fantlab ru

Мэтт Рафф (Matt Ruff)

Мэтт Рафф
Страна: США
Родился: 8 сентября 1965 г.
Жанры:
Фантастика
59%
Триллер
40%
ещё >>

Мэтт Рафф (полное имя — Мэтью Терон Рафф / Matthew Theron Ruff) родился 8 сентября 1965 года в Бэйсайд, (нью-йоркский район Квинс), в семье лютеранского священника. В 1983 году он закончил нью-йоркскую Stuyvesant High School, затем учился в Корнеллском университете. Потом путешествовал по США, жил в Хартфорде, Сиэтле, Бостоне, Портланде, Филадельфии. Со своей будущей женой Лайзой Голд он познакомился еще во время учебы в колледже. Они были друзьями около десяти лет, пока не поняли, что не могут жить друг без друга. В настоящее время Рафф с женой живет в Сиэтле, штат Вашингтон. Лайза занимается торговлей редкими книгами, а Мэтью полностью посвятил себя литературе.

Рафф с юмором рассказывает, что уже с пяти лет хотел стать писателем, а свои первые романы пытался сочинять еще во время учебы в школе. На его сайте есть целый раздел, в котором перечислены все те произведения, наброски и идеи, которые рождались в голове Раффа до того как он начал публиковаться. Есть там и завершенные вещи, но вряд ли они когда-то будут изданы даже в переработанном виде.

Теперь книги Раффа издаются в Японии, Италии, Испании, Франции, Германии, Польше, России и других странах. Писатель работает над своими произведениями медленно и тщательно. Обычно на написание книги у него уходит от трех до пяти лет, поэтому до сих пор вышло лишь четыре крупных произведения.

Дебютный роман Раффа «Fool on the Hill» (1988) был награжден «Readercon Small Press Award»-1989, номинировался на «Mythopoeic Award»-1990 и «Locus»-1989 (12 место). После его выхода автор был выдвинут на «William L. Crawford Award»-1990. В этом романе Рафф использовал свой опыт учебы в Корнеллском университете, в кампус которого он поселил греческого бога, дракона, эльфов и смертоносный манекен по имени Резиновая Дева. В базе журнала LOCUS роман «Fool on the Hill» описывается так: «Юмористический роман в жанре фэнтези, рассказывающий об университете, где магия сорвалась с цепи. Многообещающий дебют, роман литературного фэнтези».

Затем вышел второй роман автора — «Канализация, Газ & Электричество» (1997). Книга номинировалась на «Italia Award»-2001 (2 место), присуждаемую по результатам голосования участников «Italcon». Появились замечательные отзывы как от книжных обозревателей, так и от других писателей. Раффа начали сравнивать с Нилом Стивенсоном, а также с черными юмористами – Джозефом Хеллером, Куртом Воннегутом, Томасом Пинчоном. Кто-то называл Раффа сатириком уровня Джонатана Свифта, кто-то говорил о параллелях с Томом Роббинсом, Стивом Эриксоном и Дэвидом Фостером Уоллесом. Нил Стивенсон, автор «Лавины», «Алмазного века» и «Криптономикона», был в восторге от книги, выразившись в неподражаемой манере: «На пустыре худла, загроможденном унылыми минималистскими эконоящиками, в которых толкутся перекормленные чернильные хряки, «Канализация, газ & электричество» выделяется бесспорно — нео-диккенсианская пришпоренная тачка с турбонаддувом, заново металлизированная и с массой интеллектуальных лошадиных сил под капотом. Если б Мэтт Рафф писал побольше таких книг, я бы мог больше времени расслабляться с хорошим романом в руках. А раз все так, мне приходится пыхтеть над моими собственными сочинениями.» Томас Пинчон был более лаконичен: «Эффектный спектакль нового тысячелетия – головокружительно!»

Третий роман Раффа «Set This House in Order: A Romance of Souls» (2003) был награжден «James Tiptree, Jr. Award»-2003, а также получил «PNBA Book Award» и «Washington State Book Award». В базе журнала LOCUS «Set This House in Order» описывается как «роман в жанре фэнтези про человека с расщеплением личности». Тем не менее, критики любят заявлять, что эта книга не имеет отношения ни к фантастике, ни к фэнтези, хотя и содержит их элементы.

Летом 2007 года в издательстве HarperCollins вышел четвертый роман Раффа — «Bad Monkeys».

Из автобиографического эссе Мэтта Раффа:

«Мне нравится шутить, что я ребенок от смешанного брака: североамериканца и южноамериканки. Мой отец родился в 1922 году в семье фермеров со Среднего Запада, разводивших молочный скот. Он стал лютеранским священником, и после того, как его первый брак развалился, уехал на восток и стал работать капелланом в нью-йоркской больнице. Моя мать, на десять лет моложе его, была дочерью миссионера и росла, сражаясь со змеями и скорпионами в джунглях Бразилии.

Из них получилась странная пара. Мой отец был тихим, бесконфликтным человеком. Мама была прирожденным бойцом: неистовая и жесткая, всегда готовая сражаться и иногда даже ищущая драки. Наш дом в Квинсе служил Островом Элис для ее перебирающихся в страну родичей из Южной Америки, и это, наряду с религиозной ересью внутри семьи — мать моей матери и один из ее братьев недавно перешли в мормонскую веру — давало предостаточно возможностей для споров, даже когда у нас с папой не было на это настроения.

Опять-таки, вероятно, не является совпадением то, что в моих романах сталкиваются, часто с изменчивыми результатами, персонажи различного происхождения, темперамента и верований, хотя вымышленные дебаты моих главных героев обычно очень сдержанны и сократичны по сравнению с богословскими побоищами, когда-то происходившими в доме Раффов.

Я решил, что хочу стать писателем, когда мне было пять лет. Хотя я время от времени писал рассказы, чтобы развлечь друзей или попытаться произвести впечатление на девочек, меня с самого начала привлекала более крупная форма. Еще в начальной школе я начал, наверное, с полдюжины романов, которые всегда бросал, не дописав до конца, но с каждым разом продвигался чуть дальше.

Первый роман, отчасти автобиографический, который я действительно закончил, был религиозной драмой под названием “Евангелие от Св. Томаса” (“The Gospel According to St. Thomas”), про сына священника, который начинает сомневаться в вере. Кроме всего прочего, “Св. Томас”, предназначался для того, чтобы сообщить моим родителям, что я не собираюсь вырасти набожным лютеранином, как они надеялись. Все то время, пока я писал этот роман, я воображал их реакцию. Папа, думал я, воспримет это известие хорошо (как он и сделал), но от мамы я ждал колоссального скандала. Естественно, она выбрала именно этот момент, чтобы сделаться пацифисткой. Однажды, прибирая в моей комнате, она нашла рукопись и прочла, не удосужившись спросить позволения. Мало того, она не только не разъярилась, но и посчитала книжку по-настоящему хорошей. Так что в итоге единственным рассердившимся оказался я, отчасти из-за нарушения своего права на тайну частной жизни, но главным образом потому, что почувствовал себя одураченным. Я же взбунтовался, черт возьми! Как она посмела не вознегодовать?

По крайней мере, я доказал, что способен дописать роман, если достаточно увлечен его темой. Поскольку я теперь учился в колледже, быстро приближаясь к тому дню, когда должен буду начать платить за свое пропитание, я стал думать о другой книге. Достаточно хорошей не только для того, чтобы укротить мать, но и чтобы быть изданной, избавив меня от необходимости искать настоящую работу.

Я начал сочинять “Дурака на холме” (“Fool on the Hill”) примерно в конце второго курса учебы в Корнеллском университете. Вместо того чтобы выбрать один единственный сюжет, я взял четыре разных темы — одну о влюбленном писателе, втянутом в состязание рассказчиков против греческого бога Аполлона, другую о собаке и кошке в поисках рая, еще одну о группе современных рыцарей и леди, и последнюю о клане имеющего склонность к магии “маленького народца” — и сплел их вместе, использовав в места действия Итаку и студенческий городок Корнеллского университета. Даже учитывая мое многокультурное воспитание, этот натуралистический подход на самом деле не должен был сработать, но оказалось, что у меня талант обращаться со сложными историями.

Я закончил первый черновик “Дурака” как раз вовремя, чтобы представить его в качестве дипломной работы на высшую оценку по английской словесности. Члены дипломной комиссии были и впечатлены и потрясены: разрешив мне получить диплом с отличием, они изменили правила, ограничив на будущее максимальный размер подаваемых произведений 80 страницами.

Тем временем одна из моих преподавателей, романистка Элисон Лурье, дала мне адрес своего литературного агента Мелани Джексон (Melanie Jackson), и сказала послать ей экземпляр рукописи после редактуры. Мелани книга понравилась, и в октябре того же года она продала права на ее публикацию издательству “Atlantic Monthly Press”. Выйдя в 1988 году, “Дурак на холме” сразу стал объектом культового поклонения, которое продолжается по сей день. С тех пор я стал профессиональным писателем.

Если “Дурак на холме” был юмористической фэнтези, то мой второй роман, “Канализация, Газ и Электричество: Трилогия общественных работ” — сатирическая научная фантастика, а моя самая последняя книга, “Set This House in Order: A Romance of Souls” (“Привести этот дом в порядок: роман душ”), является мейнстримной драмой про двух человек с расщепленным сознанием. Я не планировал сознательно всякий раз писать в новом жанре, но мне нравится не повторяться, и у меня никогда не было недостатка в идеях. Труднее решить, про что не писать; поскольку я располагаю лишь ограниченным временем, и на то, чтобы закончить книгу, у меня уходит в среднем четыре-пять лет, я хочу, чтобы каждая шла в зачет...»

Сайты и ссылки:

home.att.net/~storytellers (официальный сайт)

Награды и премии:


лауреат
Премия Грэма Мастертона / Prix Graham-Masterton, 2020 // Переводной роман (США)
Страна Лавкрафта / Lovecraft Country (2016)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2019 // Переводной роман фэнтези (США)
Страна Лавкрафта / Lovecraft Country (2016)

лауреат
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2017 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези
Страна Лавкрафта / Lovecraft Country (2016)

лауреат
Книжная премия штата Вашингтон / Washington State Book Award, 2008 // Художественная литература
Злые обезьяны / Bad Monkeys (2007)

лауреат
Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада / Pacific Northwest Booksellers Association Award, 2008
Злые обезьяны / Bad Monkeys (2007)

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2008
Злые обезьяны / Bad Monkeys (2007)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика
Канализация, Газ & Электричество: Трилогия общественных работ / Sewer, Gas & Electric: The Public Works Trilogy (1997)

лауреат
Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада / Pacific Northwest Booksellers Association Award, 2004
Set This House in Order: A Romance of Souls (2003)

лауреат
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2003
Set This House in Order: A Romance of Souls (2003)

лауреат
Ридеркон / Readercon Small Press Awards, 1989 // Роман
Fool on the Hill (1988)
Сортировка:

Мэтт Рафф. Циклы произведений

-
6.17 (89)
-
15 отз.
-

Мэтт Рафф. Романы

  1988 Fool on the Hill  
8.00 (1)
-
1 отз.
7.68 (153)
-
18 отз.
8.50 (2)
-
1 отз.
7.08 (202)
-
19 отз.
  2012 The Mirage  
6.00 (5)
-
2 отз.
6.17 (89)
-
15 отз.
  2020 88 Names  
7.00 (1)
-
-

Мэтт Рафф. Рассказы

  2008 Safe Negro Travel Guide (сетевая публикация)  
-

Мэтт Рафф. Эссе

-
  2005 2005 Tiptree Award Lists (сетевая публикация)  
-
  2010 An Interesting Moral Education (сетевая публикация)  
-

Мэтт Рафф. Отрывки

-
  2003 excerpts from Set This House in Order: A Romance of Souls [фрагмент романа]  
-

Мэтт Рафф. Интервью

  1990 Visages Matt Ruff // Соавтор: Вольфганг Баур  
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Claviceps P., Tesselar

  • Куратор библиографии — volga



  • ⇑ Наверх