fantlab ru

Все отзывы на произведения Вильгельма Гауфа (Wilhelm Hauff)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Спасение Фатимы»

URRRiy, 8 апреля 21:11

Увлекательная сказка, причем полностью в духе «Тысячи и одной ночи». Никакого ощущения, что автор — европеец, не создаётся, впечатление аутентичности материала — практически полное. Хотя сюжет о благородном разбойнике, естественно с «предателем в партизанском отряде», благородном юноше, спасающем благородную девушку (в данном случае имеется перевыполнение плана по спасенным девушкам), и прочим стандартным обстоятельствам и не оригинален, но даже самый лучший анекдот надо уметь рассказывать. А с этим у Вильгельма Гауфа все обстоит на высшую оценку.

Огромное сожаление, что талантливейший автор так рано умер.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «Трактир в Шпессарте»

Izkro, 14 января 22:26

Гауф — это любовь с самого детства. Замысловатые, причудливые сюжеты, волшебство, сказки, за которыми стоят необычайная проницательность и мудрость. Откуда взялась эта мудрость у молодого парня, который и прожил-то всего — подумать только! — двадцать четыре года?..

Сказки, переворачивающие душу, заставляющие заглянуть в самую суть вещей и самую глубь своего сердца... Шедевры на века, иначе не скажешь.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

mr_Vik, 2 октября 2023 г. 20:58

Думаю, большинство рецензентов впервые читали эту сказку именно в переводе Габбе, Любарской. Этот вариант запал нам когда-то в душу, нам всем, и мне в том числе! Что уж тут? Перевод Габбе, Любарской на самом деле очень красивый, атмосферный, шикарный, просто влюбляющий в себя, с первых и до последних строк.

Сказка «Холодное сердце» долгое время была моей самой любимой.

Пока... Пока я не заглянул в перевод С. Шлапоберской, а потом и в оригинал сказки. Я был несколько разочарован. Оригинал и более точный перевод Шлапоберской сильно отличаются от привычного перевода (вернее сказать пересказа) Габбе и Любарской. Какой же сказка была на самом деле?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финальное противостояние с Михелем в оригинале было совсем другим. Злого великана побеждали отнюдь не стойкостью и храбростью духа, а всего лишь крестиком и молитвой. И в змею, огонь и воду Михель никогда не превращался. Да и вообще, в оригинале эта сцена оказалась раза в три меньше.

Есть и ещё небольшие отличия. Но главное – Гауф писал сказку с религиозным подтекстом. Габбе и Любарская сказку пересказали; религиозный подтекст убрали, заменили его сюжетом о силе живого человеческого сердца. Подобным образом в советском союзе перерабатывали многие сказки, да и не только сказки. И в целом, такая практика, конечно, едва ли может вызывать симпатию, но конкретно в случае «Холодного сердца», я считаю, изменения были удачны. И не то чтобы я был против религии, просто советский пересказ, в сюжетном плане, кажется мне интереснее, сильнее, выражающим свою идею универсальнее, нежели оригинал Гауфа. Но пусть это каждый решит для себя.

Бесспорно, одна из лучших сказок.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Рассказ о гульдене с оленем»

zslooo, 6 февраля 2023 г. 13:51

«Die Sage vom Hirschgulden» — это сказка, которая предлагает новый подход к жанру. Она начинается с мрачного равнодушного отца, ангельски доброй, но умершей рано матерьюи, очаровательного сына и злых сводных братьев. В этой сказке сочетается наличие элементов психологизма и драмы, что делает ее уникальной и интересной.

Глубокие эмоции и чувства персонажей делают эту сказку настоящим творением искусства. Все герои тщательно прописаны с помощью подробных психологических профилей. Это делает историю живой и реалистичной.

Развязка сказки представляет собой неожиданный и удивительный поворот событий. Хотя добрые герои покидают сцену, зло все же наказывается, что делает эту сказку необычной и запоминающейся.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Приключения Саида»

zslooo, 6 февраля 2023 г. 13:20

«Приключения Саида» Гауфа влияли и заимствовались другими авторами в различных произведениях. Мотив молодого человека, который отправляется в путешествие, сталкивается с препятствиями и магическими элементами и учится важным жизненным урокам, повторяется во многих сказаниях, включая «Тысячу и одну ночь», «Одиссею» и «Волшебника из страны Оз». Использование магического музыкального инструмента в качестве инструмента для преображения и роста героя также является общей традицией в фольклоре и фантастической литературе. В целом «Приключения Саида» можно рассматривать как пример классической геройской поездки и ее темы и элементы сюжета продолжают переосмысляться и адаптироваться в различных формах современной литературы.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Вильгельм Гауф «Караван»

zslooo, 2 февраля 2023 г. 08:28

Сказки Гауфа являются одним из первых моих ужастиков, которые способны вызывать чувства страха, уже после первого прочтения. Их мрачный стиль и атмосфера ужаса представляет собой почти невероятный феномен, словно туча, наползающая в весеннее время на яркое солнце. Это чтиво поражает своей удивительной смесью интересного и страшного, которые сочетаются в единой целостности. Без этого базиса, невозможно понять дальнейшее развитие жанра в произведениях Лавкрафта и Кинга. Сказки Гауфа остаются неутрачиваемым актуальность классическим произведением, притягивающим к себе внимание как взрослых, так и детей.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Вильгельм Гауф «Сказка как Альманах»

zslooo, 2 февраля 2023 г. 08:15

Введение Гауфа в мир его сказок – это удивительное путешествие в волшебный мир, противоположный суровой реальности человечества. Гауф выделяет яркие цвета и грани между черным и белым, чтобы создать иллюзию живой картины. Страх людей перед сказками не является выдумкой, но Гауф верит, что это проявление недоумения и отказа верить в добро, волшебство, любовь и взаимопомощь. И то, что сказки привлекают детей, говорит о их возможности мечтать и верить в чудеса. Гауф превращает свою фантазию в форму сказок, чтобы раскрыть ее перед детьми, а те, кто внутри себя сохраняет ребеноческое душевное состояние, смогут по-прежнему радостно погружаться в мир сказок.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Вильгельм Гауф «Караван»

technocrator, 24 октября 2021 г. 19:50

Как-то до сих пор не попадались под руку произведения Гауфа. Чтение оказалось необычным и непривычным, но, несомненно, любопытным.

В повествовании сплетаются и вполне себе классические сказочные мотивы, и элементы мистики и хоррора (здесь и перерезанное горло девушки, и отрубленная рука, и пришпиленный к мачте воткнутым в лоб гвоздём живой мертвец), и приключения в исторических декорациях (на жизнь персонажей оказывают влияние Великая французская революция и наполеоновские войны).

Тут и любимый народом ваххабитский султан, и таинственный атаман бандформирования, начавший со жгучей ненависти к «народам, которые именуются просвещёнными», которому «в среде мусульман дышалось вольнее» — в наши времена автора как бы не привлекли бы за экстремизм :)

Концовке тоже удалось удивить — если собственно само путешествие купцов, по очереди рассказывающих истории, казалось чисто «рамочным» антуражем, то финальное перевоплощение неожиданно связывается с частью из этих рассказов.

Хотя, наверное, если быть знакомым с романтическими традициями, то это можно было предугадать. При дочитывании моментально в голову приходит роман «Талисман» Вальтера Скотта (издававшийся на русском как «Ричард Львиное Сердце»), также с несколькими переодеваниями, взаимодействием европейской и арабской культур, мотивами чести и благородства (пусть и несколько по-своему понимаемыми персонажами). Кстати, «Талисман» вроде бы считается первым романом в английской литературе, где мусульмане изображены в положительном свете. Вообще, обнаружил интересные для себя факты — и «Рассказы крестоносцев», куда входил «Талисман», и альманах, куда входил «Караван», были изданы в одном и том же 1825 году («Талисман» несколькими месяцами раньше). Учитывая, что Гауф был большим поклонником Скотта, основоположника жанра исторического романа, весьма интересно, могло ли быть так, что он успел познакомиться с «Талисманом», и не повлияло ли это на замысел? Кстати, мотив корабля, напоминающего Летучий Голландец, также у Скотта появлялся ещё ранее — судя по нагугленному, упоминалось в примечаниях к поэме «Рокби» нагруженное несметными сокровищами пиратское судно, на борту которого якобы совершено убийство, и видение которого «моряки считают самым плохим из всех возможных предзнаменований»...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Карлик Нос»

Paganist, 16 июля 2021 г. 19:36

Сказка, конечно же, хороша. Ладно скроена: с волшебством, с преодолением трудностей, с чудесными совпадениями. И написана приятно, легко читать. Как самая настоящая хорошая авторская сказка «Карлик Нос» не лишён этической стороны. И дело не в том, что не следует дерзить слишком уж привередливым покупателями (иногда даже нужно), а в том, что ни красота, ни талант не дают никаких гарантий в этой жизни. Ибо красота не принесла главному герою счастья, равно как и кулинарное мастерство, «благодаря» которому он чуть не лишился жизни. С другой стороны — только упорный труд даёт возможность хоть чего-то добиться в жизни, хотя и он не страхует от неприятностей. То есть, сказка сказкой, но очень уж жизненная, что только в плюс. Ну и, понятное дело, «Карлик Нос» — напоминание, что никогда не стоить вешать нос (каким бы он уродливым не был) и что нужно быть внимательным с окружающими. Потому что даже в печальной гусыне можно найти настоящего друга. А настоящим друзьям никакие опасности не страшны.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Портрет императора»

URRRiy, 26 мая 2021 г. 22:39

Хорошая новелла образца начала девятнадцатого века. События происходят в основном в южной Германии, Швабии, главные действующие лица — представители образованного слоя тогдашних германцев, с одной стороны — старое поколение, генерал и его оппонент (чисто философский) местный князь, с другой — их юные родственники. В общем, Отцы и дети, плюс любовный треугольник среди молодежи.

Автор вполне гармонично описывает как окружающую природу — горный лес, долины, скалы, замок старый и дворец новый (тоже символ!), аргументы за и против Наполеона в германском обществе, раздробленность Германии, где определенная часть молодёжи предпочитает быть «пруссаками», а не германцами, и конечно соперничество «столичного» щеголя с простым, но благородным юношем из благородной же семьи. Понятно, за прекрасную девушку, тоже не из крестьянского сословия.

То есть, сюжет вполне доступный, типичный и абсолютно в духе традиционных сентиментальных историй, ничуть не изменившихся за пред -и последующие столетия. Однако изложен с душой, юмором, плюс оценка немцами «Антихриста Аполлиона» и его деятельности в Германии достаточно интересны. По крайней мере, читается проще и веселее двух предшествующих новелл сборника.

Тем не менее, всё-таки вещь на любителя. В отличие от сказок и фантасмагорий, условно-реалистичные произведения Гауфа определенно нацелены на конкретную читательскую аудиторию, тогдашний образованный класс, соответственно там мало действия, что вряд ли понравится большинству современных читателей.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Последние рыцари Мариенбурга»

URRRiy, 8 мая 2021 г. 21:16

Небольшая новелла в сентиментальном стиле, то есть, снова о разбитом сердце, возвышенной любви (не к Родине, а просто к девушке — красавице, и отнюдь не со стороны другой девушки — красавицы), а также вполне зрелые рассуждения о книгоиздательском бизнесе, литературном творчестве, плагиаторах-негодяях, невежах и невеждах — литературных критиках и безусловно — о тайных гениях, сокрытых под псевдонимами. Вызывает уважение, насколько серьезно отработал тему (в части всей специфики литературного труда) совсем молодой (не более 23-лет) автор. И суждения, и сатира, и оценки — все на уровне умудренного опытом человека средних как минимум лет.

Вдобавок труд, вынесенный в заглавие — относительно тех самых рыцарей -по своей идее — концепции абсолютно превосходит «Тени тевтонов» современного автора, причём безо всякого фантастического элемента:).

В общем для своего времени и читателей — современников Гауфа повесть выглядит вполне достойной, драматичной и даже со «вскрытием и разоблачением», пусть и не особо глубоких язв. А для современных читателей, конечно, масштаб страстей явно «не попадает».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Нищенка с Моста Искусств»

URRRiy, 5 апреля 2021 г. 00:48

Новелла в стиле «бидермейер», то есть, романс на тему таинственных незнакомок, разбитого (не вдребезги) сердца (впрочем, успешно склеенного по ходу пьесы), салонных посиделок-потренделок и безусловным хэппи-эндом. Для современного человека слишком мало действия, хотя вероятно любители (или скорее любительницы) такого рода сентиментального жанра хорошо оценят эту вещь.

Я лично приобрел книгу исключительно ради автора — было интересно ознакомиться с творчеством Гауфа за пределами его известнейших сказок. Отмечу, что повесть конечно построена под запросы тогдашней читающей публики, тем не менее, талант автора даже вариант «мыльных опер» сделал достаточно приемлемым для чтения и в наше время, то есть, почти двести лет спустя после написания. Есть юмор, вполне пробивной, есть мало — мальская интрига (пока главный герой не поведает свой рассказ о той самой нищенке с парижского моста), хотя обострения сюжета увы нет. Зато есть грамотные оценки социальной жизни культурных слоёв общества, не занятых «общественно -полезным трудом», а также роль и статус образованных женщин в тогдашней Германии.

В целом конечно вещь на очень большого любителя, в отличие например, от нестареющей прозы (не говоря о стихах) гения и современника автора А.С. Пушкина.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

rud_nat, 3 апреля 2021 г. 21:36

Такое надо в школе на уроке литературы преподавать. Всем детям да и взрослым обязательно к прочтению. Чтобы понимали, что самое ценное — это люди и отношения с ними, а не желтый металл.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Вильгельм Гауф «Лихтенштайн»

Gourmand, 16 февраля 2021 г. 14:07

Удивительный автор. За два года писательства создал три сборника сказок, широко известных до сих пор. В 25 лет умер. В тот же промежуток времени написал несколько романов. Один из них — «Лихтенштайн». Да, это «наш ответ» Вальтеру Скотту, что прямо указано в предисловии. Насколько удачный?

Раз произведение переводное, я не буду придираться к стилю повествования, хотя лично мне он показался более обыденным, чем у шотландского мастера. Проблема в самой истории.

Герои Вальтера Скотта всегда действуют со страстью. Их убеждения и поступки, даже ошибочные, вызывают сочувствие у читателей. При этом смешных персонажей не так много, они однозначно хорошие и они не застилают основное действие. Поэтому я люблю романы Вальтера Скотта. Да, наивно, да, где-то одномерно и прямолинейно, но такова схема романтической истории и она работает у великого шотландца великолепно.

У Гауфа всё не так. Его история провисает и по мотивации, и по набору действующих лиц, и по романтическому флёру.

Главный герой мечется между двумя враждебными сторонами. Ему всё равно, какие принципы отстаивают эти группы. Главное для Георга фон Штумфедера — добиться расположения отца любимой девушки, чтобы тот дал согласие на свадьбу. Плюс юноша, как это бывает, мечтает прославиться и чуток разжиться деньгами на войне. Он — наёмник по сути. У него нет страсти ни к битвам, ни к Вюртембергу (он сам не местный), ни к системе формирования государственного управления. Феодализм, союз вольных городов — Гоше всё равно. Как бычок при виде морковки, он меняет стороны в зависимости от указаний любимой. Союз, потом герцог, под конец (после свадьбы) Гоша начинает в сюзерене сомневаться. Уверен, после захвата герцогом власти, он бы с ним расстался. Ибо цель достигнута — женился. Метания Гоши и неописанные ратные подвиги (если они были) пресекает плен. То есть герой бы и дальше гонял по полям-лесам, если бы мудрый автор его не остановил. Не скажу, что главгер уж совсем пассивен, но сюжет выстроен так, что у меня как читателя сложилось вот такое мнение. Сочувствия не вызвал, только лёгкий интерес.

В романе много смешных персонажей. Они присутствуют практически в каждом эпизоде. Это плохо. Это превращает романтическую историю в комедию. И комедийный оттенок довлеет над действиями основных героев. Я не могу серьёзно относиться к любви Гоши и Маши, когда вокруг них вертятся франт-кузен, флиртующий герцог, распускающая сплетни служанка-старушка и многие другие. И да, все поют. Водевиль, одним словом.

Мало того, Гауф бьёт по основной любовной линии совершенно лишней привязанностью к Гоше простой крестьянки, она же дочка Харта-Волынщика, спутника Гоши. Девушка влюбляется в Гошу, когда тот лежит у них в избе без сознания. Она украдкой целует его в губы. Похоже было на какую-то пародию на истории Вальтера Скотта. При этом ничем данная привязанность не заканчивается, в финале девушка присутствует на свадьбе Гоши и Маши, дарит какое-то рукоделье и утирает непрошеную слезу. Лишнее и странное ответвление.

Гротескный карлик-советник, он же злодей; старый солдат, друг отца Георга, непрошибаемо благосклонный к парню; прекраснодушный отец невесты; подстрекатель доктор-мошенник — все они добавляют в роман солидную долю сказки. Неудивительно, ведь автор — сказочник. Простите, но у Вальтера Скотта этого нет. Стихи и песни, которые есть в романах Скотта, не только всегда к месту, но и хватают за душу. Здесь же куплеты и кривляние персонажей отдают балаганом. Ярким, цветастым ярморочным балаганом.

В итоге Гауф, на мой взгляд, в романе «Лиштенштайн» и близко не подошёл к той драматической высоте, к тому напряжению и сопереживанию, которые испытываешь при чтении книг Вальтера Скотта. Однако сам по себе роман неплох, если не втискивать его в жанровые оковы и не соотносить с романами Скотта. Этакая историческая сказка, вполне в духе других сказок Гауфа. Жаль, что автор так рано умер. Возможно, его талант как писателя-историка раскрылся бы полнее, отшлифовался бы и тогда, кто знает...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Вильгельм Гауф «Караван»

Varnasha, 23 июня 2019 г. 08:51

Старинные сказки В.Гауфа — лучшее в мире фэнтези! Такая вкуснотища, такой волшебный язык и мастерство рассказчика, такая атмосферность... Краски, звуки, вкусы, запахи... А какие яркие необычные образы, какие трогательные персонажи! Читайте сами — и вы почувствуете, ЧТО есть настоящая большая литература. Читайте детям — и вы с малых лет сформирует их литературный вкус и научите отличать подлинное от вторичного. Вот умели же мастера слова в коротком тексте выразить глубочайшее содержание и создать совершенный оригинальный мир в нескольких строках! Написано 200 лет назад, а оторваться невозможно в любом возрасте.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Альманах сказок января 1827 года для сыновей и дочерей знатных сословий»

URRRiy, 30 мая 2019 г. 19:52

Читал этот альманах в сборнике «Сказки, рассказанные на ночь». Наиболее полная подборка произведений Вильгельма Гауфа, к сожалению, рано умершего талантливого немецкого писателя и поэта 19 века. Большинство сказок Гауфа публиковались и ранее, но в сборнике «Сказки, рассказанные на ночь» есть также сказка про «еврея Абнера, который ничего не видел», одна из уникальных вещей сборника. Отличный подарок для ребенка, вполне подходящий для указанного в заглавии применения: читать малышу на ночь, не зря по многим сказкам созданы как художественные фильмы, так и мультфильмы. Рекомендую.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

Ван Мяо, 16 мая 2019 г. 08:04

Это моя любимая авторская сказка и любимая интерпретация сюжета о продаже души. Она поразила меня еще в детстве и навсегда осталась в моем сердце. Это прекрасная, тревожащая готическая история, полная мрачного волшебства и немецкого народного колорита.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Der Reußenstein»

Tatiabor, 9 июня 2018 г. 22:25

«Ройсенштайн» — это пересказ Вильгельмом Гауфом старинной швабской легенды о замке Ройсенштайн, построенном мастерами-строителями для великана на одноименной вершине, о том, как строился и был построен замок, каким он был великолепным, да только не хватало в нем одного-единственного гвоздя в карнизе окна в самой высокой башне.. Легенда очень проста и изящна в своей простоте. Она, в конечном счете, рассказывает нам о любви и самопожертвенности во имя нее.

Сама скала Ройсенштайн — реально существующее место неподалеку от Штутгарта, с руинами средневекового замка на ее вершине, излюбленный объект для тренировки скалолазов.

Оценка: нет
– [  -4  ] +

Вильгельм Гауф «Маленький Мук»

Vindermur, 22 сентября 2017 г. 13:51

И был неясным проблематичный вопрос, зачем Мук носил с собой кинжал из дамасской стали?????? Хорошо, а так сказка пестрит всеми прелестями Востока. Как петля из шелка для Мука ждала, но осталось вместо нее одиночество и презрение к людям все же

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Карлик Нос»

Vindermur, 2 сентября 2017 г. 23:26

Хорошее перекладывание скандинавских преданий о цвергах в сказочную форму. Отец и мать прогоняют цверга, очень интересно, на самом деле. Образ белки тоже так недвусмысленно навевает образы, что Вильгельм Гауф знал о чем говорил и понимал, что было начертано в Эддах. Ну и самый тоскливый момент для себя я выделю, это когда он сидел на церковной лестнице. Вот это по-настоящему середина и центр всех событий, которые движутся к завершению.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

mis17, 23 мая 2017 г. 03:32

Одна из самых христианских сказок наряду со Снежной королевой Андерсена, Пиноккио Коллоди и Золотой рыбкой Пушкина!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Вильгельм Гауф «Маленький Мук»

Svetlana Roy, 19 декабря 2016 г. 22:47

Многие порой бывают довольно жестоки. А если узнать всё о том человеке, которого ты дразнил и оскорблял, над которым издевался? Услышанное заставит тебя отказаться от недостойных забав. Чтобы лучше понять, о чём я, перечитайте сказку о том, как Маленький Мук обретал жизненный опыт.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Пещера Стинфолла. Шотландское сказание»

Svetlana Roy, 19 декабря 2016 г. 22:36

Если решите почитать что-нибудь своим чадам перед сном, не выбирайте «Стинфольскую пещеру» Гауфа. Недетская сказка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В ней описаны поиск источника богатства и общение с нечистой силой. Два соратника Вильм и Каспар. Первый уверенный в себе, привыкший добиваться той цели, которую ставил перед собой. Второй, помягче характером, тихо и усердно работал.

Что заставляет спуститься на дно, когда поднять наверх некому?

Оценка: 9
– [  14  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

Alex Provod, 29 июля 2016 г. 22:48

Одна из самых мощных и страшных авторских сказок, выпуклая, пугающая, атмосферная, с крепким интересным сюжетом, отличными персонажами, нешуточной драмой, в детстве она казалась настоящим триллером, да и сейчас её действительно интересно читать. Ух. Кажется, сами строчки пахнут углём, льдом и чёрной хвоей.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Вильгельм Гауф «Маленький Мук»

arcoiris, 4 июля 2016 г. 03:32

Сказка моего детства...Красная книжка в мягкой обложке до сих пор хранится на полке как маленькое сокровище из прошлого. Красивые рисунки и судьба Мука сильно задели мое детское сознание, если спустя столько лет я с такой теплотой вспоминаю его приключения...Очень добрая и чистая сказка.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Вильгельм Гауф «Карлик Нос»

gamarus, 19 октября 2015 г. 12:06

Путешествуя по замечательным сказкам Вильгельма Гауфа, я дошёл до одной из самых любимых в детстве. Моё тогдашнее восприятие принимало сказку «Карлик Нос» как зловещую историю о проклятии насланном ведьмой на мальчика. Красочные, но жуткие описания уродства старухи, а затем Карлика Носа произвели на меня неизгладимые впечатления. Я уяснил одно, нужно держаться подальше от пожилых женщин, которые, в том числе благодаря буйной фантазии, были мало-мальски похожи на ведьм. И уж, боже упаси, что-то сказать им вслед, лучше сделать фиги за спиной и потупить взор. А так же, я долго, наотрез отказывался, есть пищу в гостях у незнакомых людей.

Но, читая сейчас, видишь её немного по-другому. Как и любая другая сказка, она содержит не только явную мораль, но так же в них отражаются, в символичных образах и архитипах, основные проблемы людей и их взаимоотношений. И вот тут, как раз есть о чём поразмышлять и в зрелом возрасте.

В этой истории, если отбросить волшебный и сказочный антураж, я вижу, милого, доброго мальчика Якоба, отраду для своих родителей. Но мальчик достиг того возраста, когда из всеми любимого малыша с кукольным личиком, начал превращаться в подростка (в начале повествования ему 12 лет). Это очень тяжёлый период для детей любого столетия. Ребёнок меняется внешне и, что важнее, меняется внутренне, изменения неизбежные и часто сопряжены с не уравновешенным поведением, вспыльчивостью, безрассудными поступками. В этот период родители бывает, чего греха таить, произносят такие фразы как: «Ребёнка как будто подменили» «Ты стал на себя не похож, будто и не наш сын вовсе» и т.д. Как мне кажется, именно подобный конфликт нашёл отображение в этой замечательной сказке. Так же эта история, в довольно интригующей и приключенческой форме рассказывает, как из этого конфликта выбраться. Во-первых, Карлик Нос понял, что, не смотря на отвратительную внешность, усердием и трудом, можно добиться уважения, ведь он всё-таки стал любимым всеми придворным поваром. Во-вторых, он понял, что вокруг много других людей, которые, если отбросить предубеждения, могут стать и друзьями, и спутниками жизни. Если помните, наш цверг сдружился с гусыней — заколдованной дочкой волшебника. Поборов все свои подростковые комплексы, научившись жить в согласии с миром, Якоб возвращается в семью. И в глазах родителей он опять превращается в любимое чадо.

Но эта сказка, наука не только детям. Взрослым тоже надо учиться видеть и любить, при любых обстоятельствах, в таких вот «карликах» своих детей, понимать их, помогать им, не оставлять наедине со своими, совсем не бросовыми, проблемами. Ведь после семи лет непонимания и недоверия, ребёнок может уже и не захотеть по-настоящему возвращаться домой.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Вильгельм Гауф «Фантасмагория в винном погребке Бремена»

Изенгрим, 11 февраля 2015 г. 15:41

Довольно занятная, в частности своей неожиданностью, апология пьянству, когда упиться в хлам составляло главное достоинство взрослого человека, ностальгия по тем временам, когда совет славного города Бремена заседал в кабаке и все решения успевались приняться за пару минут до того, как отцы города сваливались под стол, когда приличные люди не пили всякое там пиво или, прости господи, шнапс, и даже детям в винном погребках всегда было чем надраться. Главный герой (альтер эго автора?) ловко упившись в дрова в закрытом на ночь кнайпе, богато и красочно галлюцинирует на тему (понятное дело!) обширной попойки с двенадцатью апостолами (кажется, это сорта вина), некоей фройляйн Розой (персонификация винной бочки) и богом Бахусом. В целом читается довольно живенько, несмотря на определенные трудности с устаревшими речевыми оборотами (а значение некоторых слов я так и не понял, их даже в словарях уже нет), но выглядит несколько нелепым, хотя и забавным, историческим анекдотом.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Вильгельм Гауф «Трактир в Шпессарте»

Brain-o-flex, 12 декабря 2014 г. 08:53

В этот раз Гауф преподносит нам европейские блюда... они так же вкусны и сытны, как и предыдущие, но не так горячи. от «Холодного сердца» сердце и впрямь замирает, а «Гульден...» красив и благороден, как олень... Приятно встретить старых знакомых ночью, в странном месте, у небольшого огня... Сказки Гауфа ждёшь, потирая руки. Предвкушая новые изысканные, сказочные блюда. И не обманываешься. Получаешь даже больше, чем ожидал. Он удивляет и завораживает.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Вильгельм Гауф «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники»

Brain-o-flex, 12 декабря 2014 г. 08:43

Сборники сказок Гауфа можно смаковать, обдумывать, перечитывать. Некоторыми сказками «пропитываешься» так глубоко, что они остаются с тобой навсегда. Карлик Нос, например... очень эмоциональные, яркие, вкусные, страшные сказки.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «Караван»

Brain-o-flex, 12 декабря 2014 г. 08:38

Все сказки Гауфа волшебны, мистичны, колоритны. Очень импонирует, что они связаны одной фабулой — Как 1000 и 1 ночь. Рассказы внутри рассказа. И иной раз «холодок по коже», а оторваться невозможно. 10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «История об отрубленной руке»

фрейзи, 30 сентября 2013 г. 00:42

В детстве ждала что отрубленная рука будет бегать на пальчиках и душить всех. Прочла и разочаровалась — всего-навсего человеку руку отрубили. Когда перечитала взрослой недоумевала, что ж за детская сказочка? Отрубил, понимаешь, голову девушке и не понял что живая она. А то что от виселицы отмазали так это, на взгляд современного человека, неудивительно. С деньгами можно всё. А вот что заказчик не бросил исполнителЯ, удивило.

Вот такая разница между восприятием ребёнка и взрослого.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

фрейзи, 25 сентября 2013 г. 00:41

Вольюсь в хор громко кричащих — это моя любимая сказка! Даже не сказка, больше похоже на притчу. Давным-давно было сказано, что легче верблюда пройти в игольное ушко, чем богатому в царство небесное. А иногда ад начинается прямо на земле и человек сам себе его и устраивает. Комфортный такой, с хорошей едой питьём, мягкой постелькой. И с каменным сердцем в груди, когда ничего тебя не радует.

Уж так человек устроен что для счастья ему необходимо любить то что он делает. А если всё дело его — прожигание жизни. Недавний фильм Духлесс, книгу не читала, довольно сильно напоминает эту старую, но нисмотря ни на что актуальную сказку.

Вот найдётся ли среди всех наших ниоткуда взявшихся миллионеров хоть один, желающий найти себе сердце потеплее?

Добавлю отзыв о фильме — Сказка рассказанная ночью. Если вы такой же фанат Холодного сердца как и я, то лучше не смотрите её. Экранизация была, на мой взгляд, совершенно загублена ещё на стадии сценария. Огромное количество лишнего добавлено, а самое основное, хороший конец , взяли так и отрезали. Как у меня отрубили чего-то, честное слово. Из хорошего я отмечу великолепные типажи, к сожалению, не на главных ролях и не в любимой нами всеми истории. А во вставке. Это атаман разбойников, тётушка графине, и, совершеннейшей восторг, барон. Как там Филатов говорил — сам как сморчёк, башка с кулачок, а злобности ём, агромный объём. По-моему этот артист переплюнул самого Милляра. Смотрела бы только эту историю, у меня никаких претензий бы не было. Но за погубленное Холодное сердце — торжественное, троекратное фе.

И последнее — Александр Калягин не смотрится в роли Голландца. Тот же атаман подошёл бы на эту роль куда больше.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «Обезьяна в роли человека»

Орион, 11 марта 2013 г. 17:38

Эта сказка идеально идет в комплекте с андерсеновским «Новым платьем Короля», которое она отлично дополняет и оттеняет. Ведь, каждая со своего угла, в конечном итоге они обе показывают одни и те же человеческие пороки – желание казаться не тем, кто ты есть на самом деле, желание вместо реальных свойств вещей видеть на их месте сладкую иллюзию. И не важно, начинается ли это с классического конформизма, жажды быть как все (в «Платье»), или напротив, попыток выделиться из толпы чем-то новым и ярким (в «Обезьяне») — итог один. Так или иначе, если вместо стремления быть самим собой человек больше всего озабочен тем, как он выглядит в чужих глазах, как раз смотреться он будет жалко и глупо. А поскольку не все, к сожалению, выучивают этот урок в детстве и юности, рассказ из категории сказки для самых маленьких переходит в разряд актуальной соцсатиры. Печально, но факт.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

adjort, 26 февраля 2013 г. 00:24

Очень сложно говорить о тех строчках, которые растворились тебе, и то ли ты врос в сказку, то ли она тебя. Судя по количеству рецензий и восхищения, под крыльями этих строк нас много, и можно сказать, что благодаря дремучей ели и живому сердцу мы с вами всеми в одном родстве.

Я уже взрослый человек, но попадая в лес, стремлюсь вспомнить эти строчки и прошептать их. Я не надеюсь на чудо, и я же родилась в пятницу, а не в день чудесный, но верю, что сокровища достаются всем.

Это настолько сложная и пронзительная история, что не пропустить ее через себя представляется невозможным. Мне кажется, эта сказка сама топит каменные сердца, своими строками подменяя их на те, в баночках...

Очень, очень хочется сказать, высыпать из души хвою и горы, звериные следы и каменную поступь. Но моя любовь так сильна, что хочется любить наиболее сильно — без слов.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «Карлик Нос»

Lilium., 30 августа 2012 г. 15:49

Несмотря на то, что многие уже до меня похвалили сказку, я тоже не оставлю её без внимания. Ведь она шедевр в своём роде. Весьма нравоучительна. Да, «Карлика Носа» стоит прочесть всем!

Хочу обратиться к Anastasia2012 и Svetlana-88. Я вовсе не считаю, что Якоб был таким уж плохим в начале. Он правильно сделал, заступившись за товар своей мамы, правда это можно было сделать и помягче, не комментируя внешность недовольной и ворчливой покупательницы. И ещё. В сказке не говорилось, что Якоб гордился своей красотой, его внешностью гордились родители. Так просто, на заметку. Даже когда они его прогнали, мысль об уродстве не сильно печалила юношу. Якоб больше переживал из-за того, что близкие люди теперь никогда не поймут, что он — их сын и не примут его таким, каким он стал.

Также возможно, главный герой помог бы Мими, даже будучи красивым (вот только не встретился бы тогда с ней).

Ладно, хватит философствовать. х)

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Вильгельм Гауф «История о Калифе-Аисте»

voroncovamaria, 8 августа 2012 г. 00:32

Как эти немецкие сказочники украсили наше детство! У нас был диафильм с этой сказкой, тоже подражающей Востоку. Скучный бюргерский быт Германии, наверно, стимулирует развитие фантазии. Внутренний мир немца, композитора, поэта, философа так ярок, что даже нас заставляет забыть о повседневном.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Маленький Мук»

voroncovamaria, 8 августа 2012 г. 00:27

Здесь уже можно говорить не о влиянии восточной сказочной традиции, а об откровенной стилизации под Восток и сказки «1001 ночи». Одна из любимых сказок моей матери. Гауфу, конечно, должны быть благодарны все иллюстраторы и мультипликаторы, которых он снабдил работой.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

voroncovamaria, 8 августа 2012 г. 00:21

Согласна, что это одна из лучших сказок в мировой истории. В детстве я приезжала к бабушке, врачу подмосковного санатория, и дети во дворе просили опять и опять рассказывать им эту сказку. Романтизм, это, несомненно, немцы.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Вильгельм Гауф «Маленький Мук»

Orion-Seregil, 2 января 2012 г. 00:56

Отличная сказка. Только такие сказки и учат «правильному», наличие морали всё же радует.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «История об отрубленной руке»

Oreon, 21 ноября 2011 г. 11:33

Оценивал как сказку, потому поставил — 7 (оценивал бы как взрослый рассказ, наверно поставил бы 8). Как для детской сказки — жутковатая история об убийстве с кровью, перерезанием горла, отрубанием рук и т.п. (Как своему ребенку читал — сам ужасался, как это в детский сборник внесли?)). Но наиболее неоднозначной, как для детской сказки, была концовка: человек,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершивший пусть непреднамеренное, но убийство красивой молодой девушки,
— живет припеваючи на деньги, так сказать заказчика, а сам заказчик вообще остался не раскрытым и не наказанным. Я веду к тому, что мораль у сказки (как для детей) хромает.

PS Оказывается в конце сборника «Караван» есть продолжение :), где раскрываются мотивы содеянного. Правда крови от этого меньше не становится, а жестокое убийство из мести всегда спорно, тем более в таком произведении, поэтому оценку менять не стал.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «Фантасмагория в винном погребке Бремена»

Anastasia2012, 13 сентября 2011 г. 11:37

Такое волшебное повествование от мастера слова. Всё сказанное — знакомо (то есть уже прожито): вехи беспечного детства, романтичной юности, наступающей профессиональной зрелости. От частного — к общему, от личного — к общественному. «А судьи кто?» — они прибудут. И только смельчак автор не побоялся остаться один в мистическом месте, приобретая новый опыт, обретая новые мысли.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Вильгельм Гауф «Караван»

UMAB-C-PEX, 13 июля 2011 г. 19:01

Сказки Гауфа — это твой первый в жизни ужастик, после которого ты нервно вздёргиваешь голову от подушки при каждом скрипе ветки по стеклу. Это мрачная атмосфера сурового не-добра, словно туча наползающая на яркий весенний полдень немецкого романтизма. Это интересно-как-страшно — и страшно интересно одновременно. Это — базис, без которого немыслимы надстройки ни Лавкрафта, ни Кинга. Это — das ist fantastische!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце. Часть вторая»

Доктор Вова, 5 апреля 2011 г. 10:21

Вторая часть этой замечательной сказки начинается с закономерного финала разгульной и пустой части жизни Петера, на которой теперь уже можно ставить жирный крест! Имущество описано, долги кредиторам поставили перед Мунком мрачную перспективу оказаться в тюрьме. И нет бы ему вспомнить про третье желание, так и незагаданное Стеклянному Человечку! Но тогда и сказка бы не сложилась такая. Благодаря голосу Михеля-Великана, набатом звучавшему в голове, Петер бежит к его жилищу. И заключает страшный договор. Да, он теперь богат, он теперь уважаем не только в округе, но и далеко за ее пределами. Но то ли это уважение, к которому стремятся люди? Нет, это уважение, которое покупается деньгами и не приносит никакого удовлетворения. Ведь не зря говорят: «Не приносят счастья сокровища нажитые нечестным трудом» ! Ничего не радует его, а наплевательское отношение к деньгам сменяется у него другой крайностью — сверхжадностью и скупостью. Он превращается в этакого «гобсека» , даже родную мать не пускает на порог и скрепя сердце (которое заменено камнем) кидает ей медяки. Самой крайней точкой его «падения» стало убийство своей прекрасной и доброй жены. И даже в таком бессердечном человеке, каким он стал, осталось что-то человеческое. Он осознает, что глубже уже не упасть, но находит в себе силы (пусть не без помощи и шанса, данных ему Стеклянным Человечком) противостоять грубой силе Михеля-Голландца и обмануть его. В этом главный смысл этого великого произведения! Никогда не поздно измениться самому и таким образом изменить свою жизнь и свое окружение. И эта сказка утверждает главный постулат, который хотел донести до нас Великий Сказочник Гауф: Человеку по силам преодолеть любые соблазны, невзгоды и испытания! Спасибо Автору за добрый и мудрый финал!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце. Часть первая»

Доктор Вова, 4 апреля 2011 г. 16:15

Очень символичным оказалось деление сказки на 2 части. Первая часть — идеализация праздного образа жизни и стремление во чтобы то ни стало приблизиться к той модели, которую Петер считал самой желанной для себя. Стремление стряхнуть с себя в буквальном и переносном смысле угольную пыль и стать кем-то значимым, известным, почитаемым. Но то, что так легко приходит, утекает сквозь пальцы еще быстрее, потому что ни навыков, ни труда к этому не приложено. И всегда будет найден какой-то виновник нынешних злоключений. И в первой части таковым оказывается Господин Стеклянный Человечек, который всеми силами пытался уговорить Петера подумать о других желаниях, но оставлял тому свободу воли и решений. И теперь только вторая часть сможет показать нам, достаточно ли сильным и человечным окажется Мунк для того, чтобы противоборствовать Михелю-Великану.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

Доктор Вова, 4 апреля 2011 г. 15:59

Сказка не отпускает до последней строчки! Она держит в напряжении, как в детстве (когда живо представлял себе Михеля-Великана с его громовым голосом) , так и в более старшем возрасте, когда задумываешься о том глубочайшем смысле, смысле жизни человека! Ведь все те соблазны, которые открывались перед Петером, неоднократно в течении жизни открываются практически перед каждым из читателей. И мы всегда стоим перед выбором, в какую сторону повернуть. Потому что совместить богатство, праздность, бесконечное везение, алчность и скупость, с добротой, отзывчивостью, жертвенностью, трудолюбием, умением радоваться мелочам, практически и теоретически невозможно. И зачастую, понимает это человек (выбравший Михеля-Голландца) лишь тогда, когда обратной дороги уже нет! Но у самых сильных людей (сильных характером, духом, волей) может получиться начать все заново, с чистого листа! Если только «золотой телец» не вытеснил полностью Бога из человека.

А уж если вытеснил, то эволюция падения у всех одинакова: сначала немилосердный, затем жестокосердный, потом бессердечный, затем бездушный (т.е. без души и соответственно без Бога в ней) , и в конце концов — бесчеловечный, т.е. уже и не человек вовсе, а так, одна оболочка. И прахом становятся все его богатства, и прахом становится не только он сам, но и сама память о нем. Очень нужная, очень жесткая, даже жестокая (своей суровой и неприкрытой правдой) сказка! Но благодаря милосердию и человечности Автора, у Петера нашлось сил и мужества повернуть все вспять! И спасибо Великому Сказочнику именно за такой оптимистический финал!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Вильгельм Гауф «Рассказ о гульдене с оленем»

Доктор Вова, 4 апреля 2011 г. 13:49

«Чтоб потом себя не винить, в том, что делал кому-то больно

Нужно добрым на свете быть, злого в мире и так довольно..»

Именно эти строки вспоминаются каждый раз, когда я перечитываю эту пронзительно-грустную историю, написанную Великим Гауфом. И пусть Куно не прожил долгую жизнь, пусть в его жизни не было слишком ярких подвигов, главное что у него было с лихвой — это доброта, благочестие и почтение к старшим! И пусть не на Земле, так на небесах, ему воздастся сторицей, в отличии от его отвратительно мерзких братьев и мачехи, которые из-за своей жадности и подлости не унаследовали ничего, кроме гульдена с оленем. Но главное их наследство — это несмолкающие насмешки и издевки, которые они будут слышать всегда!

Поучительно, мудро, красиво, грустно! Спасибо Автору за это сказание!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Вильгельм Гауф «Карлик Нос»

Доктор Вова, 4 апреля 2011 г. 12:39

Одна из самых любимых сказок моего детства! Остающаяся таковой по сей день! У Гауфа, и в этой сказке и в других, несмотря на добрый финал, всегда оставлено место для собственных фантазий по продолжению темы. А если принять во внимание, что детские фантазии безграничны и незашоренны (как у взрослых) , то становится понятным почему эта сказка стала родной для детворы всей Земли! Повара ведь есть везде, как и длинноносые старухи, как и чванливость и самолюбование! Сказка наполнена глубоким смыслом (как и остальные сказки Гауфа). Она и учит, и наставляет, и предостерегает, и помогает «видеть сердцем» ! И за это — низкий поклон Автору и от детворы, и от их родителей!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Вильгельм Гауф «Маленький Мук»

Доктор Вова, 4 апреля 2011 г. 11:47

Ту, бесконечную по глубине и простую по смыслу истину, что вложил Автор в эту сказку, впору было бы прочитать из сочинения человека, умудренного многими десятилетиями жизни и жизненного опыта! Не суди по внешности, смотри в душу! Но Автор прожил всего-то 25 лет! Видимо, все таки дело не в простом количестве прожитых лет, а в том качестве, что кому-то раскрывается сразу, а кому-то не откроется никогда! Как в песне у Макаревича:

«Тот был умней, кто свой огонь сберег — он обогреть других уже не мог,

Но без потерь дожил до теплых дней.

А ты так спешил, ты все спалил за час и через час большой огонь угас,

Но в этот час стало всем теплей!»

И именно благодаря ярчайшему костру его творчества, нам становится ТАК тепло, хорошо и немного грустно от его «Маленького Мука» и остальных замечательных произведений!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Вильгельм Гауф «Караван»

Доктор Вова, 4 апреля 2011 г. 09:57

Все 6 историй, составляющих «Караван» , необычны, волшебны, таинственны и интересны для чтения в любом возрасте. Они интересны и сами по себе, как отдельные сказки, но вместе предстают как бриллиант, получивший великолепную огранку! Ими зачитывались и восторгались задолго до нас и будут читать всегда, по крайней мере до тех пор, пока человечеству будут нужны красивые, волшебные истории, наполненные тайнами, магией, будоражащие воображение и волнующие душу, до тех пор, пока человек будет смотреть на звездное небо! А ведь автор прожил всего 25 лет! Читая произведения Гауфа, как-то сразу вспоминаются строчки из песни Цоя:

«Мы знаем, что так было всегда, что судьбою больше любим,

кто живет по законам другим и кому умирать молодым.

Он не помнит слова «да» и слова «нет» , он не помнит ни чинов, ни имен,

И способен дотянуться до звезд, не считая, что это — сон...»

И его, Гауфа, «Караван» , это и есть те самые звезды, до которых он дотянулся и те самые звезды, на которые человек будет смотреть всегда!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вильгельм Гауф «Карлик Нос»

Текстоплёт, 2 апреля 2011 г. 03:07

Эх, воспоминания: дача пасмурным летом, но как всегда книжки и не сильно скучаю. А тут ещё герой повар — и сам кушаю, и читаю про вкусное. Ещё всё хотелось той приправы чудесной :lol:

Приятная сказка, в меру мрачная когда это требуется и с хорошим повествованием. Думаю при внимательном чтении откроется многое.

Оценка: 9
⇑ Наверх