Дино Буццати «Загадка Старого Леса»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча | Магический реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Дино Буццати (1906—1972) — классик европейской литературы XX века, прозаик, журналист, художник. Его книги переведены на все ведущие языки мира, а по мотивам многих из них, в том числе «Загадки Старого Леса», сняты фильмы. «Загадка Старого Леса» вышла в Италии в 1935 году, однако никогда не издавалась на русском языке, хотя читатели в нашей стране хорошо знакомы с творчеством Буццати и его книги пользуются успехом как у взрослых, так и у детей. Роман написан в форме легенды, в чем-то иносказателен и сближается с притчей. Реальность и фантастика в нем тесно сплетены и почти неотделимы друг от друга — не случайно Буццати часто сравнивают с Эдгаром По и Кафкой. Его стиль скуп, лаконичен, сдержан, но при этом необычайно ярок, внутренне напряжен и вызывает у читателя сильный эмоциональный отклик.
Похожие произведения:
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Masyama, 23 сентября 2025 г.
Крохотный роман Дино Буццати «Загадка Старого Леса» — произведение своеобразное. Оно балансирует на стыке гротеска, сказки и нравоучения. Его интерпретация не представляется слишком простой задачей.
Старый Лес — это, вероятно, символ души. Потому что от сохранности и благополучия леса зависит способность человека жить. Вырубая старый лес, человек наносит непоправимый ущерб самому себе. Это видно на примере главного героя — чёрствого отставного полковника, которому участок леса достался по наследству.
Он рубит лес, и в нём усиливаются самые негативные, отталкивающие качества. Он весь — воплощение равнодушия. Однако, когда силою обстоятельств, полковник вынужден отклониться от своих планов, его внутренний мир становится чуть более восприимчив к переживаниям и эмоциям. В кульминационной сцене он обретает подлинно человеческую сущность, переживая за судьбу своего племянника.
Племянник — фигура в романе, скорее, вспомогательная, но тем не менее критически важная. Потому что, как мне кажется, Буццати в первую очередь в своём романе-сказке говорит о неизбежности взросления и расставания с непосредственностью и открытостью сердца.
Все персонажи книги наделены голосом: животные, лесные духи и тени, природные явления и даже мебель. Но слышат их то все из людей, то не все, то никто. При этом действующие — гмм — лица, не являющиеся людьми, не выступают проводниками мудрости или каких-то метафизических или сакральных знаний. Они, скорее, просто соседи, озабоченные слегка иными, но всё же бытовыми вопросами.
Постоянно слышат и умеют общаться с ними дети. Когда они перестают быть детьми — в одну ночь — этот дар покидает их. Этот символ в целом очень понятен и, я бы даже сказал, многократно использовался в литературе в дальнейшем («Загадка Старого Леса» была впервые опубликована в 1935 году). Но почему тогда полковник тоже умеет разговаривать и понимать ветер, лесных духов и собственную тень? Он-то далеко уже не ребёнок.
Наверное, эта «детская» особенность полковника говорит о том, что никто не безнадёжен. Каждый может услышать в себе человека, каким бы немолодым или закосневшим он ни был. Кстати говоря, по моему мнению, именно полковник вызывает наибольшее сочувствие сначала в своей моральной глухоте, а потом в болезненном перерождении.
«Загадка Старого Леса» является одной из книг, в которой каждый из читателей может найти что-то своё, она предлагает очень широкий простор для толкования. Познакомиться с классиком итальянской литературы очень любопытно для любого почитателя европейской прозы.
Avex, 24 апреля 2013 г.
(детская книжка без картинок в серии взрослой литературы)
...И не трожь заколдованный лес. Ведь там могут водиться не только тигры или драконы, но и вещи несравненно более опасные — Странное, Неведомое, Непостижимое...
Получив в наследство вековечный ельник, отставной полковник Себастьяно Проколо узнает, что лучшая часть наследства досталась малолетнему племяннику Бенвенуто, и в сердце его поселилась чёрная зависть. После такой завязки, вы конечно решите, что перед вами сказка или, как минимум, притча, и безусловно окажетесь правы. Обычно далее происходит что-нибудь нехорошее: скажем, заведёт дядюшка мальчика в тёмный лес, и фьють! поминай как звали! — а потом только ветер станет играть тоненькими детскими косточками на лесной полянке... Ну, так было бы совсем просто и неинтересно! Положим, ветер всё же находится — коварный дядюшка высвободил заточённого в пещеру ветра-хулигана Маттео взамен некой очевидной услуги. А ещё на сцене появляются говорящие сороки и мыши (других ведь в сказках не водится), лесные духи (ну-ка, попробуйте догадаться, зачем они здесь), а также, для создания обитаемости, минимальное количество людского населения — крестьяне, лесные инспекторы...
Прочитанная сразу вслед за «Вечным запоем», эта книжечка показалась совсем наивной и простенькой. Не провальная или совершенно беспомощная, но вполне обычная, заурядная история для детей младшего школьного возраста, которых пока рановато пугать лесоповалами, житейскими тяготами или злодеяниями тайной полиции, — и поэтому даже самые отпетые злодеи могут оказаться не такими плохими на самом деле. Удивительно, но даже при не самом радужном и оптимистическом финале, при наличии преступных замыслов и нескольких трупов, книжка оставляет ощущение какой-то светлой идиллии и детского безмятежного существования.
Если сделать небольшую поправку на время и возраст, почитать вполне можно, но не стоит рассчитывать на шедевр и на философскую глубину уровня «Татарской пустыни», — иначе вас ожидает неизбежное разочарование — перед вами сказочка для детей, написанная просто и безыскусно. Читается быстро, нет особой необходимости запоминать большое количество действующих лиц или удерживать в памяти хитросплетения сюжета. Вообще, «Загадку старого леса» стоило бы издать в форме детской иллюстрированной книжки — тогда отдача была бы заметно большей, ведь книги для детей раскупают охотно. Для взрослых — слишком простенько и предсказуемо, даже откровенно скучновато, для детей — категорически не хватает картинок.
Образ после прочтения: не глухие лесные дебри, не тёмный еловый лес, и даже не перелесок, а зелёная лесная лужайка, над которой порхают бабочки.