Морис Мендельсон «Марк Твэн»
Книга советского учëного-американиста Мориса Мендельсона знакомит читателя с жизнью и творчеством писателя Марка Твена. В этом произведении советский литературовед анализирует и показывает то непростое время, в котором жил и творил Марк Твен. Книга написана в простой и доступной форме, и является образцом биографической литературы, а также и произведением, заложившим основы советского и российского твеноведения.
Похожие произведения:
страница всех изданий (3 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 14 сентября 2025 г.
Честно говоря, я практически ничего не знал об этом человеке, и читал его очень мало и давно. До того момента, как открыл тематический выпуск «ЖЗЛ» от Мориса Мендельсона и далее — от Максима Чертанова. Как же здорово оба биографа описывают историю Сэма «Отметь Два» Клеменса! Если бы я составлял сухую аннотацию, то сделал бы её такой:
Итак, первый автор (Морис Мендельсон) — ощутимо «советский», и поэтому у него здесь полно «политиканов» и «классовой борьбы», злости Клеменса на империализм и КУЧКУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ПРИХВОСТНЕЙ… В общем, если вас не смущает такой вот «односторонний» стиль подачи, то книгу Мендельсона я вам строго рекомендую, ведь она, по сути, чёткая, а её стиль не мешает погрузиться в атмосферу юных США.
Советский литературовед отлично подаёт биографию Клеменса, анализирует его жизнь и творчество, приводит много цитат и интересных фактов, делает выводы и наблюдения. Читается всё легко и быстро, тут нет зауми и академической сухости, всё доступно и прекрасно, и Твен показан подлинным гуманистом, до конца стоявшим за свои высокие идеалы.
Разве что текст чуток устарел (на полвека с хвостом, с хвостом кометы Галлея), но и это не беда. Потому как в 2012 году Максим Чертанов восполнил все пробелы, написав новую работу с учётом прошедших лет. Если бы я составлял ещё одну сухую аннотацию, то она бы выглядела так:
Да, труд Чертанова — не менее (или даже более) удачный, чем у Мендельсона. Здесь уже нет «советскости» и всяких там «прихвостней» капитализма, сам томик потолще, повествование более сжатое, динамичное и живое, а автор не чурается «говорить от себя», задавая вопросы и отвечая на них. В какой-то мере это было и у Мендельсона, но у Чертанова выражено сильнее и смелее. Короче говоря, чувствуется вовлечённость автора (Чертанова/Кузнецовой) в тему, а это всегда подкупает.
И мне нравится, что на свете был такой вот пылкий дядька, и что у нас теперь есть минимум два «ЖЗЛ»-выпуска о нём. Они составляют гармоничную дилогию, и читать их нужно по времени создания (ибо первый даёт основу и контекст, а второй расширяет и углубляет всё ранее сказанное в СССР). Эх… Теперь мне бы ещё и Твена осилить хоть немного. На днях я кайфанул от его «Таинственного незнакомца» (но финал там жутко запорот), а остальное читал уже сильно давно, чтобы что-то помнить.
Этот писатель — капитальный красавчик, и не зря занимает своё местечко в Вечности. Хоть он и трусил временами, и приспособлялся (но себя же за это проклинал), и за южан успел повоевать бескровно, и расизмом по юности баловался, но! Он — действительно великий писатель, потому как развивался и умнел, в итоге став защитником всех униженных и бесправных.
Сэм Клеменс — Человечище, слова которого обжигали и хлестали, и потому его ждала неизбежная цензура (включая самоцензуру) и правки литературных «душеприказчиков». Но несмотря на всё, его творчество (этого счастливого озорного мальчишки, этого бродяги Дхармы, этого великолепного речного лоцмана, этого язвительного газетчика-тролля, этого юмориста и серьёзного писателя), — творчество его до сих пор с нами. Оно переиздаётся и довыпускается, хотя Твен и умер ещё в 1910 году, а «пишет» до сих пор! И читают его тоже до сих пор.
Отзыв у меня вышел эмоционально-восторженным, вы уж простите. Пойду осваивать собрание сочинений, чего и вам желаю. А для тех, кто не знает, зачем и почему стоит читать этого автора, есть две книжки из серии «ЖЗЛ». Дайте Твену шанс, ознакомьтесь с его жизнью, и возможно, он уверенно войдёт в жизнь вашу, даст пищу для ума и подарит много смеха (а порой и слёз).