FantLab ru

Все отзывы на произведения Николая Внукова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Николай Внуков «Слушайте песню перьев»

Mishel5014, 12 января 15:04

Эта повесть любопытна уже тем, что в ее основе лежит очень вероятная мистификация. Главный герой — Сат-Ок, он же Станислав Суплатович — реальный человек, но партизанил, как оказалось, не в Армии Людовой, а Армии Крайовой. Был ли он сыном индейца на самом деле? Или все эти истории про индейца, который снимал немецких часовых из лука и пускал под откос немецкие эшелоны — удачный вымысел?

За воспоминания из детства — 7 баллов. У нас в классе на эту книгу очередь стояла. Тогда читалась на ура, сейчас перечитывать, пожалуй, не рискну.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сат-Ок

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Николай Внуков «Один на один»

nostromo 2015, 10 мая 2017 г. 18:30

Отличная книга для любого , в том числе самого придирчивого читателя. Здесь создано очень достоверное и реалистичное описание выживания подростка на изолированном острове , в отличие от многих подобных робинзонад, прочитанных мною.Медуза может смертельно ужалить, в птичьем яйце может оказаться зародыш вместо жидкости, тюлень может оказаться ловчее охотника, вкусные корни могут резко надоесть, муравьи могут серьёзно закусать и т.д. Прочтите своим детям и сами тоже. Не пожалеете.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Николай Внуков «Один на один»

zdraste, 23 февраля 2017 г. 02:05

Произвела яркое, ошеломляющее впечатление. Такие книги проходят через время, и никогда не забываются, не теряют актуальность. Подросток рассуждал, действовал, поступал так, как не каждый взрослый бы смог. Сила духа, воли, несгибаемый оптимизм; на протяжении всего своего нахождения на острове, мальчик не впадал в уныние, вспоминал своих близких, анализировал свои поступки, гнал чувство обреченности, и жил надеждой, что отец его найдет. Из всего мне не понравился отец, который даже не удосужился искать своего сына; может он и хороший воспитатель, вкладывал в своего отпрыска нужные качества, но какой то уж он... не знаю, не подберу слова.

Главный герой с сильным характером, с такого нужно брать пример.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Николай Внуков «Один на один»

gamarus, 21 февраля 2017 г. 15:40

«Неужели всю свою жизнь человек должен учиться быть человеком?»

/Николай Внуков «Наша восемнадцатая осень»/

Когда мы были мальчишками, в наших мечтах о приключениях не было укусов пауков или ударов молнии, после чего бы мы получили сверхспособности, с которыми вряд ли знали что делать. Наши желания были более приземлённые, но не менее впечатляющие. Мы хотели путешествовать, открывать новые земли, бороздить просторы океанов. И редкий мальчишка, не завидовал героям книг Майн Рида, Жюля Верна, Роберта Стивенсона и Даниэля Дефо. Участь книжных робинзонов нас пугала, завораживала перспективами и манила как никакое другое приключение.

Александр Бараш не был исключением, и однажды его тайное желание осуществилось. Вот только упав с катера в сильный шторм, он оказался не на тропическом острове с изобилием растительности и живности, а на неприветливом скалистом клочке суши в холодном Охотском море. Не наградила героя судьба ни провиантом, ни оружием.

«Перочинный нож с двумя лезвиями, шилом, штопором, отверткой и с медной петелькой на рукоятке, чтобы носить его на ремешке, пристегнутом карабинчиком к поясу. Мне его подарил отец в прошлом году на день рождения.

Пластмассовая расческа с футлярчиком.

Ключи от квартиры на стальном колечке.

Огрызок карандаша длиной с указательный палец.

Две большие английские булавки, которыми я закалывал снизу манжеты брюк, когда катался на велосипеде.

Кусок капронового шнура — метра два — от планктонной сетки.

Широкий ремень от джинсов со здоровенной латунной пряжкой.

Кеды, совсем новенькие, на толстой белой подошве, с губчатыми белыми стельками. Я их сам покупал в спортивном магазине в Находке. Подобрал так точно по размеру, что они почти не чувствуются на ноге.

Нитяные носки с резиночкой наверху.

И все.

Больше у меня ничего нет»

Вот такое небогатое имущество было у Саши. От того поразительней становится история выживания парнишки в одиночку, в неприветливых условиях, где можно только рассчитывать на себя. Поиск и обустройство укрытия, добыча огня и еды, решение ежедневных проблем подбрасываемые недружелюбным климатом и природными катаклизмами закаляли юного героя, заставляя иначе посмотреть на мир и человека в нем, бросить иной взгляд на родных и близких их значение в собственной судьбе, переосмыслить жизненные ценности и ориентиры.

По началу, Саше даже где-то нравится его положение, он воспринимает это как непростое, но увлекательное приключение, но с каждым прожитым днём на острове начинает понимать, что идет борьба уже не на жизнь, а на смерть.

Повествование ведётся от первого лица, подробное, но чуть суховатое в начале, оно все более эмоциональным становится к концу. Нам же только остаётся переживать за героя с каждой строчкой всё сильнее и удивляться невероятному мужеству и стойкости четырнадцатилетнего подростка.

Ещё один немаловажный момент, который нужно знать об этой повести: книга основана на реальных событиях.

В 1977 году Николай Внуков прочитал небольшую заметку в газете «Тихоокеанский комсомолец» о Саша Барабанове (так по-настоящему зовут прототипа книги), прожившим на острове в Тихом океане два месяца в одиночку. Он бросился разыскать парня. В своих воспоминаниях Внуков пишет:

«И вот Саша Бараш передо мной — худенький, невысокий, застенчивый. Рассказывает медленно, обдумывая каждое слово. А я смотрю на него и с трудом верю, что передо мной — современный Робинзон.

Три вечера он рассказывал мне, как жил на острове. Я записал его рассказ в толстую тетрадь. Позже эти записи превратились в повесть»

Повесть получилась человечной, трогательной и поучительной одновременно. Николай Внуков, как мне кажется, очень умело передал характер переживания подростка оказавшегося в подобном положении. Помимо прочего, это ещё и практическая инструкция по выживанию в диких условиях. Обстоятельно, доходчиво, практически на пальцах, Автор и его герой поведали нам хитрости, и премудрости, которые помогали Саше выжить.

Кстати говоря, в Японии очень высоко оценили эту повесть, включив её в обязательную школьную программу.

Наверное, хватит рассказывать о книге, лучше взять и прочитать. И если у вас есть сын, племянник, младший братишка обязательно дайте прочитать и ему, не забыв упомянуть, что история эта приключилась на самом деле. Возможно тогда, часть настоящего мужества проникнет и в их молодые сердца.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Николай Внуков «Наша восемнадцатая осень»

gamarus, 16 сентября 2015 г. 20:35

Раз десять начинал писать этот отзыв, и каждый раз удалял черновик. Очень трудно было найти подходящие слова, которые могли бы передать мои чувства, во время чтения, включая и безмерную благодарность Автору за эту книгу. А не поделиться впечатлениями я тоже не мог. И даже если вам мои слова покажутся корявыми, банальными и плохо передающими действительно сильные эмоции, то прошу это списать на невозможность мною, как рецензента, в минуты сильного волнения, чётко высказать свои мысли.

Издательство «Речь» не так давно переиздало серию ретро-повестей и рассказов советских и русских авторов, в центре которых дети разных поколений. Серия называется «Вот как это было». Подборка даже при беглом знакомстве выглядела многообещающей, как по качеству издания, так и по содержанию. Мне, как отцу двоих детей, трудно было устоять перед искушением, пополнить домашнюю библиотеку несколькими книгами. Во-первых, хотелось, чтобы дети приобщились, во-вторых, чего уж тут скрывать, сам я тоже любитель окунуться в такую литературу. Взялся я именно за эту повесть, наверное, потому, что тут уже само название «Наша восемнадцатая весна» в совокупности с темой Великой отечественной войны рождало кучу сильных эмоциональных ассоциаций. Я не ошибся, в выборе, а прочитав всего пару страниц, понял, что книга предлагает мне нечто большее, чем я ожидал. Она рассказывала правду, рассказывала, как это было...

Действие книги начинается в курортном городке Северного Кавказа в августе сорок второго года. Война повсюду: и в газетах, и по радио и в разговорах соседей, да и фронтовая линия всего в каких-то ста, может чуть больше, километрах. Но, несмотря на это, вчерашним школьникам кажется, что она ещё где-то далеко и сердце не хочет понимать того, что не сегодня-завтра она постучится и в их дверь.

Герой повести Ларька Пономарёв, которому должно стукнуть 18 лет только через пару месяцев, как и его одноклассники, получают повестку о досрочном призыве в армию. С этого момента, по сути, и начинается повествование.

Книга, как я уже говорил, с первых же страниц завораживает, не только лёгким, понятным и в тоже время богатым языком, но ещё и своей правдивостью. Достоверность происходящего, чувства, поступки, диалоги, настолько реальны, что не оставляют не единого шанса быть безучастным. Здесь нет лозунгов, пафоса, надрыва, нет здесь и лихого геройства. Будет всё по-честному, без прикрас. И вот эта честность настолько искренняя, настолько не замутнёно-светлая и в тоже время печально-горькая, что читать без мурашек, без кома в горле, без ломоты в переносице просто невозможно.

Герои книги это не вчерашние дети, они всё ещё дети. Они даже толком не напуганы, они растерянны, сбиты с толку, их разум цепляется за любые незначительные, но родные мелочи в попытке запомнить двор, улицу, знакомые лица всё, что будет напоминать о доме, напоминать о мире и отодвигать мысли о войне.

Николай Внуков скрупулёзно и досконально воспроизводит, из своих собственных воспоминаний, всю картину ощущений, настроений, переживаний, которую может испытывать ребёнок, отправляющийся на фронт и принявший свой первый бой.

Но не подумайте, что повесть удручающе мрачная и тоскливая. С мальчишками будут их светлые и очень яркие воспоминания: о родителях, школе, девчонках, ребячьих забавах. Рядом будут друзья, будут наставники.

Незабываемый образ в книге — это сержант Цыбенко. Умудрённый опытом вояка, с хорошим и добрым чувством юмора, говорящий на чудесном русско-украинском диалекте, влюбляет в себя с первого же появления в книге. Но и тут, узнав, что ему всего 26 (!) лет, непроизвольно стискиваешь зубы от привкуса горечи и вселенской несправедливости, что отбирает у молодых детство и молодость.

Будут уходить и жизни. И опять же, Автор не будет спекулировать эмоциями, опишет все, так как и должно быть, когда это происходит не в книгах или кино, а по-настоящему, в реальной жизни.

И если говорить о возрасте наших героев, то нельзя не упомянуть и того факта, что уже прочитав книгу и знакомясь с краткой заметкой о Николае Внукове, на меня опять вылили ушат холодной воды. Понятно, что история Иллариона Пономарёва автобиографическая, но совершенной неожиданностью для меня стало то, что на самом деле события происходят с ребятами на год младше. Из-за цензурных соображений, сославшись, на то, что во время войны не забирали 16-17 летних подростков на фронт, Автора попросили поменять название книги и возраст героев.

В заключении хочу ещё раз сказать, что очень благодарен судьбе, что свела меня с таким прекрасным произведением. Это не просто правда о войне, о героях в образе мальчишек и девчонок того времени. Это такая правда, которой не нужно искать дорогу к нашему сердцу, это та правда, которая притягивает наши сердца как магнит и потом уже никогда не отпускает, впрыскивая в нас то, что неуловимо меняет нас в сторону настоящей человечности.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Николай Внуков «Динамис мобилис»

Караидель, 5 марта 2015 г. 11:35

Отличный сборник рассказов о подростках 60-х годов — мечтающих, жадных до жизни и знаний, безрассудных, увлекающихся. Все рассказы, кроме последнего, «Фотография Архимеда», объединены общими героями. В рассказах чувствуется дух эпохи — когда подростки мечтали быть учёными и инженерами, а не счетоводами и юристами.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Николай Внуков «Фотография Архимеда»

heleknar, 17 августа 2014 г. 01:40

Хорошая психолого-фантастическая повесть. Пока юный любитель астрономии, силой мысли совершает межпланетные перелеты, его успеваемость в школе и отношения с родителями катятся в тартарары. Хочу отметить два момента:

Во-первых, запуганность матери Андрея и сосредоточенность её на вещах и еде, становятся понятным если вспомнить время действия повести — середина 1960-ых годов. Мать пережила репрессии и, возможно, была под фашистской оккупацией. Вполне понятен её страх перед непонятной возней сына на чердаке.

Во-вторых, отец героя из судейских. То есть, часто видел к чему приводит детей отсутствие контроля со стороны родителей.

Добавляем к этому полное нежелание Андрея идти на контакт с родителями, фразы вроде: «Ты этого не поймешь», и получаем грустный, но закономерный финал.

Оценка: 8
⇑ Наверх