поражает,наверно я необьективен и творчество Эриксона просто попало в точку и сошлось именно на моем мировидение поэтому он так и зацепил меня, но это ведь личный отзыв,а лично для меня Эриксон и Малазан занимают главное место на книжной полке и в голове.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга С. Эриксона — одно из самых больших разочарований. И ведь язык не повернется сказать, что Эриксон написал халтуру, дрянь, трэш... Совсем нет.Эриксон не гений (Мартин, Кей), но талантливый, самобытный автор. Просто от 2-й книги ожидал гораздо большего. Основной недостаток (на мой взгляд) — перенасыщенность книги разнообразной магией. Причем перенасыщенность эта столь велика, что с какого-то момента перестаешь воспринимать текст всерьез. Вслед за классиком думаешь: «Уж не пародия ли он?» Бесконечные колдуны, порталы, перемещения в различные миры,боги, демоны, священные книги, бессмертные расы, которые погибли, но вмешиваются в жизнь — от всего этого начинает просто болеть голова. К персонажам просто не удается проникнуться обычной читательской симпатией — они остаются умозрительными авторскими конструкциями, фигурками на шахматной доске, а не живими людьми. Скрипач запросто может заменить Калама, Апсалара — Фелисину, Геборий -Дюкра... От этого как говорится, «не убудет, не прибудет». «Глубина» философских и метафизических рассуждений героев просто повергает в уныние. А ведь есть у Эрикссона блестяще написанные сюжетные линии: так «рейд собачьих упряжек» великолепен. И хотя фигура Кольтена все-таки вторична и состоит из штампов, как и большинство персонажей романа, он оказывается единственным героем, к которому проникаешься сочувствием. У меня почему-то «рейд собачьих упряжек» вызвал странные ассоциации — напомнил знаменитый «Великий Сибирскаий поход» армии ген. В.О. Каппеля...

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Врата мёртвого дома» вторая часть «Малазанской книги павших». Сюжет начинается практически там же где и закончилась первая часть, но в этот раз действие переносится на другой континент, в Семь Городов охваченных восстанием против малазанской оккупации.

На этот раз в книге содержатся три чётких сюжетных линии. Первая — это прямое продолжение предыдущей книги, «Сады луны». На протяжении этой линии мы снова встретим Крокуса, Жаль/Апсалар, Скрипача и Калама. Из всей книги эта часть получилась наиболее слабой. Здесь вновь автор ударяется в расписывании крутости персонажей, они всё также встречают представителей древних рас, в одиночку гоняют и в хвост и в гриву отряды элитных убийц, сражаются против могущественных оборотней, чуть ли не с парадного входа вламываются в самые охраняемые дворцы империи, им помогают демоны (обязательно не рядовые, а самые, что ни на есть легендарные, а как же иначе), а боги исполняют их желания. К счастью в этот раз история рассказывается от лица Скрипача, а не от лица Крокуса и это замечательно. Наивный Крокус (которому при этом постоянно везло) изрядно раздражал ещё в первой части.

Вторая линия – это история Фелисин, младшей сестры Парана, главного героя первой части. Эта линия удалась гораздо лучше. Здесь почти нет раздражающих персонажей, а за судьбой героини и её отряда следить по-настоящему интересно. Слишком быстрым и притянутым за уши выглядит её духовное перерождение, но на это совершенно не обращаешь внимания т.к. оно вполне укладывается в логику мира. В этой линии притаилась только одна совершенно неуместная и поражающая своей глупостью сцена.

Третья и наиболее интересная линия – это Волчья цепь, история седьмой армии под предводительством кулака Колтейна. Здесь автор раскрылся в наибольшей степени. Описание ужасов восстания и кровавых битв ему удалось на славу, правда здесь виден явный перебор в придумывании препятствий для армии, они то и дело встречаются с трёхкратно, пятикратно, N-кратно превосходящими силами противника и выход из сложившихся ситуация возможен только благодаря тщательно припрятанным роялям в кустах (в виде магии, внезапных союзников или просто телепортации нужных припасов прямо с другого континента) и Эриксон не брезгует играть на этих роялях. Но всё это прощаешь благодаря невероятно эмоциональной концовке, которая выписана просто мастерски и вызывает настоящую дрожь. К сожалению, автор буквально через десяток страниц, перечеркивает такую удачную сцену, и чувствуешь себя по-настоящему обманутым. Старательно расписывать ужасы войны и жестокость противника, придумать и поставить страшную развязку, чтобы с легкой руки заявить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Да ладно ребята, не парьтесь, все в конце концов живы и здоровы, вы ведь не думали всерьёз, что в Dark fantasy персонажи могут по-настоящему умирать, это всё понарошку».

Здесь заключается главная проблема «Малазанской книги павших». Автор просто не может обойтись без постоянных воскрешений

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(за две книги их уже четыре)
, он постоянно пихает везде богов, из-за чего складывается ощущение, что их можно встретить даже во время пути из дома до рынка за хлебом. Он постоянно раздаёт божественные силы всем встречным-поперечным, вываливает целую гору божественных избранников и представителей вымерших рас (обязательно невероятно могущественных). Вершиной этого нагромождения чудесных вмешательств и необычных встреч является та самая сцена из линии Фелисин,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в результате которой целая куча каких-то крестьян чуть ли не взошла. Никакого логического объяснения этому не даётся. Просто потому что.
А ведь в одной из сцен упоминается, что для рядовых граждан даже магия является чем-то вроде мифа, но все рядовые граждане, которых мы встречаем, видимо плевать на всё это хотели и для них наткнуться на мифический корабль или повстречать бессмертных представителей древней расы всё равно, что выпить пива и подраться в кабаке, обычное рядовое событие.

И это всё очень печально, ведь чувствуется стиль, видно, что талант есть, но хватило его только на придумывание мира, к которому нет никаких претензий. Ведь удалось написать шикарный финал для линии Колтейна, который вызывает настоящие эмоции, несмотря на то, что все персонажи всего лишь картонки.

Вторая книга получилась намного лучше первой и если третья будет лучше второй настолько же насколько вторая лучше первой, то становится понятно, почему этот цикл столь популярен. А пока «Врата мёртвого дома» — это всего лишь среднячок, крепкий, но не более.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что до этой книги я успел прочитать Властелина колец Толкина, несколько романов Муркока и пару произведений Желязны, любовь к фантастике, а особенно к эпической фэнтези, у меня появилась после прочтения второго романа из малазанского цикла Эриксона. Сначала я просто по ошибке купил вторую книгу вместо первой. Думал — потом куплю первую и прочту попорядку. Но, прочтя пару страниц, не смог оторваться.

Первое, что мне особенно понравилось в этом романе — сюжет. С самых первых страниц он захватил меня и увлек с собой в мир, полный тайн, магии, военных походов и других примечательных деталей. Сюжет книги настолько захватывающий и динамичный, что всё остальное вокруг меня просто померкло, я жил в книге днями и ночами, пока не дочитал до конца.

Второе — герои. Особенно то, что их много. Признаться сначала я в них путался, но через страниц сто всё устаканилось. Практически каждый герой не оставил меня равнодушным к себе. Особенно жалко было, что Эриксон не сохранил жизни Кульпа и Кольтена. Но кто-то должен был отдать свою жизнь во спасение других.

Третье — магия. В ней я, как и в героях, сначала немного путался, но постепенно всё также прояснилось. Особо хотелось бы заметить одну сцену — в рыбачье деревушке в начале второй части романа(«Вихрь Дриджны»), когда отряд мятежников во главе с магом напали на эту самую деревушку. Я когда читал эту короткую сцену, то какбудто сам попал в мир Эриксона — настолько отчетливо я представлял себе всё происходящее. Как трещала по швам таверна, как мощь магии обрушивалась на хлипкие стены.

Вобщем, основные достоинства(на мой взгляд) романа я назвал, о мелочах говорить не буду. Недостатки в романе тоже есть, но доволно мелкие. Основной недостаток — то что роман у автора получился настолько эпическим, что описать всё это даже почти на 1000 страниц оказалось невозможным. В итоге после прочтения у меня осталось некоторое чувство недопонятости, если можно так выразиться. Но впреди ещё не один роман, так что буду надеяться, что всё прояснится.

Итого — 9,5 баллов(округляем до 10)

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что за последнее время я ничего лучше не читал. Первая книга была вступлением перед разверстывающейся сагой просто мегоглобальных размеров. Но вторая показывает насколько велика и сложна задумка Эриксона. Эту книгу можно тоже назвать вступительной :-) После прочтения понимаешь, что серия длинная не спроста. Но лично меня это будоражит, и я с нетерпением жду следующей книги.

Во второй книге мы переносимся на другой континент Семиградие. Часть старых героев вступает на него, чтобы проложить свой путь, и мы узнаем их суть подробнее. Для меня было сюрпризом раскрывшаяся роль сапера Скрипача. Мы понимаем, что в Малазанской армии саперами становятся самые необычные и наверное самые лучшие солдаты, что подтверждает блистательный пример саперов седьмой армии. В игру вступают новые герои и новые властители. Да, для Властителей это именно игра.

Параллельный сложный сюжет стремительно разворачивается по страницам книги, и не замечаешь эти практически 1000 страниц. Для многих может показать сложным и непонятным, что автор вводя героев, не рассказывает кто они, и только постепенно со все книгой, мы наконец понимаем суть Маппо и Икария, насколько важны эти две фигуры, которые всегда идут бок об бок.

Для многих поклонников жанра важны битвы и сражения, так вот в этой книге их предостаточно. Не зря называется серия «Малазанская книга павших». Павших тысячи, но это заставляет выживших стать тверже и идти к своей цели до конца.

Рассказать об этой книге сложно, её надо прочитать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх