fantlab ru

Фредерик Браун «Арена»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
1161
Моя оценка:
-

подробнее

Арена

Arena

Другие названия: Поединок

Рассказ, год; цикл «The Outer Limits»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 202
Аннотация:

Рассказ о том, как некий сверхразум заменяет взаимоуничтожающую войну между землянами и пришельцами поединком двух индивидуумов — землянина Карсона и Пришельца. Тот, кто победит, дарует победу и существование всей своей цивилизации...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «The Outer Limits»  >  Антологии  >  антологию «The Outer Limits: Volume Two», 1997 г.

— журнал «Astounding Science Fiction, June 1944», 1944 г.

— антологию «Big Book of Science Fiction», 1950 г.

— антологию «Science Fiction Terror Tales», 1955 г.

— сборник «Honeymoon in Hell», 1958 г.

— антологию «Introducing SF: A Science Fiction Anthology», 1964 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— антологию «Kroki w nieznane 2», 1971 г.

— антологию «Bug-Eyed Monsters», 1972 г.

— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 12», 1972 г.

— антологию «Anthropology Through Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Tomorrow, and Tomorrow, and Tomorrow...», 1974 г.

— антологию «Decade: the 1940s», 1975 г.

— антологию «Histoires galactiques», 1975 г.

— антологию «Aliens», 1976 г.

— антологию «Arena: Sports SF», 1976 г.

— сборник «The Best of Fredric Brown», 1977 г.

— антологию «Alguns dos Melhores Contos de Ficção Científica -2», 1978 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)», 1981 г.

— антологию «Space Odyssey», 1983 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— сборник «And the Gods Laughed», 1987 г.

— антологию «Space Gladiators», 1989 г.

— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.

— журнал «Наука и мы, № 2, 1990», 1990 г.

— журнал «Наука и мы, № 3, 1990», 1990 г.

— журнал «Наука и мы, № 4, 1990», 1990 г.

— журнал «Наука и мы, № 5, 1990», 1990 г.

— антологию «Поединок разумов», 1991 г.

— антологию «Гарри Гарисон; Артур Конан Дойл; Фредерик Браун», 1993 г.

— сборник «From These Ashes», 2001 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «The Science Fiction Megapack: 25 Science Fiction Stories by Masters», 2011 г.

— антологию «The Mammoth Book of SF Wars», 2012 г.

— антологию «A Large Anthology of Science Fiction», 2015 г.

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 



1972 г.
Продается планета
1986 г.
Продается планета
1988 г.
Поединок разумов
1991 г.
Сборник научно-фантастических рассказов
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Фредерик Браун
1994 г.
Персона грата
1994 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.
Арена, Кукольный театр и Добро пожаловать в сумасшедший дом!
2004 г.

Периодика:

Astounding Science Fiction, June 1944
1944 г.
(английский)
Наука и мы, № 2, 1990
1990 г.
Наука и мы, № 3, 1990
1990 г.
Наука и мы, № 4, 1990
1990 г.
Наука и мы, № 5, 1990
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Илкор
2021 г.
Двойная мораль
2024 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.

Электронные издания:

The Science Fiction Megapack: 25 Science Fiction Stories by Masters
2011 г.
(английский)
A Large Anthology of Science Fiction. Volume 1
2015 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

+ещё 2 издания
Science Fiction Terror Tales
1955 г.
(английский)
Honeymoon in Hell
1958 г.
(английский)
Introducing SF: A Science Fiction Anthology
1964 г.
(английский)
Introducing SF: A Science Fiction Anthology
1967 г.
(английский)
Science Fiction Terror Tales
1969 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Kroki w Nieznane
1971 г.
(польский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Bug-Eyed Monsters
1972 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1972 г.
(английский)
Anthropology Through Science Fiction
1974 г.
(английский)
Tomorrow, and Tomorrow, and Tomorrow...
1974 г.
(английский)
Bug-Eyed Monsters
1974 г.
(английский)
Histoires galactiques
1975 г.
(французский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Decade the 1940s
1975 г.
(английский)
Arena: Sports SF
1976 г.
(английский)
Arena: Sports SF
1976 г.
(английский)
The Best of Fredric Brown
1976 г.
(английский)
The Aliens: Seven Stories of Science Fiction
1976 г.
(английский)
Decade the 1940s
1977 г.
(английский)
The Best of Fredric Brown
1977 г.
(английский)
Alguns dos Melhores Contos de Ficção Científica -2
1978 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)
1981 г.
(английский)
The Classic Book of Science Fiction
1982 г.
(английский)
Space Odyssey
1983 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Third Series
1984 г.
(английский)
Histoires galactiques
1985 г.
(французский)
Space Odyssey
1987 г.
(английский)
And the Gods Laughed
1987 г.
(английский)
Space Odyssey
1988 г.
(английский)
Space Gladiators
1989 г.
(английский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
The Outer Limits: Volume Two
1997 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
From These Ashes
2001 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
The Mammoth Book of SF Wars
2012 г.
(английский)
The Mammoth Book of SF Wars
2012 г.
(английский)

страница всех изданий (61 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ этот — такая же классика, как и «Война и мир» (зачернуто) «Война миров»

Написано тут об этом уже много и хорошо.

Но чтобы не повторятся — проанализирую этот рассказ иным методом: «что случилось с _нами_ за эти 80 с хвостиком лет и как это изменило восприятие событий в рассказе»

Во первых — можно описать начало рассказа — но это парадоксально никак не будет спойлером:

«герой просыпается обнаженным на песке и пытается определить, не стал ли он голубым»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Если бы он только казался голубым в голубом свете, то и я был бы голубой» (с)

Далее следует забавный, до определенного часа, момент: «Но если это не ад, то что это?» Этот штамп, любимый многими писателями, и не только фантастами всегда вызывал у меня недоумение: насколько я помню, даже у протестантов вначале требовалось заслушать приговор Страшного суда, а уже потом строить подобные предположения (мало кто знает, но и у мусульман точно такая же ситуация).

Увы, упоминаемая тут же планета Плутон уже в наши дни перестала быть планетой (к моему искреннему сожалению).

Далее идет упоминание стычек, весьма напоминающие историю покорения Дикого Запада — разрозненные нападения индейцев и колонистов друг на друга, истребление колоний поселенцев.

Но, сорри — речь-то идет о несопоставимой в принципе мощи оружия (да, автор еще ничего не знал об атомной бомбе)

И предчувствия «холодной войны» у него не было. Когда любой подобный локальный конфликт мог спровоцировать немедленный ответ всей накопленной мощью ОМП.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И все-таки Земля готовилась к решительному сражению. Был построен небывало могучий космический флот.

Опять же, у автора аналогия с современными ему линкорами и ВВС — да, тяжело, трудно, но возможно построить в короткие сроки.

Однако уже с простой атомной бомбой так не получится (как не получилось у немцев) — так как только одна процедура обогащения урана требует колоссальных затрат (и времени), по сравнению с которой и строительство 10 000 самолетов просто мелочь.

Тут либо превентивный удар, либо мирная конференция — особенно в условиях, когда разведка бессильна у обоих сторон.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Меньше чем через три секунды он или останется победителем, или превратится в горстку пепла. Три секунды — столько длится бой в космосе. За это время можно не спеша сосчитать до трех, а после этого ты или победишь, или будешь мертв. Одного попадания вполне достаточно для маленького, одноместного, легко вооруженного и слабо бронированного патрульного космолета.

Машинально шепча пересохшими губами «Раз!», он лихорадочно крутил ручки на пульте, чтобы растущая точка оставалась в перекрестье линий на экране»

Увы, автору так и не довелось поиграть в компьютерные игры :)

Да и, собственно — и кибернетики как науки на тот момент еще не существовало — Norbert Wiener все еще писал свою книгу.

Отсюда и ручное управление на космических скоростях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И вдруг Пришелец скользнул по экрану в сторону и вышел из перекрестья. Карсон схватился за ручки, чтобы пуститься в погоню. Какую-то долю секунды противника не было видно, потом корабль Карсона развернулся, и тот снова появился на экране — Карсон увидел, как он круто снижается к Земле.

(Физику в школах тогда преподавали? Наверное — не в том объеме, что нам :)

И про любимую фантастами антигравитацию тут ничего не сказано — «Он включил передние тормозные ракеты»

(ракета как автомобиль — любимое заблуждение у фантастов, над которым потешались в журнале Техника-Молодежи еще лет сорок назад)

«и что от таких перегрузок он сейчас потеряет сознание» — нет, его просто раздавит в лепешку.

Далее следует голословный тезис:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я результат эволюции цивилизации такой древней, что ее возраст нельзя выразить понятными для тебя словами.

Сорри, если земляне и шарики — это для них детский сад, то и меры воспитания должны быть детсадовские — «мирись, мирись, и больше не дерись»

(Хотя в 1944 году осознать преимущества этой методики было крайне сложно).

После чего все дело сводится к явно непедагогическим методам времен схватки Пересвета с Челубеем.

(к слову, хотя в школе и проходили этот момент — при этом никак не уточнялась истинная расстановка сил — вне поля боя, конечно: и кто, собственно с кем и за что там сражался. И нет, я не про альтернативную историю — а про самую что ни на есть научную :)

Да если бы только к схватке: голосоносец обещает прибегнуть к откровенному геноциду целой цивилизации, что сразу же и однозначно ставит крест на какой-либо гуманности происходящего — тут скорее кем-то сделаны ставки в тотализаторе.

Кстати как это соотносится с утверждением

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и настолько ослабила бы другую, что она неизбежно регрессировала бы и уже никогда не выполнила бы своего предназначения, а распалась бы и вернулась в прах, из которого она поднялась. Но этого не должно случиться».
— автор нам никак не объясняет.

Логика? Да, но не нашего времени, а времен разгара Второй Мировой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И если ты умрешь, ты умрешь на самом деле.

О, а это явная оговорка автора по его подсознательным воспоминаниям о детских играх в войнушку :)

Да, и еще про игры — узнали описание Cacodemonа из DOOM? Ну, не на 100% — но таки явная пасхалка от id Software :)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он даже отступил на несколько шагов в ужасе от силы и глубины той ненависти, той жажды убивать, которые открылись перед ним в переданных Пришельцем образах.

Результат воздействия военной пропаганды на автора налицо: враг неисправим, мир невозможен. И вообще они не люди.

И тут же иллюстрация к этому тезису:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Другое щупальце начало обрывать ей ноги — спокойно и равнодушно, как будто это были веточки. Ящерка судорожно билась, издавая резкий визг — первый звук, который Карсон услышал здесь, если не считать его собственного голоса.

Карсон содрогнулся, ему захотелось отвести взгляд»

Ой. Как-то в пионерском лагере я встретил пацана, который явно не был пришельцем.

Его любимым занятием было отрывать лапки у живых лягушек (надеюсь, что он вырос и стал хирургом).

И моральное преимущество человека у автора выглядит крайне сомнительным (вспоминая криминальную хронику и разных чикатило)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А было в самом деле жарко! Наверное, градусов 55. Сухая жара без малейшего движения воздуха.

У меня есть воспоминания о +47. Автор пишет фантастику :)

Далее пошел текст, читать который интересно в детстве, но не сейчас. Так как тут типичное «и тут он встал и из последних сил...»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда он проснулся, ничего вокруг не изменилось, но на этот раз он знал, что спал долго.

Это самое достоверное и убедительное место в рассказе :) Тихий час у обоих.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Придется положиться на везение: удар должен быть настолько сильным, чтобы он потерял сознание, но не настолько, чтобы это было надолго

А вот этот момент вызывал у меня большие сомнения еще в 12 лет :) Благо в те времена еще не было в ходу выражения «убей себя ап стену».

Но сам факт расчета силы удара — пусть кого-то другого, но с такой точностью... нет, возможным не представлялся.

(хотя кто их знает, профессионалов бокса)

А тот измученный до предела человек не только нашел силы для удара — но правильно угадал его силу... Das ist fantastisch! :)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он отстегнулся от кресла и пошел к крану попить. Почему-то он чувствовал страшную жажду. Он выпил шесть стаканов
.

А... ну да, будем считать что это таки был диспенсер, а не водопровод :)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зазвонил звонок. Карсон открыл глаза, но не сразу сообразил, где он и что с ним. Он был пристегнут к сиденью своего космолета, и на экране перед ним не было ничего, кроме космической пустоты. Никакого противника, никакой немыслимой планеты.

А вот тут мы видим очень тонкий намек от умницы-автора на то, что все описанное герою только приснилось (и тем самым очевидное невероятное стало вполне правдоподобным :)

И таки да:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наверное, в их металле была какая-нибудь нестабильная составная часть, и наш пристрелочный выстрел вызвал реакцию

- именно так оно и было.

Еще раз, все выше написанное — результат нашего послезнания, и никакого чувства превосходства над автором не дает: рассказ отличный, точно в духе своего времени и интересный при чтении, особенно в детстве, когда мир кажется таким простым :)

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала с интересом, но рассказ не понравился.

Решение Высшей Расы совсем не кажется мудрым. Даже наоборот, жестоким и глупым. В военном конфликте сошлись две совершенно непохожие цивилизации — каждая из которых имеет свою технику, свою культуру. Ясно, что инопланетяне — существа во многом уникальные, с другим взглядом на мир. Разве справедливо уничтожать их?

И сама идея: пусть судьбы цивилизаций решают два случайно выбранных представителя — тоже кажется неудачной. Точнее, необъективной. Если Высший Разум такой великий, пусть бы сам и решил по справедливости, кто достойнее. Один человек не может быть индикатором полезности/разумности/находчивости всего Человечества. То же самое и этот инопланетянин.

Такое ощущение, что через этот бой Высший Разум просто «умыл руки». Мол, не я их убил, они сами оказались слабыми, несообразительными и недостойными жить дальше, потому что их представитель умер быстрее, чем представитель другой расы.

И способ прохождения через барьер не понравился. Слишком рискованно, один шанс из тысячи, не больше. Не думаю, что в реальной ситуации кто-то бы так победил. Сидеть и ждать, пока умрет этот инопланетянин — и то больше шансов на успех, даже с пораненной ногой.

Хотя, конечно, порадовал тот факт, что главному герою повезло. Но, опять же, это было слишком предсказуемо.

Оценка: 5
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фредерик Браун

Арена

Странный рассказ, если честно. Две цивилизации сошлись перед решающей схваткой в глубинах космоса, у каждой свои мотивы и причины для ведения боевых действий и тут вмешивается некий Высший Разум рассуждая следующим образом: «Если проиграет А, то Б потратит на победу столько сил и ресурсов, что вскоре и сама впадёт в пошлость и непотребство, поэтому МЫ-Высший Разум»

-предотвратим бойню и разведём этих «петухов» по разные стороны?

-Нет.

-выступим в роли 3-й стороны для примирения или переговоров?

- Нет, вот ещё!

-Ну не знаю, наваляем и тем, и другим, но не сильно, что бы запал сбить, а потом спокойно объяснить, что «ребята, давайте жить дружно»?

Есть идея получше, возьмём от каждого по представителю, закинем на пустынную планету, засунем в силовой манеж с барьером по серёдке и...

-..А-а-а, понял. Пусть налаживают контакт!

-Вообще дурак, что ли, мы же ВЫСШИЙ РАЗУМ, ПОЭТОМУ БУДЕТ вот что...

Получилось то что получилось, один навалял другому, расу проигравшего признали кучей неудачников и...уничтожили, при этом выдавая содеянное за благо и после этого эти... позиционируют себя мудрыми и великими...

Это как два муравейника в лесу, взять с каждого по насекомому и посадить в банку, какой мураха победил, того муравейник не трогаем, а соседний расфигачиваем дотла, ведь его представитель- лох и слабак.

А мотивация Высшего Разума попросту смешна- если у них есть возможность предугадывать события, то как Вы вообще допустили галактическую войну по соседству!

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ вполне достойный попадания в ТОП-100 лучших рассказов мировой фантастики . Технически безупречно написанный и содержащий множество идей и ставящий множество вопросов .

Интеллект и мастерство против интуиции и несколько лучше приспособленного для выживания организма , что лучше для выживания вида ?

Насколько этичен сверхразум походя уничтоживший миллиарды разумных существ ? Разумен ли он вообще , может быть всего лишь могущественен ?

Что предопределило победу Карсона , не способность ли сознательно преодолеть страх смерти , на что видимо инопланетянин не способен ? А может элементарное сострадание ?

Говорили ли ящерки ? А может это галлюцинация в крайне стрессовом состоянии , через которую подсознание подсказывает уже найденное им решение ?

А может вообще вся битва происходила в виртуальном пространстве сверхразума , а шрамы это всего лишь стигматы ?

Кроме того для полноценного понимания рассказа необходимо оценить то время в которое он был написан . 1944 год , война на Тихом океане . а в народе ходят слухи о предстоящем штурме «больших» японских островов . И тогдашние и современные стратеги оценивали потери американской армии при штурме метрополии в 1-1.5 млн человек . Избежать подобных потерь удалось благодаря блефу с атомными бомбами (а это был блеф , потеря двух городов никакого серьезного ущерба военно-промышленному потенциалу Японии не нанесла а расщепляющихся материалов хватило бы еще только на одну бомбу) , и успехам Советской армии за три недели раскатавшей в блин , мощнейшую Квантунскую армию на материке .

Ничего не напоминает ? Ожидание колоссального противостояния , огромных жертв , и неожиданное вмешательство «Deus ex machina» ? Может быть через этот рассказ Браун выразил свою надежду «что все как нибудь образуется» ...

Рассказ , при всех своих чисто литературных достоинствах , направлен на осознательное восприятие , он несколько ну как бы сказать механистичен . Проблемы жизни и смерти , права выбора и все такое , а эмоций практически нет . Только факты , анализ , вопросы и ответы на некоторые из них . В результате у читателя возникает эмоциональное противоречие , по крайней мере у определенной категории читателей . Что в прочем ни в коей мере не умаляет достоинств этого рассказа , и скорее всего является литературным приемом .

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе меня заинтересовал не сам сюжет, который не нов и даже не слишком занимателен, а личность устроителя боя. В этом персонаже Браун показал нам финальную стадию эволюции разумного существа — слияние в одно, единичное.

Люди как разумные существа начали свой путь на Земле с личностного обособления, пробудившего индивидуальное самосознание. Таков был побочный эффект плода, скушанного Евой. А к чему мы должны прийти в итоге — вопрос открытый. Вот Браун вскользь представляет свою версию ответа на этот вопрос. Финальным витком эволюции разумной расы является слияние всех в одно. Не нравится мне такая перспектива. Но кто же меня спрашивать будет? Эволюция вида идет себе и идет.

Настораживает то, что устроитель боя с легкостью вмешивается в судьбы цивилизаций. Видимо, его личная этика такова, что это считается не только приемлемым, но и одобряемым поведением. В какой-то мере это существо присвоило себе функцию Бога — решать, кому жить, а кому исчезнуть. Получается, что Бог не только был в Начале, он может появиться в конце.

Метод разрешения конфликта рас по своему гуманен. Собой рискуют только двое. Война с множеством жертв заменяется дуэлью. Это хочется одобрить. Но по результатам устроитель боя уничтожает целую расу. Это пугает. Божественные амбиции опасны. Кто знает, во что они разовьются в дальнейшем. Ведь это странное единичное существо-раса тоже должно развиваться. Оно же живое, хотя и бессмертное. По меркам человека, по крайней мере.

Финал улыбает. То ли было, то ли не было все описанное в рассказе. Скорее всего было, конечно. Материальные свидетельства имеются. Но рассказать о случившемся никому нельзя, за сумасшедшего сочтут. А ведь герой человечество спас, можно сказать. Голливудский подвиг совершил. Но должен оставаться тайным героем. В целях самосохранения. Обидно ему, наверное, очень.:-)

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших НФ-рассказов всех времен. У Брауна — точно лучший. Мастерски описана вся ситуация (сюжетно, детали, психология, ход мыслей). Вместе с Карсоном старался придумать выход — в общем, рассказ захватывает с первых строк и не отпускает до конца. Не могу согласиться, что развязка («наши победили») предсказуемая. В то время мы читали и другие зарубежные рассказы — Ван Вогт «Пробуждение», Брэдбери «И грянул гром...» — где хэппи-энда и близко не было. И пусть пришельцы тоже «люди», т.е. имели право на существование (правда, осознание этого пришло лет через 10 после первого прочтения, когда жизнь пообтерла слегка и черно-белого становилось все меньше), это тоже говорит в пользу Брауна — он явно не подразумевал такой трактовки (то бишь понимания чужих,попытки взглянуть на происходящее с их стороны), но художественная правда, реализованная его талантом (ого! извините за вычурность), оказалась сильнее.

Спасибо Брауну — один из самых любимых рассказов. Отдельно спасибо за выжившую ящерку (вот где предтеча финалов многочисленных голливудских историй — чтоб уронилась скупая мужская слеза).

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из классичнейших рассказов «золотого века» американской НФ. И, пожалуй, лучший рассказ Брауна, который, вообще-то, был писатель не из последних, но всё-таки и не из первых в тот уже далекий период, — но благодаря «Арене» он таки заслужил себе почетное место в «Зале славы» рядом с Азимовым, Хайнлайном, Брэдбери, Кларком и другими классиками. Ну а то, что написан рассказ был во время Второй мировой войны, очень сильно чувствуется. Короче говоря, жестокий инопланетный нацист не мог не проиграть и поэтому был уничтожен вместе со всей своей бесчеловечной цивилизацией. Эх, если бы и в жизни было всё так честно и справедливо, как в наивно-прямолинейной фантастике того времени.

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорить о самом рассказе не стану, с сюжетом и идеей все ясно и здорово. Правда, меня уже порядочно лет мучит несообразность какая-то, сомнение…

Конечно, милосердие в сюжете имеет вспомогательное значение, но идея рассказа сводится к тому, что человек молодец, потому что способен к сочувствию. При этом подразумевается, что его оппонент – жесток. Бессмысленно жесток.

А что можно сказать об этом существе? Зачем он убил ящерку? Жестокость? Несомненно. Бессмысненная? Вряд ли. Логичнее предположить, что это был элемент исследования враждебной обстановки. Вещества для поддержания жизни? Материал для организации нападения и обороны? Данные об анатомии представителя местной фауны для построения выводов о характере планеты? Неизвестно. А поступил бы человек аналогичным образом? Находясь в экстремальных условиях, неся за спиной жизнь своей расы, убил живое существо чтобы выяснить – можно ли его съесть, годятся ли его жилы для примитивного лука… Увидел, что оно непригодно к использованию и выбросил его. Мы бы его не обвинили в бессмысленной жестокости.

Даже в случае, если представитель инопланетной расы – садист, все очень неоднозначно. «Арена» утверждает, что милосердие (и сообразительность) – отличительные признаки человека. Елки-палки, да вы с Луны свалились? Милосердие свойствено человеку чисто опционально, а Человечеству, по большему счету, оно не свойственно вовсе. И представляете, как велик шанс был – попасть одному из миллионов недобрых (а то и неумных) людей на эту Арену? То же, по большему счету, можно отнести и к расе наших врагов. Является ли холодная жестокость их отличительной чертой или же в данном случае это было отклонение? Может, подобных отклонистов-то как раз и отправляли на войны, а мирное (во всех смыслах) население сидело дома? А возможно, и на борту военных кораблей подобных существ было не слишком много, да вот не повезло одному такому представить свою планету…

Что мы знаем о лице, которое видели лишь за дулом оружия? Кто они, какие они? Какую-то расу уничтожили без следа. Какие-то достижения (науки ли, искусства ли или чего-то, чего мы никогда не поймем). И да, если третья сторона была так уж многомогуща, что бы им стоило прекратить конфликт, без уничтожения?...

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю этот рассказ. По многим причинам.

За идею. Пересвет и Челубей на астероиде, при этом Челубей — страшный и жестокий пришелец.

За атмосферность. Все продуманно и пугающе правдоподобно. Страшная жара, все вокруг голубое.

За героического землянина, настырного и живучего.

За совершенно инфернальную фигуру пришельца, не произносящего в течение всего действа ни слова и тем самым еще более пугающего.

За отличный финал.

И наконец за то, что несчастная ящерка все-таки выжила, хотя и была покалечена.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ был написан в 1944 году, когда Вторая Мировая Война ещё не была закончена и потому Фредерик Браун гениально обыграл вариант окончания войны без больших кровопролитий для всего человечества. Конечно, может показаться жестоким, что сверхразум поставил условием выигрыша в противостоянии на Арене уничтожение с лица Вселенной одной из противостоящих рас, но ведь когда хирург вырезает часть больного органа, то тем самым спасает весь организм от гибели. Точно также в реальности, авторский замысел был скорее всего в том, чтобы иносказательно изобразить уничтожение опухоли на теле человечества — нацизма в лице гитлеровской Германии.

Хотелось бы ещё обратить внимание на такой момент: в одинаковых ли условиях на Арене находились Пришелец и Человек? Вот здесь мне кажется, что сверхразум немного всё-таки подыграл Человеку, после того, как увидел сострадание и сочувствие в его поведении по отношению к жертве Пришельца. То есть потенциально в лице Человека Сверхразум определил победителя, не напрямую показав способ победы над жестоким Пришельцем.

Ну и, конечно, чего в рассказе не отнять, так это увлекательности. Правдоподобно выглядят как поведение Человека, так и поведение Пришельца в замкнутом пространстве Арены. Большой интерес вызывает именно такой чужеродный внешне и внутренне Пришелец. Причём автору удалось показать его психологический портрет глазами Человека, вынужденного внимательно следить за поведением противника. Ставки для обеих сторон были слишком высоки, а потому за борьбой разумов было следить нескучно.

Конечно, на первый взгляд может показаться, что Сверхразум выбрал ну очень уж архаичный способ решения конфликта вселенского масштаба. Но не следует забывать, что всё гениальное — просто. Именно в этом сюжетном ходе проявилась гениальность и самого Фредерика Брауна, создавшего одно из своих лучших произведений.

P. S.: Да, в рассказе слова Человек и Пришелец всегда пишутся с большой буквы. Внимательный читатель при чтении в тексте найдёт очень чёткое объяснение этому авторскому приёму.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамичный, интересный, но весьма спорный рассказ. Некий Сверхразум сводит противостояние двух цивилизаций к поединку между двумя их представителями. Замечательная идея! Все бы глобальные конфликты решались таким относительно гуманным способом. Хотя, стоп, о какой гуманности я говорю, учитывая судьбу проигравшей стороны? Что это вообще за чушь, позволять какому-то там Сверхразуму решать за все человечество? Видите ли, мы должны выполнить свое предназначение! Кому должны? Почему этот кто-то решает за нас, как нам жить и как умирать? Почему мы не можем совершать наши собственные ошибки? Ведь из них складывается опыт. А опыт делает нас такими, какие мы есть. И возможно, не пройдя эту войну, человечество не сможет изжить в себе жестокость и склонность к насилию. И какое же тогда предназначение мы понесем во Вселенную?

Тот факт, что автора (и, соответственно, ГГ) совершенно не возмущает сложившаяся ситуация, стал одной из двух причин, по которым мне рассказ не понравился. Вторая причина – отсутствие изюминки. Какой-то интересного необычного поворота. Это вам не Шекли, у которого бы в конце оказалось, что все затеяли ящерки, а Пришелец – классный и душевный парень. Нет в этом рассказе и никакой жизнеутверждающей морали. Тут все до зевоты просто и банально.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну, собрались, ну подрались, одни победили, другие, соответственно, проиграли.
И все. За это, отлично написанному рассказу, ставлю только 7.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Арена» — произведение, что увидело свет еще в далеком 1944-ом году. И вот осознавать эту дату, читая сие творение — крайне тяжело. Притом по одной очень чувствительной причине: произведение крайне современно даже по меркам сегодняшнего дня. Словно полностью соотнося свою фантазию с воображением Уэллса, также в некотором представляя себя как такового вдохновителя помыслов Стругацких, Браун сотворил крайне интригующий и запоминающийся рассказ. Конечно, в фабулу созданного им межрассового конфликта хочется углубиться сильнее. Однако данное произведение не просто так имеет столь малый размер: это – панегирик людской воли и стремлению жить. Словно Джек Лондон в цикле своих «северных рассказов», Фредерик уже на почве фантастики воспевает людскую стремление а победе и способность к жертвенности да благородию. Одно смущает: как показана инопланетная раса. Хотя, в то время моды на многогранность в разномастных героях еще не наблюдалось, потому однотипное показание чистейшей борьбы добра со злом понятно и очень приятно сознанию при чтении. Отличное произведение.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из коротких фантастических рассказов, прочитанных мной — это один из самых запоминающихся, и лучших! В таком малом объеме вместилось так много! Пришельцы, предстоящая битва до полного уничтожения одной из сторон, странная планета с голубым песком, абсолютно чуждый по образу и мыслям противник, Высшее существо, запросто играющее с пространством, временем и настолько могущественное, что в один миг уничтожает армаду пришельцев. Вселенная бесконечна, но даже в ней слишком мало места для землян и их противников, настолько они антагонистичны, что диалог невозможен! Я считаю, что поединок, в котором в смертельном противостоянии сошлись два представителя цивилизаций, был выигран не потому, что землянин умнее или более умелый (взять ту же катапульту «чужого»), а прежде всего благодаря милосердию Карсона, который прервав мучения маленькой ящерки, тем самым увидел путь для преодоления барьера, что в конечном счете и позволило ему, а следовательно и нашей цивилизации победить!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, изъезженный мотив — противостояние человека и иного существа один на один.

Казалось бы, добротный, но не блещущий изысками слог.

Казалось бы, предсказуемый конец.

Но всё-таки это здорово.

Пока я читал, физически ощущал жару арены, изнеможение героя, разделял с ним его ответственность перед человечеством.

За это твёрдая десятка.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ можно читать и перечитывать буквально до бесконечности. Сама идея — сражение двух противников в равноценных условиях — неожиданна, но очень логична и справедлива.

После сцены телепатического контакта становится ясно, что Пришельцы и земляне не могут договориться ни в коем случае. А затем — что Карсону просто необходимо победить, хотя бы для того, чтобы прекратила существование раса безжалостная и агрессивная. Те, кто жесток к слабым, пощады не заслуживают. Спасутся те, кто знает, что такое сострадание.

Именно способность сострадать и внимание к чужой судьбе приводят героя к удачной идее.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх