fantlab ru

Дино Буццати «Загадка Старого Леса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
61
Моя оценка:
-

подробнее

Загадка Старого Леса

Il segreto del Bosco Vecchio

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Дино Буццати (1906—1972) — классик европейской литературы XX века, прозаик, журналист, художник. Его книги переведены на все ведущие языки мира, а по мотивам многих из них, в том числе «Загадки Старого Леса», сняты фильмы. «Загадка Старого Леса» вышла в Италии в 1935 году, однако никогда не издавалась на русском языке, хотя читатели в нашей стране хорошо знакомы с творчеством Буццати и его книги пользуются успехом как у взрослых, так и у детей. Роман написан в форме легенды, в чем-то иносказателен и сближается с притчей. Реальность и фантастика в нем тесно сплетены и почти неотделимы друг от друга — не случайно Буццати часто сравнивают с Эдгаром По и Кафкой. Его стиль скуп, лаконичен, сдержан, но при этом необычайно ярок, внутренне напряжен и вызывает у читателя сильный эмоциональный отклик.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/период:
2010-е (2), 2020-е (2)
/языки:
русский (4)
/перевод:
О. Поляк (4)

Загадка Старого Леса
2012 г.
Татарская пустыня. Загадка старого леса
2018 г.
Загадка Старого Леса
2023 г.
Татарская пустыня. Загадка Старого Леса
2024 г.

страница всех изданий (4 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крохотный роман Дино Буццати «Загадка Старого Леса» — произведение своеобразное. Оно балансирует на стыке гротеска, сказки и нравоучения. Его интерпретация не представляется слишком простой задачей.

Старый Лес — это, вероятно, символ души. Потому что от сохранности и благополучия леса зависит способность человека жить. Вырубая старый лес, человек наносит непоправимый ущерб самому себе. Это видно на примере главного героя — чёрствого отставного полковника, которому участок леса достался по наследству.

Он рубит лес, и в нём усиливаются самые негативные, отталкивающие качества. Он весь — воплощение равнодушия. Однако, когда силою обстоятельств, полковник вынужден отклониться от своих планов, его внутренний мир становится чуть более восприимчив к переживаниям и эмоциям. В кульминационной сцене он обретает подлинно человеческую сущность, переживая за судьбу своего племянника.

Племянник — фигура в романе, скорее, вспомогательная, но тем не менее критически важная. Потому что, как мне кажется, Буццати в первую очередь в своём романе-сказке говорит о неизбежности взросления и расставания с непосредственностью и открытостью сердца.

Все персонажи книги наделены голосом: животные, лесные духи и тени, природные явления и даже мебель. Но слышат их то все из людей, то не все, то никто. При этом действующие — гмм — лица, не являющиеся людьми, не выступают проводниками мудрости или каких-то метафизических или сакральных знаний. Они, скорее, просто соседи, озабоченные слегка иными, но всё же бытовыми вопросами.

Постоянно слышат и умеют общаться с ними дети. Когда они перестают быть детьми — в одну ночь — этот дар покидает их. Этот символ в целом очень понятен и, я бы даже сказал, многократно использовался в литературе в дальнейшем («Загадка Старого Леса» была впервые опубликована в 1935 году). Но почему тогда полковник тоже умеет разговаривать и понимать ветер, лесных духов и собственную тень? Он-то далеко уже не ребёнок.

Наверное, эта «детская» особенность полковника говорит о том, что никто не безнадёжен. Каждый может услышать в себе человека, каким бы немолодым или закосневшим он ни был. Кстати говоря, по моему мнению, именно полковник вызывает наибольшее сочувствие сначала в своей моральной глухоте, а потом в болезненном перерождении.

«Загадка Старого Леса» является одной из книг, в которой каждый из читателей может найти что-то своё, она предлагает очень широкий простор для толкования. Познакомиться с классиком итальянской литературы очень любопытно для любого почитателя европейской прозы.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

(детская книжка без картинок в серии взрослой литературы)

...И не трожь заколдованный лес. Ведь там могут водиться не только тигры или драконы, но и вещи несравненно более опасные — Странное, Неведомое, Непостижимое...

Получив в наследство вековечный ельник, отставной полковник Себастьяно Проколо узнает, что лучшая часть наследства досталась малолетнему племяннику Бенвенуто, и в сердце его поселилась чёрная зависть. После такой завязки, вы конечно решите, что перед вами сказка или, как минимум, притча, и безусловно окажетесь правы. Обычно далее происходит что-нибудь нехорошее: скажем, заведёт дядюшка мальчика в тёмный лес, и фьють! поминай как звали! — а потом только ветер станет играть тоненькими детскими косточками на лесной полянке... Ну, так было бы совсем просто и неинтересно! Положим, ветер всё же находится — коварный дядюшка высвободил заточённого в пещеру ветра-хулигана Маттео взамен некой очевидной услуги. А ещё на сцене появляются говорящие сороки и мыши (других ведь в сказках не водится), лесные духи (ну-ка, попробуйте догадаться, зачем они здесь), а также, для создания обитаемости, минимальное количество людского населения — крестьяне, лесные инспекторы...

Прочитанная сразу вслед за «Вечным запоем», эта книжечка показалась совсем наивной и простенькой. Не провальная или совершенно беспомощная, но вполне обычная, заурядная история для детей младшего школьного возраста, которых пока рановато пугать лесоповалами, житейскими тяготами или злодеяниями тайной полиции, — и поэтому даже самые отпетые злодеи могут оказаться не такими плохими на самом деле. Удивительно, но даже при не самом радужном и оптимистическом финале, при наличии преступных замыслов и нескольких трупов, книжка оставляет ощущение какой-то светлой идиллии и детского безмятежного существования.

Если сделать небольшую поправку на время и возраст, почитать вполне можно, но не стоит рассчитывать на шедевр и на философскую глубину уровня «Татарской пустыни», — иначе вас ожидает неизбежное разочарование — перед вами сказочка для детей, написанная просто и безыскусно. Читается быстро, нет особой необходимости запоминать большое количество действующих лиц или удерживать в памяти хитросплетения сюжета. Вообще, «Загадку старого леса» стоило бы издать в форме детской иллюстрированной книжки — тогда отдача была бы заметно большей, ведь книги для детей раскупают охотно. Для взрослых — слишком простенько и предсказуемо, даже откровенно скучновато, для детей — категорически не хватает картинок.

Образ после прочтения: не глухие лесные дебри, не тёмный еловый лес, и даже не перелесок, а зелёная лесная лужайка, над которой порхают бабочки.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх