Егор Радов «Суть»
Опыт тяжелейшей зависимости помогает герою спасти мир от превращения в чистую энергию. В республике Коми журналист и бурильщик обнаруживают месторождение сияющей породы — субстита. Это чистая суть всех явлений — коровы, леса, Земли, мотылька, члена политбюро КПСС — первооснова бытия, избавленная от каких-либо акциденций. Суть постепенно поглощает и пространство, и людей, которые, сливаясь с ней, испытывают невероятный экстаз. Таким манером суть, казалось бы, постепенно должна была сожрать всю Вселенную, которая вернулась бы в изначальное состояние без времени и пространства, если бы ей не помешал человек, которому и без того было известно, что бытие может представлять собой чистейший экстаз.
Похожие произведения:
страница всех изданий (1 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
А. Н. И. Петров, 26 августа 2025 г.
Роман-мениппея «Суть» Егора Радова предлагает читателю историю обнаружения и распространения по СССР метафизической субстанции, подключающей человека напрямую к божественной благодати, и борьбы сторонников и противников наступления всеобщей Нирваны, за которую придется платить уничтожением человечества и всей Вселенной.
«Суть» – последнее серьезное (хотя и как всегда гомерически смешное, издевательское, неприличное и не ведающее границ) крупное произведение Егора Радова, дальше будет только фиксирующий его постепенную деградацию роман «Уйди-уйди». В «Сути» автор собирает все наработанные в предыдущих романах идеи и сплавляет их в окончательную форму, которую лично я вижу как сочетание признания слабости человека перед соблазнами мира с утверждением его способности к сопротивлению даже самым могущественным искушениям. В романе явно отражен писательский опыт наркотической зависимости и завязки – недаром спасителем человечества становится героиновый наркоман, не восприимчивый к Сути: в отличие от обычных людей, он знает, и что такое настоящий кайф, и насколько страшен синдром отмены.
По уровню жести «Суть», на мой взгляд, превышает даже «Или ад» с его совокуплениями мертвых раков, а по веселью близок к гениальной «Якутии». Это жесточайшая сатира на позднесоветское общество, написанная самым грязным и оттого самым живым русским языком подворотен и площадей. Радов показывает экзистенциальный кризис 80-х, где у каждого в голове пульсировала мысль «я что, зря жил?». От прожитой жизни мучительно больно буквально всем, и именно это объясняет легкость, с какой в последнее десятилетие СССР люди бросались в омуты любых учений и практик (алкоголизм – тоже практика, между прочим), обещавших им обретение смысла существования. Всегда на «ты» с высшими планами Бытия, автор предлагает посмотреть, что будет с этими несчастными, жаждущими незряшной жизни обывателями, если дать им источник истинной божественной благодати.
Во-первых, будет много крови и насилия, потому что сразу начнется борьба за обладание ценнейшим ресурсом, который не только дарит людям смысл жизни, но и преобразует их в существ высшего порядка. Во-вторых, будет бездумное подчинение импульсу приобщиться к Сути любой ценой, пусть она и обращает человека в духовную пыль – лишь бы какое-то время «пожить не зря». В-третьих, как только Суть доберется до верхов власти, советская государственная машина начнет строить на Сути новый коммунизм, сначала в отдельно взятой стране, потом во всем мире. В итоге получится нечто вроде зомби-апокалипсиса, только вместо ходячих трупов – счастливые люди, чья жизнь наполнена смыслом, любовью, радостью и прочей самореализацией.
Но если дать это все просто так, предупреждает завязавший наркоман Егор Радов, для человечества наступит конец времен, поскольку люди перестанут быть людьми. Они лишатся всего того земного, пусть горького, трудного и постылого, что и делает человека человеком. И здесь встает в полный рост ключевой радовский вопрос «что есть я?»: если ценой смысла и счастья становится утрата своего «я», то так ли уж нужны эти, конечно, приятные, но не то чтобы жизненно необходимые вещи? Лишь единицы в «Сути» находят в себе силы противостоять всеобщему помешательству, и помогает им именно упорное нежелание расставаться со своей сколь угодной жалкой индивидуальностью ради приобщения к безличному надмирному блаженству. Они по-своему отвечают на вопрос «я что, зря жил?»: пусть зря, но это моя жизнь, и я ни на какие искусственные вливания смысла и счастья ее не променяю.
Егор Радов, по моему мнению, один из сильнейших писателей русской литературы. Каждый его роман – это чистой воды безумие вперемешку с эйфорической эзотерикой и нелепыми непотребствами, но труднообъяснимым образом именно так Радову удается очень точно и прямо в сердце говорить о самых важных проблемах человечности. В «Сути» он призывает избегать дармового счастья, в чем бы оно ни заключалось.
vfvfhm, 16 января 2018 г.
Это великая и ужасная книга! Может быть, (да конечно же да!) одна из самых главных русских книг начала 21 века. Первый в моем читательском опыте образец жанра менниповой сатиры, написанной на языке родных осин. Многие сравнивают Радова с Пелевиным и Сорокиным, не знаю, других книг автора пока не читал (теперь обязательно!), но в этом романе он поднимается до высот Пинчона и Уоллеса, не меньше. Потому что эта книга настоящая энциклопедия жанров — сатира, роман-катастрофа, философский роман, ужастик, политический триллер, научная фантастика, порнография, наконец. И все в одном невероятно смешанном коктейле, сконцентрированном вокруг крутейшего и эпичнейшего сюжета.
На Кольском полуострове на рубеже 1970-1980-х годов два обычных советских человека — репортер и бурильщик — случайно обнаруживают залежь т.н. субстита — первоосновы всего сущего. А сущее, разросшееся благодаря энтропии до размеров нынешней Вселенной, немедленно хочет вернуться к этой самой первооснове. Люди же становятся орудиями и проводниками этого процесса бытийной инволюции. И лишь немногие избранные могут противостоять этой поистине вселенской катастрофе. Предотвратить гибель всего человечества — вот о чем речь идет, ни больше, ни меньше. При этом, по ходу пьесы, герои пытаются прояснить один из глубочайших вопросов философии, сформулированный Хайдеггером: почему во Вселенной существует нечто, а не ничто? Почему что-то вообще существует? И художник в итоге дает свой ответ на этот вопрос, не слишком оригинальный, но от этого не менее интересный и важный.
В общем, если вы любите авангард, полижанровые романы, не боитесь обсценной лексики и порнографических сцен, если короче вам зашла Радуга гравитации Пинчона, то пропустить Суть Радова — просто преступление против собственного разума. Финал, например, мне кажется больше удался Радову, чем Пинчону в его магнум опусе. Он одновременно и комиксно-голливудский и шизофренично-экзальтированный.
П.С. Интересно, что параллельно Радову ту же тему катастрофического возвращения всего живого к примитивной первооснове, но в совершенно ином жанровом ключе решал любимый мной Питер Уоттс. А еще раньше разработал Баллард в Кристаллическом мире. В общем, русские левши могут не хуже, а то и покруче будут аглицких мастеров прозы.