Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Артефакты | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Полари — мир фантастического Средневековья. Суровые и жестокие нравы здесь соседствуют с диковинными ростками будущего, мечи и арбалеты — с первыми электростанциями и железными дорогами. Император Адриан ведет государство нелегким путем реформ и прогресса. Могущественные феодалы плетут изощренные интриги, поднимают мятежи в борьбе за власть. Церковь также пользуется огромным влиянием, ведь в мире Полари никто не сомневается в существовании богов. Боги не стоят в стороне: они шлют людям дары — непостижимые Священные Предметы. Писание гласит: в Предметах таится великая сила, способная исцелять болезни, управлять стихиями, разрушать преграды. Секрет этой силы утерян много веков назад…
От автора:
«Стрелу, монету, искру» я писал изначально для себя, почти не думая о публикации. Я просто создавал интересный, красивый мир с живыми персонажами, ставя перед собой единственную цель: сделать так, чтобы мне нравилось. Отсюда и достоинства, и недостатки книги. Она несколько объемней и медлительней, чем могла быть, некоторые описания излишне обширны, порою я увлекался детализацией — просто ради удовольствия тщательно прорисовать интересную мне сцену. Зато мир Полари и его герои получились как раз настолько живыми и объемными, как я того хотел.
Анонс и заказ книги, а также трейлер и видеообзор: https://fantlab.ru/blogarticle78870
Книга на Озоне — https://www.ozon.ru/product/polari-chast-1-strela-moneta-iskra-komplekt-iz-2-knig-surzhikov-roman-821967328/?oos_search=false
Входит в:
— роман-эпопею «Полари»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 920
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3002 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2021 // Дебютная книга |
Похожие произведения:
страница всех изданий (5 шт.) >>
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
m3r7v1y, 24 марта 2025 г.
Третья попытка прочитать это не увенчалась успехом, первые 200 страниц в очередной раз не затянули, очень скучно, очень много воды, якобы умных мыслей и тд, абсолютное отсутствие какого-либо экшена и запоминающихся моментов. Кто эти оценки выставляет я вообще понять не могу, это просто расхайпленная (благодаря чему???) пустышка.
Podebrad, 26 октября 2025 г.
Неожиданно хорошая вещь. Но начну с критики. Книга объёмом больше тысячи страниц ползёт очень медленно. Только перед самым концом события ускоряются. Для того, чтобы завершить все линии, понадобится не менее 5-6 таких же томов (эпопея на данный момент вроде завершена, но не знаю, действительно ли в конце есть конец). Нет, скучать не приходится, написано хорошо, но очень уж всё это долго. Мне, наверное, всю эпопею не одолеть, а любителям многотомных историй должно подойти. В общем, начиная, надо быть готовым к огромному объёму.
А если отвлечься от размера, то, повторюсь, книга неожиданно удачная. Собственно, здесь три совершенно независимых пока сюжетных линии. Бродячий рыцарь из знатного рода, девица из не менее знатной семьи и полупроходимистый купец. «Стрела», «Искра», «Монета», фигуры в местном аналоге шахмат. За каждой из линий следишь с интересом. Герои, причём не только главные герои, своеобразны, не одномерны, не запрограммированы. Им даже можно посочувствовать, что нечасто бывает в фантастике. Хороший русский язык. Читается без малейшего напряга. И вообще, на мой взгляд, первый том (как дальше, не знаю) поднимается над средней фантастикой даже не на голову, а на пару голов.
Лично мне интереснее всего показалась картина мира. Мир чисто феодальный. Не огрызки феодализма, как в Европе XVIII века, а полноценный средневековый феодализм. И вот в этом феодальном мире начинается массовое производство и использование электричества. ГЭС, лампы, электроприборы, электрички, аналог телеграфа. С точки зрения социальной истории довольно сомнительно, чтобы это производство (и техническую поддержку произведённого) удалось наладить без массовой грамотности и соответствующей культуры производства, а это требует социальной мобильности, маловероятной в феодальном мире. Но теоретически такую социальную схему можно представить. А вот чисто технически, можно ли создать электротехническую промышленность, пропустив первую стадию индустриализации с её паровыми машинами, механическими прялками, гигантскими домнами? Не берусь судить. Интересно было бы послушать мнение специалиста по истории техники или продвинутого любителя. Но, в любом случае, представленный автором мир выглядит интересным и даже, как ни странно, убедительным. Похоже, автор умеет убеждать.
maglory, 26 сентября 2025 г.
На моё решение почитать повлияло сравнение с «Игрой престолов». Не слабенькое сравнение конечно, от которого ничего не ждешь. Но с первой же главы меня зацепил текст и стиль писателя. В предложениях буквально ничего лишнего и сразу вырисовывается четкая картина происходящего. Проводить параллели с «ПлиО» можно буквально сразу: Запределье—Застенье, Первая Зима—Винтерфелл, и с персонажами можно также. Но все это сопоставление ничего не значит, потому что у Суржикова своя история и мир. Произведение прям цепляет диалогами, персонажами, сюжетом. Бывало и такое, что глава кончается на самом интересном и ждешь с нетерпением очередной встречи с героями. Полари выглядит, как отличный литературный сериал с неожиданными поворотами и своеобразным миром, и уже после первой книги становится ясно, что цикл будет дочитан.
gods_make, 4 августа 2025 г.
В плане сюжета у меня вызвало некоторое разочарование отсутствие чёткого фокуса и ясно очерченной цели повествования. Многие сюжетные линии закладываются, но затем либо отходят на задний план, либо прорисованы слишком расплывчато. Возможно, это связано с желанием вместить слишком много информации сразу, что в итоге создаёт ощущение неупорядоченного рассказа, сбивающего с толку и не дающего читателю полностью погрузиться в историю. Ключевые моменты, которые должны были стать опорными в развитии сюжета, иногда кажутся недостаточно проработанными и не вызывают необходимого эмоционального отклика.
Персонажи, хотя и задуманы как сложные и многогранные, страдают от некоторой шаблонности и однотипности мотиваций. Многие герои выглядят как типовые архетипы без ярко выраженных индивидуальных черт, что снижает вовлечённость и вызывает ощущение, что автор не сумел полностью раскрыть их внутренний мир. Отдельные персонажи производят впечатление интересных, однако зачастую их развитие прерывается или оставляется на полпути, что разочаровывает.
Стиль повествования Суржикова не лишён достоинств: язык достаточно выразительный, с удачными метафорами и описаниями, создающими атмосферу. Тем не менее местами стиль кажется перегруженным деталями, отвлекающими от основной линии, или наоборот – слишком сухим в диалогах, что создаёт ритмические сбои и местами замедляет темп.
Мир книги, хотя и заявлен как проработанный, вызывает вопросы по части логики устройства и истории. Некоторые элементы выглядят поверхностными, а объяснения ключевых законов мира остаются недостаточно раскрытыми. Отсутствие глубокого погружения в культурные и социальные аспекты мира уменьшает его живость и убедительность.
LonelyDarkStar, 2 октября 2025 г.
Три главных героя: строптивый наследник-неженка воинственного северного герцогства, чудом избежавшая смерти юная дворянка, напавшая на след заговора, и ушлый торговец, которому выпал шанс его жизни. Они начинают в разных точках истории и концах карты огромного мира, но неумолимо двигают сюжет, внося свои кусочки в головоломку Полари. Странного средневекового мира, вроде уже сдавшегося Эре промышленной революции, но вдруг оказавшегося ареной битвы Магии Старых Времен с этими изменениями. Несмотря на внушительный объём, роман не больше, чем интерлюдия к дальнейшему действию.
Уже много хорошо и подробно написали о достоинствах и недостатках. Соглашусь, что некоторое сокращение текста могло сделать его ещё лучше, но он хорош и так. Также, мне кажется более уместным сравнивать «Стрелу, монету, искру» не с GoT Мартина, а с романами Кея, такими как «Песнь для Арбонны» или дилогия про псевдо-Китай. Может здесь всё и не так поэтично и докручено, но весьма умело сконструирована сама история.
Читать которую приятно, примерно с половины романа, так и вовсе не остановиться.
Aleksandr D, 13 сентября 2025 г.
Первоклассная вещь, написанная на уровне топовых западных авторов.
На первый взгляд, привычное высокое средневековье с герцогами, графами, рыцарями и прочим феодализмом. Обширную империю Полари составляют разномастные области, каждая со своими культурными особенностями и знатью. Важную роль играет религия, в основе которой лежит почитание святых. Именно они, праотцы и праматери, посылают в дар смертным предметы. Предметы – это артефакты, часть из которых обладает чудесными свойствами. Они чтятся как святыни, за них воюют, им поклоняются, и чем больше у аристократа предметов – тем престижнее. Ну и как уж заведено, знать жаждет охолостить власть монарха, а император не прочь прижать вассалов к ногтю. Орудием владыки должен стать прогресс, — в первую очередь, железные дороги.
Именно так, железные дороги. Проскочив мимо пороха и пара, местные сразу взялись за электричество, которое тут называют искрой. В результате реки перегораживают плотины, замки освещаются прожекторами, а мимо таверн несутся поезда. Однако искровые технологии — штука затратная, и для большинства обывателей остается диковинкой. На этом фоне разворачивается полотно изложения: картины жизни персонажей, глубокие интриги и подоплёка событий.
Читал с восхищением, с неувядающим ни на секунду удовольствием. Ни разу не показалось скучновато, каждую строчку я смаковал и наслаждался. Пожалуй, это лучшее, что я прочел за последние годы , как минимум, одно из самых лучших.
Tais19, 11 сентября 2025 г.
Очень нудно, просто океанский океан воды. Я читаю через главу, а те что читаю то по диагонали и через страницу. И все равно все ясно как божий день. Зачем так много бессмысленного текста.
Сейчас осилила 70%, думаю стоили продолжать.
aasfess, 6 февраля 2025 г.
После прочтения первой книги сразу понял, что эта история будет прочитана вся. Местами сюжет может излишне и затягивается, но какие же сюжетные повороты происходят на страницах книги — браво! Три сюжетных линии, начинающиеся в разных точках мира Полари, которым естественно суждено в дальнейшем пересечься и разогнать сюжет серии в геометрической прогрессии. Мир живой и интересный — помесь киберпанка, фэнтези, детектива и фантастики. Живые персонажи, великолепный антураж средневековья, переходящего в эру паровых (искровых) машин и воздухоплавания.
dmstrelnikov, 22 августа 2025 г.
Роман «Стрела, Монета, Искра» оставил после прочтения смешанные чувства.
Сильные стороны: Автор создал колоритный, живой и запоминающийся мир на стыке просвещённого средневековья и теслапанка с вкраплениями божественных технологий космической эры, где соседствуют замки, электропоезда, искровые копья, ГЭС и загадочные технологии оставшиеся от «прародителей». У автора получился довольно приятный текст. Книга — не мрачное фэнтези, тут нет чернухи, оно довольно лёгкое и стерильное.
Слабые стороны: Основная проблема — крайне медленное развитие сюжета. Первые пятьсот страниц почти ничего не происходит: персонажи куда-то идут, едут, ругаются, рефлексируют, переживают, болеют. Это действо постоянно прерывается обильными и детальными описаниями (историй святых, архитектуры замков, воспоминаниями), которые вставлены прямо в повествование, прерывают диалоги и динамику. Здесь не хватило подхода Толкина, вынесшего всю энциклопедическую информацию в приложения.
Кроме того, мне не слишком близки интриги ради интриг — для этого существует отдельный детективный жанр, а фэнтези, на мой взгляд, не должно превращаться в «Убийство в “Восточном экспрессе”». Мартину и Сапковскому удавалось вплетать интриги в динамичный сюжет и яркие события, у них интрига была катализатором грандиозных событий в водовороте которых приходилось выживать персонажам. Тогда как у Суржикова интриги сами становятся основой повествования и выглядят довольно уныло на фоне богатого мира. Особенно когда их распутывают подростки.
Роман можно рекомендовать тем, кто ценит проработанные миры и красивый слог больше, чем динамичный сюжет. Я понимаю тех, кто говорит, что «“Полари” — знаковое эпическое детективное фэнтези за последние лет десять», хотя у книги есть определённые проблемы с динамикой, порождённые попыткой создать масштабное эпическое полотно с детективной основой.
Короче, мне понравилось где-то на 7/10, из больших плюсов — не тянет плюнуть и забросить, очень нечасто я за несколько дней осиливаю такой монументальный труд на 1000 страниц.
P.S. Сейчас на третьей книге «Кукла на троне». На фоне второй и третьей книг «Стрела, Монета, Искра» воспринимается как интерлюдия. Если перетерпеть несколько нудное начало, дальше история раскрывается и расширяется просто отлично.
ebby, 28 июля 2024 г.
Не дочитала. Очень скучно. Неинтересные персонажи занимаются неинтересным делами в неинтересном мире. Откуда этот рейтинг, ума не приложу, совершенно беспомощно.
=Д=Евгений, 7 июня 2024 г.
Увидев в очередной раз, как сошлись звёзды: и издают очередную книгу на ФЛ и что данный цикл теперь полностью завершён, и якобы написано не хуже «игры престолов», и положительный отзыв Алексея Пехова, понял я, что меня ожидает интереснейшее приключение во вселенной Полари.
Но на 6-ой главе я сдался. Ни одна из трёх идущих параллельных историй — наёмник с таинственной биографией и мечом, сынок-бунтарь и наследница престола, находящаяся внизу пищевой цепочки — меня не зацепили ни на йоту. История и легенды основания мира праматерями тоже не нашли отклик у меня.
На данном этапе продолжать чтение больше не хочется. Но это лишь мой взгляд и у произведения уже очень много положительных оценок и отзывов. Я полагаю автор ещё найдёт не одного своего читателя, чего ему и желаю.
abvgd, 6 марта 2024 г.
я не понимаю и, наверное, никогда не пойму, откуда берутся все эти авторы с такими чудовищно высокими рейтингами, которые пишут ни о чем, скучно, и откровенно слабо. как это можно читать вообще? зачем? кто аудитория? с какой целью это было написано? и, самое интересное, кто в крупных издательствах, получив рукопись, и прочитав это, вдруг решил, что они должны печатать такого автора сотнями тысяч и вкладывать миллионы в пиар (в том числе — на этом сайте)? откройте ретинг фантлаба, все эти современные литературные гении, взявшиеся непонятно откуда и пишущие буквально свой «богатый внутренний мир» бедным, корявым стилем, стоят там выше, чем признанные отечественные и мировые классики, прошедшие суровую проверку временем и поколениями читателей. как такое возможно? я не понимаю, не пойму и, наверное, даже не буду пробовать. если кто-то сознательно уничтожает литературу, — это объяснимо, хотя бы, но как они собираются вложенные миллионы вернуть?
n0vembear, 16 июня 2025 г.
В первом томе мы знакомимся с миром Полари.
Повествование ведется от лица трех героев.
Стрела — классическое фэнтези со взрослением героя, узнаем про Большие дома, немного про предметы, немного политики. Очень интересно (кроме самых последних страниц).
Искра — узнаем про Столицу и Императора, очень много политики и даже детектива, но двойное переодевание загнало сюжет в тупик, из которого автор еле-еле выбрался. Эту часть было интересно читать из-за главной героини, уж очень симпатичной получилась.
Монета — самое неинтересное повествование (про торговца и его свиту, таинственный орден), но из этих глав мы больше всего узнаем про предметы.
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Книга с мастерски прописанным миром, закрученными политическими интригами, увлекательными и в то же время суровыми приключениями, небанальными героями. Получился отличный микс — каждый найдет историю себе по душе. Повествование разделено на три параллельные сюжетные линии, которые чередуются на протяжении всей книги, — стрела, монета, искра — у каждой свой главный герой. Три героя, три истории, три судьбы, они не пересекаются непосредственно друг с другом, но связаны самими миром, объединяются общими событиями извне, мы исследуем новую вселенную глазами разных героев, и чем дальше, тем удивительнее открытия.
Итак, Полари — это империя, живущая по законам средневековья, с императором и правящими Домами, коими являются обширные герцогства. Вместе с тем, в этой империи уже есть электричество, которое называется здесь Искрой. Искра есть не везде, но император является новатором и с его подачи скоро вся империя станет технически совершенна. Вместе с тем немалую роль в этом мире играет религия, а также священные предметы — дар богов, который периодически появляются в провалах земли. Каждый артефакт уникален и несет в себе свою великую мощь, если верить легендам, но пока Предметы молчат.
Стрела — эта часть отводится истории Эрвина Ориджина, 24-летнего наследника одного из Великих домов. Эрвин довольно избалованный аристократ, который заигрался в политические игры и был направлен своим отцом в экспедицию, с целью исследовать край империи на возможность проложить туда рельсовые пути. Для меня эта линии в начале не было столь интересной, но чем дальше продвигался герой, тем суровее становились его испытания, пока наконец он не сделал ужасающее открытие, которое способно перевернуть всю жизнь империи с ног на голову. Из Лорда-неженки Эрвин превратится в настоящего борца. Ведь то, что он обнаружит в дальних землях настоящий ад. Походные условия, мир суровых воинов, страдания, тяжелые раны, борьба за выживание и взросление героя — вот что нас ждет в этой части.
Монета — история торговца Хармон Паулы Роджера. Хармон уже не молод (46 лет), он всю жизнь колесит в своей повозке в одном месте скупая товар, в другом продавая, и мечтает накопить денег и наконец стать зажиточным горожанином. Дела у него идут неплохо, благодаря ловкости и умению находить наилучшее решение в любой ситуации. Однажды в руки к торговцу попадает Священный Предмет, который ему предстоит продать. И вот тут начинаются не только опасные приключения, но и внутренняя борьба человека с собственными слабостями. Интересно наблюдать и задумываться о том, как бы ты, обычный человек, такой же как Хармон, поступил, попади к тебе в руки что-то настолько ценное (ну наверное каждый мечтал найти огромный чемодан денег, не?). Глазами Хармона мы сможем лучше всего освоится с миром Полари, посмотреть на империю с разных сторон и понаблюдать за ее обитателями. Судьба торговца переменчива и полна приключений.
Искра молодая дворянка Мира Стагфорд. Мы знакомимся с ней в день убийства ее отца. 17летняя Мира оказывается в центре заговора против императора, попадает в императорский дворец, знакомится с повелителем и пытается самостоятельно узнать кто же стоит за чередой смертей. Скандалы, интриги, политические заговоры, расследования и очарование дворцовой жизни. Удастся ли Мире найти заговорщиков и остаться в живых? Это основная интрига и переживание этой истории. Надо ли говорить, что это была моя любимая часть?)
ВладимирВас, 18 октября 2023 г.
Вот что пиар животворящий делает. Не знаю, как иначе относиться к отзывам и оценкам не ниже 8 по автору, книг которого я пробовал несколько раз читать и больше получаса не мог это мучение продолжать.... непросто не интересно, так и вообще непонятно для чего, для кого и до каких пор :)
Если кто в личку напишет какую книгу/роман автора прочитать, который точно понравится — буду рад и попробую еще раз, но это даже смешно и требует разбирательства....Автора активно пиарит у себя Фантлаб и у его книг крутые рейтинги и отзывы, а пробуешь читать — невозможная шляпа....как так-то, никогда такого не было.
П.С. Если в романе нет динамики, эмоциональных качелей и экстра-спирали сюжета, то значит должно быть много мыслей и идей, требующих осмысления или много информации, которая обогащает кругозор....но тут же близко нет ничего подобного....абстрактное, неспешное разглагольствование ни о чем.