Джек Лондон «Осколок третичной эпохи»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На полярной стоянке, вдалеке от цивилизации, встретились два охотника. У одного из них странная обувь, и он утверждает, что она из шкуры мамонта...
Входит в:
— сборник «Мужская верность», 1904 г.
— антологию «Борьба с химерами», 1927 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1959», 1959 г.
— антологию «Friendly Aliens: Thirteen Stories of the Fantastic Set in Canada», 1981 г.
— антологию «Фата-Моргана 2», 1991 г.
— антологию «На заре времен», 2013 г.
— антологию «Гость из каменного века», 2016 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1910-е (1), 1920-е (2), 1950-е (1), 1960-е (1), 1970-е (2), 1980-е (6), 1990-е (7), 2000-е (4), 2010-е (11), 2020-е (5)
- /языки:
- русский (37), английский (3)
- /перевод:
- З. Вершинина (1), В. Кошевич (1), Е. Ланн (1), Р. Облонская (23)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (40 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 9 октября 2025 г.
Помнится, в одном из известных романов последователя Конан Дойля для отрицательной характеристики полковника Морана автор (великолепный Дональд Томас и его «Смерть на коне бледном») как раз использовал описание одной из его садистско-живодерских охот, где в финале тот, наконец, приканчивает пустившего слезу огромного слона. В рассказе Лондона «Мамонт Томаса Стивенса» сцена уничтожения того самого мамонта — еще более жестокая. Охотник несколько недель фактически убивал бедное животное и закончил тем, что ввел его в состояние истерии и истощения, после чего разделывал еще живого топором. Кстати, здесь мамонт тоже рыдает и еще и орет почти человеческим голосом (практически прямая цитата из текста). И при этом охотник подается нам не конченным садистом, а хоть и сверхсамоуверенным, но задорным раздолбаем, настоящим горным витязем, полным жизни и отваги. И второй герой, слушающий его байки возмущается вовсе не тем, КАК был убит мамонт, а тем, что история, возможно, лжива от начала и до конца. Забавно.
Вообще, рассказ до сих пор хорош сам по себе и показывает тех самых суровых мужчин, считавшихся эталоном мужественности той эпохи. С весьма спорной моралью в некоторых отношениях. Художественные приемы выразительны, образы легко воспроизводятся в голове в красочные картинки, а персонаж великолепно прописан в действии, раскрываясь как личность именно за счет поступков, а не в унылых абзацах-описаниях характера.
Главной задачей Лондона было пошатнуть читательскую уверенность, чтобы тот начал сомневаться и тоже до конца не мог решить: правда ли рассказ охотника или ложь. И если не брать в расчет научность происходящего, с этой задачей автор вполне справился.
Вертер де Гёте, 11 февраля 2008 г.
Классическая история в стиле «встреча с уцелевшим ископаемым». А встречи уцелевших ископаемых с человеком, как правило, трагичны для первых. Я даже сочинил такую частушку :
-Снёс Илья без лишних слов
Змею три из трёх голов.
Так опять погиб напрасно
Редкий зверь из Книги Красной.
тихий омут, 22 февраля 2011 г.
Рассказ от первого лица со слов участника событий — пожалуй самый удачный ход для такого рассказа. Автор снимает с себя всю ответственность за происходящее, а концовка с унтами из шерсти мамонта вообще в стиле Гуливера в стране лилипутов «приезжайте и посмотрите на моих коров». Также проскальзывает одна из любимых тем Лондона: борьба человека с силами природы, на этот раз в лице(или морде) последнего мамонта. И человек жестоко и варварски убивает послений осколок третьичной эпохи. Да, эпоха закончена и последний осколок разбит. Ура новой эпохе, эпохе человека, грубого, жестокого, но все же хозяина своей эпохи. Во всяком случае человек так считает.
Хотя, возможно я ищу слишком глубокий смысл в коротком рассказе Дж. Лондона.
Darth_Veter, 2 июля 2023 г.
Это необычная история, рассказанная одним авантюристом-охотником другому охотнику во время тоскливой полярной ночи. Верить в нее или нет — дело личное. Потому что она не так уж и фантастична по своей сути, ибо касается встречи с давно вымершим животным. Ведь и кистепёрую рыбу тоже считали вымершей, пока случайно не поймали ее в сети. Так что и мамонт вполне мог где-нибудь сохраниться в своем первозданном виде. С другой стороны, заядлые охотники всегда известны своими выдумками, призванными возвысить их над другими собратьями. Такой момент, к примеру, запечатлен на картине Перова «Охотники на привале». По лицам персонажей сразу понятно, что именно они там обсуждают. У Томаса Стивенса, наверное, было такое же выражение лица, когда он рассказывал автору свою историю. Последнего убедило в ней одно-единственное доказательство, в которое были обуты ноги рассказчика. Если хотите, можете посмотреть на него в Смитсоновском музее.
А если говорить серьезно, то автор банально над нами прикалывается. Выражаясь языком Грейджоев, «что мертво, то повторно умереть уже не может». Целакант смог выжить только потому, что обитал в океане, где все изменения происходят крайне медленно. А вот на суше ситуация в корне иная. Поэтому сухопутным монстрам прошлого просто негде было пережить все катаклизмы. Какая-нибудь крыса мезозойского периода еще могла бы кое-как протянуть несколько сотен лет, а вот мамонт никаких шансов не имел. Поэтому рассказ Лондона стоит отнести к тем историям, которые в шутливой форме обращают наше внимание на вполне серьезные экологические проблемы современности.
--------------
РЕЗЮМЕ: сценарий гипотетичной встречи человека с одним из представителей ледникового периода. Причем, далеко не самым тупым...
Доктор Вова, 6 января 2012 г.
Даже в последних строчках рассказа, Автор оставляет читателю этакую наживку-загадку, переадресовывая его к профессору Дольвидсону из Смитсоновского института, как к истине в последней инстанции. Рассказ можно с полным основанием отнести как к реалистичному, так и к фантастическому жанру. Вы вдумайтесь: мамонт, живой реликт почти что в наше время. Причём, именно там, где и был ареал их обитания. Сам сюжет и вся невероятность произошедшего со Стивенсом сразу отодвигают на второй план все нюансы-нестыковки, которые встречаются в его рассказе, и остаются только «муклуки» , как вещественное доказательство роковой встречи. А фраза Стивенса:
alex1970, 12 января 2013 г.
Обычный приключенческий рассказ для своего времени.
Особенность — встреча с реликтом происходит не в африке или лесах Амазонии, а на американском Севере.
Рассказ слабее многих произведений Лондона, интересен скорее финальной частью, которая ставит перед читателем вопрос — а правда ли то, о чем нам рассказали?
god54, 7 августа 2015 г.
Рассказ мне напомнил рассказы барона Мюнхгаузена, даже манера подачи текста в чем-то похожа. В остальном рассказ, которых можно много услышать от бывалых охотников на привале или вечером под рюмку чая, если кто ходил с охотниками, тот знает. А так простой рассказ на тему реликта, в то время это была модная тема.